когда грузия напала на осетию в каком году
Хроника вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года
После вооруженного конфликта, длившегося до лета 1992 года, Грузия потеряла контроль над Южной Осетией. С тех пор Цхинвал добивался признания независимого статуса Южной Осетии, в то время как в Тбилиси продолжали считать эту территорию составной частью Грузии, предлагая осетинам лишь автономию.
2 августа посетивший Южную Осетию госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили после встреч с представителями миссии наблюдателей ОБСЕ, с начальником штаба миротворческих операций минобороны Грузии генералом Мамукой Курашвили и командующим Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) генералом Маратом Кулахметовым заявил, что власти Грузии не видят альтернативы прямым переговорам между Тбилиси и Цхинвалом и высказывают готовность к проведению переговоров без предварительных условий. Власти Грузии, сказал Якобашвили, примут все меры для политического урегулирования ситуации.
В ночь на 5 августа, как сообщил государственный комитет по информации и печати Южной Осетии, грузинская сторона дважды обстреляла посты правоохранительных органов непризнанной республики.
По заявлению МВД Грузии, осетинская сторона в ночь на 5 августа обстреляла грузинский полицейский участок.
В ночь на 6 августа над зоной конфликта было зафиксировано 8 пролетов реактивной авиации по маршруту с юга (город Гори) на север (населенный пункт Джава). Грузия продолжала скрытное сосредоточение артиллерийских систем и ракетных систем залпового огня «Град» в непосредственной близости от границ Южной Осетии. Из Кутаиси в сторону Гори началось выдвижение армейских грузовиков с солдатами, БМП, установок залпового огня и артиллерийских орудий.
В результате к моменту широкомасштабной военной операции против Цхинвала Грузией была сформирована группировка сил вторжения численностью до 12 тысяч военнослужащих. Всего на цхинвальском направлении действовали до 3 пехотных бригад, артиллерийская бригада, отдельный танковый батальон и подразделения специального назначения Минобороны и МВД Грузии.
В регион вылетел посол по особым поручениям МИД России Юрий Попов. Его усилиями была подготовлена почва для проведения встречи в Цхинвале между Темуром Якобашвили и вице-премьером Южной Осетии Борисом Чочиевым. Эта встреча, однако, не состоялась в условиях возобновившихся 7 августа обстрелов Цхинвала и других населенных пунктов.
«Циничное вероломство»: что привело к конфликту Грузии и Южной Осетии в августе 2008 года
Пятидневная война в августе 2008 года привела к серьёзным переменам в Закавказье. Россия, проведя операцию по принуждению к миру и защитив миротворцев и собственных граждан (большинство жителей республики имели паспорта РФ), признала независимость Южной Осетии и Абхазии и увеличила своё военное присутствие в республиках. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой.
Несмотря на многочисленные свидетельства агрессивного характера операции грузинских ВС, в Тбилиси по-прежнему отвергают обвинения в нападении. Грузинское руководство воспринимает политику Москвы в отношении Абхазии и Южной Осетии как «оккупацию» и «попрание всех международных норм».
Однако факт грузинской агрессии был подтверждён в докладе международной комиссии по расследованию причин конфликта на Кавказе, созданной ЕС. Документ был опубликован осенью 2009 года.
От провокаций к войне
Обстановка вокруг Южной Осетии последовательно накалялась с 2006 года. Президент Грузии Михаил Саакашвили пытался давить на Москву, требуя во внеплановом порядке вывести с территории страны оставшиеся после распада СССР части, и неоднократно выражал недовольство отсутствием контроля над двумя автономными республиками.
«Вряд ли здесь могут быть сомнения в том, что Саакашвили методично готовился к броску на Южную Осетию. Он приложил немало усилий, чтобы усилить армию и добиться досрочного вывода российских войск в 2007 году», — отметил в беседе с RT профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.
Активные вооружённые провокации на линии разграничения, где стояли российские миротворцы, начались в июле 2008 года. В начале августа грузинские войска из гранатомётов и миномётов несколько раз обстреляли Цхинвал и осетинские сёла.
Линию разграничения грузинские солдаты пересекли в ночь на 8 августа и уже утром вошли в Цхинвал. Огневую поддержку агрессору оказывали танки, штурмовики Су-25 и артиллерийские системы, включая БМ-21 «Град». Обстрелам подвергались позиции российских миротворцев и ополчения, а также жилые кварталы.
В сети появились кадры, которые снимали грузинские солдаты. На них видно, как вошедшие в город войска ведут огонь по гражданским автомобилям и жилым домам. Точных сведений о жертвах среди мирного населения нет. По данным южноосетинских властей, под обстрелами погибли около 2 тыс. человек.
Двое суток отпор агрессору давали миротворцы и отряды ополчения. Главной ударной силой России стали части 58-й общевойсковой армии. Днём 9 августа они вступили в бой с грузинскими ВС, основные российские силы подтянулись утром 10 августа.
Ввод российских войск стал переломным моментом конфликта. Грузинская армия начала поспешное и неорганизованное отступление. Об этом красноречиво свидетельствует статистика грузинских потерь. Трофеями 58-й армии стали более 60% военной техники оккупантов.
11 августа российские войска перешли границу с целью уничтожения военной инфраструктуры противника, которая была задействована в операции. Удары были нанесены по пунктам управления, радиолокационным станциям, складам с вооружением.
Грузинские войска не оказывали сопротивления. Они оставили город Гори и ряд населённых пунктов. Продвигавшиеся вперёд передовые части 58-й армии оказались в 35 км от Тбилиси, что вызвало огромный переполох в Грузии и на Западе.
«Неизбежность эскалации»
«Понимание неизбежности эскалации присутствовало, но в каком-то смысле руководство России застали врасплох. По древней неписаной традиции на период Олимпиады прекращались войны. Наверное, такого циничного вероломства действительно не ожидали — и с этой точки зрения Саакашвили выбрал очень удобный момент», — констатировал Козюлин.
Как сообщил эксперт, в Тбилиси не могли не учитывать фактор начавшейся в 2007 году масштабной военной реформы, которая сопровождалась структурными изменениями в армии РФ. В связи с этим, по словам Козюлина, в 2008 году у ВС России появились некоторые «детские болезни».
«По состоянию на июль-август далеко не вся техника дислоцированных на юге подразделений была в исправном состоянии. Это сказалось на мобилизационных возможностях. Кроме того, из-за реформы не была отлажена система управления», — обрисовал ситуацию Козюлин.
В период операции по принуждению к миру ВС России потеряли 67 военнослужащих, включая десять миротворцев, четыре боевых самолёта, три танка, около 20 единиц бронетехники и грузовиков. По разным данным, грузинские войска потеряли от 170 до 3 тыс. человек, три вертолёта, три самолёта, два боевых катера, десятки танков и бронемашин.
«Грузинская армия не была беззубой. Грузия была вооружена достаточно эффективными системами ПВО, беспилотниками, современными средствами связи и управления. На грузинских солдатах была удобная экипировка», — уточнил Козюлин.
Козюлин подчеркнул, что пятидневная война послужила стимулом для совершенствования российской армии. Южноосетинский конфликт, как и любое реальное боестолкновение, позволил выявить и исправить слабые стороны вооружённых сил.
«Россия осознала опасность, которую представляют локальные конфликты. Прежде всего модернизации подверглась авиация. Также в войска начали поступать беспилотники, без которых невозможна разведка на современном театре военных действий. Значительно выросли мобильные возможности подразделений. Радикально изменилась экипировка военнослужащих», — отметил эксперт.
«Тишина в эфире»
На Западе конфликт в Южной Осетии вызвал критику в отношении России. Зарубежные политики и СМИ проигнорировали начальную фазу пятидневной войны, когда грузинские войска ещё не столкнулись с российской армией.
После отступления на Западе пытались представить южноосетинский конфликт как вторжение российской армии с целью посягательства на территориальную целостность Грузии.
МИД РФ считает, что операция по принуждению к миру носила законный характер и соответствовала 51-й статье Устава ООН, регламентирующей право на индивидуальную или коллективную самооборону.
«Российская военная операция преследовала единственную цель — прекратить агрессию Грузии и предотвратить возможность повторных нападений. Её организация и проведение были строго пропорциональны угрозе со стороны Грузии. По завершении военной операции подразделения Вооружённых сил Российской Федерации были выведены с территории Грузии в октябре 2008 года», — говорится в заявлении МИД, приуроченном к десятой годовщине августовских событий.
В российском внешнеполитическом ведомстве подчеркнули, что, признав Южную Осетию и Абхазию, РФ взяла на себя ответственность за их безопасность и успешное становление в качестве современных, демократических, социально и экономически благополучных стран.
«9 сентября 2008 года с двумя республиками были установлены дипломатические отношения, а 17 сентября 2008 года подписаны договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, ставшие краеугольным камнем нашего активного взаимодействия», — отметили в министерстве.
В беседе с RT научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев заявил, что к пятидневной войне привели авантюризм Саакашвили и поддержка его агрессивных инициатив со стороны США.
«С приходом к власти Саакашвили Грузия попала в орбиту влияния Вашингтона. Эксцентричного президента американцы подталкивали к конфликту, однако не обещали помощь после ответного удара России. Это проявление типичной политики США по отношению к своим сателлитам», — отметил Арешев.
Эксперт констатировал, что Вашингтону и грузинской «патриотической» пропаганде удалось посеять семена вражды между двумя государствами. В то же время он полагает, что за минувшие десять лет Россия и Грузия заметно сблизились в экономической и гуманитарной сферах.
«Ситуация вокруг Абхазии и Южной Осетии — очень болезненный вопрос для национального самосознания грузин. В политическом отношении ситуация с мёртвой точки не сдвинется. Однако это не означает, что некий компромисс не может быть найден между смотрящими в будущее отдельными госдеятелями, бизнесменами и рядовыми гражданами», — резюмировал Арешев.
Хроника вооруженного конфликта в Южной Осетии (август 2008 года)
В годы существования СССР Южная Осетия имела статус автономной области в составе Грузии. В 1991 году первый президент страны Звиад Гамсахурдиа упразднил автономию. Не согласившись с таким решением, южноосетинские власти организовали вооруженное сопротивление грузинским властям. После вооруженного конфликта, длившегося до лета 1992 года, Грузия потеряла контроль над Южной Осетией. С тех пор Цхинвал добивался признания независимого статуса Южной Осетии, в то время как в Тбилиси продолжали считать эту территорию составной частью Грузии, предлагая осетинам лишь автономию.
Мир в зоне грузино-осетинского конфликта поддерживали Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ), введенные 14 июля 1992 года в соответствии с подписанным главами России и Грузии соглашением и состоящие из российского, грузинского и осетинского батальонов.
Обстановка в зоне конфликта резко обострилась 1-2 августа 2008 года, когда массированным минометным обстрелам с грузинской стороны подверглись жилые кварталы Цхинвала. Появились первые человеческие жертвы. Южная Осетия начала эвакуацию своих жителей в Северную Осетию, в первые два дня 2,5 тысячи жителей покинули свои дома.
Миротворческие силы заявили, что перестрелку спровоцировала грузинская сторона. В Тбилиси утверждали, что это был ответный огонь.
2 августа посетивший Южную Осетию госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили после встреч с представителями миссии наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), с начальником штаба миротворческих операций минобороны Грузии генералом Мамукой Курашвили и командующим ССПМ генералом Маратом Кулахметовым заявил, что власти Грузии не видят альтернативы прямым переговорам между Тбилиси и Цхинвалом и высказывают готовность к проведению переговоров без предварительных условий. «…Власти Грузии примут все меры для политического урегулирования ситуации», — сказал Якобашвили.
3 августа грузинская сторона продолжила стягивать войска к границам Южной Осетии. Со стороны военной базы в Гори к Цхинвалу выдвинулась артиллерийская колонна в составе одного дивизиона артиллерийских установок Д-30 и двух минометных батарей, входивших в четвертую мотопехотную бригаду министерства обороны Грузии.
В ночь на 5 августа, как сообщал государственный комитет по информации и печати Южной Осетии, грузинская сторона дважды обстреляла посты правоохранительных органов непризнанной республики. По заявлению МВД Грузии, осетинская сторона в эту ночь обстреляла грузинский полицейский участок.
В ночь на 6 августа над зоной конфликта было зафиксировано восемь пролетов реактивной авиации по маршруту с юга (город Гори) на север (населенный пункт Джава). Грузия продолжала скрытное сосредоточение артиллерийских систем и ракетных систем залпового огня «Град» в непосредственной близости от границ Южной Осетии. Из Кутаиси в сторону Гори началось выдвижение армейских грузовиков с солдатами, боевых машин пехоты (БМП), установок залпового огня и артиллерийских орудий.
В результате к моменту широкомасштабной военной операции против Цхинвала Грузией была сформирована группировка сил вторжения численностью до 12 тысяч военнослужащих. Всего на направлении к Цхинвалу действовали до трех пехотных бригад, артиллерийская бригада, отдельный танковый батальон и подразделения специального назначения Минобороны и МВД Грузии.
Призывы к прекращению противостояния и усилия по возобновлению переговоров оказались безрезультатными. Договоренность провести в штабе ССПМ прямые грузино-осетинские переговоры при посредничестве России натолкнулась на жесткую позицию в Цхинвале. В результате прибывшему в Тбилиси послу по особым поручениям МИД РФ Юрию Попову удалось только в одностороннем порядке 7 августа встретиться с госминистром Грузии по вопросам реинтеграции Темуром Якобашвили. Как заявили переговорщики по окончании встречи, они не сумели сблизить позиции по переговорному формату о грузино-осетинском урегулировании. Позже и Попов, и Якобашвили провели в одностороннем порядке переговоры с командующим ССПМ в зоне грузино-осетинского конфликта Маратом Кулахметовым.
7 августа около 15.50 группа военных наблюдателей Грузии из состава ССПМ, ссылаясь на распоряжение руководства, покинула расположение Объединенного штаба миротворцев (был расположен в Цхинвале) и наблюдательные посты.
Во второй половине дня Цхинвал и его окрестности подверглись артиллерийскому обстрелу со стороны грузинских сел Никози и Эргнети из крупнокалиберных орудий.
Вечером того же дня Темур Якобашвили заявил, что грузинская сторона на некоторое время в одностороннем порядке прекращает огонь в зоне конфликта и что это их последняя попытка предотвращения широкомасштабных военных действий. Позже выступил президент Грузии Михаил Саакашвили. Он сообщил, что дал приказ всем подразделениям Минобороны и полиции не открывать ответного огня на огонь со стороны южноосетинских формирований и что готов к любым переговорам для решения конфликта с Южной Осетией. Саакашвили призвал югоосетинскую сторону прекратить огонь и предложил России стать гарантом широкой автономии для Южной Осетии в составе единой Грузии.
7 августа в 23.30 начальник объединенного штаба ВС Грузии по миротворческим операциям бригадный генерал Мамука Курашвили объявил о начале ведения боевых действий против «осетинских сепаратистов».
Двумя часами позже Грузия официально объявила о состоянии войны с Южной Осетией.
8 августа в 02.30 подразделения ВС Грузии начали наступательную операцию против Южной Осетии.
В четвертом часу утра грузинские войска пошли на штурм Цхинвала, приблизившись к городу на минимальное расстояние, позволяющее обстреливать его из орудий боевых машин пехоты (БМП) и крупнокалиберных пулеметов (1-2 километра). Первый штурм города, однако, завершился неудачей — грузинские войска были остановлены, а руководство страны объявило мобилизацию резервистов.
В 04.15 грузинские танковые подразделения стали вести огонь прямой наводкой по местам дислокации Командования объединенного штаба Смешанных сил по поддержанию мира (ОШ ССПМ) и миротворческого батальона.
В 06.00 на южной окраине Цхинвала грузинские подразделения перешли в наступление.
В 11.00 Совет безопасности Южной Осетии обратился к России за помощью.
Утром грузинская авиация нанесла ракетно-бомбовые удары по всей территории Южной Осетии. В результате обстрела Цхинвала город был поставлен на грань гуманитарной катастрофы. Мирное население пыталось вырваться из окруженного города по единственной объездной Зарской дороге, которую осетины называли дорогой жизни. Однако все транспортные средства были расстреляны в упор и сожжены из засад грузинским спецназом, занявшим окрестные высоты. Общее количество беженцев из Южной Осетии к 10 августа превысило 34 тысячи человек.
Ситуация осложнялась тем, что в ходе огневых налетов грузинской артиллерией были полностью разрушены медицинские учреждения, объекты обеспечения жизнедеятельности населения (в населенных пунктах отсутствовало электричество, водоснабжение, была разрушена единственная хлебопекарня).
К середине дня 8 августа в Цхинвале подразделения ВС Грузии, захватив военный городок миротворческого батальона «Южный», вели бой за «Северный» городок. Батальон миротворческих сил РФ, дислоцированный в «Северном», отразил пять атак и продолжал вести бой.
Дом правительства Республики Южная Осетия был разрушен, государственный пункт управления перемещен в район ОШ ССПМ.
В сложившихся условиях Российская Федерация была вынуждена усилить свой миротворческий контингент в составе ССПМ в интересах выполнения возложенных на Россию миротворческих задач, а также для защиты российских граждан, находящихся в Южной Осетии.
8 августа на территорию Южной Осетии были введены две батальонные тактические группы и артиллерийские подразделения 19 мотострелковой дивизии 58-й армии, которые во второй половине дня с боем, преодолевая артиллерийские и авиационные удары со стороны грузинских войск, начали выдвижение в направлении Цхинвала.
Грузия сообщила о бомбардировках своих позиций российскими самолетами. Российские войска вступили в бои на Зарском направлении для разблокировки дороги, ведущей к Цхинвалу с севера.
9 августа Россия в зону конфликта ввела дополнительные подразделения 58-й армии и подразделения воздушно-десантных войск.
В 16.00 этого же дня решением Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ в соответствии с Конституцией страны корабли ВМФ РФ приступили к патрулированию морских пространств у побережья Абхазии, вблизи зоны вооруженного конфликта в Южной Осетии. Соответствующая нота была направлена грузинской стороне.
Главком Сухопутных войск генерал армии Владимир Болдырев сообщил журналистам, что батальоны и тактические группы полностью освободили город Цхинвал от грузинских вооруженных сил и приступили к выдавливанию грузинских подразделений за зону ответственности миротворческих сил.
Президент Грузии созвал чрезвычайное заседание Совета безопасности, на котором объявил, что подписал указ о введении в стране военного положения. «Грузия сейчас находится в условиях российской агрессии», — заявил Саакашвили.
10 августа МИД Грузии передал в посольство РФ ноту, в соответствии с которой президентом Грузии был отдан приказ с 05.00 10 августа прекратить боевые действия и огонь, а также указывалось, что вооруженные силы Грузии выводятся из зоны конфликта.
Вечером этого дня в интервью телеканалу CNN Михаил Саакашвили заявил, что грузинские войска полностью выведены из зоны конфликта.
В этот же день российские корабли, патрулировавшие побережье непризнанной республики Абхазия, были атакованы четырьмя грузинскими судами. Кораблями РФ была произведена предупредительная стрельба, а затем заградительный артиллерийский огонь. В результате скоротечного морского боя одно грузинское судно было потоплено, а остальные ушли в направлении Поти.
Для вывода беженцев из Южной Осетии были открыты гуманитарные коридоры. По договоренности между сторонами действовали два коридора: северный (для осетинских беженцев и раненых) и южный (для грузинских).
Российские миротворцы и военные проводили превентивные мероприятия в районе грузинского города Сенаки, где расположена военная база, чтобы не допустить новой агрессии против Южной Осетии.
По сообщению представителя Минобороны РФ, в Южную Осетию были направлены две роты батальонов «Запад» и «Восток», постоянно дислоцированных в Чечне.
В 13.00 руководством Минобороны России было принято решение о приостановке дальнейшего продвижения российских войск.
В этот же день Россия и Франция согласовали на переговорах в Кремле шесть принципов урегулирования конфликтов в Грузии. Среди них — не использовать силу, окончательно прекратить все военные действия, обеспечить свободный доступ к гуманитарной помощи, ВС Грузии должны вернуться в места постоянной дислокации, ВС РФ — выйти на линию, предшествующую началу боевых действий. При этом до создания международных механизмов российские миротворческие силы принимают дополнительные меры безопасности. Шестой принцип — начало международного обсуждения вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их безопасности.
Грузинские власти согласились подписать документ, но исключили из шестого пункта упоминание о статусе, предложив обсуждать вопросы безопасности.
14 августа лидеры непризнанных республик Абхазия и Южная Осетия подписали принципы урегулирования.
15 августа президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что подписал соглашение о прекращении огня.
17 августа в Южной Осетии было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц, а на территории Цхинвала комендантский час с 21.00 до 06.00.
20 августа с 21.00 чрезвычайное положение на всей территории Южной Осетии и комендантский час в Цхинвале были отменены «в связи со стабилизацией обстановки в Южной Осетии».
21 августа Абхазия и Южная Осетия по результатам «общенациональных сходов» направили России обращения президентов и парламентов республик с просьбой признать независимость самопровозглашенных государств.
22 августа в 19.50 Россия завершила отвод с территории Грузии частей российской армии, приданных миротворческому контингенту на время операции по принуждению Грузии к миру.
26 августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две закавказские республики оккупированными территориями.
По данным властей Южной Осетии, в результате нападения грузинской армии погибли более 1,5 тысяч человек, однако Следственный комитет при прокуратуре РФ документально подтвердил гибель 162 жителей республики.
СКП РФ признал погибшими в ходе грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года 67 российских военнослужащих. Минобороны РФ сообщает о гибели 72 российских военных в этом конфликте.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
13 лет назад войска России вторглись в Грузию: как все происходило
Ровно 13 лет назад 8 августа 2008 года, войска Российской Федерации вторглись на территорию Грузии якобы для защиты сепаратистов из Абхазии и Южной Осетии. Военные действия продолжались несколько дней, однако повлекли значительные потери.
За это время Россия продвинулась вглубь страны, разбив значительную часть грузинских войск, а после пошла на «перемирие», сумев избежать международной изоляции. О том, как все происходило, – читайте далее в материале OBOZREVATEL.
Россия в ответ на это ввела в Грузию свои войска и за считанные часы боевые действия развернулись далеко за границы.
Подразделения ВС РФ захватили несколько грузинских городов, со своей стороны авиация наносила сильные удары по передовым отрядам грузинской армии, а также тыловым, которые находились возле столицы Тбилиси.
За три дня такого противостояния силы Российской Федерации значительно расширили географию войны, в частности, захватили еще несколько населенных пунктов и фактически открыли себе путь на столицу. В городе началась паника.
Параллельно военные действия развернулись также на море, где атаку вели российские боевые корабли, базировавшиеся в Севастополе. Во главе с флагманом Черноморского флота РФ ракетным крейсером «Москва» они захватили крупнейший порт страны – Поти. Были уничтожены все корабли в нем, что имели военную маркировку, среди них и пограничные.
10 августа, исходя из прямого вторжения РФ, в Тбилиси заявили об отводе войск из Цхинвали и об одностороннем прекращении огня.
А 12 августа тогдашний президент Грузии Михеил Саакашвили подписал план перемирия, который предложил Европейский Союз, в частности президент Франции Николя Саркози. Главными его пунктами такого было окончательное прекращение огня и возвращение сторонами конфликта войск на свои базы.
Несмотря на усилия Саркози сгладить конфликт, войска России продолжили активно продвигаться вглубь Грузии – были захвачены города Гори, Сенаки, Поти, перерезана стратегическая дорога, которая соединяла западную и восточную часть страны.
Согласно мирному договору, вывод российских войск с грузинской территории должен был закончиться до 1 октября 2008 года, однако де-факто какая-то часть ВС России продолжила находиться на территории самопровозглашенных республик.
Почему разгорелась война
Во времена СССР Абхазия и Южная Осетия входили в состав Грузии на правах автономных областей, а после распада Советского Союза попытались отделиться от новой грузинского государства.
Во время войн за независимость в 1991-93 годах Россия поддерживала сепаратистов, но в итоге оба конфликта были заморожены: на территории Абхазии и Южной Осетии, которые Грузия продолжала рассматривать как составные части своего государства, разместили международные миротворческие силы. Это были военные из Южной Осетии, Абхазии, РФ и Грузии.
Конфликт между Грузией и Южной Осетией вышел на новую фазу в 2004-м, когда к власти пришел Михеил Саакашвили. Он предложил план урегулирования ситуации на условиях вхождения непризнанной республики в состав Грузии, который «власти» Южной Осетии отвергли.
Так, первые боевые столкновения произошли в Южной Осетии уже в августе того года, а в 2006-2007 годах попытки Грузии подчинить Абхазию и Южную Осетию привели к новым кризисам. В 2008-м представители власти непризнанных республик обратились к России с официальной просьбой о признании их независимости, ссылаясь на признание большинством западных стран независимости Косово.
Одновременно с приходом Саакашвили к власти происходило и ухудшение российско-грузинских отношений. Примечательно, что в 2006-м РФ прибегала к методам, которые активно использует в конфликте с Украиной, начиная с 2014 года. В частности, в российских СМИ упоминался план Грузии якобы по захвату «республик», хотя до сих пор его существование не подтверждено.
В начале 2007 года Генеральный штаб Вооруженных сил России подготовил план «на случай грузинской агрессии». В апреле следующего года страна направила дополнительные войска в Абхазию, а также спровоцировала дипломатический кризис с Грузией. Это последовало за объявлением РФ установления прямых отношений с правительствами непризнанных республик и параллельной раздачей жителям Южной Осетии и Абхазии российских паспортов. Так, в начале 2008-го росСМИ отчитывались, что 90% населения «республик» получили гражданство России.
События 2008 года существенно сказались на жизни Абхазии и Южной Осетии. По данным правозащитников, мониторинговых миссий ОБСЕ и других организаций, десятки тысяч людей, которые оказались в зоне конфликта, были вынуждены покинуть свои дома.
Обе непризнанные республики остаются депрессивными регионами. Их экономики почти полностью ориентированы на РФ, поскольку все связи с Грузией после войны были расторгнуты. Бюджеты тоже во многом зависимы от российских дотаций: в Южной Осетии он финансируется из федерального бюджета России на 88,7%, тогда как Абхазии – на 67,4%.
Почти сразу после завершения конфликта, 26 августа 2008 года, Россия официально признала Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами. После это же сделали еще несколько стран-членов ООН: Никарагуа, Венесуэла, Науру и Сирия. Вануату и Тувалу сначала признали независимость республик, однако вскоре это решение отозвали.
В декабре 2008 года в Европейском Союзе создали независимую комиссию по расследованию обстоятельств, приведших к конфликту. В следующем году в сентябре она опубликовала итоговый доклад, в котором ответственность за начало военных действий возлагалась на Грузию. В то же время отмечалось, что предыдущие месяцы РФ «осуществляла большое количество провокаций».
В январе 2016-го Международный уголовный суд в Гааге начал расследование дела о военных преступлениях во время агрессии России на территории Грузии 2008 года.
Запрос на расследование под юрисдикцией МКС был направлен еще в октябре 2015 года. В документе отмечается, что поддерживаемые РФ сепаратисты из Южной Осетии атаковали позиции Вооруженных сил Грузии до 9 октября. А также, что это случилось после того, как российские войска оставили буферные зоны на оккупированных районах непризнанной республики и основной территории Грузии.
Также говорилось, что в этот период времени в Южной Осетии этнические грузины подвергались изгнанию из своих домов, нападениям, грабежам и убийствам. Согласно статистике, в те дни количество погибших этнических грузин колебалась от 51 до 113, а вынужденных беженцев – от 13,4 до 18,5 тыс. человек.
Как сообщал OBOZREVATEL, в январе 2021 Европейский суд по правам человека признал Россию виновной в нарушениях прав человека после оккупации Абхазии и Южной Осетии. В то же время в решении отмечалось, что РФ не несет ответственности за эти регионы во время российско-грузинской войны 2008 года.