какую страну любит бог

Замысел БОГА о России. Противостояние

Познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Ин. 8:32)

Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. (1Ин.5:19)

1. Дары БОГА России и русскому народу. *

Давайте проанализируем, какие Дары Господь БОГ дал в избытке России и русскому народу, в отличие от других стран? Это не значит, что кто-то обделён. У каждого народа свои Дары, но поговорим о наших.

2) БОГ создал русский народ, русскую душу, как будто специально, именно для Православной веры.
Никакая другая вера так идеально не ложится на русский характер, на «загадочную» русскую душу с её открытостью и широтой, любовью и милосердием, духовными взлётами и глубокой верой, без которых Православие невозможно.
Православие требует способности к Святости и оБОжению, то есть искренней веры в БОГА, высоты, героизма, горения духа, вселенской любви и милосердия, необъятной широты души, крепости (жизнестойкости) плоти – всё это есть в избытке в русском человеке.

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». (1 Иоанна 4:7-8).
Именно поэтому множество народов вошли в состав Российской Империи, сохранив свою идентичность, язык, веру. Они «завоёваны» любовью, а не безразличной толерантностью, не огнём и мечом, не уничтожением коренного населения, как это делали США и Европа.

3) Русский человек – человек крайностей, но если он не знает высоты Православия или отвергает её, то падает в самые глубокие бездны греха и ада. Если он не наполняет душу верой и христианской любовью, то в его широкой душе поселяется вся мерзость этого мира. Поэтому, великий знаток человеческих душ Ф.М. Достоевский утверждал, что «Русский не православный – дрянь, а не человек».

4) ХРИСТОС создал Свою Церковь, которую «не одолеют врата ада» и даровал России Святую Православную Церковь как Духовный стержень, как «Столп и утверждение истины».

Но напрасно стараются злые силы, ибо вечно и непререкаемо Слово БОЖИЕ: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). И это – великий дар БОЖИЙ, спасающий и духовно возрождающий Россию.

2. Предназначение человека, народа, Человечества, России

1) БОГ, сотворив человека, предназначил его для совершенства, Святости и оБОжения, для того, чтобы он стал Богом и обрёл Вечную Жизнь.
Сказано в Священном Писании: «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят]» (Лев. 20:7). «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48). «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс. 81:6; Иоан. 10, 34). «Вселением в него Духа (Святого) человек получил достоинство пророка, апостола, ангела, Бога, быв до того землей и прахом». (св. Василий Великий)
Посмотрим, как продвинулись люди в своём предназначении.

Всегда были и, к счастью, есть в мире Святые, их десятки и сотни тысяч, но это немного, ведь население Земли – миллиарды! То есть, продвинулись, но весьма незначительно. ( О Святых https://azbyka.ru/1/svyatye)

3) Но это не всё. В Таинстве Святого Крещения, в Святой душе человека сеется семя БОГОчеловека, т.е. зачинается в человеке Бог, которым и призван стать именно этот человек. И это начало оБОжения – это дар БОЖИЙ, данный 86% россиян. Не чудо ли это?!
И чем чаще крещённый причащается Святых Христовых Тайн, чем более благочестивую жизнь он ведёт, тем сильнее укрепляется в нём вера, быстрее крепнет и возрастает в нём – Бог. Ибо «БОГ стал человеком, чтобы человек стал Богом» (Св. Иоанн Златоуст)

4) Более тысячи лет назад в России в Таинстве Святого Причастия первые русские православные люди соединились своим телом и кровью с Божественным Телом и Святой Кровью Иисуса ХРИСТА. С тех пор все поколения русских людей несут в себе, в своей плоти – Божественную Кровь и Божественное Тело ХРИСТА, которые дают питание и возрастание БОГОчеловеку (Новому человеку) в каждом причащающемся христианине. Итак, все православные (120 млн.) кровно и телесно соединены с БОГОчеловеком Иисусом ХРИСТОМ через Святое Крещение и Святое Причащение и несут в себе своё Божественное начало – Богочеловека, постепенно становясь Богом.

Но и тот, кто живёт на русской земле, но считает себя атеистом и язычником, через кровь и тело сотен поколений своих православных предков впитал Святую Кровь и Святое Тело ХРИСТА.
Практически весь народ России, так или иначе, соединён Кровно и Телесно с БОГОМ и ХРИСТОМ. Не чудо ли?!

5) Пришло время, Господь БОГ вплотную подвёл Россию к осознанию своего предназначению.
Судя по всему, именно Православная Россия предназначена БОГОМ первой пройти трудный путь духовной эволюции к совершенству, Святости и оБОжению, к соборному преображению человека и народа в Бога, во исполнение БОЖИЕЙ Воли и Божественного Замысла о Человечестве.
Это и есть, БОГОМ установленная, Национальная идея России.

6) Но если мы растём и развиваемся как Боги, то как же мы внимательно и бережно должны относиться к себе, к своим ближним и дальним, видя в них Образ БОЖИЙ и будущих Богов!
Как должны быть внимательны к своим мыслям, чувствам, словам и делам, чтобы не оскорбить БОГА и не осквернить Бога в нас!
Много дано БОГОМ России и русскому народу, но много и спросится.

3. Единство нации. Возрождение. Противостояние

2) Но есть те, которые будучи этнически «русскими», русскими не являются. Я говорю не о заблудших и запутавшихся неоязычниках, и о сомневающихся «неверующих», а об агрессивных сатанистах-русофобах.
Они отреклись от тысячелетней веры предков – Православия и от БОГА, от крови БОГА-ХРИСТА, текущей в их артериях и венах. Они предали Своего Творца, отвергнув спасение, и пали в самые низменные глубины ада, отдавшись в рабство и услужение диаволу.

Эти псевдорусские стали источниками и трансляторами ненависти к БОГУ, к Церкви, к Православию, к России, к русским. Они, будучи «русскими» по рождению, но обезумев в своём бесновании и осатанелости, призывают к уничтожению не только Православия, но и русской нации как таковой, дабы воспротивиться БОЖЬЕМУ Промыслу о России и установить власть сатаны над миром.

Как относиться к этим бесноватым?! Давая им возможность разносить заразу безбожия и сатанинской ненависти, мы потакаем злу и замыслам диавола, что крайне опасно. А потому их разрушительным действиям и пропаганде зла и греха должна быть дана ясная нравственная и правовая оценка. Народ России должен быть защищён Законом от человеконенавистнической проповеди, расшатывающей устои Государства и общества. Не должно быть свободы для зла и греха, ибо это губительно для человека, народа и Человечества.

Когда это случилось, пришло осознание страшной ошибки. Души истосковались о БОГЕ. И тогда народ нескончаемым потоком пошёл в Церковь. Массово крестились взрослые и дети, коммунисты и бывшие атеисты. Над ними издевались и смеялись либерал-сатанисты. Но число крещённых очень скоро превысило 85% населения страны. Россия начала возрождаться! И, Слава БОГУ!

Итак, велики Дары БОЖИИ России и россиянам и грандиозно Божественное Предназначение России! Сможем ли мы, захотим ли им соответствовать?! Это вопрос жизни и смерти России и мира! Вечной Жизни и вечной смерти каждого из нас!

Источник

«Бог любит Сирию, Бог любит Россию»

Почему Латакия приветствует российских солдат

Прибрежная Латакия просыпается по-восточному рано – с первыми лучами солнца. С недавнего времени, правда, обыденная картина восхода немного изменилась: к мерному шуму волн, гулу города и крикам средиземноморских чаек присоединился рев моторов летающих по небесной лазури самолетов.

– Каждое утро, между шестью и восемью часами, в воздух взлетают русские самолеты. Каждый такой взлет – просто прилив чувства безопасности, о котором мы уже успели забыть, – уверяет журналистов 50-летний Ахмад, живущий в районе Хмеймаййим, располагающемся неподалеку от аэропорта им. Басила аль-Асада. Его земляк, 46-летний Наффаʻ из деревни Шарашир, тоже не скрывает своего восторга:

– Нет ничего более прекрасного, чем наблюдать за набирающими высоту русскими самолетами!

Слова Ахмада и Наффы – далеко не пустой панегирик «пришельцам», произнесенный в поисках минутной славы перед телекамерами. В памяти латакийцев еще живы события прошлого года, когда подразделения «Исламского государства» свирепствовали на подступах к городу. Ужас войны не оставил Латакию и в марте 2014-го, с отступлением сил ИГ: на смену такфиристам «Даʻиш» пришли радикалы «Джабхат ан-Нусра» (среди которых очевидцы не раз примечали членов ИГИЛ).

Когда пилоты начинают свои ночные вылеты, все мы можем расслабиться и спокойно заснуть.

– Все мы безумно рады русским. Даже дети знают, что они здесь! – продолжает Ахмад. – Когда пилоты начинают свои ночные вылеты, все мы можем расслабиться и спокойно заснуть.

За несколько недель до прибытия российских ВВС в крупнейший сирийский порт город потряс первый за многие годы теракт: более десяти человек лишились жизней в результате взрыва заминированного автомобиля на довольно многолюдной площади аль-Хамам. К концу сентября приближение любого рода русской помощи воспринималось подавляющим большинством горожан с нетерпением – и потому даже гуманитарный груз, доставленный в Латакию 13 сентября, встречали социальные работники и добровольцы со всех районов столицы северной сирийской провинции.

какую страну любит бог. Смотреть фото какую страну любит бог. Смотреть картинку какую страну любит бог. Картинка про какую страну любит бог. Фото какую страну любит бог

Рами, владелец маленького магазина в районе аш-Шайх Дахир, лениво потягивает свой дневной кофе. На вопросы репортеров, тем не менее, мужчина отвечает очень охотно:

– Россия наконец вернет нам стабильность. Само ее нахождение здесь – повод успокоиться и с чувством полной безопасности приступить к своим ежедневным делам. Знаете, это хороший «мэсседж» Западу и головорезам-исламистам: сирийское побережье – это «красная линия», и ее запрещено переступать кому бы то ни было!

– Да, ты прав, нам нужно закончить всю эту чехарду любой ценой, – подхватывает его постоянная покупательница, 40-летняя Муна. – Наша армия, безусловно, главная действующая сила региона. Но Россия ведь наш друг – и она желает нам добра; одного этого достаточно, чтобы ответить всем т.н. «оппозиционерам», кричащим о «нарушении сирийского суверенитета»!

К слову, напор иностранных СМИ, исказивших слова патриарха Кирилла и приписавших ему тезис о «начале священной войны», был отражен на днях Информационным центром Антиохийской Церкви, опубликовавшим дословный перевод пресс-релиза Московского Патриархата. Таким образом, Антиохийский Престол выразил свою посильную поддержку как Церкви-сестре, так и долгожданным своим защитникам.

Действительно, первые удары самолетов по позициям боевиков в Хомсе и Хаме, вопреки информационной картинке пресловутых «оппозиционеров», принесли в ряды мирных жителей прибрежного города не хаос, смятение и разрушения – а радость и надежду на скорейшее прекращение боевых действий в принципе.

– Сирийская армия, при помощи русских, сможет вернуть все «точки», подконтрольные боевикам, – уверенно выражает эту самую надежду 37-летний Фади, учитель английского языка. – То есть наша провинция станет первой в целой череде освобожденных областей.

Солидарна с Фади и студентка Рима, которая с серьезным видом перебирает исторические прецеденты перед репортерами, удивленными эрудицией девушки:

Знаете, это хороший «мэсседж» Западу и головорезам-исламистам

– Свои благие намерения Россия доказывала Востоку неоднократно. В новейшее время русские защищали Сирию только дипломатически – теперь же настало время действенных, реальных, военных шагов.

Реальные шаги, так ожидаемые латакийцами, не замедлили себя ждать. Вот бывший военный осторожно подходит к человеку с блокнотом и, уводя его в сторону, повторяет всё то, о чем судачит весь город:

– Три дня назад на наш аэропорт упали две ракеты. И что вы думаете? Русские за считанные секунды отследили огневую точку и подавили ее, отстоящую за 20 километров от самого аэропорта, самолетами!

Внезапно наш экс-военный оживляется; указывая на статных мужчин, вдруг появившихся рядом с местным отелем, он заговорщически шепчет:

– Вот они, вот они! Они не только сами выполняют боевые задания – они еще и тренируют наших пилотов!

Впрочем, парней, выделяющихся из общей толпы и ростом, и чертами лица, никто не смеет задерживать своими вопросами и восклицаниями – восточное чувство такта позволяет латакийцам лишь встречать русских сдержанными улыбками.

Как и многие другие сирийские населенные пункты, Латакия представляет собой многоконфессиональный город: алавиты здесь соседствуют с христианами, а сунниты – с иудеями и шиитами-двунадесятниками. Судьба сравнительно недалеких от города Садада и Кобани, ставших свидетелями массовых убийств представителей религиозных меньшинств, заставляет смотреть на российскую помощь под немного иным углом.

– Давайте начистоту: я – член общины религиозного меньшинства и веду, по меркам этих зверей, «светский» образ жизни, – чеканит каждое слово 40-летний инженер Фади. – Поддержка России – это, по-моему, лучшее из того, что может иметь место сейчас; россияне уж точно удержат наступление этой своры и даже, возможно, обратят их в бегство!

К этой оценке присоединяются даже, казалось бы, неисправимые прагматики и критики. Вот и 50-летний ʻАднан, принадлежащий, по всей видимости, именно к числу таковых, проговаривается:

– Большинство сирийцев не может не любить русских хотя бы потому, что их между собой связывают родственные узы: уж сколько наших мужчин, живя и обучаясь в Советском Союзе, там женились, завели семьи. Кроме того, сирийцы уверены, что Россия, в отличие от Ирана с его амбициями колонизатора, преследует только свои геополитические интересы.

Два государства, две Церкви постоянно помогали друг другу. Неужели братьям нужно пояснять, почему они стоят друг за друга?

Радость о прибытии российских войск к берегам Сирии распространяется и на северо-восточные области страны, раскаленные добела постоянными стычками с исламистами всех мастей на сирийско-турецкой и сирийско-иракской границе. Как и латакийцы, курды сирийского севера стали свидетелями всесторонней поддержки, оказываемой ИГ и «ан-Нусре» – зачинщикам геноцида последних полутора лет. Выраженное недавно политиком Салихом Муслимом кредо: «Мы с удовольствием будем сражаться плечом к плечу со всеми, кто сразится с “Исламским Государством”», – словно преодолевает все политические и социальные претензии к «режиму». И в этот момент сплочения вокруг единой цели российская помощь не может не воодушевить тех, кто стоял бы в обыденной жизни по разным сторонам баррикад, – хотя бы во имя возвращения этой желанной обыденности.

– Бог любит Сирию, – замыкает череду интервьюируемых пожилой монах, назвавшийся Иоанном. – Он любит и Россию. Два государства, две Церкви постоянно помогали друг другу. Неужели братьям нужно пояснять, почему они стоят друг за друга? Раз Бог их любит одинаково, то грех не любить друг друга. И я знаю, что так это и есть.

Фарес Нофал
Фото: Министерство обороны РФ, Комсомольская Правда

Источник

Православная Жизнь

Зная все это наперед, не жестокостью ли с Его стороны было создавать этот мир?

какую страну любит бог. Смотреть фото какую страну любит бог. Смотреть картинку какую страну любит бог. Картинка про какую страну любит бог. Фото какую страну любит бог

Вопрос читателя:

Я верю в Бога, но не могу принять ту христианскую аксиому, что Бог есть Любовь. Ведь если Бог всеведущ, то, принимая решение о сотворении мира, Он изначально предвидел, сколько горя и страданий ожидает человечество в его истории, сколько будет пролито крови и слез. Но, самое главное, Он предвидел, что миллионы людей не спасутся, погубят свои души и по смерти пойдут в муку вечную. Зная все это наперед, не жестокостью ли с Его стороны было создавать этот мир? И, в частности, как Бог всеблагой может давать жизнь человеку, о будущей духовной гибели которого Он знает заранее? Пожалуйста, ответьте, для меня это очень важно.

Отвечает Александр Ткаченко:

Именно такими и видел своих богов языческий мир. И неважно, о какой именно культуре или историческом периоде идет речь. Отношение языческих богов к людям всегда и везде мыслилось вполне определенным: или – беспощадная справедливость, от которой не уйти никому из рожденных, или – безразличие на грани невменяемости.

И финикийский Ваал, в раскаленную статую которого ежедневно бросали десятки новорожденных младенцев; и греческие небожители, резвящиеся на Олимпе каждый на свой манер; и индуистский Брахман, который сотворил мир и благополучно уснул, оставив его без присмотра, – все они вполне соответствовали печальной картине мира, над которым стоят такие боги. Правда, человеку вряд ли становилось легче от этого соответствия. Но тут, по крайней мере, все было понятно: мир жесток, потому что жесток бог, который им управляет.

Эти вопросы вполне актуальны и сегодня, поскольку с евангельских времен боли и горя в мире, к сожалению, вряд ли стало меньше. Но для того, чтобы ответить на них, необходимо сначала разобраться: а что же это такое, собственно – страдание, и станет ли человечество счастливее, если утратит способность его испытывать?

Счетчик Гейгера

Наверное, каждой хозяйке знаком запах газа от ненароком залитой кухонной плиты. Пахнет он настолько неприятно, что даже самому неосведомленному в вопросах техники безопасности человеку становится ясно — помещение необходимо срочно проветрить. Но не все знают, что природный газ сам по себе не имеет никакого запаха. И та вонь, которую мы время от времени чувствуем у себя на кухне — результат творческих усилий специалистов-химиков, разработавших вещество с мерзким запахом — одорант. Его добавляют в сетевой газ как раз для того, чтобы любой человек по запаху сразу смог обнаружить утечку. Одорант плохо пахнет, но без него ничем не пахнущий газ мог бы натворить много бед. Точно так же и страдание было бы неверно рассматривать как — зло.

Оно лишь реакция нашего естества на зло, некий сигнал опасности, кричащий: «Человек, осторожно! Ты оказался в сфере действия разрушительного процесса, берегись!». И не так уж важно от чего именно мы страдаем: можно наступить на гвоздь, мучиться угрызениями совести, болеть с похмелья… Внешние причины страдания могут быть самыми различными, но суть их всегда одна и та же — к человеку прикоснулось зло, которое стремится его уничтожить. Это зло незаметно, оно действует исподтишка. И, если бы страдание не предупреждало нас о его приближении, мы бы давно уже погибли от заражения крови, алкогольного отравления или от последствий тех греховных поступков, на которые наша совесть перестала бы реагировать душевной болью. Чтобы лучше понять соотношение зла и страдания, можно вспомнить аварию на Чернобыльской АЭС. Ликвидируя ее последствия, люди столкнулись со смертельной опасностью, которую человеческая природа не может опознать, потому что проникающая радиация убивает без боли. У нас в теле просто нет органов или рецепторов, которые реагировали бы на повышенный радиационный фон.

Подобно счетчику Гейгера, наша способность к страданию помогает нам почувствовать приближение зла, которое невозможно обнаружить иным способом. Страдание не зло, это – протест против зла, это вспышка боли в месте прикосновения зла к добру.

Но сколько тогда в мире зла, если он буквально переполнен страданием! Что же такое это самое зло, заставляющее людей страдать, откуда оно взялось, и почему Бог не уничтожит его сразу и навсегда, если Он – добр и всемогущ?

Свободу Буратино!

«Если Бог всемогущ, может ли Он создать такой тяжелый камень, что и сам его не подымет?» — до революции этой каверзной загадкой ставили в тупик неотесанных новичков шкодливые семинаристы. Если не может сотворить, значит — не всемогущ; если сотворит, но не подымет, все равно — не всемогущ. При всем своем кажущемся легкомыслии эта головоломка содержит в себе очень серьезную философскую проблему: может ли в принципе творение быть неподвластным Творцу? Возможно ли, чтобы всемогущий Бог создал нечто, над чем не будет обладать абсолютной властью? Способен ли Он ограничить собственное всемогущество?

Вопросы очень серьезные, но в православном вероучении на них имеется совершенно ясный ответ. Святитель Филарет Московский про загадку о камне сказал: «Бог не только может создать такой камень, но — уже создал его. Камень этот — человек». Церковь учит, что Бог сотворил человека для его участия в блаженстве бытия. Весь мир был устроен так, что существование людей в этом мире наполняло их жизнь радостью и весельем, а главной радостью бытия для человека была любовь к нему Бога. Но ответить на любовь может лишь тот, кто свободен в своем выборе.

И Бог дал человеку эту удивительную возможность – любить или не любить своего Создателя. Так, в огромном сотворенном Им мире, который полностью подчинялся своему Творцу, вдруг появилась территория, над которой Он не имел власти. Это было сердце человека, которое только он сам мог наполнить любовью к Богу. Но так же свободно мог и отказаться от этой любви.

Вот на этой-то, неподвластной Богу территории и рождается зло как результат свободы, неверно употребленной человеком. Зло не имеет сущности, потому что оно не сотворено Богом. Тьма — это всего лишь отсутствие света, а холод — отсутствие тепла. Так и зло — не отдельная категория бытия, противостоящая добру, а просто — отсутствие добра там, куда человек не позволил войти Богу. Поэтому силой уничтожить зло невозможно, как невозможно стереть с земли тень. Зло — это мрак, который живет в сердцах людей, не желающих впустить в себя свет Божией любви. Но если бы Бог насильно изгнал этот мрак из человеческой души, то люди перестали бы быть людьми и превратились бы в зомби, в автоматы, жестко запрограммированные на добро и послушание Богу. И ни о какой любви тогда уже не могло бы быть речи, потому что роботы не могут любить. Святитель Григорий Богослов говорит: «Спасение для желающих, а не для насилуемых». А вот слова Симеона Нового Богослова по тому же поводу: «Никто никогда не стал добрым по принуждению».

В этом смысле проблему человеческой свободы очень хорошо освещает всем известная сказка о деревянном человеке Буратино. Он не послушал папу Карло, проигнорировал наставления мудрого сверчка, прокутил в театре куртку и азбуку, купленные ему отцом на последние деньги, связался с мелкими уголовниками. В результате — получил кучу неприятностей, много страдал, и не погиб в болоте лишь потому, что был абсолютно деревянным. Почему страдал Буратино? Потому что «ушел в тень», пренебрежительно отвергнув любовь всех, кому он был дорог. Но был ли папа Карло виноват в его страданиях? Давайте разберемся.

Предположим, что папа Карло, выстругав из полена Буратино, решил лишить своего любимца самой возможности развлекаться предосудительным образом. И гвоздями приколотил Буратино к полу. Он очень любил его, купил ему самую лучшую азбуку и самую красивую бумажную курточку, кормил его самыми вкусными луковицами и… Нет, пожалуй, хватит. Что-то очень уж мрачная сказочка получается. Такое благополучие пострашнее любого Карабаса-Барабаса. Да и папа Карло здесь выглядит как-то сомнительно.

Лучше уж оставить традиционную версию сказки, которая совершенно очевидно напоминает евангельскую притчу о блудном сыне. Обе эти истории помогают понять важнейший смысл страданий человека, соприкоснувшегося со злом: страдая, люди приходят в себя.

«Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою…» (Лк. 15, 17-18).

Дым большой нелюбви

Андрей Макаревич в одной из своих песен нашел очень точное с православной точки зрения определение человеческой истории — «Эпоха большой нелюбви». Люди, в сердцах которых не было любви к своему Создателю, оказались неспособны любить и друг друга. Более того, они не смогли с любовью относиться и к прекрасному миру, который Бог дал им в удел. Всё зло мира, все страдания человечества на протяжении всей его истории — это лишь отражение нашей нелюбви к Богу, друг к другу, и к миру вокруг нас.

Обижать, обворовывать, мучить и убивать можно только тех, кого не любишь. В этом корень всех людских страданий и бед. Даже природные катаклизмы зачастую являются следствием нравственной деградации человека. Мы не можем с точностью отследить эту зависимость во всех случаях, но иногда она вполне очевидна.

Когда летом вся Москва бывает затянута едким дымом от горящих торфяников, нужно знать, что у этого стихийного бедствия есть конкретные авторы. В годы первых пятилеток советской власти правительством было принято решение осушить Каширские торфяные болота, чтобы создать огромный ресурс топлива для Каширской электростанции, работавшей тогда на торфе. Делалось это под девизом: «Мы не должны ждать милостей от природы, взять их у нее — вот наша задача!» Болота осушили, электростанция давно уже работает на угле и мазуте. А вот торф осушенных болот каждый год горит из-за небрежности туристов и местных жителей, посаженных на эту пороховую бочку борцами с природой, не желавшими ждать от нее милости. В результате — страдают все москвичи. Но не Бог виноват в этом, а человеческая нелюбовь к Богу и Его творению.

Два пути

Но, может быть, Господь слишком уж развязал человеку руки? Может быть, некоторых «буратино», таких, как Гитлер или Чикатило, все же стоило бы прибить к полу и лишить возможности реализовывать свою свободу полюбившимися им способами? Увы, тогда пришлось бы каждого из нас заковывать в наручники еще в младенческом возрасте. Потому что нет и не было на земле человека, который хоть однажды не причинил бы боли другим людям. Но кто, кроме Бога, может определить меру зла, скажем так — «допустимую» для того, или иного человека? Мы возмущаемся жестокостью злодеев, представших перед судом. А сколько злодеев еще не пойманы, сколько вокруг нас людей, с виду вполне нормальных, но в душе которых тлеет тьма злых замыслов… Наконец, сколько в нас самих всякой мерзости, сколько мелких или больших гадостей мы совершили, или, что гораздо страшнее — можем совершить из-за того, что не любим Бога и ближнего…

Но Господь не спешит останавливать человека на его путанных житейских дорогах. Он ждет нашего покаяния, ждет, когда каждый из нас просто не сможет без отвращения смотреть на следы зла в своей душе. У Шекспира Гамлет «…повернул глаза зрачками в душу, а там, повсюду — пятна черноты». Увидав эту греховную черноту в своем сердце, человек, опять же, свободен в выборе своего отношения к увиденному. Он может ужаснуться и сказать: «Господи, неужели это — я? Какой кошмар! Но я не желаю быть таким, я хочу измениться. Боже, приди и помоги мне!»

Бог терпеливо ожидает этого приглашения от каждого из нас. Удивительное дело: всемогущий Бог смиренно просит разрешения войти в наше запятнанное грязью сердце, чтобы не нарушить нашей свободы: «Вот, стою у двери и стучу; если кто, услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). И если эта встреча человека с Богом состоялась, начинается их совместная работа по восстановлению всех разрушений, которые зло произвело в человеческом естестве. Это — путь покаяния.

Однако свобода выбора предполагает также и другой путь. Черные пятна видны только на светлом фоне, но если вся душа станет черной, пятна перестанут бросаться в глаза. Поэтому, увидав в себе зло, человек может полностью подчинится ему, утешая себя мыслью о том, будто это и не зло вовсе. И тогда окажется, что обиженные были сами виноваты, пострадавшие — заслужили свои страдания, а целые народы будут записаны в «недочеловеки», с которыми можно делать все, что только придет в больную голову. До такого почерневшего сердца уже не достучаться… Но что же после смерти происходит с душой, изуродованной злом до такой степени?

Роковой перевертыш

Церковь говорит, что не покаявшийся грешник спасения не наследует и идет в муку вечную. Тут очень важно понимать, что спасение – не подарок Деда Мороза, не путевка в привилегированный дом отдыха и не выигрыш в лотерею. Это – единение духа человеческого с Духом Божиим, взаимопроникновение Творца и сотворенного им человека, вселение Бога в наши сердца как следствие взаимной любви.

Но сможет ли после смерти полюбить Бога тот, кто всю жизнь Его ненавидел?

Страдание — результат соприкосновения зла с добром. Но если сама душа стала злой, любое прикосновение добра будет для нее мучительным. В этом чудовищном перевертыше естества грешника — причина его страданий. После его смерти Бог, конечно же, не лишает его Своей любви. Но вся беда в том, что почерневшая, пропитанная злом душа воспринимает любовь Божию как мучение. Преподобный Исаак Сирин говорит об этом так: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение большее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания».

Чем можно помочь тому, для кого источником страдания является любовь Божия? Вот действительно неразрешимая загадка. Но противопоставлять любовь Бога и вечные мучения грешников, по меньшей мере, некорректно. Грешник может мучиться вечно, потому что Бог вечно будет любить его. И никакого противоречия здесь нет. Есть другой вопрос, более интересный и важный. Церковь учит, что Бог каждому человеку в его жизни попускает ровно столько страданий, сколько тот способен вынести. Иными словами, страдания используются Богом как горькое, но необходимое и строго дозированное лекарство. Но что же происходит со страдающими от любви Божией после смерти? Преподобный Исаак Сирин говорит: «Бог — не мститель за зло, но исправитель зла. Первое свойственно злым людям, второе свойственно отцу».

Надежда и свобода

Христос говорит о нераскаянных грешниках: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46). Здесь очень важно понимать, что вечность — не синоним бесконечности. Между этими двумя понятиями существует принципиальное отличие. Бесконечность мучений подразумевает неограниченный во времени процесс. Вечность, же — отсутствие самого времени вообще. Вечные мучения — это мучения, происходящие в вечности, а не во времени, но это совсем не означает невозможности их окончания. Категории «прошлое-настоящее-будущее» или «начало-окончание» к вечности вообще применить нельзя, поскольку все это — характеристики временных процессов. Григорий Богослов говорил об этом так: «Вечность есть протяжение, непрестанно протекающее не во времени. А время — мера солнечного движения». Нам, живущим во времени, трудно представить, что это такое, у нас отсутствует опыт такого вневременного бытия, нет даже понятий и слов для описания вечности. Но мы имеем грозное предупреждение Христа о том, что в вечности любовь Божия окажется мучением для тех, кто сознательно отвергал эту любовь в своей временной жизни.

Бог вечно любит человека, а человек свободен вечно отвергать эту любовь, воспринимать ее как мучение, в котором окажется повинен только он сам. Логически тут все сходится. Но Бог есть Любовь. А любовь – выше логики. И это не аксиома, а результат личного опыта живого общения с Богом многих и многих поколений христиан. Некоторые из них, подобно преп. Исааку Сирину, были переполнены этой Божией любовью настолько, что верили – такая любовь преодолеет все преграды, ведь для Бога нет ничего невозможного, и Он способен спасти, в конце концов, всех.

Это не догматическое учение Церкви, но это выражение надежды христиан на то, что, вопреки всякой справедливости, логике и законам природы каждый человек, сколь бы он ни был пропащий, получит возможность спасения по милости Всеблагого Бога. Однако каждый человек свободен и отвергнуть это спасение. А адские муки, даже если они (как это полагали Исаак Сирин и святитель Григорий Нисский), будут иметь конец, не перестанут от этого быть муками. Когда болят зубы, человек теряет чувство времени, ему кажется, что эта боль была с ним вечно и никогда не кончится. Что же говорить тогда о геенне, про которую преподобный Исаак Сирин сказал: «Остережемся в душах наших и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания — степень страдания в ней».

Бог уготовал нам вечную радость, а не вечные мучения. Но великий дар свободы требует от человека предельно ответственного обращения с ним. Потому что только над нашим сердцем не властен всемогущий Господь. И если мы не наполним его любовью к Богу, там обязательно появится зло, рождающее страдание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *