кинопоиск культ какого бога
Боги, культы, коммунизм: обзор фильма «Апостол» Статьи редакции
Режиссёр «Рейда» в компании с Дэном Стивенсом ступает на территорию Лавкрафта.
Карьера Дэна Стивенса описала своеобразный круг. Звезда «Аббатства Даунтон» начал голливудскую карьеру, снявшись в крайне нестандартном авторском триллере «Гость» Адама Вингарда. Затем последовал резкий скачок — и вот его партнершами по площадке уже оказываются Эмма Уотсон в «Красавице и Чудовище» и Энн Хэтэуэй в фильме «Моя девушка — монстр».
Ну а главная роль в сериале «Легион» сделала его одним из популярнейших молодых актёров. Теперь же — вновь странный авторский триллер, но в этот раз для Netflix. Про культы, языческих богов и кровавые ритуалы. И самое главное — всё это под руководством Гарета Эванса.
Эванс прославился дилогией «Рейд» — супердешёвыми, но невероятно эффектными боевиками, которые он снимал в Индонезии за копейки. «Рейд» очень часто приводят в пример не только как эталон бюджетного экшен-кино, где каждый доллар пошёл в дело, но и как эталон экшена вообще.
Куда менее известен его эксперимент для второй части проекта V/H/S — антологии короткометражных хорроров, где отметился и Адам Вингард, и даже Джейсон Айзенер, режиссёр «Бомжа с дробовиком».
Антология была крайне сомнительного качества, но конкретно эпизод Эванса впечатлял своей безумностью. В центре сюжета там была колония культистов, живущих недалеко от мегаполиса, а ещё паства, хором вышибающая себе мозги дробовиком по приказу своего проповедника, дети-зомби, сидящие на наркотиках, а также роды огромного демона, продирающегося из чрева «матери» своими рогами. Эванс тогда от души повеселился и пять лет спустя вернулся к этой теме, значительно повзрослев как кинематографист и рассказчик.
«Апостол» — кино совершенно другого толка, нежели «Рейд» или V/H/S 2. Здесь Эванс не сталкивает лбами мастеров боевых искусств и не делает трэш ради трэша. Большую часть времени он нагнетает саспенс и неторопливо раскрывает характеры, вдохновляясь классическим фильмом ужасов «Плетёный человек» (не путать с ужасным ремейком 2006 года с Николасом Кейджем) и почти слово в слово повторяя его завязку.
1905 год. Главный герой Томас Ричардсон (Дэн Стивенс) прибывает на удалённый остров Эрисден, где обитает загадочный культ, взявший в плен его сестру и требующий за неё выкуп. Томаса на острове не ждут — официально он погиб, выполняя христианскую миссию в Китае. Он не только прибывает туда вместо своего отца, который не в силах даже подняться со стула, но и проникает в общину обманом, избегая расставленных культистами ловушек. Томас сливается с толпой новоприбывших и постепенно погружается в творящиеся на острове безумства.
О культе острова Эрисден ходят зловещие слухи далеко за его пределами, однако, на первый взгляд, бояться тут нечего. Если в «Плетёном человеке» община существовала уже десятки лет и на её острове совершенно нормальным было продавать в аптеках баночки сушёной крайней плоти, устраивать в школе пятиминутки поклонений фаллическим символам и лечить детям горло проглатыванием лягушек, то культ из «Апостола» — куда более молодой и приземлённый. Он вроде бы всем рад и будто бы никого не притесняет. На первый взгляд, единственное его отличие — отказ от христианства и от его «умирающего бога».
Все жители, включая основателей культа, живут в одинаковых и приличных домах, днём работают далеко не до седьмого пота, а вечером их ждёт бесплатное пиво и музыка в местном баре. Никакой экономики на этом острове нет. Это почти что утопия, мир возможностей, да и глава общины — проповедник Мэлком (Майкл Шин) не кажется злодеем, как какой-нибудь карикатурный Иосиф Сид из Far Cry 5. На острове будто бы расцвел настоящий, честный коммунизм.
И поклонение местной богине особо ничем не выделяется — культисты не выглядят безумцами. Это обычные люди, которые попросту ищут свой путь и не хотят быть ни католиками, ни протестантами на большой земле.
Самим островом же правят никакие не одержимые. Это бывшие бандиты, действующие бандитскими же методами. Плохо с урожаем? Нет денег на продукты с материка? Так похитим аристократку и заставим её отца платить выкуп. Эти люди не верят в своего бога, они о нём просто знают. А это ведь совсем другое. Это приводит к главному, слишком раннему и совсем не впечатляющему сюжетному твисту.
На фоне этого мистика и хоррор-элементы выглядят очень топорно. В первой половине Томас тайно исследует остров, пытаясь найти сестру и выяснить правду, пока за его спиной изредка скребутся страшные рожи, а в конце коридора поджидают жуткие дети. К сожалению, полный набор штампов, который почти не работает.
Фильм пытается совсем по-взрослому, «как у Кубрика», погрузить зрителя в вязкий омут из паранойи. И всё ради того, чтобы на середине резко дать зрителю по лицу и, усугубив ситуацию, раскрыть все карты и вытряхнуть наружу простейшую мораль «Бояться нужно людей, а не монстров» и обломать все надежды на хороший хоррор.
Нам в совершенно будничной манере отвечают на вопросы, которые должны остаться открытыми, а вся мистика на фоне относительно нормального быта культистов только сбивает с толку.
Очень неумело Эванс работает и над драматизмом, часто показывая молодых влюбленных, у которых нет будущего на этом острове. Эта, пусть и единственная в фильме любовная линия выглядит отчаянным шагом выдавить слезу.
Пусть это и неспешный триллер, было бы неправильно сбрасывать со счетов местный экшен. В них-то как раз и видно, что фильм снимал постановщик «Рейда».
Это тот самый случай, когда в медленном триллере чуть ли не единственный безупречный элемент — трехсекундные экшен-сцены. Эвансу всё же стоит смириться с тем, что он вырос в экшен-режиссера, а не в режиссера тонких психологических триллеров, которым ему так отчаянно хочется быть.
Эти потуги очень хочется сравнить с «Мэнди» Паноса Косматоса — там ведь тоже была претензия на визионерство (удачная), злобный культ, дама в беде и безумствующий актёр на главной роли. Однако «Мэнди» — хоть и куда более простой, но очень продуманный фильм, автор которого понимает, чем тот должен быть — кислотным трипом с дуэлями на бензопилах. И он таков каждую секунду своего хронометража. Сложносочинённый «Апостол» на его фоне — лоскутное одеяло из «Плетёного человека», гонконгских детективов, кризиса веры и «Сайлент-Хилла» с очень нестройным сюжетом.
Панос Косматос — визионер, а Гарет Эванс в визионера пока лишь играет. Сцены в фильме первого сняты без какого-либо лоска и вылизанности. В них важно не то, насколько стильно это происходит и не то как это снято, а насколько это безумно. Тогда как экшен-сцены в фильме Эванса вылизаны просто до неприличия и будто сами за себя говорят, чем автор этого фильма должен заниматься на самом деле. Снимать третий «Рейд», конечно!
А ещё это как раз тот случай, когда фильм можно было смело превратить в сериал. Начиная со второй половины, Эванс пытается вместить в фильм слишком много информации, а персонажи толком не успевают раскрыться и пройти свои арки. Вроде бы тут очень много всего, но всё как-то по верхам — и тема культа недораскрыта, и саспенс перед главной тайной фильма не успели нагнать, и полное отрешение паствы от прошлой христианской жизни не произошло. В фильме показаны лишь зачатки безумства. Да и сам он — будто набросок чего-то более интересного и масштабного.
Несмотря на всё это фильм можно смотреть и наслаждаться. Здесь прекрасная, дикая атмосфера, схожая с сериалом «Табу», фильмом The VVitch или игрой Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, а также попросту идеальная картинка.
Здесь полно и ярких, почти что комиксовых образов: местный маскот — окровавленный мясник в плётеной маске, — передаёт привет своим товарищам из Silent Hill и The Evil Within. А многие элементы наводят на мысль, что в альтернативной (лучшей) вселенной «Апостол» был бы удачным приквелом того же «Сайлент-Хилла», о только-только зарождающемся культе. И смотрелся бы он в этой роли куда органичнее, чем как самостоятельная законченная история.
А главное достоинство фильма, несомненно, Дэн Стивенс, которому удалось воплотить сложный и противоречивый образ бывшего пастора, потерявшего веру в Бога, но вновь обретшего её. Это однозначно его лучшая роль и новый уровень даже в сравнении с «Легионом».
Своей актёрской игрой Стивенс выводит на первый план единственную безупречно прописанную линию фильма — путь разочарования, безумия, страдания, морального очищения и духовного перерождения. Именно это так старательно прятал Эванс за нестройным нагромождением сценарных и режиссерских изысков. И именно это в конце-концов делает фильм хорошим и заставляет размышлять. Вряд ли фильм добился бы того же эффекта, если бы не Дэн.
Это не плохой фильм, не плохой сценарий и не плохие персонажи. «Апостолу» просто чуть-чуть не повезло с формой и амбициями своего создателя. Как красивый и необычный триллер он имеет право на жизнь.
Культ Асклепия
Асклепий – бог медицины, врачевания в греческой мифологии. Сын Аполлона и Корониды, внук Зевса. Хотя в Греции и соседних государствах были и другие божества, связанные с целительством, именно Асклепий занимал главное место. В Риме он был известен под именем Эскулап. Культ Асклепия изобилует интересными деталями, к тому же, он повлиял и на современную медицину. Поэтому бога и предметы, олицетворяющие его, до сих пор можно встретить по всему миру.
Значение культа и образ Асклепия
Асклепия можно назвать главным божеством медицины в греческой мифологии, хотя он занял это место и не сразу. Но в итоге он был фактически одним из немногих богов-врачевателей, у которых были и собственные храмы, и жрецы, и алтари. Асклепий даже вытеснил в этом плане своего отца Аполлона, ещё одного врачевателя Олимпа.
Тем не менее, у самого Эскулапа были дети, которые исполняли ту же функцию. Часто всё божественное семейство изображалось вместе, либо сыновья и дочери помогали отцу.
Среди детей Асклепия сохранились имена следующих:
Асклепий и его супруга Эпиона, дети Панакея, Ясо, Акесо и Ианискос. Национальный археологический музей, Афины.
Главной особенностью культа Асклепия было то, что входящие в него жрецы оказывали реальную помощь больным, использовали вполне современные методы лечения. В результате бог пользовался большим уважением.
Зарождение и распространение культа
Культ Асклепия в Древней Греции прошёл достаточно долгий путь развития. Сначала Эскулап не был известен повсеместно, он играл роль местного божества в Фессалии, региона на берегу Эгейского моря. Лишь в VII в. до н.э. культ начал проникать и в другие области. В разных источниках упоминается о почитании Асклепия в Беотии (Центральная Греция), Аркадии, Эпидавре (на северо-востоке Пелопонесса) и Мессении.
Именно в городе Эпидавр в конце VI в. до н. э было построено крупнейшее святилище Асклепия. Оно стало центром его культа. Это был целый комплекс культовых зданий и построек, в которых страждущие находили исцеление.
V в. до н.э. ознаменовался тем, что культовые сооружения в честь Асклепия стали появляться уже по всей Греции. Позже культ распространился дальше, в соседние страны. В самой Эллады насчитывали около 300 храмов бога-врачевателя, а за её пределами исследователи обнаружили ещё сотню.
Первоначальный образ Асклепия среди других богов медицины
Очень интересен образ самого бога в момент, когда культ Асклепия в Древней Греции зарождался и развивался. По сути, сначала он был не божеством, а просто мудрым правителем в Фессалии. Мужчина хорошо разбирался в медицине, а главное, передал эти знания своим сыновьям. Именно таким описывал Эскулапа Гомер в своём знаменитом произведении «Илиада» в VIII в. до н.э.
Асклепий. Государственный Эрмитаж.
Кроме Асклепия существовало ещё много богов врачевания, и прошло время, прежде чем он занял в этом списке главенствующее положение.
В первую очередь это был бог по имени Пэан, существовавший ещё до Асклепия и тоже описанный в «Илиаде». Он обладал целительными силами.
Но как самостоятельный бог Пэан просуществовал недолго. Вскоре его имя было превращено в эпитет, которым обозначали других врачевателей с Олимпа. Это было уже скорее название их функции. Например, известен Зевс Пэан. Зевса тоже наделяли даром лечить недуги. А иногда имя Пэан использовалось как альтернатива имени Аполлона.
Сам Аполлон был отцом Асклепия и входил в целую плеяду богов-целителей. В определённой мере Феба тоже можно назвать главным врачевателем. Даже клятва Гиппократа, которую приносят врачи, начиналась с воззвания к нему. Вторым уже озвучивалось имя Асклепия.
Храмы Асклепия и их значение в культе
Практически каждый бог в Древней Греции имел свои храмы, иногда – в разных городах. Это было место, куда можно было принести дары, где обычные люди просили жителей Олимпа о помощи. Но иногда такие священные места игра роль не только религиозных сооружений. Они использовались как центр города, культурной, торговой жизни.
Барельеф с Асклепием, Эпионой, человеком, рабом и лошадью. Национальный археологический музей г. Афины.
Но святилище Асклепия в этом случае стоит особняком. Это было обусловлено самими функциями бога. Раз он был целителем, то и храмы в итоге всё больше и больше обретали вид лечебниц.
Иногда святилища Асклепия, которые называются асклепионами, считаются предшественниками современных санаториев.
Храмы всегда строились после тщательного выбора места. Но святилища Эскулапа в этом случае требовали ещё более тщательной подготовки. Предполагалось, что люди, приезжая туда, будут отдыхать, восстанавливаться и набираться сил.
По сути, это были курорты, расположенные в соответствующих зонах. Святилища окружала живописная природа, часто рядом находилось море, в обязательном порядке имелись минеральные источники.
Очень часто святилища имели следующую структуру:
Самым важным элементом была крытая галерея из колонн под названием Абатон. Это было сакральное место, где пациенты проводили ночь и во снах видели советы по поводу своего недуга.
Театр в первую очередь служил для достижения экстаза, восторга, который, по мнению врачей, помогал в исцелении. Считалось, что искусство помогало вызвать особое состояние – катарсис. При этом высвобождались эмоции, человек избавлялся от напряжения.
Театр у храма Асклепия в Эпидавре.
Как и театр, все остальные постройки служили для восстановления пациентов. Они могли заниматься физическими упражнениями, водолечением, прогулками на свежем воздухе. Жрецы-асклепионы использовали и вполне прогрессивные методы врачевания – диеты, травничество, даже хирургическое вмешательство. Такие практики действительно давали свои плоды.
Были хорошо известны храмы в Эпидавре, Книде, на острове Кос.
Самый известный храм в Эпидавре
Среди всех храмов Эскулапа больше всего выделяется святилище Асклепия в Эпидавре. Эпидавр – центр области Эпидаврия на Пелопоннесе. Хотя сам город не был особо известен, подвергался набегам и разорениям, но именно храм привлёк к нему многочисленных паломников.
Реконструкция храма Асклепия.
Культ Асклепия тут возник в VI в. до н. э., после того, как он начал распространяться по всей Древней Греции. Тогда же был возведён и сам храм Эпидавра. Дальнейшая его история выглядит следующим образом:
Крупнейшее святилище Асклепия позволило историкам восстановить облик асклепионов того времени. Именно храм Эпидавра состоял из множества построек, типичных для культовых сооружений Эскулапа. Второстепенную роль в этом сыграли письменные источники.
Этот город был не зря выбран для строительства самого величественного и известного храма. Ведь святилище Асклепия в Эпидавре находится близко к месту, где, по легенде, будущий знаменитый врач и был рождён. Он был сыном Корониды, беременной от Аполлона, которая произвела на свет дитя на склонах горы и оставила там же, на горных склонах у Эпидавра.
По другой легенде, Коронида изменила Аполлону со смертным мужчиной и была убита богом. Но когда Коронида уже лежала на жертвенном костре, Феб вырезал ребёнка из её чрева.
Греки часто слагали подобные легенды о своих родных местах. Каждый хотел, что его дом был связан с божеством или героем. Поэтому об Асклепии и его рождении, дальнейших странствиях ходят различные легенды. Но Эпидавр всё же остаётся самой известной «родиной» Асклепия и священной областью из-за Корониды.
Храм Эпидавра играл важную роль и в развитии медицины. Именно там нашли знаменитые мраморные плиты, созданные примерно в 320 г. до н. э. На этих табличках из Эпидавра высечены истории болезней 70 пациентов. Там же жрецы расписывали и способы лечения. Их труды позволили сохранить опыт для других врачей древности. В результате исследования не исчезли с течением времени.
Около храма-асклепиона был также театр, где и простые люди, и аристократия наслаждались древнегреческими постановками. После раскопок провели его реконструкцию, и теперь там снова устраивают праздники и выступления.
Храм Асклепия в Эпидавре.
Символ змеи в культе Асклепия
Змея – это животное, без которого не обходились храмы бога, его статуи, любые изображения. Асклепий всегда держал в руке посох, который обвивала именно змея. Этот атрибут известен не только мифологии, он прочно вошёл в медицину.
Змея стала священной эмблемой и одной из дочерей бога, Гигиеи. Гигиея была богиней превентивной медицины. Так появилась эмблема аптечного дела – сосуд и змея, пьющая из него.
Асклепий не зря в первую очередь покровительствовал именно этим животным. В трактовке древних людей змея была не только угрозой. Пресмыкающееся также имело множество разных значений и играла важную роль в символике:
Асклепий. Новая глиптотека Карлсберга в Копенгагене, Дания.
В культе Эскулапа змея непосредственно связывалась с воскрешением умерших. Ведь благодаря ей Асклепий узнал о чудодейственной траве, при помощи которой одна змея оживила другую. Так он научился оживлять мёртвых этой травой, за что его покарал Зевс. С тех пор бог и носил с собой посох, обвитый кольцами пресмыкающегося. Иногда Асклепий изображался со змеей, опутывающий его по пояс. Посох со змеёй в итоге стал эмблемой медицины.
Какую роль исполняли змеи в культе
Священные змеи содержались прямо в храмах, где почитался Асклепий. В основном это были змеи вида эскулаповых полозов, семейство ужеобразных. Так как они не были ядовитыми, их могли отпускать ползать прямо между паломниками, которые проводили ночь в храме ради исцеления.
Подобная близость с потенциально опасными существами могла и правда положительно действовать на здоровье. В этом случае задействовались внутренние резервы организма. Происходил мощный выброс адреналина. Самочувствие после такой ночи в храме улучшалось. Жрецы добивались того же эффекта, когда под их надзором змеи из храма касались языком тела больного. Тот переживал стресс и мог исцелиться.
Лечение при помощи змеи в храме Асклепия.
Сам Асклепий принимал облик змеи. Каждый из страждущих был обязан переночевать в святилище, чтобы во сне бог рассказал ему о причине болезни и способе исцеления. Это могли быть самые разные сновидения. Но иногда сам Асклепий являлся больному. Для этого он и мог использовать образ змеи.
Змеи часто помещались в округлой пристройке рядом с основным храмом, иногда похожей на ротонду. Такое сооружение называлось Фимела или Толос (Фолос).
Реконструкция сооружения под названием Фимела на территории храма.
Образ Асклепе в искусстве
Культ Асклепия сказался не только на верованиях греков и медицине. Также его образ можно встретить на различных предметах искусства. Например, на монете. В Древней Греции на монете можно было найти его портрет.в виде мужчины с лавровым венком на голове. Другой образ на монете – в полный рост. Асклепий в таком варианте носил мантию и держал посох со змеёй.
В первую очередь бог изображался на монетах Эпидавра. На монете эпохи императора Антонина Пия помещён младенец Асклепий, которого кормит коза. На этой монете времён Пия показан один из вариантов легенды о рождении бога. Мать Коронида оставила его, пока мальчика не нашли коза и собака. Первая заботится о нём и кормит.
В Риме его обычно чеканили на монетах, если создающий его монетарий считался потомком Асклепия. Встречаются изображения на монетах из других стран, даже Египта. Кроме самого бога изображали его детей – Гигиею и Телесфора.
Асклепий и Гигиея. Копия. Музей Торвальдсена, Копенгаген.
Во что верят культисты: 8 самых безумных религий
Сразу должен заметить, что действительно шизоидных верований в мире много, так что этот список довольно субъективен и отобран по личным впечатлениям. Мне хотелось рассказать о чем-то одновременно безумном и относительно малоизвестном. Поэтому здесь нет инглингов, всевозможных «хлыстов», джедаев, Макаронного Монстра и прочего.
Кроме того, может показаться странным, почему в этой подборке соседствуют одновременно выдуманные пародийные религии, вроде дискордианства, и верования, которые исповедуют на полном серьезе. Почему бы не сделать разные статьи по разным категориям? В наши непростые времена победившего постмодернизма религиозные архетипы, современная поп-культура и шизофренические инсайты смешались словно в Хорадрическом кубе. Границы серьезного и несерьезного размылись: Папа Римский пытается хохмить и заигрывать с публикой, а последователи эзотерического ельцинизма так увлеклись, что натурально готовы бить морды тем, кто не разделяет их веру в Ледовласого.
Вселенные люди
«Вселенные люди» — это мистическое учение, которое в гротескной форме совмещает в себе уфологию и христианство, ньюэйдж и фантастику. Оно было основано в 1997 году неким чешским «контактером с пришельцами» по имени Иво А. Бенда. Они-то и рассказали о том, что за Землей наблюдают иные цивилизации и отсеивают тех, кто готов принять преобразования мира. На самом деле, подобных псевдорелигий не так уж мало, вспомните ту же Саентологию. Но «Вселенные люди» отличаются необузданной шизофазией своих посланий и убеждений. Так, к примеру, они считают, что мироздание держится на тройке уникальных божеств: командоры космофлота Аштар Шеран и Птааг, а также их закадычный друг Иисус Христос (очевидно, тоже космодесантник или вроде того). К тому же, создатель «Вселенных людей» явно вдохновлялся произведениями чешского фантаста Карла Чапека, от которого взял идею о «ящериках» — рептилиях, которые втайне готовят революцию и захват Земли.
Вместо тысячи слов лучше посмотрите на этот поток благодати:
Волна Пана
Япония — страна невероятных возможностей во всем, что касается верований, культов и сект. Здесь их буквально десятки тысяч и большинство из них созданы местными жителями, а не занесены извне. Одна из самых интересных групп — это так называемая «Лаборатория волны Пана». Это движение совмещает в себе доктрины христианства, буддизма и ньюэйджа. Кроме странной смеси этих идей, его участники отличаются своим параноидальным отношением к электромагнитным волнам. Общество основано бывшей учительницей Юко Ино и проповедует, что коммунисты и дьяволы пытаются уничтожить их с помощью излучения. Чтобы предотвратить это, «Волна Пана» предписывает своим членам полностью закутываться в белые одежды, а также накрывать все вокруг — деревья, дома и целые улицы — белым полотнищем.
Пиком известности этой организации стал эпизод, связанный с арктическим тюленем, который заплыл в воды Японии. Этот зверек стал известен на всю страну, получил прозвище «Тама-чан» и на какое-то время превратился в национальный символ кавайности и умильности. Члены «Волны Пана» увидели в нем своего рода всадника Апокалипсиса и проявление враждебных электромагнитных волн. Они пытались выловить его и отправить обратно в северные воды, дабы восстановить мировой баланс, но не преуспели.
Дискордианство
Дискордианство — это пародийная религия, которая проповедует радость слияния с первобытным хаосом. Символом и одновременно богиней учения является Эрида, она же Дискордия, античная богиня раздора, разброда, шатания, неясных мотивов и просто всего иррационального. Главной причиной, по которой следует стремиться к хаосу, является тот факт, что порядок — это дрянная скукотища, от которой никакого толку. Все постулаты дискордианства изложены в абсурдистском трактате Principia Discordia, который был создан некими Омаром Хайямом Равенхурстом (он же — Керри Торнли) и Малаклипсом Младшим (настоящее имя — Грегори Хилл) в 1963 году. Судя по тому, что можно прочитать в этом восхитительно невразумительном творении, делали его весьма неглупые люди, которые собрали свои знания в области религии и философии и решили повеселиться от души.
Патриархи Дискордианства указывают на то, что порядок как таковой — это не достижение и благо, а деградация, и уныние. Стоит же за гнетом упорядоченности некий Груад Серолиций, некое реверсивное подобие Дьявола, который не олицетворяет хаос, а, наоборот, вносит в мир скуку, каталогизацию, рационализацию и творческую кастрацию. Груад способен насылать проклятие на добропорядочных дискордианцев, делая их усердными, успешными, разумными, а оттого, конечно же, несчастными.
ХОДЖ-ПОДЖ, он же — Священное Хао.
Священный символ Дискордианства — ХОДЖ-ПОДЖ (именно капсом), который выглядит как даосский символ «Инь-Ян», к которому подрисованы яблоко раздора и пятиугольник. Святыми религии являются идеальные с ее точки зрения персонажи-трикстеры: Дон Кихот, Йоссариан из книги Уловка-22 и Боконон из романа «Колыбель для кошки» Воннегута.
Абдуловера
«Абдуловера» — квазикультистское явление, которое воплотило в себе эпоху мемов, видеоблоггинга, имиджборд, пранка и прочего интернет-перегноя. В двух словах, Абдуловера основывается на идее о необходимости «карать» тех или иных неугодных видеоблоггеров, которые провозглашаются «грешными». Это странное китчево-глумливое образование вмещает в себя абсурдистские идеи о том, что актер Александр Абдулов был настолько зол при жизни, что попав на тот свет уничтожил и Рай и Ад и самого Бога, заменив его своей недоброй сущностью.
Религиозные постулаты Абдуловеры записаны с священном писании Биборана, представляющем собой болезненный шизофазный бред. Помимо космогонии, это творение описывает то, почему неверные видеоблоггеры должны караться священным пламенем истинной веры. Автором манускрипта и попутно духовным учителем движения указывается некий таинственный и до сей поры избежавший деаонимизации Абдуль, который, что характерно, сам является видеоблоггером.
Звучит это все на первый взгляд забавно, однако на деле выливается в унылейшую попытку травли, пранка и троллинга какого-нибудь очередного Гамаза ордой школьников, которые сами недалеко от него ушли. Узнать такого рода шутников можно по ключевой фразе «Анша Абдуль», а также по речам о каре неверных и прочему псевдоэзотерическому бреду.
Бажовцы
В 1992 году в Екатеринбурге появилось мистическое движение бажовцев, названных так за то, что они на полном серьезе обожествляют сказки Павла Бажова. Собрание уральских сказов «Малахитова шкатулка» считается новым Евангелием, а все, что в нем сказано — буквальной истиной. Кроме того, в этом странном религиозном течении соединились неоязычество, христианство, зороастризм и оккультизм. Бажовцы поклоняются хозяйке медной горы, покорителю Сибири Ермаку и мистическому Ленину, а также проводят обряды телепатической связи с помощью шаманизма. Как видите, бажовцы умудрились намешать в блендере, который заменяет им мозг, вообще все, даже немного конфуцианства и поклонения Великой Отечественной войне, которую они считают сакральным ритуалом борьбы с Люцифером.
Махатма Ленин и ведический социализм
Махатма Ленин в представлении Рериха. Глядит прямо из Шамбалы.
Продолжая тему мистического Ленина, можно вспомнить еще одних фриков, которые считают, что вождь мирового пролетариата — это религиозный учитель и великий гуру. Когда в начале XX века социалистические веяния дошли до Индии, они не только нашли благодатную почву, но и смешались с местными индуистскими верованиями. Так появился ведический социализм, который совмещает в себе идеи социальной справедливости и плановой экономики с доктринами из Упанишад и Вед.
Дальше — больше и интереснее. Постулаты Ленина, смешанные с индуизмом, вернулись обратно в Россию, чтобы смешаться здесь уже с идеями славянского неоязычества. Не буду вдаваться в подробности, Владимир Данилов и Инга Мочалова, авторы книги «Русь ведическая в прошлом и будущем (Евангелие от ариев)» написали все предельно ясно и лаконично. Только вчитайтесь в ключевую фразу учения: «Духовный Ведический Социализм — система общественного и государственного устройства, описанная Господом в Ведах». Действительно, лучше и не скажешь.
Эзотерический ельцинизм
Ультра-современное движение эзотерического ельцинизма можно считать полной противоположностью ведического социализма и его идеологическим антагонистом. Если ленино-индуисты считают Ельцина зловредным духом-ракшасом, то участники движения Yeltsin Death Brigade величают его спасителем и верховным божеством Демократии и Бухла. Они называют его «Ледовласым» и проповедуют, что святой старец заседает в чертогах Вальхаллы, откуда святой дланью карает ненавистных коммунистов и ЗОЖевцев.
Как нетрудно догадаться, эзотерический ельцинизм — это такой постмодернистский молодежный китч, сатира и пародия на все сразу. Хотя, надо отметить, что многие из неоязыческих поклонников Бориса Николаевича конкретно заигрались и иногда грань озорной шутки и реальности начинает размываться. Помимо первого президента РФ, одной из главных фигур движения можно назвать Сашу Скула — рэпера и эксцентрика, который пытается замутить общий проект с небезызвестным Пахомом, что уже говорит о нем как о своеобразной культурной величине.
Нуваубианизм
Пожалуй, самое безумное и шизоидное из учений, которые вообще существуют на планете. Зародившись как исламское афроамериканское движение в 1967, оно так быстро и странно эволюционировало, что теперь тяжело вообразить как кто-то вообще исповедует это на полном серьезе. Кроме непрятия белых, четкой центральной доктрины у нуваубианизма, словно бы и нет: в нем нагромождено и напутано слишком много всего.
Апологеты религии считают, что Николя Тесла прибыл с Венеры, а человечество стало результатом генетических экспериментов над Homo Erectus. Считается, что когда-то люди были совершенно симметричными и даже сердце было точно посреди грудной клетки; причиной разлада стал астероид, который врезался в Землю и сбил ее магнитную ось. Еще одна странная вещь, в которую верят последователи религии — это то, что у каждого человека в мире есть как минимум 7 клонов, но все они живут в разных местах планеты. Эстетически культисты предпочитают Древний Египет и доказывают, что египтяне были черными и создали цивилизацию, а нуваубианисты являются их прямыми потомками.
Еще одна важная для культа идея заключается в том, что Жаклин Кеннеди родила от Ротшильдов Сатану во плоти. В младенчестве его крестил лично Папа Римский, а воспитанием занялся Ричард Никсон. Согласно священным манускриптам, сейчас Дьявол находится в Бельгии, где его мозг подключен к супер-компьютеру под названием «The Beast 3M» или «3666».
Основатель нуваубианизма Дуайт Йорк прожил, мягко говоря, интересную жизнь: сейчас он отсиживает срок в135 лет за растление малолетних и финансовые махинации. До этого он был не только гуру этой странной религии, но и бруклинским хип-хоп музыкантом, основателем своего лейбла и продюсером. Кроме того, по заверениям Дуайта, он является воплощением Рамзеса Второго, что и послужило, по его словам, причиной ареста.
Как видите, человек способен верить в самый невероятный и шизофренический бред и у меня нет ни малейшего понятия почему это так. Как бы вы не старались придумать что-то намеренно абсурдное, в мире все-равно найдутся культисты, которые поклоняются чему-то еще более инфернальному и нелепому одновременно. Другая сторона этого же явления — наш мир настолько безумен, что в теории даже пародийные религии могут стать серьезными учениями с толпами последователей.
Отдельное спасибо я просто обязан сказать Александру Батову, настоящему специалисту по малоизвестным культам и опасным для разума сектам.