Олег янковский полеты во сне и наяву
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
В сущности, это фильм про человека, снимающего у себя в голове бесконечное кино про самого себя, в котором остальным отводится роль восхищенных зрителей. И как только ему начинает казаться, что он вдруг оказался не в фокусе, он творит какое-то очередное безобразие, чтобы этот фокус вернуть. То есть это в какой-то степени фильм о взбесившемся персонаже в поисках собственного кино.
Олег Янковский в фильме «Полеты во сне и наяву»
«К концу семидесятых годов современникам казалось вполне очевидным, что Россия больна. Спорили лишь о том, какова болезнь и чем ее лечить?» Так начинался роман Трифонова «Нетерпение». Речь там шла о XIX веке, но все, конечно, понимали. В 1977, 79-м и 82-м годах три хороших режиссера сняли три очень похожих фильма. Все три фильма не то чтобы широко показывали, но как-то и не особо запрещали. Они шли вторым экраном в отдельных кинотеатрах.
Короче, этот герой – законченная сволочь, подонок и скандалист. Но, что самое главное, в нем есть какая-то деятельная хлестаковщина. На протяжении всех трех фильмов он не совершает ни одного сколько-нибудь приличного поступка, зато активно и с удовольствием разводит вокруг себя массу говна и сладострастно мучает окружающих. И он никогда не страдает ни совестью, ни жалостью, ни сочувствием – просто не знает, что это такое.
При этом он очень-очень обаятельный персонаж. Все от него без ума, его любят, носятся с ним как с писаной торбой, непрерывно его спасают и постоянно хотят. Его хотят женщины, подростки, мужчины. Собственно, это и есть главное, если не единственное достоинство героя. Он объект всеобщего желания, качественный генетический материал, альфа-самец. Но сам он никого не хочет. Он романтический герой, наследующий «лишним людям» русской классики от Онегина до Ставрогина. Инсайдер, который видит себя аутсайдером, а вырваться наружу не может. И от фильма к фильму он стареет и немножко меняется.
В чем пророчество фильма «Полеты во сне и наяву»?
Пересмотрела фильм Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». Удивительно, как с возрастом меняется восприятие!
Первый раз, в подростковом возрасте, когда эмоции не терпели полутонов, фильм вызвал возмущение и скуку. Раздражали все «лишние» сцены, явный вызов главного героя.
Позже фильм не смотрела, «пробегала», выхватывая фрагменты. Но эти фрагменты уже завораживали, останавливали.
Потребовалось много лет, чтобы понять, что это, действительно, шедевр. Даже не множество скрытых смыслов создают это ощущение, а заложенное в нем пророчество. А еще это кино — хороший тест для любого общества. Рецензии на фильм — лучшее описание «истории болезни». Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»
Фото: kinopoisk.ru
Роман Балаян снял «Полеты во сне и наяву» в 1982 году. Главного героя, сорокалетнего Сергея Макарова, сыграл Олег Янковский. Великолепный актерский состав: Олег Табаков, Людмила Гурченко, Людмила Иванова, Людмила Зорина, Елена Костина, Никита Михалков, Александр Адабашьян (его озвучил Юрий Богатырев), Олег Меньшиков.
Сергей Макаров показан накануне своего сорокалетнего юбилея, времени переосмысления жизни. Не случайно многие пишут, что этот фильм о кризисе среднего возраста. Разумеется, этот фильм и о кризисе, но мне кажется, что герой показан в критическое время, чтобы высветить остроту «спрятанных» проблем.
У него есть жена и маленькая дочка, есть молодая любовница Алиса, есть коллега, бывшая любовница Лариса Юрьевна, он пользуется ее машиной и без всякого стеснения кредитуется. Коллегу-любовницу играет Людмила Гурченко. В Ларису Юрьевну влюблен начальник, а по совместительству и друг Макарова — Николай Павлович (в исполнении Олега Табакова).
Сергей Макаров мечется между женщинами, работой, подобно мотыльку. Грезя полетами над всей этой иллюзией жизни. Иногда кажется, что он и есть единственный живой человек в «механической» реальности. Человек, которому не хватает воздуха без Неба. Удивительная харизма притягивает к нему и женщин, и друзей.
Казалось бы, совершенно незаслуженное внимание, внимание к человеку, который за поиском потерял сам предмет этого поиска. Он не способен любить, ему чужды и другие человеческие чувства. Будто испытывает близких на прочность, постоянно провоцируя. Но это провокация себя через них, словно стремится достигнуть собственного дна, стремится исчезнуть, но исчезнуть красиво — в полете.
Многие писали, что это фильм о невозможности свободы в эпоху позднего застоя, да и сам режиссер как-то обмолвился о «лишнем человеке», невозможном для него расписанном пути (холодильник, ковер, квартира). Но через тридцать с лишним лет все видится иным.
Герой Михалкова (странно видеть в эпизоде) — человек будущего, человек, созданный для нашего сегодняшнего времени. Он в любом балагане — главный, ведь только он, созданный из цинизма, умеет «договариваться», умеет убедить любого, особенно «человека летающего». От него веет беспринципной прагматичностью.
И герой Табакова вползет в будущее, потому как ему и надо-то немного. Потому как таких — большинство, они основа. Им важна любовь, важна дружба, они ответственны, но их не смущает ложь «во благо», они готовы многое стерпеть… Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»
А как много героинь Людмилы Ивановой! Зайдите на любой форум, включите ток-шоу. Они всегда «знают, как надо», они жизнь свою положили на «экспертную деятельность».
И молодому другу юной любовницы Алисы в роли Олега Меньшикова тоже есть место, а уж пресловутые 90-е были и вовсе его временем. А вот «летающему Макарову» места нет, кончилось его время. И то, что в конце застоя воспринималось тюрьмой для полетов, теперь выглядит иначе. Это остатки атмосферы для них, пусть уже и «кислотной».
Фильм многоплановый, воспринимается зрителями по-разному. Интересный и ненавязчивостью образов, которые раскрывают смыслы. Общую фальшивость «рисует» музыка, сцены непонятной свадьбы, съемок странного фильма. Путешествия по мирам, сны наяву — как свобода от каких-либо привязанностей. Не случайно он забывает о юной любовнице, когда она пряталась в машине от знакомых.
Почему этот человек обладает такой манкостью, таким притяжением? Вытянутый серый свитер, который он не снимает все время действия, подчеркнутая стертость образа, и только глаза — в которых какой-то иной блеск, а может, просто жизнь?
И финальная сцена, сцена, в которой герой становится совершеннейшим ребенком, бегая с мальчишками, а потом — сворачиваясь эмбрионом в стоге сена, мучаясь от холода, «рождаясь наоборот», умирая…
Тема детства присутствует все время, не зря же постоянны обращения к матери. Но у героя инфантилизм как вызов, как инструмент провокации, полета. Он «улетел», остались только те, которых придавило притяжение. Остался и инфантилизм, только как новое правило существования, как основа нового мира. В котором комфортно глупенькой Алисе, осуждающим «экспертам», всем героям, не жаждущим полетов.
Кинократия. «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна
Картина режиссера Романа Балаяна нашла точное воплощение эпохи советского «застоя». После того, как запустили космические корабли, а мир поделили на сферы влияния, в жизни простого советского человека образовалась пустота. Вакуум этот заполнялся главным образом бытовыми конфликтами, повальной рефлексией, разбавленной алкоголем, и наивными представлениями об окружающем большом мире, который ретранслировали через балет либо победы очередной «пятилетки». Внешние атрибуты этого периода казались вполне благополучными, однако, не всякой личности находилось место в сером упорядоченном социуме. Так и у главного героя фильма, Сергея Макарова (Олег Янковский) неожиданно что-то щёлкнуло и безвозвратно перевернулось.
Проблематика фильма гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Это не рядовые проблемы человека, достигшего кризиса среднего возраста. Главный герой начинает пристально наблюдать за своей жизнью со стороны, привычная модель существования рушится на его глазах — зрителю приходится только догадываться, о чем он думает. Его сознание, закадровый голос, молчит — скорее, это можно отнести к режиссерской задумке, чем к простому сценарному совпадению. Люди, окружающие его долгое время, становятся статичными и неживыми: вся их энергетика и эмоции с этого момента начинают идти параллельно внутренним переживаниям главного героя. Его любимые и близкие искренне недоумевают и не понимают весь экзистенциальный смысл полетов сознания героя, которые он выпускает наружу.
Это бешеная и неукротимая энергия, которая исходит от человека, неожиданно открывшего глаза. Единственный персонаж, который находится на одной волне с главным героем, — это его маленькая дочь, чье восприятие еще не затуманено бытовыми масками, социальными ролями и иерархическими статусами. Она проживает те же моменты, что и отец, но только в своем детском мире. Она искренне любит главного героя, любит окружающий мир и находится с ним в полной гармонии.
Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»
Образ, созданный Янковским, представляет собой типичного героя русской классической литературы, чей характер предстает в крайностях, одновременно свойственных его натуре: убийца-страдалец Раскольников, рефлексирующий философ Печорин и возвышенный идеалист Пьер Безухов. Не случайно в этой связи высказывание режиссера Романа Балаяна по поводу причин утверждения именно Олега Янковского на главную роль, а не Никиты Михалкова, под которого сценарист Виктор Мережко и писал сценарий: «Я увидел по телевизору фильм Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся…» с участием Олега Янковского. Я засмотрелся на то, как он режет лимон. Просто режет лимон… Я не знал сюжета картины, смотреть стал откуда-то с середины. Но мне вдруг увиделось что-то двусмысленное в таком незамысловатом как будто действии артиста. Я почувствовал, что за его героем стоит очень многое, неоднозначное, что этот человек двулик, неверен… Больше того, по его лицу не видно, какой он человек. Никто заранее не знает, не в состоянии определить, плохой он или хороший. Его взгляд, я убеждён, способен выразить немыслимую амплитуду: от мерзавца до Христа. Такая сложность меня устраивает».
Помимо лабиринта мыслей главный герой соприкасается с окружающим миром через второстепенных персонажей-проводников, таких как Сергей Синицын (Олег Меньшиков) — молодая копия главного героя с идентичным именем. Он один из немногих персонажей, играющий без серой статики — его герой юн, амбиции бьют ключом, а циничная улыбка чем-то похожа на легкую иронию самого Макарова. Выйдя за рамки фильма, можно продолжить сравнение этих двух талантливых актеров — намек на преемственность в фильме, как и в реальной творческой биографии Олега Янковского и Олега Меньшикова, героев-одиночек, полных ироничного отношения к окружающему миру.
Сюжетная линия фильма довольно типична для того времени: вспомнить хотя бы пьесу Александра Вампилова «Утиная охота» и снятый на ее основе фильм «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем в роли Зилова. Герои Даля и Янковского — потрепанные жизнью инженеры-романтики, носящие серые кофты, джинсы клеш и кеды. Они продолжают совершать те же ошибки, делать трагические выводы, не находя выхода из замкнутого круга своей жизни. Единственным способом вырваться из рутины повседневности оказывается самоубийство, которое совершает Зилов из пьесы Вампилова и должен был бы совершить герой Янковского, если бы не цензура, которая не смогла бы пропустить в прокат фильм с таким концом.
Экзистенциальный выплеск героя в фильме «Полеты во сне и наяву» остро ощущается в моменте, когда Сергей проигрывает спор умиляющемуся молодому герою Меньшикова и, залезая под стол, от души кукарекает. В мимике Янковского прослеживалась вся жизненная полнота главного героя, возможно, даже счастье. Это до конца не ясно — режиссер оставляет в недоумении не только других героев фильма, но и зрителей, предлагая открытый финал.
«Вот сидят две женщины, одинаково дорогие для меня. С одной меня ничего не связывает, кроме долга, с другой — всё, кроме долга»
«Тебе не стыдно перед людьми? — Нет. Они прекрасно продемонстрировали свои лучшие качества»
Полеты во сне и наяву
В центре истории самый обычный мужчина, которому вот-вот исполнится сорок лет. Казалось бы, он прожил неплохую молодую жизнь и стоит на пороге новой, уже зрелой. Но что-то его гложет изнутри.
Герой решает подвести итоги своей жизни, посмотреть, где оступился, что бы он мог изменить и не воспользовался шансом, который ему любезно предоставляла судьба. Общая картина кажется неплохой, но, углубляясь в детали, мужчина понимает, что он все сделал далеко не так, как нужно было, что, если бы ему была дана вторая возможность, он все бы изменил, не совершая тех ошибок.
Теперь его не радует ничего в этой жизни. Любящая жена не приносит радости, молодая любовница не дарит удовлетворения, друзья, кажется, отвернулись, а работа и вовсе стала в тягость и, кажется, тянет его на дно.
Картину Полеты во сне и наяву называют одной из лучших работ в карьере Романа Балаяна, известного советского режиссера. Титульную роль сыграл Олег Янковский, который за работу в фильме был награжден государственной премией. Изначально образ центрального персонажа предназначался для Никиты Михалкова. Олег Иванович после признался, что эта работа особенно ценна для него.
Режиссер рассказал, что во время съемочного процесса на площадке звучало музыкальное сопровождение из фильма Восемь с половиной, Балаян хотел воссоздать подобное настроение. До Перестройки киноленту показывали лишь в небольших кинотеатрах, расположенных на окраинах городов. А все потому, что фильму присвоили лишь вторую категорию. Драму скупали зарубежные прокатчики и демонстрировали ее как один из примеров запрещенного советского кино.
Олег янковский полеты во сне и наяву
Накануне своего сорокалетия герой фильма пытается подвести итоги прожитых лет. Увы: он подводит их, а они подводят его. Ничто не приносит ему удовлетворения и счастья: ни любящая жена, ни юная любовница, ни друзья, ни работа.
Серьезно? Я очень люблю Меньшикова, но чтоб больше Янковского.. Мало его там совсем. Но отплясывал забавно ))
По-моему, очень сильный фильм с блистательными актерскими работами.
Не секрет, что если копнуть советский кинематограф чуть глубже всего лежащего на поверхности, то можно наткнуться на удивительные его образцы. Ведь сложно поверить в то, что в 70-х Герман-старший создал военную ленту, где на полном серьезе сделал героем бывшего власовца. А в 80-ых Данелия под видом грустных сказок, может быть, сам того не подозревая, отвесил Стране Советов такую порцию критики, которая, не будь упрятана в причудливые аллегорические формы, поставила бы жирную точку на карьере классика. Это не говоря уже о супругах Шепитько-Климов, шокировавших мир своими военными лентами. И таких примеров можно найти достаточно для того, чтобы перевернуть зашоренное представление о совковом кино. Так и фильм молодого режиссера Романа Балаяна становится полноценным участником списка советского «несоветского» кино.
Кстати, год выхода (1982) ленты довольно показателен — после смерти Брежнева произошел всплеск творческой активности в стране. Подобный тому, что был в 60-ых во времена хрущевской оттепели после смерти Сталина и получивший название так называемого поколения «шестидесятников». Картина была почти единодушно признана программным манифестом целого поколения, да и вообще эпохи 80-ых. Фильм тут же возвели чуть ли не в ранг культового, он был предметом жарких дискуссий и даже поклонения. Вряд ли на подобный эффект рассчитывали сценарист Виктор Мережко и постановщик Роман Балаян, поэтому такой успех их даже немного смутил. Создателям удалось запечатлеть на пленке дух тогдашнего поколения, у которого, оказывается, были пороки и слабости, не складывалась жизнь, и они изменяли супругам.
Не покривим душой, если скажем, что Сергей Макаров слишком нетипичен для роли героя в привычном понимании этого слова. Рядовой чертежник заштатной канторы, находящийся на пороге очень важного этапа в жизни любого мужчины — 40-летнего рубежа. Время, когда пора уже подводить первые жизненные итоги, строить определенные планы, оглядываться на уже сделанное. А если позади ничего нет? А если окружающим ты больше напоминаешь несмешного клоуна? Если есть и жена, и дочь, и любовница — но они не приносят радости? Если ты не видел маму уже несколько лет? Если ты врешь напропалую всем вокруг? Если через три дня юбилей, а у тебя в жизни, да и в голове, такая путаница, что впору кукарекать под столом. Но нет, Макаров не будет исправляться и начинать жизнь заново, и хоть он уже много в ней упустил, меняться обратно ему уже, похоже, тоже поздно.
По признанию самого актера персонаж Сергей Макаров — любимый во всей его обширной фильмографии. Что, в принципе, неудивительно, ведь в Макарове много его самого. Тот же возраст, те же проблемы и вопросы, которые возникают на жизненном пути. Интересно, что роль, которая стала одной из лучших и неотъемлемой для образа актера, писалась для совсем другого исполнителя, а именно для Никиты Михалкова. Но когда Роман Гургенович увидел Олега в фильме «Мы, нижеподписавшиеся» Татьяны Лиозновой, то ясно осознал, что вот — его герой. Надо сказать, что Михалков все же появился в фильме в крошечной роли заезжего надменного режиссера, и который презрительно прогоняет Сергея Макарова со съемочной площадки.
Героем Янковского можно восхищаться, можно даже презирать, но сложно не признать того, что им движет некая внутренняя сила, которая заключается то ли в неудовлетворенности собой и окружающим миром, то ли в попытке исправить ошибки молодости, то ли хоть как-то выделиться на фоне серой действительности.
Успех Олега Ивановича в этой роли можно объяснить как его природной харизмой, так и удивительным умением этого актера подбирать к каждому своему образу какие-то тонкие, еле заметные интонации, мимику, жесты, которые на первый взгляд вроде и не так важны, а на самом деле способны больше расположить зрителя к его герою, чем весь недюжинный актерский арсенал. Сложно теперь, спустя столько лет с момента выхода фильма, представить кого-то на его месте. А если и можно, то это была бы уже, пожалуй, совсем другая картина.
Помимо центральной фигуры в исполнении будущего «талисмана» режиссера здесь блистает Людмила Гурченко, исполнившая роль в нетипичной для себя манере, задействовав на полную свою природную притягательность. Ненадолго появляется в фильме и совсем еще молодой тогда Олег Меньшиков — его персонаж был введен в фильм помимо сценария, чтобы немного уравновесить героя Янковского. К тому же здесь определенная символика — 20-летний обставляет 40-летнего, молодое поколение рвется вперед, невзирая на более опытных и старших.
Показателен во многом и герой Олега Табакова — отличник в институте, начальник на работе, человек со строгим моральным кодексом, а вместе с тем с неразделенной любовью и внутренним, очень хорошо спрятанным чувством глубокого неудовлетворения жизнью. Только в отличие от своего однокашника, что-то менять он уже не хочет, а вместо этого опять надевает маску прилежного советского гражданина и укрывается обратно в свой панцирь, где его ждет советская идиллия среднего возраста.
И хоть Роман Гургенович не был совсем неопытным постановщиком, а снискал определенный успех переосмыслением классики, именно «Полеты…» сделали ему имя и стали настоящей визитной карточкой. Интересно, что режиссер всячески открещивается от скрытого символизма своей ленты, который ей порой приписывают. Тут, скорее, дело в ином: просто звезды так сложились, что собралась компания одного поколения и сделала фильм, по сути, о себе, о своих проблемах, переживаниях, просто о том, что им казалось важным тогда. И сделади это в момент, когда зритель был готов и даже в какой-то мере подсознательно ждал такого фильма и героя такого типа. В меру аморального, в меру обаятельного, в меру оппортунистского. А если откинуть все эти возрастные рамки, то мы увидим кино, прежде всего, о потерявшемся в обществе человеке, остро переживающем несоответствие своего внутреннего мира паспортному возрасту и сражающегося с серьезным жизненным кризисом. А такое может настигнуть в любом возрасте и в самый неожиданный момент.
Финал произведения не дает четких ответов на расставленные вопросы, ни даже каких-то определенных акцентов, вплоть до того, что герой у нас не прошел развития. И зритель вполне может домыслить его дальнейшую историю. Все события фильма каким-то образом крутятся вокруг того самого, как бы этапного юбилея. Но когда он наступает, ничего-то собственно не меняется, и предельно ясно, что юбилей не более чем повод хорошо гульнуть и повидать старинных друзей, но никак не момент превращения в не мальчика, но мужа. И не приблизит его ни количество разбитых женских сердец, ни тонны вранья, ни правда, от которой плакать хочется, ни глупые шуточки, ни никому не нужные нелепые извинения. Нужны Поступки. И вот возможность, а, главное, желание совершать их куда лучше ускорят этот важный момент.