каллиграфия с какого возраста начинать
Какую пользу дает каллиграфия детям?
Каллиграфия, как и многие другие развивающие занятия, дает ребенку не только навык чистого и красивого письма сам по себе, но и улучшение некоторых важных когнитивных функций. Обо всех плюсах этого занятия мы поговорим в статье.
Прежде всего, занятия каллиграфией помогают ребенку сформировать красивый, ровный почерк и выработать хороший темп письма. В наше время ребенок берет в руки смартфон, планшет или компьютер раньше, чем карандаш или ручку. А навык чистого письма отходит на второй план, в этом теперь как будто нет необходимости. Но это заблуждение, поскольку через чистописание ребенок развивается всесторонне.
Итак, чем полезна каллиграфия для детей:
Концентрация и усидчивость — то, чего не хватает всем детям в той или иной степени. На занятиях по каллиграфии ребенок все свое внимание обращает только на письмо, не отвлекаясь ни на что другое. Сосредоточенность и терпение помогают детям и взрослым быстрее и качественнее справляться с учебными и рабочими задачами, поэтому развивать эти качества очень важно.
Каллиграфия — это не просто красиво выведенные буквы. Занимаясь ею, необходимо выучить определенный порядок написания каждого знака и их соединение между собой. Это отличная тренировка на внимательность в мелочах. Ребенок, занимаясь чистописанием, учится устанавливать связь между формой и содержанием, вкладывать смысл в четко выверенные символы.
Если ребенок пишет неаккуратно и неразборчиво, то каллиграфия поможет улучшить почерк и повысить аккуратность. Красивый и ровный почерк — это подспорье для успешного выполнения письменных работ в школе, быстрого и качественного написания диктантов.
Когда учишься чистописанию, гораздо больше внимания обращаешь и на правила написания слов, ведь не хочется каллиграфически выводить ошибки. Ребенок больше внимания будет обращать на то, как верно пишется слово, какой знак препинания поставить. В процессе обучения каллиграфии уровень грамотности заметно повышается.
Каллиграфия полезна для мозга, поскольку приобретение навыка — это формирование новых нейронных связей. Данный навык развивает мелкую моторику, ловкость и координацию. А развитие мелкой моторики — очень важная часть общего когнитивного развития.
А не рано в 4 года? А нам уже 8 лет, не поздно? А можно 10 летнему мальчику заниматься? Отвечу на эти вопросы! Для кого же подходит игра в каллиграфию.
Разве можно научить малыша писать красиво письменными буквами? ⠀
Можно, но постепенно. С помощью игрового подхода, интересных заданий адаптированных под детскую потребность познавать мир! ⠀
Дайте детям возможность изучать, творить, исследовать. Пусть пока они не знают букв, пишут их наоборот или «зеркалят». Это нормально. Только практика и интерес к самому процессу даст результат! ⠀
Наш проект доказывает, что для изучения букв и обучения письму возраст не имеет значения. Не важно 7 тебе лет или всего 4, а может 12 или 25. Игра в каллиграфию активирует интерес к письму и показывает все возможности мира букв. И для этого не надо сидеть над скучными прописями! Мы нашли другой путь! Просто надо быть маленьким исследователем!
Дети 4-6 лет и буквы
Дети 4-6 лет все делают по своему, у них нет границ и установок как надо, поэтому они исследуют пространство, инструменты и находят необычное применение материалам.
Мои любимые шиворот на выворот и задом на перед.
Они исследуют новый для них мир, могут писать снизу вверх и в обратном порядке, зеркалить, на весь лист огромными буквами, отдаленно напоминающими реальность. Могут не понимать, что пишут.
Это не важно. Главное, что им интересно! Они запомнят эту эмоцию и процесс письма в будущем будет приносить позитив.
Они любят повторять за взрослыми, но в своей манере.
Могут не доделать до конца. Часто нуждаются в помощи.
Их не надо ограничивать, за ними надо наблюдать.
И отвечать, если задают вопрос! А не учить как правильно.
А еще они расскажут вам чудесные истории о своих выдуманных героях и персонажах!
Поговорите с ними.
Если ребенку от 7 до 9 лет
Проблема письма стоит остро. Чаще всего они уже поняли, что писанины много предстоит, а это так трудно и нудно. Зачем все это? Да ещё красиво надо и маме, и учителю. а я хочу по-своему.
Смыслы, которые мы взрослые вкладываем в навык письма, детям не очевидны, эти смыслы для них не работают.
Что происходит на курсе?
Зажигается взгляд! Они понимают, что письмо интересно и нужно в жизни, что писать не скучно. Они активно исследуют инструменты, ставят опыты, фантазируют, изобретают собственные варианты шрифтов, прорисовывают персонажи и много задают вопросов. Создают свой первый шедевр.
Их не надо подгонять, заставлять доделать, ждать быстрого результата. Им надо дать насладиться свободой самовыражения и разогреть интерес как можно сильнее, вернуть радость изучения мира!
Наблюдайте за ними! В процессе игры в каллиграфию вы очень много нового узнаете о своем ребенке =)
Дети от 10 лет и старше
Физиологически им легче всех, рука чуть более приучена, глазомер настроен, полушария работают синхронично.
С первых заданий, увидев возможности они активно включаются в работу, мгновенно понимают смысл всей деятельности и экспериментируют.
Они выбирают сложные шрифты и справляются с ними, с легкостью переходят к композициям и создают достойные законченные работы.
Под чутким руководством внимательного понимающего взрослого они очень быстро могут не только научиться красиво писать, а развивать каллиграфию как профессию и даже монетизировать свое умение.
Как заниматься, когда в семье много детей и есть малыши?»
У каждого ребёнка свой подход к занятиям: один усидчиво может заниматься без перерыва, другой эпизодически подходит к столу, ему нужна перезагрузка, перерывы; другой доделает все до конца без помощи, другому надо в нужный момент оказать поддержку.
У них разный возраст, а значит разные возможности и разные взгляды на одно и то же занятие. А значит результат будет разный и это нормально!
В любом случае в больших семьях работают общие правила:
Педагог Артем Лебедев отвечает на актуальные вопросы по курсу каллиграфии для детей
1. Почему ребёнку нужна каллиграфия?
Когда человек пишет, он мыслит. Но он думает не только о содержательной стороне, но и о внешнем выражении написанного. Каллиграфия развивает моторику пальцев и тем самым способствует развитию мыслительных способностей, так как во время занятий каллиграфией постоянно задействовано 1/3 коры головного мозга. В каллиграфии мы задумываемся над каждой буквой, над каждым движением – это, конечно, медленнее, чем обычное письмо шариковой ручкой, но и пользы от этого гораздо больше.
Занятия каллиграфией не только научат ребёнка писать красиво, но и будут способствовать развитию его творческих способностей; они научат дисциплинировать мысль, а вместе с этим вырастет и общая усидчивость, дисциплинированность ребенка.
А еще буква передаёт исторический опыт народа: именно поэтому с развитием нации меняются и те шрифты, которые используются в данный период. Таким образом, знакомство с различными, в том числе историческими шрифтами — это приобщение к истории своего народа.
2. Поможет ли курс исправлению школьного почерка у моего ребёнка?
Занятия в нашей школе — это занятия по каллиграфии, а не по чистописанию. Но одно невозможно без другого. Одним из аспектов курса будет влияние на почерк ребёнка. Почерк — как отпечаток пальца, он неповторим, уникален, он раскрывает личность. Человек оттачивает письмо, а буквы учат человека. Они учат порядку и творчеству одновременно.
В то же время на занятиях каллиграфией, какой бы вид письма не изучался, дети учатся понимать структуру букв, следить за ритмом и правильностью выписывания тех или иных элементов — и эти навыки они потом, порой незаметно для самих себя, переносят и на свой обычный, школьный почерк. У кого-то такие изменения проявляются раньше, у кого-то — позже, ведь каждый из детей — уникальная личность. И занятия каллиграфией помогут раскрыть их индивидуальность и направить в нужное русло.
3. Придётся ли выполнять задания дома? Каков их объём? Как организовать дома рабочее место для занятий каллиграфией?
Чтобы занятия были плодотворными, обязательно нужно делать домашние упражнения. Как в спорте – тренировки, как в музыке – репетиции. Чтобы научиться правильно писать буквы, нужно сначала научиться писать штрихи, из которых состоит буква, тренировать их написание до тех пор, пока они не станут получаться постоянно нужной формы. Следующий этап — отработка составления из этих штрихов буквы: снова повторения до тех пор, пока не дойдет почти до автоматизма. Безусловно, во всем нужно знать меру: до ломоты в пальцах доводить, конечно, не нужно. Ничего страшного, если сразу не получается. Достаточно будет, если заниматься минут по 40-45 каждый день. Первые результаты можно будет увидеть уже через 3-4 занятия.
Что касается рабочего места — главное, чтобы оно было удобным, и изучающему ничего не мешало во время выполнения упражнений. Локти должны лежать на столе. Одна рука поддерживает лист, другая выводит упражнения. Свет должен падать слева (при условии, что ребенок — правша). Лист должен лежать под углом к пишущему таким образом, чтобы левый нижний край был ниже, а правый — выше.
4. Должны ли родители помогать ребенку с домашним заданием? Как это правильно делать?
Родители могут помогать на начальном этапе обучения, пока у ребенка не станет появляться уверенность в движениях во время письма. Причем ему нужно не столько помогать, сколько направлять технически: чтобы ручку держали тремя пальцами, наклон ручки был правильный, чтобы не царапать бумагу, чтобы спина была прямой…
5. Какими способностями должен обладать ребенок, чтобы заниматься каллиграфией?
Заниматься каллиграфией может абсолютно любой ребенок. Если будет хотя бы малейший интерес и усердие с его стороны — будет и результат.
Каллиграфия для детей 6-11 лет: упражнения
Ваш ребенок пишет как курица лапой, учителя всячески проявляют недовольство, проверяя его школьные тетради, а родственники утверждают, что ваше чадо — будущий врач и плохой почерк тому подтверждение? Не стройте напрасных иллюзий. Небрежный почерк ни о чем таком не свидетельствует, напротив, это признак нарушения письма или один из видов дисграфии. Но, к счастью, письмо (почерк) можно тренировать. В материалах этой статьи вы найдете рекомендации и упражнения по каллиграфии для детей 6-11 лет.
Каллиграфия для детей: почему это важно?
Сегодня, в век компьютерных технологий, когда дети с пеленок владеют искусством нажимать кнопки пультов телевизора, легко разбираются в работе планшетов и ноутбуков, наука красного писания или каллиграфия должна бы потерять свою актуальность.
Письменная работа сегодня значительно упрощена — стоит только набрать текст, и многочисленные редакторы исправляют орфографические и пунктуационные ошибки. Для передачи эмоций во время переписки дети часто используют различные смайлики. Ведь это очень просто — один клик и есть готовая эмоция — грусть, радость, удовольствие или разочарование. С одной стороны это хорошо — потому что все делается для упрощения жизни современного человека. Но с другой стороны — такая упрощенность приводит к лености, не желанию думать и действовать творчески.
Если говорить о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то письмо для них имеет первостепенное значение. На уроке письма дети учатся не только красиво писать буквы, но и вырабатывают в себе такие черты характера как исполнительность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. Письмо имеет значение для развития умственной деятельности ребенка. Не зря в Японии дети с 3-летнего возраста ежедневно занимаются уроками каллиграфии. Они учатся старательно выводить иероглифы — одни из самых сложных символов современного письма.
Во время этих занятий развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь влияет на формирование коры головного мозга ребенка. Отечественные педагоги и психологи утверждают, что уроки каллиграфического письма развивают эмоциональную сферу. Современные дети и подростки пишут рукой очень мало, это обедняет их эмоциональный мир, лишает возможности подобрать слова для выражения чувств и переживаний.
Нарушение письма: виды дисграфии
Среди детей школьного возраста все чаще выявляют нарушения письма. Это явление называют «дисграфией». По приблизительным подсчетам — от 5 до 20% детей школьного возраста имеют этот недостаток. Среди мальчиков нарушения письма встречаются в 4 раза чаще, чем у девочек.
Дисграфия — это длительная неспособность овладеть навыками правильного письма человеком, который имеет нормальный уровень интеллектуального и психического развития, а также не имеет проблем со зрением или слухом. Дисграфия может проявляться в различных формах и стадиях тяжести. Иногда ребенок не способен воспроизвести какой-то определенный элемент буквы, а в другом случае — дисграфия проявляется в невозможности вообще овладеть письмом даже на элементарном уровне.
В соответствии с этим существует три вида дисграфии:
Акустическая дисграфия проявляется в неумении распознавать на слух отдельные звуки (особенно сходные по звучанию). Это приводит к проблемам в их воспроизведении на письме.
Моторная или графическая дисграфия проявляется в нарушении движений руки во время письма, связанна со зрительным и звуковым восприятием звуков.
Оптическая (зрительная) дисграфия возникает тогда, когда ребенок не может соотнести зрительное впечатление с написанием звука на письме. Иногда подобные буквы дети путают на письме, например н-п, ш-щ, п-и, н-п и т.д. Часто такой вид дисграфии проявляется в написании лишних элементов букв или зеркальном их изображении.
Иногда причиной дисграфии могут быть нарушения психо-эмоционального состояния ребенка. Психологические травмы, переживания могут вызвать длительные нарушения как речевой, так и письменной деятельности ребенка.
При обнаружении дисграфии у ребенка важно направить соответствующую коррекционную работу на исправление нарушений письма, при этом важно сконцентрировать внимание вокруг решения нескольких важных задач.
Первая задача — преодоление оптических проявлений дисграфии и ускорение времени изучения правильного написания букв. При формировании навыков правописания данной буквы, необходимо предложить детям разнообразные упражнения с моделированием:
Одновременно происходит написание закрытого и открытого складов: об.аб.бо.ба, бью, б … Потом можно моделировать слова из слогов: баба, бабы, бобы…
Вторая задача — предотвращение возникновения моторной дисграфии. С первых занятий моделируется и графически прописывается предложение с вписыванием изученных слов, например: В моей бабушки есть огород. В моей ____ есть огород.
Третья задача — предотвращение возникновения акустической дисграфии.
При написании букв, обозначающий звуки, различающиеся по фонематическим признакам, можно начать работу с определением твердых и мягких звуков в словах и складах: у-ю, а-я, лук- люк, матч мяч. Дети прописывают склады и слова по данному графическому образцу с обязательным звуко-буквенным анализом и проговариванием. Затем добавляются упражнения по дифференциации звуков с глухотой и звонкостью. Для тренировки этой функции можно выполнять упражнения по словообразованию и словоизменению.
Четвертая задача — формирование активного словаря ребенка с одновременным формированием грамматически правильной речи, например: гора — горы, нос — носик, идти — прийти, зайти, перейти, отойти и т.д.
Коррекционная работа по предотвращению и преодолению дисграфии кропотливая, длительная и требует терпения, как со стороны учащихся, так и учителей, родителей. Главное — она должна продолжаться во время всего периода обучения в школе.
Как улучшить плохой почерк ребенка: советы родителям
Неумение красиво и выразительно писать может привести не только к плохим оценкам и отставанию при конспектировании важного материала на уроке, но и к снижению самооценки школьника. Причин, влияющих на качество письма и формирование плохого почерка ребенка, может быть несколько.
Тренировка навыков письма
Для тренировки навыков письма следует использовать дополнительные прописи для ежедневных занятий ребенка дома. При этом родители и педагоги могут оценивать такую деятельность, учитывая усердие ребенка и успехи при написании определенных элементов или букв.
Не стоит сразу требовать от ребенка переписывать целые предложения и слова. Сначала достаточно обратить особое внимание на написание отдельных букв или их элементов. Для этого можно завести отдельную тетрадь с прописями.
Родителям стоит запастись терпением, поскольку обучение правильному письму — это длительный процесс, который нужно чередовать с занятиями мелкой моторики рук, чтобы укрепить мышцы, которые участвуют при письме. Перерывы на упражнения должны составлять не более 15 минут.
Методы тренировки правильности и каллиграфичности письма:
Упражнения для каллиграфии
Для развития каллиграфического письма стоит обратить внимание на укрепление мышц рук, спины и плечевого пояса. Именно от неправильного положения спины, сутулости может зависеть плохой почерк ребенка. Для развития этих групп мышц можно предложить следующие упражнения:
При длительном письме у детей часто устают и немеют пальцы, которые держат ручку. И ребенок часто встряхивает руку в воздухе, чтобы снять напряжение с мышц. Таким детям трудно быстро писать.
Чтобы преодолеть эту проблему лучшими будут упражнения с пластилином:
Рекомендации родителям по развитию каллиграфии детей
Родителям очень важно в подготовительный период ребенка к школе, включить в его ежедневные занятия такие упражнения, которые будут формировать мастерство рук, точность движений и координацию, например:
А также использование подготовительных упражнений, которые, с одной стороны, обеспечивают подготовку руки ребенка к письму, а с другой готовят ребенка к письму, как коммуникативной деятельности, поскольку нацеливают на слушание (или чтение) и осознание текста, на его запоминание и последующее воспроизведение.
Как подготовить ребёнка к занятиям каллиграфией и зачем это нужно
Современный мир стремится к увеличению скоростей во всех областях нашей жизни. Мы хотим успеть сделать как можно больше. Поэтому стараемся упростить и облегчить все процессы. Не стало исключением и письмо. Быстрее и удобнее набрать текст с помощью компьютера. Во многих странах дети учатся
писать только печатными буквами, не слишком заботясь о красоте написанного. Главное, чтобы грамотно. Нужно ли в таком случае обучать детей писать красиво?
Нужно, обязательно нужно! О пользе каллиграфии для здоровья физического, эмоционального и интеллектуального написано и сказано очень много. Учеными, исследователями, педагогами и врачами, как нашими, так и зарубежными. Поэтому вопрос стоит не о том, нужна ли каллиграфия, а о том, как помочь ребенку её освоить?
Чтобы занятия чистописанием принесли максимальную пользу, необходимо сочетание нескольких факторов.
Во-первых, у ребенка должно быть собственное рабочее место. О его организации я уже писала в главе «К школьной парте с красивой осанкой» https://vk.com/wall-62391202_816.
Во-вторых, постановка руки. Ставить руку ребенку старше 5 лет в наше время очень сложно. Сейчас дети начинают рисовать карандашами и фломастерами достаточно рано. Поэтому годам к четырем у них уже формируется устойчивая привычка держать ручку в определенном положении. Чаще всего это положение для письма неправильное. Поэтому приходится переучивать, а это процесс сложный и требует терпения от ребенка и его родителя.
В-третьих, качественные прописи. В магазинах продается огромное количество современных прописей. Но для эффективного обучения каллиграфии они, к сожалению, не пригодны. Для учеников нашего центра «Любознайки» мы используем собственные прописи на подготовительном дошкольном этапе.
В-четвертых, перьевые ручки. Для занятия каллиграфией ребенку старше 6 лет нужны именно перьевые ручки с чернилами. Шариковая ручка не дает возможности почувствовать разницу между написанием различных элементов букв.
В-пятых, атмосфера, окружающая обстановка, эмоциональный настрой.
Чтобы помочь ребенку освоить каллиграфическое письмо, начинать надо в самом раннем возрасте с рисования красками. Ребенок учится держать в руке кисточку, учится водить ею по бумаге, учится контролировать степень нажима на кисть. Не торопитесь давать маленькому ребенку карандаши. Тонкие линии, оставляемые карандашом на бумаге, уже накладывают некоторые психологические ограничения. Не рекомендуем давать детям до четырех лет фломастеры и ручки. Их следы на бумаге исправлению не поддаются. Это фиксированное изображение, не подлежащее коррекции и улучшению, помните «Что написано пером, не вырубишь топором». Сначала учим ребенка творить, а не фиксировать.
Итак, ребенок взял в руки карандаш. Помогите разместить его между большим и указательным пальцами. Средний палец поддерживает карандаш снизу. Безымянный и мизинец чуть прижаты к ладони. Не важно, правша ребенок или левша. Карандаш должен быть или трехгранный, или шестигранный. Круглые карандаши для малышей не подходят.
Существуют специальные комплексы упражнений для укрепления мышц пальчиков, удерживающих карандаш. С четырехлетками нашего центра #Любознайки мы обязательно выполняем такие упражнения, когда подходит время осваивать замкнутое пространство клетки в тетради.
В своих первых учебных тетрадях дети пишут только карандашом. Они учатся регулировать степень нажима, тренируют мышцы кисти и отрабатывают правильное положение руки. Если ребенок судорожно сжимает карандаш, то после коротких, но регулярных тренировок рука расслабляется и удобно располагается на рабочем столе. Угловатые дрожащие начертания постепенно превращаются в уверенные четкие линии. Пусть несколько минут, но тренировка и еще раз тренировка.
При такой постепенной тренировке к шести годам ребенок уже готов к занятиям каллиграфией. Нужно только помнить о необходимости сочетания всех ключевых факторов для эффективности этих уроков. И не забывать о важном правиле «маленьких шагов»: каждый день понемногу.