Образы сновидений относятся к такому виду воображения как
Формы воображения
Формирование образов воображения может осуществляться в различных формах: мысленных экспериментах, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях.
Мысленный эксперимент — это познавательный процесс, с помощью которого в сознании человека осуществляется опережающее отражение действительности. Он строится по типу реального эксперимента, но имеет дело исключительно с идеальной «моделью — образом» реального объекта, которая подвергается различным умственным действиям, описанным ранее.
Фантазия — это продукт воображения, практически полностью оторванный от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность. Она изменяет картину действительности, отраженной в сознании человека, помогает сформировать новый взгляд на все устоявшееся, традиционное. Фантазия порождает творческую активность человека, приближает будущее. Яркий пример — научно-техническая фантастика Ж. Верна, предсказавшая появление телевидения и подводных лодок задолго до их изобретения.
Одна из гипотез представляет фантазию как «зеркало» своего бессознательного, которое образуется за счет вытесненных из сознания переживаний. В рамках этой гипотезы считается, что появление фантазии обязательно сопровождается снижением интенсивности сознательного. Это и приводит к тому, что фантазия преодолевает свои границы, установленные сферой бессознательного.
Фантазия иногда используется как средство стимуляции мышечной активности, средство повышения физической и умственной работоспособности. Чемпион мира по плаванию С. Холанд (Австралия) признался, что в процессе заплыва он воображает, что спасается от акулы-людоеда, которая гонится за ним. Известный хоккеист СССР А. Якушев также говорил о том, как мир фантазии объединял его в единый организм вместе со своей клюшкой и воротами противника, и тогда он становился трудно досягаемым для игроков чужой команды.
Мечта — это продукт воображения, имеющий под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время. Между мечтой и ее воплощением в жизнь располагаются воля, решительность и целеустремленность. Эти личностные качества составляют подъемную силу мечты, дают ей крылья для полета. «Кто умеет летать в своих мыслях, у того вырастают крылья», — говорил 3. Бядуля.
Мечта, как и фантазия, способна преобразить мир и самого человека. Без мечты человек не использует даже половины своей жизни. Он становится скучным придатком того, к чему его «приспособила» жизнь (к ремеслу, стереотипному образу жизни). Мечта дает возможность человеку жить настоящим и будущим, жить за себя и за других людей, т.е. одновременно жить несколькими жизнями. Мечта определяет судьбу человека, его характер, его личность.
Мальчишка, мечтающий стать знаменитым артистом или ученым с мировым именем, не станет растрачивать свои силы на «эксперименты» с наркотиками, не будет вовлечен в сомнительные компании.
Между мечтой и фантазией четкой границы не существует. Они могут переходить друг в друга.
Грезы — это преднамеренное пассивное воображение, связанное с нереализованными потребностями человека и устремленное в далекое нереальное будущее, в выдуманный индивидом мир. В грезах отсутствует воля индивида. Считается, что грезы свидетельствуют о наличии у него некоторых дефектов развития личности: безволия, плохой социальной адаптируемости, иждивенчества, крайней нерешительности, пассивности, неуверенности в себе, замкнутости. Такой индивид тщетно ищет в грезах тишины, уюта, защищенности от чуждого ему внешнего мира. Грезы заменяют ему реальность, от которой он стремится убежать. Они отвлекают от несбывшихся надежд, перенесенных жизненных потрясений, смягчают повседневный гнет тяжелых мыслей.
Сновидения — это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому. Высказывается гипотеза, что сновидения осуществляют достройку образов воображения, начало формированию которых было положено еще в состоянии бодрствования.
Осознание и субъективное переживание сновидения происходит, как правило, сразу (или в течение нескольких минут) после пробуждения человека из фазы быстрого сна. В образах сновидения в самом невероятном сюжете переплетаются объекты различной природы (события, процессы, предметы, люди, животные), относящиеся как к давно ушедшим годам, так и событиям пережитого дня. И все это сопровождается чувственными и эмоциональными переживаниями.
Установлено, что «тематика» сновидений обусловлена в значительной степени индивидуально-личностными особенностями человека, его стилем жизни, профессиональными занятиями и, что особенно важно, состоянием его психического и физического здоровья.
Последний фактор позволил З. Фрейду утверждать, что в бодрствующем состоянии человек не может осознать себя, так как этому мешает его внутренняя цензура. Во сне же эта цензура ослабляется, и в сознание человека в виде сновидений попадает то, что не пропускалось сознанием в период бодрствования.
Образы сновидения уменьшают накопленную днем напряженность и представляют своеобразный механизм психологической защиты человека. Это подтверждается известной закономерностью: чем более тревожный и беспокойный образ жизни человека, тем больше его потребность во сне. И наоборот, потребность во сне снижается в периоды хорошего настроения, самочувствия и уверенности.
Виды воображения
Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.
1. Степень активностисоздания человеком новых образов и осознанности этих образов:
На этом основана методика изучения содержания сновидений: испытуемого подвергают (конечно, с его согласия) во время сна тем или иным раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение лица спящего красным светом может вызвать во сне образы грозы, вспышки молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с духами, возможен образ цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее дышать, а ему снится, что на него набросился бандит и душит его.
Я продал мельницу бесам запечным, А денежки отдал на сохраненье Русалке, вещей дочери моей. Они в песке Днепра-реки зарыты, Их рыбка-одноглазка стережет.
При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чем-то просят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма.
Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой горячки.
Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга душевнобольного постоянно в большей или меньшей степени заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.
По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.
Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.
Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Болконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину, Григория Мелехова, Василия Теркина, братьев Турбиных. ).
Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека является та мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Классификация воображения в психологии по видам и свойствам
Что такое воображение, каким оно бывает и для чего нужно человеку?
Что такое мнемоника и как она работает? Узнайте об этом из нашей статьи.
Понятие
Психический процесс, заключающийся в создании новых образов, в основу которых входит ранее пережитый опыт, называется воображением.
Кратко о свойствах
Значимо воображение не только для деятелей науки и искусства, но и в жизни абсолютно каждого человека, так как обладает следующими свойствами:
Какое оно бывает?
Основные виды воображения:
Во сне мы можем видеть такие ситуации, которые никогда не переживали в жизни, при этом мы не прикладываем никаких волевых усилий для появления этих образов.
Нарушенное, больное воображение. Существуют следующие его нарушения:
При этом возможно возникновение ярких образов в дневное время при кратковременно закрытых глазах.
Классификация воображения в психологии
В психологии существует несколько подходов к классификации воображения:
Виды воображения по предмету:
Виды воображения по результатам:
Например, возникновение образов у человека, которому подсказывают правильный путь по незнакомой местности.
В зависимости от характера образа:
В зависимости от формы проявления:
Также различают следующие формы воображения:
По типам воображение делится на следующие:
О целях и функциях сказкотерапии для детей читайте здесь.
Мечта, как особый вид
Все возникающие в процессе мечтаний образы имеют следующие особенности:
Несмотря на то, что мечтающий не имеет четкого плана для достижения своих целей, сама по себе мечта является важным стимулом для деятельности человека, поддерживает мотивацию в сложных и бесперспективных ситуациях, дает силы для преодоления сложностей.
Для детей часто мечта носит не столько вид стратегической направленности, сколько создает ее. В этом заключается формирующая функция мечты.
У детей
Виды воображения у детей:
Дети в возрасте до 3-4 лет могут устойчиво действовать в рамках сюжета не более 10-15 минут, тогда как к 5 годам возможно удержать игру с определенным сюжетом уже на несколько часов и даже продлить ее в следующие дни.
Развитие произвольного воображения происходит сначала под воздействием взрослых, однако старшие дошкольники могут самостоятельно спланировать свои действия, у них более устойчива мотивация к завершению игрового замысла.
На протяжении всей жизни воображение помогает человеку не только определить стратегические цели в далеком и ближайшем будущем, но и помочь выйти из затруднительного положения, сохранять ровный эмоциональный фон, генерировать новые идеи.
Понятие виды и способы развития воображения:
Образы сновидений относятся к такому виду воображения как
Воображение и сновидение
Добавлено Psychology OnLine.Net
11.11.2006 (Правка 11.11.2006)
Разум призван к бдительности, сдерживающей навязчивые фантазмы, которые, как предполагается, немедленно овладевают сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. «Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно», — сказал в одном из интервью М.К. Мамардашвили.
Во сне мы мыслим не точно (или даже точно не мыслим), и это позволяет утверждать, что во сне мы оказываемся захваченными игрой собственного воображения, результат которой представляется нам чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающим на суверенитет нашего рационально структурированного сознания. Тривиальность подобного рода рассуждений обеспечила успех этой сентенции, превратив художественную аллегорию в удобный аргумент в пользу незыблемых полномочий так называемого «здравого смысла». Используя этот довод, обычно забывают, что самого Гойю пугали призраки того самого вульгарного здравомыслия, которое мнит себя бдящим и всегда склонно оправдывать собственную неизобретательность чуждыми ему эксцессами творческой фантазии.
Но не от ночных кошмаров, а от этих идолов обыденного сознания, закрывается он руками, приникнув головой к гравировальной доске, лежащей на его рабочем столе. Изображая самого себя, художник точно не спал и мыслил вполне точно, ибо его ремесло требует предельного напряжения не только воображения, но и расчетливого ума. Согласно бытовавшему тогда представлению, живопись и графика являют собой некий доступный для всех и всем понятный всеобщий язык ( idioma universal ). «Всеобщий язык» — именно так, по первоначальному замыслу Ф. Гойи, должен был называться этот офорт. Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений».
Но каким образом язык мог быть структурирован как сон? В семиотической теории Ю.М. Лотмана возникновение паузы между внешним импульсом и реакцией на него рассматривается как ключевой момент в истории сознания. Этот временной промежуток связан с учреждением знаковой системы, нарушающей непосредственную связь психических реакций и внешних стимулов. Именно на этом этапе был запущен семиотический механизм интерпретации сновидений, превративший сон в особую сферу самодовлеющего сознания, в которой воображение пользуется несомненными привилегиями. Тартуский семиотик исходит из предположения, что архаический человек обладал гораздо большей «культурой сна» (то есть видел сны и запоминал их гораздо более связанными).
Оказываясь в мире снов, человек оказывался перед пространством, подобным реальному миру, но все же реальностью не являвшимся. Он предполагал, что этот мир наделен определенным смыслом, но смысл этот был ему неизвестен: «это были знаки неизвестно чего, то есть знаки в чистом виде». Значение их было неопределенным, их смысл еще предстояло сконструировать. Начало сновидческому воображению положено семиотическими экспериментами. И хотя сон воспринимался как некое сообщение от таинственного другого, на самом деле это лишь пространство, которое могло быть заполнено любым толкованием, «текст ради текста». Таким образом, заключает Ю.М. Лотман, «сон — это семиотическое зеркало, и каждый видит в нем отражение своего языка».
С другой стороны, необходимость языковой коммуникации заставляет разрабатывать общие стратегии онейрокритики, приписывающие определенным образам сна универсальную культурную значимость. Происходит смещение функций: сон, именно в силу тех качеств, которые делали его неудобным для нужд коммуникации между людьми, переходит в область сакрального и представляется теперь неким привилегированным способом общения с богами и источником мистического вдохновения. Наряду с общими для всех культур снами-заботами и снами-исполнениями желаний, появляются и другие типы сновидений, эксплицитное содержание которых обусловлено локальными культурными стереотипами. Весьма примечательно свидетельство одного знахаря, признавшегося здесь К.Г. Юнгу в том, что он больше не видит снов, ибо на их место теперь заступила фигура окружного комиссара. «Как только в эту страну пришли англичане, нам больше не снятся сны, — заявил он, — комиссар знает все о войне и болезнях и о том, где нам необходимо жить».
Таким образом, не только выбор той или иной стратегии истолкования, но и природа самого сновидения подчинена жесткой культурной детерминации: вместо порожденных сном «чудовищ» возникает фигура окружного комиссара.
Образы сновидений относятся к такому виду воображения как
Вышла аудиверсия книги Юрия Щербатых «Как работает наш мозг». Хотите узнать тайны психики и ответы на актуальные вопросы по работе вашего мозга?
Вы можете скачать аудиокнигу о том, как мозг управляет вашим организмом и всей вашей жизнью. А пред этим прочитать отрывки из этой книги ЗДЕСЬ
Общая характеристика воображения и его функции
Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.
Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить, как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления.
Воображение отличается от восприятия двумя особенностями:
— источником возникающих образов служит не внешний мир, а память;
— оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии.
Функции воображения:
1 Представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами.
2 Формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности.
3 Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями).
4 Регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейро-лингвистическом программировании и др.).
5 Основа для творчества – как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство)
6 Создание образов, соответствующих описанию объекта ( когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал).
7 Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).
Виды воображения:
В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, можно выделять разные виды воображения (Рис. 10.1):
Характеристика отдельных видов воображения
Характеристика отдельных видов воображений:
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.
Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.
Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Особенности мечты:
— Мечтая, человек всегда создает образ желаемого.
— Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов.
— Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым.
— Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время – отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.
Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов: