киндяковский камень какие чудотворские действие имеет
Киндяковский камень
Киндяковский камень – священный камень древних славян, находящийся в «Шутовом лесу» близ деревни Киндяково. Согласно народному сказанию, священный камень сам приплыл против течения реки Кимерши в день летнего солнцестояния и выбрал место, где ему лежать. Является мегалитом, с виду – серый кварцит, имеет относительно ровные грани. На одной из его сторон есть несколько выпуклых прямых полос. Размеры его приблизительно 0,6 на 1,3 метра. Камень держится на поверхности, хотя лежит на болотистой почве, по которой ходить временами трудно (люди подкладывают доски), и не уходит под землю.
Расположен у ручья, в нескольких метрах от места впадения последнего в реку Кимерша (ныне маловодную), близ деревни Киндяково (дер. в адм. подчинении сел. пос. Синьковское) Дмитровского р-на МО, в пределах однодневной пешей доступности от Синьковского городища.
В окрестных селах (Киндяково, Турбичева, Глухово, Синьково и др.) до второй половины XX в. дошла традиция почитания этого камня. К Киндяковскому камню на протяжении многих веков приходят люди за исцелением или избавлением. Интерес к камню возродился в 90-х и не угасает в наши дни. Тропа к камню протоптана даже зимой. Вокруг камня на деревьях развешены разноцветные ленточки и тряпочки. На камень туристы кладут монетки, хотя древние славяне и христиане не оскверняли святыни деньгами. Члены кружка краеведения Семеновской школы (руководитель кружка – учитель истории Нина Болдырева) соорудили мостик через лесной ручей.
Камень ошибочно именуют Шутовым камнем, это название имеет отношение не к камню, а к лесу, в котором он находится. «Шутов лес» получил такое неофициальное название потому, что в нем, согласно народной молве, часто плутают охотники и грибники, даже хорошо знающие местность. Слово шут употреблялось и в значении «черт», «бес»: «шут с ним!», «шут его знает!». После Крещения Руси это место могло быть демонизировано как языческое.
Легенды, связанные с камнем
Русский историк В.Н. Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись, пишет: «Однажды по реке Кимерше приплыл к людям камень. Он приплыл против течения и стал почитаться у народа как священный. Вокруг него стали устраиваться ритуалы. Со временем он прославился как исцеляющий и дарующий силы». Он же упоминает и о другой легенде, когда по реке Яхроме, тоже против течения приплыл к людям чудотворный крест, прикоснувшись к которому мгновенно прозрела женщина, слепая от рождения. Город Дмитров заложен, как и Москва, Юрием Долгоруким – в честь рождения сына. Здесь, судя по последним находкам археологов, задолго до появления в этих местах Юрия Долгорукого, было поселение. В свое время В.Н. Татищев писал: в этом месте происходили мирные переговоры даже тогда, когда самого города Дмитрова как такового не было. Одна такая встреча князей произошла в начале 12 века: две дружины выступили навстречу друг другу, чтобы сойтись у Яхромы. Так получилось, что оба войска заблудились в лесах. Войны поэтому не получилось, князья заключили крестный мир. Ни в одном другом русском городе не заключалось столько мирных договоров: из 18 крупных примирительных съездов русских князей 11 проходили в Дмитрове. В 1282 году в междоусобной войне за Переславль чуть не погиб город Дмитров. Дружины сыновей Александра Невского князей Дмитрия и Андрея, деливших власть, приближались к городу. Новгородская летопись сообщает: «есть пошла война за Переяславль». Однако, дружины враждующих князей так и не появились у стен Дмитрова, войска остановились в пяти верстах от города и, заключив перемирие, разошлись.
В XVII веке немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий в своих записках приводит такую легенду: «В далекие времена пришли на Москву странники от самого Белого моря и принесли с собой алатырь-камень, разбили его на девять частей и положили осколки у Сергиевой Лавры, Коломны, Серпухова, Дмитрова и еще пяти городов. Русские верят, что нет на свете более могучего оберега, чем алатырь-камень. К этим осколкам теперь приходят люди в надежде не исцеление». Адам Олеарий также пишет о том, что великий князь московский даже водил к камню, что лежит у Дмитрова в Шутовом лесу, свое войско перед самым походом на орду. Князь верил, что, прикоснувшись к этому камню, его воины станут неуязвимы и вернутся с победой. Затем было знаменитое стояние на реке Угре, где дружины Ивана III и татары встретились, постояли напротив друг друга и разошлись.
Среди жителей соседнего села Турбичево жива следующая легенда: однажды крестьянин затеял строить дом и решил, что для такого дела ему пригодиться чудо-камень. Под вечер камень притащили в деревню. А наутро камень исчез, как будто его и не было вовсе. Попробовали еще раз – повторилось то же самое.
Киндяковский камень в научной литературе
С Рогачевского шоссе повернуть на Турбичево. Проехать мимо поворота на Киндяково и в прямой видимости будет знак «Пересечение с второстепенной дорогой», непосредственно перед ним, направо идет тропинка через поляну в лесную чащу. Там мостик через речку, на нем надо быть предельно осторожным – доски не закреплены, перила качаются. Далее по тропинке вдоль ручья. Общественным транспортом: автобус №50 Лобня/Дмитров – Рогачево, интервал 1-2 часа, заезд в Турбичево еще реже (от поворота на Турбичево пешком около 3 км).
Киндяково и Киндяковский камень на карте:
Золотов Ю.М.. Остатки древнего святилища на реке Кимерше//Балто-славянские исследования. Вып. 1980 г. М., 1981.
Жилко А.Э.. Как найти Алатырь-камень//Мифы и магия индоевропейцев, вып.9, 2000.
Лебедев А.Н. Храмы Власьевского прихода в г.Ярославле. Ярославль, 1877.
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903.
Маланин И.Д. Земные прототипы Алатырь-Камня//Мифы и магия индоевропейцев, вып.3, 1996.
Маланин И.Д.. Культовые камни и камень Алатырь//Вопросы истории, №10, 1996.
Орловские Епархиальные Ведомости, №157, 1884.
Платов А.В. Киндяковский камень: святилище у слияния трех вод//Мифы и магия индоевропейцев, вып.3, 1996.
Загадки и легенды Киндяковского камня в Шутовом лесу
Загадки и легенды Киндяковского камня в Шутовом лесу
Многие слышали о священном Синь-камне, расположенном на берегу Плещеева озера близ Переславля-Залесского. В Дмитровском городском округе Московской области находится его «младший брат» — Киндяковский камень, называемый также Шутовым. Это небольшой серый кварцит длиной чуть менее 1,3 метров.
Киндяковский камень в Шутовом лесу
Рядом расположена деревня Киндяково. Поэтому камень и получил название Киндяковского. Лежит он в лесном болотистом месте у безымянного ручья близ речки Кимерши. Отсюда еще одно его название – Кимершинское святилище. Лес вокруг него уже после крещения Руси прозвали Шутовым. В Толковом словаре В.Даля даны различные значения слова «шут»: черт, всякая нежить, домовой, леший, водяной, водява лопаста, русалка. Таким образом, с приходом христианства древнее святилище и место вокруг него демонизировалось, объявлялось нечистым.
Легенды о Киндяковском камне
Верят, что Киндяковский камень – один из девяти осколков священного Алатырь-камня. Немецкий ученый-путешественник XVII века Адам Олеарий в «Описании путешествия в Московию» передает эту легенду:
… в далекие времена пришли на Москву странники от самого Белого моря и принесли с собой бел-горюч камень Алатырь. Камень был разбит на девять частей. По легенде в основе границ Московии лежат эти девять осколков камня Алатыря. И схоронены они в стенах девяти городов: Коломна, Серпухов, Дмитров, Тула, Волоколамск, Верея, Наро-Фоминск… Русские верят, что нет на свете более могучего оберега, нежели осколки Алатырь-камня, от войны и иноземного нашествия, а также от мора и других злых бед.
Также Олеарий упоминает, что великий князь Московский Иван III водил свое войско к Камню перед знаменитым стоянием на Угре в 1480 году в надежде, что его воины станут непобедимыми и неуязвимыми.
Сведения о Киндяковском камне мы также встречаем у русского историка XVIII века В.Н.Татищева. Ссылаясь на Иоакимовскую летопись (известную только в пересказе Татищева: «История Российская», 1-й том, 4-я глава; некоторые историки считают ее подделкой XVII века), он пишет:
Однажды по реке Кимерше приплыл к людям камень. Он приплыл против течения и стал почитаться у народа как священный. Вокруг него стали устраиваться ритуалы. Со временем он прославился как исцеляющий и дарующий силы.
Далее Татищев упоминает об одной интересной особенности камня. Переговоры русских князей, происходившие в Дмитрове (11 из 18), всегда заканчивались миром, в отличие от тех, которые устраивались в других местах. Татищев объясняет это особой примирительной силой Киндяковского камня.
Со временем за Киндяковском камнем закрепилась целительная слава:
Сейчас Камень полузабыт, а когда-то известность о нем распространялась километров на двадцать вокруг. Он имел славу целителя от всяких болезней, но более всего — от детских. Сюда несли тяжелобольных детей и проделывали следующее. Набирали из ручья ковшиком воду и «скатывали», т.е. обливали ею Камень, собирая стекавшую воду в особую посудинку. Этой водой, считавшейся целительной, чудодейственной, обмывали больное дитя, надевая после этого на него новое белье. […] Народная молва утверждала, что результаты такой процедуры могут быть двоякого рода (что вообще характерно для памятников такого типа): «если ребенку суждено жить, то он сразу после омовения пойдет на поправку, а коль суждено умереть — быстро зачахнет». Популярность Камня в старину была очень велика… (Золотов Ю.М. Остатки древнего святилища на реке Кимерше//Балто-славянские исследования. Вып. 1980 г. – М., 1981).
Сейчас Киндяковский камень снова становится популярным. Около него организовано целое святилище. Вокруг, на деревьях и кустарниках развешены ленточки и предметы одежды. Тут же в траве прячется деревянный идол. Сюда приезжают не только краеведы и путешественники, но и неоязычники, исследователи таинственного.
Загадки Киндяковского камня
Трудно отличить правду от вымысла, восстановить историю Камня. Местные жители и многочисленные статьи в интернете только подогревают ажиотаж. Старинные легенды смешиваются с новыми. Дескать, и магнетизм в этих местах особенный, и Шутов лес для путников опасен — закрутит, заблудит леший, будешь плутать в поисках дороги. Немало можно услышать и историй чудесного исцеления. А на кого-то, наоборот, после посещения Камня неприятности посыпятся и болезни обострятся.
Много вопросов вызывает Киндяковский камень. Связан ли он с Синьковским городищемдьяковской культуры, которое находится в пределах дня пешего пути? Как в наших местах, где валуны скрыты под толщей земли, оказался лежащим на поверхности этот камень? Почему он уже много столетий не тонет в болоте? Связан ли он с культом Велеса или женскими силами плодородия, богиней Макошью?
Мои впечатления и фотографии
Место это очень интересное. В болотистый лес ведет тропинка. Затем – мостик через Кимершу. В наш июньский приезд он был разобран, пришлось перебираться по опорам. Во второй раз было проще – мост починили. За мостом тропинка продолжается. Несколько десятков метров, крутой поворот – и за деревьями открывается небольшая полянка с камнем. Здесь царит зеленый полумрак, гудят полчища комаров. На камне лежат монетки, на деревьях и кустарниках рядом повязаны разноцветные ленточки. Тут же и православная икона Богородицы – наглядное подтверждение двоеверия.
В окрестностях Шутова леса, пожалуй, одни из самых красивых мест Подмосковья. Пейзаж создан отрогами Клинско-Дмитровской гряды. Дорога вьется между холмами.
Дорога к Киндяковскому камню, август 2013
Впереди за поворотом показывается и сам Шутов лес.
Дорога к Киндяковскому камню, август 2013
Вдалеке, на холме — Турбичево. В нем есть церковь.
Деревня Турбичево около Киндяковского камня, август 2013
Стеной вдоль дороги возвышается Шутов лес.
Дорога около Киндяковского камня и Шутов лес, июнь 2013
Внизу — речка Кимерша. Сейчас она мелководна, более напоминает ручеек.
Речка Кимерша, июнь 2013
В сторону Кимершинского святилища ведет тропинка — мимо нее пройти невозможно.
Тропинка к Киндяковскому камню, август 2013
Когда мы были в июне, от мостика через Кимершу остался лишь остов. Впрочем, путь к святыне не может быть легким.
Мост через Кимершу, июнь 2013
А вот к августу положили новый настил. Об этом месте заботятся.
Мостик через Кимершу, август 2013
Входим под сень леса. Между деревьями таинственно поблескивает вода Кимерши. Вокруг — стаи голодных комаров.
Речка Кимерша в Шутовом лесу, июнь 2013
Еще немного по тропинке — и впереди показывается оно, святилище и Камень. Через безымянный ручеек переброшены мостки, на болотистую почву уложены бревна — ноги не замочить.
Мостик через ручеек и Киндяковский камень, август 2013
На Камне рассыпаны монетки. Впрочем, это недавний обряд — в древности подобного не существовало.
На дереве около Камня кто-то прикрепил икону Богоматери с Младенцем. Может, это священник Турбичевской церкви? Или кто-то из православных, дабы освятить нечистое место? В первый наш приезд ее здесь не было.
Икона Богоматери у Киндяковского камня
Весь ирис (аир) в ленточках и резинках для волос. Считается, что нужно у камня оставить какую-то часть своей одежды, смоченной в стекающей с камня воде (воду нужно предварительно набрать в ручье). По мере того, как будет истлевать лоскут, будут пропадать и болезни.
Ленточки на аире около Киндяковского камня, август 2013
Ленточки на деревьях перед Камнем
Идол у Киндяковского камня, июнь 2013
Приходит время возвращаться назад.
Киндяковский камень и ленточки на растениях около него
Мостик через Кимершу, август 2013
Таинственно поблескивает вода Кимерши.
Кимерша, август 2013
Кимерша, август 2013
Кимерша, август 2013
А вот и опознавательный знак — именно на него надо ориентироваться, чтобы не пропустить дорожку к Камню — она начинается прямо от него.
Дорожный знак у тропинки к Киндяковскому камню
Если внимательно приглядеться, в Подмосковье можно найти немало следов язычества и древних культур. Многие православные храмы стоят на месте древних святилищ. Почитание родников также идет с дохристианских времен. Орнаменты наличников, узоры ручников сохранили традиционные мотивы. Сохранились языческие курганы. Так что старая вера никуда не ушла.
Как добраться до Киндяковского камня
На машине: по Рогачевскому шоссе до поворота на Турбичево. Далее до деревни Киндяково. Справа будет дорожный знак «Примыкание второстепенной дороги справа». Около него — тропинка в лес, далее по мостику через Кимершу, затем по тропинке в лес.
Общественным транспортом: автобус №50 (Лобня/Дмитров — Рогачево), ходит с интервалом 1-2 часа. Далее пешком около 3 км (если автобус не заходит в Турбичево).
Шутов (Киндяковский) камень
Удивительный древний камень скрывается в Шутовском лесу, неподалеку от деревни Турбичево и деревни Киндяково Дмитровского района Московской области в нескольких километрах от Рогачёвского шоссе (40-й км). Издавна он является местом поклонения. По поверью является одним из 9 осколков Алатырь-камня — оберега Московского княжества.
В «Описании путешествия в Московию» 17 века немецкого ученого Адама Олеария приводится легенда:
В далекие времена пришли на Москву странники от самого Белого моря и принесли с собой бел-горюч камень Алатырь. Камень был разбит на девять частей. По легенде в основе Границ Московии лежат эти 9 осколков камня Алатыря. И схоронены они в стенах девяти городов: Коломна, Серпухов, Дмитров, Тула, Волоколамск, Верея, Наро-Фоминск… Существует поверье, что нет на свете более могучего оберега, нежели осколки Алатырь-камня, от войны и иноземного нашествия, а также от мора и других злых бед.
Далее Олеарий пишет о том, что к этим камням, разбросанным у девяти городов, постоянно приходят люди в надежде на исцеление, а великий князь московский даже водил к камню, что лежит у Дмитрова в Шутовом лесу, свое войско перед самым походом на орду. Якобы князь верил, что, прикоснувшись к этому камню, его воины станут неуязвимы и вернутся с победой. Так и вышло: это было знаменитое стояние на реке Угре, где дружины Ивана III и татары встретились, постояли напротив друг друга и разошлись! Шутов лес находится возле села Турбичево. Рядом еще несколько деревень — Глухово, Кульпино, Пешково, Киндяково. Шутов Лес — древнее многих окрестных деревень.
Кроме того, считалось, что прикосновение к святыне защищает от любых врагов. Как бы то ни было, все, кто приходит в эти укромные места, неизменно удивляются, что такой большой валун столетиями лежит на болотистой почве, по которой и ходить-то временами трудно, и не уходит под землю.
Наше путешествие на Шутов камень началось с Лобни, где мы сели на 50 автобус. Ехали примерно час. За окном мелькали леса, поля.
Здесь непривычно тихо, места глухие, стоит тишина, которую нарушает только щебет птичек.
От шоссе мы свернули на дорогу к Турбичево и прошли примерно 2 км. Вдали, на пригорке показалоась старинная деревня Турбичево
Входим в лес. Здесь протекает речушка, поваленные деревья, заросшие мхом
На самом камне удивительные полосы, еле заметные знаки.
.Обратно возвращались, любовались заповедным лесом. Я собирала травы, мох, чтобы соткать ковер, вложить в него свои впечатления
Загадки и легенды Киндяковского камня в Шутовом лесу
Многие слышали о священном Синь-камне, расположенном на берегу Плещеева озера близ Переславля-Залесского. В Дмитровском городском округе Московской области находится его «младший брат» — Киндяковский камень, называемый также Шутовым. Это небольшой серый кварцит длиной чуть менее 1,3 метров.
Рядом расположена деревня Киндяково. Поэтому камень и получил название Киндяковского. Лежит он в лесном болотистом месте у безымянного ручья близ речки Кимерши. Отсюда еще одно его название – Кимершинское святилище. Лес вокруг него уже после крещения Руси прозвали Шутовым. В Толковом словаре В.Даля даны различные значения слова «шут»: черт, всякая нежить, домовой, леший, водяной, водява лопаста, русалка. Таким образом, с приходом христианства древнее святилище и место вокруг него демонизировалось, объявлялось нечистым.
Легенды о Киндяковском камне
Верят, что Киндяковский камень – один из девяти осколков священного Алатырь-камня. Немецкий ученый-путешественник XVII века Адам Олеарий в «Описании путешествия в Московию» передает эту легенду:
… в далекие времена пришли на Москву странники от самого Белого моря и принесли с собой бел-горюч камень Алатырь. Камень был разбит на девять частей. По легенде в основе границ Московии лежат эти девять осколков камня Алатыря. И схоронены они в стенах девяти городов: Коломна, Серпухов, Дмитров, Тула, Волоколамск, Верея, Наро-Фоминск… Русские верят, что нет на свете более могучего оберега, нежели осколки Алатырь-камня, от войны и иноземного нашествия, а также от мора и других злых бед.
Также Олеарий упоминает, что великий князь Московский Иван III водил свое войско к Камню перед знаменитым стоянием на Угре в 1480 году в надежде, что его воины станут непобедимыми и неуязвимыми.
Сведения о Киндяковском камне мы также встречаем у русского историка XVIII века В.Н.Татищева. Ссылаясь на Иоакимовскую летопись (известную только в пересказе Татищева: «История Российская», 1-й том, 4-я глава; некоторые историки считают ее подделкой XVII века), он пишет:
Однажды по реке Кимерше приплыл к людям камень. Он приплыл против течения и стал почитаться у народа как священный. Вокруг него стали устраиваться ритуалы. Со временем он прославился как исцеляющий и дарующий силы.
Далее Татищев упоминает об одной интересной особенности камня. Переговоры русских князей, происходившие в Дмитрове (11 из 18), всегда заканчивались миром, в отличие от тех, которые устраивались в других местах. Татищев объясняет это особой примирительной силой Киндяковского камня.
Со временем за Киндяковском камнем закрепилась целительная слава:
Сейчас Камень полузабыт, а когда-то известность о нем распространялась километров на двадцать вокруг. Он имел славу целителя от всяких болезней, но более всего — от детских. Сюда несли тяжелобольных детей и проделывали следующее. Набирали из ручья ковшиком воду и «скатывали», т.е. обливали ею Камень, собирая стекавшую воду в особую посудинку. Этой водой, считавшейся целительной, чудодейственной, обмывали больное дитя, надевая после этого на него новое белье. […] Народная молва утверждала, что результаты такой процедуры могут быть двоякого рода (что вообще характерно для памятников такого типа): «если ребенку суждено жить, то он сразу после омовения пойдет на поправку, а коль суждено умереть — быстро зачахнет». Популярность Камня в старину была очень велика… (Золотов Ю.М. Остатки древнего святилища на реке Кимерше//Балто-славянские исследования. Вып. 1980 г. – М., 1981).
Сейчас Киндяковский камень снова становится популярным. Около него организовано целое святилище. Вокруг, на деревьях и кустарниках развешены ленточки и предметы одежды. Тут же в траве прячется деревянный идол. Сюда приезжают не только краеведы и путешественники, но и неоязычники, исследователи таинственного.
Загадки Киндяковского камня
Трудно отличить правду от вымысла, восстановить историю Камня. Местные жители и многочисленные статьи в интернете только подогревают ажиотаж. Старинные легенды смешиваются с новыми. Дескать, и магнетизм в этих местах особенный, и Шутов лес для путников опасен — закрутит, заблудит леший, будешь плутать в поисках дороги. Немало можно услышать и историй чудесного исцеления. А на кого-то, наоборот, после посещения Камня неприятности посыпятся и болезни обострятся.
Много вопросов вызывает Киндяковский камень. Связан ли он с Синьковским городищем дьяковской культуры, которое находится в пределах дня пешего пути? Как в наших местах, где валуны скрыты под толщей земли, оказался лежащим на поверхности этот камень? Почему он уже много столетий не тонет в болоте? Связан ли он с культом Велеса или женскими силами плодородия, богиней Макошью?
Мои впечатления и фотографии
Место это очень интересное. В болотистый лес ведет тропинка. Затем – мостик через Кимершу. В наш июньский приезд он был разобран, пришлось перебираться по опорам. Во второй раз было проще – мост починили. За мостом тропинка продолжается. Несколько десятков метров, крутой поворот – и за деревьями открывается небольшая полянка с камнем. Здесь царит зеленый полумрак, гудят полчища комаров. На камне лежат монетки, на деревьях и кустарниках рядом повязаны разноцветные ленточки. Тут же и православная икона Богородицы – наглядное подтверждение двоеверия.
В окрестностях Шутова леса, пожалуй, одни из самых красивых мест Подмосковья. Пейзаж создан отрогами Клинско-Дмитровской гряды. Дорога вьется между холмами.
Дорога к Киндяковскому камню, август 2013
Впереди за поворотом показывается и сам Шутов лес.
Дорога к Киндяковскому камню, август 2013
Вдалеке, на холме — Турбичево. В нем есть церковь.
Деревня Турбичево около Киндяковского камня, август 2013
Стеной вдоль дороги возвышается Шутов лес.
Дорога около Киндяковского камня и Шутов лес, июнь 2013
Внизу — речка Кимерша. Сейчас она мелководна, более напоминает ручеек.
Речка Кимерша, июнь 2013
В сторону Кимершинского святилища ведет тропинка — мимо нее пройти невозможно.
Тропинка к Киндяковскому камню, август 2013
Когда мы были в июне, от мостика через Кимершу остался лишь остов. Впрочем, путь к святыне не может быть легким.
Мост через Кимершу, июнь 2013
А вот к августу положили новый настил. Об этом месте заботятся.
Мостик через Кимершу, август 2013
Входим под сень леса. Между деревьями таинственно поблескивает вода Кимерши. Вокруг — стаи голодных комаров.
Речка Кимерша в Шутовом лесу, июнь 2013
Еще немного по тропинке — и впереди показывается оно, святилище и Камень. Через безымянный ручеек переброшены мостки, на болотистую почву уложены бревна — ноги не замочить.
Мостик через ручеек и Киндяковский камень, август 2013
На Камне рассыпаны монетки. Впрочем, это недавний обряд — в древности подобного не существовало.
Киндяковский камень
На дереве около Камня кто-то прикрепил икону Богоматери с Младенцем. Может, это священник Турбичевской церкви? Или кто-то из православных, дабы освятить нечистое место? В первый наш приезд ее здесь не было.
Икона Богоматери у Киндяковского камня
Весь ирис (аир) в ленточках и резинках для волос. Считается, что нужно у камня оставить какую-то часть своей одежды, смоченной в стекающей с камня воде (воду нужно предварительно набрать в ручье). По мере того, как будет истлевать лоскут, будут пропадать и болезни.
Ленточки на аире около Киндяковского камня, август 2013
Ленточки на деревьях перед Камнем
Идол у Киндяковского камня, июнь 2013
Приходит время возвращаться назад.
Шутов лес
Киндяковский камень и ленточки на растениях около него
Мостик через Кимершу, август 2013
Таинственно поблескивает вода Кимерши.
Кимерша, август 2013
Кимерша, август 2013
Кимерша, август 2013
А вот и опознавательный знак — именно на него надо ориентироваться, чтобы не пропустить дорожку к Камню — она начинается прямо от него.
Дорожный знак у тропинки к Киндяковскому камню
Если внимательно приглядеться, в Подмосковье можно найти немало следов язычества и древних культур. Многие православные храмы стоят на месте древних святилищ. Почитание родников также идет с дохристианских времен. Орнаменты наличников, узоры ручников сохранили традиционные мотивы. Сохранились языческие курганы. Так что старая вера никуда не ушла.
Как добраться до Киндяковского камня
На машине: по Рогачевскому шоссе до поворота на Турбичево. Далее до деревни Киндяково. Справа будет дорожный знак «Примыкание второстепенной дороги справа». Около него — тропинка в лес, далее по мостику через Кимершу, затем по тропинке в лес.
Общественным транспортом: автобус №50 (Лобня/Дмитров — Рогачево), ходит с интервалом 1-2 часа. Далее пешком около 3 км (если автобус не заходит в Турбичево).
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Прочитала с удовольствием о Киндяковском камне. Вся его история таинственная, и в то же время открытая. Соседствуют рядом цивилизация, и такая глушь. Фотографии передают сам настрой этих мест. Солнечный день, а если бы пасмурно было? Как-то не по себе становится…И еще на речки смотреть грустно, их бы почистить.(Смотрю практически, по-хозяйски).
Давно не была на блоге. Он стал таким строгим по дизайну. Жалко, конечно, прошлый шаблон. И видно, что этот перекликается с предыдущим.
Да, вот это удивляет в Подмосковье — бок о бок цивилизация и глушь. Чуть-чуть отъедешь от трассы, и кажется, что где-то в тайге, в Сибири.
В первый наш приезд к Камню было довольно пасмурно — не совсем темно, но облака висели низко. Но в лесу что солнце, что облака — все таинственно-зеленое.
А дизайн да, по ряду причин пришлось сменить. Впрочем, этим я очень довольна.
Прекрасная история о камне! И очень красивая дорога туда, полюбовалась.
Интересно, чем объясняется, что одним даётся счастье от «общения» с этим камнем, а на других обрушиваются неприятности?
Но тебе, уверена, точно повезёт! 😉 Ведь ты так увлекательно о нём рассказала! Не может он тебе ответить чёрной неблагодарностью. ))
Я даже не знаю, почему одни около Камня действительно испытывают успокоение, а другим хочется поскорее от него уйти. Мне Камень очень нравится. Хотя после первого моего приезда туда у меня дико болела вечером голова, раскалывалась просто. А потом я занялась своим здоровьем. Может, Камень к этому подтолкнул 🙂
Знаешь, я верю в то, что одни и те же места одним людям могут подходить, другим — нет. Видимо, ты нашла «своё» место.
Даже не знаю. Вроде как я верю во все подобное, но вроде как и не верю. Конечно, если поможет — замечательно 🙂
А Камень — вот лежит себе тихонечко в лесу, такой таинственный. И лес таинственный. Вообще то место очень интересное. Вся Рогачевская дорога красивая. Но то место, где поворот на Турбичево с Рогачевки — особенно: холмы, поля, леса. Удивительный пейзаж.
А вот лучше верить. 🙂 Тогда точно поможет.
Да, лес таинственный, и дорога просто шикарная. Наверное, она за сотни лет и не изменилась почти, ну разве что асфальт появился…
Интересную ты историю поведала, я и не знала про такое место.
Ой, Галин, верить-то я устала. Поэтому пусть будет так, как должно быть. А мне теперь очень хочется увидеть и другие камни, которые считаются осколками Алатыря. Про некоторые я знаю, даже когда-то была там (но очень давно это было, не фотографировала тогда). А про другие слышала только.
Вообще в истории с Алатырь-камнем много загадок.
Камни — они вообще загадочные. Не зря им всегда люди поклонялись. И у нас на севере, и синтоисты, и тот же Стоунхендж — столько по Земле загадочных камней.
Я как-то даже слышала версии, что камни — это ещё одна форма земной жизни. )) Наверное, что-то в этом есть…
Меня вообще очень интересует этот вопрос: почему люди поклоняются тем или иным природным объектам. Их особое месторасположение, необычный облик? Ведь что-то должно быть — то, что цепляло древнего человека. Ведь даже у нас: камней не так много, но далеко не все из них почитались. Как и родники — какому-то суждено было стать святым и обрести славу, а какие-то так и остаются малоизвестными, хотя вода в них не менее вкусная.
Наверное, что-то есть — и в расположении и в так сказать ауре места. Что-то привлекает — необычный внешний вид, укромность или красота природы вокруг, в общем, что-то из разряда благодати. 🙂
Какое мистическое, таинственное и одновременное жутковатое место — не хотелось бы оказаться там ночью. И вокруг никого. Фото очень атмосферные и энергетика у места, должно быть, непередаваемо сильная. Не слышала о таком камне, но уверена, что посетители хорошо зарядили его своими мыслями 🙂 Какие же насыщенные и красивые места в Подмосковье — просто ах.
Да, согласна — ночью там, наверное, страшновато. Хотя вот деревни вокруг производят самое умиротворяющее впечатление. А пейзажи наши подмосковные — действительно очень красивые!
Исцелял бы он последствия травм, можно было бы сгонять.
Какое красивое место, и загадочный камень. С удовольствие почитала легенды)
Да, место очень загадочное. И уже трудно отличить, где правда, а где легенды…
Да уж! Хоть и упомянут камень в летописях документах, а всё равно о нём больше вопросов, чем ответов. Одно верно — есть у камня некая магическая, даже магнетическая сила. К таким местам хочется приезжать, они так и тянут, как магнитом к себе.
Мария, спасибо Вам за рассказ, очень интересно. А главное — нужно! Родной край необходимо изучать!
Пожалуйста! Камень и впрямь загадка. И каждый раз удивляюсь — сколько всего интересного прямо рядом с нами — а мы и не замечаем, все это часть привычного пейзажа.
Идол у Киндяковского камня из травы выглядывает — как живой. Можно испугаться. ))
Кому, интересно, понадобилось, подрубить его… 🙁 Во люди у нас…
А идол такой симпатичный! Кто-то сделала же такую красоту! Как настоящий гномик в траве сидит и смотрит. ))
Может, «борцы» с язычеством, может, просто вандалы. Ведь у кого-то поднимается рука оставлять свои автографы на дольменах, стенах храмов, старинных памятников архитектуры, не говоря уже о современных зданиях.
И не говори! Так много по Земле всяких уродов ходит… Просто диву даёшься, до чего же у людей атрофировано чувство прекрасного — и зачем и чем живут, спрашивается?
Ведь кто-то старался, делал, вырезал из дерева. Хотел людям радость донести… Обидно!
Мне иногда кажется, что такие разрушители — просто очень несчастные люди. Ведь счастливому человеку хочется созидать, делать красоту. А если человек несчастен, то его естественное побуждение — ломать: «мне плохо, пусть и другим будет плохо». Возможно, это тоже играет роль. Иначе я никак не могу объяснить этот вандализм.
Можно ещё объяснить отсутствием мозгов. Или очень плохой их работой. ))