Нарушает ли омовение сон кратковременный

Хадис 65. В каких случаях сон не нарушает омовение?

Передают со слов Анаса, что во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сподвижники дожидались вечернего намаза, и иногда их головы свисали [от дремоты], после чего они совершали намаз, не повторяя омовения. Этот хадис передал Абу Давуд, а ад-Даракутни назвал его достоверным. Его суть передал Муслим.

Комментарий:

В хадисе Сафвана ибн ‘Асаля, который упомянут в предыдущей главе, сообщается, что сон делает омовение недействительным. Из обсуждаемого нами хадиса следует, что в некоторых случаях сон не делает омовение недействительным. В одной из его версий говорится:«Я видел, что сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, иногда будили на намаз. Я даже слышал, как один из них храпел. А затем они вставали и совершали намаз, не повторяя омовения».Эту версию передал ат-Тирмизи.

Ибн аль-Мубарак считал, что в это время сподвижники находились в сидячем положении. Аль-Бейхаки сообщил, что такому толкованию отдали предпочтение ‘Абд ар-Рахман ибн Махди и аш-Шафи‘и. Однако такое толкование несовместимо с версией Ибн Каттана, переданной со слов Анаса ибн Малика через Катаду. В ней говорится, что сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, дожидались намаза и ложились на бок. Некоторые из них засыпали, а затем вставали на намаз. Ибн Дакик аль-‘Ид считал, что в этой версии говорится о неглубоком сне. Однако это толкование противоречит версии ат-Тирмизи, поскольку храпеть можно только во время глубокого сна.

Очевидно, сподвижники понимали разницу между сном, который делает омовение недействительным, и сном, который не делает омовение недействительным, и поэтому Посланник, мир ему и благословение Аллаха, говоря об этом, не делал дополнительных разъяснений. Но законоведы разошлись во мнениях относительно того, в каких случаях после сна обязательно следует повторить омовение. По этому вопросу существует восемь мнений.

Согласно первому мнению, омовение вообще не становится недействительным после сна. Передают, что этого мнения придерживались Абу Муса аль-Аш‘ари, Са‘ид ибн аль-Мусайаб, Хамид аль-А‘радж и богословы имамитского толка. Они опирались на обсуждаемый нами хадис.

Согласно второму мнению, сон делает омовение недействительным при любых обстоятельствах. Ан-Навави сообщил, что этого мнения придерживались аль-Хасан аль-Басри, аль-Музани, Абу ‘Убейд аль-Касим ибн Салам, Исхак ибн Рахавейх и другие богословы. Этому мнению отдал предпочтение аль-Мунзири. Передают, что это мнение разделяли Ибн ‘Аббас и Абу Хурейра. Они опирались на хадис Сафвана ибн ‘Асаля, в котором сон упоминается наряду с мочеиспусканием и испражнением, которые делают омовение недействительным при любых обстоятельствах. А хадис Анаса они отвергали по той причине, что в нем не сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, одобрял подобное поведение сподвижников. Поступок сподвижников, которые не совершали омовение после сна, не имеет юридической силы, потому что таковой обладают только слова и поступки Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Согласно третьему мнению, омовение становится недействительным только после продолжительного сна в любом положении. Ан-Навави сообщил, что этого мнения придерживались аз-Зухри, Раби‘а, Малик и аль-Ауза‘и. В одном из двух различных сообщений говорится, что этого мнения также придерживался Ахмад.

Согласно четвертому мнению, омовение не становится недействительным, если человек спал в одном из положений намаза. Известно, что к таким положениям относятся поясной и земной поклоны, стояние и сидение. Но если человек спал на спине или прислонившись к чему-либо, то его омовение становится недействительным. Ан-Навави сообщил, что этого мнения придерживались Абу Ханифа и Давуд. Они опирались на восходящий хадис, рассказанный со слов Ибн ‘Аббаса, в котором говорится: «Кто заснул в земном поклоне, тот не должен совершать омовения, пока не ляжет. Но если он ляжет, его суставы расслабятся». Этот хадис передал Ахмад. Аль-Албани назвал хадис слабым. См. “Да‘иф аль-Джами‘ ас-Сагир” (9402).

Согласно пятому мнению, омовение не становится недействительным, если человек заснул в поясном или земном поклоне. Ан-Навави сообщил, что это мнение разделял имам Ахмад. Богословы, которые разделяли это мнение, также опирались на последний хадис и проводили аналогию между земным поклоном и поясным поклоном. А богословы, которые разделяли предыдущее мнение, проводили аналогию между земным поклоном и всеми остальными положениями намаза.

Согласно шестому мнению, омовение не становится недействительным только в том случае, если человек заснул в положении земного поклона. Ан-Навави сообщил, что это мнение также относят к воззрениям имама Ахмада. Богословы, которые разделяли это мнение, опирались на упомянутый ранее хадис, но считали, что вероятность нарушить состояние ритуальной чистоты в земном поклоне меньше, чем в остальных положениях намаза.

Согласно седьмому мнению, сон не делает омовение недействительным только в том случае, если человек заснул во время намаза. Передают, что это мнение высказывали Абу Ханифа и Зейд ибн ‘Али.

Согласно восьмому мнению, сон не делает омовение недействительным, если человек заснул, сидя на ягодицах. При этом не имеет значения, какой была продолжительность сна. Ан-Навави сообщил, что этого мнения придерживался имам аш-Шафи‘и. Он также считал, что сон не делает омовение недействительным сам по себе, а создает условия для беспрепятственного выделения кишечных газов. Он опирался на восходящий хадис, переданный со слов Му‘авийи, в котором говорится: «Глаз подобен веревке для стягивания заднего прохода. А когда оба глаза спят, эта веревка развязана». Этот хадис передал Ахмад. Цепочка рассказчиков этого хадиса является слабой, однако он усиливается похожими хадисами, рассказанными со слов ‘Али ибн Абу Талиба и ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса.

Последнее мнение является наиболее предпочтительным и объединяет все дошедшие до нас хадисы на эту тему. Оно также подтверждается прерванным хадисом, рассказанным со слов Абу Хурейры, в котором говорится: «Кто заснул по-настоящему, обязан совершить омовение». Этот хадис передал аль-Бейхаки с достоверной цепочкой рассказчиков, однако ад-Даракутни сказал, что эти слова принадлежат самому Абу Хурейре. Богословы считали, что настоящим считается сон в лежачем положении. Это мнение также подтверждается хадисом Ибн ‘Аббаса, в котором говорится: «Однажды я ночевал у своей тети по материнской линии Меймуны. Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, встал на намаз, я встал слева от него. Тогда он взял меня за руку и поставил справа от себя. А когда я засыпал, он хватал меня за мочку уха. Так он совершил одиннадцать рак‘атов». Это – часть хадиса, переданного аль-Бухари и Муслимом.

Следует отметить, что богословы единодушны в том, что потеря сознания, безумие, наркотическое или алкогольное опьянение делают омовение недействительным при любой продолжительности и в любом положении. Также следует отметить, что богословы шафиитского толка и многие другие считали, что омовение Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не становилось недействительным даже тогда, когда он спал в лежачем положении. Это было одной из особенностей Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. В достоверном хадисе сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спал настолько глубоко, что я слышал его храп. А затем он совершал намаз и не повторял омовение». Об этом сообщил ан-Навави. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 1, стр. 183-186.

Источник

Нарушает ли сон малое омовение

Нарушает ли омовение сон кратковременный. Смотреть фото Нарушает ли омовение сон кратковременный. Смотреть картинку Нарушает ли омовение сон кратковременный. Картинка про Нарушает ли омовение сон кратковременный. Фото Нарушает ли омовение сон кратковременный

В вопросе о сне мнения ученых, да смилуется над ними Аллах, расходятся. Является ли сон фактором, нарушающим омовение сам по себе, или он является состоянием, предполагающим нарушение омовения из-за выхода в течение него кишечных газов?

Среди точек зрения ученых на этот счет можно назвать следующие:

1. Абсолютно любой сон нарушает омовение, вне зависимости от того, был он легким или глубоким, коротким или продолжительным. Этот вывод сделан на основании общего смысла хадиса от Сафуана ибн ‘Ассаля (№ 56). Сторонники этого мнения определяют состояние после сна как хадас. А наступление хадаса не зависит от размера явления, вызвавшего его. И выделение большого, и выделение малого количества мочи в равной степени приводят к состоянию хадаса; точно так же обстоит дело и со сном.

2. Абсолютно никакой сон не нарушает омовения. Сторонники этого мнения основываются на хадисе от Анаса (№ 62), в котором сообщается, что сподвижники во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, находясь в ожидании вечернего (‘иша) намаза, дремали, а потом совершали намаз, не совершая перед ним омовение заново. В версии хадиса, переданной Аль-Баззаром, сообщается, что сподвижники, дремля в ожидании намаза, “опускались на свои бока” (то есть лежали).

3. Сон сам по себе не нарушает малое омовение, а является состоянием, предполагающим его нарушение из-за возможного во время него выхода кишечных газов.
Однако все равно требует того, чего требует хадас, то есть совершения омовения заново.

4. Сон рассматривается не как обстоятельство, нарушающее малое омовение само по себе, а как состояние, предполагающее его нарушение вследствие других причин (выход кишечных газов). Когда сон неглубокий и человек в состоянии почувствовать нарушение омовения, если таковое произойдет, то такой сон не нарушает омовения и оно после него все еще действительно. Это мнение подтверждается хадисом (хоть и есть в его иснаде недостаток), в котором приводятся слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Глаза – вика’ для горлышка бурдюка, а во время сна вика’ развязываются”. “Вика’” – это веревочка, которой перевязывается горлышко бурдюка, кошеля или мешка, а под горлышком бурдюка в этом хадисе подразумевается отверстие заднего прохода, над которым во время глубокого сна человек теряет контроль.

Последнее из приведенных четырех мнений является наиболее достоверным и позволяет совместить в нем два на первый взгляд противоречащих друг другу хадиса: хадис от Сафуана ибн ‘Ассаля (№ 56) и хадис от Анаса (№ 62), а Аллаху сие ведомо лучше.

шарх “Булюгъуль-Марам мин Адиллятиль-Ахкам”
Мухсина Абу Мухаммада аль-Бармауи

Источник

О том, что нарушает омовение.

О том нарушает ли сон действительность омовения или нет, ученые высказали целый ряд различных мнений, которые мы вкратце перечислим далее:

Мнение первое:

Кратковременный сон не нарушает омовение. Если же сон продолжается на протяжении длительного времени, то после него необходимо совершить омовение. Это мнение высказали аз-Зухри, Раби’а, Малик, аль-Ауза’и и Ахмад (согласно одной из передач).

Мнение второе:

Мнение третье:

Если человек лег и уснул, его омовение нарушается, если же он уснул сидя, и смог остаться в этом положении, то его омовение действительно. Этого мнения придерживался Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах. Сообщается, что он не видел необходимости в совершении омовения для того, кто поспал сидя. (‘Абдур-Раззак/484; Ибн Абу Шейба 1/132. Иснад сообщения достоверный /сахих/). Передают, что это мнение разделял и Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах. (Ибн Абу Шейба 1/132. Данное сообщение является предположительно хорошим /мухтамаль ли-т-тахсин/, по причине одного из его передатчиков по имени аль-Мугира ибн Зияд). Также это является мнением Абу Умамы: сообщается, что Абу Умама он не раз засыпал сидя, полностью погружаясь в сон, а затем вставал и молился, не совершив омовение. (Ибн Абу Шейба 1/132. Иснад сообщения хороший /хасан/). Помимо прочих это мнение высказали Суфьян ас-Саури, Ибн аль-Мубарак, аш-Шафи’и и Ахмад (согласно второй передаче от него) и оно представляет собой мнение большинства ученых. В качестве довода эти ученые приводят сообщение от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Бывало так, что в ожидании вечерней молитвы сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начинали непроизвольно кивать своими головами*, после чего молились, не совершив омовение». (Абу Дауд/200. Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих Абу Дауд»/194-195).

*[На основании этих слов, данная группа ученых считала, что эти сподвижники спали сидя]

[В версии Муслима данный хадис звучит так: Катада рассказывал: «Я слышал, как Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, говорил: «Бывало так, что сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засыпали, после чего молились, не совершив омовения». Шу’ба передававший данный хадис от Катады, спросил его: «Ты точно слышал, что Анас говорил это?», и Катада ответил: «Да, клянусь Аллахом!» (Муслим/376)].

Возразить против этого довода можно с нескольких сторон:

Во-первых, мнение этих ученых соответствует основе, согласно которой ничто не может быть признано нарушающим омовение, до тех пор, пока на это не будет предоставлен соответствующий довод. Однако у противников этого мнения такой довод имеется, о чем мы поговорим далее.

Во-вторых, хадисы о том, что сон нарушает омовение, являются текстами воспрещающего характера, а рассматриваемый нами хадис относится к категории текстов допускающего характера. Шариатское правило же гласит: «В случае возникновения противоречия, предпочтение отдается воспрещающим текстам!»

В-третьих, у рассматриваемого хадиса существуют и другие версии, в которых в частности говорится: «Бывало так, что сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, укладывались на свои бока и засыпали, и среди них были как те, кто затем совершал омовение, так и те, кто не совершал его». (Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих Абу Дауд»/197)

Шейх аль-Альбани сказал: «Версия этого хадиса, в которой сказано «…укладывались на свои бока…» опровергает предположение о том, что речь в этом хадисе идет о сне сидя, не говоря уже о том, что возможно речь в нем идет о сне стоя. А это означает, что единственно верным может быть одно из двух: либо, что сон нарушает омовение при любых обстоятельствах, и это мнение, которому отдали предпочтение мы, либо, что сон вообще не нарушает омовение, даже если человек будет спать лежа, как в данном хадисе». (См. «Ируа аль-Галиль»/149).

Также шейх аль-Альбани сказал: «Нельзя использовать данный хадис в качестве довода на то, что сон в положении сидя не нарушает омовение, как это действительно может показаться, поскольку, на самом деле, в этом хадисе говорится о людях, которые спали лежа». (См. «Сахих Абу Дауд» 1/365).

Более того, Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передавший этот хадис, придерживался иного мнения в этом вопросе, о чем мы упомянем далее.

Абу ‘Убейд аль-Касим сказал: «Раньше я давал людям фетву о том, что уснувший сидя не должен совершать омовение заново. И это продолжалось до тех пор, пока однажды, во время пятничной проповеди, ко мне не подсел один человек, который впоследствии уснул и испустил газы. Я сказал ему: «Встань и соверши омовение», на что он ответил мне: «Я не спал!» Я сказал ему: «Еще как спал! Ты даже испустил газы!» Тогда он принялся клясться Аллахом, что это не он, и дело дошло до того, что он сказал: «Напротив! Это ты испустил газы!» После этого случая я оставил то, в чем был убежден относительно уснувшего сидя, и стал принимать во внимание ситуации, когда сон берет верх над человеком, окутывая его сердце». (См. «ат-Тамхид»).

Мнение четвертое:

Сон нарушает омовение при любых обстоятельствах, за исключением разве что легкой дрёмы. Доказательством ученых, придерживающихся данного мнения, является хадис Сафуана ибн ‘Ассаля о протирании кожаных носков, в котором среди прочего сказано: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам протирать кожаные носки трое суток, когда мы будем находиться в пути, и одни сутки, когда будем дома, и не снимать их из-за того, что будем справлять малую или большую нужду, или спать». (ат-Тирмизи/96; хадис достоверный /сахих/. См. «Ируа аль-Галиль»/104).

Шейх аль-Альбани писал: «К пользам, извлекаемым из этого хадиса, относится указание на то, что любой сон нарушает омовение, подобно тому, как его нарушает справление малой или большой нужды. Этому мнению последовала группа ученых, в частности ханбалиты». (См. «Ируа аль-Галиль» 1/141).

Также это мнение подкрепляется хадисом ‘Али, в котором сказано: «Глаз – это шнурок для заднего прохода, а посему тот, кто уснул, пусть совершит омовение». (Хадис хороший /хасан/. См. «Сахих Абу Дауд»/199).

[Такое же сообщение передается от Му’авии ибн Абу Суфьяна: «Глаз – это шнурок для заднего прохода, когда глаз засыпает – этот шнурок расслабляется». (Хадис хороший /хасан/. См. «Сахих аль-Джами’»/4148)].

Некоторые из ученых данной группы в качестве доказательства своих слов привели хадис: «Когда кто-либо из вас встанет ото сна, пусть помоет свою руку, перед тем как опустить ее в сосуд для омовения». (аль-Бухари/168; Муслим/278).

Ибн аль-Мунзир сказал: «Явный смысл этого хадиса вменяет в обязанность совершение омовения любому уснувшему, поскольку его текстом не конкретизируется, что имеется в виду уснувший лишь в определенном положении». (См. «аль-Аусат» 1/143).

Этого мнения придерживался Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказавший: «Тот, кто уснул, в полном смысле этого слова, обязан совершить омовение». (аль-Байхаки 2/135. Сообщение достоверное /сахих/).

Также это мнение разделял Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказавший: «Если человек почувствовал вкус сна, то независимо от того, уснул он, сидя или в каком-то другом положении, он обязан совершить омовение». (Ибн аль-Мунзир 1/146. Иснад сообщения достоверный /сахих/).

Также это передается от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, а именно, что он сказал: «Любой уснувший обязан совершить омовение, кроме, разве что, того, кто кивнул головой один или два раза». (Ибн Абу Шейба 1/133; ‘Абдур-Раззак/479; Ибн аль-Мунзир 1/145. Данное сообщение является предположительно хорошим /мухтамаль ли-т-тахсин/, по причине одного из его передатчиков по имени Язид ибн Абу Зияд).

Вдобавок ко всему сторонники этого мнения проводят аналогию между сном и обмороком на том основании, что в обоих случаях имеет место потеря сознания, что, в свою очередь, нарушает омовение, по мнению всех мазхабов.

Помимо прочих этого мнения придерживались Хасан аль-Басри, Са‘ид ибн аль-Мусайиб, ‘Ата, Таус, Муджахид, Абу ‘Убейд аль-Касим ибн Саллям, Ахмад и Исхак ибн Рахауайх.

Исключением, согласно мнению этих ученых, является очень легкая дрема, при которой человек в состоянии понимать все, что происходит вокруг него. Доказательством этого является хадис от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, рассказывавшего: «Однажды ночью, я остался ночевать у своей тетки по материнской линии – Маймуны, сказав ей: «Разбуди меня, когда встанет посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал (и приступил к молитве), я встал рядом с ним слева, а он взял меня за руки и поставил справа от себя. Затем, когда я начинал дремать, он теребил меня за мочку моего уха». (Муслим/763).

Это же подтверждается и приведенным чуть выше преданием от Ибн ‘Аббаса: «Любой уснувший обязан совершить омовение, кроме, разве что, того, кто кивнул головой один или два раза».

Выдающийся ученый нашего времени шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Сон является сильным основанием полагать, что во время него человек может ритуально оскверниться, поэтому сон нарушает омовение лишь в том, случае, когда человек засыпает так, что полностью перестает ощущать все, что происходит вокруг. Дремота же и состояние полусна не нарушают омовение. Благодаря такому подходу, можно объединить указания всех доказательств по этой теме». (См. «ат-Та’лик ‘аля аль-Фатх» 1/376).

Мнение пятое:

2. Потеря сознания:

С точки зрения нарушения омовения, потеря сознания аналогична сну и является еще более веским основанием для того, чтобы считать его утраченным.

[Ибн Кудама сказал: «Потеря сознания бывает двух видов: в результате сна или в результате чего-то иного. К чему-то иному относятся умопомешательство, обморок, опьянение вином или подобными ему препаратами, употребление которых приводит к потере рассудка. В перечисленных ситуациях потеря сознания нарушает омовение по единогласному мнению ученых, независимо от того, насколько продолжительной она была. Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые единогласны в обязательности омовения для того, кто упал в обморок». Это обусловлено также и тем, что в подобных ситуациях люди гораздо менее чувствительны, чем спящие, доказательством чему является тот факт, что они никак не реагируют на попытку разбудить их». (См. «аль-Мугни» 1/234)].

3. Выделение аль-мази (предсемя):

[Предсемя (Предэякулят или Куперова жидкость) — это прозрачная, бесцветная, вязкая предсеменная жидкость, которая выделяется из мочеиспускательного канала полового члена мужчины наружу, когда он приходит в состояние полового возбуждения].

В арабском языке слово аль-мази имеет два варианта произношения: «аль-мази», представляющее собой наиболее распространенную версию, и «аль-мазью», в большей степени соответствующее литературному стилю.

Аль-мази – это прозрачная и липкая жидкость, которая выделяется из полового органа мужчины во время интимных ласк, представлении полового акта или его вожделения. Нередко бывает так, что мужчина может не почувствовать момент выделения аль-мази.

Является ли аль-мази нечистотой (наджаса)?

Аль-мази является ритуальной скверной (наджис), в соответствии с хадисами, содержащих в себе веление мыть половой орган после ее выделения. В некоторых версиях этих хадисов упоминается слово «индахха», которое означает веление побрызгать водой на половой орган в случае выделения аль-мази. Однако стоит отметить, что иногда данное слово несет в себе смысл мытья, и это как раз тот самый случай, ибо при таком его понимании объединяются указания всех доказательств по данной теме.

Так в предании от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал: «Бывает, я обнаруживаю, что из меня выделилось нечто похожее на маленькую бусинку. Если кто-либо из вас обнаружит то же самое, пусть помоет свой половой орган». (Малик в «аль-Муватта»/85).

То же самое передается и от Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах. Джундуб рассказывал: «Однажды я спросил ‘Абдуллаха ибн ‘Умара о выделениях аль-мази, на что он сказал: «Если обнаружишь их, то помой свой половой орган и соверши омовение подобное тому, которое совершаешь для молитвы». (Малик в «аль-Муватта»/86).

О совершении малого омовения после выделения аль-мази:

Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я был мужчиной, страдающим частыми выделениями аль-мази, однако я стеснялся спросить о них посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из-за того, что был женат на его дочери. Потому я велел сделать это аль-Микдаду и он спросил об этом, на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если кто-либо из вас обнаружит их у себя, пусть помоет свой половой орган и совершит омовение, подобное тому, которое совершает для молитвы». (аль-Бухари/269; Муслим/303).

Сообщается, что однажды ‘Умара спросили об аль-мази и он сказал: «Это капли и после их выделения необходимо совершать омовение». (‘Абдур-Раззак/607; Ибн аль-Мунзир 1/135. Предание достоверное /сахих/).

Согласно другому изложению этого предания сообщается, что он сказал: «Бывает, что из каждого из нас выделяется нечто похожее на жемчужинку. Когда кто-либо из вас обнаружит это у себя, пусть помоет свой половой орган и совершит омовение». (‘Абдур-Раззак/605; Малик 1/41. Предание достоверное /сахих/).

Сообщается, что однажды ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, спросили об аль-мази и он сказал: «Это капли и после их выделения необходимо совершать омовение». (‘Абдур-Раззак/607. Иснад сообщения достоверный /сахих/).

Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Касаемо спермы (аль-мани), выделений предсемени (аль-мази), и выделений простаты (аль-уади):

после выхода спермы необходимо совершить полное омовение (гусль),

а после выделений аль-мази и аль-уади – малое (аль-вуду), т.е. человеку следует помыть головку своего члена и совершить малое омовение». (‘Абдур-Раззак/610. Сообщение достоверное /сахих/).

Мнение о том, что выделения аль-мази нарушают омовение принадлежит Малику и факихам Медины, аль-Ауза’и и факихам Шама, Суфьяну ас-Саури и факихам Ирака, а также аш-Шафи’и и Ахмаду вместе с их соратниками.

Ибн аль-Мунзир сказал: «Мне не известно, чтобы относительно обязательности омовения после выделений аль-мази между обладателями знания было какое-нибудь разногласие».

Также Ибн аль-Мунзир сказал: «Что касается аль-уади, то это жидкость, которая выделяется из полового органа спустя некоторое время после мочеиспускания, а поскольку после мочеиспускания обязательно совершать малое омовение, то и после выделения аль-уади не вменяется в обязанность ничего кроме малого омовения».

Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если кто-либо из вас обнаружит их у себя, пусть помоет свой половой орган и совершит омовение, подобное тому, которое совершает для молитвы» указывают на то, что после выделений аль-мази совершать полное омовение (гусль) не обязательно, что является единогласным мнением всех ученых, как писал об этом Хафиз ибн Хаджар. (См. «Фатх аль-Бари» 1/452).

О сбрызгивании водой одежды, на которую попали выделения аль-мази:

Допустимость и достаточность этого подтверждается хадисом Сахля ибн Хунейфа. Так, Сахль ибн Хунейф, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Раньше выделения аль-мази доставляли мне много хлопот и сложностей и я по многу раз совершал полное омовение после них. Я рассказал об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросив его о том, как мне следует поступать, и он сказал: «Тебе достаточно совершать лишь малое омовение». Тогда я спросил: «О посланник Аллаха, а как быть с моей одеждой, на которую попадает какая-то часть выделений?», на что он ответил: «Достаточно тебе набрать пригоршню воды и сбрызнуть ей то место на своей одежде, на которое она попала». (Хадис хороший /хасан/. См. «Сахих Абу Дауд»/195).

По всей видимости, данное положение следует расценивать как своего рода облегчение для молодежи.

Следует ли мыть весь половой орган после выделений аль-мази или достаточно помыть лишь ту его часть, которая была запачкана ими?

Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Касаемо спермы (аль-мани), выделений предсемени (аль-мази), и выделений простаты (аль-уади):

после выхода спермы необходимо совершить полное омовение (гусль),

а после выделений аль-мази и аль-уади – малое (аль-вуду), т.е. человеку следует помыть головку своего члена и совершить малое омовение». (‘Абдур-Раззак/610. Сообщение достоверное /сахих/).

Следует ли вместе с половым членом мыть мошонку или можно ограничиться мытьем его одного?

В передаче хадиса Абу Дауда о том как ‘Али, да будет доволен им Аллах, поручил аль-Микдаду ибн аль-Асуаду задать вопрос о выделениях аль-мази, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…пусть вымоет свой половой член и яички». (Абу Дауд/208. Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих Абу Дауд»/203).

Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Са’д аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Как-то раз я спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, после чего обязательно совершать полное омовение (гусль), а также о жидкости, которая выделяется после выхода семени. И он сказал мне: «Эта жидкость называется аль-мази и она выделяется у каждого самца. После ее выделения тебе следует помыть свой половой орган и яички, а также совершить омовение подобное тому, которые ты совершаешь для молитвы». (Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих Абу Дауд»/206).

Законоположения, связанные с выделениями аль-мази касаются персонально мужчин или же распространяются также и на женщин?

Каково правовое суждение относительно каждодневных женских выделений (рутуба) из влагалища?

Правовое суждение о выделениях предсемени (аль-мази) идентично суждению о выделениях простаты (аль-уади):

Ибн аль-Мунзир сказал: «Что касается аль-уади, то это жидкость, которая выделяется из полового органа спустя некоторое время после мочеиспускания, а поскольку после мочеиспускания обязательно совершать малое омовение, то и после выделения аль-уади не вменяется в обязанность ничего кроме малого омовения».

Люди, страдающие самопроизвольным и не прекращающимся выделением аль-мази, приравниваются к тем, кто страдает недержанием мочи, а также хроническими маточными кровотечениями (истихада):

[Т.е. пользуются теми же послаблениями, что и люди, имеющие данные отклонения, а именно, что им достаточно совершать омовение перед каждой обязательной молитвой и не обращать внимания на произвольные и неконтролируемые выделения. (Примечание переводчика)].

Обильные и частые выделения аль-мази в здоровом организме являются результатом полового возбуждения. Если же эти выделения происходят самопроизвольно и не прекращаются, то это свидетельствует о каком-то отклонении и болезни, а значит, упомянутая аналогия справедлива и верна. (См. «Фатх аль-Бари» 1/452).

Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: «Иногда, совершая молитву, я чувствую, как аль-мази скатывается по моему бедру, однако я не придаю этому значения». (‘Абдур-Раззак/613. Иснад сообщения достоверный /сахих/).

Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Иногда, стоя на минбаре, я чувствую, как аль-мази скатывается по моему бедру, однако я не придаю этому значения». (‘Абдур-Раззак/615. Иснад сообщения достоверный /сахих/).

4. Справление малой и большой нужды:

О том, что справление малой и большой нужды нарушает омовение, свидетельствуют многочисленные хадисы от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, среди которых, в частности, упомянутый ранее хадис Сафуана ибн ‘Ассаля, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам протирать кожаные носки трое суток, когда мы будем находиться в пути, и одни сутки, когда будем дома, и не снимать их из-за того, что будем справлять малую или большую нужду, или спать». (ат-Тирмизи/96; хадис достоверный /сахих/. См. «Ируа аль-Галиль»/104).

А также хадис аль-Мухаджира ибн Кунфуза, да будет доволен им Аллах, о том, что однажды он поприветствовал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который в этот момент мочился, и он ответил на его приветствие лишь после того, как совершил омовение. (Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих ан-Насаи»/38).

5. Испускание газов:

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет нужды совершать омовение кроме случаев, когда слышен звук или запах исходящих газов». (Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих аль-Джами’»/7572).

Также Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Молитва человека, осквернившего омовение, не будет принята до тех пор, пока он снова не совершит его». Некий человек из Хадрамаута спросил: «О Абу Хурайра, что имеется в виду под осквернением?» Абу Хурайра ответил: «Испускание газов со звуком и без него». (аль-Бухари/135, Муслим/225).

Ибн аль-Мунзир сказал: «Обладатели знаний единогласны во мнении о том, что выход кишечных газов через задний проход является осквернением нарушающим действительность омовения». (См. «Аль-Аусат» 1/137).

Если газу выделяются из влагалища женщины [В медицине данное явление называется физометра – т.е. скопление газа в матке], и при этом она слышит их звук или чувствует их запах, ей тоже необходимо совершить омовение. Однако возникает резонный вопрос, бывает ли такое в принципе, чтобы газы исходили из влагалища со звуком или запахом. Конечно же, нет, а раз так, то в подобных случаях женщина не обязана совершать омовение.

6. Прикосновение к половому органу:

Омовение нарушается в результате непосредственного прикосновения к половому органу без каких-либо препятствий в виде одежды, нижнего белья и т.п., о чем далее мы поговорим более подробно, если будет на то воля Всевышнего Аллаха.

‘Урва ибн аз-Зубайр рассказывал: «Как-то раз, я пришел к Марвану ибн аль-Хакаму [один из халифов омейядской династии], и мы стали обсуждать с ним ситуации, после которых необходимо совершать омовение. Среди прочего Марван сказал: «Омовение следует совершать после прикосновения к половому органу». Я же сказал: «Мне об этом ничего неизвестно». Тогда Марван сказал: «Поведала мне Бусра бинт Сафуан о том, что она слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-либо из вас прикоснется к своему половому члену, пусть совершит омовение». (Абу Дауд, ат-Тирмизи/82, ан-Насаи, Ибн Маджах. Достоверность данного хадиса подтвердили Хафиз Ибн Хаджар в «ат-Тальхыс» и шейх аль-Альбани в «Ирва аль-Галиль»/116, передав слова о его достоверности от целой группы ученых, таких как Ахмад, ат-Тирмизи, ад-Даракутни, аль-Байхаки, аль-Хазими, Ибн Хузейма, Ибн Хиббан и прочие).

[Данный хадис содержит в себе следующие пользы:

1) Если ученый не знает о какой-либо широко распространенной Сунне, а также некоторых тонкостях в вопросе омовения и прочих разделах религии, или же запамятовал о них, то это ни в коем случае не умаляет его степени как ученого.

2) Допустимость обсуждения знаний в собраниях и извлечения польз из этого.

3) Свидетельство того, как трепетно и серьезно халифы первых веков Ислама относились к шариатским знаниям.

4) Прав тот, кто приводит аргументы в свою пользу.

5) Сила довода и разъяснения выше силы власти и меча.

6) Допустимость проведения религиозных прений на основе доводов из Корана и Сунны.

7) Указание на необходимость стремления женщин к получению знаний, а также к их распространению и сохранению на пользу общине мусульман.

8) Указание на то, что Аллах возвеличивает Своих рабов, которые хранят в себе знания о Его религии.

9) Довод на то, что прикосновение к половому органу нарушает омовение, и что данное положение не содержит в себе каких-либо частностей и ограничений].

В качестве контраргумента данному хадису выступает внешний смысл хадиса Талька ибн ‘Али, сказавшего: «Однажды когда мы находились у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к нему пришел некий бедуин и сказал: «О посланник Аллаха! Бывает так, что кто-либо из нас начинает чесаться во время молитвы и задевает рукой свой половой орган». На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А разве твой половой орган это не всего лишь часть тебя самого (или он сказал: «…кусок плоти от тебя самого»). (Хадис достоверный /сахих/. См. у шейха аль-Альбани в «ат-Та’ликат аль-Хассан ‘аля Сахих ибн Хиббан»/1117).

Ученые по-разному совмещали указания данных хадисов между собой:

•Одни, опираясь на хадис от Талька ибн ‘Али сказали, что прикосновение к половому органу вообще не нарушает омовения. Этого мнения придерживались ‘Али, ‘Аммар, Хузейфа, Ибн Мас’уд, Ибн ‘Аббас (согласно одной из передач от него), ‘Имран ибн Хусайн, Абу ад-Дарда и др. При этом они не разделяли между тем, сопровождалось ли прикосновение к половому органу страстью или нет. Что же касается хадиса от Бусры бинт Сафуан, то некоторые ученые, разделявшие данное мнение, истолковали его, как веление омыть руки после этого. Однако это является очевидной ошибкой, что подтверждается другой версией хадиса Бусры, в которой сказано: «…пусть совершит омовение, подобное тому, которое он совершает для молитвы».

Абу Хатим ибн Хиббан сказал: «Если бы под словами «…пусть совершит омовение», подразумевалось мытье рук, как утверждают это некоторые, то в другой версии этого хадиса не было бы сказано «пусть совершит омовение заново». (См. «ат-Та’ликат аль-Хассан ‘аля Сахих ибн Хиббан» 2/385).

•Другие считали, что следует проводить разницу между ситуациями, когда человек прикасается к половому органу со страстью, а когда просто так, сказав, что в хадисе Бусры имеется в виду прикосновение со страстью, а в хадисе Талька ибн ‘Али – без. Шейх аль-Альбани сказал: «Я нисколько не сомневаюсь в том, что хадис Бусры достовернее, поскольку он обладает более известным иснадом, а также сильными свидетельствами, подкрепляющие его, чего не скажешь о хадисе Талька, дополнительные свидетельства в пользу которого, являются слабыми с точки зрения иснадов. Это станет очевидным любому, кто обратиться к таким трудам как «ат-Тальхыс» и «Насб ар-Роя». Как бы то ни было, хадис Талька тоже является достоверным, однако это не означает, что необходимо прибегнуть к крайней мере и объявить один из этих хадисов отмененным, ведь их указания можно увязать между собой. Так, можно сказать: «Если человек прикоснулся к половому органу без страсти, то это не нарушает омовение, ведь такое прикосновение подобно прикосновению к любой другой части тела. Если же человек прикоснулся к половому органу со страстью, то ему необходимо руководствоваться хадисом Бусры, и хадис Талька не будет противоречить ему, поскольку в его случае прикосновение к половому органу не подобно прикосновению к любой другой части тела». Этому мнению последовал шейх аль-Ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, и некоторые другие исследователи из числа ученых поздних поколений.

Данное объяснение подкрепляется тем, что в хадисе Талька дается ответ на вопрос о человеке, который прикасается к половому органу во время молитвы, как это передается в версиях Кайса ибн Талька у Ибн Хиббана. А это является сильным косвенным указанием в пользу упомянутого объединения этих хадисов, ведь невозможно себе представить, что человек, будучи в молитве, может трогать свой половой орган со страстью. На правильность такого объединения указывают также и слова одного из праведных предшественников, сказавшего: «Прикоснуться к половому органу для меня, все равно, что прикоснутся к своему носу». (См. «Сахих Абу Дауд» 1/334).

•Третьи объединили указания этих хадисов, сказав, что необходимо проводить разницу между намеренным и ненамеренным прикосновением к половому органу. Однако подобное объединение опровергается самими этими хадисами, поскольку в них не упоминается таких частностей и разграничений. Вдобавок к этому, такое объяснение не передается ни от кого из сподвижников и праведных предшественников. Единственное на что могут опираться сторонники этого мнения, это то, что в арабском языке слово «аль-масс» (прикосновение) применимо лишь к ситуациям, когда человек касается чего-либо намеренно.

•Четвертые сказали, что прикосновение к половому органу не нарушает омовения, но совершить его после этого желательно. Это мнение является самым слабым из имеющихся мнений в этом вопросе, так как в хадисе Бусры содержится веление о необходимости совершить омовение заново, что служит указанием на то, что прежнее омовение становится недействительным. Плюс ко всему данное мнение не высказал ни один из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

•Пятые сказали, что объединить указания этих хадисов можно, сказав, что омовение нарушается в случаях, когда человек прикасается к половому органу напрямую, и не нарушается, когда он трогает его через одежду и т.п. В пользу этого мнения свидетельствуют все имеющиеся доказательства и тексты, касающиеся этого вопроса. Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Непременным условием для того, чтобы можно было сказать, что человек прикоснулся к половому органу, является прикосновение к нему напрямую, без каких-либо препятствий и преград, а также, чтобы он сделал это намеренно, поскольку в арабском языке человек характеризуется субъектом, совершившим действие, только в том случае, когда он совершает его намеренно. Именно в этом и кроется суть данного вопроса». (См. «ат-Тамхид»/2182).

Это мнение подкрепляется хадисом от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в котором сказано: «Если кто-либо из вас дотронется своей рукой до своего полового органа так, что между ней и им не будет никакой преграды или прикрытия, то пусть совершит омовение, подобное тому, которое он совершает для молитвы». (Ибн Хиббан, ад-Даракутни. Достоверность хадиса подтвердила целая группа имамов. См. «ас-Сильсился ас-Сахиха» 3/237).

Опровержение несогласных с мнением о необходимости омовения после прикосновения к половому органу, с точки зрения предпочтения между двумя хадисами:

•Хадис Талька относится к категории допускающих текстов, а хадис Бусры – к категории воспрещающих, которым в случае противоречия отдается предпочтение.

•Под прикосновением, о котором идет речь в хадисе Талька, может одинаково иметься в виду как прикосновение напрямую, так и через одежду, как со страстью, так и без нее. А известно, что в случаях, когда текст может предполагать различные версии понимания, его использование в качестве аргумента невозможно.

•Хадиса от Талька предшествовал по времени хадису от Бусры, что может служить указанием на то, что хадис Бусры отменяет указание хадиса Талька.

Абу Хатим Ибн Хиббан сказал: «Сообщение Талька, о котором мы упоминали, является отмененным. Тальк ибн ‘Али прибыл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в первом году хиджры, когда мусульмане строили мечеть посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине, а вменение в обязанность омовения после прикосновения к половому органу передается Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах, который принял Ислам в седьмом веке по хиджре». (См. «ат-Та’ликат аль-Хассан» 2/389).

•Мнение об обязательности совершения омовения после прикосновения к половому органу передается от большинства сподвижников, к числу которых относятся:

— ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказавший: «Пусть тот, кто прикоснется к своему половому органу, совершит омовение». (Иснад сообщения удовлетворительный. Ибн аль-Мунзир 1/194).

— Са’д ибн Абу Уаккас. (Малик с достоверным иснадом в «аль-Муватта» 1/42).

— Абу Хурайра. (Ибн аль-Мунзир в «аль-Аусат» 1/194. В иснаде сообщения присутствует некоторая слабость по причине неизвестного передатчика по имени Джамиль ибн Бишр).

— Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказавший: «Кто прикоснулся к своему члену, должен взять омовение». (Ибн Абу Шейба 1/164. Сообщение достоверное /сахих/).

•Хадисы о том, что прикосновение к половому органу нарушает омовение, достовернее хадиса от Талька. Чуть выше мы уже приводили слова шейха аль-Альбани об этом.

•Хадис от Талька соответствует основе, согласно которой ничто не может быть признано нарушающим омовение до тех пор, пока на это не будет предоставлен соответствующий довод. Что же касается хадисов о том, что прикосновение к половому органу нарушает омовение, то они как раз и являются таким доводом, позволяющим отклониться от этой основы.

•Хадис Талька повествует о частной ситуации, о которой человек задал вопрос и получил ответ персонально для себя, а потому его нельзя рассматривать как положение, касающееся всей общины, тогда как указание хадиса Бусры в силу своего собирательного и универсального характера адресовано каждому, и его можно применить ко всем без исключения.

•Хадис Бусры подкрепляется множественными свидетельствами в свою пользу, а также сообщениями от целой группы сподвижников помимо самой Бусры, что может служить указанием на то, что окончательно утвердилось и получило широкое распространение именно это мнение.

•Хадис Бусры с точки зрения своего правового содержания соответствует принятым шариатским правилам, поскольку согласно Шариату половой орган имеет особый статус и не подобен остальным частям тела. Так, например, существуют хадисы запрещающие прикасаться к половому органу правой рукой, независимо от того сопровождается это страстью или нет.

Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «В качестве довода на то, что хадис, обязывающий совершать омовение после прикосновения к половому органу, отменяет хадис с противоположным смыслом, (а не наоборот), группа ученых выдвинула следующее: они сказали, что обязательность омовения после прикосновения к половому органу может быть установлена лишь шариатским требованием, поскольку разумом подобное заключение сделать невозможно в виду того, что половой орган подобен любому другому органу. А раз так, то абсурдно утверждать, что слова «половой орган это всего лишь часть тебя самого» были сказаны тогда, когда Шариат уже обязал людей совершать омовение после прикосновения к нему. Возможен лишь обратный порядок, а именно, что эти слова были сказаны до вменения в обязанность омовения после прикосновения к половому органу». (См. «ат-Тамхид» 2/341).

7. Употребления в пищу мяса верблюда:

Сообщается, что аль-Бара ибн ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о необходимости омовения после употребления в пищу верблюжатины, и он сказал: «Совершайте омовение после этого». Его также спросили о необходимости омовения после употребления в пищу баранины, и он сказал: «Не совершайте омовения после нее». (Ахмад 4/288, 303. Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих Абу Дауд»/178).

Сообщается, что Джабир ибн Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы совершали омовение после верблюжатины, и не совершали его после баранины». (Ибн Абу Шейба 1/46. Иснад сообщения хороший /хасан/).

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Совершайте омовение после того, как поедите верблюжатины, и не совершайте его после баранины». (Ибн аль-Мунзир 1/139. Сообщение достоверное /сахих/).

Вместе с тем, передается, что однажды Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, поел мяса верблюда, а затем помолился, не совершив перед этим омовения. (Ибн Абу Шейба 1/47. Сообщение достоверное /сахих/).

Однако объяснением этого вероятно является то, что на тот момент он еще не знал о необходимости омовения после верблюжатины, либо попросту забыл его совершить.

Сообщается, что однажды Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, заколол верблюда, специально приготовленного на убой, и накормил своих товарищей его мясом. Поев, они встали для того, чтобы совершить молитву, однако Абу Муса запретил им это, сказав: «Я не придаю значения тому, что хожу по его внутренностям и крови и не совершаю после этого омовения, но отнюдь не тому, что могу поесть его мяса и не совершить после этого омовения». (Ибн Абу Шейба 1/46. Иснад сообщения достоверный /сахих/).

Неизвестно, чтобы кто-то из сподвижников выразил своего несогласия с мнением Джабира ибн Самуры, Ибн ‘Умара и Абу Мусы аль-Аш’ари, что указывает на то, что оно было преобладающим среди них. Что же касается сообщений у Ибн Абу Шейбы о том, что ‘Умар и ‘Али придерживались иного мнения, то их иснады слабые.

Из числа ученых этого мнения придерживались Ахмад, Исхак ибн Рахауайх, аш-Шафи’и (согласно одной из передач от него) и Ибн аль-Мунзир. Аль-Хаттаби писал: «Этого мнения придерживалось подавляющее большинство последователей хадиса».

8. Вероотступничество:

Вероотступничество нарушает действительность омовения в соответствии со словами Всевышнего: «Если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали». (Скот, 88).

«Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах». (Различение, 23).

Источник:

Описание малого и большого ритуального омовения и законоположения связанные с ними, в свете указаний Корана, Сунны и преданий первых поколений общины мусульман.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *