кладовая солнца в каком классе изучается
Конспект урока по литературе на тему М.М. Пришвин. Повесть. Сказка-быль «Кладовая солнца». ( 6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Повесть. Сказка-быль «Кладовая солнца».
познакомить с фактами жизни и творчества М.М. Пришвина;
знакомство с повестью «Кладовая солнца».
обратить внимание на портретные характеристики героев;
показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев;
раскрыть особенности жанра повесть;
1. Рассказ учителя о писателе:
Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873г. Неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежавшем отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. В 1899 г. Пришвин едет в Германию, в Лейпциг, откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д.Н. Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.
С 1905 г. Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом. Он много ездит по стране, выпускает книги, сотрудничает в газетах.
В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», «Дедушкин валенок» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца «Серая сова».
Его первые книги родились еще до революции 1917 г., а путешествия его продолжались в течение всей жизни: начиная с Севера, он прошел через азиатские степи на Дальний Восток, и каждое его путешествие завершалось новой книгой.
Михаила Пришвина можно назвать истинным певцом природы. В глубине пришвинского восприятия природы лежит переживание ее как поэтической сказки.
2. Чтение отрывка повести( самостоятельная работа учащихся)
3. Работа над содержанием повести «Кладовая солнца».
Особенность сказки-были в том, что она написана от первого лица. Образ рассказчика представляет значительный интерес, так как придает определенную жизнеутверждающую тональность всему произведению. С большой теплотой и лаской, с оттенком мягкого юмора характеризует рассказчик внешность детей, их дружную жизнь, нелегкий труд.
Обратимся к прочитанной части повести и запишем план к прочитанному.
1.Описание Насти и Митраши.
2.Отношение детей друг к другу.
3.Настя и Митраша собираются за клюквой.
4.Решение Митраши отправиться за ягодой на Палестинку.
5.Описание Блудова болота.
6.Спор Насти и Митраши о том, по какой тропе идти дальше.
8.Жизнь Травки в лесу после смерти Антипыча.
9.Митраша пришел в Слепую Елань.
10.Митраше грозит гибель в трясине.
-Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства он вкладывает в слова «золотая курочка»,»мужичок в мешочке».
-Где и когда происходит действие в произведении Пришвина «Кладовая солнца»?
-Куда решили направиться дети за клюквой? Почему их мнения разделились?
-Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?
-Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих
Показывая взаимосвязь между человеком и природой, Пришвин раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность, как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу, который создается природой: злой ветер рванул, деревья, прокалывая друг друга, зарычали, завыли, застонали.
Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика, не желая пропускать его в глубь своего царства, вороны каркают, чуя близкую добычу.
Автор все время напоминает, что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила, и человек должен уметь совладать с этой силой, подчинить себе могучую стихию.
1.Прочитать «Кладовую солнца» до конца.
2. Составить и записать план к содержанию прочитанного.
2.Подготовить письменную характеристику Насти и Митраши.
Методическая разработка системы уроков литературы в 6-м классе по программе В.Я. Коровиной. М.Пришвин. «Кладовая солнца»
Разделы: Литература
Поурочные разработки Полухиной В. П., предлагаемые к учебнику Коровиной В. Я., не вполне соответствуют темам, предложенным программой. Планирование составляется на основе программы, поэтому мы решили представить свои разработки уроков, темы и содержание которых соответствуют именно программному.
Изучение сказки-были “Кладовая солнца” в школьной программе имеет долгую историю. Существует много теоретического, дидактического и методического материала, который разрабатывался учителями нескольких поколений. Мы же в своей работе расставляем акценты и систематизируем материал, адаптируя его к требованиям, предъявляемым к современному уроку; предлагаем различные виды деятельности учителя и обучающихся: от аналитической беседы до разгадывания кроссвордов. Коллеги, которые пожелают воспользоваться нашими разработками, смогут выбрать то, что будет оптимально подходить по уровню подготовки классов.
“Кладовая солнца”- сказка – быль.
Цель – систематизация и обновление материала, используемого при планировании и проведении системы уроков по сказке-были М. Пришвина “Кладовая солнца”.
-совместить программные требования и содержание учебника по изучаемому произведению;
-представить разные виды деятельности учителя и обучающихся;
-показать возможность доступного изучения литературоведческих терминов при целостном анализе художественного текста.
Наша разработка поможет учителям при подготовке к урокам и их проведении. Кроме содержательной стороны мы предлагаем чёткую привязанность плана урока к тексту, предлагаемому учебником-хрестоматией под редакцией В. Я. Коровиной, для этого в плане указаны страницы учебника, где можно найти ответы – это значительно сэкономит время на уроке и облегчит работу, что позволит задать больше вопросов и дать ответов, т.е. выступить большему количеству учеников.
Инсценировки, игровые моменты, творческие групповые задания позволят сделать урок живым и увлекательным.
Тема: М. Пришвин. Слово о писателе. “Кладовая солнца”.
Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.
Образ природы в сказке-были.
2.Развивать речь, творческие способности учащихся.
3.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
I. М. Пришвин. Слово о писателе.
(Выступления 2-х учащихся.)
1уч-ся. Пришвин – один из своеобразнейших писателей. Родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала гимназия, затем реальное училище в Тюмени, затем политехникум в г.Риге. Дальнейшее образование М. Пришвин получает за границей, в Лейпцигском университете.
В Россию вернулся агрономом, но с широким общегуманитарным образованием. Писатель познакомился с известными русскими этнографами Шахматовым и Ончуковым.
Языковеды уговорили Пришвина поехать на север России для собирания народных сказаний, поверий, песен, пословиц и поговорок. В этот момент и решилась судьба Пришвина. Он согласился на уговоры и уехал на Онежское озеро.
2 уч-ся. Существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников. Это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задушевностью русская литература. Этот учитель- русский народ. В повестях, рассказах Пришвина всё объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой.
М. Пришвин умер 16 января 1954 года.
II. Беседа с классом по заранее прочитанному тексту.
1)Какими вы видите главных героев сказки-были? с. 39-41
2)Как автор относится к детям?с.39
(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: “Они были очень милые”; “И какие это были умные детишки!”; “наши любимцы”.)
3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”?
4)Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?с.40
( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)
5)Как автор описывает хозяйственные заботы детей?с.40,41
(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)
Прочитаем короткий диалог в начале повествования.( c. 41 со слов “Очень хорошо….” до слов “…или картошку сажать.”)
6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?
(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)
Прочитаем по ролям диалог в эпизоде “Настя и Митраша собираются за клюквой”. (с. 43 “Настя, начиная собираться,…где растёт сладкая клюква”).
7) Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?
(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о “палестинке” в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он – мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)
8)Какое событие является завязкой повествования? С.47
(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)
9)Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему?
10) Какую роль в развитии событий играет природа?
Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. (с.45)
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.
Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.
Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.(с.46)
Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.
11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?с.45
(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том,что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.
ВЫВОД: Итак, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, композицию произведения, роль природы в развитии событий.
III.Ученики по желанию пересказывают эпизоды, дополняя друг друга.
-Как природа предупреждает мальчика об опасности?(с.52-53)
-Как автор относится к Митраше?
(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.
2 эпизод-“Приключения Насти в лесу”.
-Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?(с.58-60)
(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)
-Как животные реагируют на появление детей в лесу?(с.60-62)
(Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.)
IV. Групповая работа. Инсценирование эпизода “Ссора Насти и Митраши” (Подготовлено заранее)
(Рассказчик, Настя, Митраша, ворона).
1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?(с.46, 47)
2.В чём, по мнению писателя, проявляется великая мудрость человека? Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости?
3.Устояла ли их дружба и любовь под натиском обиды и раздражения?
4.Помнил ли Митраша, что он обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружьё и компас?
5.Помнила ли Настя, что она должна заботиться о брате, как мать заботилась об отце, что у неё в корзине хлеб, молоко, картошка?
2.Когда произошло настоящее чудо, в понимании Травки? с.66
3.Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?
5.Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям? с.69
Приготовить сообщение на тему “Сравнительная характеристика Насти и Митраши” по данному плану.
Сделать иллюстрации к сказке-были.
1.Когда и в какой среде жили Настя и Митраша?
г)любовь к родителям.
а)уступчивость и благоразумие Насти;
б)строптивость и упрямство Митраши;
в)жадность Насти, её способность правильно оценивать свои поступки;
г)воля, находчивость, смелость Митраши.
5.Отношение автора к Насте и Митраше.
-Каковы были взаимоотношения между ребятами?
-Какова роль природы в развитии событий?
Тема: М.Пришвин “Кладовая солнца”. Сюжетные особенности. Сказка-быль. Смысл названия.
Цели: Продолжить анализ текста на новом структурном уровне.
Познакомить учащихся с новыми литературными понятиями, уметь находить их в тексте художественного произведения.
По названию дать общую оценку содержания произведения (поэтика названия).
I.На разных этапах изучения произведения к этому уроку учащиеся уже сделали портретные характеристики героев. Через сюжетные картинки проследили путь героев в литературном произведении, выделяя ключевые моменты.
Зачитываются выразительно части текста:
1)история Травки и Антипыча;
3)волк Серый помещик;
Лирическое отступление – высказывание автором чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении. Они дают автору возможность непосредственно общаться с читателем. (на доске)
2). Образ рассказчика, повествователя.
Постранично из текста выбираются предложения, в которых упоминается местоимение “мы”, от этого собирательного лица ведётся повествование.
С. 39 “Мы жили в этом селе через один дом”
С.49 “Мы с давних пор ездили к Антипычу на охоту.”
С. 52 “Мы это так понимаем”
С.69 “Мы думаем: это правда…”
С. 71 “Настя и Митраша жили от нас через дом”
С.72 “Мы – разведчики болотных богатств”
Вывод: Рассказчик, повествователь может подойти к автору вплотную, слиться с ним, а может полностью отделиться от него, стать совсем другим лицом.
В “Кладовой солнца” повествователь выступает в разных лицах, собирательный образ “мы”- дети, охотники, геологи. В этом произведении автор и повествователь далеки друг от друга, автор через лирические отступления ведет разговор с читателем, а повествователь излагает историю Насти и Митраши.
Быль – рассказ о действительном происшествии.
Синонимы: реальный- действительный, существующий, не воображаемый.
Вывод: “Никакой правды не бывает без выдумки! Напротив!
Выдумка спасает правду…”
“Содержание всякой сказки – это борьба человека – героя с каким-нибудь представителем зла… и сказка в этом смысле есть отражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым”.
III. Поэтика названия.
“первый луч солнца…на щеках у детей”
“хмарь закрыла всё солнце”
Вывод: Кладовая солнца – это не только торф как полезное ископаемое, а это солнечное тепло и свет, которые нужны всему живому и людям на земле. Солнце как основа жизни.
IV.Групповые задания с кроссвордами.
Найти ключевое слово в кроссворде и дать толкование: какое отношение к тексту имеет слово.
Урок-мастерская: М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Герои сказки-были. 6-й класс
Класс: 6
Оборудование: 4 конверта с заданиями : 1. “Настя”, 2. “Митраша”, 3.Актёры. 4. Актёры, “Синквейн”. Слайд-презентация. Таблички с названием студий.
1. Учитель. Сегодня у нас с вами необычный урока – я выступлю в роли руководителя творческой мастерской, в которой мы вместе с создадим портреты. Ваша роль тоже будет необычна – вам предстоит поработать в творческих студиях. Вы сегодня будете творить, т.е. что – то создавать. Мастерская – от слова мастер, мастерить – придумывать, делать своими руками. Их будет – 4. Давайте пока запишем тему заседания творческой мастерской.
(Слайд 1) Запись в тетради темы урока.
Цель нашей мастерской – раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем.
2. Учитель. Итак, тема нами обозначена, цель работы ясна. А теперь давайте создадим 4 студии – 2 будут исследовательскими и 2 – актёрскими. – Выберите, пожалуйста, себе руководителей студий, которые будут направлять ваши действия. – Перед вами лежат конверты с заданиями. Открывать их пока не надо. – Как вы думаете, с чего мы с вами должны начать работу? (Конечно же, со знакомства с писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным.)
3. (Слайд 2) Учитель. Перед вами портрет Михаила Михайловича Пришвина.
Михаил Михайлович Пришвин родился 5 февраля 1873 года неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущёве, принадлежавшем его отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в Елецкой гимназии и был исключен оттуда с „волчьим билетом» за крупную ссору с учителем географии. Потом Пришвин учился в реальном училище Тюмени, сдал экзамены за курс классической гимназии в Елабуге, поступил в Рижский политехнический институт, за участие в социал-демократической студенческой организации был арестован и после годичного заключения и суда выслан на родину под гласный надзор полиции.
В 1899 году Пришвин едет в Германию, в Лейпциг, откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает в графском имении, в земстве, на опытной сельскохозяйственной станции, пишет агрономические книги, готовит себя к научной деятельности. Но пробудившийся интерес к литературному творчеству заставляет его резко изменить свою судьбу.
С 1905 года Пришвин становится писателем – путешественником. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты и сказки собственного детства.
4. Эпиграфом к нашему уроку служат слова Михаила Михайловича Пришвина: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”. Давайте этот эпиграф запишем в тетради. (Слева – направо) В ходе урока мы ещё раз обратимся к нему.
5. (Слайд 3) Учитель. Хотелось подчеркнуть тот факт, что Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. Учитель. Вот и сегодня мы познакомимся с удивительным произведением о детях, сказкой – былью “Кладовая солнца, и его героями – Настей и Митрашей. Попробуем создать их литературные портреты по предложенным отрывкам. – Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?
Литературный портрет (запись в тетрадь) – описание внешности и внутреннего мира героя.
6. (Слайд 4) Учитель. Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их характере?
– Почти ничего. Перед нами только внешние портреты. А нам предстоит создать ещё внутренние словесные портреты детей. А это невозможно сделать, не познакомившись со словесным описанием героев.
– Откройте учебники на странице (34 ).
– Я вам прочитаю отрывок, а вы внимательно его прослушайте, но сначала проведём небольшую словарную работу по тексту.
7. (Слайд 5) Изба пятистенная.
(Слайд 6) Лохань.
(Слайд 7) Шайка.
(Слайд 8) Ладило.
(Слайд 9) Обдерживает, бондарство, хорохорится, строптивый, мотыжить.
8. Чтение учителем текста.
9. Учитель. А теперь проведём небольшую читательскую игру.
1. Как вы думаете, почему своё произведение Пришвин назвал сказкой – былью?
2. Кто раньше всех догадался, почему про Настю сказано, что она была “как золотая курочка на высоких ножках”?
3. А как учителя называли между собой Митрашу?
4. Почему, как вы думаете, его называли “мужичок в мешочке”?
5. Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши?
6. Что можно узнать о семье, где корову назвали Зорькой, тёлушку – Дочкой, петуха – Петей, козу – Дерезой, а поросенка – Хреном?
– Почему автор называет это хозяйство “богатством”?
7. Прочитайте первый абзац.
– Как вы поняли выражение “Осиротели двое детей”?
– О какой Отечественной войне идёт здесь речь?
– А что значит Отечественная?
– А какое большое событие в мае будет отмечать наша страна?
8. Скажите, почему Пришвин не описывает игры детей?
10. Учитель. – Сейчас каждая студия займётся своей работой. Найдите первое задание и прочитайте его.
(Проследить, чтобы все дети слушали чтение заданий руководителями)
(Пауза). Чтобы выполнить его, нам нужно ещё повторить художественные приёмы. Давайте ещё раз посмотрим на доску.
12. Учитель. Вот теперь можете приступать к работе.
Студия исследовательская “Настя”. Задание 1.
1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.
Портрет Насти | |
Внешний | Внутренний |
Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком). Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх. Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как… Сравнение – как золотая курочка. Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх. | Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца… Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи. Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед… Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку Любит родителей: как и покойная мать… |
1. Студия исследовательская “Митраша”. Задание 1.
1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.
Портрет Митраши | |
Внешний | Внутренний |
Возраст: десять лет с хвостиком. Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх. Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как… Метафора– мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки. Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста. | Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду. Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами. Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы. Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор. |
2. Студия актёрская 1.
Задание 1. Прочитайте эпизод “Сборы Насти и Митраши за ягодой” – отрывок на стр. (37–38) от слов: “Настя, начиная собираться,…” до слов: “…где растёт сладкая клюква”.
– Подготовьтесь выразительно его прочитать.
Действующие лица: автор, Настя, Митраша.
– Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?
3. Студия актёрская 2.
Задание1. Прочитайте эпизод “На Блудовом болоте” – отрывок на стр. (40–41) от слов: “Проверив по компасу направление троп,……” до слов: “-Кра!” – закричала ворона”.
– Подготовьтесь выразительно его прочитать.
Действующие лица: автор, Настя, Митраша.
– Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?
13. Выступление студий.
(Слайд 14 “Настя”) Студия исследовательская “Настя”. Задание 1.
– Что вы знаете об имени Настя, Анастасия?
(Анастасия – с греческого “воскрешённая к жизни”. Закончилась война, нет родителей, но Настя не растерялась, она продолжает жить и поддерживать брата.)
Слайд 15. “Настя” – сравнение с готовой таблицей.
(Слайд 16 “Митраша”) Студия исследовательская “Митраша”. Задание 1.
(Слайд 17 “Митраша”) – сравнение с готовой таблицей. – Почему родители назвали мальчика Митрашей? Что вы знаете об этом имени? (Митраша – полное имя Дмитрий – в переводе с греческого обозначает посвящённый богине Диметре, богине земледелия и плодородия). (Митраша любит крестьянский труд, он живёт на земле.)
(Слайд 18 “Настя и Митраша”)
Студия актёрская 1. Студия актёрская 2. Задание 1.
– Почему дружные дети поссорились?
– Какие черты характера детей вы добавили к их литературным портретам?
14. (Слайд 19) Учитель. А теперь давайте объединим наши выступления и составим общий литературный портрет Насти и Митраши. Составление общей таблицы “Портреты Насти и Митраши”.
– Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев?
(Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.)
15. (Слайд 20) Учитель. А теперь мне бы хотелось услышать ваше отношение к детям. А поможет вам в этом синквейн. Это будет вторым вашим заданием. Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна, например: “Зима”, “Закон”, “Море”.
Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.
Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д.
Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.
Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.
16. Учитель. Исследовательская студия “Настя” будет составлять синквейн о Насте, студия “Митраша” – о Митраше, “Актёрские” студии 1 и 2 попытаются создать общий синквейн о Насте и Митраше. Творческих вам успехов.
Выполнение задания не более трёх минут.
17. (Слайд 21) (Портрет Пришвина) Эпиграф. Рефлексия. Учитель. – Итак, подведём итоги наших исследований. Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу нашей мастерской (читаем). – Как вы поняли слова Пришвина? – Как относится он к своим героям? – А теперь мы узнаем о вашем отношении к Насте и Митраше.
18. Выступление студий.
Студия исследовательская “Настя”. Задание 2.
Студия исследовательская “Митраша”. Задание 2.
Студия актёрская 1. Студия актёрская 2. Задание 2.
19. Учитель. А вот как получилось у меня.
(Слайд 22 “Настя”)
(Слайд 23 “Митраша”)
(Слайд 24 “Настя и Митраша”)
19. Учитель. Думаю, ребята, что у вас синквейны получились лучше. Молодцы. – Итак, помогли ли нам литературные портреты Насти и Митраши представить их?
20. Комментирование оценок. Сегодня вы очень мне помогли, хорошо потрудились, поэтому я попрошу вашего учителя, чтобы он вам всем поставила 5.
21. Домашняя задание. Прочитать до конца. Подумать над вопросом: “Где в сказке-были начинается сказка?” (Запись в дневник.)
22. (Слайд 25) Учитель. Спасибо вам за мастерство и помощь. До свидания.