какую таблетку выберешь матрица
Дилемма красной и синей таблетки из «Матрицы» была придумана 2500 лет назад
В трилогии «Матрица» используется множество известных философских концепций и образов. Какие-то из них очевидны, а какие-то не очень. Так, многие фанаты даже не догадываются, что знаменитый выбор между красной и синей таблеткой является отсылкой к философской дилемме, придуманной еще 2500 лет назад.
Сцена, в которой Морфеус предлагает Нео выбрать красную или синюю таблетку, является одним из самых известных моментов в кино. Красная таблетка дает возможность отключиться от Матрицы и увидеть суровую реальность. Синяя — позволяет остаться в иллюзии и забыть про все свои сомнения.
Похожий выбор между привычной реальностью и настоящей описывается в знаменитом «Мифе о пещере», древнегреческого философа Платона. Платон придумал миф о некой пещере, в которой были заключены узники. С самого детства заключенные видели в пещере только одну стену. За спинами заключенных горел костер и потому они видели на стене только тени, показываемых им предметов — и воспринимали эти тени, как реальные вещи.
Затем Платон представил ситуацию, когда одному узнику удалось вырваться из оков. В таком случае он бы узнал о существовании огня и так испугался бы его, что захотел бы вернуться к привычному существованию. Однако если бы заключенный подавил это желание или же его бы заставили покинуть пещеру, он бы осознал истинную реальность. По мнению, Платона только философ смог бы из нее выбраться. Когда узник привык к новой реальности, он бы захотел вернуться в пещеру, чтобы раскрыть истину остальным заключенным. Но они бы не вняли его словам и подумали, что их сбежавший друг просто сошел с ума.
Если сравнивать миф Платона о пещере с «Матрицей», то можно заметить много параллелей. Узники это люди, тени предметов показывали Машины, а сами тени это Матрица. Испуганные люди, покинувшие Матрицу, наверняка захотят выбрать синюю таблетку и вернуться к привычному существованию (как это сделал Сайфер). Но тот, кто выбрал красную таблетку, обретает истину и понимает, что такая реальность все же лучше существования в пещере.
Возможно, в четвертой «Матрице» снова вспомнят про философию Платона. Фанаты предполагают, что в новом фильме главными злодеями будут сторонники синей таблетки, которые желают вернуть человечество в Матрицу. Съемки сиквела возобновятся уже совсем скоро, а пока премьера картины запланирована на май 2021 года.
Как работала красная таблетка из «Матрицы»?
Все помнят сцену из первой «Матрицы», в которой Морфеус предлагает Нео совершить выбор — принять синюю таблетку и продолжить жить в симуляции или же взять красную и увидеть реальный мир. Выбор между красной и синей таблеткой это одна из множеств аллегорий, которые использовали сестры Вачовски в трилогии «Матрица», а еще это отсылка к философской дилемме, придуманной более 2500 лет назад.
Но если отбросить философский смысл, то как же работала красная, «освобождающая» таблетка в каноне вселенной? Что происходило с человеком, который ее принимал?
В 2001 году Вачовски объяснили, что красная таблетка это кусок кода. Когда Нео принял свой код, команда «Навуходоносора» смогла найти его тело в реальном мире и достать его из гигантской системы, добывающей энергию для машин (в ней так много людей, что найти кого-то можно только по коду аватара из Матрицы).
Кроме того, красная таблетка служит не только своеобразным маячком. Когда команда активирует капсулу с Нео, она выводит его из инертного состояния и отключается. По словам Вачовски, красная таблетка это еще и форма вируса, которая позволяет пробираться в код машин.
Так что мир Матрицы куда более проработан, чем кажется на первый взгляд. В апреле 2022 года выйдет новый фильм по вселенной — и он наверняка раскроет еще больше секретов и загадок Матрицы и ее обитателей.
Морфеус и математика против агентов Матрицы
Чтобы победить, не нужно уворачиваться от врагов в слоу-мо. Иногда нужно просто знать теорию вероятностей.
Однажды агенты Матрицы поймали Морфеуса и дали ему выбирать его же таблетки — красные или синие. Красная возвращает Морфеуса в реальный мир, а синяя навсегда оставляет его внутри Матрицы и в руках агентов. Выбор происходит так: Морфеус сам берёт 50 красных и 50 синих таблеток, как угодно раскладывает их по двум одинаковым коробкам, а потом агент Матрицы сам выбирает любую коробку и не глядя достаёт оттуда случайную таблетку.
Как Морфеусу нужно разложить все таблетки по коробкам, чтобы максимально увеличить свои шансы на спасение?
Если сложить все таблетки в одну коробку, то шанс вытянуть красную будет 50/100 или 50%. Такая же вероятность будет, если разложить синие и красные таблетки по коробкам максимально равномерно: 25/50 в каждой коробке. Наша задача — увеличить эту вероятность.
Чтобы это сделать, Морфеус должен в одну коробку положить только одну красную таблетку, а в другую коробку — все остальные таблетки вместе. Теперь посчитаем новые вероятности.
Шанс, что агент выберет коробку, где лежит только одна таблетка, — 50%, потому что коробки одинаковые. А шанс вытянуть красную таблетку, когда в коробке и так только одна красная, — 100%. Получаем, что общая вероятность спасения Морфеуса в этом случае:
0,5 (вероятность выбора коробки) × 1 (вероятность вытянуть красную таблетку) = 0,5, или 50%.
Посчитаем шансы для другого случая. Вторую коробку тоже вытянут с вероятностью 0,5, как и в первом случае. Но вероятность вытянуть одну красную таблетку из 99, где 49 из них тоже красные, равна 49/99 или
0,495. Перемножаем, чтобы получить общую вероятность спастись в этом случае:
0,5 (вероятность выбора коробки) × 0,495 (вероятность вытянуть красную таблетку) = 0,2475, или 24,75%.
Чтобы узнать общую вероятность на спасение в обоих случаях, складываем вероятности в каждом случае:
Общая вероятность = вероятность в первом случае + вероятность во втором случае.
Общая вероятность = 50% + 24,75% = 74,75%
Получается, что Морфеусу удалось повысить свои шансы на спасение в полтора раза!
Создатели «Матрицы 4» открыли интерактивный сайт к премьере трейлера
Первый трейлер новой части «Матрицы» будет уже завтра, а пока вы можете выбрать одну из двух таблеток и проследить за развитием событий на новом сайте
22 декабря на экраны выйдет фильм «Матрица: Воскрешение». 9 сентября Warner Bros. обещали представить первый полноценный трейлер новой части франшизы, рейтинги ожидания которой просто зашкаливают. Сообщается, что, как и 22 года назад, Киану Ривз и Кэрри-Энн Мосс сыграют Нео и Тринити. Из старого состава также останутся Джада Пинкетт Смит (капитан Ниоба) и Ламбер Вильсон (Меровинген).
Завтра, 9 сентября, студии Village Roadshow Pictures и Warner Bros. представят первый полноценный трейлер новой части легендарной франшизы. Чтобы подготовить зрителей, они также запустили сайт WhatIsTheMatrix.com. На нем пользователей встречает простой выбор, впервые представленный в 1999 году в «Матрице»: выберешь синюю таблетку и продолжишь жить в реальности, которую ты знал всю свою жизнь; выберешь красную таблетку и сможешь узнать, насколько глубока кроличья нора.
Каждая из таблеток дает пользователям два разных ракурса центральной истории «Воскрешения». Нео Киану Ривза возвращается в Матрицу, принимает синюю таблетку и посещает терапевта, которого играет Нил Патрик Харрис, пока персонаж Яхья Абдул-Матина II не входит в жизнь Нео и не показывает ему, что его реальность — всего лишь мираж. Пользователи, которые нажимают на синюю таблетку, слышат голос за кадром персонажа Харриса. Он говорит: «Вы потеряли способность отличать реальность от вымысла».
Напротив, пользователи, которые нажимают на красную таблетку, слышат голос Абдул-Матина, говорящий им, что единственное, что действительно реально, то, что есть здесь и сейчас. В любом случае, во время обоих сценариев на экране мелькает серия быстрых снимков из «Воскрешения» — каждый раз, когда пользователь нажимает на таблетку, кадры немного меняются. Управлять видео нельзя и кадры мелькают очень быстро, чтобы что-то рассмотреть, но вы можете полюбоваться на них до официального релиза.
«Матрица»: красная или синяя таблетка?
Не так всё просто
Путь к успеху у тогда ещё братьев (в 2012-м и 2016 годах они последовательно признались, что они трансгендерные женщины – «С») Ларри и Энди Вачовски был сложным. И чтобы заявить о себе миру, им пришлось пройти долгий путь. Они успели вылететь из колледжа и поработать на стройке. И лишь после этого смогли попасть в Marvel. Но та работа, хоть и творческая, была для них, скажем так, слишком мелкой. Братьям хотелось размаха. И уже тогда они начали взращивать идею для самого главного проекта своих жизней – масштабного фильма, сюжет которого заключался в том, что люди живут внутри глобальной компьютерной программы. Так и появилась «Матрица». Её главный герой – Избранный, который решился на бескомпромиссную войну с машинами.
Ларри и Энди Вачовски в свою бытность братьями
Понятно, с таким проектом братьям была лишь одна дорога – дорога в Голливуд. Но там их не ждали. Никому не известные Вачовски со своим сложным сценарием, требовавшим внушительное финансирование, отпугивали потенциальных продюсеров. Но Ларри и Энди не отступили. Они приняли правила «большой игры» и начали своё восхождение на голливудский Олимп с самых низов. Они сумели продать пару своих сценариев, которые так и не были экранизированы. Зато следующая работа – «Наёмные убийцы» – вышла в свет. В фильме, снятом по сценарию братьев, сыграли Сильвестр Сталлоне и Антонио Бандерас. Казалось, вот она – слава! Но нет. Оригинальный сценарий Энди и Ларри был сильно изменён другим сценаристом. И это очень не понравилось Вачовски, как, впрочем, и работа режиссёра Ричарда Доннера. Они посчитали, что их идея была просто убита. И это событие подтолкнуло их к важному решению: Вачовски захотели снимать «Матрицу» самостоятельно, боясь отдать своё творческое детище в чьи-либо руки.
Кадр из фильма «Наёмные убийцы»
Со сценарием они познакомили нужных людей из киностудии Warner Brothers. Идея им понравилась. Но не понравилось то, что фильм требовал большого бюджета, а распоряжаться деньгами хотели никому не известные Вачовски. Так что Энди и Ларри пришлось преодолеть ещё одно препятствие и доказать продюсерам свою профпригодность. И за 4 с небольшим миллиона долларов они в 1996 года создали картину «Связь». В том фильме братья выступили и режиссёрами, и сценаристами. И хотя «Связь» до широкого проката не добралась, она завоевала много наград на различных кинофестивалях. Этого оказалось достаточно. Продюсеры согласились дать «Матрице» зелёный свет.
Продюсеры согласились дать 60 миллионов на проект, но вначале выдали лишь 10. И стали смотреть, как ими распорядятся Вачовски
Несмотря на это, лёгкой жизни у Вачовски не было. Им требовалось порядка 80 миллионов долларов на фильм, что по меркам 90-х годов являлось очень большими деньгами. Необходимо было удешевлять производство. Поэтому было принято решение снимать фильм в Австралии. Продюсеры согласились дать 60 миллионов на проект, но вначале выдали лишь 10. И стали смотреть, как ими распорядятся Вачовски. Надо сказать, что этих средств хватило на… 8 минут. Но продюсеры были впечатлены увиденным, поэтому выдали оставшуюся часть бюджета.
Надо сказать, что исходный вариант сценария продюсеры завернули и отдали на доработку. Дело в том, что они посчитали его слишком сложным для среднестатистического зрителя. Спорить с представителями киностудии братья не стали. Так и появился Томас Андерсон – офисный работник и хакер, которому суждено было узнать страшную правду: окружающий мир – Матрица, симуляция, которую создали машины. Благодаря помощи Морфеуса и Тринити он попал в реальность и узнал, что люди – батарейки для питания компьютеров. Тогда-то Андерсону открылась и ещё одна тайна. По легенде, появится некий Избранный, который победит машины и освободит людей. Естественно, Томас и есть Избранный.
Главным источником вдохновения Вачовски стала книга Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция»
Интересно вот ещё что: по сути, главным источником вдохновения Вачовски стала книга Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Причём это творение авторы нужно было прочитать всем актёрам, задействованным в фильме. По мнению создателей, только так они смогли бы в полной мере понять и прочувствовать сценарий. Не обошлись Вачовски без книги и в фильме. Её можно увидеть в одном из эпизодов в начале картины.
Книга Жана Бодрияра в фильме «Матрица»
К созданию фильма братья подошли максимально ответственно, поскольку цена даже одной ошибки была слишком велика. Поэтому для постановки драк пригласили Юэнь Ву-Пина, у которого за плечами были «Пьяный мастер» и «Два воина».
Несмотря на, казалось бы, солидный бюджет, режиссёрам приходилось экономить буквально на всём. Так, для съёмок эпизода с женщиной в красном они отыскали несколько пар близнецов, чтобы создать картинку с одинаковыми лицами. Нанять обычных людей тогда было дешевле, нежели «клонировать» их при помощи техники. Также в массовке часто задействовали обычных жителей Австралии в их же одежде. Это позволило сократить траты на костюмеров. Что же касается американского гетто, то для его создания использовали уже готовые декорации, которые изготавливались для местных фильмов. В общем, Вачовски изворачивались как могли. Зато сэкономленные средства они вложили в съёмки экшена и разработку новых технологий. Джон Гаэта, ответственный за спецэффекты, придумал специально для «Матрицы» новый принцип ведения съёмки: актёр замирает, а камеры (более ста штук) продолжают движение вокруг него. Эта технология сейчас известна под названием «bullet time».
Знаменитые символы, текущие по экрану, – это японские иероглифы. Художник картины взял их из кулинарной книги
Нашли Вачовски интересный подход и для отделения виртуального мира от мира реального. Поэтому действия, происходившие в Матрице, снимались через зеленоватый фильтр, а реальность насыщали синеватыми тонами. И зелёный цвет можно увидеть только в цифровом коде на экране монитора. Интересно вот ещё что: знаменитые символы, текущие по экрану, – это японские иероглифы. Художник картины взял их из кулинарной книги, а потом просто перемешал в случайном порядке.
Идея «Матрицы», как отмечали многие кинокритики и рядовые зрители, не являлась уникальной. Да и сами Вачовски об этом не говорили. Можно вспомнить фильмы «Шоу Трумена» и «Нирвану» (этот фильм с Кристофером Ламбертом в главной роли Вачовски называли одним из главных источников вдохновения вместе с книгой Бодрийяра). Заслуга братьев заключалась в том, что они вывели известный сюжет на абсолютно другой уровень, о котором никто даже и не мечтал. Кроме этого, Вачовски разорвали привычный шаблон, когда именно вокруг главного героя создаётся искусственный мир, а он пытается из него выбраться. В «Матрице» же «по ту сторону» были все персонажи.
Лана и Лилли Вачовски после операции
Эффект взорвавшейся бомбы
Несмотря на все страхи, риски и сложности, «Матрицу» ждал феноменальный успех. Фильм не только окупился, но и принёс продюсерам солидную прибыль. При бюджете в 60 с небольшим миллионов долларов история Нео собрала более 450 миллионов в мировом прокате. Помимо зрителей, активно голосовавших за картину «рублём», высоко оценили её и критики. Они и вовсе говорили о том, что братья Вачовски произвели революцию в киноиндустрии. Соответственно, не прошла «Матрица» и мимо «Оскаров». Заветные статуэтки она получила в четырёх номинациях. При этом главный конкурент фильма – «Звёздные войны. Эпизод I» – везде довольствовался ролью проигравшего. Сами же братья стали лучшими режиссёрами года.
По мнению критиков и фанатов, продолжения сильно уступали первой части именно в глубине и философии
Съемки фильма «Матрица»
Финал и наследие
«Матрица» поглотила умы зрителей. После выхода заключительной части народ начал строить свои предположения об истинном смысле (и финале) творения Вачовски. Есть версия, что картина должна была закончиться более пессимистично и что именно продюсеры настояли на хеппи-энде. Так, например, очень популярна теория (до сих пор, надо сказать), что Нео и Морфеус не выходили из Матрицы. А Зеон, как и реальный мир, – это одна из ступеней виртуальной симуляции. Мол, машины позаботились о том, чтобы было ощущение выбора. А в качестве главного аргумента фанаты приводят тот факт, что сверхспособности Нео, которыми он обладал в Матрице, не исчезали в реальном мире. А тот же агент Смит мог легко поселиться в теле реального человека и жить в нём. При этом ему не обязательно было подключаться к программе. Эти и некоторые другие моменты склонили поклонников к мысли, что все герои как лежали в своих капсулах, так и лежат на протяжении всех частей.
Возникли споры и о том, кого же на самом деле считать Избранным? Во второй части Архитектор рассказывал о том, что Избранный рождается в Матрице и при необходимости может не только её изменить, но и уничтожить. То есть, исходя из этих критериев, идеальный вариант – агент Смит. Именно он менял Матрицу в угоду собственным желаниям, а не Нео. Но приверженцев этой теории столько же, сколько и противников. Всё индивидуально.
Большая армия фанатов картины уверена, что машины – не злые существа
Есть версия, что Нео – машина. Главное доказательство – неизменное выражение лица героя на протяжении второй и третьей частей. Кроме этого, большая армия фанатов картины уверена, что машины – не злые существа. О самой войне в фильмах говорится очень смутно. По этой версии машины, заботясь о людях, специально сохранили их разумы в Матрице, дав им жизнь в виртуальном мире, который в разы лучше реального.
Существует ещё множество самых разнообразных версий и теорий. Фильмы Вачовски к этому располагают.
«Матрица» оказала огромное влияние на киноиндустрию. Можно говорить о том, что на протяжении последующих после выхода картины лет многие фильмы так или иначе вдохновлялись творением Вачовски: стиль драк и одежды, поведение героев, сюжет… То же самое касается технологии «bullet time», да и замедленной съёмки вообще. «Матрица» показала режиссёрам, что эти приёмы работают. А уж сколько было снято самых разных пародий – точно и не подсчитаешь. И самый важный вопрос – какую всё же выбрать таблетку – актуален и по сей день.