цифровая дидактика что это такое

Публикации сообщества

цифровая дидактика что это такое. Смотреть фото цифровая дидактика что это такое. Смотреть картинку цифровая дидактика что это такое. Картинка про цифровая дидактика что это такое. Фото цифровая дидактика что это такое

Цифровая дидактика: ресурсы и характеристики

во-первых, была начата серия материалов про цифровую дидактику (см. Цифровая дидактика. Вступление), и под валом других дел, она не закончена, приношу свои извинения тем, кто, возможно, ждал продолжения.Оно случилось:)

во-вторых, и тут я позволю себе самоцитату из материла Новая дидактика, где речь идет о видео работах участников конкурса iУчитель-2018

Получается, что учитель в в предложенных видео зачастую пытается отвлечь учеников от гаджетов, т.е мотивирует их обратить внимание на урок, с помощью тех же ИКТ.

Вся дидактика сводится в этом объяснении к мотивации школьников «смотреть куда надо», не отвлекаясь.

Вина ли эта молодой учительницы? Скорее беда, кто ж ее научил другому, как только слушать учителя и вникать в то, что он говорит, пусть и таким навороченным путем.

Так вот, в нашем МК «Цифровая дидактика: создаем вместе!», о котором и идет речь, мы сначала разобрались в том, что такое цифровая дидактика, результаты повторю и здесь

Затем начали подробно разбираться с содержанием предложенных мною электронных ресурсов

предварительно их просмотрев и аргументированно описав свой выбор, см.результат

РЭШ выбрало 7 участниц и Brest Stories Guide-5, «Люди гибнут за футбол», видимо, совсем не школьная тема, но это только на первый взгляд, там столько истории, обществознания, права, основанных на судьбах людей!

После выбора ресурса следовало согласно предложенному плану

визуализировать содержание ресурса с помощью различных сервисов web 2.0

Ресурс 1:

Ресурс 2:

Основополагающим для дальнейшей работы станет утверждение:

Участницами выведены характеристики цифровой дидактики, которые стали ориентиром при создании собственных обучающих продуктов (не считаем их истиной в последней инстанции!):

Также участницы МК выделили в ходе выполнения практикума недостатки предложенной для анализа разработки. При создании собственного продукта стоило их учесть:

Итак, впереди у нас было создание собственного сценария занятия в реалиях цифровой дидактики на основе двух выбранных ресурсов, с результатами познакомлю в следующем материале.

А пока можно обсуждать характеристики цифровой дидактики, делать предложения ресурсов и материало в в тему.

Источник

Цифровая дидактика что это такое

Цифровая дидактика, педагогический дизайн и создание цифровых образовательных материалов

Идти в ногу с современным поколением и одновременно привносить в жизнь его представителей серьезные задачи и обучать их решению – в этом основная сложность образовательных процессов XXI века.

22 ноября стартует особый курс повышения квалификации для педагогов от Академии Министерства Просвещения – 40-часовая программа обучения, «Цифровая дидактика».

цифровая дидактика что это такое. Смотреть фото цифровая дидактика что это такое. Смотреть картинку цифровая дидактика что это такое. Картинка про цифровая дидактика что это такое. Фото цифровая дидактика что это такое

Направление курса – повышение уровня развития образовательной системы на территории Российской Федерации. Академия Министерства Просвещения разработала программу совместно с платформой CoreApp для онлайн-обучения.

Главными акцентами КПК стали:

1) обучение эффективному применению цифровых инструментов,
2) изучение подходов к созданию ЦОМ и онлайн-курсов на примерах платформы CoreApp,
3) современные методики обучения и их применение на практике на базе цифровых онлайн-платформ.

Задача

Глобальная перестройка сознания и обретение нового видения в условиях современных цифровых реалий для преподавательского состава, принадлежащего сразу к нескольким поколениям, требовала тщательной подготовки практических материалов.

Очень многие говорят про Цифровую дидактику, но слова редко переходят в практику.

Наша миссия в этом проекте – создание для учителей практикоориентированной образовательной среды, нацеленной на максимально быстрый и безболезненный вход в новый цифровой тип деятельности учителей, чтобы каждый педагог знал не только «как», но и «почему» стоит применять ту или иную технологию.

Эта трансформация возможна только через деятельность. Так мы и замыслили этот курс: педагог изучает теорию и потом применяет свои знания на практике, а именно на образовательной онлайн-платформе CoreApp.

цифровая дидактика что это такое. Смотреть фото цифровая дидактика что это такое. Смотреть картинку цифровая дидактика что это такое. Картинка про цифровая дидактика что это такое. Фото цифровая дидактика что это такое

Так, главной задачей стало разработать теоретический и практикоориентированный модули курса на основе реальных кейсов, наглядных презентаций и видео.

Предоставление слушателям платформы CoreApp для отработки полученных знаний на курсе стало ключевым моментом, влияющим на эффективность обучения.

Решение

цифровая дидактика что это такое. Смотреть фото цифровая дидактика что это такое. Смотреть картинку цифровая дидактика что это такое. Картинка про цифровая дидактика что это такое. Фото цифровая дидактика что это такое

Поэтапно создавая модули, команда CoreApp:

Методика создания цифровых образовательных материалов

Разработка цифровых образовательных средств на основе возможностей онлайн-конструктора урока

цифровая дидактика что это такое. Смотреть фото цифровая дидактика что это такое. Смотреть картинку цифровая дидактика что это такое. Картинка про цифровая дидактика что это такое. Фото цифровая дидактика что это такое

Особенность интерактивных заданий в том, что преподаватели суммарно обучаются внедрению всех видов элементов стандартного урока от простого текста или изображения до документов и медиафайлов разной степени сложности.

Наглядная демонстрация онлайн-инструментов платформы на курсе помогает специалистам свободно ориентироваться в передовых образовательных технологиях и самостоятельно создавать учебные задания для учеников и студентов.

Эксперты разработали итоговый курс по всем стандартам ФГОС – материал прошел все проверки. По итогам прохождения курса слушатели получают документы установленного образца.

Цифровые технологии сегодня проникают во все сферы деятельности, значительно упрощая и автоматизируя многие операции. Они экономят
время учителя при подготовке и проведении уроков, помогают находить интересные материалы, создавать собственные учебные курсы и многое другое.

Академия Минпросвещения России совместно с компанией CoreApp разработала курс, обучаясь на котором учителя не только расширят свои знания о педагогическом дизайн, цифровой дидактике, но и попробуют создать свои электронные образовательные материалы.

Источник

Объявлено о создании консорциума «Цифровая дидактика»

Его основная задача — улучшить качество образования, применяя дистанционные технологии.

цифровая дидактика что это такое. Смотреть фото цифровая дидактика что это такое. Смотреть картинку цифровая дидактика что это такое. Картинка про цифровая дидактика что это такое. Фото цифровая дидактика что это такое

цифровая дидактика что это такое. Смотреть фото цифровая дидактика что это такое. Смотреть картинку цифровая дидактика что это такое. Картинка про цифровая дидактика что это такое. Фото цифровая дидактика что это такое

Что это за консорциум и кто в него вошёл

28 июля в пресс-центре МИА «Россия сегодня» провели пресс-конференцию, посвящённую созданию консорциума «Цифровая дидактика».

На мероприятии выступили представители этих организаций. Они рассказали о целях создания объединения.

Что не так с дистантом и зачем нужен консорциум

По словам ректора Московского городского педагогического университета Игоря Реморенко, за идеей сформировать консорциум стоят глубокие и даже драматические изменения, которые происходили в образовании в последние несколько лет и в особенности — в последние полтора года. Именно тогда технологии, которые изначально создавались для достаточно узкого круга пользователей, распространились вообще на всех учащихся.

Дистант внезапно охватил всю сферу образования и активно обсуждался как обществом в целом, так и профессионалами в этой области. Прежде всего речь шла о качестве удалённого формата обучения. Помимо прочего, педагоги были обеспокоены поиском подходящих методик преподавания. А всё потому, что применять прежние подходы неэффективно.

«Одна из задач нашего консорциума — это дать материалы, которыми могли бы пользоваться и другие вузы, и мы намерены расширять наше сотрудничество с разными другими вузами», — подытожил ректор.

цифровая дидактика что это такое. Смотреть фото цифровая дидактика что это такое. Смотреть картинку цифровая дидактика что это такое. Картинка про цифровая дидактика что это такое. Фото цифровая дидактика что это такое

Директор Института образования Томского государственного университета Елена Суханова тоже отметила, что из-за нарушения традиционной формы коммуникации учащихся и преподавателей приходится менять подход к педагогическому воздействию — потому что традиционный прямой не работает. Если студентам не интересно занятие, они выключают камеру и отвлекаются на что-то более увлекательное.

По её словам, в одном из исследований выяснилось, что лучше всего с дистантом справляются учащиеся, которые обладают навыком самоорганизации. Например, те, кто уже имеет опыт прохождения онлайн-курсов. Получается, что нужно либо формировать у них этот навык, либо набирать на обучение тех, у кого он уже есть? Скорее всего, вузам придётся перестраивать проектирование образовательного процесса в целом.

По словам Сухановой, при смене формата обучения возникает и ряд других вопросов:

Отсюда следуют намеченные цели работы консорциума:

Говоря об «умных» цифровых форматах, в которые сегодня упаковываются знания, Елена Суханова отметила: «Я надеюсь, что наш консорциум как раз для того, чтобы эти упакованные форматы прошли психолого-педагогическую экспертизу и действительно были на пользу».

Главные вопросы, которые возникли насчёт «цифры»

Исполняющий обязанности директора Академии Министерства просвещения Российской Федерации Павел Кузьмин подчеркнул, что «цифра» пришла в нашу жизнь ещё до пандемии — электронные журналы и дневники появились до неё, а педагоги уже многие годы используют различные дистанционные сервисы. Однако коронавирус стал вызовом для ускоренного роста компетенций учителей в сфере цифровых технологий и показал целый ряд проблем с повышением их квалификации.

«Столетия педагогической науки научили нас работать с простыми офлайн-инструментами. Сейчас, когда появилась возможность работать с различными технологическими решениями и цифровыми ресурсами, возникло много вопросов. В каком объёме их использовать? Какие курсы выбрать? Что наиболее эффективно?

Мы даже не до конца понимаем, как такие ресурсы влияют на качество образования, как эти ресурсы помогли сформировать те самые гибкие навыки. Где эффективный баланс между онлайн- и офлайн-режимами.

Нам предстоит ответить на все эти вопросы, а затем работать с региональными структурами, центрами повышения квалификации, и мы сможем двинуться вперёд, используя результаты работы консорциума», — заявил Кузьмин.

цифровая дидактика что это такое. Смотреть фото цифровая дидактика что это такое. Смотреть картинку цифровая дидактика что это такое. Картинка про цифровая дидактика что это такое. Фото цифровая дидактика что это такое

О точках роста в сфере образования

Программный директор образовательной компании «Нетология» Алексей Полехин отметил, что последний год стал знаковым именно для высшего образования. Речь о его трансформации, которая связана в том числе с пандемией: в этот период вузам пришлось каким-то образом усиливать свои онлайн-компоненты. Причём делалось это в режиме тестирования — часто к этому были не готовы ни студенты, ни преподаватели.

Он перечислил точки роста и дефициты на рынке образования:

Что нового принёс дистант

Президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников заявил, что в цифровой дидактике нет ничего принципиально нового. Школа в любом случае учит тому, что спрашивают и требуют.

«Хорошо это или плохо, я сейчас не оцениваю. Но когда ввели ЕГЭ, школа выстроилась под то, что спрашивают на ЕГЭ. …Когда появились стандарты WorldSkills, очень многие направления среднего профессионального образования стали под них выстраиваться. …Появляются какие-то критерии — под эти критерии начинает выстраиваться образовательный процесс», — объяснил Кожевников.

Он отметил, что сейчас есть важная задача — постараться ввести дополнительные метрики для определения прогресса каждого конкретного ученика и уровня владения гибкими навыками. Это необходимо для того, чтобы научиться оценивать эффективность онлайн-обучения. Именно эту возможность дают цифровые инструменты.

«Мы можем осмысленным образом собирать и структурировать данные, мы можем формировать пакеты данных для этих метрик и после достаточно длительного эксперимента мы получим устойчивую систему измерителей, которая позволит цифровым ресурсам убедительно говорить о своих курсах и их результатах, которые подтверждаются метриками, которые доказательны и очевидны», — сказал эксперт.

Он также поделился планами компании на ближайшее время. Они связаны со сборкой общеобразовательного контента в своеобразный цифровой конструктор.

«„Просвещение“ сейчас решает для себя фундаментальную задачу. Мы размечаем весь контент на микродидактичекие единицы, разбираем и собираем его в специальный конструктор для того, чтобы на любой платформе иметь возможность из того контента, которое „Просвещение“ создало за 90 лет своего существования, собирать любые курсы для общеобразовательной школы по всем предметам с первого по одиннадцатый класс. И мы планируем эту работу завершить к лету 2022 года», — резюмировал Кожевников.

Говоря о перспективах глобального образования в целом, президент «Просвещения» высказал смелую мысль о том, что Россия может стать лидером инновационных изменений в этой сфере:

«Я думаю, у России сейчас все шансы и все возможности стать лидером или одним из лидеров всей этой трансформационной истории в образовании, потому что российское образование — это мировой бенчмарк. До сих пор так. И так будет. Мы можем это использовать или не использовать. Всё в наших руках».

цифровая дидактика что это такое. Смотреть фото цифровая дидактика что это такое. Смотреть картинку цифровая дидактика что это такое. Картинка про цифровая дидактика что это такое. Фото цифровая дидактика что это такое

Про дистант в школе

Председатель совета директоров образовательной платформы InternetUrok Павел Арсеньев, в свою очередь, отметил, что такой онлайн-формат представляет собой большую пользу для детей, которые по той или иной причине не могут находиться в классе.

Однако нужно понимать, что контент и его выстраивание должны быть разными для разных возрастных групп. Для младшеклассников, например, важно присутствие родителей.

Но это отдельный вопрос — кому-то неудобно этим заниматься, а кто-то просто не справляется с такой задачей.

Тем не менее, говоря о дистанционном обучении детей, нужно помнить, что родители вовлечены в учебный процесс, поэтому они должны рассматриваться как партнёры. Причём их роль останется важной даже тогда, когда цифровизация образования пройдёт повсеместно.

Редакция Skillbox Media обратилась в пресс-службу Московского городского педагогического университета за комментарием о возможности для других организаций онлайн-образования вступить в консорциум. Был получен ответ, что расширение состава не планируется.

Обложка: AlpakaVideo / Shutterstock

цифровая дидактика что это такое. Смотреть фото цифровая дидактика что это такое. Смотреть картинку цифровая дидактика что это такое. Картинка про цифровая дидактика что это такое. Фото цифровая дидактика что это такое

Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.

Источник

Статья «Интерактивные приемы цифровой дидактики»

Жистина Л.Ф., учитель математики МБОУ СОШ № 18 г. Пензы,

Интерактивные МЕТОДы цифровой дидактики

Аннотация: в данной статье автор размышляет об интерактивных приемах обучения в современном цифровом мире

Ключевые слова: интерактивные приемы, цифровая дидактика

Факторами, порождающими потребность в построении цифрового образовательного процесса образования и обучения, выступают три составляющих цифрового общества: цифровое поколение (новое поколения обучающихся, имеющее особые социально-психологические характеристики); новые цифровые технологии, формирующие цифровую среду и развивающиеся в ней; цифровая экономика и порождаемые ею новые требования к кадрам.

В условиях цифровизации, распространения телекоммуникационных и сетевых технологий и средств обучения, содержание предмета дидактики существенно расширяется. Это расширение происходит в следующих направлениях:

от организации деятельности преподавания и учения к организации процессов проектирования, формирования и освоения образовательных маршрутов; от преподавания как ведущей деятельности педагога к многообразию педагогических функций педагога в цифровом образовательном процессе.

Основными средствами цифровой дидактики образования и обучения, обеспечивающими достижение поставленных целей, являются персонализованный образовательный процесс; цифровые педагогические технологии и метацифровые образовательные комплексы.

построения индивидуальных образовательных маршрутов;

использования распределённых форм образовательного процесса в образовательной сети;

использования адаптивных технологий обучения;

создания насыщенной образовательной среды для самостоятельной работы, самообразования и саморазвития обучающихся.

В цифровом образовательном процессе образования и обучения могут использоваться три различных группы технологий:

во-первых, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) универсального назначения, такие как офисные программы, графические редакторы, Интернет-браузеры, средства организации телекоммуникации, дополненная реальность и т.д.;

во-вторых, педагогические технологии (технологии обучения), в том числе, предполагающие использование ИКТ или основанные на их использовании;

в-третьих, производственные технологии (в т.ч. цифровые, а также материальные и социальные, или гуманитарные), обеспечивающие формирование у обучающихся необходимых компетенций, знаний, умений и навыков.

Общий принцип отбора педагогических технологий для цифрового профессионального образования и обучения состоит в том, что необходимо отбирать такие технологические решения, которые содержат в себе условия и алгоритмы формирования универсальных и профессиональных компетенций, востребованных цифровой экономикой.

Базовый минимум педагогических технологий, необходимый для построения цифрового образовательного процесса образования и обучения:

технология дистанционного (онлайн) обучения, в том числе с использованием адаптивных систем обучения;

технология «смешанного обучения» ( blended learning ), в том числе «перевёрнутое обучение» ( flipped learning );

технология организации проектной деятельности обучающихся, в том числе телекоммуникационные проекты.

Ведущими функциями педагога в условиях цифровизации становятся:

проектирование форм, методов обучения, рабочих материалов, а также средств диагностико-формирующего оценивания, и на этой основе создание локальной образовательной среды конкретного учебного курса, насыщенной развивающими возможностями;

проектирование сценариев учебных занятий на основе многообразных, динамических форм организации учебной деятельности и оптимальной последовательности использования цифровых и нецифровых технологий;

организация индивидуальной и групповой (в т. ч. самостоятельной, проектной, распределенно-сетевой) деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде;

проектирование и организация ситуаций образовательно значимой коммуникации, в т. ч. сетевой;

организация рефлексивных обсуждений личностно значимого опыта;

формирование и развитие критического мышления в процессе поиска и отбора информации в цифровой среде;

управление учебной мотивацией обучающихся, в том числе, при работе с группой, с использованием инструментов фасилитации, а также в качестве носителя ролевых образов «успешного взрослого» и «успешного профессионала»;

постоянное конструктивное взаимодействие с другими педагогами, работающими с тем же обучающимся (учебной группой, проектной командой и т. п.).

В то же время, в цифровом образовательном процессе утрачивают свою значимость многие традиционные функции педагога: «носителя знаний», информатора, объясняющего, контролёра, порицающего и «карающего» за невыполнение требований и т.д.

Современный образовательный процесс немыслим без технологической основы. Он должен быть спроектирован, просчитан по всем этапам с четко выверенными воспитательными, дидактическими и развивающими целями с учетом психолого-педагогических особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности.

Между тем, технологичность образовательного процесса в современных условиях немыслима без информационно-коммуникационных технологий.

В ходе дискуссий о проблемах отечественного образования мы традиционно задаем два извечных российских вопроса «Кто виноват?» и «Что делать?», когда актуальнее задать еще один важный вопрос: «Как сделать?».

цифровая дидактика что это такое. Смотреть фото цифровая дидактика что это такое. Смотреть картинку цифровая дидактика что это такое. Картинка про цифровая дидактика что это такое. Фото цифровая дидактика что это такое

ПЛАКАТ (нем. Plakat), вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.

В соответствии с педагогической технологией П.М. Эрдниева, знания, новая информация предъявляются обучающимся в виде так называемых укрупненных дидактических единиц (УДЕ) – систем понятий, объединенных на основе их смысловых, логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации. Исходя из принципа УДЕ, учащиеся могут

изучать одновременно взаимно обратные действия и операции;

сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно;

сопоставлять родственные и аналогичные понятия;

сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения и т.д.

Интерактивный плакат, как УДЕ, может нам обеспечить индивидуальный темп обучения, гибкое реагирование на изменившуюся ситуацию на уроке, и, что немаловажно, системный подход в обучении.

Элементами такого интерактивного плаката могут быть

Создание режима «скрытого изображения» (возможность включения и выключения разъясняющей информации;

Иллюстрированный опорный конспект;

Набор иллюстраций, интерактивных рисунков, анимаций, видеофрагментов;

Конструктор (инструмент, позволяющий учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала)

Главное условие: чтобы все эти составляющие были объединены в единое целое. То есть это может быть одна тема, один раздел и т.д.

Известные российские компании по производству электронных образовательных программ помимо производства электронных учебников, охватывающих содержание всего предмета, всё чаще стали предъявлять на образовательный рынок обучающие тематические модули, дидактические игры, тренажёры, тестеры и т.д.

Вполне естественно желание учителя разрабатывать собственные интерактивные плакаты. Но для их подготовки иногда требуется приложить гораздо больше усилий, чем работа над отдельным мультимедийным уроком.

Интерактивный плакат может использоваться в течение нескольких уроков. Дидактически оправдано будет применение такого плаката на обобщающем уроке, когда необходимо обобщение, подведение итогов, провести с учениками операции анализа, синтеза, классификации и т.д.

цифровая дидактика что это такое. Смотреть фото цифровая дидактика что это такое. Смотреть картинку цифровая дидактика что это такое. Картинка про цифровая дидактика что это такое. Фото цифровая дидактика что это такое

Структурно интерактивный плакат состоит из плаката первого плана и ряда подчиненных ему сцен. Это может быть похоже на «меню», которое, как правило, представляет собой первый слайд. Это своего рода структура, из которой вырисовываются общие контуры большой темы. И в то же время отдельные компоненты плаката первого уровня позволяют получить начальное представление об общем содержании и смысле большого информационного блока.

цифровая дидактика что это такое. Смотреть фото цифровая дидактика что это такое. Смотреть картинку цифровая дидактика что это такое. Картинка про цифровая дидактика что это такое. Фото цифровая дидактика что это такое

Здесь по ссылке можно найти очень удачную интерактивную таблицу: http://www.periodicvideos.com/index.htm

И результат работы на платформе Тинглинк:

Интерактивная опорная схема

Подача материала большими блоками способствует целостному и осознанному восприятию материала, делает понятным для учащихся введение и изучение многих математических фактов, понятий, их свойств, правил, теорем и т.п., а также раскрывает их внутреннюю взаимосвязь друг с другом. При изучении темы ученик на уроке и дома (используя возможности передачи информации по глобальной сети) видит перед собой интерактивные опорные плакаты и схемы; не раз, готовясь к письменному ответу, выполняя домашнее задание или сдавая теоретический зачет, он самостоятельно выполняет ту или иную часть такой схемы. Многократно он слышит изложение материала учителем и своими одноклассниками, а также проговаривает его сам. Такая организация учебного процесса способствует, с одной стороны, развитию всех видов памяти ученика; с другой стороны, более быстрому и качественному запоминанию и пониманию каждой конкретной темы. Кроме того, использование интерактивных опорных схем способствует формированию ИКТ-компетентности учащихся, поддерживает интерактивный режим работы на уроке и дома, сокращает время подготовки к ответу, тем самым способствуя решению проблемы загруженности ребят.

Интерактивный опорный конспект

Многоуровневые дидактические игры

Специалисты заметили, что текст объёмом более пяти страниц легко умещается в одном графическом рисунке.

Уникальный, необычный подход в подаче информации может быстрее привлечь внимание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *