клеймо ладья на фарфоре какой завод
Клеймо ладья на фарфоре какой завод
Стоявший в стороне от торгово-транспортных путей Сибири, Кузнецк не мог похвастаться развитой торговлей. Тем не менее, в город поступали отечественные и импортные товары, развивалась местная торговля промысловой и сельскохозяйственной продукцией. Какие товары были на рынке уездного грода, как развивался этот рынок, можно узнать, посетив виртуальную выставку.
Виртуальная выставка, в которой можно узнать интересные факты о первых мельницах, построенных в Кузнецком уезде.
Виртуальная выставка, посвященная историческому развитию официальной символики города Новокузнецка.
Выставочный проект из фондов музея в рамках регионального конкурса «Кузбассу – 300! Лучшая музейная выставка», посвященного 300-летию Кузбасса.
Коллекция фарфоровой и фаянсовой посуды формировалась путем дарения и закупки отдельных предметов и небольших семейных коллекций, а также в ходе археологического изучения памятников на территории современного Новокузнецка.
Изделия с сохранившимися клеймами из культурного слоя старого Кузнецка дают представление о распространенности продукции различных керамических фабрик.
Сегодня все россияне прекрасно знают, что все в мире можно измерить в метрах, килограммах, литрах, гектарах, минутах. Но большинство современных людей даже не догадываются, что используемая в настоящее время в России метрическая система мер принята относительно недавно – менее 100 лет назад.
О старинных мерах, которыми пользовались жители Российской империи, на примерах образцов, хранящихся в фондах музея-заповедника «Кузнецкая крепость», рассказывает сотрудник музея Н.А. Кузнецов.
Около 50-ти оцифрованных документов (в основном, открытки) из фондов музея теперь доступны для просмота и иузчения. Материал систематизирован по издателям, коллекциям. Отдельный раздел посвящен фото-открыткам (фотографиям на бланке почтовой карточки), получившим большое распространение в годы Первой мировой войны: адресованные родным фотокарточки могут быть интересны и полезны как историкам, коллекционерам, так и современникам, интересующимся историей своей семьи.
В пояснительном тексте кратко, но емко изложена история почты в уездном городе Кузнецке Томской губернии, соповождающаяся историческими фотографиями.
Древние монеты – один из наиболее интересных типов исторических источников. Информация, которую они могут поведать, сильно ограничена, но, тем не менее, позволяет делать некоторые выводы и исторические заключения.
О монетах V-VI вв. из средневековых курганов Кузнецкой котловины, хранящихся в коллекции «Кузнецкой крепости», рассказывает с.н.с. музея-заповедника, к.и.н. Николай Александрович Кузнецов.
В музейной коллекции редкой книги хранятся интересные образцы старопечатных книг, оригинал альбома «Славянский и восточный орнаментъ по рукописямъ древняго и новаго времени», составленный В.В. Стасовым и изданный в Санкт-Петербурге в 1887 году. На страницах этого альбома можно увидеть примеры оформления буквиц и орнаментов, украшающих тексты старинных изданий. Некоторые из этих образцов станут экспонатами настоящей выставки.
Дополнением станут фото образцов старопечатной книги и предметов для письма из фондов музея.
В постоянной экспозиции музея-заповедника «Кузнецкая крепость» демонстрируется бронзовая фигурка, изображающая всадника. Это одна из находок, обнаруженных во время исследования археологического памятника на территории Беловского района Кемеровской области курганного могильника Шестаки-II. Археологический памятник датируется 8-9 вв н.э. Кем мог быть этот всадник, и для чего его изображение было увековечено в виде маленькой бляшки и рассказывает виртуальная выставка, подготовленная сотрудником музея Н.А. Кузнецовым.
Выставка подготовлена к 165-летию движению сестер милосердия.
25 октября 1854 года Великой Княгиней Еленой Павловной была учреждена первая в России специализированная община сестер милосердия, которые проходили подготовку для работы непосредственно в рядах действующей армии, называлась она Крестовоздвиженская. А первыми российскими женщинами, которые добровольно и организованно отправились на фронт для оказания помощи раненым воинам, были сестры милосердия московской Никольской обители. Это событие произошло во время Крымской войны 1853-1856 гг. Непосредственное руководство и организационную деятельность в формировании нового социального института осуществлял Н.И. Пирогов.
На вопрос «как вы думаете, что это за предмет и для чего он предназначен?», посетители музея-заповедника дают самые разные ответы: «гвоздь какой-то», «ножницы» и тому подобное, но весьма далекое от правды. Правильный ответ, а также много других интересных фактов ищите на странице данной выставки.
Данная виртуальная выставка знакомит посетителей сайта музея с весьма необычным предметом коллекционирования – упаковкой. Как и любой другой предмет своей эпохи, она может не только многое рассказать о бесследно исчезнувшем прошлом, но и представляет собой художественную ценность. На странице выставки мы откроем некоторые факты из истории развития упаковки на примере фондовых коллекций «Кузнецкой крепости».
В экспозиции виртуальной выставки представлены иконы из собрания музея-заповедника «Кузнецкая крепость», отреставрированные в 2012-2016 года. Результатом этой работы стало возрождение к жизни тридцати трех икон периода XIX – начала XX веков. Выставка «Светлый лик» не просто знакомит зрителя с новыми произведениями из музейных фондов – она раскрывает невидимый для глаза посетителей труд реставраторов, занимающихся возрождением к жизни экспонатов живописи.
Виртуальную выставку составили рукописные и старопечатные православные книги конца XIX-начала XX вв. из коллекции «Редкая книга» музея-заповедника «Кузнецкая крепость»: церковная литература нескольких направлений: богослужебная литература (применялась для проведения служб), детская адаптированная литература, агиография (жития святых, поучения, прологи).
В фондах музея-заповедника «Кузнецкая крепость» хранится достаточно обширное собрание предметов кухонной утвари, столовых приборов и посуды периода второй половины XIX – начала XX вв., которое позволяет проиллюстрировать традиции питания, сервировки стола и семейного быта различных слоев населения Сибири, и, прежде всего, жителей города Кузнецка.
В данной виртуальной выставке представлены оригинальные фотопортреты периода Российской империи 2-й половины XIX – начала XX веков, являющиеся частью небольшой, но весьма ценной музейной коллекции старой фотографии. Снимки представляют изображения неизвестных для нас россиян из разных социальных слоев Центральной России, Сибири, Кавказа, Дальнего Востока.
Фарфор СССР: клейма ведущих заводов
Чтобы не приобрести новодел или даже винтаж по цене антиквариата, необходимо знать по годам клейма заводов СССР, выпускавших фарфор. Тонкостенная керамика советской эпохи пользуется неизменным спросом у коллекционеров. Самые знаменитые заводы были основаны ещё в XVIII – XIX веках и после революции 1917 года продолжили славные традиции, выпуская уникальную по качеству и художественной ценности продукцию. Советского фарфора много, в том числе и поддельного, поэтому клейма, подтверждающие оригинальность той или иной вещи, сразу повышают её стоимость.
Гиганты фарфоровой промышленности СССР
Большинство фарфоровых фабрик находились на территории современной России и Украины. Поскольку ведущие скульпторы-керамисты СССР работали над одними темами, либо сотрудничали сразу с несколькими предприятиями, сходные работы встречаются у разных производителей. Например, знаменитую серию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок П. П. Бажова выпускали Ленинградский и Минский фарфоровые заводы, а также Дулёво и Гжель. Статуэтки немного отличаются по стилистике, но близки по композиции и цветовой гамме.
Новички смогут определиться, какому производителю принадлежит та или иная фигурка в первую очередь, по маркировке, она же расскажет о периоде изготовления фарфора. Это позволит заплатить за статуэтки настоящую стоимость или продать их по адекватной цене. Кроме того, защитит от новодельных копий, которые стали бичом российского антикварного рынка. Помимо «фирменного» клейма на донышке изделий может указываться сортность, зашифрованная дата изготовления и партия, стоять авторская подпись. Фальсификаторы, особенно китайские, пропускают такие «мелочи».
Чаще других подделывают изделия лидеров фарфоровой индустрии. «Имя» производителя влияет на цену не меньше, чем уникальность антикварной или винтажной продукции. Поэтому клейма ведущих фарфоровых заводов СССР необходимо изучать внимательнее всего.
Императорский фарфоровый завод, в советские годы известный как Ломоносовский или Ленинградский является безусловным лидером мировой керамической индустрии. Основанный в 1774 году, он непрерывно работает на протяжении 250-и лет, меняя в ходе истории, как названия, так и маркировку.
Ретроспектива по годам:
В 1917 году главный поставщик фарфора для императорского двора был национализирован новой властью. На изделиях этого периода изображался двуглавый орёл, но без имперских регалий, в народе прозванный «ощипанной курицей» и ставился год. Использовалась оливковая подглазурная (в некоторых случаях надглазурная) краска.
В 1918 году предприятие получило новое название – Государственный фарфоровый завод, которое носило до 1925 года. Клейма на фарфоре, согласно каталогам СССР, отличались большим разнообразием. На них появилась советская атрибутика – изображение серпа и молота, выполненное в характерной для агитационного фарфора манере. В 1921 году ставились специальные метки: «В помощь голодающим Поволжья», напоминающие о массовой катастрофе, охватившей 35 губерний России. Для маркировки использовалась синяя, чёрная, оливковая и тёмно-зелёная краска.
В 1925 году к юбилею Российской академии, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова, а также сменили название на Ленинградский. Соответственно, аббревиатура выглядела как ЛФЗ, что до сих пор вызывает путаницу при атрибуции. В каталогах можно встретить расшифровку и Ломоносовский, и Ленинградский фарфоровый завод, хотя речь идёт об одном и том же предприятии.
Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась только вручную, единого стиля не было. На супрематическом фарфоре стоял экспортный знак «Made in Russia. USSR»
С 1936 года используется клеймо, разработанное художницей Анной Яцкевич – автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Виньетка с аббревиатурой «ЛФЗ» и разными дополнениями просуществовала до 2005 года, пока заводу не вернули первоначальное название «Императорский».
В середине 30-х годов стали использовать разный цвет подглазурных и наглазурных красок, в зависимости от сорта изделий:
Кроме того, присваивались группы сложности, определяемые по качеству росписи: от 6 до 15. Уникальные шедевры маркировались надписью: «ВНЕ ГР.». Для продукции, поставляемой на экспорт, дополнительно использовался штамп «Made in USSR».
Фарфор Вербилки
Старейшее российское фарфоровое предприятие было открыто обрусевшим шотландским купцом Фрэнсисом Гарднером в 1766 году, а позднее перешло к семье Кузнецовых. Сегодня оно называется по «месту прописки» – Вербилки. Изначально фабрика ориентировалась на немецкие образцы, в частности на мейсенскую продукцию, и прославилась высочайшим качеством. После 1917 года получила название Димитровский фарфоровый завод (ДФЗ), продолжая лучшие традиции основателей.
Клейма по годам:
С 1917 по 1940 годы использовались клейма с советской символикой – государственным гербом или только серпом и молотом, а также надписью: «Димитровская фабрика (завод)» в разных вариациях. Применялись золотая, красная, синяя и зелёная надглазурные краски.
С 1940 по 1954 годы герб в центральной части клейма заменяет стилизованный чайник с изображением серпа и молота.
1954 – 1965 годы: появляется вертикальный логотип ДФЗ с полукруглой подписью «Вербилки». Используется общепринятое цветовое разделение по сортам. Для экспортных вариантов дополнительно предусмотрена маркировка «Made in USSR».
С 1965 по 1991 годы на продукции ставился знаменитый логотип – нарисованный от руки лось с буквой «В». Иногда это клеймо на фарфоре времён СССР называют «оленем».
Следует понимать, что изображение лося на маркировке свидетельствует о достаточно позднем происхождении фарфорового изделия – не раньше 1965 года. И стоить, как антиквариат оно не может.
Гжель
Производство фарфора с колоритной кобальтовой росписью, объединённого ёмким словом «Гжель» было восставлено после долгого перерыва в середине XX века. Тогда же на изделиях, выпускаемых несколькими художественными артелями Раменского района Подмосковья, появилась соответствующая маркировка.
В 1940 – 1950 годах ставилось клеймо «Артель художественная керамика», вписанное в два усечённых овала. Использовалась преимущественно красная надглазурная эмаль.
Далее вплоть до 1960 года на изделиях проставлялась аббревиатура «Х/К». Помимо красной надглазурной эмали изредка применялся оксид железа, после обжига дававший серо-зелёный оттенок.
В 1960 году логотип заменили надписью: «Гжель ТЗ» оливкового цвета в треугольнике, повёрнутом вершиной вниз. Клеймили только «бельё» – уже глазурованную продукцию.
После 1972 года разрозненные артели народных промыслов объединились под общей торговой маркой ПО «Гжель». Новый логотип напоминал прежний, только треугольник развернули наоборот и вместо букв «ТЗ» стали рисовать стилизованную уточку.
С 1986 года и вплоть до развала Союза в 1991 году, использовался единый товарный знак «Гжель», наносимый подглазурной кобальтовой краской. Выполнялся он псевдославянской вязью.
В период перестройки мастера Гжели либо продавали подлинные штампы с клеймами, либо сами маркировали «бисквитную» продукцию (после первого обжига), которую затем расписывали люди, далёкие от художественного промысла. Поэтому при покупке легендарной кобальтовой посуды и малой пластики нужно проявлять особое внимание к деталям, не доверяя исключительно оригинальной подписи.
Дулёво
Кузнецовская фарфоровая фабрика в Ликино-Дулёво прославилась именно в советскую эпоху. Посуда с агитационным декором или статуэтки, изображающие бытовые сценки, высоко ценятся коллекционерами и активно подделываются фальсификаторами.
В отличие от других производителей, переименованная после 1917 года в Дулёвскую фабрика, редко меняла клейма. В настоящее время используется видоизменённый товарный знак 1964 года – сидящий сокол, разработанный ведущим скульптором-анималистом предприятия А. Г. Сотниковым.
Другие виды маркировки в хронологическом порядке:
С 1918 по 1919 годы использовались символы серпа и молота, окруженные новым названием завода.
В 1920 – 1931 годах вверху появилась аббревиатура Р.С.Ф.С.Р., а наименование предприятия стали размещать на ленте внизу.
Параллельно с этим существовали и другие виды маркировки, например, полное изображение герба над названием завода в овальной рамке. Или круговая надпись: «Ф-ка им. газеты Правда Дулево» с серпом и молотом в центре.
1931 – 1934 годы – в клеймении обязательно присутствовала аббревиатура РТФ – Росфарфортрест. Для экспорта был разработан более сложный вариант: чайник в окружении лавровых ветвей с надписью: «Росфарфор» и полным названием завода.
Затем до 1952 года использовались простые маркировки: «Дулево», «ф-ка Дулево» или «завод Дулево».
С 1952 по 1964 годы – проставлялся логотип «ДЗ Дулево» и сорт изделий.
С 1964 года на продукции появился фирменный сокол.
Первомайский фарфоровый завод
Предприятие в посёлке Песочное Ярославской области не так известно, как ИФЗ или Дулёво, но оставило не менее яркий след в истории советского фарфора. Коллекционеры ценят малую пластику, выпускавшуюся ПФЗ в 1936 – 1970 годах. В основном это – жанровые сценки, композиции по произведениям русских классиков, а также спортивная и детская серии.
Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годах. Изображения наносились только назглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции:
Клейма Кузнецовского фарфора с 1810 г. по 1917 г.
В XIX веке после введения «запретительных тарифов» в России возросла потребность в фарфоровой и фаянсовой продукции. Это послужило стимулом для возникновения целой империи фарфорового производства – товарищества Кузнецова. Предприятие начинало свою деятельность в 1832 городу в городке Дулеве и уже через несколько десятков лет этот завод становится ведущим фарфоровым производителем в России. Семья Кузнецовых, постепенно увеличивая объемы выпускаемых изделий, всегда старалась следовать модным веяниям, и повышали качество продукции, ориентированной на широкий круг потребителей. Таким образом, уже к концу XIX века, Кузнецовы превратили свое предприятие в крупнейшую в Европе сеть заводов, расположенных по всей стране.
Кузнецову удалось существенно расширить рынок сбыта за счет производства товаров ориентированных на восточного потребителя: большие расписные блюда, кальянные чаши, пиалки и чайники. Эти товары выпускались гарднеровским и гжельским заводами и декорировались в восточном стиле.
Вся остальная продукция украшалась одноцветной печатью, которую на последних этапах производства дорисовывали вручную. В начале ХХ века ручную роспись начали имитировать многоцветной печатью. Сюжетами для росписей служили в основном пейзажи, романтические сцены, цветочные орнаменты. Известна целая серия сервизов и блюд с изображениями сцен Отечественной войны 1812 года, выпущенной по случаю столетия победы.
Широким спросом пользовались кузнецовские статуэтки, вазы, шкатулки и коробочки.
Товарищество Кузнецова включало в себя несколько заводов и фабрик, каждое предприятие имело свое клеймо и специализацию. Клейма раннего периода Кузнецовского фарфора (1810—1860-е годы) имели различную конфигурацию, чаще всего заключались в круг или виньетку. Обычно они выполнялись путем вдавливания в тесто и последующей прорисовкой синей или зеленой краской. Довольно часто в этом периоде встречаются клейма с орфографическими ошибками.
Клейма Дулевского завода (1832—1917)
Дулевский завод был первым заводом семьи Кузнецовых. В 1832 году его основал Терентий Яковлевич Кузнецов. Практически сразу предприятие вышло в лидеры по производству фаянса и фарфора, пика своего развитие завод достиг при управлении внука Терентия Яковлевича – Матвея Сидоровича Кузнецова. В 1918 году завод был национализирован. Продукция завода отличалась исключительным качеством и технической безукоризненностью. Марки периода управления заводом Сидора Терентьевича были кобальтовые.
При Матвее Сидоровиче изделия маркируют синими надглазурными красками. Для восточных товаров добавлялась арабская надпись.
В 1851 году Т.Я. Кузнецов арендовал завод Сафронова в деревне Короткой. Известно всего одно клеймо этого завода, которое встречается довольно редко.
Клейма Рижского завода (1843—1917)
Обычные клейма Рижского завода представляют самую разнообразную группу, отличительная черта этих марок большое количество изобразительных элементов, пышность обрамления. Выполнялись надглазурными голубыми красками.
Сам завод был основан в начале XIX века Ф.-Х. Бриннером, потом его выкупил А.Я. Ауэрбах. Завод пользовался успехом и даже получал заказы от императорской семьи, но после смерти Ауэрбаха завод обанкротился и его выкупил Матвей Кузнецов. На заводе производили самые разнообразные фаянсовые и фарфоровые изделия, а также майолику. После прихода к власти Советов завод был национализирован в «Завод имени М.И. Калинина».
Завод в Будах начал работу в 1887 году и стал четвертым заводом империи Кузнецова. Сначала на заводе изготавливали полуфаянсовые изделия, товары для домашнего хозяйства, декоративную керамику широкого потребления, в 1894 завод начал выпускать фарфоровую продукцию. Клейма этого завода выполнялись зелеными надглазурными красками.
Дмитровский завод стал первым частным предприятием по производству фарфора в России. Был основан обрусевшим англичанином Ф. Гарднером в 1766 году. Фабрика производила великолепный фарфор, а сам основатель был удостоен аудиенции у императрицы Екатерины II. Однако к концу века фабрика начала сдавать позиции и вскоре была выкуплена Матвеем Кузнецовым. Как дальновидный предприниматель Кузнецов понимал, что гарднеровский фарфор известная торговая марка, и не желая терять заказчиков, ставил на изделиях знаменитое клеймо Гарднера, по возможности сохранял ассортимент и общий облик вербиловской продукции. На фабрике выпускались столовые сервизы, люстры, лампады, вазы и статуэтки животных. После революции был переименован в Дмитровский фарфоровый завод и национализирован.
Рыбинский завод был основан в 1884 году купцом Никитиным. Изначально предполагалось, что это будет завод по производству кирпича, но впоследствии на нем производили фарфоровую и фаянсовую посуду. В 1886 году «Фабрика фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и К в Рыбинске» была продана торговой компании «Карякин и Рахманов», а 1894 году перешло в руки монополиста Кузнецова. На заводе выпускались только фарфоровые сервизы, декоративные фарфоровые вазы и товар для продажи в страны Востока. Сам завод был известен высоким качеством росписи изделий.
Сколько на самом деле стоит советская утварь из бабушкиного серванта
При оценке винтажных вещей не всегда работает правило «чем старше — тем дороже», чаще всего цена будет зависеть от состояния предмета, его редкости и спроса.
Дореволюционный подсвечник может оказаться дешевле столового набора времен СССР, поэтому, чтобы не ошибиться с оценкой всего этого старого добра, нужно знать, по каким признакам коллекционеры отличают настоящую редкость от ширпотреба.
Мы не оцениваем старинные иконы, серебряные чайники работы Адольфа Шпера и не рекомендуем продавать бабушкин сервиз. В статье только примеры домашней утвари, которую вы, возможно, не цените, а зря. С сахарницей из детства легко расстаться, да только потом найти такую же будет сложно.
Столовые приборы
Полный комплект, которым ни разу не пользовались, стоит дороже. Если утеряны несколько чайных ложек или слезла эмаль с ножей, у покупателя будет повод сбить цену минимум на 50%.
Наборы из нержавейки стоят в среднем полторы-две тысячи. Можно продать дороже, если найдется покупатель, которому нужен именно такой рисунок, как на вашем наборе. Например, мне для полной коллекции не хватало ножей с белыми цветочками на зеленой эмали, и если бы владелец запросил больше 150 Р за штуку, мне пришлось бы согласиться: у других продавцов ножей с таким рисунком найти не удалось.
Понять, насколько изделие старинное, можно по клейму: до конца 19 века клеймо было выпуклым, а потом его стали углублять в металл.
Сахарницы
Советская эпоха помнит три вида сахарниц: фарфоровые, стеклянные и сахарницы из металлов — мельхиора, алюминия и серебра.
Фарфор. Если советская фарфоровая сахарница без сколов и трещин, не восстановлена, не бита и не крашена, ее можно продать рублей за пятьсот. Даже сахарница из Чехословакии — страны, которой больше нет, — будет стоить те же деньги. Дело в том, что таких сахарниц сохранилось много, дефицита в них не наблюдается, художественной ценности они не представляют, поэтому и цены невысокие.
Однако есть рисунки, которые поднимают стоимость, — агитационные. Это серп и молот, лозунги и изображения рабочих. «Агитки» — раннесоветская, довоенная тема. Такие вещи делали в двадцатые годы прошлого века.
Другое дело, если стекло — богемское, да еще и конца 19 века. Сахарницы того времени были украшены золотом и драгоценными камнями. Цены на подобные вещи начинаются от 50 000 Р и уходят в бесконечность. Если вы обнаружили в серванте что-то подобное, не выставляйте на «Авито», а сразу несите оценщику.
Столовый сервиз
Чтобы оценить сервиз, нужно посмотреть на клеймо и монограмму — они помогут понять, какая фабрика изготовила блюдца и чашечки, и узнать имя художника, что их расписывал. Некоторые клейма встречаются редко — именно от этого и будет зависеть цена всего сервиза.
Дулево. Дулевский фарфоровый завод получил такое название после национализации в 1917 году, до этого он именовался фабрикой Кузнецова. Посуда кузнецовского периода украшала императорские столы, но сейчас полные сервизы с клеймами «ЗК » или «Фабрики Кузнецова» в продаже найти сложно, их сохранилось не так много.
Сервиз «Мадонна». Легендарный сервиз из ГДР, о котором мечтали многие советские граждане, сейчас может стоить и пару тысяч, и несколько средних зарплат. Цена зависит от производителя, возраста и сохранности: чем сервиз старше, тем дороже можно продать.
Узнать возраст поможет клеймо «Кахла»: в 40—50-е годы оно выглядело как герб с надписью KAHLA по диагонали, в левом верхнем углу была изображена елочка, а в нижнем правом углу — шестиконечная звезда. Позже клеймо стало напоминать корону в круге, а слово «Кахла» писали строго горизонтально. Сервизов с «елочкой» практически не осталось. Если у вас именно такой, не спешите продавать его за пару тысяч.
Чайная пара Вербилки 60-е годы 20-го века продана за 1000руб нп Авито
нет, но хочеться продать
наша посуда почему то мало ценится
Татьяна, ну так качество и разнообразие сори. пару примеров:
2. Качество изделий и особенно черепка начинает резко падать после 60 какогото там года и потом второе катастрофическое падение после 80-го (на самом деле после карибского кризиса и боинга с афганом). это и звук и форма в том числе толщина и белизна. то серый черепок то незвучит. ну и разнообразие деколей и пигментов.. Санкции
3 отдельная пЭстня это партия и ее диктат. пару примеров:
— киевский завод так и держали с малыми партиями в статусе эксперементального. хотя именно он спас петрикивский роспыс от забвения и разрабатывал наиболее оригинальные рисунки и формы.
Опять же коростень разработал внутриглазурное золочение. Это нынешняя гордость не кого нибудь а мейсена. Да похуже мейсена но всё же устойчивое золочение это неимоверное достижение! И.
И использовали эту технологию не на дорогих сервизах способных принести славу производству а на ординарных тарелках для ежедневного использования.
picclick com /Antiques/Decorative-Arts/Ceramics-Porcelain/Figurines/
picclick com /Antique-Bisque-Porcelain-Art-Nouveau-Style-Woman-in-203186813569.html#&gid=1&pid=1
picclick com /LARGE-Antique-Austrian-Deco-Goldscheider-Josef-Lorenzl-Ceramic-184542428725.html