цифровая гуманитаристика что это
В гуманитарных науках формируется новое направление исследований
10:00, 7 августа 2019
Анна Плотникова рассказала о цифровой гуманитаристике
Цифровая гуманитаристика (Digital Humanities) – это новая динамично развивающаяся междисциплинарная отрасль на стыке гуманитарных и компьютерных наук. О том, что это такое и где этому учат, мы поговорили с директором департамента «Филологический факультет» Анной Плотниковой.
Чем именно занимается «цифровая гуманитаристика»?
В последние десятилетия в гуманитарных науках появилось множество прикладных задач, для реализации которых необходимы те или иные компетенции в области точных и компьютерных наук. Можно сказать, что развитие компьютерных технологий за последние два десятилетия сильно изменило научное пространство. Стали появляться исследовательские ресурсы, которые раньше просто технически не могли быть реализованы: это лингвистические корпусы и конкордансы, исторические и текстовые базы данных, электронные библиотеки, предлагающие доступ к редким или уникальным изданиям и памятникам, снабженные разметкой и поисковыми возможностями, геоинформационные системы, позволяющие визуализировать географическое распределение тех или иных данных и многое другое. Создание подобных ресурсов, которыми каждый день пользуются тысячи гуманитариев, является одной из задач Digital Humanities.
Компьютер позволяет хранить и обрабатывать огромные массивы данных, сортировать эти данные по различным параметрам и алгоритмам, наглядно представлять результаты такого анализа. Без использования компьютерных аналитических инструментов были бы невозможны тысячи интереснейших научных проектов – от визуализации социальных сетей писателей через анализ их писем и установления авторства текстов до картографирования торговых путей в античности и создания виртуальных музеев. В некоторых отраслях гуманитарного знания подобные проекты производят настоящую революцию. Например, прямо на наших глазах такая радикальная трансформация происходит в литературоведении, где не просто проявляются новые задачи и приемы анализа, но меняется сам характер взаимодействия исследователя с изучаемым им текстом.
Что должны уметь «цифровые гуманитарии»?
Прежде всего, это междисциплинарная сфера, поэтому базовое образование может быть разным. В среде специалистов в области Digital Humanities есть философы, литературоведы, социологи, историки, педагоги, журналисты, психологи. Пожалуй, нет такой отрасли гуманитаристики, куда бы не проникли компьютерные технологии. На втором этапе к этим базовым знаниям добавляются компетенции в области компьютерных наук. Конечно, такой специалист должен иметь навыки программирования, веб-дизайна, создания баз данных. В некоторых случаях полезными являются знания в области статистики, теории вероятностей. В то же время надо сказать, что глубокие знания в сфере IT нужны далеко не всегда. Сегодня существует множество готовых программных продуктов, которые позволяют реализовывать собственные аналитические задачи и при этом не погружаться слишком глубоко в математические основы работы подобных инструментов. Очевидно, что со временем таких вспомогательных программ будет становиться все больше.
Могут ли эти знания пригодиться за пределами академической науки?
Название «цифровая гуманитаристика» или «цифровые гуманитарные науки» апеллирует прежде всего к решению научных задач, но реально сфера приложения навыков в области Digital Humanities значительно шире. По сути, «цифровой гуманитарий» – это человек, который умеет формализовывать различные виды данных и анализировать их по тем или иным параметрам с помощью различных компьютерных программ. На самом деле, нет принципиальной разницы между работой исследователя, строящего базу данных, чтобы изучать эволюцию рынка готового платья в Париже конца XIX века, и работой маркетолога, отслеживающего динамику спроса на электрические самокаты в сегодняшнем Екатеринбурге. В этих двух случаях будут разными источники данных и полнота сведений, но принципы работы – одни и те же. Специалист в области Digital Humanities – это не столько ученый, сколько аналитик, владеющий определенным набором компьютерных инструментов, в то же время анализируемые данные могут быть самими разными.
Цифровая гуманитаристика
Описание программы:
Цифровая гуманитаристика, или Digital Humanities, — это современное направление науки, связанное с применением компьютерных методов в социальных и гуманитарных исследованиях. В ходе освоения программы студент, с одной стороны, приобретает широкие знания в области теории и методологии гуманитарных дисциплин, а с другой — навыки компьютерного сопровождения таких исследований, которые могут применяться как в академической среде, так и за ее пределами при решении широкого круга аналитических задач. Студент учится формализовывать различные виды данных, анализировать их с использованием современных IT-инструментов, представляя результаты своего анализа в электронной форме.
Программа реализуется совместно с компанией СКБ Контур, одним из национальных лидеров IT-отрасли. Сотрудники СКБ Контур преподают студентам дисциплины технического и управленческого циклов, руководят практикой студентов. Лучшие студенты привлекаются к работе над реальными IT-проектами компании.
Программа вошла в Топ-10 наиболее перспективных специальностей по версии «Российской газеты».
Есть вопросы? Задайте их в «Фейсбуке» и «ВКонтакте» или по телефону горячей линии по приему-2020 8 905 800 35 95!
Для Вас доступна запись онлайн-встречи с представителем образовательной программы. Прямой эфир состоялся в рамках Дней открытых дверей УГИ УрФУ в мае 2020 года.
Для кого предназначена эта программа?
Программа предназначена для студентов, интересующихся возможностями применения современных компьютерных решений в гуманитарных и социальных исследованиях, как чисто академических, так и отраслевых, а также для ребят, стремящихся заниматься аналитической и управленческой работой на предприятиях IT-отрасли и в смежных сферах бизнеса.
Преимущества программы
Есть вопросы? Задайте их в «Фейсбуке» и «ВКонтакте» или по телефону горячей линии по приему-2020 8 905 800 35 95!
Уважаемые абитуриенты, доступна запись онлайн-встречи с представителем образовательной программы. Прямой эфир состоялся в рамках Дней открытых дверей УГИ УрФУ в мае 2020 года.
Обсуждаем Digital Humanities — направление для исследований на стыке компьютерных и гуманитарных наук
Антонина Пучковская, кандидат культурологии и директор международного центра цифровых гуманитарных исследований, рассказывает о развитии нового направления — digital humanities — в Университете ИТМО и тематической магистратуре.
Фотография: Masaru Suzuki. Источник: Unsplash.com
@dmitrykabanov: В первую очередь хотел бы отметить ваш сегмент в ролике «Девочка, смелее!» на YouTube-канале Университета ИТМО. В его записи приняла участие и Екатерина Скорб, с которой мы ранее общались и готовили интервью.
А вы в этом видео рассказали, что в какой-то момент решили перестать быть исключительно гуманитарием и погрузились в сферу digital humanities. Расскажите, пожалуйста, чем вас привлекла эта тема, и как вы к ней подступились?
Антонина: Спасибо за вопрос. Думаю, что у многих «цифровых гуманитариев» есть похожая история, которую можно было бы рассказать. В моем случае все выглядит достаточно просто. Через некоторое время после того, как я начала работать в Университете ИТМО — еще в качестве преподавателя английского, а потом и культуролога и кандидата в этой области — я задумалась о том, как могла бы применять свой опыт в более интересном ключе. Для этого решила посмотреть, что есть на стыке технологий и гуманитарного знания, культурной памяти и презентации культурного наследия, а по мере изучения темы — дошла до профильного мероприятия — недели цифровых гуманитарных исследований в Нью-Йорке.
Это — открытый эвент без жестких ограничений для участников с семинарами и воркшопами по той или иной тематике из области digital humanities. После проработки того, как я могла бы применить там свое культурологическое образование, я подала заявку на участие. К счастью, ее приняли, а еще меня поддержал Университет ИТМО и командировка в Нью-Йорк действительно состоялась. Там я познакомилась с представителями экспертного сообщества в этой сфере — например, профессором Кимоном Керамидасом, одним из организаторов. Кстати, сейчас он преподает и у нас на программе для магистров и участвует в нашем формате DH Week в ИТМО.
Стоит сказать, что само направление, конечно, относительно новое.
Дмитрий: Что-то вроде computer science, но для гуманитариев?
Антонина: Ранее его назвали humanities computing, а сейчас иногда используют minimal computing, но digital humanities — наиболее частое и актуальное наименование для этого направления. Его принадлежность к гуманитариям понятна, однако сейчас мы видим, что и ребята с техническим бэкграундом интересуются данной темой. Они стремятся использовать свои знания и опыт для работы в командах, которые готовят комплексные решения на базе культурных институций. Так они могут поучаствовать в реализации того или иного проекта с возможностью влиять на общую цель и способы ее достижения, а не замыкаться на узкоспециализированных задачах, которые сегодня готов предложить среднестатистический работодатель.
У нас нужно «переизобретать» задачи. Это — итеративный процесс, поэтому он достаточно понятен и интересен тем, кто обладает ИТ-бэкграундом.
Дмитрий: Чтобы наши читатели и слушатели могли лучше себе представить, как выглядят такие проекты, могли бы вы, пожалуйста, рассказать о паре примеров? По большей части над ними работают в команде или бывает и личный формат?
Антонина: История с запуском digital humanities и институциализацией этого направления у нас началась с проекта St. Retrospect. Как раз после участия в нью-йоркской тематическом мероприятиия подготовила заявку на конкурсный отбор интердисциплинарных научных проектов в ИТМО. Победить здесь получилось как раз с идеей нестандартной визуализации городских локаций. Она подразумевала вывод так называемой истории ассоциаций того или иного места с известными личностями, которые могли останавливаться, жить или отдыхать там. Ретроспективный подход позволил сформировать такую историю на определенном временном отрезке — собрать данные о локациях, персонах и их связях между собой, а далее — визуализировать все это на карте. Сейчас этот проект мы задействуем для проведения практических занятий со студентами первого курса магистратуры. Они работают с ним в зависимости от собственных интересов с точки зрения известных личностей и определенной эпохи: занимаются подготовкой данных, строят тематические маршруты и применяют навыки цифрового сторителлинга.
В таких возможностях заинтересованы музеи, библиотеки и другие институции. Они готовы сотрудничать и делиться контентом, а наши ребята — обрабатывать его, продумывать пользовательские сценарии и доводить до состояния готового цифрового продукта. Так, наши ученики выпустили приложение Que.st с игровыми экскурсиями — можно гулять по Петербургу и интересоваться окружением.
Дмитрий: Как вы можете описать ход развития этого направления? Расскажите, пожалуйста, как вам удалось добиться доверия со стороны институций?
Антонина: Вместе с коллегами, которые изначально подключились к нашему первому проекту, мы успешно защитили его на каждом из этапов конкурсного отбора, а после этого Козлова Дарья Константиновна, первый проректор, предложила мне стать руководителем образовательной программы для будущих магистров. Она называется интеллектуальные системы в гуманитарной среде. В ходе запуска магистратуры еще в 2019-м мы начали сотрудничать с представителями культурных институций, а позже они вошли в состав комиссии и участвовали в оценке работ наших учеников.
Далее мы попробовали себя в истории с грантами, потом у нас появились различные внешние заказчики. Сегодня мы занимаемся и исследованиями, и адаптацией готовых решений и алгоритмов для прикладных задач. Например, для работы с материалами на русском, выпущенными до реформы орфографии 1917 года.
Еще сейчас мы переходим от «проектной» к «продуктовой» магистратуре и считаем, что нужно демонстрировать результат работы в понятном виде — как для широкой общественности, так и для сообществ специалистов в области культуры. Последние в наибольшей степени заинтересованы в таком подходе. Для них он означает привлечение дополнительного внимания и выход на новую аудиторию за счет интересных цифровых продуктов. Поэтому культурные институции готовы сотрудничать с нами. А другие структуры видят пул наших работ, и чем больше их становится, тем большее число людей о нас узнает и быстрее идет развитие.
Чем эффективнее мы применяем методы нарративного дизайна и цифрового сторителлинга, тем лучше нам удается «реанимировать» накопленный нашими коллегами контент и преподносить его аудитории в том виде, который она ожидает увидеть и находит удобным здесь и сейчас.
Дмитрий: Как вы видите эволюцию наполнения технологического и методологического стека образовательной программы? Используете ли вы зарубежный опыт или опираетесь на локальные особенности?
Антонина: Когда мы начинали работу над визуализацией культурной памяти Петербурга, конечно же, сразу понимали, что база примечательных локаций никогда не будет завершенной. Перед нами огромный корпус краеведческих данных, который требует обработки и подготовки, поэтому это — продолжающийся проект. Его тему мы определяли сами и делали это достаточно свободно, потому что тогда у нас не было такого количества партнеров, да и магистратуру только запускали.
Сегодня наши студенты могут предложить свои темы выпускных работ. Так поступили многие из первого потока — например, одна из наших учениц занималась эстонскими писателями, попавшими в ГУЛАГ, прошедшими его и продолжившими свое дело. Она проанализировала изменения в стиле их письма под воздействием столь травмирующего опыта, однако осуществила это без инструментов для автоматизированного анализа текста, плюс — сделала упор на визуализацию. С помощью такого продукта можно посмотреть цитаты, пояснения, сравнения и отследить изменения.
Еще один пример — анализ истории памятников конфедератов. Решения, использованные в этом проекте, мы предложили перенести на памятники, расположенные в Петербурге, — сделать side-проект по мотивам St. Retrospect, о котором мы говорили выше. Это получилось осуществить, поработать над визуализицией с помощью Tableau и запустить сайт.
У нас индивидуальней подход к каждой теме. Так, на определенной итерации мы можем понять, что нашей экспертизы мало, и привлекаем сторонних экспертов из ИТМО с опытом в computer science, машинного обучения или из культурных институций. От этого во многом и зависит наполнение и фокус для определенного студента. Однако не все могут предложить что-то свое, самостоятельно выбрать тему и мотивировать себя на ее проработку. Поэтому сейчас мы делаем чуть больший упор на предварительную подготовку тем вместе с культурными институциями. Они предлагают направления, задачи, предоставляют дата-сеты и стараются помочь нашим студентам довести ту или иную тему до успешного завершения. Один из таких проектов направлен на аудиторию Музея истории религии. По задумке автора он поможет отслеживать «эмоциональный след» по мере продвижения по экспозиции. И — помимо личных оценок — позволит познакомиться с тем, как тот или иной объект интерпретировали ранее — в исследованиях и иных культурных контекстах. Сейчас мы думаем над тем, как представить все это в удобном интерфейсе.
Антонина Пучковская, кандидат культурологии и директор DH-центра в ИТМО
Еще у нас развивается направление нарративного дизайна, где мы задействуем Twine и другие похожие решения. Такие инструменты, конечно же, мы осваиваем по мере того, как у нас появляются данные, с которыми можно работать.
Дмитрий: Получается, что у вас есть гибкий подход к тематике личных проектов, но при этом есть и требования к результату. На выходе должен быть продукт, и зачастую готовить его нужно в сотрудничестве с внешними организациями. Есть ли все-таки какие-то рекомендации или пререквизиты для поступающих к вам?
Антонина: На самом деле таких пререквизитов нет. Для нас главное — заинтересованность. Вместе с учениками мы сможем разобраться с тем, как подступиться к теме. Поэтому к нам свободно идут люди с опытом в разработке, аналитике и сферах, которые не так и связаны с ИТ. На этапе собеседования мы продумываем их образовательную траекторию и помогаем определиться с ролями в командах, когда они начинают работать над крупными проектами. Например, для ИТ-специалистов это может быть ведущая роль, а для гуманитария наша программа даст хорошую базу в области computer science и аналитических инструментов. Поэтому в ходе образовательного процесса преподаватели продумывают кейсы, иллюстрирующие теорию, в зависимости от уровня компетенций студентов.
В целом наша программа сфокусирована больше на коммуникации с аудиторией — на том, как можно обработать и представить информацию. А в процессе этого — взаимодействовать с людьми, обладающими различным опытом и взглядами.
Дмитрий: Какие вы могли бы порекомендовать источники для тех, кто хотел бы познакомиться с мировым опытом в этой области? Где можно посмотреть, чем занимаются зарубежные эксперты по направлению digital humanities?
Антонина: С академической точки зрения — можно почитать статьи. Есть такие издания, как Digital Humanities Quarterly, Debates in DH, A Companion to DH и другие. Стоит обратить внимание и на профильные репозитории различных университетов на GitHub, плюс — их информационные ресурсы и онлайн-курсы по теме.
Стоит изучить возможности для участия в тематических конференциях и понять, какие сейчас есть варианты для знакомства и общения с представителями DH-сообщества. Обычно это очень открытые люди, если говорить о других странах, но в частности и у нас атмосфера достаточно дружелюбная — мы готовы обсуждать идеи и находить задачи для наших студентов вместе с институциональными партнерами.
Дополнительные материалы и другие выпуски нашего подкаста:
Другие хабрапосты в нашем блоге:
Цифровая гуманитаристика
Интервью с руководителем программы
Будущее — за информационными технологиями. Гуманитарная сфера требует изменений!
Исследуя роль компьютерных технологий в современных гуманитарных исследования, мы познакомились с Анной Плотниковой — научным руководителем магистерской программы «Цифровая гуманитаристика». Программа реализуется первый год, но она уже вызвала большой интерес со стороны студентов. О том, в чем состоит суть необычного направления, как готовят студентов и почему же так важно быть «продвинутым» гуманитарием, расскажем в нашем номере.
— Анна Михайловна, расскажите пожалуйста, что из себя представляет направление «Цифровая гуманитаристика»?
Это направление является новым в Уральском гуманитарном институте. Формально эта магистерская программа привязана к филологическому факультету, но мы сознательно воспринимали ее как междисциплинарную. Разрабатывали данную программу ученые-гуманитарии УрФУ совместно с компанией «СКБ Контур». Цель нашей программы — соединить знания всех гуманитарных наук и цифровые технологии.
— Как родилась идея создать новое направление?
Сама идея открыть такую программу появилась весной 2019 года. Думаю, что в первую очередь это связано с требованиями нашего времени. Ведь цифровые методы сейчас активно используются в разных науках: от истории до социологии. Сегодня действительно многие выпускники гуманитарных направлений стремятся дополнить свое базовое образование знаниями из области программирования, информатики, анализа данных. Так родилась идея создать новый продукт, новое направление, которое было бы интересно абитуриентам магистратуры как одна из возможных траекторий профессионального саморазвития.
— По вашему мнению, почему наблюдается такой интерес? Без технологий в гуманитарной сфере сегодня не обойтись?
Студенты понимают, что технологии в современном мире очень важны. Гуманитарное образование — это замечательно, но многим хочется научиться чему-то более прикладному, тому, что обеспечит возможности работы в будущем. Для одних выбор цифровой гуманитаристики — это возможность расширить свои исследовательские возможности, применить новые знания для решения прежде всего научных задач. Компьютерный анализ больших массивов данных и их цифровая визуализация и презентация востребованы во многих областях гуманитарного знания: от социологии игр и исторической демографии до лингвогеографии и корпусного стиховедения. Для других — это скорее возможность выйти за пределы чисто академической сферы и найти себя в реальном секторе экономики.
— Есть ли интерес к программе у студентов технических специальностей?
Да, безусловно. Сейчас на этой программе обучаются 12 человек, и все они имеют разное базовое образование. Интересно, что выпускники технических специальностей выбрали эту программу как раз потому, что хотят научиться использовать свои знания в гуманитарной сфере, в то время как гуманитарии стремятся расширить свои профессиональные возможности за счет получения знаний в области компьютерных технологий. Цифровая гуманитаристика — это одна из тех образовательных областей, где гуманитарии и технари работают бок о бок, обогащая друг друга. Так что двери направления «Цифровая гуманитаристика» открыты для выпускников любых специальностей.
— Кого готовят на выходе?
Программа готовит прежде всего аналитиков — людей, умеющих собирать, обрабатывать и анализировать различные данные. Эти данные могут быть извлечены из каких-то исторических или текстовых источников, а могут представлять собой данные бизнес-статистики. В этом смысле формируемые навыки достаточно универсальны. Именно по этой причине наши студенты интересуют компанию «СКБ Контур», уже сейчас некоторым из них «СКБ Контур» предложил работу. Два дня в неделю студенты учатся на площадке «СКБ Контур», изучают аналитику в бизнесе. Остальные дни ребята получают знания в области применения цифровых технологий в академической сфере. В учебном плане есть самые разные дисциплины. Например, я веду базовый курс «Теория коммуникации», — это универсальная дисциплина, которая будет полезна любому специалисту, выстраивающему взаимодействие в профессиональной среде.
— Как происходит само взаимодействие гуманитарного и цифрового?
Так как я сама являюсь лингвистом, приведу пример из своей научной области: для того, чтобы исследовать определенное языковое явление, например, историю изменения значения какого-либо слова или развитие той или иной грамматической конструкции, мы работаем с большими массивами текстовых данных, которые называются лингвистическими корпусами. Создание и совершенствование таких корпусов — это сложная, долгая и весьма трудоемкая задача, которая требует как глубоких лингвистических знаний, так и прикладных навыков в области компьютерных наук. Более очевидные для непосвященных примеры — это системы автоматического перевода, которые за последние десятилетия стали рутинным инструментом, которым мы пользуемся в своей ежедневной работе. Такие системы могут быть основаны на различных математических алгоритмах, очень по-разному работающих с языковыми данными. Аналогичные научные задачи, требующие от исследователя «двойной компетенции», существуют во многих областях гуманитаристики.
— Значит, цифровые технологии активно используются и в науке?
Конечно. В этом смысле «Цифровая гуманитаристика» — это программа на опережение. Мы понимаем, что современный человек существует в цифровом мире, и цифровизация неизбежно будет все глубже проникать в исследовательскую практику. Например, на филологическом факультете с 1960-х годов хранится ценный архив фольклорных материалов, собиравшийся студентами и преподавателями в течение нескольких десятилетий экспедиционной работы. Эти материалы существуют исключительно в рукописном виде. Сегодня мы хотим не просто оцифровать этот архив, а представить его в современном виде, чтобы с ним могли работать исследователи, находящиеся за много сотен километров от Екатеринбурга. Для этого необходимо оцифровать и систематизировать данные по различным параметрам, подробно описать каждый фольклорный текст, создать удобную систему поиска. Это один из тех научных проектов, который мы планируем реализовать. Будущее за междисциплинарными проектами, которые позволяют объединять гуманитарное знание и информационные технологии.
— Каково дальнейшее развитие направления?
Сложно сказать, на что будут способны и как будут выглядеть цифровые технологии через 3–4 года. Изменения в этой сфере происходят гораздо быстрее, чем в гуманитаристике. Возможно, что и нашу программу ждет новый поворот. В перспективе эта программа должна стать базой для развития новых междисциплинарных исследовательских проектов на базе различных департаментов УГИ УрФУ. Но на начальном этапе мы будем прежде всего развивать сотрудничество с «СКБ Контур» и заниматься совершенствованием учебного плана, чтобы уравновесить технические и гуманитарные аспекты содержания образовательной программы.
— Означает ли это, что программа корректируется по желаниям студентов?
Конечно, мнение студентов учитывается. Они формулируют свои пожелания, и мы стараемся идти им навстречу. Совсем недавно студенты попросили дополнительные пары по статистике, и мы постараемся скорректировать программу. Бывает, что понравившегося преподавателя студенты просят пригласить еще раз, в таких случаях мы тоже стремимся откликнуться на их просьбу. Мы отдаем себе отчет, что программа новая, и сейчас мы должны нащупать тот путь, который является правильным как с точки зрения студента, так и с точки зрения ожиданий работодателя.
— Анна Михайловна, каким вам видится будущее программы «Цифровая гуманитаристика»?
Надеюсь, программа окажется интересной для абитуриентов. В любом случае, будущее за цифровыми технологиями. Конечно, эта программа ставит перед нами новые задачи, прежде всего — труднейшую задачу интеграции гуманитарного и технического знания. В каком-то смысле, это вызов, который мы бросаем сами себе. Но гуманитарная сфера неизбежно будет меняться. Все больше научных проектов будут требовать применения навыков программирования и различных методов автоматического извлечения и анализа данных. Многие проблемы, которые встанут перед наукой в ближайшие десятилетия, мы сможем решать только с помощью тех ребят, которые сейчас обучаются на данном направлении. Поэтому, как мне думается, реализация этой программы может очень многое дать Уральскому гуманитарному институту в целом. Развивая новое направление подготовки студентов, завтра мы сможем запустить и успешно реализовывать те научные проекты, которые сегодня еще кажутся абсолютной фантастикой.
Яна Сапса, Ундервуд: Издание Уральского гуманитарного института УрФУ, 2019, №2(5). С. 4-5.
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»