О чем кричала баба дуня во сне

Ночь исцеления

В донское село к бабе Дуне приехал внук Гриша. Он сразу убежал кататься на лыжах, но бабка уже не чувствовала себя одинокой — повсюду валялись вещи внука, и в доме «веяло живым духом».

Сын и дочь бабы Дуни давно уже жили в городе. Раньше она часто по нескольку дней гостила у детей, но с недавних пор начала кричать и разговаривать во сне. Чтобы не будить по ночам всю квартиру, баба Дуня стала приезжать редко и только на день. А теперь вот внук Гриша подрос и навещал бабулю не только на каникулах, но и по праздникам. Она с трудом узнавала внука в этом длинноногом, большеруком подростке.

Весь вечер Гриша собирался на рыбалку — снасти разбирал, а ночью его разбудил крик бабы Дуни. Ей снилось, что идёт война, а она потеряла продуктовые карточки, и теперь дети будут голодать.

Гриша разбудил бабулю, уговорил повернуться на правый бок, но вскоре баба Дуня снова закричала. На этот раз ей приснилось, что она ходила за Дон, набрать желудей, из которых можно намолоть муки и испечь лепёшки. На пароме лесники отняли мешки с желудями, и теперь дети будут голодать. Гриша снова встал и успокоил бабу Дуню.

Через несколько дней мальчик пошёл на почту позвонить матери. Она посоветовала прикрикнуть на бабулю, когда та станет кричать во сне. По дороге домой Гриша думал, как помочь бабе Дуне, для которой по ночам оживало её горькое и тяжёлое прошлое.

Ночью Гриша не спал. Когда бабе Дуне снова приснилась потеря карточек, Гриша хотел прикрикнуть на неё, но не смог. Он ласково обнял бабулю и сказал, что нашёл карточки, которые она обронила. И баба Дуня успокоилась.

Потом Гриша долго сидел у печки и плакал.

Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать.

Баба Дуня снова заговорила. Теперь ей снилось, что она пробирается к мужу в госпиталь, надо где-то переночевать, а её не пускают. Гриша убедил бабулю, что её пустят переночевать и уложат на кровати, а не на полу. Больше баба Дуня в ту ночь не кричала.

Гриша долго не спал, представляя, как утром расскажет обо всём бабе Дуне, но потом вдруг понял, что рассказывать об этом нельзя, иначе не подействует его «лечение». Все оставшиеся время он будет молчать и помогать бабуле, пока не придёт ночь исцеления.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Краткое содержание рассказа «Ночь исцеления» Б. Екимова

Рассказ «Ночь исцеления» Екимова был написан в 1986 году. В своем произведении автор поднимает проблемы, с которыми сталкивались люди, пережившие военное лихолетье. Это рассказ о милосердии, искренней любви к ближним.

О чем кричала баба дуня во сне. Смотреть фото О чем кричала баба дуня во сне. Смотреть картинку О чем кричала баба дуня во сне. Картинка про О чем кричала баба дуня во сне. Фото О чем кричала баба дуня во сне

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Ночь исцеления» на нашем сайте ЛитФест.ру.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

Екимов «Ночь исцеления» очень кратко

Краткое содержание «Ночь исцеления» для читательского дневника:

Старушка очень плохо спит, кричит во сне, видит кошмары. Самый страшный сон о том, как она потеряла в войну хлебные карточки, а они жизненно нужны её детям. Внук берётся её вылечить: ночью проговаривает спящей, что карточки нашлись.

И бабушка просыпается практически здоровой и спокойной. И только в последний момент мальчишка решает не хвастаться. Решается сохранить магию исцеления в тайне.

Главная мысль

Главное – проявлять внимание к людям, но не выставлять свои добрые дела, чтоб не разрушить чудо. Важно сохранить саму веру человека.

Этот пересказ можно использовать для читательского дневника.

Короткий пересказ «Ночь исцеления» Екимова

Борис Екимов Ночь исцеления краткое содержание:

К бабушке приезжает покататься на лыжах внук. Лыжная прогулка так увлекла его, что ехать домой уже поздно – нужно переночевать. Рисуется портрет классической заботливой и доброй бабушки. Она постоянно суетится по дому, убирает и готовит, чтобы всех накормить. И так всю жизнь она трудилась – всё делала для других.

Единственный недостаток у неё – мешает другим спать ночами. И не храпит ведь – кричит от ужаса, хотя сама этого очень стыдится. Всегда предупреждает гостей, старается плотней закрыть двери…

Снится ей опять война, которая, хоть и закончилась, будто продолжается в воспоминаниях людей. Страх не пережит, не побеждён. Он постоянно с ней, но только ночью, когда отошли заботы дня, он набрасывается на свою жертву. Как будто это настоящее эхо войны.

Внук, разбуженный ночью, подходит к бредящей старушке, вслушивается, понимает, что за кошмар ей снится. Мальчик сам испуган, так как ощущает ужас в её криках, отчаяние в неразборчивых словах спящей. И придумывает, как ей помочь, просто от доброты душевной.

Приходится ночью сидеть около кровати и повторять спящей, что карточки нашлись. Точней, она сама во сне просит добрых людей помочь. Она кричит, что это было на хлеб для её детей. Возможно, кто-то из них уже умирает от голода. И во сне она воспринимает слова внука, верит им, успокаивается.

Конечно, мальчик гордится, что он сумел так ловко всё придумать, обмануть ночной кошмар. Внук собирается рассказать о том, какой он сообразительный, всем – и в первую очередь, естественно, самой бабушке. Но в последний момент он понимает, что так разочарует ей, обманет надежды на то, что кончились её страдания. И он заставляет себя молчать.

И всё-таки он понимает, что, возможно, придётся повторять «бабушкиному подсознанию» о найденных карточках снова и снова, ночь за ночью.

Содержание «Ночь исцеления» с цитатами

На зимние каникулы к бабушке приехал внук, который тут же убежал «с ребятами на лыжах кататься». С его приездом баба Дуня вмиг ожила – принялась готовить разные вкусности, которые так любил Гриша.

Мальчик пришел к обеду, плотно поел и тут же убежал с друзьями кататься на коньках. Его хоть и не было рядом, но баба Дуня уже не чувствовала одиночества – повсюду лежали вещи любимого внука, да и «живым духом веяло в доме».

У бабы Дуни были сын и дочь, которые устроились в городе. Они редко навещали мать, да и она приезжала к ним не чаще. С одной стороны, женщина боялась надолго оставить хозяйство без присмотра, а с другой – не хотела, чтобы кто-то из близких узнал о ее проблеме. С недавних пор баба Дуня стала тревожно спать, «разговаривала, а то и кричала во сне».

В своей хате еще ничего – никто не услышит, а вот в гостях она по ночам никому не давала спать своими криками. Родные понимали, «что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела», но проблема от этого не решалась.

Бабу Дуню водили по врачам, она принимала лекарства, но ничего ей не помогало. Так баба Дуня стала «ездить к детям все реже и реже», а потом и вовсе – приедет на несколько часов, пообщается и тут же назад, к себе возвращается.

К вечеру Гриша вернулся с прогулки, принялся готовить рыбацкие снасти к завтрашней рыбалке. Баба Дуня предупредила его, что ночью может «шуметь» и попросила разбудить. Гриша проснулся от крика бабушки, которая в отчаянии пыталась найти синий платок, в который был завязаны хлебные карточки – без них трое ее детей могли умереть от голода.

Плача, бабушка рассказала Грише, каких лишений довелось ей и детям натерпеться в войну. Даже по прошествии стольких лет бедная женщина никак не могла забыть тот ужас. Гриша вдруг ясно понял, какой «слабой и одинокой» была баба Дуня.

Мальчик стал думать, как ей помочь. Дождавшись ночью бабушкиных криков, Гриша принялся ее успокаивать, уверяя, что платок нашелся, карточки целы и дети будут накормлены. Бабушка во сне поверила ему, успокоилась.

Гриша просидел возле бабушки всю ночь. Поначалу он хотел утром рассказать ей обо всем, но после понял, что ни в коем случае нельзя этого делать – «Нужно делать и молчать. И придет исцеление».

Заключение

Произведение Екимова учит быть милосердным, внимательным, чутким по отношению к ближним. Оказывая помощь, не нужно демонстрировать ее.

Сюжет рассказа «Ночь исцеления» за 3 минуты

Краткое содержание «Ночь исцеления» Екимов:

В донское село к бабе Дуне приехал внук Гриша. Он сразу убежал кататься на лыжах, но бабка уже не чувствовала себя одинокой — повсюду валялись вещи внука, и в доме «веяло живым духом».

Сын и дочь бабы Дуни давно уже жили в городе. Раньше она часто по нескольку дней гостила у детей, но с недавних пор начала кричать и разговаривать во сне. Чтобы не будить по ночам всю квартиру, баба Дуня стала приезжать редко и только на день.

А теперь вот внук Гриша подрос и навещал бабулю не только на каникулах, но и по праздникам. Она с трудом узнавала внука в этом длинноногом, большеруком подростке.

Весь вечер Гриша собирался на рыбалку — снасти разбирал, а ночью его разбудил крик бабы Дуни. Ей снилось, что идёт война, а она потеряла продуктовые карточки, и теперь дети будут голодать.

Гриша разбудил бабулю, уговорил повернуться на правый бок, но вскоре баба Дуня снова закричала. На этот раз ей приснилось, что она ходила за Дон, набрать желудей, из которых можно намолоть муки и испечь лепёшки. На пароме лесники отняли мешки с желудями, и теперь дети будут голодать. Гриша снова встал и успокоил бабу Дуню.

Через несколько дней мальчик пошёл на почту позвонить матери. Она посоветовала прикрикнуть на бабулю, когда та станет кричать во сне. По дороге домой Гриша думал, как помочь бабе Дуне, для которой по ночам оживало её горькое и тяжёлое прошлое.

Ночью Гриша не спал. Когда бабе Дуне снова приснилась потеря карточек, Гриша хотел прикрикнуть на неё, но не смог. Он ласково обнял бабулю и сказал, что нашёл карточки, которые она обронила. И баба Дуня успокоилась.

Потом Гриша долго сидел у печки и плакал.

Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать.

Баба Дуня снова заговорила. Теперь ей снилось, что она пробирается к мужу в госпиталь, надо где-то переночевать, а её не пускают. Гриша убедил бабулю, что её пустят переночевать и уложат на кровати, а не на полу. Больше баба Дуня в ту ночь не кричала.

Гриша долго не спал, представляя, как утром расскажет обо всём бабе Дуне, но потом вдруг понял, что рассказывать об этом нельзя, иначе не подействует его «лечение». Все оставшиеся время он будет молчать и помогать бабуле, пока не придёт ночь исцеления.

Видео прочтение Ночь исцеления

В названии рассказа идет речь об исцелении душ героев. Тема рассказа – эхо войны, незаживающая память о ней, связь поколений. Ни одну семью война не обошла стороной. Муж Дуни на фронте, она с тремя детьми выживает в тылу. Эти впечатления оказались самыми сильными в жизни бабы Дуни.

Внук Гриша понял: страдание и страх лечатся состраданием, любовью. Рассказ учит сопереживать, ценить жизнь, мир, беречь близких, знать и помнить историю своей страны, лечить душевные раны друг друга любовью.

Источник

Урок литературы по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»

Основной темой произведения являются размышления писателя о чувстве человеческого сострадания к ближнему, способному к чудодейственному исцелению от тяжелых недугов.

Главными персонажами рассказа представлены старушка по имени Баба Дуня, пережившая все тяготы и лишения страшного военного времени, серьезно повредившие ее немолодую психику, и ее внук Гриша, мальчик подросткового возраста.

Бабушка является деревенской жительницей, не любящей навещать родных, живущих в городских условиях, поскольку Бабу Дуню по ночам мучают кошмарные сны, во время которых пожилая женщина громко кричит, стонет и зовет на помощь.

Близкие предпринимают попытки излечить бабушку от психического расстройства, обращаясь к различным докторам, приобретая необходимые лекарства, но это не приносит несчастной старушке избавления от болезни. В течение дня бабушка, хлопоча по хозяйству, забывает об ужасах войны, но с наступлением ночи болезненные воспоминания снова настигают ее во сне.

На летние каникулы Баба Дуня с нетерпением ожидает приезда любимого внука, который предупрежден о бабушкином недуге родными, советующими Грише в случае кошмарных снов женщины выводить ее из этого состояния путем пробуждения.

Ночью мальчик слышит болезненный бред бабушки, но не решается разбудить ее, а старательно пытается понять какие воспоминания мучают любимую Бабу Дуню. Из стонов и криков старушки Гриши понимает, что в военное время у бабушки теряются драгоценные хлебные талоны и от страха приближения голодной смерти женщина теряет рассудок и понимание происходящего. В душе мальчика просыпается искренняя жалость к родному человеку, проникшись тем ощущения горя и ужаса, которые испытала его бабуля.

Гриша вступает в беседу со спящей бабушкой и помогает ей советами отыскать ценные карточки на хлеб, тем самым успокоив несчастную больную.

Проведя всю ночь у постели улыбающейся во сне Бабы Дуни, внук неосознанно, проявив истинные чувства сострадания и милосердия, исцелил собственную бабушку от мучительных ежедневных снов, в которых женщина раз от раза переживала немыслимые страдания.

Повествуя в рассказе о бессонной ночи, проведенной внуком с больной бабушкой, писатель акцентирует внимание на проблемах людей, переживших ужасы войны, нуждающихся в сочувствии, понимании, милосердии, доброте, любви, помощи и заботе окружающих.

Краткое содержание

Баба Дуня — пожилая женщина, пережившая войну. Она одиноко живёт в деревне. Недавно к ней приехал погостить внук Гриша. За последние 2 года он вытянулся, повзрослел. Бабушка была очень рада его приезду: суетилась по дому, готовила щи да пирожки, доставала варенья и компоты. Подросток почти не бывал дома, бегал с ребятами то на лыжах кататься, то на коньках, то на зимнюю рыбалку, но для старушки это было не одиночество, повсюду валялись его вещи, книжки, она не чувствовала себя покинутой.

Её сын и дочь переехали в город и приезжали к ней раз в год или того реже. Она к ним тоже ездила редко: во-первых, боялась оставлять свою хату, а во-вторых, она тревожно спала, причиной тому были война и голод. Во сне она кричала, что потеряла карточки в синем платочке, а дома троих детей кормить нечем, винила себя, спрашивала, не видел ли их кто. Это событие, произошедшее с ней во время войны, она снова и снова переживала в кошмарах.

Сын и дочь водили её по врачам, те прописывали лекарства, но ничего не помогало, поэтому, чтобы не пугать детей, она почти перестала к ним ездить.

О чем кричала баба дуня во сне. Смотреть фото О чем кричала баба дуня во сне. Смотреть картинку О чем кричала баба дуня во сне. Картинка про О чем кричала баба дуня во сне. Фото О чем кричала баба дуня во сне

Перед сном она предупредила внука, что будет шуметь во сне, но он её уверил, что спит мёртвым сном. Однако, когда она начала кричать: «Помогите, люди добрые! Карточки потеряла!», он всё-таки проснулся. Разбудил её, успокоил, но бабушка чувствовала себя очень виноватой. В следующий раз она кричала: «Не отнимайте мешки!» Когда Гриша разбудил её, она рассказала, что в войну собирала за Доном жёлуди, чтобы растолочь, перемешать немного с мукой и испечь чуреки, чтобы прокормиться, а лесники на пароме отнимали мешки с желудями, так как не положено.

Гриша очень жалел её и думал над тем, как помочь ей. Мать советовала ему крикнуть: «Молчать!», и тогда старушка прекращала, но он понимал, что это не выход. Он придумал свой способ.

Когда очередной ночью бабушка снова начала причитать про карточки и плакать во сне, Гриша принялся успокаивающе говорить ей: «Вот ваши карточки, в синем платочке, я нашёл, возьмите», и она успокоилась. Во второй раз он тоже успокоил её беседой во сне. Он понимал, что наяву нельзя говорить ей об этом способе излечения: она должна поверить, что карточки действительно нашлись во сне. Он собирался успокаивать её так ещё несколько ночей — и тогда придёт итоговое исцеление.

Б. Екимов,

Искусство и развлечения 16 июня 2015

Война оставляет глубокий след в душе каждого человека. Часто и по прошествии множества лет воспоминания о ней не дают спокойно спать и жить. Доказательством этого является рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления», краткое содержание которого предлагается ниже.

Вынужденное одиночество

Дети бабы Дуни давно устроились в городе. А она жила в деревне одна, потому приезд внука ее словно окрылил. Старушка суетилась, готовила и, даже когда Гриша убегал на улицу, чувствовала: в доме есть живая душа. Так начинает свое произведение Екимов Борис.

«Ночь исцеления» продолжается рассказом об обстоятельствах, заставивших бабу Дуню коротать век в одиночестве. Конечно, хозяйство, которое не бросишь. Однако была причина поважнее: старушка не могла спокойно спать.

Сначала она часто навещала детей, но каждый ее приезд превращался для них в испытание. Она кричала по ночам: сказывались трудные военные годы и голод – и не давала спать. Бабу Дуню водили по врачам, но ничего не помогало.

И теперь она бывала в городе только днем, а к вечеру непременно возвращалась домой. Благо подросший Гриша гостил у нее и зимой, и по весне.

Видео по теме

Неспокойная ночь

Внук вернулся с улицы к вечеру и, поужинав, стал готовить снасти к утренней рыбалке. А баба Дуня сидела рядом и все спрашивала его о том да о сем.

Когда ложились спать, предупредила, чтобы, если ночью шуметь будет, разбудил. Гриша лишь отмахнулся: спит он крепко, потому ничего не услышит. Однако вскоре его разбудил крик бабы Дуни.

Она говорила о потерянных карточках, о голодных детях и просила о помощи – отмечает автор рассказа «Ночь исцеления».

Краткое содержание того, что произошло дальше, можно передать так. Внук попытался успокоить бабушку, и она снова заснула. Но через время крики повторились.

Теперь баба Дуня говорила о желудях, которые, как узнал разбудивший ее Гриша, в голодные годы она молола и добавляла в муку. Старушка чувствовала себя очень виноватой перед внуком и, вероятно, до утра уже не спала.

Характеристика главных героев

Главные герои «Ночи исцеления» — бабушка и внук. Их описание и характеристика:

Также в рассказе упоминаются взрослые дети бабы Дуни. Один из них, Пётр — отец Гриши. Они живут в городе. Но у них уже давно своя жизнь. Они тоже жалеют бабушку, понимают, что всему виной старость и прожитая ею тяжёлая жизнь, но всё же они не в полной мере проникаются её бедой, как сделал это Гриша. Они водят её к врачам, где ей прописывают лекарства, но это не помогает.

Анализ произведения

Описанная в рассказе ситуация — это просьба автора всем людям быть добрее друг к другу. Главная мысль заключается в сострадании к тем, кто наиболее нуждается в этом. Речь идет о пожилых людях. Гриша проявил жалость и доброту к бабушке, благодаря чему смог помочь ей. Борис Екимов призывает оказывать старикам помощь, не проходить мимо тех, кто в ней нуждается. По мере возможности необходимо чувствовать страхи и проблемы пожилых людей.

Читая рассказ, читатель испытывает чувство сострадания к бабе Дуне. Затем появляются жалость и желание помочь ей. После того как мальчик успокоил старушку, она почувствовала радость.

Русский прозаик учит состраданию, милосердию, оказанию помощи. Это легкое и приятное произведение, после прочтения которого на душе становится тепло. Автор произведения пытается воспитать любовь к окружающим у своих юных читателей.

Темы, основная мысль и проблематика

Жанр произведения — рассказ, направление — реализм. Проводя анализ «Ночи исцеления» Екимова, можно выделить несколько важных тем, которые затрагивает автор. Все они переплетаются между собой в единую картину. Среди них:

Одна из главных мыслей произведения — боль войны жива в народе. Великая Отечественная война в той или иной мере затронула каждую семью, многие потеряли родных и близких, пережили лишения, которые навсегда остались в памяти. В тексте эта боль затрагивает не только бабу Дуню, но и всю её семью, и юного Гришу. Старушка страдает, со страхом ждёт прихода ночи, потому что снова и снова будет видеть во сне один и тот же кошмар.

Очень жутко читать рассказы бабы Дуни о голоде, что ей приходилось толочь жёлуди и добавлять в них немного муки, чтобы испечь чуреки. Нынешнему поколению непросто поверить в то, что такое было на самом деле, вот и Гриша, слушая об этом, удивляется: снится ли это бабушке или это было взаправду. А потеря карточек в военное время и вовсе была равносильна смерти, их не восстанавливали в случае утери.

Ещё одна важная мысль — необходимо быть чутким к проблемам других людей. Рассказ учит быть добрым, сострадательным, понимающим, внимательным к чужим бедам. Порой даже простой разговор или ласковое слово могут облегчить состояние человека.

Героями произведений Бориса Екимова очень часто становятся школьники, подростки. Неслучайно центральной темой в его творчестве являются проблемы самовоспитания и самоопределения в жизни. По мнению самого автора, важно с самого детства учить ребёнка проявлять сочувствие, быть опорой для близких, с теплотой и пониманием относиться к беспомощной старости, помогать любому живому существу.

Приехав погостить к бабушке, Гриша уже делает её жизнь лучше одним своим присутствием: он помогает ей справиться с одиночеством, она слушает его разговоры о рыбалке, заботится о нём, готовит для него щи, пирожки, варенье. Подросток проявляет себя очень хорошим и любящим внуком. Излечивая старушку, он действует гипнотически, словно переносясь в её сон, в её тревожный внутренний мир, действительно проникаясь её страданием и желая исцелить от тягостного душевного состояния.

Урок внеклассного чтения по рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления» (7 класс)

Урок внеклассного чтения по рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления». 7 класс

расширить знания учащихся об истории России в годы Великой Отечественной войны; усовершенствовать навыки сопоставительного анализа; углубить представление о характере героя, данного в развитии.

развивать у учащихся творческие и познавательные способности, речь, внимание, воображение.

воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать окружающим.

Тема сегодняшнего урока «Эхо войны», урок внеклассного чтения по рассказу Бориса Петровича Екимова «Ночь исцеления»

Ушел солдат на войну сражаться за Родину, за Русь святую, за отчий дом, за детский смех. Остались в домах женщины, старики и дети. Женщины тыла, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, приближали Победу.

Сейчас выросли их дети и внуки, у многих ушли из жизни вернувшиеся с фронта мужья, и все чаще и чаще память возвращает их к войне, к испытаниям, через которые они прошли. Именно об этом и о многом другом небольшой рассказ Бориса Петровича Екимова «Ночь исцеления».

Мы должны знать героическое и трагическое прошлое страны, которое находит отклик в наших душах.

Итак, сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Б. П. Екимова «Ночь исцеления». Приоткроем одну из страниц истории нашей Родины, страшную страницу Великой Отечественной войны. Будем учиться рассуждать, делать выводы, развивать воображение, речь. Герой рассказа преподаст нам жизненный урок. А какой урок, вы скажете в конце урока.

Эпиграфом к уроку послужат слова А. Селезнева

А говорили: все проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в березе сок.

2. Индивидуальное задание.

Прежде, чем анализировать рассказ, прослушаем небольшое сообщение об авторе, нашем современнике, Борисе Петровиче Екимове

(Борис Петрович Екимов родился в 1938 году в городе Игарке Красноярского края. Наиболее известные произведения: «Елка для матери», «Ночь исцеления», «За теплым хлебом», «Живая душа», «Родительский дом». Вопрос о самоопределении человека в жизни – центральный в творчестве Б.Екимова. По убеждению писателя, он начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев и делает Б.Екимов центральным нервом многих своих рассказов.

—Какое впечатление произвел на вас рассказ?

(*Впервые задумался над тем, что и моим близким нужна моя помощь. * мне стало страшно, что до сих пор война так мучает людей. * Я подумал: а что бы я сделал на месте Гриши? Смог бы так, как он?)

—Какие чувства вы испытали во время чтения? (*Тревогу, жалость к бабе Дуне. * Жалость к тем, у кого нет близких, к остающимся один на один со своей бедой. * Удивлен поведением Гриши.)

—Какова тема рассказа? (Как внук помог бабушке.)

—Как вы считаете, что волнует автора? Какие проблемы затронуты в рассказе Екимова?

(*Последствия войны для мирных людей, память о войне. *Взаимоотношения двух поколений. *Гуманное отношение к страдающему человеку.)

—Кто главный герой рассказа? Почему? (Дети называют бабу Дуню и Гришу, к этому вопросу возвращаемся в конце урока.)

—Обратимся к тексту произведения. Как чувствует себя баба Дуня в дни приезда внука? Прочитайте.

—Обратите внимание на строки: «И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество.» Можно предположить, что до приезда внука баба Дуня испытывала одиночество? Почему автор повторяет однокоренные слова? (Одна – без других, в отдельности. Одиночество – состояние не только физическое, но и душевное. Его можно испытать, когда вокруг люди, но нет близких по духу. Дети отметили, что одиноким можно оказаться и в классе.)

—Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья. В городе живут родители Гриши. Почему она редко гостила у них? Как дети относятся к болезни матери?

(…все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня прожила с войной и с голодом. Но одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало. Следовательно, болезнь бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами.

4. Самостоятельная работа. Задания на выбор учащихся.

Время выполнения 4 мин. (Задания дифференцированные). Проверка выполнения задания.

1)Что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет острой болью отзывается в душе бабы Дуни? (Выборочный пересказ.)

Слово учителя. Карточка – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае потери. Потеря карточек во время войны смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывала мать, не зная, чем накормить детей.

Просмотр видеоролика о голоде в блокадном Ленинграде

2)Проследите, как Гриша приходит к мысли о том, что именно он должен помочь бабушке. Обратите внимание на каждый эпизод, посвященный сну героини. (Поначалу то, чему он стал свидетелем ночью, не слишком занимает мысли Гриши: «Стало думаться об утре, о рыбалке…» Затем Гришу поражают слезы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представлял себе, что именно из прошлого тревожило ее, то после второго сна представление о том, что пережила бабушка, принимает конкретные очертания: «-А зачем тебе желуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели». Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез, что они столь же реальны для бабы Дуни, сколь и окружающая действительность: «Снится – и было». В финале рассказа Гриша стал понимать бабушку, стал сочувствовать ей. Воспоминание о бабушкиных слезах «резануло по сердцу» мальчика: «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Гриша разговаривал с бабушкой мягко, спокойно, ласково, с любовью. Он готов помогать бабушке не одну ночь, сколько понадобится, лишь бы баба Дуня исцелилась.

3) «…сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Как ты думаешь, кого еще жалел Гриша?

4)Составьте монолог Гриши, сидящего в слезах у кровати заснувшей бабушки. Подумайте, как он обращается к бабушке, что ей обещает.

(Бабушка, миленькая моя, прости меня, пожалуйста, за то, что редко навещал тебя, огорчал, не всегда понимал тебя. Извини меня, родная,… я буду часто – часто приезжать к тебе, помогать. Когда вырасту, я перееду к тебе жить, и мы будем с тобой всегда вместе.)

5)Чтобы помочь бабушке, Гриша придумал свой способ ее исцеления. Мама предлагала другой, испытанный взрослыми. Сопоставьте два способа, две линии поведения. Подберите эпитеты к каждому из способов.

Толкование лексического значения слов
эгоизм, милосердие, сострадание, гуманность
5. Работа над раскрытием символики заглавия

Задания по группам. 1 ряду подобрать однокоренные слова к слову исцеление.

(Целитель, целебный, целительный, исцелять, исцеляющий).

2 ряду подобрать синонимы к слову исцеление.

(Излечение, выздоровление, восстановление здоровья).

3 ряду назвать ассоциации, возникающие при слове исцеление.

( Возрождение, воскрешение, очищение, обретение здоровья).

— Как вы понимаете смысл названия? О каком и чьем исцелении идет речь?

( Баба Дуня мучается ночью. Она страдает от тревожных снов. Гриша действует именно ночью, и он будет избавлять бабушку от мук еще не одну ночь. Но когда-нибудь наступит она, последняя ночь, когда баба Дуня полностью успокоится, исцелится. Исцеление – это полное выздоровление не только от физической боли, страданий, но и от моральной, душевной раны. Гриша выступает в роли целителя, лечащего силой внушения, лаской, любовью. И главное, он верит в свои силы, надеется на лучший исход. А кто верит, у того многое получается. Гриша исцелился от своего равнодушия, он стал чувствовать чужую боль, научился сострадать. Это исцелилась, очистилась от непонимания его душа. Может быть, под влиянием рассказа кто-то из нас исцелится от черствости и равнодушия.

— Как связана тема урока и проблематика рассказа Б.Екимова? (В рассказе поднята проблема последствий войны, эха войны, которые не дают нашей героине спокойно жить спустя многие годы после ее окончания.

—Кто главный герой рассказа? (Гриша,так как его образ дан в развитии.)

—Какой урок преподал нам Б.Екимов? (Урок доброты, человеколюбия.)

7. Информация о домашнем задании.

Задания на выбор учащихся. 1Напишите письмо Грише, выразив свое отношение к нему. 2Прочитайте один из рассказов: Е.Носов «Шопен, соната номер два», Алексин «Третий в пятом ряду». 3Подберите пословицы и поговорки о доброте и милосердии. 4Проиллюстрируйте понравившийся эпизод.

. Слово учителя. Война не только убивает, ранит физически, в большей степени калечит морально. И кровоточат всю жизнь раны тех, кто выстоял, выстрадал, завоевал Победу. Не пожалейте ласкового слова, теплого взгляда для этих людей. Они заслужили это. Может быть, рядом с вами живут люди, которым необходима помощь. Бабушки и дедушки не просят помощи, они ждут ее.

Прочитайте высказывания великих людей. Хочется, чтобы эти слова остались «зарубками» на ваших сердцах *Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека.(Саади) *Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи.(В.Распутин) *Самое главное человеческое качество – умение сопереживать, сострадать кому-то и в горе, и в радости. (В.Сухомлинский).

Смысл названия

Заглавие рассказа намекает на исцеление не только бабушки, но и внука: он исцеляется от собственного равнодушия, чёрствости, меняется, взрослеет, становится мудрее. В первую ночь он относится к прошлому бабушки несколько отстранённо, думает, что у неё исчезнет тревога, достаточно ей только перелечь на правый бок. Но в последующие ночи он понимает, что всё гораздо серьёзнее, расспрашивает её о жизни во время войны, становится более чутким, её боль постепенно превращается в его собственную. После этого он понимает, что исцеление будет их общим.

Писатель рисует словно бы 2 жизни, которые проживает подросток:

Разумеется, эта ночная жизнь и помощь родному человеку становятся для героя важнее.

Вариант решения проблемы

На следующий день внук отправился на рыбалку, затем на лыжную прогулку. Умаялся так, что ночью спал как убитый. А днем баба Дуня все извинялась, на что Гриша успокаивал ее и просил не волноваться. Так проходило время — отмечает Б. Екимов в рассказе «Ночь исцеления», краткое содержание которого вы читаете.

Как-то мальчик звонил с почты в город. Мама спросила, спит ли он по ночам. Потом дала совет — если баба Дуня начнет кричать, нужно подойти и крикнуть: «Молчать!» Помогает. По дороге домой Гриша все думал о бабушке. Она казалась ему маленькой и слабой. Мучил вопрос о том, как ей помочь. Для других горести давно закончились, а бабу Дуню все не отпускают. Весь вечер у мальчика что-то щемило и жгло в груди. И он думал: только бы не уснуть.

Последний эпизод рассказа

Наконец, баба Дуня заворочалась, беспокойно забормотала, что, мол, карточки хлебные она потеряла, как же выжить теперь? Хотел Гриша, по совету матери, крикнуть и топнуть, уже набрал полную грудь воздуха и ногу приподнял… Но такая мука была на лице у старушки и такие горькие слезы на глазах, что паренек встал на колени рядом с кроватью, тихо сказал: «Вот они, ваши карточки, бабушка… В синем платочке, да? Это ваши в синем платочке? Вы уронили, а я поднял. Вот, возьмите…» И баба Дуня успокоилась.

А спустя какое-то время вдруг снова заговорила: пробирается она к мужу в госпиталь, вот документы, пустили бы ее переночевать, ей бы только перекантоваться где-нибудь до утра. Гриша «взял документы», сказал, что все в порядке и она может остаться до утра. И бабушка Дуня затихла, умиротворенная.

А наутро хотел он рассказать бабушке эти ночные истории, похвастаться, какой он сообразительный, но понял: нельзя говорить. Это должно стать его тайной. Он еще побудет со своей бабаней. И следующую ночь, и ту, что за ней. Снова «войдет» в ее сон. «Найдет» потерянные ею карточки, «защитит» от отбирающих последнее, «вернет» то, что украли. И тогда к ней придет исцеление.

Таково краткое содержание рассказа «Ночь исцеления» Екимова.

Об авторе

Борис Екимов (родился в 1938 году) — один из старейших русских прозаиков. Его перу принадлежат такие произведения, как «Девушка в красном пальто», «Офицерша», «У своих», «Доехали благополучно» и др. Рассказ «Ночь исцеления» написан в 1986 году.

Действие рассказа происходит в 1970-1980-е годы. Много лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война, вернулись домой с победой советские воины, но все еще живы воспоминания в сердцах людей, переживших это страшное время.

В изложении краткого содержания «Ночи исцеления» Б. Екимова отметим, что в рассказе нет описаний батальных сцен, не грохочут взрывы, не гибнут люди. Произведение вроде бы не о войне. Но и о войне одновременно. О ее тяжелых последствиях, о том, сколько страданий пришлось пережить и тем, кто не воевал, а работал и жил ради будущей победы, растил детей, верил в лучшее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *