Куда во сне зовет жених светлану жуковский

Василий Жуковский — Светлана: Стих

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое».

«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит.
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Оглянулась… милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпеньем кони рвут
Повода шелковы.

Сели… кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут… пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит,
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в черну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися… и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет…
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
Тихо растворилась.

Что ж? В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой…
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

Все утихло… вьюги нет…
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится…
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье…
Чу, Светлана. в тишине
Легкое журчанье…
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом…
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвец шевелится…
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг… в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы…
Что же девица. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул..
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами…
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась…
Глядь, Светлана… о творец!
Милый друг ее — мертвец!
Ах! …и пробудилась.

Где ж. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит… Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не довро вещает он —
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
Чу. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет..
Кто. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!
________________

Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо — бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.

Анализ баллады «Светлана» Жуковского

Написанное в эпоху романтизма, стихотворение «Светлана» подчеркивает дух эпохи. Написанное в жанре баллада, оно особенно выделяется мистическими представлениями, фольклорными элементами – святочные гадания, сверхъестественные события, фрагменты обрядовых песен, молитв. Свою балладу автор посвятил племяннице, которая вот-вот должна была выйти замуж – А.Протасовой.

Центральной темой стихотворения является популярные в то время святочные гадания. Гадания на суженого в рождественскую ночь были частым явлением среди незамужних девушек, поскольку почти все они хотели знать, скоро ли кто-то возьмет их под венец, и кто будет тем таинственным нареченным.

Поэт очень красочно подчеркивает переживания главной героини, жених которой уехал в далекую страну и уже долгое время не дает о себе знать. Ей грустно смотреть на гадания подружек, которым неведомо чувство тоски и тревоги по любимому человеку. Однако и ее все-таки вовлекает процесс, и уже оставшись одна, Светлана решается на мистический обряд. Тоска и тревога наталкивает ее на желание узнать, что же свершилось с ее суженым, вернется ли он живой и невредимый, или же героиня так и останется век куковать незамужней.

Ярко характеризует героиню и ее имя – Светлана, свет, чистая, непорочная душа, в которой крепка вера, она не проклинает судьбу, не ропщет, а просто верит в свою любовь и любовь своего жениха. И даже страшные видения мертвеца не в силах опорочить ее светлое чувство.

Множество символов поэт использует и в описании окружающего мира и сна Светланы – например, ворон, являющийся во многих культурах вестником смерти и птицей, приносящей несчастья; голубь, символизирующий Святого Духа, спасающего героиню от адского мрака. Стихотворение наполнено и другими символами – рассвет, возвращающий все на круги своя, и пение петуха, пробуждающее девушку от страшного сна.

В балладе широко используется противопоставление, антитеза – отображается борьба света и тьмы, добра и зла, веры и неверия, любви и смерти. Это именно баллада, хотя и некоторыми часто интерпретируется как поэма. Изложение весьма мелодичное, свойственное именно балладе. Хорей придает особую лиричность и напевность.

Отличается стихотворение так же большим разнообразием средств выразительности. Встречаются и метафоры («свет-судья лукавый»), и эпитеты («милая Светлана, блестит яркими глазами»), олицетворения («крикнул жалобно сверчок»), и гиперболы («от копыт их поднялась вьюга под ногами»). Лексика богата архаизмами (ярый, уста, вымолвить) и историзмами (налое, песенки подблюдны).

Именно за свою мелодичность и романтизм стихотворение уже много лет находит отклик в сердцах читателей и по сей день.

Источник

Светлана

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое».

«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит.
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Оглянулась… милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпеньем кони рвут
Повода шелковы.

Сели… кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут… пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит,
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в черну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися… и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет…
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
Тихо растворилась.

Что ж? В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой…
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

Все утихло… вьюги нет…
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится…
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье…
Чу, Светлана. в тишине
Легкое журчанье…
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом…
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвец шевелится…
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг… в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы…
Что же девица. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул.
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами…
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась…
Глядь, Светлана… о творец!
Милый друг ее — мертвец!
Ах! …и пробудилась.

Где ж. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит… Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
Чу. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет.
Кто. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!
___

Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».

О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо — Бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.

Источник

«Светлана» (В. Жуковский)

Цитата: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали. ».

История создания

Жуковский был увлечён романтической поэзией. Особенно ему нравилась баллада Г. Бюргера «Ленора» (история о девушке, которую крадёт жених-мертвец»). Именно этот сюжет и лёг в основу «Светланы». Правда, Жуковский изменил финал: встреча с мёртвым женихом оказывается страшным сном, а жених жив и возвращается к любимой.

Баллада «Светлана» стала свадебным подарком: Жуковский подарил её сестре своей возлюбленной Александре Протасовой, когда та выходила замуж.

Значение произведения

«Светлана» очень быстро приобрела широкую популярность: прежде таких захватывающих историй о любви в русской литературе не было.

Появление имени Светлана и последующее внесение его в святцы исследователи связывают именно с балладой Жуковского. Прежде это имя использовалось преимущественно в качестве названия для кораблей и прочих судов.

Литературное направление: романтизм.

Литературный жанр: баллада.

Баллада представляет собой историю о разлучённых возлюбленных. В ней можно отследить темы верности и судьбы. Итог баллады таков: верь в свою судьбу, верь в Бога, и несчастье покажется лишь страшным сном.

Краткое содержание

Все девушки гадают на жениха, а Светлана грустит: её жених уехал и не даёт знать о себе. Девушка решается на гадание с зеркалом, и в процессе гадания за её спиной появляется жених Светланы. Он увозит девушку: «Поп уж в церкви ждёт. / Хор венчальну песнь поёт».

Они едут по степи. Ночь. Светлане страшно. Светлана с женихом проезжают мимо церкви, где идёт отпевание покойника. Жених Светланы необыкновенно бледен и молчалив.

Сани с женихом и невестой останавливаются у избушки. И тут же жених вместе с санями и лошадьми пропадает. Светлана решается войти в строение. В комнате на столе стоит гроб. Светлана молится. Мертвец начинает стонать и шевелиться, но прилетает белый голубь, садится на грудь мёртвого и тот затихает. Светлана с ужасом узнаёт в мертвеце своего жениха.

Кричит петух, и Светлана просыпается. Однако сон напугал её: не вещий ли? Светлана садится у окна и видит сани, которые везут её жениха — живого и здорового.

Метрика

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: радостные эпитеты реальной жизни «звонкий», «статный», «сладостный», «милый»; мрачные эпитеты дурного сна: «унылый», «одинокий», «чёрный», «страшный».

Олицетворение: жалобно кричит сверчок, жутко каркает ворон, петух радуется наступлению утра.

Параллелизм: у Светланы неспокойно на душе — в природе снежная буря, ей радостно — светит солнце.

Риторические вопросы: «Что, подруженька, с тобой?», «Где, в какой ты стороне?», а также многочисленные междометия, которые помогают придать балладе живость.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какого волшебства ждут в балладе «Светлана» подруги главной героини, гадающие в святки?

Ответ. Они ждут замужества.

Какие два цвета многократно упоминаются в балладе?

Ответ. Белый (снег, луна, бледная кожа Светланы, белая скатерть, белый голубь) и чёрный (чернота вдали, чёрный ворон). Такой контраст соотносится с представлениями о дне и ночи, добре и зле. Светлана соприкасается с миром тёмного и мистического, но сама она представляет светлое начало, что и обусловливает счастливую развязку.

Источник

Баллада «Светлана» Василия Жуковского

Раз в крещенский вечерок
‎Девушки гадали:
За ворота башмачок,
‎Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
‎Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
‎Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
‎Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
‎Песенки подблюдны.

Тускло светится луна
‎В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
‎Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
‎Вынь себе колечко.
Пой, красавица: „Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
‎Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
‎При святом налое“».

«Как могу, подружки, петь?
‎Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
‎В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
‎Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
‎Им лишь сердце дышит…
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
‎Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
‎Ангел-утешитель».

Вот в светлице стол накрыт
‎Белой пеленою;
И на том столе стоит
‎Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
‎«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
‎В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
‎Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
‎Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;
‎К зеркалу садится;
С тайной робостью она
‎В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
‎Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
‎Чуть лиет сиянье…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
‎Страх туманит очи…
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
‎Вестник полуночи.

Подпершися локотком,
‎Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
‎Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
‎За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
‎Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
‎Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
‎Твой услышан ропот!»

Оглянулась… милый к ней
‎Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
‎Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
‎С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
‎Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
‎В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпенья кони рвут
‎Повода шелковы.

Сели… кони с места враз;
‎Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
‎Вьюга над санями.
Скачут… пусто все вокруг,
‎Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
‎Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
‎«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
‎Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;
‎Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке божий храм
‎Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
‎Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
‎Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
‎«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
‎Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;
‎Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
‎Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
‎Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
‎Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
‎Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
‎Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися… и вмиг
‎Из очей пропали:
Кони, сани и жених
‎Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
‎Брошена от друга,
В страшных девица местах;
‎Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет…
Виден ей в избушке свет:
‎Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
‎Тихо растворилась.

Что ж. В избушке гроб; накрыт
‎Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
‎Свечка пред иконой…
Ах! Светлана, что с тобой?
‎В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
‎Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
‎Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
‎Робко притаилась.

Все утихло… вьюги нет…
‎Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
‎То опять затмится…
Все в глубоком, мертвом сне,
‎Страшное молчанье…
Чу, Светлана. в тишине
‎Легкое журчанье…
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
‎С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
‎Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом…
‎Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
‎Мертвый шевелится…
Сорвался покров; мертвец
‎(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
‎Затворены очи.
Вдруг… в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
‎Руки охладелы…
Что же девица. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
‎Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул
‎Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул…
‎Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
‎Страшно он зубами
И на деву засверкал
‎Грозными очами…
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
‎Смерть изобразилась…
Глядь, Светлана… о творец!
Милый друг ее — мертвец!
‎Ах. и пробудилась.

Где ж. У зеркала, одна
‎Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
‎Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
‎День встречая пеньем;
Все блестит… Светланин дух
‎Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
‎Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
‎Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)
‎Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
‎Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
‎Пар алеет тонкий…
Чу. в дали пустой гремит
‎Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
‎Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет…
‎Кто. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,
‎Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
‎В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
‎Те ж приятны взоры;
То ж на сладостных устах
‎Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
‎Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
‎Пойте: многи леты!

Улыбнись, моя краса,
‎На мою балладу;
В ней большие чудеса,
‎Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
‎Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
‎Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
‎Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
‎Счастье — пробужденье».

О! не знай сих страшных снов
‎Ты, моя Светлана…
Будь, создатель, ей покров!
‎Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
‎К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
‎Ах! да пронесется
Мимо — Бедствия рука;
Как приятный ручейка
‎Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
‎Дней ее подруга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *