Королевской дорогой в бессознательное сон называл
Королевская дорога в бессознательное: как понимать свои сны
В большинстве традиционных культур сновидение рассматривается как откровение, ниспосланное предками, богами или самой Вселенной. Его нужно расшифровать, чтобы разрешить сложные коллизии, в нашей ли собственной жизни или в жизни целого сообщества. В современной западной культуре мы, конечно, смотрим на сны не как на пророчество, а как на «королевскую дорогу в бессознательное», говоря словами Фрейда. Сны таят в себе наши желания и страхи, но они могут и открывать нам неизвестные стороны нашей личности, новые жизненные пути, ресурсы, к которым мы можем получить доступ. Юнгианский аналитик Станислав Раевский предлагает несколько шагов, чтобы вступить в диалог со своим бессознательным.
Чтобы запоминать сны, полезно во время засыпания быть в состоянии медитации, отмечая для себя, как мы медленно погружаемся в сон, как меняется наше состояние. Или просто дать себе установку: «Я хочу увидеть и запомнить сны». Когда мы настраиваем себя таким образом, то уже не пропускаем сон, не отворачиваемся от «экрана», на котором нам показывают «кино».
Нулевой шаг. Вспомнить, что происходило накануне
Шаг 1. Записать сон
Увиденный сон надо записать и отложить эту запись. Спустя какое-то время мы еще раз записываем или рассказываем его. Почему это важно? Второй рассказ обязательно будет чем-то отличаться от первого: один детали потеряются, другие появятся. Наше сознание уже проделало работу, подогнав первоначальную историю под привычную нам схему описания мира. Ведь мы все время сочиняем истории про свою жизнь, вернее, они сочиняются сами собой. Но ключевой нарратив у каждого свой, каждый из нас видит свое «кино», отличающееся от того, что видят другие. То, что соответствует нашему ключевому нарративу, мы запоминаем, остальное отбрасываем и забываем. Сравнивая два описания одного и того же сна, мы можем увидеть, как именно наше сознание трансформирует реальность.
Шаг 2. Собрать линейные ассоциации
Шаг 3. Собрать циркулярные ассоциации
Шаг 4. Понять, что нам сообщает сон
А вот юнгианский аналитик Ханс Дикманн (Hans Dieckmann) не согласен ни с Фрейдом, ни с Юнгом. Он считает, что во сне с нами происходит то же, что наяву. Если вы настолько стеснительны, что не можете ничего купить в супермаркете, то и во сне вы приходите в супермаркет и ничего не покупаете. В процессе психотерапии, утверждает Дикманн, изменения начинаются сначала в снах клиента, а потом и в его реальной жизни. Действительно, наше «Я» ведет себя во сне точно так же, как наяву. И психологу бывает удобнее прорабатывать именно сновидения пациента, для которого это менее болезненно: он же не отвечает за свои сны. Но на его жизнь такая работа влияет.
Шаг 5. Прислушаться к подсказкам
Мы проанализировали свой сон с разных сторон. Что нам теперь делать с этим знанием? Как его использовать? Вариант первый. Мы говорим себе, что сон подтверждает то, что мы уже знаем: «Конечно, я так и думал!», «Ну да, меня всегда все обижают», «Я ничего не умею». Тогда все, что мы извлекли из своей интерпретации, это повышение самооценки: мы подтвердили свою проницательность. Но мы так и остались в клетке своего ума, в нашей жизни ничего не изменилось. Вариант второй. Мы используем сны как возможность расширять свое восприятие, а значит, меняться. Скажем, в реальной жизни у нас плохие отношения с родителями, а во сне мы с ними нежно обнимаемся. Мы можем пожать плечами и на этом остановиться, а можем продолжать про это думать: почему в жизни так, а во сне иначе? И это скорректирует нашу позицию по отношению к родителям. Или, допустим, во сне мы видим свои нереализованные желания: поездку на экзотический остров, любовные отношения. Мы можем задать себе вопрос: а почему я не воплощаю свои желания в жизни? Какие внутренние препятствия мне мешают? Таким образом, с помощью сна мы можем сделать свою картину мира более объемной, повысить свою когнитивную сложность.
Что думал про сны Фрейд
Фрейд считал сновидения выражением вытесненного желания, которое нам является в замаскированном виде. Сны отражают это желание таким образом, что форма (внешнее содержание) маскирует суть (скрытое содержание)». Фрейд выделил 4 приема, с помощью которых бессознательное создает наши сны. Вот эти приемы с примерами.
Сгущение: разные идеи и образы собраны в одну сцену.
«В доме, где я выросла, я спорю со своим шефом, у которого то же имя, что и у моего старшего брата, который долгое время помыкал мной и другим братом».
Смещение: приоритеты и ценности перемешаны так, чтобы скрыть бессознательное желание и его импульсы и сместить вызванные им эмоции на второстепенные детали.
«Во время праздника я встречаю бывшую жену моего мужа, которая меня презирает. Я только и делаю, что аккуратно складываю бумажные салфетки».
Превращение мыслей в образы: именно калейдоскоп образов и слов позволяет выстроить последовательности (как мы обычно делаем, когда разговариваем), чтобы сновидение напоминало связный кинофильм, который, однако, скрывает суть. Метафора в целом играет важную роль в выражении образов сексуального порядка.
Вторичная обработка: это последний, «лакировочный» штрих, который придает сновидению рациональный и приемлемый вид.
«В конце концов болтливый кролик сообщает мне, что бывшая жена моего мужа решила жить на Марсе».
Мы видим во сне нереализованные желания. И можем задать себе вопрос: что мне мешает воплотить в Жизни?!
Королевская дорога в бессознательное: подходы к работе со сновидениями
Только для субъектов, находящихся в бодрствующем состоянии, мир один и тот же. Каждый же спящий человек вращается в своем собственном мире.
Гераклит Эфесский
Во время сна наше сознание погружается в пучину бессознательного, где сталкивается с опасностью быть поглощенным. Многие знаменательные сны несут послания от глубинной части нашей личности и тоже могут служить переживанием.
Люди во все времена пытались толковать сновидения. Все традиции толкования сходились на том, что выразить смысл сновидения трудно. Об этом сказано в Талмуде: «Сновидение, которое не получило своей трактовки, подобно письму в нераспечатанном конверте».
Сегодня существует два подхода работы со сновидениями. Первый опирается на фрейдовский метод толкования. Для этого подхода главный вопрос в анализе сновидения «Почему?».Задача анализатора переосмысление опыта предшествующих событий. Второй подход в работе со сновидениями артикулирует вопрос: «Для чего?». С точки зрения этого подхода сновидения сигнализируют из бессознательного, эти сигналы о чем-то предупреждают, сообщают, ставят задачи перед сновидцем.
Правилами работы со сновидениями являются следующие:
1) знание актуальной ситуации клиента;
2) сновидение – внутренний процесс, который происходит в бессознательном, и только сам сновидец и режиссер, и сценарист, и актер, и зрительная аудитория сновидения. Поэтому только сам сновидец и знает о чем его сновидение;
3) образы сновидения не нужно принимать буквально, они являются частями личности клиента и динамикой его психической жизни;
4) абсолютно точное толкование сновидения –это утопия;
5) каждый элемент сновидения несет информацию о сновидении в целом;
6) сновидения несут в себе потенцию роста и развития.
Теория и анализ сновидений в подходе З.Фрейда.
—сгущение образов вплоть до их наложения друг на друга; содержание сновидений является сокращением скрытых мыслей; в процессе сгущения некоторые мысли могут группироваться в целое, создавая причудливые комбинации;
— смещение – скрытый элемент проявляется отдаленной ассоциацией, «намеком» или же на первый план выдвигается вместо важного элемента несущественный;
— перевертывание – желание или действие сновидца осуществляют иные лица;
— символизация – способствует маскировке мыслей сновидения;
— превращение скрытых мыслей и чувств в зрительные образы;
— вторичная обработка – деятельность, придающая сновидению упорядоченный вид.
Теория и анализ сновидений в подходе К.Г.Юнга.
Представления К.Г. Юнга о функциях сновидения связаны с его идеями о структуре человеческой психики. В модели К.Г. Юнга бессознательное является большим ресурсом, природа которого безразлична к идеям добра и зла.
«Я никогда не соглашался с Фрейдом в том, что сон — это некий заслоняющий смысл «фасад» — когда смысл существует, но он будто бы нарочно скрыт от сознания. Мне кажется, что природа сна не таит в себе намеренного обмана, в ней нечто выражается возможным и наиболее удобным для нее образом — так же как растение растет или животное ищет пищу. В этом нет желания обмануть нас, но мы сами можем обмануться… Задолго до того, как я узнал Фрейда, бессознательное и сны, непосредственно его выражающие, казались мне естественными процессами, в которых нет ничего произвольного и тем более намеренно вводящего в заблуждение. Нет причин предполагать, что существует некое бессознательное природное коварство, по аналогии с коварством сознательным».
К.Г. Юнг придавал большое значение диалогу между Эго и бессознательным. Сновидения, согласно данному подходу, представляет собой попытку интеграции сознания и бессознательного посредством диалога между ними.
К.Г. Юнг считал, что сделать бессознательное сознательным невозможно, так как возможности Эго значительно меньше по сравнению с бессознательным. Диалог позволяет выстроить схему взаимодействия между сознанием и бессознательным. Сновидение – это доступный и естественный, не требующий усилий, диалог сознания и бессознательного. Управляет этим диалогом бессознательное, а сознание входит в контакт с тем, что ему предоставляет бессознательное. К.Г. Юнг считал, что сновидение проясняет ситуацию, является посланием, предупреждением или требованием бессознательного сознанию.
Сновидения содержат в себе послания из бессознательного на трех уровнях: личное, родовое и коллективное. Сюжеты сновидений из личного бессознательного связаны с повседневной жизнью сновидца. На уровне родового бессознательного сновидец получает родовые послания, то, к чему его призывает родовая память. Родовая память организована в жизненные сценарии, планы. Родовые послания стремятся сделать уникальное Я человека типичным, родовым. Коллективное бессознательное содержит весь опыт человечества, сохранившийся в форме архетипов (первичных образов, прообразов). Архетипы на бессознательном уровне предрасполагают к тому, или иному образу организации своего личного опыта. Архетипы, согласно Юнгу, формируют содержание сновидений, которые возникают в различных видах архетипических образов сновидений. Архетипические сюжеты сновидений связаны с мифологическими, героическими, сказочными фигурами.
С точки зрения данного подхода сновидения выполняют такие функции:
— Манифестация архетипов – предъявление сознанию архетипических символов. Архетипы – это определенные влечения и их структуры, а не некая абстракция. Архетипы могут быть доступны сознанию только в символах.
— Компенсация. Сновидение носит компенсаторный характер, во сне Эго открыто для посланий бессознательного. Если человек запоминает сновидение, это говорит о том, что бессознательное что-то требует, а сознание сопротивляется. Юнг указывал, что сознательная позиция, с одной стороны, и бессознательное в том виде, в котором оно проявляется в сновидении, с другой, находятся в отношениях дополнения.
— Амплификация. Метод интерпретации сновидения как диалога сознания и коллективного бессознательного был назван методом амплификации.
1) После представления сновидения сновидцу предлагается свободно поиграть с символами и образами сновидения.
2) Далее следует этап сбора ассоциаций и пробные интерпретации сновидения.
3) Обращение к мифам, сказкам, легендам, религиозным сюжетам для понимания глубоких уровней символики сновидения.
4) Толкование сновидения, как носителя важной информации из бессознательного.
5) Ритуальное совершение действий, символизирующих то, к чему призывает сновидение.
Теория и анализ сновидений в гештальт-подходе.
В гештальттерапии работа со сновидениями предполагает рассматривать элементы сновидения как части личности, находящиеся в конфликте, как проекцию чувств, ролей и состояний. Система отношений между элементами сновидения отражает систему отношений частей личности. Сновидение – это окно в обиды, желания, конфликты, страдания; задача работы со сновиденим – интегрировать отчужденные, отвергаемые части «Я». Гештальт-подход фокусируется в своей работе со снивидениями не на понимании его содержания, а на его переживании. Переживание усиливается через фокусировку на физических ощущениях, через движения тела, жесты, мимику, скульптуру или рисунок. Сновидение – это некий незавершенный гештальт, работа со сновиденим направлена на завершение гештальта, приобретение целостности.
Ф.Перлзом была предложена техника «Идентификации с образами сна». Суть техники состоит в том, что сновидцу предлагается «играть» роль персонажа сна, говорить и двигаться, исходя из этой роли. Идентификация с образами сновидения позволяет вернуть себе отвергаемые части «Я».
Эпаты работы со сновидениями в гештальт-подходе:
— идентификация с образами сновидения – сновидец последовательно отождествляется с каждым образом, говорит и действует от его имени;
— органицация диалага между образами сновидения;
— установление связей между элементами сновидения;
— прояснение того, какие чувства, переживания, потребности отобразились в сновидении.
Даже известный сон об инъекции Ирме, который Фрейд пытался объяснить до конца, на протяжении более ста лет продолжает подвергаться анализу и порождать новые интерпретации. Сновидение неисчерпаемо, каждый новый поворот оптики открывает его новые аспекты.
Ригидность терапевта, желание втиснуть субъективность человека, которая простирается далеко за пределы схем анализа сновидений, скрывают малый опыт, тревожность и неверие себе и другому. Этим я не хочу сказать, что знания не нужны, напротив, знания, как это ни банально прозвучит, обогащают; «схемы» полезны, когда нужно что-либо пересмотреть. Пока сновидение рассматривается психотерапевтом как головоломка, детектив, для терапии это мало эффективно. Когда различные «схемы» анализа полностью усваиваются, они утрачивают свои отчетливые рубежи и имена. Но к знаниям должен присоединиться ряд подчас неуловимых и трудновыразимых источников сил психотерапевта.
Сновидения – это королевская дорога в бессознательное ©
Что такое сон? С точки зрения зрения физиологии это естественное состояние, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир. Но что кроется по ту сторону?
Лично нахожу сновидения загадочным и таинственным феноменом, относительно часто запоминаю, что мне приснилось. Сны обычно яркие и замысловатые, порой фантастические и сюрреалистичные.
Но для начала, не углубляясь в таинственные дебри онейрологии и сомнологии, я расскажу один из самых первых запомнившихся мне снов. Это было лет эдак 15-20 назад.
Закрытая, ничем не обставленная небольшая комната без окон, полностью из дерева. Здесь полумрак, приходится вглядываться в очертания,но и не темно, хотя источников света нигде не видно.
Кроме меня здесь есть люди, но все они дремлют под раскрашенными узорами покрывалами, каждый на своем отрезке ткани.
Мое внимание привлекают резные створки в одной из стен. Я подхожу, осторожно переступая через ряды спящих и разглядываю хитро закрученные завитушки на высоких дверях, принадлежащие возможно как шкафу, так и выходу из комнаты.
Вырезанный иномирными мастерами рельеф, манит к себе, и я вожу пальцем по сложному узору, восхищаясь его сложности. Лакированное дерево очень старое, потемнело и растрескалось от времени. Рука останавливается на ручке стилизованной под животное и не задумываясь ни на секунду, что меня может ожидать, с усилием распахиваю двери.
От вида захватило дух и пробежали мурашки, огромное светлое пространство, гораздо выше облаков! Белые купы гор в море ультрамарина величаво проплывали снизу, искрясь в мягком, идущим отовсюду свете. Мне показалось, что я вижу бесконечные темные шпили вдалеке, без начала и конца пронзающие пространство насквозь.
Эту историю можно разбить на отдельные символы, занявшись глубоко психологической, а то и эзотерической стороной сна. Можно просто принять, как яркое детское переживание. Теорий что за состояние, в котором мы проводим треть своей жизни, множество. Но все они на уровне гипотез.
Несколько теорий, чем же занимается мозг пока мы спим:
С эволюционной точки зрения передышка нужна организму для аккумулирования энергии и пережидания темного времени суток, более опасного для жизни, чем день.
Согласно висцеральной теории И. Пегирева, во сне мозг «сканирует» внутренние органы и занимается их ремонтом.
Американский психиатр Алан Хобсон считает, что сновидения – побочный результат электрической деятельности мозга. По его мнению, сны не имеют смысла, потому что яркие картинки формируются хаотично, из случайных импульсов.
Большинство онейрологов склоняется к тому, что сон нужен все же для отдыха мозга. В это время происходит анализ чувств, эмоций, опыта, полученного за день (Марк Блечнер), сглаживание негативных переживаний (Эрнест Хартман), очищение клеток мозга от токсических веществ.
Королевской дорогой в бессознательное сон называл
Сновидения – королевская дорога в Бессознательное
«Сознание», «психика», «бессознательное» продолжают оставаться главенствующими, всеобщими и до сих пор загадочными категориями в изучении человеческой личности. Ещё более таинственными свойствами человеческой психики, как психический феномен, являются сновидения.
Сновидения всегда наполнены фантастическими образами, нереальными картинками и волшебными превращениями. Нередко сновидения ставят наше сознание в тупик и, проснувшись, мы не понимаем, что это могло бы означать. Как правило, на помощь приходят сонники и универсальные общепринятые народные толкования.
Давайте же разберемся, что такое сновидение с точки зрения психоанализа, откуда появляются столь нелепые образы и действия в наших снах и как их можно толковать в рамках конкретного жизненного опыта человека.
Еще первые древнегреческие философы, конечно, не могли обойти вниманием такой психический феномен, как сновидения. Аристотель наделял их функцией воображения и считал побочным продуктом предыдущих ощущений. Демокрит полагал, что сновидения — это особые излучения, исходящие ото всех людей и вещей. Эти излучения способны проникать в тело и сознание спящего. Согласно Платону, биологическим очагом сновидений является печень. А древнегреческий философ Артемидор из Далдиса написал основной труд своей жизни, своеобразный словарь снов, в котором отразилась первая попытка обобщения и интерпретации ночных образов и ситуаций.
В рамках психоаналитической науки одними из первых проявил серьёзный интерес к изучению сновидений З. Фрейд. Работа со сновидениями начала набирать обороты в результате развития двух научных направлений: психоаналитических исследований бессознательного и электрофизиологических исследований сна. В 1900 году З. Фрейдом была опубликована работа – «Толкование сновидений». В ней описывалось, каким образом сновидения помогают психике защищать себя и достигать чувства удовлетворения. З. Фрейд говорил, что сновидение — это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела. Так же отмечалось, что сны служат для разрешения внутренней напряженности, которая ведет свое происхождение из прошлого и не осознается нами. Дневные переживания трансформируются в сновидение посредствам активной деятельности сновидения, и таким образом сновидение является невинной платой за возможность сна.
Сновидение само по себе не возникает. Появление сновидения связано с определенными проблемами, стоящими перед человеком, хотя это явно и не раскрывается в контексте сновидения. Почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное желание. Главной характеристикой сновидения, по З. Фрейду, является то, что сновидение побуждается желанием, а исполнение этого желания реализуется через содержание сновидения. То есть сновидение является устранителем раздражителей, нарушающих сон, путем галлюцинаторного переживания исполнения желания.
Процессы, благодаря которым из скрытых мыслей сновидения, соматических раздражителей, остатков дневных впечатлений формируется явное содержание сновидения, используют четыре основных механизма — сгущение, смещение, вторичную обработку и образное изображение мыслей. Сгущение – это слияние различных представлений в одно составное целое. Именно сгущение затрудняет толкование явных психических содержаний и выражается в том, что явный рассказ сновидения есть лишь краткий перевод его скрытого содержания. Смещение – это механизм работы сновидения, когда ощущение напряженности, значительности, важности какого-либо представления переходит другие, поначалу более слабые представления, связанные с первой цепью ассоциаций. Вторичная обработка заключается в перегруппировке и связывании элементов явного сновидения в более или менее гармоничное целое.
Образное изображение мыслей – это превращение мыслей в зрительные образы. Для выражения отдельных элементов сновидения существует наглядное изображение слова, особенно абстрактных понятий. Все эти механизмы делают сновидение приемлемым для Я, учитывая тот факт, что первоначальное желание было в целом неприемлемо для бодрствующего сознания.
Именно на сновидениях Фрейд доказывает «правильность» психоанализа, показывая, что симптомы какого-то невротического заболевания имеют свой смысл, т.е. служат какому-то намерению. Он проводит полную аналогию между построением сновидений и невротическими симптомами, и считает, что процесс выздоровления аналогичен превращению спящего человека в бодрствующего и здорового.
В контексте психоаналитической терапии терапевт помогает пациенту в толковании сновидений, чтобы содействовать раскрытию у него бессознательных мотивов и тем самым облегчить некоторые симптомы и переживания. Таким образом, сновидения являются одним из важнейших источников доступа к психическому бессознательному человека. Так же крайне важным является понимание того, что индивидуальные ассоциации, возникающие по поводу собственных сновидений в процессе анализа, являются более важными и значимыми в терапии, чем любой предвзятый универсальный набор руководств по их толкованию.
Психолог психоаналитического направления Жолудева Вера Анатольевна
Королевская дорога в бессознательное: подходы к работе со сновидениями
Только для субъектов, находящихся в бодрствующем состоянии, мир один и тот же. Каждый же спящий человек вращается в своем собственном мире.
Во время сна наше сознание погружается в пучину бессознательного, где сталкивается с опасностью быть поглощенным. Многие знаменательные сны несут послания от глубинной части нашей личности и тоже могут служить переживанием.
Люди во все времена пытались толковать сновидения. Все традиции толкования сходились на том, что выразить смысл сновидения трудно. Об этом сказано в Талмуде: » Сновидение, которое не получило своей трактовки, подобно письму в нераспечатанном конверте».
Сегодня существует два подхода работы со сновидениями. Первый опирается на фрейдовский метод толкования. Для этого подхода главный вопрос в анализе сновидения «Почему?». Задача анализатора переосмысление опыта предшествующих событий. Второй подход в работе со сновидениями артикулирует вопрос: «Для чего?». С точки зрения этого подхода сновидения сигнализируют из бессознательного, эти сигналы о чем-то предупреждают, сообщают, ставят задачи перед сновидцем.
Правилами работы со сновидениями являются следующие:
1) знание актуальной ситуации клиента;
2) сновидение – внутренний процесс, который происходит в бессознательном, и только сам сновидец и режиссер, и сценарист, и актер, и зрительная аудитория сновидения. Поэтому только сам сновидец и знает о чем его сновидение;
3) образы сновидения не нужно принимать буквально, они являются частями личности клиента и динамикой его психической жизни;
4) абсолютно точное толкование сновидения –это утопия;
5) каждый элемент сновидения несет информацию о сновидении в целом;
6) сновидения несут в себе потенцию роста и развития.
Теория и анализ сновидений в подходе З.Фрейда.
—сгущение образов вплоть до их наложения друг на друга; содержание сновидений является сокращением скрытых мыслей; в процессе сгущения некоторые мысли могут группироваться в целое, создавая причудливые комбинации;
— смещение – скрытый элемент проявляется отдаленной ассоциацией, «намеком» или же на первый план выдвигается вместо важного элемента несущественный;
— перевертывание – желание или действие сновидца осуществляют иные лица;
— символизация – способствует маскировке мыслей сновидения;
— превращение скрытых мыслей и чувств в зрительные образы;
— вторичная обработка – деятельность, придающая сновидению упорядоченный вид.
Теория и анализ сновидений в подходе К.Г.Юнга.
Представления К.Г. Юнга о функциях сновидения связаны с его идеями о структуре человеческой психики. В модели К.Г. Юнга бессознательное является большим ресурсом, природа которого безразлична к идеям добра и зла.
«Я никогда не соглашался с Фрейдом в том, что сон — это некий заслоняющий смысл «фасад» — когда смысл существует, но он будто бы нарочно скрыт от сознания. Мне кажется, что природа сна не таит в себе намеренного обмана, в ней нечто выражается возможным и наиболее удобным для нее образом — так же как растение растет или животное ищет пищу. В этом нет желания обмануть нас, но мы сами можем обмануться… Задолго до того, как я узнал Фрейда, бессознательное и сны, непосредственно его выражающие, казались мне естественными процессами, в которых нет ничего произвольного и тем более намеренно вводящего в заблуждение. Нет причин предполагать, что существует некое бессознательное природное коварство, по аналогии с коварством сознательным».
К.Г. Юнг придавал большое значение диалогу между Эго и бессознательным. Сновидения, согласно данному подходу, представляет собой попытку интеграции сознания и бессознательного посредством диалога между ними.
К.Г. Юнг считал, что сделать бессознательное сознательным невозможно, так как возможности Эго значительно меньше по сравнению с бессознательным. Диалог позволяет выстроить схему взаимодействия между сознанием и бессознательным. Сновидение – это доступный и естественный, не требующий усилий, диалог сознания и бессознательного. Управляет этим диалогом бессознательное, а сознание входит в контакт с тем, что ему предоставляет бессознательное. К.Г. Юнг считал, что сновидение проясняет ситуацию, является посланием, предупреждением или требованием бессознательного сознанию.
Сновидения содержат в себе послания из бессознательного на трех уровнях: личное, родовое и коллективное. Сюжеты сновидений из личного бессознательного связаны с повседневной жизнью сновидца. На уровне родового бессознательного сновидец получает родовые послания, то, к чему его призывает родовая память. Родовая память организована в жизненные сценарии, планы. Родовые послания стремятся сделать уникальное Я человека типичным, родовым. Коллективное бессознательное содержит весь опыт человечества, сохранившийся в форме архетипов (первичных образов, прообразов). Архетипы на бессознательном уровне предрасполагают к тому, или иному образу организации своего личного опыта. Архетипы, согласно Юнгу, формируют содержание сновидений, которые возникают в различных видах архетипических образов сновидений. Архетипические сюжеты сновидений связаны с мифологическими, героическими, сказочными фигурами.
С точки зрения данного подхода сновидения выполняют такие функции:
— Манифестация архетипов – предъявление сознанию архетипических символов. Архетипы – это определенные влечения и их структуры, а не некая абстракция. Архетипы могут быть доступны сознанию только в символах.
— Компенсация. Сновидение носит компенсаторный характер, во сне Эго открыто для посланий бессознательного. Если человек запоминает сновидение, это говорит о том, что бессознательное что-то требует, а сознание сопротивляется. Юнг указывал, что сознательная позиция, с одной стороны, и бессознательное в том виде, в котором оно проявляется в сновидении, с другой, находятся в отношениях дополнения.
— Амплификация. Метод интерпретации сновидения как диалога сознания и коллективного бессознательного был назван методом амплификации.
1) После представления сновидения сновидцу предлагается свободно поиграть с символами и образами сновидения.
2) Далее следует этап сбора ассоциаций и пробные интерпретации сновидения.
3) Обращение к мифам, сказкам, легендам, религиозным сюжетам для понимания глубоких уровней символики сновидения.
4) Толкование сновидения, как носителя важной информации из бессознательного.
5) Ритуальное совершение действий, символизирующих то, к чему призывает сновидение.
Теория и анализ сновидений в гештальт-подходе.
В гештальттерапии работа со сновидениями предполагает рассматривать элементы сновидения как части личности, находящиеся в конфликте, как проекцию чувств, ролей и состояний. Система отношений между элементами сновидения отражает систему отношений частей личности. Сновидение – это окно в обиды, желания, конфликты, страдания; задача работы со сновиденим – интегрировать отчужденные, отвергаемые части «Я». Гештальт-подход фокусируется в своей работе со снивидениями не на понимании его содержания, а на его переживании. Переживание усиливается через фокусировку на физических ощущениях, через движения тела, жесты, мимику, скульптуру или рисунок. Сновидение – это некий незавершенный гештальт, работа со сновиденим направлена на завершение гештальта, приобретение целостности.
Ф.Перлзом была предложена техника «Идентификации с образами сна». Суть техники состоит в том, что сновидцу предлагается «играть» роль персонажа сна, говорить и двигаться, исходя из этой роли. Идентификация с образами сновидения позволяет вернуть себе отвергаемые части «Я».
Эпаты работы со сновидениями в гештальт-подходе:
— идентификация с образами сновидения – сновидец последовательно отождествляется с каждым образом, говорит и действует от его имени;
— органицация диалага между образами сновидения;
— установление связей между элементами сновидения;
— прояснение того, какие чувства, переживания, потребности отобразились в сновидении.
Даже известный сон об инъекции Ирме, который Фрейд пытался объяснить до конца, на протяжении более ста лет продолжает подвергаться анализу и порождать новые интерпретации. Сновидение неисчерпаемо, каждый новый поворот оптики открывает его новые аспекты.
Ригидность терапевта, желание втиснуть субъективность человека, которая простирается далеко за пределы схем анализа сновидений, скрывают малый опыт, тревожность и неверие себе и другому. Этим я не хочу сказать, что знания не нужны, напротив, знания, как это ни банально прозвучит, обогащают; «схемы» полезны, когда нужно что-либо пересмотреть. Пока сновидение рассматривается психотерапевтом как головоломка, детектив, для терапии это мало эффективно. Когда различные «схемы» анализа полностью усваиваются, они утрачивают свои отчетливые рубежи и имена. Но к знаниям должен присоединиться ряд подчас неуловимых и трудновыразимых источников сил психотерапевта.