какую роль в приведенном фрагменте играют риторические вопросы
Какую роль в приведенном фрагменте играют риторические вопросы
Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.
2.1. Выберите другой фрагмент произведения, в котором один из героев произносит монолог. На основе анализа текста определите, с какой целью автор вводит этот монолог в повествование.
2.2. Выберите другой фрагмент произведения, в котором раскрывается образ Святослава. Проанализируйте поведение героя в сложившейся ситуации.
2.1. В «Слове о полку Игореве» одним из ярких эпизодов является монолог Ярославны, когда она обращается к силам природы, призывая их на помощь мужу. Ветер, воды Днепра, солнце — стихии, у которых жена князя Игоря просит защиты. Боль за мужа ничем не заглушить. Любовь Ярославны беззаветная, сильная. Так умеют любить русские женщины. Ярославна готова к самопожертвованию ради этой любви. Плач Ярославны демонстрирует лучшие черты русской женщины, верной жены и ещё раз подчеркивает трагизм случившегося поражения князя Игоря.
2.2. В «Слове о полку Игореве» образ Святослава раскрывается и в вещем сне Святослава. Весь сон наполнен страшными символами, он содержит дурные предзнаменования. Все события, которые произошли с Игорем и его войском, соответствуют тревожному сну. Святослав во сне выступает как провидец. Он мудрый, потому и может предвидеть судьбу. Он искренне любит своих братьев и сожалеет о случившемся.
1.1. Киевский князь Святослав — воплощение мудрости. Он-то и выражает основную мысль автора о необходимости объединиться. Узнав о поражении князей, Святослав «изронил золотое слово, со слезами смешанное», в котором корит князей за то, что они рано захотели себе славы добыть и сокрушить мощь поганых. Но он отдает должное храбрости, ему жаль их и великий князь призывает «отомстить за землю русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».
1.2. Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. В речи используется для привлечения внимания в поднимаемой в содержании проблемы. Риторические вопросы в приведенном фрагменте «Слова. » призывают читателя задуматься над главной мыслью автора: сила Руси в единении.
Какую роль в приведенном фрагменте играют риторические вопросы
1.1.1. Почему монолог Святослава, слово, с которым он обращается к князьям, называется в поэме золотым?
1.2.1. Почему лирический герой данного стихотворения был бы «рад встретить снег да вьюгу»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1.1.—1.1.2
И тогда великий Святослав
Изронил своё златое слово,
Со слезами смешано, сказав:
— О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?
Где мой брат, мой грозный Ярослав,
Где его черниговские слуги?
Где татраны, жители дубрав,
Топчаки, ольберы и ревуги?
А ведь было время — без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отмстить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!
Вы ж решили бить наудалую:
«Нашу славу силой мы возьмём,
А за ней поделим и былую».
Диво ль старцу — мне помолодеть?
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
Время, что ли, двинулось назад?
Ведь под самым Римовом кричат
Русичи под саблей половецкой!
И Владимир в ранах, чуть живой, —
Князь великий Всеволод! Доколе
Муки нам великие терпеть?
Не тебе ль на суздальском престоле
О престоле отчем порадеть?
Ты и Волгу вёслами расплещешь,
Ты шеломом вычерпаешь Дон,
Из живых ты луков стрелы мечешь,
Сыновьями Глеба окружён.
Если б ты привёл на помощь рати,
Чтоб врага не выпустить из рук, —
Продавали б девок по ногате,
А рабов — по резани на круг.
Вы, князья буй-Рюрик и Давид!
Смолкли ваши воинские громы.
А не ваши ль плавали в крови
Золотом покрытые шеломы?
И не ваши ль храбрые полки
Рыкают, как туры, умирая
От калёной сабли, от руки
Ратника неведомого края?
Встаньте, государи, в злат-стремень
За обиду в этот чёрный день,
Удалого сына Святославича!
Ярослав, князь галицкий! Твой град
Высоко стоит под облаками.
Оседлал вершины ты Карпат
И подпёр железными полками.
На своём престоле золотом
Восемь дел ты, князь, решаешь разом,
И народ зовёт тебя кругом
Осмомыслом — за великий разум.
Дверь Дуная заперев на ключ,
Королю дорогу заступая,
Бремена ты мечешь выше туч,
Суд вершишь до самого Дуная.
Власть твоя по землям потекла,
В Киевские входишь ты пределы,
И в салтанов с отчего стола
Ты пускаешь княжеские стрелы.
Так стреляй в Кончака, государь,
С дальних гор на ворога ударь —
Удалого сына Святославича.
«Слово о полку Игореве» пер. Н. А. Заболоцкого
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задание 1.2.1.—1.2.2.
Да, как сеть, мелькали
С вечера всё спится,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
1.1.2. Какую роль в приведённом фрагменте играют риторические вопросы?
1.2.2. Какие художественные средства помогают поэту создать образ поздней осени?
1.1.2. Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. В речи используется для привлечения внимания в поднимаемой в содержании проблемы. Риторические вопросы в приведенном фрагменте «Слова. » призывают читателя задуматься над главной мыслью автора: сила Руси в единении.
1.2.2. Для создания образа поздней осени А.А. Фет использует различные виды изобразительных средств. Так, в создании образа ветра используется олицетворение:
Ночью ветер злится
Сравнения также помогают создать необычный художественный образ: трава перекати-поле прыгает «как мяч», грачи мелькают «как сеть».
1.1.1. Киевский князь Святослав – воплощение мудрости. Он-то и выражает основную мысль автора о необходимости объединиться. Узнав о поражении князей, Святослав «изронил золотое слово, со слезами смешанное», в котором корит князей за то, что они рано захотели себе славы добыть и сокрушить мощь поганых. Но он отдает должное храбрости, ему жаль их и великий князь призывает «отомстить за землю русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».
1.2.1. Лирический герой стихотворения А.А. Фета «рад встретить снег да вьюгу», потому что унылая осень гнетет его: это переходное состояние природы затянулось, и потому на душе такая же неопределенность. «Тяжело, хоть плачь», — говорит автор. Именно поэтому ему радостнее перемены, пусть даже к суровой зиме, только бы выйти из этого состояния неопределенности.
Какую роль в приведенном фрагменте играют риторические вопросы
1.1.1. Почему монолог Святослава, слово, с которым он обращается к князьям, называется в поэме золотым?
1.2.1. Почему лирический герой данного стихотворения был бы «рад встретить снег да вьюгу»?
1.1.1. Киевский князь Святослав – воплощение мудрости. Он-то и выражает основную мысль автора о необходимости объединиться. Узнав о поражении князей, Святослав «изронил золотое слово, со слезами смешанное», в котором корит князей за то, что они рано захотели себе славы добыть и сокрушить мощь поганых. Но он отдает должное храбрости, ему жаль их и великий князь призывает «отомстить за землю русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».
1.2.1. Лирический герой стихотворения А.А. Фета «рад встретить снег да вьюгу», потому что унылая осень гнетет его: это переходное состояние природы затянулось, и потому на душе такая же неопределенность. «Тяжело, хоть плачь», — говорит автор. Именно поэтому ему радостнее перемены, пусть даже к суровой зиме, только бы выйти из этого состояния неопределенности.
1.1.2. Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. В речи используется для привлечения внимания в поднимаемой в содержании проблемы. Риторические вопросы в приведенном фрагменте «Слова. » призывают читателя задуматься над главной мыслью автора: сила Руси в единении.
1.2.2. Для создания образа поздней осени А.А. Фет использует различные виды изобразительных средств. Так, в создании образа ветра используется олицетворение:
Ночью ветер злится
Сравнения также помогают создать необычный художественный образ: трава перекати-поле прыгает «как мяч», грачи мелькают «как сеть».
Какую роль в приведенном фрагменте играют риторические вопросы
1.1.2. Какую роль в приведённом фрагменте играют риторические вопросы?
1.2.2. Какие художественные средства помогают поэту создать образ поздней осени?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1.1.—1.1.2
И тогда великий Святослав
Изронил своё златое слово,
Со слезами смешано, сказав:
— О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?
Где мой брат, мой грозный Ярослав,
Где его черниговские слуги?
Где татраны, жители дубрав,
Топчаки, ольберы и ревуги?
А ведь было время — без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отмстить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!
Вы ж решили бить наудалую:
«Нашу славу силой мы возьмём,
А за ней поделим и былую».
Диво ль старцу — мне помолодеть?
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
Время, что ли, двинулось назад?
Ведь под самым Римовом кричат
Русичи под саблей половецкой!
И Владимир в ранах, чуть живой, —
Князь великий Всеволод! Доколе
Муки нам великие терпеть?
Не тебе ль на суздальском престоле
О престоле отчем порадеть?
Ты и Волгу вёслами расплещешь,
Ты шеломом вычерпаешь Дон,
Из живых ты луков стрелы мечешь,
Сыновьями Глеба окружён.
Если б ты привёл на помощь рати,
Чтоб врага не выпустить из рук, —
Продавали б девок по ногате,
А рабов — по резани на круг.
Вы, князья буй-Рюрик и Давид!
Смолкли ваши воинские громы.
А не ваши ль плавали в крови
Золотом покрытые шеломы?
И не ваши ль храбрые полки
Рыкают, как туры, умирая
От калёной сабли, от руки
Ратника неведомого края?
Встаньте, государи, в злат-стремень
За обиду в этот чёрный день,
Удалого сына Святославича!
Ярослав, князь галицкий! Твой град
Высоко стоит под облаками.
Оседлал вершины ты Карпат
И подпёр железными полками.
На своём престоле золотом
Восемь дел ты, князь, решаешь разом,
И народ зовёт тебя кругом
Осмомыслом — за великий разум.
Дверь Дуная заперев на ключ,
Королю дорогу заступая,
Бремена ты мечешь выше туч,
Суд вершишь до самого Дуная.
Власть твоя по землям потекла,
В Киевские входишь ты пределы,
И в салтанов с отчего стола
Ты пускаешь княжеские стрелы.
Так стреляй в Кончака, государь,
С дальних гор на ворога ударь —
Удалого сына Святославича.
«Слово о полку Игореве» пер. Н. А. Заболоцкого
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задание 1.2.1.—1.2.2.
Да, как сеть, мелькали
С вечера всё спится,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
1.1.1. Почему монолог Святослава, слово, с которым он обращается к князьям, называется в поэме золотым?
1.2.1. Почему лирический герой данного стихотворения был бы «рад встретить снег да вьюгу»?
1.1.1. Киевский князь Святослав – воплощение мудрости. Он-то и выражает основную мысль автора о необходимости объединиться. Узнав о поражении князей, Святослав «изронил золотое слово, со слезами смешанное», в котором корит князей за то, что они рано захотели себе славы добыть и сокрушить мощь поганых. Но он отдает должное храбрости, ему жаль их и великий князь призывает «отомстить за землю русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».
1.2.1. Лирический герой стихотворения А.А. Фета «рад встретить снег да вьюгу», потому что унылая осень гнетет его: это переходное состояние природы затянулось, и потому на душе такая же неопределенность. «Тяжело, хоть плачь», — говорит автор. Именно поэтому ему радостнее перемены, пусть даже к суровой зиме, только бы выйти из этого состояния неопределенности.
1.1.2. Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. В речи используется для привлечения внимания в поднимаемой в содержании проблемы. Риторические вопросы в приведенном фрагменте «Слова. » призывают читателя задуматься над главной мыслью автора: сила Руси в единении.
1.2.2. Для создания образа поздней осени А.А. Фет использует различные виды изобразительных средств. Так, в создании образа ветра используется олицетворение:
Ночью ветер злится
Сравнения также помогают создать необычный художественный образ: трава перекати-поле прыгает «как мяч», грачи мелькают «как сеть».
Какую роль в приведенном фрагменте играют риторические вопросы
1.1.1. Почему монолог Святослава, слово, с которым он обращается к князьям, называется в поэме золотым?
1.2.1. Почему лирический герой данного стихотворения был бы «рад встретить снег да вьюгу»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1.1.—1.1.2
И тогда великий Святослав
Изронил своё златое слово,
Со слезами смешано, сказав:
— О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?
Где мой брат, мой грозный Ярослав,
Где его черниговские слуги?
Где татраны, жители дубрав,
Топчаки, ольберы и ревуги?
А ведь было время — без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отмстить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!
Вы ж решили бить наудалую:
«Нашу славу силой мы возьмём,
А за ней поделим и былую».
Диво ль старцу — мне помолодеть?
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
Время, что ли, двинулось назад?
Ведь под самым Римовом кричат
Русичи под саблей половецкой!
И Владимир в ранах, чуть живой, —
Князь великий Всеволод! Доколе
Муки нам великие терпеть?
Не тебе ль на суздальском престоле
О престоле отчем порадеть?
Ты и Волгу вёслами расплещешь,
Ты шеломом вычерпаешь Дон,
Из живых ты луков стрелы мечешь,
Сыновьями Глеба окружён.
Если б ты привёл на помощь рати,
Чтоб врага не выпустить из рук, —
Продавали б девок по ногате,
А рабов — по резани на круг.
Вы, князья буй-Рюрик и Давид!
Смолкли ваши воинские громы.
А не ваши ль плавали в крови
Золотом покрытые шеломы?
И не ваши ль храбрые полки
Рыкают, как туры, умирая
От калёной сабли, от руки
Ратника неведомого края?
Встаньте, государи, в злат-стремень
За обиду в этот чёрный день,
Удалого сына Святославича!
Ярослав, князь галицкий! Твой град
Высоко стоит под облаками.
Оседлал вершины ты Карпат
И подпёр железными полками.
На своём престоле золотом
Восемь дел ты, князь, решаешь разом,
И народ зовёт тебя кругом
Осмомыслом — за великий разум.
Дверь Дуная заперев на ключ,
Королю дорогу заступая,
Бремена ты мечешь выше туч,
Суд вершишь до самого Дуная.
Власть твоя по землям потекла,
В Киевские входишь ты пределы,
И в салтанов с отчего стола
Ты пускаешь княжеские стрелы.
Так стреляй в Кончака, государь,
С дальних гор на ворога ударь —
Удалого сына Святославича.
«Слово о полку Игореве» пер. Н. А. Заболоцкого
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задание 1.2.1.—1.2.2.
Да, как сеть, мелькали
С вечера всё спится,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
1.1.2. Какую роль в приведённом фрагменте играют риторические вопросы?
1.2.2. Какие художественные средства помогают поэту создать образ поздней осени?
1.1.2. Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. В речи используется для привлечения внимания в поднимаемой в содержании проблемы. Риторические вопросы в приведенном фрагменте «Слова. » призывают читателя задуматься над главной мыслью автора: сила Руси в единении.
1.2.2. Для создания образа поздней осени А.А. Фет использует различные виды изобразительных средств. Так, в создании образа ветра используется олицетворение:
Ночью ветер злится
Сравнения также помогают создать необычный художественный образ: трава перекати-поле прыгает «как мяч», грачи мелькают «как сеть».
1.1.1. Киевский князь Святослав – воплощение мудрости. Он-то и выражает основную мысль автора о необходимости объединиться. Узнав о поражении князей, Святослав «изронил золотое слово, со слезами смешанное», в котором корит князей за то, что они рано захотели себе славы добыть и сокрушить мощь поганых. Но он отдает должное храбрости, ему жаль их и великий князь призывает «отомстить за землю русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».
1.2.1. Лирический герой стихотворения А.А. Фета «рад встретить снег да вьюгу», потому что унылая осень гнетет его: это переходное состояние природы затянулось, и потому на душе такая же неопределенность. «Тяжело, хоть плачь», — говорит автор. Именно поэтому ему радостнее перемены, пусть даже к суровой зиме, только бы выйти из этого состояния неопределенности.
1.1. Почему монолог Святослава, слово, с которым он обращается к князьям, называется в поэме золотым?
1.2. Какую роль в приведённом фрагменте играют риторические вопросы?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2; 2.1 или 2.2.
И тогда великий Святослав
Изронил своё златое слово,
Со слезами смешано, сказав:
— О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?
Где мой брат, мой грозный Ярослав,
Где его черниговские слуги?
Где татраны, жители дубрав,
Топчаки, ольберы и ревуги?
А ведь было время — без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отмстить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!
Вы ж решили бить наудалую:
«Нашу славу силой мы возьмём,
А за ней поделим и былую».
Диво ль старцу — мне помолодеть?
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
Время, что ли, двинулось назад?
Ведь под самым Римовом кричат
Русичи под саблей половецкой!
И Владимир в ранах, чуть живой, —
Князь великий Всеволод! Доколе
Муки нам великие терпеть?
Не тебе ль на суздальском престоле
О престоле отчем порадеть?
Ты и Волгу вёслами расплещешь,
Ты шеломом вычерпаешь Дон,
Из живых ты луков стрелы мечешь,
Сыновьями Глеба окружён.
Если б ты привёл на помощь рати,
Чтоб врага не выпустить из рук, —
Продавали б девок по ногате,
А рабов — по резани на круг.
Вы, князья буй-Рюрик и Давид!
Смолкли ваши воинские громы.
А не ваши ль плавали в крови
Золотом покрытые шеломы?
И не ваши ль храбрые полки
Рыкают, как туры, умирая
От калёной сабли, от руки
Ратника неведомого края?
Встаньте, государи, в злат-стремень
За обиду в этот чёрный день,
Удалого сына Святославича!
Ярослав, князь галицкий! Твой град
Высоко стоит под облаками.
Оседлал вершины ты Карпат
И подпёр железными полками.
На своём престоле золотом
Восемь дел ты, князь, решаешь разом,
И народ зовёт тебя кругом
Осмомыслом — за великий разум.
Дверь Дуная заперев на ключ,
Королю дорогу заступая,
Бремена ты мечешь выше туч,
Суд вершишь до самого Дуная.
Власть твоя по землям потекла,
В Киевские входишь ты пределы,
И в салтанов с отчего стола
Ты пускаешь княжеские стрелы.
Так стреляй в Кончака, государь,
С дальних гор на ворога ударь —
Удалого сына Святославича.
«Слово о полку Игореве» пер. Н. А. Заболоцкого
Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.
2.1. Выберите другой фрагмент произведения, в котором один из героев произносит монолог. На основе анализа текста определите, с какой целью автор вводит этот монолог в повествование.
2.2. Выберите другой фрагмент произведения, в котором раскрывается образ Святослава. Проанализируйте поведение героя в сложившейся ситуации.
2.1. В «Слове о полку Игореве» одним из ярких эпизодов является монолог Ярославны, когда она обращается к силам природы, призывая их на помощь мужу. Ветер, воды Днепра, солнце — стихии, у которых жена князя Игоря просит защиты. Боль за мужа ничем не заглушить. Любовь Ярославны беззаветная, сильная. Так умеют любить русские женщины. Ярославна готова к самопожертвованию ради этой любви. Плач Ярославны демонстрирует лучшие черты русской женщины, верной жены и ещё раз подчеркивает трагизм случившегося поражения князя Игоря.
2.2. В «Слове о полку Игореве» образ Святослава раскрывается и в вещем сне Святослава. Весь сон наполнен страшными символами, он содержит дурные предзнаменования. Все события, которые произошли с Игорем и его войском, соответствуют тревожному сну. Святослав во сне выступает как провидец. Он мудрый, потому и может предвидеть судьбу. Он искренне любит своих братьев и сожалеет о случившемся.
1.1. Киевский князь Святослав — воплощение мудрости. Он-то и выражает основную мысль автора о необходимости объединиться. Узнав о поражении князей, Святослав «изронил золотое слово, со слезами смешанное», в котором корит князей за то, что они рано захотели себе славы добыть и сокрушить мощь поганых. Но он отдает должное храбрости, ему жаль их и великий князь призывает «отомстить за землю русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».
1.2. Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. В речи используется для привлечения внимания в поднимаемой в содержании проблемы. Риторические вопросы в приведенном фрагменте «Слова. » призывают читателя задуматься над главной мыслью автора: сила Руси в единении.
Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.
2.1. Выберите другой фрагмент произведения, в котором встречается описание природы. На основе анализа текста определите, какую роль играет это описание в данном фрагменте.
2.2. Выберите другой фрагмент произведения, в котором герой обращается к природным силам. Проанализируйте поведение героя в сложившейся ситуации.
Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами
на храбрые полки Игоря.
пыль поля прикрывает,
половцы идут от Дона
и со всех сторон русские полки обступили.
Дети бесовы кликом поля перегородили,
а храбрые русичи перегородили червлёными щитами.
Бьёшься ты впереди,
прыщешь на воинов стрелами,
гремишь о шлемы мечами булатными.
Куда, тур, поскачешь,
своим золотым шлемом посвечивая, —
там лежат поганые головы половецкие.
Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калёными,
«Слово о полку Игореве», пер. Д. С. Лихачёва
1.1. В чём проявляется близость приведённого фрагмента поэмы произведениям устного народного творчества?
1.2. Какую роль в описании битвы Игорева войска с половцами играет антитеза?
1.1. Уловить связь приведенного фрагмента «Слова…» с фольклором несложно. Основное их сходство — в языке. Он богат постоянными эпитетами: «мечи булатные», «головы поганые». О былинах заставляет вспомнить битва Всеволода с половцами. Преувеличивается его мужество, при описании его подвигов автор использует прием гиперболы: «Буй тур Всеволод, бьешься ты в самой гуще боя, прыщешь ты стрелами; куда, буй тур, поскачешь, там лежат поганые головы половецкие…» Манера повествования в «Слове…» тоже перекликается с народным творчеством. Автор часто прерывает рассказ обращением к князю Всеволоду. Когда древние певцы исполняли былины, они тоже отступали от повествования и взывали к своим слушателям. Не исключается, что и «Слово…» было написано для исполнения под музыку, как народные песни и былины.
1.2. Антитеза — это противопоставление, оборот, в котором сочетаются резко противоположные понятия и представления. Прием антитезы используется при описании битвы. Так, враги предстают в описании «погаными», а среди них сияет «золотой шлем» Всеволода. Сражаясь, «дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлёными щитами». Таким образом, прибегая к противопоставлению, автором воспевается мужество русских воинов, которые без стона и крика идут в бой, в то время как криком врагов «перегорожены» поля.
2.1. Накануне похода Игоря на половцев случается солнечное затмение:
Солнце дорогу ему тьмой заступило…
Дурной это знак — само солнце противится решению Игоря, предупреждая об опасности. И птицы, и звери чуют недоброе:
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила;
Рев в стадах звериных!
Таким образом, природа в «Слове о полку Игореве» — активное действующее лицо. Пейзаж в произведении несет определённую смысловую нагрузку, направлен на раскрытие авторского замысла.
2.2. К силам природы обращается Ярославна, призывая их на помощь мужу. Ветер, воды Днепра, солнце — стихии, у которых жена князя Игоря просит защиты. Боль за мужа ничем не заглушить. Любовь Ярославны беззаветная, сильная. Так умеют любить русские женщины. Ярославна готова к самопожертвованию ради этой любви, но она далеко от мужа, вот почему и обращается к природе, к её могучим силам, призывая их на помощь.
1.1. В чём проявляется близость приведённого фрагмента поэмы произведениям устного народного творчества?
1.2. Какую роль в описании битвы Игорева войска с половцами играет антитеза?
Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами
на храбрые полки Игоря.
пыль поля прикрывает,
половцы идут от Дона
и со всех сторон русские полки обступили.
Дети бесовы кликом поля перегородили,
а храбрые русичи перегородили червлёными щитами.
Бьёшься ты впереди,
прыщешь на воинов стрелами,
гремишь о шлемы мечами булатными.
Куда, тур, поскачешь,
своим золотым шлемом посвечивая, —
там лежат поганые головы половецкие.
Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калёными,
«Слово о полку Игореве», пер. Д. С. Лихачёва
Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.
2.1. Выберите другой фрагмент произведения, в котором встречается описание природы. На основе анализа текста определите, какую роль играет это описание в данном фрагменте.
2.2. Выберите другой фрагмент произведения, в котором герой обращается к природным силам. Проанализируйте поведение героя в сложившейся ситуации.
2.1. Накануне похода Игоря на половцев случается солнечное затмение:
Солнце дорогу ему тьмой заступило…
Дурной это знак — само солнце противится решению Игоря, предупреждая об опасности. И птицы, и звери чуют недоброе:
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила;
Рев в стадах звериных!
Таким образом, природа в «Слове о полку Игореве» — активное действующее лицо. Пейзаж в произведении несет определённую смысловую нагрузку, направлен на раскрытие авторского замысла.
2.2. К силам природы обращается Ярославна, призывая их на помощь мужу. Ветер, воды Днепра, солнце — стихии, у которых жена князя Игоря просит защиты. Боль за мужа ничем не заглушить. Любовь Ярославны беззаветная, сильная. Так умеют любить русские женщины. Ярославна готова к самопожертвованию ради этой любви, но она далеко от мужа, вот почему и обращается к природе, к её могучим силам, призывая их на помощь.
1.1. Уловить связь приведенного фрагмента «Слова…» с фольклором несложно. Основное их сходство — в языке. Он богат постоянными эпитетами: «мечи булатные», «головы поганые». О былинах заставляет вспомнить битва Всеволода с половцами. Преувеличивается его мужество, при описании его подвигов автор использует прием гиперболы: «Буй тур Всеволод, бьешься ты в самой гуще боя, прыщешь ты стрелами; куда, буй тур, поскачешь, там лежат поганые головы половецкие…» Манера повествования в «Слове…» тоже перекликается с народным творчеством. Автор часто прерывает рассказ обращением к князю Всеволоду. Когда древние певцы исполняли былины, они тоже отступали от повествования и взывали к своим слушателям. Не исключается, что и «Слово…» было написано для исполнения под музыку, как народные песни и былины.
1.2. Антитеза — это противопоставление, оборот, в котором сочетаются резко противоположные понятия и представления. Прием антитезы используется при описании битвы. Так, враги предстают в описании «погаными», а среди них сияет «золотой шлем» Всеволода. Сражаясь, «дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлёными щитами». Таким образом, прибегая к противопоставлению, автором воспевается мужество русских воинов, которые без стона и крика идут в бой, в то время как криком врагов «перегорожены» поля.
1.1.2. Как, судя по приведенному фрагменту, автор относится к Игорю и его воинам?
1.2.2. Какой смысл скрыт в утверждении лирического героя: «Каждый из нас по-своему лошадь»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Вот Стрибожьи вылетели внуки —
Зашумели ветры у реки,
И взметнули вражеские луки
Тучу стрел на русские полки.
Стоном стонет мать-земля сырая,
Мутно реки быстрые текут,
Пыль несется, поле покрывая.
Стяги плещут: половцы идут!
С Дона, с моря с криками и с воем
Валит враг, но, полон ратных сил,
Русский стан сомкнулся перед боем
Щит к щиту — и степь загородил.
Славный яр тур Всеволод! С полками
В обороне крепко ты стоишь,
Прыщешь стрелы, острыми клинками
О шеломы ратные гремишь.
Где ты ни проскачешь, тур, шеломом
Золотым посвечивая, там
Шишаки земель аварских с громом
Падают, разбиты пополам.
И слетают головы с поганых,
Саблями порублены в бою.
И тебе ли, тур, скорбеть о ранах,
Если жизнь не ценишь ты свою!
Если ты на ратном этом поле
Позабыл о славе прежних дней,
О златом черниговском престоле,
О желанной Глебовне своей!
Уж с утра до вечера и снова
С вечера до самого утра
Бьется войско князя удалого,
И растет кровавых тел гора.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят,
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
Мертвыми усеяно костями,
Далеко от крови почернев,
Задымилось поле под ногами,
И взошел великими скорбями
На Руси кровавый тот посев.
Далеко во мгле, перед зарею?
Игорь, весь израненный, спешит
Беглецов вернуть обратно к бою.
Не удержишь вражескую рать!
Жалко брата Игорю терять.
Бились день. Рубились день-другой,
В третий день к полудню стяги пали,
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.
Недостало русичам вина.
Славный пир дружины завершили —
Напоили сватов допьяна,
Да и сами головы сложили.
Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви приклонили.
«Слово о полку Игореве», перевод Н. А. Заболоцкого
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Хорошее отношение к лошадям
Ветром опита, льдом обута улица скользила.
Лошадь на круп грохнулась, и сразу
Кузнецким клешить, сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
голос свой не вмешивал в вой ему.
Улица опрокинулась, течет по-своему.
За каплищей каплища по морде катится, прячется в
И какая-то общая звериная тоска плеща
вылилась из меня и расплылась в шелесте.
чего вы думаете, что вы их плоше?
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
Пришла веселая, стала в стойло.
И все ей казалось — она
жеребенок, и стоило
1.1.1. Какую роль в данном фрагменте играет прием олицетворения?
1.2.1. Какую роль играют звукоподражательные слова в начале стихотворения?
1.1.1. Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа. Олицетворение помогает создать одухотворенный образ природы, служит для усиления выразительности художественной речи. Примером этого в «Слове…» является олицетворение «стоном стонет мать-земля сырая» (образ земли ассоциируется с образом матери).
1.2.1. История о лошади помогает поэту рассказать о своей собственной тоске и боли. Сюжет произведения — лишний повод задуматься о соотношении алчного и грубо-го со светлым и гуманным в душе каждого из нас и в обществе в целом.
Эту тему задает на первый взгляд, незначительное звукоподражание, которое не только имитирует цокот копыт, но и выдвигает лексически значимые слова, несущие в себе тему грабежа и насилия:
1.1.2. Основная мысль «Слова. » — мысль о единении русской земли. Автор обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить эту мысль. Взгляд автора выражает прежде всего интересы Родины в целом, а не честь князей. Так как побуждением Игоря к походу была защита Родины, в походе князь проявил мужество, верность брату в плену, автор «Слова о полку Игореве» славит князя, хотя и не приветствует его поход. Автор сочувствует Игорю и отмечает лучшие его качества: смелость, желание помочь брату:
Игорь, весь израненный, спешит
Беглецов вернуть обратно к бою.
Не удержишь вражескую рать!
Жалко брата Игорю терять.
1.2.2. В.В. Маяковский последовательно и настойчиво сравнивает лошадь и человека. Как и лошадь, каждый из нас способен оступиться, пасть духом на жизненном пути. Поэт показывает, как трудно, но необходимо найти в себе силы и встать, не обращая внимания на пустые крики зевак, на насмешки тех, кому безразлична твоя судьба.
1.1.1. Какую роль в данном фрагменте играет прием олицетворения?
1.2.1. Какую роль играют звукоподражательные слова в начале стихотворения?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Вот Стрибожьи вылетели внуки —
Зашумели ветры у реки,
И взметнули вражеские луки
Тучу стрел на русские полки.
Стоном стонет мать-земля сырая,
Мутно реки быстрые текут,
Пыль несется, поле покрывая.
Стяги плещут: половцы идут!
С Дона, с моря с криками и с воем
Валит враг, но, полон ратных сил,
Русский стан сомкнулся перед боем
Щит к щиту — и степь загородил.
Славный яр тур Всеволод! С полками
В обороне крепко ты стоишь,
Прыщешь стрелы, острыми клинками
О шеломы ратные гремишь.
Где ты ни проскачешь, тур, шеломом
Золотым посвечивая, там
Шишаки земель аварских с громом
Падают, разбиты пополам.
И слетают головы с поганых,
Саблями порублены в бою.
И тебе ли, тур, скорбеть о ранах,
Если жизнь не ценишь ты свою!
Если ты на ратном этом поле
Позабыл о славе прежних дней,
О златом черниговском престоле,
О желанной Глебовне своей!
Уж с утра до вечера и снова
С вечера до самого утра
Бьется войско князя удалого,
И растет кровавых тел гора.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят,
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
Мертвыми усеяно костями,
Далеко от крови почернев,
Задымилось поле под ногами,
И взошел великими скорбями
На Руси кровавый тот посев.
Далеко во мгле, перед зарею?
Игорь, весь израненный, спешит
Беглецов вернуть обратно к бою.
Не удержишь вражескую рать!
Жалко брата Игорю терять.
Бились день. Рубились день-другой,
В третий день к полудню стяги пали,
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.
Недостало русичам вина.
Славный пир дружины завершили —
Напоили сватов допьяна,
Да и сами головы сложили.
Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви приклонили.
«Слово о полку Игореве», перевод Н. А. Заболоцкого
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Хорошее отношение к лошадям
Ветром опита, льдом обута улица скользила.
Лошадь на круп грохнулась, и сразу
Кузнецким клешить, сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
голос свой не вмешивал в вой ему.
Улица опрокинулась, течет по-своему.
За каплищей каплища по морде катится, прячется в
И какая-то общая звериная тоска плеща
вылилась из меня и расплылась в шелесте.
чего вы думаете, что вы их плоше?
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
Пришла веселая, стала в стойло.
И все ей казалось — она
жеребенок, и стоило
1.1.2. Как, судя по приведенному фрагменту, автор относится к Игорю и его воинам?
1.2.2. Какой смысл скрыт в утверждении лирического героя: «Каждый из нас по-своему лошадь»?
1.1.2. Основная мысль «Слова. » — мысль о единении русской земли. Автор обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить эту мысль. Взгляд автора выражает прежде всего интересы Родины в целом, а не честь князей. Так как побуждением Игоря к походу была защита Родины, в походе князь проявил мужество, верность брату в плену, автор «Слова о полку Игореве» славит князя, хотя и не приветствует его поход. Автор сочувствует Игорю и отмечает лучшие его качества: смелость, желание помочь брату:
Игорь, весь израненный, спешит
Беглецов вернуть обратно к бою.
Не удержишь вражескую рать!
Жалко брата Игорю терять.
1.2.2. В.В. Маяковский последовательно и настойчиво сравнивает лошадь и человека. Как и лошадь, каждый из нас способен оступиться, пасть духом на жизненном пути. Поэт показывает, как трудно, но необходимо найти в себе силы и встать, не обращая внимания на пустые крики зевак, на насмешки тех, кому безразлична твоя судьба.
1.1.1. Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа. Олицетворение помогает создать одухотворенный образ природы, служит для усиления выразительности художественной речи. Примером этого в «Слове…» является олицетворение «стоном стонет мать-земля сырая» (образ земли ассоциируется с образом матери).
1.2.1. История о лошади помогает поэту рассказать о своей собственной тоске и боли. Сюжет произведения — лишний повод задуматься о соотношении алчного и грубо-го со светлым и гуманным в душе каждого из нас и в обществе в целом.
Эту тему задает на первый взгляд, незначительное звукоподражание, которое не только имитирует цокот копыт, но и выдвигает лексически значимые слова, несущие в себе тему грабежа и насилия:
1.1.2. Какую роль в описании битвы Игорева войска с половцами играет антитеза?
1.2.2. Какую роль в развитии главной темы стихотворения играет олицетворение?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами
на храбрые полки Игоря.
пыль поля прикрывает,
половцы идут от Дона
и со всех сторон русские полки обступили.
Дети бесовы кликом поля перегородили,
а храбрые русичи перегородили червлёными щитами.
Бьёшься ты впереди,
прыщешь на воинов стрелами,
гремишь о шлемы мечами булатными.
Куда, тур, поскачешь,
своим золотым шлемом посвечивая, —
там лежат поганые головы половецкие.
Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калёными,
«Слово о полку Игореве», пер. Д. С. Лихачёва
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нём
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клён
Головой на меня похож.
1.1.1. В чём проявляется близость приведённого фрагмента поэмы произведениям устного народного творчества?
1.2.1. Как в стихотворении С. А. Есенина раскрывается понятие малой Родины?
1.1.1. Уловить связь приведенного фрагмента «Слова…» с фольклором несложно. Основное их сходство — в языке. Он богат постоянными эпитетами: «мечи булатные», «головы поганые». О былинах заставляет вспомнить битва Всеволода с половцами. Преувеличивается его мужество, при описании его подвигов автор использует прием гиперболы: «Буй тур Всеволод, бьешься ты в самой гуще боя, прыщешь ты стрелами; куда, буй тур, поскачешь, там лежат поганые головы половецкие…» Манера повествования в «Слове…» тоже перекликается с народным творчеством. Автор часто прерывает рассказ обращением к князю Всеволоду. Когда древние певцы исполняли былины, они тоже отступали от повествования и взывали к своим слушателям. Не исключается, что и «Слово…» было написано для исполнения под музыку, как народные песни и былины.
1.2.1. Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», — вспоминал поэт. Его стихотворение «Я покинул родимый дом»
похоже на плавные, спокойные народные песни. И старый клен, и луна, и яблоневый цвет — вся красота родного края воплотилась в стихотворении−воспоминании, полном любви к родной земле, родителям, своим корням. И хотя возвращение поэта на родину, возможно, будет нескоро, он верит: его связь с родной землей нерушима:
Оттого, что тот старый клён
Головой на меня похож.
1.1.2. Антитеза — это противопоставление, оборот, в котором сочетаются резко противоположные понятия и представления. Прием антитезы используется при описании битвы. Так, враги предстают в описании «погаными», а среди них сияет «золотой шлем» Всеволода. Сражаясь, «дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлёными щитами». Таким образом, прибегая к противопоставлению, автором воспевается мужество русских воинов, которые без стона и крика идут в бой, в то время как криком врагов «перегорожены» поля.
1.2.2. Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа. Олицетворение служит для создания неповторимого, яркого художественного образа. В стихотворении Есенина «старый клен на одной ноге», похожий «головой» на поэта, «стережёт голубую Русь». Клен предстает в образе живого, очеловеченного существа.
1.1.2. Какую роль в приведённом фрагменте играют риторические вопросы?
1.2.2. Какие художественные средства помогают поэту создать образ поздней осени?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1.1.—1.1.2
И тогда великий Святослав
Изронил своё златое слово,
Со слезами смешано, сказав:
— О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?
Где мой брат, мой грозный Ярослав,
Где его черниговские слуги?
Где татраны, жители дубрав,
Топчаки, ольберы и ревуги?
А ведь было время — без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отмстить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!
Вы ж решили бить наудалую:
«Нашу славу силой мы возьмём,
А за ней поделим и былую».
Диво ль старцу — мне помолодеть?
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
Время, что ли, двинулось назад?
Ведь под самым Римовом кричат
Русичи под саблей половецкой!
И Владимир в ранах, чуть живой, —
Князь великий Всеволод! Доколе
Муки нам великие терпеть?
Не тебе ль на суздальском престоле
О престоле отчем порадеть?
Ты и Волгу вёслами расплещешь,
Ты шеломом вычерпаешь Дон,
Из живых ты луков стрелы мечешь,
Сыновьями Глеба окружён.
Если б ты привёл на помощь рати,
Чтоб врага не выпустить из рук, —
Продавали б девок по ногате,
А рабов — по резани на круг.
Вы, князья буй-Рюрик и Давид!
Смолкли ваши воинские громы.
А не ваши ль плавали в крови
Золотом покрытые шеломы?
И не ваши ль храбрые полки
Рыкают, как туры, умирая
От калёной сабли, от руки
Ратника неведомого края?
Встаньте, государи, в злат-стремень
За обиду в этот чёрный день,
Удалого сына Святославича!
Ярослав, князь галицкий! Твой град
Высоко стоит под облаками.
Оседлал вершины ты Карпат
И подпёр железными полками.
На своём престоле золотом
Восемь дел ты, князь, решаешь разом,
И народ зовёт тебя кругом
Осмомыслом — за великий разум.
Дверь Дуная заперев на ключ,
Королю дорогу заступая,
Бремена ты мечешь выше туч,
Суд вершишь до самого Дуная.
Власть твоя по землям потекла,
В Киевские входишь ты пределы,
И в салтанов с отчего стола
Ты пускаешь княжеские стрелы.
Так стреляй в Кончака, государь,
С дальних гор на ворога ударь —
Удалого сына Святославича.
«Слово о полку Игореве» пер. Н. А. Заболоцкого
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задание 1.2.1.—1.2.2.
Да, как сеть, мелькали
С вечера всё спится,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
1.1.1. Почему монолог Святослава, слово, с которым он обращается к князьям, называется в поэме золотым?
1.2.1. Почему лирический герой данного стихотворения был бы «рад встретить снег да вьюгу»?
1.1.1. Киевский князь Святослав – воплощение мудрости. Он-то и выражает основную мысль автора о необходимости объединиться. Узнав о поражении князей, Святослав «изронил золотое слово, со слезами смешанное», в котором корит князей за то, что они рано захотели себе славы добыть и сокрушить мощь поганых. Но он отдает должное храбрости, ему жаль их и великий князь призывает «отомстить за землю русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».
1.2.1. Лирический герой стихотворения А.А. Фета «рад встретить снег да вьюгу», потому что унылая осень гнетет его: это переходное состояние природы затянулось, и потому на душе такая же неопределенность. «Тяжело, хоть плачь», — говорит автор. Именно поэтому ему радостнее перемены, пусть даже к суровой зиме, только бы выйти из этого состояния неопределенности.
1.1.2. Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. В речи используется для привлечения внимания в поднимаемой в содержании проблемы. Риторические вопросы в приведенном фрагменте «Слова. » призывают читателя задуматься над главной мыслью автора: сила Руси в единении.
1.2.2. Для создания образа поздней осени А.А. Фет использует различные виды изобразительных средств. Так, в создании образа ветра используется олицетворение:
Ночью ветер злится
Сравнения также помогают создать необычный художественный образ: трава перекати-поле прыгает «как мяч», грачи мелькают «как сеть».
1.1.1. В чём проявляется близость приведённого фрагмента поэмы произведениям устного народного творчества?
1.2.1. Как в стихотворении С. А. Есенина раскрывается понятие малой Родины?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами
на храбрые полки Игоря.
пыль поля прикрывает,
половцы идут от Дона
и со всех сторон русские полки обступили.
Дети бесовы кликом поля перегородили,
а храбрые русичи перегородили червлёными щитами.
Бьёшься ты впереди,
прыщешь на воинов стрелами,
гремишь о шлемы мечами булатными.
Куда, тур, поскачешь,
своим золотым шлемом посвечивая, —
там лежат поганые головы половецкие.
Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калёными,
«Слово о полку Игореве», пер. Д. С. Лихачёва
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нём
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клён
Головой на меня похож.
1.1.2. Какую роль в описании битвы Игорева войска с половцами играет антитеза?
1.2.2. Какую роль в развитии главной темы стихотворения играет олицетворение?
1.1.2. Антитеза — это противопоставление, оборот, в котором сочетаются резко противоположные понятия и представления. Прием антитезы используется при описании битвы. Так, враги предстают в описании «погаными», а среди них сияет «золотой шлем» Всеволода. Сражаясь, «дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлёными щитами». Таким образом, прибегая к противопоставлению, автором воспевается мужество русских воинов, которые без стона и крика идут в бой, в то время как криком врагов «перегорожены» поля.
1.2.2. Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа. Олицетворение служит для создания неповторимого, яркого художественного образа. В стихотворении Есенина «старый клен на одной ноге», похожий «головой» на поэта, «стережёт голубую Русь». Клен предстает в образе живого, очеловеченного существа.
1.1.1. Уловить связь приведенного фрагмента «Слова…» с фольклором несложно. Основное их сходство — в языке. Он богат постоянными эпитетами: «мечи булатные», «головы поганые». О былинах заставляет вспомнить битва Всеволода с половцами. Преувеличивается его мужество, при описании его подвигов автор использует прием гиперболы: «Буй тур Всеволод, бьешься ты в самой гуще боя, прыщешь ты стрелами; куда, буй тур, поскачешь, там лежат поганые головы половецкие…» Манера повествования в «Слове…» тоже перекликается с народным творчеством. Автор часто прерывает рассказ обращением к князю Всеволоду. Когда древние певцы исполняли былины, они тоже отступали от повествования и взывали к своим слушателям. Не исключается, что и «Слово…» было написано для исполнения под музыку, как народные песни и былины.
1.2.1. Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», — вспоминал поэт. Его стихотворение «Я покинул родимый дом»
похоже на плавные, спокойные народные песни. И старый клен, и луна, и яблоневый цвет — вся красота родного края воплотилась в стихотворении−воспоминании, полном любви к родной земле, родителям, своим корням. И хотя возвращение поэта на родину, возможно, будет нескоро, он верит: его связь с родной землей нерушима:
Оттого, что тот старый клён
Головой на меня похож.
1.1.1. Почему Ярославна, горюя об Игоре, обращается к Ветру, Днепру и Солнцу?
1.2.1. В чём заключается для лирического героя очарование «дивной поры», описанной в стихотворении?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1.−1.1.2.
Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землёй
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?»
На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:
«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»
«Слово о полку Игореве» пер. Н.А. Заболоцкого
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.−1.2.2.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.
1.1.2. Какую роль в приведённом фрагменте играют метафоры?
1.2.2. Какую роль в приведённом стихотворении Ф. И. Тютчева играет приём противопоставления?
1.1.2. Как и во всем тексте «Слова о полку Игореве», в речи Ярославны широко используются устно-поэтические эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Метафора — это скрытое сравнение. В художественном тексте метафора используется для создания художественно образа, для усиления выразительности речи. Метафорично обращение Ярославны к силам природы:
«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
1.2.2. Прием противопоставления, или контраста, или антитезы используется в художественном произведении для более полного раскрытия образа, темы, размышления. В стихотворении Тютчева противопоставляются времена года — осень и лето, осень и зима:
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь.
Прием противопоставления помогает понять настроение лирического героя: сначала он тоскует об ушедшем лете, но вспоминая о предстоящей зиме, восхищается периодом золотой осени. Именно поэтому в стихотворении создается настроение умиротворенности и внутреннего покоя.
1.1.1. Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорбит о том, как «приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло». Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Образы природы для автора одухотворены, природа обладает могучей силой, вот почему в плаче Ярославны звучит обращение к Ветру, Днепру и Солнцу.
1.2.1. В стихотворении Тютчева перед нами предстает удивительная по красоте картина ранней осени. Лирический герой осознает, что не за горами «зимние бури», былое летнее буйство красок проходит безвозвратно, но есть еще короткий миг, когда можно не думать о предстоящей зиме и наслаждаться прелестью осенних теплых дней. Вот почему автор и называет это время года «дивной порой».
1.1. Какую роль в данном фрагменте играет прием олицетворения?
1.2. Как, судя по приведенному фрагменту, автор относится к Игорю и его воинам?
1.1.1. Какую роль в данном фрагменте играет прием олицетворения?
1.2.1. Какую роль играют звукоподражательные слова в начале стихотворения?
1.1.1. Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа. Олицетворение помогает создать одухотворенный образ природы, служит для усиления выразительности художественной речи. Примером этого в «Слове…» является олицетворение «стоном стонет мать-земля сырая» (образ земли ассоциируется с образом матери).
1.2.1. История о лошади помогает поэту рассказать о своей собственной тоске и боли. Сюжет произведения — лишний повод задуматься о соотношении алчного и грубо-го со светлым и гуманным в душе каждого из нас и в обществе в целом.
Эту тему задает на первый взгляд, незначительное звукоподражание, которое не только имитирует цокот копыт, но и выдвигает лексически значимые слова, несущие в себе тему грабежа и насилия:
5.1. Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову о полку Игореве».)
5.2. В чем В. В. Маяковский видит предназначение поэта?
5.3. Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
5.4. Что более всего ценит в человеке Л. H. Толстой? (На примере 1-2 произведений по выбору учащегося.)
5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
Комментарии к сочинениям
5.1. Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову о полку Игореве».)
Основная мысль «Слова. » — мысль о единении русской земли. Автор обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить эту мысль. Взгляд автора выражает прежде всего интересы Родины в целом, а не честь князей. Так как побуждением Игоря к походу была защита Родины, в походе князь проявил мужество, верность брату в плену, автор «Слова о полку Игореве» славит князя, хотя и не приветствует его поход. Князь — человек своей эпохи. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном итоге к потере единства Руси как государства.
5.2. В чем В. В. Маяковский видит предназначение поэта?
Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта («Нас, товарищ, двое»). Поэт призывает «Светить всегда, светить везде…», видя в этом основное предназначение поэта. Итак, поэзия нужна, мало того, она просто необходима людям, как солнце. И здесь не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу каждого человека, наполняя её вечным огнём жизни, заставляя осознать себя неотъемлемой частью огромного мира.
5.3. Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
В самом названии «Капитанская дочка» содержится соединение двух миров: частного и общего. Повествование облечено в формы «семейственных записок». Название романа подчеркивает косвенное отношение центральных героев к истории: Маши — капитанской дочки, Гринева — дворянского сына. Все происходящие события оцениваются прежде всего с нравственной, человеческой точки зрения, что очень важно для самого автора. Название повести тесно связано с образом Маши Мироновой. В произведении утверждается вера в человека, в безусловную ценность его чувств, в победу добра, честности, благородства. Все эти качества воплощены в образе простой девушки — дочери капитана Миронова.
5.4. Что более всего ценит в человеке Л. H. Толстой? (На примере 1-2 произведений по выбору учащегося.)
В произведениях русских писателей можно найти ответы на самые животрепещущие вопросы. Вопросы, на которые не может ответить ни одна наука, вопросы человеческих взаимоотношений, морали, нравственности. Именно поэтому литература — особое искусство.
В рассказе Л.Толстого «После бала» писатель заставляет читателей задуматься над такими нравственными категориями, как честь, долг, совесть, которые во все времена делали ответственным человека за все происходящее с ним и с обществом. К этим размышлениям нас подводит сама композиция рассказа, построенная на противопоставлении картин бала и наказания беглого солдата, переданных через восприятие молодого человека Ивана Васильевича. Именно ему предстоит понять, «что хорошо, что дурно», дать оценку увиденному и сделать выбор своей дальнейшей судьбы.
Горячий, впечатлительный юноша впервые в жизни столкнулся с жестокой несправедливостью, с унижением человеческого достоинства, проявленными даже и не по отношению к нему. Он увидел, что страшная расправа над человеком вершилась обыденно, привычно человеком, который сам недавно на балу был добр, весел.
В живую душу юноши вошел ужас от увиденного, ему «было до такой степени стыдно», что он «опустил глаза», «поторопился уйти домой». Почему же не вмешался в происходящее, не выразил свое негодование, не обвинил в жестокости и бездушии полковника? Наверное, потому, что такая страшная сцена, впервые увиденная, просто ошеломила молодого человека, а еще смутила та искренность, с которой вел себя полковник при этом наказании. «Очевидно, он что‑то знает такое, чего я не знаю, — раздумывал Иван Васильевич. — Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Из рассказа мы узнаем, что «дойти до корня» в своих размышлениях Ивану Васильевичу не удалось. Но совесть его не позволила в дальнейшей жизни стать военным, потому что не смог он вот так «по закону» расправиться с человеком, служить жестокости.
Автор разоблачает объективные социальные условия, прививающие человеку ложные нравственные категории, но акцент в этом рассказе сделан именно на ответственности каждого за то, что он совершает в жизни.
5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.