Описание штольца во сне обломова
Кратко «Сон Обломова» И. А. Гончаров
В главе 9 «Сон Обломова» романа «Обломов» автор в ярких красках расскажет о характере героя и мотивах его поступков. Произойдет внутреннее пробуждение «сонного» Обломова. Он, наконец, задумается, почему «тяжелый камень лежит на пути его существования» и «кто украл сокровища, подаренные ему жизнью».
Очень краткий пересказ главы «Сон Обломова» из романа «Обломов»
Илья рос в «Обломовке» в окружении ленивых, необразованных и суеверных людей. С детства был избалован родственниками, но сохранял любопытство и страсть к приключениям.
Первый сон перенес героя в 7-летний возраст. Мальчик спешил познавать мир и задавал много вопросов. Няня и родители не разрешали Илюше резвиться, прививая привычную мещанскую философию.
Нянька каждую ночь читала малышу сказки. Тогда ребёнок впервые задумался, почему реальность непохожа на беззаботную фантазию.
В следующем сне Илье 14 лет, и его отдали в пансион Штольца. Мальчик учился плохо, он уже стал типичным представителем фамилии и по прихоти старших часто пропускал уроки.
Учёбу и труд Обломовы не выносили. Но герою нужно получить образование ради карьеры. Штольц старается привить ученику знания, а его сын Андрей из жалости помогает Илюше с домашней работой. Герой продолжает лениться и вырастает «тепличным цветком». Лишь во сне он поддаваясь желанию поиграть со сверстниками в снежки.
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание главы «Сон Обломова» подробно
Первый сон Обломова отправляет героя в ранее детство. Он видит родовое поместье, которое охватывает две деревни – Сосновку и Вавиловку. Местные жители похожи на сонных мух, крепостные работают вяло, хозяева не обеспечивают слуг работой. Даже природа «Обломовки» скучная и однообразная.
Жители верят в приметы, не имеют представления о странах за пределами далёкой Москвы и Питера. Крестьяне боятся двуглавых людей и великанов, в их представлении мир стоит на огромной рыбе.
Илья видит себя маленьким. Он единственный сын Обломовых, растёт в любви и ласки. Мать тепло одевает ребёнка, закармливает вкусненьким и пытается оградить от опасного окружения. После плотного завтрака пухлый розовощёкий Илюша бежит на прогулку. Его не интересуют гости, молитвы и застолья. За героем по пятам ходит беспокойная няня.
Мама Ильи заведует кухней. Каждое воскресенье и по праздникам готовится пир со сдобными пирогами, хозяева питают страсть к жирной еде. Отец вяло раздаёт приказы и целый день наблюдает мир через окно.
Мальчик в это время познаёт мир. Без страха лезет на голубятню, прыгает по галерее и стремится вырваться за пределы поместья в лес или в овраг. Няня одёргивает воспитанника и сбивчиво отвечает на вопросы любознательного непоседы.
После обеда дом погружается в сон. Илья ловит момент свободы и делает всё, что пожелает душа. По вечерам в поместье подают сытный ужин и чай. Ребёнку снова не позволяют выйти в сад, пугают небылицами и укладывают спать.
Перед сном няня читать Илюше сказки о богатырях, царевнах и чудовищах. В её рассказах счастье можно получить не только в бою, но и по щучьему велению, лёжа на горячей печке. Мальчика привлекают кисельные берега и молочные реки. Он впервые мечтает о сказочной судьбе заправского лентяя.
В следующей сне Илья видит себя 14-летним. Родители отправляют сына в пансион грозного немца Штольца. Герой не привык трудиться и избегает занятий. Обломовы находят любую причину, чтобы оставить юного бездельника дома и жалуются на плохое питания в пансионе.
Старший Обломов презирает труд. Его поместье приходит в негодность, рушится и ветшает, но только личные мотивы побуждают мужчину к действию.
Илье снятся размеренные вечера при свечах. Обломовы боятся любых нарушений привычного быта. Даже неожиданное письмо вводит семью в ступор. Отец героя не отвечает на послание, сравнивая писателей с шутами.
Однако пришло время Илюше строить карьеру. Без образования мальчику не светят мундир и доходные должности. Штольц изо всех пытает направить юнца к знаниям, а его родной сын Андрей тайком помогает ученику с домашней работой.
Во сне и наяву Илья всё больше походит на родных. Он предпочитает отдавать приказы и избегать малейших нагрузок, теряет интерес к подростковым проделкам. Только память о прежних шалостях толкает юношу на общение с одногодками.
Илья помнит, как родители реагировали на прогулки по морозу и безобидную игру в снежки, кутая сына в шубу. Попытки обезопасить Илюшу от мира превратили его в безликую и скучную личность. И только во сне герой искренне хочет хотя бы разок повеселиться с друзьями.
Кратко об истории создания произведения
Гончаров писал роман на протяжении 12 лет. Премьерное представление состоялось в журнале «Отечественные записки» в 1859 году.
К работе писателя подтолкнули размышления Белинского об утраченном укладе жизни россиян. По представлению автора только в таких местах, как Обломовка еще остались люди с патриархальным сознанием. Нормы жизни передавались родителями от дедушек, а дедушки перенимали от прадедушек. И всякое проявление личной воли наполняло души ужасом и страхом…
В девятой главе «Сон Обломова» Гончаров живо отразил ускользающую эпоху. Глава выпускалась отдельным тиражом в журнале “Современник” в первый год создания романа.
Анализ главы «Сон Обломова» из романа «Обломов»
«Сон Обломова» — анализ эпизода
Роман Гончарова «Обломов» является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем общественно-нравственного содержания.
Наиболее кульминационным моментом в романе является «Сон Обломова». Этот эпизод романа можно считать отдельным произведением, так как Гончаров изобразил «Сон» по всем правилам литературно-поэтического искусства.
Именно «Сон Обломова» позволяет читателю узнать всю сущность натуры главного героя – Обломова. В начале «сна» перед нами предстаёт удивительнейшая картина земного рая. Края забвения и хранилища души.
Вспоминая свою Обломовку, Илья Ильич вспоминает её с трепетной любовью и лаской. Те великолепные пейзажи, те чёткие границы природы, те изумительные закаты, тот беззаботный крестьянский быт, то гармоничное слияние души с природой, та уютная домашняя ласка – всё это на всю жизнь засело в сердце Обломова.
Именно этот уголок Илья Ильич считает своим раем, именно туда он стремится всю свою жизнь. В том божественном уголке, где душа и сердце упиваются негой, и беззаботная жизнь бьет ключом.
«Сон Обломова» отражает два жизненных периода Обломова. В первый период жизни главный герой представлен семилетним мальчиком, который полон жизненных сил и идей. Детский ум Илюши Обломова ещё девствен настолько, что поглощает любую информацию в неограниченном количестве, но никак не может насытиться.
И в этом период как раз и начинает формироваться та личность, которая в дальнейшем и станет Ильёй Ильичом Обломовым. Сам быт и отдалённость Обломова во многом и сложили его натуру. Потому что уже с рождения Илюша ощущал себя барином, и чем старше он становился, тем ощущение это росло.
Для маленького Обломова не существовало ничего невозможного, всё выполняли няни и слуги. Итак семилетний мальчик был всецело зависимым от канонов царивших в обыденной жизни его семьи, поэтому тот чистый, детский ум был уже пародией на родителей.
Но этот факт противоречит самому себе. Ведь когда обломовцы погружались в священный для них полуденный сон, Илюша начинал жить и жить той жизнью, которой он хотел, но ни коем разе не обломовским обыванием.
В эти часы сна родителей и других обитателей Обломовки все мечты маленького Илюши сбывались, все его желания исполнялись в миг; ведь он был свободен, как птица. Даже няня, которая дремала с сознанием того, что мальчик непременно побежит к оврагу или залезет на галерею, не противилась этому, потому что обломовский сон давно завладел ею, и она уже не может с ним бороться.
Но это были лишь часы свободы для Илюши, всё же остальная жизнь проходила монотонно, хотя он и не замечал этого. Родители Обломова всячески старались оградить их чадо от воздействия внешнего мира, прививая в нём с раннего возраста незыблемые законы обломовщины. Он был изолирован от этого мирского зла, которое царило везде.
Благодаря этой некоторой изоляции от мира, внутренний мир Илюши богател с каждым днём. Его сердце наполнялось общей любовью ко всему, но любовью, требующей взаимности. Значит шанс, данный Илюше от рождения войти в настоящий мир со всеми его прелестями и гадостями, постепенно гаснул под давлением жизни Обломовки.
Но вот перед читателями предстаёт четырнадцатилетний Илья Обломов, румяный и холеный мальчик. Этот период жизни Обломова так же помогает поглубже взглянуть в существо главного героя.
Для Ильи начинаются тягостные времена, так как он должен получить образование. Обучаться он должен был у немца Штольца. Может быть, Обломов и выучился бы у своего учителя чему-нибудь, если бы Верхлево было бы в пятистах верстах от Обломовки – как говорит автор.
Но я считаю, что и в этом случае Илье Обломову представился ещё один шанс, который дала жизнь Илье от рождения. Конечно же Обломов так и не научился ничему, так как с одной стороны за него делал все уроки сын Штольца – Андрей, с другой стороны большую часть времени Илья проводил в Обломовке в кругу семьи.
И здесь, в родительском доме, изнеженный ласками и заботой родителей Обломов уже начинал чахнуть не физически, а становился он духовным калекой в мирском бытие. Но в этом нельзя винить ни Обломова, ни его родителей.
Это болезнь всего их рода, болезнь которую почти невозможно вылечить, болезнь со странным названием – обломовщина, искоренять которую нужно было ещё в начале начал. Поэтому детская натура не в силах была разорвать этих грязных цепей обломовщины.
К этим годам жизнь Ильи Ильича была определена. Стоило ему только захотеть чего-нибудь, тут же возле него оказывались Васька, Митька, Ванька и исполняли все барские прихоти беспрекословно.
Но иногда в нём просыпался какой-то огонёк, когда ему надоедали все ласки и лица, и тогда он вскакивал и с визгом бежал на улицу; где резвился с деревенскими мальчишками, играя в снежки. Но эта воля была недолгой и снова постель с пятью одеялами, снова варенье и чай, снова эта обломовская нега, которую он отвергал; но всё-таки покорился ей.
Что же стало дальше с Ильей Ильичом Обломовым? Порядком повзрослев, Илья Ильич устроился на общественную службу в канцелярию, где пробыл недолго. Этот момент был равносилен тому, что только что вылупившегося птенца, не умеющего ещё плавать бросили в воду, и как этот птенец не барахтается в ней, и всё-таки тонет.
То же самое произошло и с Обломовым. Его неопытного, не готового ни к какому роду труда пустили в океан жизни. Может быть, со времени Илья Ильич и научился бы работать, но было ещё одно «но».
В канцелярии не было тех душевных, близких, ласковых отношений, здесь не было этой семейной обстановки, не было взаимопомощи, поэтому обломов не мог ни какими силами сдержать того нравственного гнёта, которому был подвержен.
Не выдержав нравственного шторма жизни, Обломов замкнулся в себе и попытался насколько возможно создать вокруг себя обстановку родной Обломовки.
Он с головой погрузился в болото русской обломовщины и ничто уже не может вытащить его оттуда, так как он ещё одно идентичное другим звено барской России. И эта утопия была губительна не только для барского сословия, но и для всей России. Это было огромным тормозом в её развитии, и Русь оставалась тою же тёмной стороной.
Но сила Обломова в том, что он через всю свою жизнь пронёс чистую душу, незапачканную мирской грязью, ведь это тоже нелёгкий труд. Наверное, в душе каждый человек хоть немного, но Обломов. Ведь каждый почти преклоняется перед прекрасным, ведь у каждого есть чувства жалости и сострадания.
Если на земле не было бы Обломовых, то это была бы пустыня, которая была некогда благодатным краем, но под руками варваров (а именно так можно назвать человека без души) превращался в эту самую пустыню.
Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков, вроде Обломова!
Сочинение про Сон Обломова
Илья Ильич Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип героя. Он решает вечный вопрос «быть или не быть» ответом: «Только не теперь». Этот персонаж часто рисуется Гончаровым в ироничном ключе и вызывает у читателя добрую улыбку.
Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Противоречивость и становится главным признаком национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано всё.
Характер Обломова – результат воздействия на него всей окружающей жизни. В романе есть один эпизод, который как нельзя лучше доказывает это утверждение – глава «Сон Обломова».
Жанр сна нередко используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Но Гончаров применяет его не только для этого, для писателя главное – показать истоки характера героя. В этой главе автор даёт подробное описание детства Обломова. Гончаров показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое.
Глава «Сон Обломова» несёт в романе ещё и дополнительную символическую нагрузку. Он обозначает привычное состояние героя: «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека».
По композиции «Сон Обломова» является вставным эпизодом, то есть внесюжетным элементом. Эта глава хотя и обладает известной законченностью и самостоятельностью, но не влияет на развитие сюжета. Она призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.
На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.
Мужик оправдывается: «Я и то не брал. На что, мол, нам письмо-то – нам не надо. Нам, мол, не наказывали писем брать – я не смею: подите вы, с письмом-то! Да пошел больно ругаться солдат-то: хотел начальству жаловаться; я и взял».
И так всегда – всё, что выбивается из привычного уклада жизни, из режима «поел-поспал», пугало обломовцев. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».
Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг, он хочет узнать о мире больше. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!»
И только время дневного сна давало Илюше свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького барина.
Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить.
Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать из родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, он не понимает, для чего нужно учиться. Главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.
Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?». Так все его благие начинания и заканчивались.
Интересна интонация, с которой автор рассказывает о «благословенном уголке земли» — Обломовке. Он как бы встаёт на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны».
Даже язык, которым написана эта глава, создаёт ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня, и вообще всё происходящее похоже на сказку, даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом».
В Обломовке всё живое, одухотворённое: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью»; «Солнце там ярко и жарко светит… и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место»; «Река бежит весело, шаля и играя».
И Обломов продолжает видеть свои сладкие сны, перенося их в реальную жизнь.
Разбор главы Сон Обломова
Сон Обломова — вставной эпизод в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Сон — распространенный прием в литературе, который используется писателями для лучшего раскрытия персонажей, событий. Этот сюжет не влияет на развитие основного события, но помогает понять личность Ильи Ильича.
Сон переносит читателя в Обломовку — поместье Обломовых. Все здесь окружено особенной безмятежностью и леностью. Никто из обитателей поместья не может отличиться трудолюбием, активностью и деятельностью.
Самым главным для Обломовых был процесс принятия пищи. Все были поглощены обдумыванием меню обеда, ужина, завтрака. Все, что выходило за границы сна, отдыха и обеда заставляло нервничать и переживать жителей Обломовки.
Во сне Обломов предстает семилетним мальчиком. Он, как и любой ребенок, очень любопытен, любит гулять и веселиться. Однако, няня и матушка не дают ему уходить далеко и не дают ему удовлетворить его любопытство.
Единственное время, когда маленький Илья Ильич мог погулять — это послеобеденный сон, который охватывал и помещиков, и крестьян. Все-все погружалось в глубокий и безмятежный сон.
Далее он взрослеет и ему надо ехать в школу. В отрочестве природная любознательность уже угасла. Теперь мальчик считает, что жить нужно так, как они живут и не иначе. Он не может понять, зачем ему учиться, если знания в жизни не пригодятся.
Главная мысль эпизода состоит в том, что Обломов не был лишен в детстве живости, любопытства, наблюдательности. Большую роль в его жизни сыграла окружающая среда. Именно семья и атмосфера Обломовки сделали Илью Ильича ленивым, мягким, немного истеричным, эмоциональным. Его пассивность — приобретенное качество.
Илья Ильич своего рода жертва, ведь родители специально уничтожили в нем интерес к жизни и действию, чтобы он был удобен для них, не мешался. Его нельзя винить в том, какой он есть. Его характер сформировался под влиянием людей, окружавших его, без его желания и мнения.
Возможно, он был бы счастлив, если бы было удовлетворено его любопытство, ему разрешали бы больше гулять и двигаться, думали об его духовным развитием.
Читайте также: Соня Мармеладова – характеристика героини из романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Таким образом, автор приходит к мысли, что человека делает среда, в частности его семья и близкие окружение. Семья формирует личность человека, поэтому нужно ответственно относиться к вопросу появления детей и их воспитанию, чтобы создать трудолюбивых и активных членов общества.
Характеристика Штольца
Одним из ключевых персонажей романа И. А. Гончарова «Обломов» является Андрей Штольц — лучший друг главного героя, Ильи Обломова, и полная противоположность ему. Волевой, трудолюбивый, решительный — он на собственном примере показывает, каких вершин можно добиться благодаря труду и упорству. Характеристика Штольца имеет большое значение, поскольку позволяет наиболее полно раскрыть образ Обломова, передать основной замысел произведения. Автор недаром отводит Штольцу вторую по значимости роль в романе: будучи антиподом Обломова, Андрей Штольц воплощает в себе черты нового типа русского прогрессивного человека.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Обломов.
Полное имя — Андрей Иванович Штольц.
Возраст — чуть больше 30 лет.
Род занятий — надворный советник, коммерсант.
Семья — отец Иван Штольц и мать, жена Ольга Ильинская.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из смешанного семейства, так как отец был немецким бюргером, а мать — обедневшей русской дворянкой.
Воспитание — отцовское воспитание — строгое, трудовое, материнское воспитание — благородное, утончённое.
Образование — прекрасное университетское образование.
Внешность — худощавый, стройный, мускулистый мужчина с выразительными зелёными глазами и смуглым цветом кожи.
Характер — настойчивый, решительный, трудолюбивый, педантичный, сдержанный, прагматичный, целеустремлённый.
Положительные черты — добрый, заботливый, трудолюбивый, целеустремлённый, отличный друг.
Отрицательные черты — скупой на эмоции, педантичный, расчётливый.
Произведение — «Обломов».
Автор — Иван Александрович Гончаров.
Цитатная характеристика
Описание Штольца с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Андрей Штольца основан на том, что он является дворянином лишь по матери, а по отцу — немецким бюргером.
«…это Андрей Иванович Штольц».
Источник: Часть первая, глава 3
«…в сыне ей мерещился идеал барина, хотя выскочки, из черного тела, от отца-бюргера, но все-таки сына русской дворянки…»
Источник: Часть вторая, глава 1
«Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская…»
Источник: Часть вторая, глава 1
Отец Андрея Штольца — образованный бюргер родом из Германии, мать — обедневшая русская дворянка.
«Отец Андрюши был агроном, технолог, учитель».
Источник: Часть вторая, глава 1
«Она жила гувернанткой в богатом доме и имела случай быть за границей…»
Источник: Часть вторая, глава 1
Отец Андрея Штольца — обрусевший немец, сумевший собрать единственному сыну небольшой капитал благодаря своему трудолюбию. Он работал управляющим, а также содержал небольшой пансион для дворянских детей.
«Оставил он сыну наследства всего тысяч сорок. Кое-что он взял в приданое за женой, а остальные приобрел тем, что учил детей да управлял имением: хорошее жалованье получал».
Источник: Часть первая, глава 4
«…у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян. У него был свой сын, Андрей, почти одних лет с Обломовым…»
Источник: Часть первая, глава 9
«В селе Верхлеве, где отец его был управляющим…»
Источник: Часть вторая, глава 1
Портретная характеристика Андрея Штольца основана на том, что он — успешный делец, предприниматель, который смог в несколько раз увеличить отцовское состояние. Он находится на государственной службе в чине надворного советника.
«Хорош мальчик! Вдруг из отцовских сорока сделал тысяч триста капиталу, и в службе за надворного перевалился, и ученый… теперь вон еще путешествует!»
Источник: Часть первая, глава 4
«Станет надворный советник учиться!»
Источник: Часть первая, глава 4
Внешность
Андрей Штольц — молодой мужчина, которому немногим больше тридцати лет.
«…ему уже за тридцать лет…»
Источник: Часть вторая, глава 2
У Штольца выразительные зелёные глаза.
«Андрюша детскими зелененькими глазками своими…»
Источник: Часть вторая, глава 1
«…глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные…»
Источник: Часть вторая, глава 2
Цвет лица у Штольца ровный, немного смуглый.
«…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца…»
Источник: Часть вторая, глава 2
Андрей Штольц — стройный, подтянутый мужчина без лишнего веса, обладающий физической силой.
«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…»
«…он сохранил силу души, крепость тела…»
Источник: Часть вторая, глава 2
Источник: Часть четвертая, глава 8
Штольц не привык делать лишних движений телом, использовать богатую мимику.
«Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».
Источник: Часть вторая, глава 1
Черты характера и поступки
Штольц — разносторонне развитый, увлекающийся человек. В поисках новых знаний он путешествует по свету и не перестаёт учиться.
«…он любил и новости, и свет, и науку, и всю жизнь, но как-то глубже, искреннее…»
Источник: Часть первая, глава 3
«Штольц часто отлучался из Петербурга в Москву, в Нижний, в Крым, а потом и за границу…»
Источник: Часть первая, глава 5
«…Штольца почти никогда не было в Петербурге…»
Источник: Часть первая, глава 6
«Я два раза был за границей, после нашей премудрости, смиренно сидел на студенческих скамьях в Бонне, в Иене, в Эрлангене, потом выучил Европу как свое имение. Но, положим, вояж — это роскошь, и не все в состоянии и обязаны пользоваться этим средством; а Россия? Я видел Россию вдоль и поперек. Тружусь…»
Источник: Часть вторая, глава 4
Андрей Штольц — человек невероятно трудолюбивый, деятельный, который не боится браться за новую работу, развивать себя в новой сфере.
«Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу».
Источник: Часть вторая, глава 2
«Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает — бог весть».
Источник: Часть вторая, глава 2
«Ах, если б прожить лет двести, триста! — заключил он, — сколько бы можно было переделать дела!»
Источник: Часть четвертая, глава 2
Андрей Штольц — натура сильная, волевая, целеустремлённая, способная изменять обстоятельства в свою пользу.
«Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах, и людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были неважны их цели».
Источник: Часть вторая, глава 2
«Вот Штольц — другое дело: Штольц — ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой. Куда ни придет, с кем ни сойдется — смотришь, уж овладел, играет, как будто на инструменте».
Источник: Часть вторая, глава 7
«Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу… Нет человека, который бы не умел чего-нибудь, ей-богу нет!»
Источник: Часть четвертая, глава 2
«…сама жизнь и труд есть цель жизни…»
Источник: Часть четвертая, глава 2
Штольц — человек расчётливый, бережливый, прагматичный не только в финансовых вопросах, но и по части душевных переживаний.
«Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа…»
Источник: Часть вторая, глава 2
«Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца».
Источник: Часть вторая, глава 2
«Кажется, и печалями и радостями он управлял, как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой. Он распускал зонтик, пока шел дождь, то есть страдал, пока длилась скорбь, да и страдал без робкой покорности, а больше с досадой, с гордостью, и переносил терпеливо…»
Источник: Часть вторая, глава 2
Штольц всегда стремился к тому, чтобы просто и без прикрас смотреть на жизнь. Он всегда избегал пустых надежд и мечтаний.
«Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь— вот что было его постоянною задачею…»
Источник: Часть вторая, глава 2
«Больше всего он боялся воображения, этого двуличного спутника… Он боялся всякой мечты… Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе».
Источник: Часть вторая, глава 2
В душе Штольца нет места сильным страстям и переживаниям. Он никогда не был рабом у прекрасных женщин и намеревался прожить жизнь без изматывающих душу роковых страстей.
«Он не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины, не был рабом, «не лежал у ног» красавиц, хотя не испытывал огненных радостей».
Источник: Часть вторая, глава 2
« — Страсти, страсти все оправдывают, — говорили вокруг него, — а вы в своем эгоизме бережете только себя: посмотрим, для кого».
Источник: Часть вторая, глава 2
«Он говорил, что «нормальное назначение человека — прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно, и что ровное и медленное горение огня лучше бурных пожаров, какая бы поэзия ни пылала в них…»
Источник: Часть вторая, глава 2
«…он не мечтатель; он не хотел бы порывистой страсти…» (
Часть четвертая, глава 4)
Андрей Штольц — прямолинейный человек, привыкший открыто излагать свои мысли.
« — Как ты иногда резко отзываешься о людях, Андрей…»
Источник: Часть вторая, глава 3
Штольц — настоящий, верный друг Обломова, несмотря на полную противоположность их характеров.
«Как такой человек мог быть близок Обломову, в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца? Это, кажется, уже решенный вопрос, что противоположные крайности если не служат поводом к симпатии, как думали прежде, то никак не препятствуют ей. Притом их связывало детство и школа — две сильные пружины…»
Источник: Часть вторая, глава 2
«…товарищ его детства, неизменный друг его, Штольц…»
Источник: Часть первая, глава 8
Штольц — заботливый друг, который решает многие бытовые проблемы Обломова, помогает разобраться в вопросах, связанных с поместьем.
«До тех пор он и не знал порядочно своих дел: за него заботился иногда Штольц….»
Источник: Часть первая, глава 6
Андрей Штольц категорически не приемлет образ жизни Обломова и даёт ему определение — «обломовщина». Он до последнего пытается вернуть друга к нормальному образу жизни.
«Послушай, Илья, серьезно скажу тебе, что надо переменить образ жизни, иначе ты наживешь себе водяную или удар… Я от тебя не отстану. Теперь уж слушаюсь не одного своего желания, а воли Ольги: она хочет — слышишь? — чтоб ты не умирал совсем, не погребался заживо, и я обещал откапывать тебя из могилы…»
Источник: Часть четвертая, глава 2
Всё самое лучшее, что есть у него в душе, Штольц отдаёт Ольге, которую любит глубоко, всем сердцем. В ней он находит идеал спутницы жизни.
«Мало-помалу, незаметно, он привык при ней вслух думать, чувствовать и вдруг однажды, строго поверив себя, узнал, что он начал жить не один, а вдвоем и что живет этой жизнью со дня приезда Ольги».
Источник: Часть четвертая, глава 4
«— Но я вас люблю, Ольга Сергеевна! — сказал он почти сурово».
Источник: Часть четвертая, глава 4
«…отдайте мне ваше будущее и не думайте ни о чем — я ручаюсь за все».
Источник: Часть четвертая, глава 4
«…нашел свое, — думал он, глядя влюбленными глазами на деревья, на небо, на озеро, даже на поднимавшийся с воды туман. — Дождался! Столько лет жажды чувства, терпения, экономии сил души! Как долго я ждал — все награждено: вот оно, последнее счастье человека!»
Источник: Часть четвертая, глава 4
Семейная жизнь с Ольгой оказывается очень счастливой благодаря тому, что супруги обладают схожим темпераментом и взглядами на жизнь.
«Шли годы, а они не уставали жить. Настала и тишина, улеглись и порывы; кривизны жизни стали понятны, выносились терпеливо и бодро, а жизнь все не умолкала у них… разгула диким страстям быть не могло: все было у них гармония и тишина».
Источник: Часть четвертая, глава 8
«Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок»
Источник: Часть четвертая, глава 8
«Их будило вечное движение мысли, вечное раздражение души и потребность думать вдвоем, чувствовать, говорить. »
Источник: Часть четвертая, глава 8
«Штольц был глубоко счастлив своей наполненной, волнующейся жизнью…»
Источник: Часть четвертая, глава 8
Воспитание
Будучи наполовину немцем и наполовину русским, Андрей Штольц получил воспитание на двух языках и в равной степени хорошо владел ими.
«…природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в университетской аудитории и в играх с деревенскими мальчишками, в толках с их отцами и на московских базарах. Немецкий же язык он наследовал от отца да из книг».
Источник: Часть вторая, глава 1
В школьные годы Андрей всегда читал больше положенной программы.
«…Штольц приносил ему книги, какие надо еще прочесть сверх выученного…»
Источник: Часть первая, глава 6
Благодаря родителям Андрей смог получить разностороннее образование. Он имел весьма глубокие познания по многим предметам.
«С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака».
Источник: Часть вторая, глава 1
«…притом он такой понятливый! Скоро он стал читать Телемака, как она сама, и играть с ней в четыре руки…»
Источник: Часть вторая, глава 1
Родители Андрея имели разные взгляды на вопросы воспитания сына. Мать стремилась оградить его от всех бед, в то время как отец с ранних лет приучал к грубым реалиям жизни.
«Мать всегда с беспокойством смотрела, как Андрюша исчезал из дома на полсутки, и если б только не положительное запрещение отца мешать ему, она бы держала его возле себя».
Источник: Часть вторая, глава 1
«Андрюша полсутки ходит таким чистеньким, благовоспитанным мальчиком, а к вечеру, иногда и к утру, опять его кто-нибудь притащит выпачканного, растрепанного, неузнаваемого, или мужики привезут на возу с сеном…»
Источник: Часть вторая, глава 1
«— Что за ребенок, если ни разу носу себе или другому не разбил? — говорил отец со смехом».
Источник: Часть вторая, глава 1
«Ей не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание. Она боялась, что сын ее сделается таким же немецким бюргером, из каких вышел отец».
Источник: Часть вторая, глава 1
Отец так смог воспитать Андрея, что тот с детства был дисциплинированным, ответственным человеком, на которого можно положиться. Отец, видя способности сына, делает его своим помощником — репетитором в пансионе и платит ему заработную плату.
«Четырнадцати, пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах».
Источник: Часть вторая, глава 1
«…Андрюша отлично учился, и отец сделал его репетитором в своем маленьком пансионе».
Источник: Часть вторая, глава 1
Отец, получивший университетское образование, решает, что сын также должен быть образованным человеком. После завершения обучения Штольц даёт сыну полную свободу выбора профессии.
«Он был в университете и решил, что сын его должен быть также там…»
Источник: Часть вторая, глава 1
«Образован ты хорошо: перед тобой все карьеры открыты; можешь служить, торговать, хоть сочинять, пожалуй, — не знаю, что ты изберешь, к чему чувствуешь больше охоты…»
Источник: Часть вторая, глава 1
Характеристика Штольца другими героями
Обломов
Штольц для Обломова является настоящим спасителем, который решает практически все его проблемы. Их связывает крепкая дружба с самого детства.
«— Хоть бы Штольц скорей приехал. Он бы уладил…»
Источник: Часть первая, глава 2
«Был ему по сердцу один человек: тот тоже не давал ему покоя; он любил и новости, и свет, и науку, и всю жизнь, но как-то глубже, искреннее — и Обломов хотя был ласков со всеми, но любил искренне его одного, верил ему одному, может быть потому, что рос, учился и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц».
Источник: Часть первая, глава 3
С юных лет Штольц, который всегда стремился к новым знаниям, заботится о развитии Обломова, всячески пытается вывести его на новый уровень.
«Когда же Штольц приносил ему книги, какие надо еще прочесть сверх выученного, Обломов долго глядел молча на него…Неестественно и тяжело ему казалось такое неумеренное чтение».
Источник: Часть первая, глава 6
Обломов считает Андрея излишне резким, прямолинейным человеком.
«— Как ты иногда резко отзываешься о людях, Андрей, так бог тебя знает».
Источник: Часть вторая, глава 3
Обломов искренне восхищается внутренней силой друга, его способностью подчинять себе обстоятельства.
«Вот Штольц — другое дело: Штольц — ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой. Куда ни придет, с кем ни сойдется — смотришь, уж овладел, играет, как будто на инструменте».
Источник: Часть вторая, глава 7
«— Ты — другое дело, Андрей, — возразил Обломов, — у тебя крылья есть: ты не живешь, ты летаешь; у тебя есть дарования, самолюбие; ты вон не толст, не одолевают ячмени, не чешется затылок. Ты как-то иначе устроен…»
Источник: Часть четвертая, глава 2
Ольга Ильинская
Штольц является для Ольги беспрекословным авторитетом, человеком, которого она очень уважает за ум, рассудительность, жизненный опыт, чувство юмора.
«Она называла его другом, любила за то, что он всегда смешил ее и не давал скучать, но немного и боялась, потому что чувствовала себя слишком ребенком перед ним».
Источник: Часть вторая, глава 5
«Когда у ней рождался в уме вопрос, недоумение, она не вдруг решалась поверить ему: он был слишком далеко впереди ее, слишком выше ее, так что самолюбие ее иногда страдало от этой недозрелости, от расстояния в их уме и летах».
Источник: Часть вторая, глава 5
Штольц вызывает у Ольги самые тёплые, искренние чувства. Она видит в нём «своего» человека.
«На лице у ней он читал доверчивость к себе до ребячества; она глядела иногда на него, как ни на кого не глядела».
Источник: Часть четвертая, глава 4
«Она очень обрадовалась Штольцу; хотя глаза ее не зажглись блеском, щеки не запылали румянцем, но по всему лицу разлился ровный, покойный свет и явилась улыбка».
Источник: Часть вторая, глава 5
Тарантьев
Тарантьев с недоверием относится к Штольцу, чьё трудолюбие и предприимчивость вызывают у него сильное раздражение.
«Вдруг из отцовских сорока сделал тысяч триста капиталу, и в службе за надворного перевалился, и ученый… теперь вон еще путешествует! Пострел везде поспел! Разве настоящий-то хороший русский человек станет все это делать? Русский человек выберет что-нибудь одно, да и то еще не спеша, потихоньку да полегоньку, кое-как, а то на-ко, поди!»
Источник: Часть первая, глава 4
Тарантьев искренне не понимает стремление уже успешного, состоявшегося Штольца постоянно учиться.
Тарантьев считает Штольца «продувным» человеком, то есть, пронырливым, хитрым.
Мухояров
Мухояров узнает, что Штольц — не просто дворянин, приятель Обломова, а человек, имеющей значительное влияние в высшем обществе.
«… Зачем ты не сказал, что он в силе? Они с генералом друг другу ты говорят, вот как мы с тобой. Стал бы я связываться с этакими, если б знал!»
Источник: Часть четвертая, глава 4
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Андрея Штольца вместе!
Биография
Андрей Иванович Штольц — молодой мужчина, дворянин, имеющий русские и немецкие корни. Отец — образованный немец незнатного происхождения, сумевший сколотить небольшой капитал благодаря своему трудолюбию и упорству. Мать — обедневшая русская дворянка, вынужденная в молодости работать гувернанткой в богатом семействе.
Родители много сил и времени уделяли Андрюше, обучая его всему, что знали сами. Смышлёный мальчик быстро впитывал новые знания, проявлял к ним повышенный интерес. Несмотря на недовольство утончённой матери, отец дал Андрею практическое, деловое воспитание, и мальчик с юных лет рос дисциплинированным, ответственным человеком, на которого можно положиться.
Штольц-старший обеспечил сыну университетское образование, после чего отправил в «большой» мир самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Поначалу Андрей устроился на службу, где смог дослужиться до надворного советника. Оставив службу, он занялся коммерцией и благодаря своей предприимчивости смог добиться немалых успехов.
Всё своё время Штольц посвящал саморазвитию, образованию, путешествиям. Состоявшись как личность и обеспечив себе полную финансовую независимость, он создал семью с Ольгой Ильинской — молодой красивой дворянкой, с которой его связывало полное взаимопонимание, родство душ. Этот брак оказался на редкость удачным.
Образ Штольца
Андрей Иванович Штольц — воплощение трудолюбия, целеустремлённости, здравого отношения к жизни. Это глубоко порядочный, ответственный, надёжный человек, на которого всегда можно положиться.
Обладая живым умом и неуёмным интересом ко всему, что его окружает, Андрей Штольц с удовольствием учится, даже в зрелом возрасте. Всё его естество стремится к знаниям, получению новой полезной информации. Он много путешествует, работает, учится, читает, общается с людьми, бывает в высшем свете. Подобная активность обусловлена двумя важными факторами: деятельной натурой и умением грамотно планировать и расходовать свое время, образцовой самодисциплиной. Недаром Штольц упоминает, что хотел был прожить не одну сотню лет, чтобы успеть сделать как можно больше.
Штольц — натура рачительная, прагматичная не только в делах, но и вопросах личного характера. Он не тратит впустую свои душевные силы, а дожидается настоящей сильной любви. В браке он обретает долгожданное счастье, поскольку его избранница становится не только хорошей женой, но и верным другом, соратником.