керей какой жуз род

Кереи

Содержание

Основные сведения

Ведущая роль в союзе принадлежала тюрко- и монголоязычным племенам. Керейты приняли участие в этногенезе казахов, а также монголов и некоторых других народов Евразии. Племена керееев (керейтов), наряду с рядом других племеных союзов, таких как найманы, уйсуны (усуни), канглы (канлы), кипчаки, аргыны (аргуны), коныраты, джалаиры и др. составили казахскую нацию. У нынешних кереев сохранена историческая память и самосознание (существующие наряду с общеказахским). Ныне кереи в основном проживают в Восточно-Казахстанской области, а также в сопредельных ей Алтайском аймаке (округе) Или-Казахской автономной области КНР и Баян-Ульгийском аймаке Монголии. Предствителей кереев можно встретить и в других областях Казахстана, в первую очередь в восточных и северных, в Алтайском крае и Республике Горный Алтай РФ, а также в Тарбагатайском аймаке Или-Казахской автономой области КНР и других казахских автономиях Китая. Основная масса казахов, проживающих в Монголии — кереи. Исповедовали христианство Несторианского толка.

Это племя является одним из шести племён (конырат (хунгират), уак, керей, аргын, кипшак и найман), составляющих так называемую Среднюю Орду казахов (см. казахи, тамга).

Кереи жили к востоку от Найманов. Историческое проживание от Западной Сибири, на Алтае до озера Байколь. На севере Монголии и Китая. Из Китая были изгнанны на Тибет затем осели в Турции. Делятся на два крупных рода Абак и Ашамай. Сформировались как племя между III и V веками.

Уак-Керей

Уак и керей казахов считаются родственными племенами.

История

По сведениям, передаваемым Рашид ад-Дином, кереиты представляют собою «род монголов; их обиталище есть [по рекам] Онону и Кэрулэну, земля монголов». [1] «Сокровенное сказание» указывает, что ставка кереитского хана (Тогрула) находилась в Тёмном Бору на реке Толе.

Вопрос о происхождении кереитов остаётся открытым. По некоторым версиям, [2] кераиты выделились во второй половине IX века из среды отуз-татар или шивэй. На основе данных Рашид ад-Дина Г. О. Авляев делает приблизительную реконструкцию состава кереитского союза семи племён: монгольские элементы — собственно кереиты (занимали лидирующее положение), хиркун (?), альмад или албат, дунгхоит; тюрко-уйгурские — джиркин (?), сакаит; самодийские — тумат. [2]

Как сообщает арабский историк Абу-ль-Фарадж бин Харун, кереитский хан обратился в 1007 году к несторианскому митрополиту в городе Мерв с просьбой принять его в христианскую веру вместе с народом. Хан при крещении получил имя Маргуз (Марк), всего было крещено около 200 тысяч человек. С учётом детей и стариков численность кереитов в начале XI века можно примерно определить в 400 тысяч. [3]

В XII веке Кереитское ханство играло большую роль в степи, вело войны с утвердившейся в Северном Китае чжурчженьской династией Цзинь. Кереитского хана Маргуза, носившего титул Буюрук-хана, взяли в плен татары и отослали к Цзиньскому двору, где Маргуза казнили, пригвоздив к «деревянному ослу». Маргуз оставил двух сыновей, между которыми поделились кераитские роды.

Один из внуков Маргуза, Тогрул (Тоорил), получил, по словам Рашид-ад-Дина, титул Ван-хана; по мнению группы учёных, имя Ван-хана было искажено западными писателями в Иоанна, откуда произошёл пресвитер Иоанн. Бывший сначала союзником Чингисхана, Тогрул поссорился с ним, потерпел поражение, бежал к найманам и погиб. Кереиты подпали под власть Чингиса, и самостоятельное существование их с этих пор прекращается. Потомки древних кереитов — нынешний казахский род кереев (керейтов). Возможно, что среди кереитов нашли себе последователей несторианские миссионеры, бродившие тогда по всей Средней Азии; но усвоение владычеству кереитов тех черт, которыми украшает легенда царство Иоанна-пресвитера, не заслуживает никакого доверия.

Источник

Племя Керей. История племени

Одним из многочисленных племен казахского этноса являются кереи. По словам Абулгази, кереи были самым сильным из всех племен. Правители племени отличались особой мудростью. Наиболее выдающимся был родоначальник кереев Тугрул с титулом «онсан-хан», в китайских источниках — Ван-хан. Предания о Ван-хане были записаны со слов потомка старшего сына Ван-хана Тайбуга проф. Г.Ф.Миллером во время его пребывания в Северном Казахстане и Барабинской степи в 1733 г.

Родословная племени кереев, записанная Г.Н.Потаниным: в XIX в. Керей, Ашамайлы (керей), Абак (керей), Балта (керей), Таракты, Уак (керей), от него 12 поколений: Шимойын, Шерун, Молкы, Консадак, Меркит, Жадик, Жантекей, Жастабан, Ители, Шубыр-айгыр, Кырык-Мылтык, Каракас, Жанат. Старший сын Онсан-хана (Ван-хана) Тайбуга был убит в битве с монголами, место его погребения находится на Алтае, на перевале по речке Балгын, против Нарымского хребта. Керей и их сородичи уаки бежали от Чингиз-хана на нижний Иртыш и в Барабинскую степь, где находились их жайляу. Здесь потомки Ван-хана нашли себе новую родину. Слово керей (кереит) Рашид-ад-Дин связывает с тюрко-монгольским словом «хара» (перевод черный). Казахи, как и другие тюркоязычные народы, темногнедую масть лошадей называют кер ат.

Тюркские племена шато и чуйе генетически связаны с кереями, в эпоху Западно-Тюркского каганата обитавших в джунгарской степи. Легенда гласит: предки чуйе — шато Туйгун и Жолакай (IV в.н.э.) поспорили между собой, где им обосноваться — ближе к границе с Китаем или западнее. Старший брат Туйгун предложил: «пусть этот спор решит за нас конь». Отведенный на несколько сот шагов и отпущенный конь жалобно заржал и внезапно устремился на запад. За конем последовали предки абака Гэлэ (абак керей) и их поколений шимын (шимойын) и ачайлу (ашамайлы). Обосновались они на на юго-западе Алтая и Верхнем Иртыше. Их потомки встречаются также в племенах Старшего и Младшего жузов. Предки кереев Туйгун, Туян и Шимын (Шимойын) жили в V в.

После распада Западно-Тюркского каганата кереи, огузы, кар луки, найманы, кипчаки достигли уровня ранне-феодальной государственной организации, были образованы отдельные улусы. Часть кереев отошла к усуням.

К X в. кереи имели три поколения: абак-керей с тамгой в виде креста +, ашамайлы-керей с тамгой в форме X (древнейшая тамга кереев), уак-керей с тамгой в виде креста +, сргели и торткара — поколения Старшего жуза с тамгой в виде +. Тамга в виде креста является свидетельством того, что кереи были приверженцами несторианства, распространявшегося миссионерами из Византии, Армении и Сирии. В местах обитания кереев, найманов и уйгуров найдены памятники с надписями на тюркском и сирийском языках (Ховорс, Коковцев, Марр, Пигулевская и др.). В своем сочинении Джанибек пишет, что предки абак-кереев происходят из племени уак Старшего жуза. В состав абак-кереев входило 12 племен: жастабан, жадик, жан-текей, ители, меркит, шерушы-каракас, молкы, консадак, кырык-мылтык (баркын), ашамайлы (ашам), шимойын (шимуюн) (по китайски чумугун) и уак-керей (Потанин. Очерки Северо-Западной Монголии). Кереев китайцы называли хэлей, хэйлей, гэлэ (абака гэлэ). В Пекинском историческом музее выставлены предметы кереев ХVII-ХVIII вв.

Г.Н.Потанин в Алашане и Цинхае встречался с людьми из племен, которые называли себя ихи хиреита (эке кереит) родом от усуней, в том числе бога хиреит (абака кереит), хархотан, хажирут, бугас (Потанин. Тангутско-тиб. окр. Т.1, 113). С ними был знаком и Н.М.Пржевальский, немало удивленный тем, что они говорили на тюркском языке.

Из источников следует, что племена абак, ашамайлы (агамай), консадак, шимугун (шимойын) самые древние из тюркоязычных. Рашид-ад-Дин не смешивает кереев с коренными монголами и также, как найманов, онгутов (уак керей), бекренов (алмалыкских), киргизов обособляет от них. К кереям он относит поколения Старшего жуза: жаркынчак, тобсун, тункаит, абака, албат (албан). Сведения о древнейших племенах кереев — абак, ачмай, шимойын (чумугун) обнаружены в орхонской надписи Томсоном.

Тюркские племена чуйе и шато генетически связаны с племенем кереев, происхождение их корнями уходит к древним усуням. Из китайской хроники известно, что шато — особое поколение западных тюрков, отпочковавшееся от тюркского племени чуюе (чуйе, красный волк). Чуйе входили в конфедерацию чуйских племен «он ок» в составе Западно-Тюркского каганата. Шато и чуйе жили в пустыне Шато (джунгарская степь), отсюда происходит название племени шато. В IX в. племя шато подверглось нападению тибетцев.

Преследуемое тибетцами племя шато, имевшие до 30 000 кибиток, откочевало на Алтай к своим соплеменникам шимын. Шато и чуйе вместе с племенами муюн и агайлу (в казахской транскрипции шимойын и ашамайлы) жили во владении тюркского кагана Шигая. Из источников следует присутствие в этом владении двух племен Муюн и Агайлу (Кюнер. Кит. Известия, 152), которые сохранились в составе кереев под названием шимуюн и ашамайлы. Физический тип представителей этих племен и быт, описанные в китайских источниках, близки к кереям Верхнего Иртыша. Кереи из этих племен отличались высоким ростом, необыкновенной силой превосходили представителей всех северо-западных племен (Кюнер. Кит. известия, 152)

В составе кереев сохранилось древнее племя меркит, вместе с кереями и найманами, выступившего против войска Чингиз-хана. Многие крупные востоковеды, отталкиваясь от точки зрения Рашид-ад-Дина, исследовали тюркоязычность найманов и кереев. Тюркизм найманов и кереев был обоснован Дегином, Клапротом, Ховорсом, Аристовым, Ивановским, японским ученым Мураямой, советскими учеными С.Аманжоловым и Г.Кузеевым. Они пришли к выводу, что кереи и найманы не были монголами. В пользу тюркских корней их происхождения самый надежный источник «сокровенное сказание», где в перечне монгольских племен нет ни кереев, ни найманов. Рашид-ад-Дин относит найманов, кереев, онгутов (уак керей), бекренов (алмалыкских) и киргизов к особой монголоподобной группе племен.

Уйгуры, найманы и кереи относились к народам с письменностью. Бартольд и Пельо писали, что древнеуйгурская письменность перешла к монголам через найманов и кереев. По убеждению ученых, наскальные надписи, встречающиеся в горах Западного Алтая, Саура и Тарбагатая и относящиеся к X-XII вв., сделаны карлуками, найманами и кереями. Эти памятники письменности — свидетельство существования ранней письменной культуры в Центральной Азии.

Из героического эпоса кереев и родственных им уаков, самыми замечательными являются «Каракаска-атты Камбар», «Ер Кокше» и «Ер Косай». В древности основная масса кереев жила на юго-западе Алтая и в долинах Иртыша, распространяясь на запад до Саура, Тарбагатая и Джунгарской степи. В наше время кереи обитают на юго-западе Алтая, в верховьях Иртыша, в Баянаульском районе Павлодарской области. Кереи встречаются у ряда тюркоязычных народов, а также в Монголии. Среди тувинцев их называют убур-кереи.

Источник

Керей — родившиеся от гнева Чингисхана

Кереи относятся к числу родов Среднего жуза казахов и являются одними из самых многочисленных представителей объединения. Считается, что народ возник после разгрома древнего племенного объединения кереитов Чингисханом. Интересно, что причиной начала военных действий послужил обычный спор между когда-то дружившими великим монгольским ханом и родоначальником кереев.

Название

Название казахского рода керей идет от имени кереитов — средневекового племенного объединения, жившего в Монголии и Забайкалье. Кереиты имели собственное государство, письменность, законы. Наиболее вероятная версия происхождения этнонима ведет к древнемонгольскому корню «хэрээ», означающему «ворон». Ученые придерживаются мнения, что встречавшийся в мифологии древнейших народов ворон, был тотемным животным одного или нескольких племен, входивших в состав объединения кереитов. В русской адаптации название часто передается, как «кере», «хэрэ» или «кэрэ».

Где живут, численность

Исторически племя керей проживало восточнее найманского этноса. Территории их расселения включали:

керей какой жуз род. Смотреть фото керей какой жуз род. Смотреть картинку керей какой жуз род. Картинка про керей какой жуз род. Фото керей какой жуз род

К XIX-XX векам этнос занимал территории Восточного и Северного Казахстана, области западного предгорья Алтая, частично бассейны рек Ишим и Иртыш. Крупные диаспоры зафиксированы в следующих уездах:

В XVII-XVIII веках кереи были одним из самых многочисленных племен Среднего жуза. По информации переписи 1896-1897 годов, численность кереев составляла порядка 90 000 человек. По некоторым данным, общая численность этноса было гораздо больше: до 220 000 человек. Территории расселения представителей племени и их доля от общего числа населения регионов составляет:

Часть представителей казахского народа проживает в китайской провинции Синьцзян. По данным 1953 года, в Алтайско-казахском округе синьцзянского региона проживали 260 000 казахов, большая часть которых принадлежала к роду абак-керей.

История

У исследователей нет достоверных сведений о происхождении казахского рода керей. Собранные этнографами у представителей этноса сведения, основанные на местных легендах и преданиях, отрывочны и часто противоречат друг другу. Господствующая версия говорит о происхождении народа от племени кереитов и указывает началом формирования этноса эпоху Чингисхана.

Одним из величайших правителей керитов и родоначальником нынешнего рода керей считают Тогрула, или Тогорила, которого в китайских источниках называют Ван-хан. Он жил в XII столетии на территории нынешней Монголии и водил тесную дружбу с отцом Чингисхана Есугей-баатуром, по некоторым сведениям, они были побратимами. В отличие от других кереитских племен, Ван-хан вступил в союз с Чингисханом. Вскоре отношения между ними испортились, что привело к началу военных действий. Противостояние продолжалось в период 1198-1202 гг. и закончилось поражением Тогрула.

Большая часть народа была включена в состав Монголии, отдельные племена ушли на территорию современного Казахстана. Считается, что они образовали род ашамайлы, сегодня считающийся одним из двух главных в составе кереев. У этой теории есть и противники, указывающие на то, что в письменных источниках Китая кереи и кереиты обозначаются разными иероглифами.

Другая версия говорит о том, что от Ван-хана произошла отдельная ветвь кереев-торгутов, сегодня проживающих преимущественно на территории Акмолинской области. Считается, что по приказу Чингисхана для его собственной охраны был создан кэшик — личная гвардия великого хана, занимавшаяся его охраной. Версию подтверждает этноним торгуты, произошедший от тюркского «turg», что означает «сильный», «крепкий», или от монгольского «торгоху», что значит «охранять», «окружать». Впоследствии кэшик отделился в единый этнос, частично оставшийся в Азии и Европе в период монгольских походов, частично смешавшийся с ойратами.

Внешность

В результате многовековых контактов с местным населением Казахстана, смешение антропологических признаков современных представителей этноса определяется исследователями как монголоидность — 70 %, европеоидность — порядка 30 %. Наряду с другими народами региона, кереи относятся к южносибирской расе.

керей какой жуз род. Смотреть фото керей какой жуз род. Смотреть картинку керей какой жуз род. Картинка про керей какой жуз род. Фото керей какой жуз род

Характерными особенностями внешности выступают:

Одежда

Традиционная одежда кереев отличалась многослойностью, по крою и составу была похожа у женщин и мужчин, бедных и богатых. Разница состояла в использовании женщинами более ярких, пестрых расцветок. Бедняки шили вещи из домотканого сукна, кожи, войлока. Обеспеченные казахи и ханы носили одежду из дорогих покупных тканей с богатым декором. Некоторые представители народа, чтобы показать свой высокий статус, надевали по несколько халатов одновременно.

Традиционный женский костюм состоял из:

Жизнь

Кереи входят в состав Среднего жуза казахов, наряду с другими этносами: аргынами, уаками, кипчаками, коныратами, найманами. Одним из двух крупнейших родов кереев выступает ашамайлы, предположительно возникший после разгрома единого этноса кереитов монгольским войском.

Вторым родом считается абак-керей, который ученые относят к средневековым племенам, кочевавшим вместе с найманами. У родов ашамайл и абак-керей различается тамга (родовой фамильный знак): верблюд у первых, и прямоугольник у вторых. У некоторых внутренних родов племени ашамайл встречается тамга в форме креста: часть разгромленных монголами ханов являлась христианами-несторианцами.

В составе основных родов существует несколько внутренних родовых объединений или поколений. Ведущими родовыми подразделениями ашамайлы выступают:

Абак-кереев можно разделить на 12 поколений:

Культура

В народном эпосе существуют альтернативные варианты происхождения этноса:

Основой пищи кочевого народа керей во все времена выступали три основных составляющих: мясо, мучные и молочные продукты. На столе всегда были тандырные лепешки, кисломолочные напитки и закуски: айран, каймак, кумыс, шубат. Для приготовления блюд широко использовалось такое мясо, как верблюжатина, конина, говядина, баранина. Мясо вялили, сушили и коптили: так его удобнее было хранить и перевозить во время походов и перекочевок. Старались по максимуму использовать все части туши: готовили вареные колбасы и фаршированный желудок. Рецепт приготовления последнего напоминает шотландский хаггис — своеобразное блюдо из потрохов.

Ни один казахский дастархан не обходился без сладостей, одним из наиболее известных угощений, распространенных во всей Средней Азии, является чак-чак, или по-казахски шек-шек. Блюдо готовится просто и из небольшого числа ингредиентов, а храниться может до трех месяцев, что было удобно для кочевых кереев. Для приготовления чак-чака яичное тесто раскатывали в тонкие полоски, а затем нарезали на небольшие кусочки круглой, вытянутой или квадратной формы. После их варили в кипящем масле или растопленном жире. Остывшие заготовки обильно проливали медовым сиропом и перекладывали орехами. Вкусное и питательное лакомство долго не портилось и позволяло быстро восстановить силы.

Национальное казахское блюдо, популярное во всех регионах страны и сегодня, бешбармак, или бесбармак. Блюдо имеет тюркские корни и богатую историю: готовили его только по праздникам или к приходу дорогих гостей. В переводе название «бешбармак» означает «пять пальцев», потому что есть его полагалось руками. Основные компоненты блюда — отварное мясо и небольшие кусочки отварного теста, сдобренные специями и выложенные на общую тарелку. В некоторых семьях его едят ложками, как суп, добавляя в тарелку бульон, где варилось мясо.

Видео

Источник

ЧЕМ КАЗАХСКИЕ РОДА ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА

МЫ решили узнать, в чем заключаются уникальные особенности того или иного казахского рода и чем они отличаются друг от друга.

Издревле все казахи делились на рода, которые в свою очередь входили в три жуза: Младший, Средний и Старший.

СРЕДНИЙ ЖУЗ:

МЛАДШИЙ ЖУЗ:

керей какой жуз род. Смотреть фото керей какой жуз род. Смотреть картинку керей какой жуз род. Картинка про керей какой жуз род. Фото керей какой жуз род

Так повелось, что с ходом истории некоторые рода обретали свои характерные черты, и некоторые из них дошли и до наших дней. МЫ решили узнать, чем же сегодня отличаются казахские рода и какие отличительные черты они имеют.

керей какой жуз род. Смотреть фото керей какой жуз род. Смотреть картинку керей какой жуз род. Картинка про керей какой жуз род. Фото керей какой жуз род

МАКСАТ САРСЕНБЕКОВ, 53 года

директор общественного фонда «Доминанта», правообладатель международного фестиваля авторской песни «Астана»

Я представитель рода Аргын. Мой род имеет удивительную склонность к музыкальным и творческим профессиям. Если вспомнить всех отечественных популярных музыкантов, то наверняка в их родословной найдутся Аргыны. Если проводить параллели в мире, то аналогами Аргынов в Казахстане, наверное, могут стать цыгане или афроамериканцы, у которых музыка в крови. В целом эта особенность казахов помнить своих предков замечательна.

керей какой жуз род. Смотреть фото керей какой жуз род. Смотреть картинку керей какой жуз род. Картинка про керей какой жуз род. Фото керей какой жуз род

БАТЫРБЕК МУСИН, 57 лет

директор филиала ТОО «КаР-Тел», ТМ Beeline

Некоторые особенности принадлежали не отдельному роду, а целому жузу, в которые они объединялись. Например, представители Среднего жуза были лучше приспособлены к гуманитарной и творческой работе. Из этого жуза вышло много биев и акынов. Также их отличает терпимость и спокойствие. Младший жуз — это воители. У них быстрее реакция на чрезвычайные ситуации и яркий темперамент. Выходцы Старшего жуза известны своей рассудительностью, оттуда пришло много правителей. У них хорошо было развито гостеприимство, оно даже иногда граничило с самопожертвованием. Кстати, с этим и связывают большую русифицированность севера, так как Младший жуз с трудом шел на компромиссы с соседями, а Средний жуз лучше шел на контакт с Российской империей.

керей какой жуз род. Смотреть фото керей какой жуз род. Смотреть картинку керей какой жуз род. Картинка про керей какой жуз род. Фото керей какой жуз род

ОЛЖАС МАКАТОВ, 43 года

аудитор, АО «Кедентранссервис»

Когда Абылай хан хотел объединить весь казахский народ, он надеялся, что все мы забудем о границах, которые есть между нами, так как они разобщают людей. Поэтому выделение каких-то особенностей могут вызвать конфликты и недопонимания. Рода и жузы нужны только для того, чтобы случайно не выйти замуж или не жениться на своем родственнике. А в общем во всех родах есть и отрицательные, и положительные черты.

МАРАТ НУРГУАТОВ, 50 лет

заместитель директора палаты предпринимателей западно-казахстанской области

В составе Младшего жуза есть род под названием Берiш. Махамбет Отемисов и Исатай Тайманов были знаменитыми его представителями. В средневековье они входили в составы дружин, которые обороняли свои территории. В связи с этим у них было крупное телосложение. Эта особенность сохранилась и по сей день, и если вы сейчас встретите кого-то из этого рода, то вы узнаете их по крепкому телосложению.

Также в Западном Казахстане есть род Байбақты, который сейчас шуточно называют «ворами». Даже есть притча о двух братьях из этого рода, которые в очередной раз собрались воровать скот. Но вскоре стало ясно, что у них ничего не получится. Тогда один из братьев незаметно вскрыл ножом сапог другого брата и своровал у него стельку. У Байбақты было поверье, что если удача вдруг отворачивается и наживы не предвидится, то нужно принести с собой хоть что-нибудь, чтобы удача не отвернулась окончательно.

ЖАЙСАН АКБАЙ, 89 лет

Конечно, все существенные различия между родами остались в прошлом. Например, род Берiш отличается воинственностью, Шеркеш из Младшего жуза — это род правителей. Род Курмангазы — это Қызылқурт, из него вышло много композиторов и музыкантов. Ысық из Младшего жуза — род храбрецов и богачей. Некоторые из этих черт в измененном виде можно проследить в представителях этих родов и сейчас.

Источник

Керей какой жуз род

керей какой жуз род. Смотреть фото керей какой жуз род. Смотреть картинку керей какой жуз род. Картинка про керей какой жуз род. Фото керей какой жуз род

Дулаты — самая многочисленная группа в составе Старшего жуза. Дулаты жили вдоль берегов Или, вплоть до Чу и Таласа и среднего течения Сырдарьи. Они делились на четыре крупных рода: ботпай, шымыр, сикым, жаныс. Их лозунгом был клич «Бактияр».
Жалайыры проживала предгорьях Джунгарского Алатау, Аркарлы, Малайсары, на берегах рек Каратал, Или, на юго-восточном побережье Балхаша.
Канлы занимали территорию современно Южно-Казахстанской области. Их клич — «Айырылмас; «Байтерек»».
Албаны проживали в Семиречье на юго-восточной стороне хребета Алтынэмель, на севере Заилийского Алатау, в верхнем течении Или, на берегах горных рек Текес, Чарын. Их клич — «Райымбек».
Суаны жили в предгорьях Алтынэмелья, в Семеречье, на юго-восточной стороне Джунгарского Алатау, на берегу Коктелек у местечка Коргаска. Их лозунг-клич — «Райымбек, Байсуан».
Сары-уйсины в основном кочевали в по левой стороне Или, в предгорьях Заилийского Алатау, на правом берегу Таласа, берегах реки Каргаты до слияния её с Чу.
Шапырашты в основном жили в предгорьях Заилийского Алатау, вокруг современного города Алма-Аты. Их клич — «Карасай. Также, первый президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев, является выходцем из этого рода».
Сиргели жили в среднем течении Чу, нижнем течении Таласа, в предгорьях в Каратау. Их клич — «Тоганас».
Ошакты кочевали в нижнем течении Таласа, юго-восточных отрогах Каратау. В конце XIX в. их число достигло 20 тыс. человек.
Ысты жили в северное части озера Балхаша и территории Жамбылской области. Их клич — «Жауатар».
Шаншыкылы жили в Южно-Казахстанской области, граничащей с Узбекистаном. Их клич — «Айырылмас».

В Старшем жузе большинство родов входит в племенной союз Уйсын. Сарыуйсын, Шапырашты, Ысты, Ошакты, Албан, Суан и Дулат. Канлы считаются одним из древнейших племен в составе казахов. Жалайыры в отличие от других племен Старшего жуза имеет монгольское происхождение.

Дулаты — древнее кочевое племя, и самая многочисленная группа в составе Старшего жуза казахской народности. Дулаты жили вдоль берегов Или, вплоть до Чу и Таласа и среднего течения Сырдарьи.

По сельскохозяйственной переписи 1906-1912 г.г. дулатов насчитывалось 334 тыс. человек, в том числе в Аулиеатинском уезде – 60,8% казахского населения, в Верненском уезде – 41%, в Чимкентском – 32,8%, Пишпекском — 93,7% казахского населения

керей какой жуз род. Смотреть фото керей какой жуз род. Смотреть картинку керей какой жуз род. Картинка про керей какой жуз род. Фото керей какой жуз род

Аргыны проживали на территории Тургайской плоскогорья до Чингизских гор на востоке и на севере-западном побережье Балхаша. Они располагались на территории Павлодарской, Акмолинской, Каркаралинской, Семипалатинской, Кокчетавской, Тургайской, Атбасарской и Кустанайской областей. Их лозунг-клич — «Акжол».

Найманы обосновались в основном в восточном и юго-восточном регионах Казахстана, на плоскогорьях Алатайских гор и до Джунгарского Алатау. Часть найманов кочевала по берегам Сырдарьи. До Октябрьской революции найманы были расселены на территории Лепсинского, Капальского, Усть-Каменогорского, Зайсанского, Атбасарского, Семипалатинского, Перовского уездов. Их лозунг и клич — «Каптагай!»

Кипчаки жили в основном в Центральном Казахстане, на южных берегах Сырдарьи в её среднем и нижнем течении, на берегах Тобола. По данным царской перепеси, они селились в Кустанайском, Перовском, Павлодарском, Омском уездах. Их лозунг — «Ойбас».

Кереи жили в Северном и Восточном Казахстане, на берегах Иртыша и Ишима, в западных отрогах Алтайских гор, в Перовском, Омском, Каркаралинском, Кустанайском, Семипалатинском, Зайсанском уездах. Их лозунг — «Акжол Каракожа».

Уак селились группами, разбросанными от берегов Тургая и Тобола до границ Восточного Казахстана. Они жили в Семипалатинском, Петропавлоском и Павлодарском уездах. Их лозунг и клич — «Жаубасар, Мукамал».

В Среднем жузе кроме упомянутых племён жили торе, толенгуты, кыргызы

Аргын (каз. Арғын) — племя тюркского происхождения,ныне являющееся одним из шести казахских племён (коныраты (монг. хунгират), уак, кереиты, аргын, кипчаки-половцы и найманы), составляющих так называемый Средний жуз казахов (см. казахи.)Одно из самых многочисленных казахских племен. Это племя встречается также в составе башкиров, крымских татар, хакасов] и др.

Тамга — коз, клич — Акжол.

Тамга казахских аргынов «глаза»

Территорий казахских аргынов

Средний_жуз Аргын-ата, от него Кодан-тайшы, от него Дайирходжа, прозванный за справедливость — Акжол бий.
От первой жены Дайирходжи: Караходжа.
От Караходжи: Мейрам-сопы, Карасопы, Кенжесопы и Басентин
От Мейрам-сопы прозванные Бес Мейрам: Куандық, Суйундик, Бегендик, Шегендик и Болат (Қаракесек)
От второй жены (токал) Дайирходжи, родился— Суиiндiк, от него: Сарыжетим и Шакшак
У Шакшака есть два брата Баимбет и Алимбет у них отец Аманжол(Аргын-Елемес)
Из рода Шакшак выходит Жанибек Батыр или Шакшак Жанибек Батыр

Эта родословная лишь один из вариантов распространенных среди казахов.

Откочевка аргынов в Могулистан стала начальной вехой самостоятельной этнической истории Казахского ханства. Тогда множество народа откочевало к ханам Керей и Жанибек. В 1465-66 г. Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство.

Аргыны крымских татар

Бейи крымских аргынов, были одними из четырех бейев имевших право поднимать хана на белой кошме при избрании. Известный представитель Тугай-бей.

В родословной рода буре племени усерганы есть родовое подразделение аргыни. Их генеалогии восходят к казахскому племени аргын. Усерганы родовых подразделений аргын считают себя по происхождению казахами. Они остались среди башкир в XVII веке и обашкирились.

Аргыны входят в субэтническую группу хакасов хызыл (кызыльцы), и делятся на сеоки Улуг аргын и Кiчiг (

керей какой жуз род. Смотреть фото керей какой жуз род. Смотреть картинку керей какой жуз род. Картинка про керей какой жуз род. Фото керей какой жуз род

Найманы (каз. Наймандар, кирг. Найман) — племя, тюрксого (или монгольского) происхождения, ныне являющееся одним из шести племён (коныраты (монг. хунгират), уак, кереиты, аргын, кипчаки-половцы и найманы), составляющих так называемый Средний жуз казахов (см. казахи, киргизы.) Найманы являлись «боевым» родом. Обычные их кочевки — по Тарбагатаю, близ Балхаша и Улытау, но отдельные роды встречаются по всей территории Средней Азии, даже среди чисто монгольских аймаков в Монголии (в Автономном районе Внутренняя Монголия, среди цонголов и западных бурят). Во Внутренней Монголии по старому территориальному делению существовал сейм (монг. чуулган, кит. 盟 мэн) Чжао’удэ мэн, который в народе назывался «найман хошууд» (найманские хошуны). Этот сейм включал в себя помимо бааринов, хорчинов и других монгольских хошунов, хошун найманов. По Аристову, имя найманы происходит от названия р. Найма, притока Катуни, где было первоначальное местообитание найманов. Слово «найман» также связывают с монгольским числительным «восемь», то есть союзом восьми племён. Есть также предположение, что найманы происходят от киданей, которые были восьмиплеменным народом. Перейдя в Западную Монголию, они, после падения династии Ляо образовали союз родов или племя Найманы. Во время Чингисхана, уничтожившего два найманских ханства, занимавшие Монголию от Орхона до Чёрного Иртыша, большая часть найманов была отброшена на запад, в земли, где они частью и ныне обитают.

В 8 веке в китайской истории найман упоминается как племя, живущее к югу от оз. Байкал; в 850 годах обитали от верховьев Орхона до Таримского бассейна с одной стороны в Черного Иртыша с другой. Из географического положения мест, занятых найманами, видно, что они все время жили среди монгольских племен, так же как и аргыны.

В 1007 найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка.

Первые достоверные сведения о найманах — у Рашид-ад-Дина (XIII век), который описывает их так: «Это племя степное: некоторые жили в крепких горах, другие в степях… Обитали Большой Алтай, Каракорум… горы Алуй-Сераса и Кук-Иртыша… у этих Н. племен были свои почтенные и сильные государи; они имели многочисленное и хорошее войско; обычаи и привычки их были подобны монгольским. Государей их в древние дни называли Кушулук-хан — сильный, великий государь. Из племен, близких к найманам и которых юрты соединялись с их юртами, было племя Бикин». Их территория, по Аристову, простиралась до Чингисхана, от pp. Тамира и Орхона до Иртыша.

Ко времени Чингисхана найманы были одним из самых сильных кочевых племен. Войдя в состав Джагатаева улуса и разделяя до известной степени судьбы чингисидов, они продолжали крепко сохранять своё племенное и родовое устройство. В период походов Тимура найманы, вместе с аргынами, занимали территорию от р. Ишим на юго-западе до Каратала и на запад до р. Нуры (Аристов). С середины XV века они входят в состав казахского союза, судьбу которого они с тех пор и разделяют (см. Киргиз-кайсаки). Еще в XVIII веке найманы считались одним из самых «знатных», то есть сильных и многочисленных киргизских племён (Рычков). Новейшей статистики найманов, как отдельного племени, не имеется. По данным Спасского (1820 г.) найманов числилось в русских и китайских владениях до 60900 семейств, около 3/8 населения всей Средней Орды. В настоящее время число найманов значительно среди казахов, а также ногайцев. По предположительным данным, численность найманов составляет около 33% от всех представителей родов Среднего жуза.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *