каштанка чехов в каком классе
Конспект урока по литературному чтению А.Чехов. Каштанка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
4 – А класс. 10.10.2016.
Тема урока: А.П.Чехов « Каштанка».
познакомить учащихся с содержанием рассказа А.П.Чехова «Каштанка»,
обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением, развивать речь учащихся.
Создать условия для воспитания уважительного отношения к одноклассникам, бережного и заботливого отношения к животным, желание помогать им в трудную минуту, умения слушать других детей и учителя.
I. Организация класса.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
III. Подготовка детей к восприятию текста.
— ( дети читают отрывок про себя со слайда).
— Кто узнал о ком идёт речь в этом отрывке и как называется рассказ?
— ( Речь идёт о Ваньке. Рассказ так и называется «Ванька»)
— Скажите, а кто является автором этих рассказов?
— Действительно! Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением А.П.Чехова.
— А начнём мы наш урок с загадки.
— Посмотрите на доску и прочитайте загадку. (1 ученик читает загадку в слух).
— Правильно, это собака. Поднимите руку те, у кого есть собака. Я надеюсь, что вы будете моими активными помощниками на уроке и наше занятие не оставит вас равнодушными. Как и у вас у А.П.Чехова было особое отношение к собакам. На свете множество собак, но мы сегодня на уроке начнём знакомиться лишь с одной из них – с героиней рассказа А.П.Чехова «Каштанка».
Ознакомление с новым произведением.
— Посмотрите на доску.
— Давайте прочитаем это слово с разной интонацией (-удивления
2. Словарная работа.
— Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны трудные слова, значение которых не все из вас знают.
— Давайте прочитаем эти слова.
— Как вы думаете, что они обозначают?
— Прочитаем правильное толкование этих слов.
вагоны конножелезки – конная железная дорога (вагоны с пассажирами возили по рельсам лошади)
вытянулся во фрунт – стать прямо, сдвинув пятки, руки по швам.
На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой издалека (ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока» (плечи поднять)
3. Первичное ознакомление с текстом.
-(Начинает чтение учитель, а хорошо читающие дети продолжают).
4. Проверка первичного восприятия.
— С каким настроением вы слушали отрывок?
(С переживанием за Каштанку)
( Так как Каштанка была беззащитная)
— О чём задумались, слушая?
( Как помочь Каштанке найти своего хозяина)
5. Повторное чтение текста. Чтение цепочкой.
— Сейчас читать текст будете вы цепочкой по абзацу.
а) Работа с текстом 1 и 2 части.
— Что случилось с Каштанкой?
— Какая была погода в тот вечер?
( Холодная. Она останавливалась, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую)
— Найдите и прочитайте в тексте.
— Прочитайте описание внешнего вида героини рассказа Каштанки?
— Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна?
(Каштанкою овладели отчаяние и ужас)
— Найдите и подтвердите ответ словами из текста.
— Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.
( Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла).
— Да, Каштанка, которая не любила громкую музыку оказалась на незнакомой улице. Ей было одиноко и страшно.
— Почему? Как об этом пишет автор?
( Она поняла, что потеряла след хозяина и осталась одна)
— Что усиливало несчастье собаки?
— Давайте перечитаем последнее предложение первой главы.
( Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»).
— Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?
(Несчастная, одинокая, озябшая, голодная).
— Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу?
— Как выглядел незнакомец? Прочитайте.
( Коротенький и толстенький человек с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку).
-Как незнакомец общался с ней при встрече?
(Приветливо, заботливо, нежно, с жалостью)
— Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?
— Как отнёсся к Каштанке незнакомец?
(Сытно накормил, положил спать)
— Что делала собака после обеда?
(Решала вопрос, где лучше)
— Найдите и прочитайте описание домашней обстановки незнакомца и столяра.
ΙΙΙ. Подведение итогов урока.
Подведем итоги урока.
Вернёмся к вопросу: Как удалось Чехову сделать литературное открытие: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животного?
Обучающиеся назовут способы: передал собачьи мысли и чувства, заглянул в собачьи сны, дал ей слово, наградив внутренним монологом, поставил в ситуацию выбора и предоставил возможность выбрать.
— Так о чем же рассказ Чехова?
Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность, они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы. В своей истории о перипетиях жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям своим меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу:
Что интересного было на уроке? Какое из заданий показалось особенно сложным? Чт удалось лучше на этом уроке?
Итоги урока.Оценки за урок
— Домашнее задание для вас будет творческим. Вы должны сами решить какое задание будет вам по силам.
— Те ребята, которые считают, что смогут выразительно прочитать весь текст, то найдите его в библиотеке и прочитайте до конца. Для проявления ваших творческих способностей – нарисуйте, как Каштанка выглядит в конце рассказа.
— Те, кто сомневается, что может справиться с этим заданием, то прочитайте текст в учебнике и подумайте какие события с Каштанкой, по вашему мнению, должны произойти дальше.
УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО А.П.Чехову»Каштанка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель: Маркина Светлана Владимировна
Предмет: Литературное чтение урок в 4 классе
Тема урока: «Антон Павлович Чехов. «Каштанка.»
Цель урока: прививать любовь к книгам писателя А.П. Чехова; обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением, развивать речь учащихся,
учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению; воспитывать чувство любви к животному миру, милосердие, сострадание.
— прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке;
— придумывать свои рассказы о животных;
— использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное.
— учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;
читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая слова-определения его поступков и характера.
Тип урока: Открытие новых знаний
Этапы, методы и приемы
Содержание. Деятельность учителя
Словесн.: слово учителя
Долгожданный дан звонок –
За работу, в добрый час!
Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Постановка учебных задач
Практич: определение темы урока
— Прочитайте стихотворение про себя. Подготовьтесь к речевой разминке.
Берегите эти воды,эти земли
Даже малую былинку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
— Как вы понимаете эти строки?
— О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень. )
— К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает)
Ребята, а сейчас послушайте загадку.
Сообщение детей о собаках.(Фото животных)
Собаки — удивительно умные животные, легко поддаются дрессировке. Существует огромное количество различных пород — от небольших комнатных собачек до крупных бойцовых и служебных собак. Многие собаки спасают своих владельцев, чувствуя приближения природных катаклизмов, при пожарах или нападениях других людей и животных.
Как вы думаете какая тема нашего урока сегодня?
О ком мы будем читать?
А какую цель мы поставим? (познакомится с произведением про собаку)
— Как вы думаете кто автор этого рассказа?
Какие рассказы читали раньше?( «Ванька»,
— Я надеюсь, что наш урок не оставит вас равнодушными. У А.П.Чехова было особое отношение к собакам. На свете множество собак, но мы сегодня на уроке начнём знакомиться лишь с одной из них – с героиней рассказа А.П.Чехова «Каштанка».
— Что вы знаете об этом авторе из биографии?
Давайте узнаем немного об авторе.
Отвечать на вопросы
К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы;
П: определение темы и целей урока
Решение частных задач
Практич.: работа с учебником
Изучение нового материала.
– Вы уже много знаете о жизни и творчестве А.П.Чехова. Предлагаем вам сегодня еще раз окунуться в интересный разнообразный мир его произведений. Ведь читая Чехова, каждый раз открываешь его заново.
— Рассматривание выставки книг, рассматривание портрета.
Что объединяет эти книги? О чем они?
Работать с учебником
П: расширение общего кругозора учащихся;
(имитация движений)
Вот сидит наш пес Барбос.
В лапы спрятал черный нос.
Пёсик дремлет или спит.
На ребяток не глядит.
Наши дети тихо встали
И к собачке подбежали
— Ну-ка пёс скорей вставай
И ребяток догоняй!
Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Практич.: самостоятельная работа
Повторное чтение текста. Чтение цепочкой.
Работа с текстом 1 и 2 части.
Давайте откроем учебник и начнем читать
-(Начинает чтение учитель, а хорошо читающие дети продолжают).
А теперь давайте определим жанр этого текста.
Определите жанр текста. (рассказ)
— А кто главный герой в рассказе?
— С каким настроением вы слушали отрывок?
(С переживанием за Каштанку)
( Так как Каштанка была беззащитная)
— О чём задумались, слушая?
( Как помочь Каштанке найти своего хозяина)
Сейчас читать текст будете вы цепочкой по абзацу.
— Что случилось с Каштанкой?
— Какая была погода в тот вечер?
( Холодная. Она останавливалась, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую)
— Найдите и прочитайте в тексте.
— Прочитайте описание внешнего вида героини рассказа Каштанки?
— Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна?
(Каштанкою овладели отчаяние и ужас)
— Найдите и подтвердите ответ словами из текста.
— Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.
( Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла).
— Да, Каштанка, которая не любила громкую музыку оказалась на незнакомой улице. Ей было одиноко и страшно.
— Почему? Как об этом пишет автор?
( Она поняла, что потеряла след хозяина и осталась одна)
— Что усиливало несчастье собаки?
— Давайте перечитаем последнее предложение первой главы.
( Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»).
— Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?
(Несчастная, одинокая, озябшая, голодная).
— Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу?
— Как выглядел незнакомец? Прочитайте.
( Коротенький и толстенький человек с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку).
-Как незнакомец общался с ней при встрече?
(Приветливо, заботливо, нежно, с жалостью)
— Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?
— Как отнёсся к Каштанке незнакомец?
(Сытно накормил, положил спать)
— Что делала собака после обеда?
(Решала вопрос, где лучше)
— Найдите и прочитайте описание домашней обстановки незнакомца и столяра.
Как бы вы их озаглавили?
К: участвовать в учебном диалоге;
Рефлексия. Подведение итогов.
1. Наш урок подошел к концу. Мы сегодня познакомились с новым произведение Антона Павловича Чехова .
Вернёмся к вопросу: Как удалось Чехову сделать литературное открытие: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животного?
Обучающиеся назовут способы: передал собачьи мысли и чувства, заглянул в собачьи сны, дал ей слово, наградив внутренним монологом, поставил в ситуацию выбора и предоставил возможность выбрать.
— Так о чем же рассказ Чехова?
Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность, они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы. В своей истории о перипетиях жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям своим меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу:
— Справились ли мы с поставленными задачами? (да)
— За что вы сегодня можете себя похвалить? (за активность, интерес к произведению, за хорошее поведение) возьмите красную звездочку, если что непонятно и хотели бы еще вернуться и перечитать эти части), А зеленую если вам все понятно.
Домашним заданием будет : Составь те свой проект и защити те его на следующем уроке «Мой домашний питомец»: фотография и небольшой рассказ, красочно оформленный.
Спасибо за урок. Готовьтесь к следующему.
Подводить итог урока;
Записывать домашнее задание;
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
Урок литературного чтения «Каштанка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: А.П.Чехов «Каштанка»
Цель урока: используя элементы диалогового обучения обогащать читательскую деятельность обучающихся в процессе работы над произведением А.П. Чехова;
1. обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением;
2. отрабатывать навык чтения вслух и про себя;
3. расширять словарный запас обучающихся;
4. пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым);
5. воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным, чувство любви, сострадание.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Методы, используемые на уроке: проблемно – диалоговый.
Формы работы с обучающимися: групповая и индивидуальная. Оборудование урока : портрет А. П. Чехова, текст рассказа «Каштанка», карточки с названиями глав, презентация, компьютер, проектор.
« Славный народ собаки»
( по рассказу А. П. Чехова « Каштанка»)
Ι. Организация начала урока.
Приветствие обучающихся. Вступительное слово учителя. Целеполагание.
Свой урок мы начнем с загадки.
Лежит-молчит, подойдешь –заворчит. (Собака)
— Но сначала мы познакомимся с нашим знаменитым земляком-А. П. Чеховым (просмотр презентации).
ΙΙ. Основная часть урока (анализ рассказа, беседа с обучающимися).
1 . Чтение начала рассказа наизусть (один из учеников). Именно так начинается рассказ.
— Какие эмоции, чувства, переживания вызвал рассказ?
2. Рассказ имеет одну особенность: он состоит из 7 глав, каждая из которых имеет самостоятельное название.
— Вспомним названия глав, их последовательность расположения в тексте рассказа. Попытаемся определить, почему каждая глава имеет такое название. (Один ученик у доски верно располагает карточки с названиями глав.)
Затем учитель опережает слушание мнений групп новым общим вопросом:
— Какую общую закономерность вы увидели в названиях всех глав?
Тётка впервые в цирке (для неё это странное, непонятное место), дело до демонстрации её умений не дошло: она услышала на трибуне: «Тятька! А ведь это Каштанка!»
После проверки работы групп по первому заданию ребята отвечают на общий вопрос учителя: мы видим, что в название каждой главы вошла Каштанка, в заглавиях присутствуют её видение внешнего мира, её оценки, мысли, чувства
4. С самого начала рассказа автор фиксирует внимание не только на внешних чертах поведения Каштанки, но и на зримых или скрытых знаках её душевного состояния.
Найдите в тексте слова, помогающие его определить.
Продолжение работы в группах.
Затем проверяем собранный материал:
5. Особенное значение в литературе придается снам.
— Какие сны видит Каштанка? Как её сны отражают её душевное состояние? (Продолжение групповой работы)
— Скажите, ребята, а поднимает ли Чехов в своём рассказе проблему взаимоотношений человека и животных? Как вы думаете, кто кому нужнее: мы животным или они нам? Обоснуйте ответ.
Этот вопрос также носит индивидуальный характер. Заслушиваются мнения 2-3 обучающихся.
8. И наконец, финал рассказа . Просмотр отрывка из мультфильма «Каштанка»
Собака словно поставлена в ситуацию выбора между жизнью у столяра и Федюшки и жизнью у дрессировщика . Вспомним, как ей жилось у обоих хозяев.
Звучат заранее приготовленные монологические ответы учащихся.
1-ый ученик. Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада. В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной. Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров. Нередко можно было получить удары и услышать: « По- шла вон, треклятая! »
Чехов пишет о её жизни: « Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: « Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться! »»
2-ой ученик . Новый её хозяин жил в большой светлой комнате, где сначала поселилась и Каштанка. Ей отвели место в углу около дивана на матрасике, а затем переселили в комнату с грязными обоями, в которой героиня обрела соседей: кота Фёдора Тимофеевича и гуся Иван Иваныча. Жизнь её текла как по маслу. Ей позволяли ходить по всей квартире, ни разу никто на неё не затопал ногами, никто не ударил, не крикнул. Одна она оставалась только вечерами, днём же хозяин учил её разным наукам, хвалил её и видел в ней « несомненный талант»; она получала массу новых впечатлений.
Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.
Финал рассказа не соответствовал реальной истории.
Индивидуальное сообщение о реальных событиях рассказа, о Дурове. (Сообщение учащегося)
Владимир Леонидович Дуров (1863-19340), выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.
История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так каштанка осталась у Дурова.
— Почему, хотя у дрессировщика Каштанке жилось лучше, она при первой возможности возвращается к своим прежним хозяевам?
— Возможно, потому, что главными её качествами были преданность и верность.
Подведем итоги урока.
Вернёмся к вопросу: Как удалось Чехову сделать литературное открытие: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животного?
Обучающиеся назовут способы: передал собачьи мысли и чувства, заглянул в собачьи сны, дал ей слово, наградив внутренним монологом, поставил в ситуацию выбора и предоставил возможность выбрать.
— Так о чем же рассказ Чехова?
Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность, они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы. В своей истории о перипетиях жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям своим меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу:
« Славный народ собаки».
Учитель предлагает учащимся дать оценку уроку и их деятельности на нём. Это ему помогают сделать вопросы типа: Что интересного было на уроке? Какое из заданий показалось особенно сложным? Что, по их мнению, им удалось лучше на этом уроке?
Составь свой проект и защити его на следующем уроке «Мой домашний питомец»: фотография и небольшой рассказ, красочно оформленный.
Приложения к уроку «Славный народ собаки»
(по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»)
1. Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада. В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной. Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров. Нередко можно было получить удары и услышать: «По- шла вон, треклятая!»
Чехов пишет о её жизни: « Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: « Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться! »»
Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.
3. Владимир Леонидович Дуров(1863-19340, выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.
История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так Каштанка осталась у дурова.
Конспект урока по литературному чтению А.Чехов. Каштанка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
4 – А класс. 10.10.2016.
Тема урока: А.П.Чехов « Каштанка».
познакомить учащихся с содержанием рассказа А.П.Чехова «Каштанка»,
обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением, развивать речь учащихся.
Создать условия для воспитания уважительного отношения к одноклассникам, бережного и заботливого отношения к животным, желание помогать им в трудную минуту, умения слушать других детей и учителя.
I. Организация класса.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
III. Подготовка детей к восприятию текста.
— ( дети читают отрывок про себя со слайда).
— Кто узнал о ком идёт речь в этом отрывке и как называется рассказ?
— ( Речь идёт о Ваньке. Рассказ так и называется «Ванька»)
— Скажите, а кто является автором этих рассказов?
— Действительно! Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением А.П.Чехова.
— А начнём мы наш урок с загадки.
— Посмотрите на доску и прочитайте загадку. (1 ученик читает загадку в слух).
— Правильно, это собака. Поднимите руку те, у кого есть собака. Я надеюсь, что вы будете моими активными помощниками на уроке и наше занятие не оставит вас равнодушными. Как и у вас у А.П.Чехова было особое отношение к собакам. На свете множество собак, но мы сегодня на уроке начнём знакомиться лишь с одной из них – с героиней рассказа А.П.Чехова «Каштанка».
Ознакомление с новым произведением.
— Посмотрите на доску.
— Давайте прочитаем это слово с разной интонацией (-удивления
2. Словарная работа.
— Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны трудные слова, значение которых не все из вас знают.
— Давайте прочитаем эти слова.
— Как вы думаете, что они обозначают?
— Прочитаем правильное толкование этих слов.
вагоны конножелезки – конная железная дорога (вагоны с пассажирами возили по рельсам лошади)
вытянулся во фрунт – стать прямо, сдвинув пятки, руки по швам.
На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой издалека (ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока» (плечи поднять)
3. Первичное ознакомление с текстом.
-(Начинает чтение учитель, а хорошо читающие дети продолжают).
4. Проверка первичного восприятия.
— С каким настроением вы слушали отрывок?
(С переживанием за Каштанку)
( Так как Каштанка была беззащитная)
— О чём задумались, слушая?
( Как помочь Каштанке найти своего хозяина)
5. Повторное чтение текста. Чтение цепочкой.
— Сейчас читать текст будете вы цепочкой по абзацу.
а) Работа с текстом 1 и 2 части.
— Что случилось с Каштанкой?
— Какая была погода в тот вечер?
( Холодная. Она останавливалась, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую)
— Найдите и прочитайте в тексте.
— Прочитайте описание внешнего вида героини рассказа Каштанки?
— Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна?
(Каштанкою овладели отчаяние и ужас)
— Найдите и подтвердите ответ словами из текста.
— Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.
( Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла).
— Да, Каштанка, которая не любила громкую музыку оказалась на незнакомой улице. Ей было одиноко и страшно.
— Почему? Как об этом пишет автор?
( Она поняла, что потеряла след хозяина и осталась одна)
— Что усиливало несчастье собаки?
— Давайте перечитаем последнее предложение первой главы.
( Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»).
— Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?
(Несчастная, одинокая, озябшая, голодная).
— Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу?
— Как выглядел незнакомец? Прочитайте.
( Коротенький и толстенький человек с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку).
-Как незнакомец общался с ней при встрече?
(Приветливо, заботливо, нежно, с жалостью)
— Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?
— Как отнёсся к Каштанке незнакомец?
(Сытно накормил, положил спать)
— Что делала собака после обеда?
(Решала вопрос, где лучше)
— Найдите и прочитайте описание домашней обстановки незнакомца и столяра.
ΙΙΙ. Подведение итогов урока.
Подведем итоги урока.
Вернёмся к вопросу: Как удалось Чехову сделать литературное открытие: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животного?
Обучающиеся назовут способы: передал собачьи мысли и чувства, заглянул в собачьи сны, дал ей слово, наградив внутренним монологом, поставил в ситуацию выбора и предоставил возможность выбрать.
— Так о чем же рассказ Чехова?
Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность, они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы. В своей истории о перипетиях жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям своим меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу:
Что интересного было на уроке? Какое из заданий показалось особенно сложным? Чт удалось лучше на этом уроке?
Итоги урока.Оценки за урок
— Домашнее задание для вас будет творческим. Вы должны сами решить какое задание будет вам по силам.
— Те ребята, которые считают, что смогут выразительно прочитать весь текст, то найдите его в библиотеке и прочитайте до конца. Для проявления ваших творческих способностей – нарисуйте, как Каштанка выглядит в конце рассказа.
— Те, кто сомневается, что может справиться с этим заданием, то прочитайте текст в учебнике и подумайте какие события с Каштанкой, по вашему мнению, должны произойти дальше.