цель общения что ответить
Вопрос 2. 2. Какие цели общения вы знаете? Назовите и разъясните их суть.
Тема 1.1. Взаимосвязь общения и деятельности.
Вопрос 1: Что представляет собой деятельностное общение?
Ответ на вопрос: Деятельностное общение – обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности.
Вопрос 2. Разъясните о соотношении понятий общения и деятельности.
Общение и деятельность как взаимоперекрещивающиеся, но не совпадающие явления. С одной стороны, общение может выступать как в качестве условия или составляющей любой деятельности, так и в виде специфической коммуникативной деятельности. С другой — оно может и должно рассматриваться в качестве совершенно самостоятельного и отличного от деятельности социально-психологического явления.
Вопрос 3. Раскройте культурологические особенности общения.
Ответ на третий вопрос: К числу культурологических особенностей общения относятся следующие: дистанция между собеседниками; активность в использовании невербальных средств общения; использование интонации для выражения эмоций; устойчивость набора речевых формул и невербальных знаков для ситуаций повседневного общения; интенсивность использования стереотипных речевых формул; степень активности адресанта и адресата; тенденция к индивидуализации стандартных речевых средств; роль говорящего в процессе общения; отношение к собеседнику; типичная для сообщества степень вежливости.
Вопрос 4. «Лингвистические аспекты общения» как вы это понимаете?
Ответ на вопрос: Лингвистические аспекты общения связаны с внутренней структурой языка и её функциями в речевой деятельности человека.
К лингвистическим относятся следующие аспекты: фонетический, который характеризует звуковую сторону речи: произношение, ударение, интонацию; грамматический аспект, который заключается в языковых правилах построения словоформ и предложений; семантический аспект, который состоит в соотнесении языковых знаков со смысловым содержанием.
Тема 1.2. Понятие «общение»
Вопрос 1. Что такое общение?
Ответ на вопрос:
Вопрос 2. В чем различие «взаимодействия», «социальной связи» и «социальных отношений»?
Вопрос 3. Какие виды и средства общения вам известны?
Вопрос 4. Что называют коммуникативными способностями?
Вопрос 5. В чем различие категорий «общение» и «деятельность»?
Ответ на вопрос: Важным теоретическим основанием к различению категорий «общение» и «деятельность» является их отнесенность к различным методологическим парадигмам. Деятельностная парадигма связана с формулой «субъект-объект», в то время как общение есть взаимодействие, осуществляемое по формуле «субъект–субъект». Деятельностная парадигма, даже примененная к профессиям социономического типа (т.е. к профессиям типа «человек–человек»), все равно в анализе процесса взаимодействия исходит из субъект-объектных представлений. В общении же никто из партнеров не может рассматриваться в качестве объекта, но каждый из них является активным субъектом этого процесса, каждый из партнеров определяет динамику и содержание процесса общения.
Вопрос 6.
Ответ на вопрос:Понятия «коммуникатор» и « реципиент» я понимаю так: человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
Тема 3. Характеристика общения. Тема 4. Виды, уровни общения.
Вопрос 1. В чем заключается сущность цели общения?
Ответ на вопрос:Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма разнообразными и представляют собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. В них включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.
Вопрос 2. 2. Какие цели общения вы знаете? Назовите и разъясните их суть.
Ответ на вопрос: В психологии и социальной психологии выделяется восемь основных целей общения:
1. Контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержание взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности.
2. Информационная – обмен сообщениями, т.е. прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.
3. Побудительная – стимуляция активности партнера по сообщению, направляющая его на выполнение тех или иных действий.
4. Координационная – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.
5. Понимания – установление не только адекватного восприятия смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.).
6. Эмотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний.
7. Установление отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных и деловых отношений, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду.
8. Оказание влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера по общению, а также его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и др.
Что является главной целью общения людей
Общение: цели, функции и потребность в нем
Данную тему школьники изучают на уроках обществознания в шестом классе.
Дадим краткое определение понятию «общение».
Общение — процесс (способ) взаимодействия между людьми или социальными группами, основанный на восприятии и понимании друг друга.
Можно сказать, что общение — это взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми. Это вид деятельности, при которой происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, переживаниями, умениями, навыками, результатами труда и т. д.
Общение стоит отличать от коммуникации — односторонней передачи информации, при которой отсутствует связь между субъектами, как при общении.
Понятие «общение» можно представить и в виде схемы:
Посредством общения происходит социализация индивида, накопление необходимого социального опыта.
Цель общения — это то, ради чего человек вступает в данный вид деятельности.
Рассмотрим, в чем состоят причины общения между людьми.
Для человека общение — это один из способов удовлетворения его различных потребностей.
В зависимости от целей общение делят на:
Выделяют пять базовых функций общения:
Содержание:
реализуется в (во)…
Функция | |
прагматическая | взаимодействии людей в процессе совместной деятельности |
подтверждающая | в процессе познания, утверждения самого себя в чужих глазах |
формирующая | формировании личности |
организация и поддержание межличностных отношений | становлении личностных контактов между людьми |
внутриличностная | процессе диалога человека с самим собой |
Согласно другой классификации можно выделить следующие функции общения:
Следует отметить, что с точки зрения психологии, функции общения будут несколько иными.
Итак, бывает 3 стиля общения:
Авторитарный — определяет и четко указывает направление деятельности группы, подавляет инициативу изменений.
Демократичный — выбирается в соответствии с мнением коллектива. Руководитель опирается на мнение своих подчиненных.
Либеральный — анархический, без вмешательства.
Потребность — это нужда в чем-либо жизненно необходимом. Потребность в общении — базовая человеческая потребность.
Человек постоянно испытывает неудовлетворенность чем-то, ему необходимы специальные условия для развития. Такие условия может предоставить лишь общество, а процесс социализации невозможен без общения.
Потребность в общении свойственна только человеческой деятельности. Она формируется исходя из стремления людей к взаимодействию.
Различают потребность человека в индивидуализации, познании, доминировании, престиже/статусе, покровительстве или заботе о других, в познании и т.д.
Основные виды общения, характеристики
Существует большое количество видов общения, выделим основные из них:
Инструментальное общение не является самоцелью и помимо удовлетворения от самого акта общения, преследует достижение еще какой-то цели. Например, беседа врача и пациента.
Целевое — это общение, которое служит средством удовлетворения специфический коммуникативной потребности индивида.
Целевым можно считать любой разговор, имеющий самоцелью сам процесс общения, а не извлечение какой-то либо пользы.
Личностное общение затрагивает проблемы внутреннего характера: интересы, потребности, связанные с личностью человека. Примером является короткая дружеская беседа давних знакомых.
Личные контакты и непосредственное восприятие друг друга контактирующими людьми предполагает прямое общение. Косвенное реализуется через третьих лиц, например, при переговорах между конфликтующими субъектами.
Деловое общение — способ организации и оптимизации определенной деятельности: профессиональной, коммерческой, научной, политической и т. д. Деловое общение входит в совместную продуктивно-целевую деятельность людей и направлено на повышение ее качества (важен деловой интерес).
Деловая беседа между учителем русского языка и директором — пример делового общения.
Вербальное (словесное) — речевой тип общения, предполагающий контактирование людей посредством разговора или переписки.
Невербальное — неречевой тип общения, при котором взаимодействие происходит с помощью мимики, пантомимики, жестов, жестикуляции, интонации, тембра голоса, прикосновений и др.
Вербальное и невербальное виды общения могут существовать как отдельно, так и дополнять друг друга.
Задачи общения
Выделим главные задачи общения:
Правила общения (коммуникации)
Правила общения — рекомендации, как вести себя человеку в процессе общения.
Данные правила вырабатываются обществом. Люди их усваивают в процессе наблюдения и подражания, а также через целенаправленное обучение.
Основные правила:
Соблюдение данных правил дает вам преимущество в общении.
Цели общения
Цели общения. Всем людям известно о базовых потребностях человека – вода, еда, сон, безопасность, им придается большое значение. Перечисленные потребности являются для человечества источником нормальной биологической жизнедеятельности. Но также люди обязаны заботиться о психологическом здоровье. Большое значение в психогигиене индивида имеет общение. Давно было доказано, что если человеку создать условия полной изоляции от внешнего мира, и не дать возможности общаться – он постепенно станет психически неуравновешенным. Поэтому нужно предавать должное значение качеству своих коммуникаций. Благодаря им люди становятся существами социальными, а не только биологическими. Взаимодействие в общении дает возможность добиться какой-то личной цели.
Цель общения людей состоит зачастую в том, что они точно знают для чего им общение с этим конкретным человеком.
Содержание цели и средства общения заполняют смысл самого коммуникационного процесса. То есть, содержание цели и средства общения психология объясняет так: это то, для чего люди вступают в контакт и каким образом это происходит. С помощью делового общения люди учатся понимать, как работают социально-экономические, рыночные отношения. Люди, которые находятся в деловом общении, пребывающие в иерархической структуре, находясь на определенном ее уровне, подчиняясь кому-то одному, или отдавая приказы кому-то другому, хорошо знают насколько сложными есть общественные взаимосвязи, и это способствует их социализации в социуме. Работники компании обретают опыт знания всех процессов координации в обществе, могут увидеть, как изменить условия, чтобы с помощью этих изменений достигнуть большего успеха, добиться всех поставленных целей.
Цели и задачи общения
Люди в том или ином ключе, постоянно, ставят себе определенные цели. Цель в работе, в учебе, в соревнованиях, есть и цель общения людей. Из-за того, что человек есть существом, настроенным коллективистским образом, бывает, что он просто нуждается в диалоге, ему хочется побеседовать по душам, без очевидных на то причин, и он истинно считает, что таким образом никакой цели у него нет, то есть окончательного результата от разговора не ждет. Но на самом деле, даже обычное стремление просто поговорить – тоже является целью, вернее самоцелью, общение ради общения (с родственниками, друзьями). Наверное, такая простая причина и есть очень важной, потому что тут человек не использует другого человека для достижения определенной своей цели, а получает наслаждение от самого процесса.
Каковы цели общения? Осуществляются в общении и другие цели, вообще их просто масса, наверное, невозможно просто всех их назвать, можно только обобщить, поскольку целью, есть конкретная идея, которой человек руководствуется в своих действиях, поступках, мыслях.
Основные цели общения психология делит на личностные и групповые, социальные, эстетические, познавательные, биологические.
В процессе личностного общения человек делится своими проблемами, взглядами, опытом и отдавая все это – в ответ ждет поддержки, принятия, понимания, именно такая реакция и будет целью данного общения для него. Есть люди, которые общаются с другими для подтверждения своей индивидуальности, превосходства и доминирования. Они намеренно ведут себя вызывающе, и как только замечают, что собеседник реагирует нужным для них образом (удивляется, пугается, замолкает, теряется) – ликуют, ведь добились цели. Многие ищут спасения, помощи и защиты в общении с другим человеком, некоторые наоборот видят своей целью помогать всем бескорыстно (альтруизм).
Целью общения может являться знакомство, желание завязать контакты с человеком из-за симпатии или выгоды. Когда ищут партнера для игры, люди тоже обязаны вступать в контакт.
Возможна также групповая цель, например, в рабочем коллективе, где сотрудники связаны деловым общением, и у них есть определенная цель по рабочему плану. Группа студентов или школьников также имеют общую цель, связанную с научной деятельностью. У спортивной команды целями общения являются сплоченность команды и победа на соревнованиях.
Микрокосмос каждого человека есть храмом всех его помыслов, создает автономию и уникальность каждого субъекта. Поэтому, пребывая в общении с людьми, невозможно отрицать тот факт, что характерологические особенности человека влияют на процесс общения. Если собеседники не могут воспринимать друг друга нормально и адекватно, через личную взаимную неприязнь, им будет очень трудно добиться какой-то общей цели. Но, когда индивиды, переборов собственные предрассудки, переступив через собственное эго, все-таки поддерживают коммуникационный канал, они имеют возможность вместе создать необыкновенную мощь. Энергия двух людей сливается и становится одной и сильной, а если это группа, то скопление всей их энергии образует огромную силу. Благодаря такому процессу, как общение, люди и научились жить сообща, эволюционировать и выживать в диких условиях, так и достигались цели группы, и удовлетворялись потребности каждого отдельного человека.
Цели общения напрямую зависят от типа отношений между субъектами: педагогическая – общение ученика и учителя, в связи с этим цель научить и выучить, управленческая цель (подчиненный и начальник), предпринимательская – продавец, имеющий продукт и потребитель, цели, которых принесут им взаимовыгоду, лечебная – лекарь, надававший помощь и пациент, получавший ее и множество другого.
Зависимо от особенностей разговора могут быть разные цели и средства общения. Если контакт между людьми происходит напрямую – они используют речь, мимику, подручные предметы для улучшения визуализации сказанного. Если косвенно, то они осуществляют общение, посредством телефонной беседы, смс, писем.
Функции и цели общения психология на этот счет утверждает, что они определенно зависимы друг от друга, в этом ключе выделяются такие функции: социальной адаптации (формирование человека, как существа социального), передачи информации, регуляции отношений друг с другом, экспрессивная функция отображается в обмене эмоциями и переживаниями.
Таким образом, функции и цели общения взаимодополняют друг друга, и осуществив какую-то функцию общения – удовлетворяется определенная цель.
Цель делового общения
Существует деловое общение, которое отличается от обычного общения тем, что имеет определенные рамки, оно ограничено тем, что субъектами здесь выступают люди, предметом общения которых всегда будет объект, связанный с их рабочей деятельностью (решение организационных, управленческих, производительных задач).
В деловом общении цель коммуникации имеет форму переговоров.
Цели и средства общения в деловой коммуникации соотносятся с предметом общего труда. Например, когда компания нуждается в продуцировании идей, применяют технику мозгового штурма.
Когда решаются трудовые вопросы, решение их становится целью всего коллектива, и для этого каждый сотрудник, являясь объектом общения должен прикладывать свои усилия. Поэтому, очень важно, чтобы все участники общения были людьми одного уровня, чтобы свести риск возникновения недоразумений между ними к минимуму. Круг профессионалов, решающих деловые вопросы смогут вывести компанию на высший уровень. Если в этот круг, каким-то образом попадет человек, не смыслящей в деятельности компании практически ничего, он не будет задаваться групповой целью по улучшению организации и продвижения ее на новый уровень возможностей, таким образом, сам сможет подорвать репутацию фирмы, и сбить с толку сотрудников.
Перед отдельными сотрудниками и компанией в целом, стоят основные цели общения – это обеспечение оптимальных условий для продуктивных решений и организация совместной объектной деятельности. Эти цели описаны очень обобщенно, есть и более конкретные, такими целями общения являются – создание корпоративной культуры, мотивация сотрудников, творение продуктов, создание новых услуг, разработка идей, формирование трудового коллектива, подбор персонала, учение персонала, тренинги и многие другие. И, конечно, же, во время всех этих процессов происходит взаимовлияние партнеров, поэтому еще одной важной целью должно быть создание дружелюбной атмосферы и предупреждение возникновения конфликтов.
Даже если в организации хорошо и плотно сформирован коллектив, если все знают, что действуют на всеобщее благо фирмы, все равно каждый сотрудник как бы ни было, но является личностью с индивидуальными взглядами и установками. Индивидуальные взгляды, которые есть частью жизни работника, отображаются на его отношении к работе и в трудовой деятельности. То есть, будучи элементом группы человек, есть также индивидом, поэтому, он может преследовать личные цели.
Каждый работник желает быт защищенным, особенно если его работа связана с риском для жизни (шахтер, солдат, сотрудник МЧС), в таких случаях, ведя деловой разговор, он может попросить дополнительную защиту.
В общении с начальством подчиненный может, руководствуясь целью улучшения финансового положения и качества жизни, попросить о повышении заработной платы. Больше шансов для достижения такой цели дадут определенные действия на благо организации, которые будут расцениваться, как причина для повышения зарплаты или выдача премии. Вместе с повышением заработной платы работник часто задается целью о повышении его должностной ступеньки, поднятии его на новый уровень, расширение полномочий и уменьшение иерархического давления. Когда человек добился цели о повышении должности и зарплаты, он заодно закрепляет за собой новый статус и престиж, стремится повысить свой авторитет.
Каждый сотрудник действует, принимая определенные решения, при которых будет наилучший результат для фирмы и наименьший исход собственных усилий и затрат, в связи с этими действиями. Личность учится совмещать личные и неличные интересы, приспосабливаясь к особенностям поведения других коллег, соблюдая нормы компании. В основном эти нормы составляют права собственности. Такие права разделяют, чей собственностью и что является. Опираясь на них, люди действуют определенным образом, и совершают свой выбор, соблюдая это и другие права.
Даже следуя правилам и традициям, сформированных в компании к определенному типу взаимодействия в общении, каждый сотрудник будет делать поступки, исходя их собственных интересов и выгод. Такое чаще всего бывает, когда работник неуверен в своей компании и не боится терять свою должность.
В процессе делового общения происходит непрерывное взаимовлияние, приспособление друг к другу и к изменениям самой выгоды, так участники общения дают своим соперникам возможности выбора, действуя при этом в личных интересах. Когда меняется характер выгоды, изменяются и отношение сторон, они изменяют свое поведение, так что они оказываются согласованные с другими сотрудниками. Здесь, по сути, заключен механизм делового общения сотрудников – достигаются их собственные цели с использованием минимальных средств. Главное, в этом процессе рациональный подход, тогда будут удовлетворены личные и групповые цели. Человек, научившись на собственных ошибках, будет опираться на полученный опыт, и лучше будет оценивать плюсы и минусы вариантов решения проблем.
Когда обсуждаются на совещании формальные вопросы, требующие голосования или решения, то участники деловых переговоров будут руководиться рациональностью и логичностью выдвигающих мыслей. Такие качества, как креативность и интуиция во внимание не берутся, так же как и социальные качества руководителя.
В деловых отношениях также бывает, что люди стоящие на высших уровнях помогают ниже стоящим, желая подтянуть их и сделать компанию более успешной. Но есть также такие, что делают вид, что хотят лучше, но на самом деле они вредят своим сотрудникам и пытаются их выжить из компании, иногда чтобы отобрать их должность, иногда через личные мотивы.
Для достижения целей делового общения в организации должны быть созданы условия, благодаря которым выявляется творческий потенциал личности сотрудника, его профессиональные знания, обладая этим, руководство компании сможет намного легче относиться к требованиям подчиненных и согласовывать их личные интересы и цели с целями компании.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Общение с позиции психологии
Что такое общение с позиции психологии
Общение — это неотъемлемая часть жизнедеятельности человека, которая выражается в установлении и поддержании контактов между субъектами.
В качестве субъектов общения могут выступать:
В основе общения лежит удовлетворение потребностей человека или группы.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Общение включает в себя 3 компонента:
Под разными углами феномен общения изучается в:
В чем состоит цель процесса
Под общением в психологии понимают процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией и установление психологического контакта.
В ходе общения достигаются разноплановые цели:
Основные виды общения, характеристики
Существуют различные классификации видов общения.
По конечной цели:
По субъектам общения:
По основному содержанию:
По средствам:
По степени равноправия субъектов:
Цель делового общения
Деловое общение — это специфическая форма взаимодействия между людьми в процессе осуществления трудовой деятельности. Должно происходить в соответствии с профессиональными этическими нормами и стандартами.
Деловое общение направлено на решение конкретных задач в разных сферах:
У каждого из обычных участников деловой коммуникации могут быть свои личностно значимые цели. Например:
Несовпадение целей
Цели участников делового взаимодействия могут не совпадать.
Директор компании хочет увеличить количество продаж, а для этого потребуется больше усилий со стороны сотрудников. Те, в свою очередь, стремятся к повышению заработной платы при сохранении или уменьшении количества вкладываемых трудовых и временных затрат. Подобные противоречия могут привести к конфликту. Для урегулирования подобных ситуаций рекомендуется:
Деловые партнеры не могут договориться по значимому для них вопросу. Поставщик предлагает заведомо завышенную цену на сырье, покупатель — настаивает на закупке по цене ниже рыночной, но в больших объемах.
В данном случае необходимо искать компромиссное решение, удовлетворяющее интересы обоих партнеров. При этом оба должны отказаться от части предъявленных требований и пойти на взаимные уступки.
Специфика обмена информации
Одной из главных сторон общения является обмен информацией. Люди обмениваются:
В ходе коммуникации происходит процесс работы с информацией:
Процесс общения нельзя интерпретировать сугубо в рамках теории информации, поскольку информационный обмен в рамках человеческого общения имеет ряд специфических черт:
Информация, передаваемая в ходе коммуникации, может носить характер:
Обмен информацией происходит на основе знаковых систем, которые делятся на 2 большие группы:
Перцептивная сторона общения
Перцептивная сторона — это часть общения, связанная с проникновением во внутренний мир другого человека. Направлена на познание партнера, установление с ним доверительного контакта.
Осуществляется с помощью нескольких процессов:
Цели перцептивной стороны:
Перцептивный компонент помогает сформировать представления об окружающих и наладить с ними взаимодействие.