какую роль мониторинг играет в рациональном природопользовании
Мониторинг природных ресурсов
Цели и задачи мониторинга природных ресурсов, его республиканский, региональный и локальный уровни. Система мониторинга в Российской Федерации, его необходимые качества. Значение изучения проблем мониторинга в организации рационального природопользования.
Рубрика | Экология и охрана природы |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.12.2010 |
Размер файла | 22,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Цели и задачи мониторинга природных ресурсов
Сокращение видового разнообразия и численности живых существ на Земле происходит в таком стремительном темпе, что жизнедеятельность современного человечества следует считать катастрофой для биосферы.
Существуют две противоположные точки зрения на безопасность природопользования, каждая из которых имеет свою развитую систему аргументации.
Поскольку каждая из этих точек зрения имеет некоторые основания, и у каждой есть опытные, не чуждые демагогии защитники, их спор бесконечен и малопродуктивен.
В зависимости от территориальной сферы выделяют республиканский, региональный и локальный уровни мониторинга.
Республиканский уровень охватывает всю территорию республики с выделением в её составе крупных регионов и отдельных объектов, имеющих общегосударственное значение. Функционирование мониторинга на республиканском уровне решает задачи информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности.
Региональный уровень организовывается исходя из специфики физико-географических особенностей с учетом административных, экономических, иных границ, экологически опасных зон, а также комплекса природных и техногенных факторов, оказывающих влияние на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов, и решает задачи информационного обеспечения управления, отнесенные к компетенции местных представительных и исполнительных органов.
1) постоянное слежение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также источниками антропогенного воздействия на них;
2) анализ, оценка фактического состояния окружающей среды, природных ресурсов на всей территории республики и территории отдельных регионов, а также прогноз его изменений и влияния на здоровье населения;
3) сохранение и накопление информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.
Основными функциями мониторинга являются:
1) проведение наблюдений инструментальными, аналитическими и другими методами по всем параметрам окружающей среды с периодичностью, достаточной для оценки их изменений;
2) сбор и регистрация всей экологической информации, ведение информационных банков данных и кадастров по окружающей среде и природным ресурсам;
3) определение связи между характеристиками воздействия на природную среду, изменением уровня загрязнения и его последствиями;
4) организация обмена информацией о состоянии окружающей среды, природных ресурсов на региональном, республиканском и международном уровнях;
5) обеспечение единой методической и метрологической базы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, осуществляемого центральными исполнительными органами, их территориальными подразделениями, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности;
6) обоснование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;
7) обеспечение государственных исполнительных органов, физических, юридических лиц и населения информацией, полученной в рамках мониторинга.
1) сбор, хранение, обработку исходных данных о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов по комплексу параметров, предусмотренных государственными и производственными программами мониторинга, ведение кадастров и информационных банков данных мониторинга компонентов окружающей среды и природопользования;
2) комплексное обобщение данных по экологическому состоянию окружающей среды и использованию природных и техногенных процессов и явлений;
3) подготовку и передачу регламентированных исходных данных и результатов их обработки, включая прогнозы, справки, доклады и иные формы представления информации органам государственной власти и управления, республиканскому и областным государственным органам мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;
4) разработку рекомендаций по осуществлению мероприятий по ликвидации или снижению последствий негативного воздействия на окружающую среду, охране и рациональному использованию природных ресурсов;
5) информационное обеспечение ведения государственной статистики, экологической экспертизы, экологического аудита, контроля в области окружающей среды и использования природных ресурсов.
Существенно тормозит прогресс в этой области почти полное отсутствие аналитиков, специализирующихся на проблеме природопользования.
Требуется интегрирование системы мониторинга в систему управления природопользованием, вообще в систему государственного управления. К администраторам должны поступать не «тревожные цифры», призывы и неисполнимые рекомендации, а конкретные обоснованные проекты.
1. Преемственность: интеграция существующих ведомственных технологий наблюдения за состоянием окружающей среды.
2. Открытость: способность включать в себя новые технологии, построенные на различных принципах.
4. Способность к развитию: в ногу с техническим прогрессом и изменением состояния города и городской среды.
Проблема организации эффективного мониторинга не может быть решена покупкой готовых отлаженных систем за границей.
Основным источником информации при проведении оценки служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой с помощью набора инструментальных методов химического, физико-химического, микробиологического анализа атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, почв, морских вод, геологической среды.
Ведение единого банка данных мониторинга, включающего данные по всем подсистемам, а также обобщение, оценка и анализ информации о фактическом состоянии окружающей среды и природных ресурсов осуществляется уполномоченными государственными органами и их территориальными подразделениями в пределах своей компетенции.
Ведение сводного банка данных, включающего данные о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, передаваемые уполномоченными государственными органами, осуществляет центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды.
Выделяют глобальный, региональный и локальный мониторинг.
Глобальный позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли. Наблюдение ведут базовые станции (30-40 сухопутных и более 10 океанических). Часто эти станции располагаются в биосферных заповедниках.
Региональный осуществляется за счет станций системы, куда стекается информация о территориях, подверженных антропогенному влиянию.
Региональный мониторинг подразделяется на:
— национальный (в пределах государства);
— «региональный» (в пределах административно-управленческих регионов, например, экономических районов);
— природно-региональный (в пределах природных зон и районов, например, бассейнов рек или отдельных ландшавтов).
Наблюдения за воздушной средой различных зон города, промышленных и сельскохозяйственных районов, отдельных предприятий относятся к локальному мониторингу.
1. мониторинг источников воздействия и отходов (сбросы, выбросы, размещение и удаление отходов, использование ресурсов и готовой продукции);
2. мониторинг факторов воздействия (физические, химические, биологические факторы воздействия);
3. мониторинг состояния биосферы географический мониторинг (атмосфера, океан, поверхность суши с реками и озерами) и биологический мониторинг (биота).
Структура мониторинга определяется объектами мониторинга и её территориальной сферой.
В зависимости от объектов мониторинга выделяются следующие его системы:
· мониторинг атмосферного воздуха;
· мониторинг поверхностных водных ресурсов;
· мониторинг земельных ресурсов;
· мониторинг животного и растительного мира (воспроизводство и использование); мониторинг недр (в части загрязнения).
В пределах систем выделяются следующие подсистемы:
1) мониторинг качества окружающей природной среды:
— мониторинг качества атмосферного воздуха;
— мониторинг качества поверхностных водных ресурсов;
— мониторинг качества земель;
— мониторинг состояния недр (в части загрязнения);
2) мониторинг воздействия:
· мониторинг источников загрязнения атмосферного воздуха (выбросы загрязняющих веществ в воздушный бассейн);
· мониторинг источников загрязнения водных ресурсов (сброс сточных вод в поверхностные водоемы);
· мониторинг источников загрязнения почвы (производственными и хозяйственно-бытовыми отходами);
· мониторинг радиоактивного загрязнения (радиоактивные выбросы и сбросы);
3) мониторинг последствий:
· санитарно-гигиенический мониторинг (влияние факторов среды обитания на здоровье населения);
4) специальные виды мониторинга:
— фоновый мониторинг (биосферные заповедники);
— мониторинг особо охраняемых природных территорий;
Проводятся рейдовые проверки с целью выявления и предотвращения нарушений природоохранного законодательства, к ним относятся: лесная инспекция, охотинспекция, инспекция рыбоохраны, а также инспекция по работе с жалобами населения в городах.
Сегодня ключевым моментом в работе общественников является поиск точек соприкосновения с государственными природоохранными структурами. Именно диалог со специально уполномоченными природоохранными ведомствами позволяет наиболее широко и с наиболее полным спектром возможностей выполнять свои природоохранные функции.
Организацию и обеспечение функционирования, координацию деятельности мониторинга осуществляют:
Организацию и обеспечение функционирования подсистем и информационное обеспечение мониторинга осуществляют специально уполномоченные государственные органы и их территориальные подразделения.
Сложившаяся к настоящему времени организация мониторинга природной среды и ее важнейших элементов на территории России характеризуется тем, что каждое ведомство создавало и обеспечивало функционирование собственной системы наблюдения и контроля. В Результате этого в РФ функционирует ряд систем мониторинга загрязнения окружающей среды и состояния природных ресурсов:
1. Комитет по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (мониторинг воды, воздуха, почв);
2. Комитет по геологии и минеральным ресурсам (Мониторинг подземных вод, экзогенных геологических процессов);
3. Министерство сельского хозяйства (мониторинг почвы, растительной продуктивности, снега);
4. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора (мониторинг водопроводной воды, поверхностной воды, почвы, атмосферы воздуха, пищевых продуктов, уровня шума, вибрации, электромагнитного излучения);
5. Унифицированная система санитарно-гигиенического надзора за количеством пестицидов (мониторинг пищевых продуктов, сельскохозяйственной продукции).
Эти службы ни организационно, ни методически, ни метеорологически не связаны между собой. Их техническое состояние остается на низком уровне, полностью отсутствует техника непрерывного автоматического мониторинга. Поэтому информация о состоянии окружающей среды даже в наиболее ответственных пунктах базируется не столько на данных мониторинга, сколько на сведениях самих виновников загрязнения среды.
— импактном (изучение сильных воздействий в локальном масштабе);
— региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона);
— фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность).
В территориальном масштабе приоритет отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб. В отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов.
Основным документом, определяющим и регулирующим природоохранительную деятельность в Российской Федерации, является Закон «Об охране окружающей природной среды».
В соответствии со статьей 68 Закона:
Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной или иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды, государственного, производственного и общественного контроля.
На территории бывшего СССР функционировала Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК). В 1993 году принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в РФ.
— координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;
— регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных данных;
— хранение информации, ведение специальных банков данных;
— деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;
— доступность экологической информации широкому кругу потребителей.
По состоянию на 01.01.2004 года наблюдения за загрязнением атмосферы проводились в 248 городах и поселках силами 682 стационарных постов (кроме того, использовались и передвижные средства). Анализ отобранных проб организован в 150 лабораториях. Во всех городах измеряется содержание в воздухе пыли, диоксида серы, сажи, оксида углерода, оксидов азота. С учетом расположения источников выбросов определяют концентрации аммиака, летучих соединений фтора, тяжелых металлов, хлора, сероуглерода и др.
Мониторинг состояния поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охватывает 1175 водотоков и 151 водоем России (почти 30000 проб за 2004 год); для 190 водных объектов организованы гидробиологические наблюдения (более 7100 проб). К измеряемым параметрам относятся: минерализация, концентрации взвешенных веществ, основных ионов, биогенных веществ, нефтепродуктов, детергентов, пестицидов, фенолов, тяжелых металлов, определяются температура, цветность, кислотность (рН), окисляемость и некоторые специфические ингредиенты.
Пункты наблюдений за состоянием почв расположены на сельскохозяйственных угодьях, в отдельных лесных массивах, в зонах отдыха, а также в зонах влияния промышленных комплексов (около 6100 проб в 2004 году).
Специальные программы мониторинга включают сеть системы глобального атмосферного фонового мониторинга в шести биосферных заповедниках, сеть наблюдений за химическим составом осадков, исследования состояния снежного покрова, трансграничного переноса, а также работы в области биомониторинга для оценки допустимой экологической нагрузки на экосистемы.
Информационное обеспечение мониторинга основывается на передаваемых в сводный банк данных результатов государственного мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, выполняемого уполномоченными государственными органами, в соответствии с согласованными перечнями, формами и сроками, утвержденными центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды.
Система программных средств должна позволять осуществлять накопление, обработку и хранение информации на единой методической основе, обеспечивая обмен информацией между различными уровнями, а также банками данных систем и подсистем мониторинга.
Финансирование ведения мониторинга осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов по бюджетным программам уполномоченных органов.
При подобном надзоре качественно и количественно анализируется состояние воздуха, поверхностных вод, климатических изменений, свойства почвенного покрова, состояние растительного и животного мира.
К каждому из перечисленных компонентов биосферы предъявляются особые требования и разрабатываются специфические методы анализа.
Сложившаяся к настоящему времени организация мониторинга природной среды и ее важнейших элементов на территории России характеризуется тем, что каждое ведомство создавало и обеспечивало функционирование собственной системы наблюдения и контроля. В Результате этого в РФ функционирует ряд систем мониторинга загрязнения окружающей среды и состояния природных ресурсов:
1. Комитет по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (мониторинг воды, воздуха, почв);
2. Комитет по геологии и минеральным ресурсам (Мониторинг подземных вод, экзогенных геологических процессов);
3. Министерство сельского хозяйства (мониторинг почвы, растительной продуктивности, снега);
4. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора (мониторинг водопроводной воды, поверхностной воды, почвы, атмосферы воздуха, пищевых продуктов, уровня шума, вибрации, электромагнитного излучения);
5. Унифицированная система санитарно-гигиенического надзора за количеством пестицидов (мониторинг пищевых продуктов, сельскохозяйственной продукции).
Эти службы ни организационно, ни методически, ни метеорологически не связаны между собой. Их техническое состояние остается на низком уровне, полностью отсутствует техника непрерывного автоматического мониторинга. Поэтому информация о состоянии окружающей среды даже в наиболее ответственных пунктах базируется не столько на данных мониторинга, сколько на сведениях самих виновников загрязнения среды.
Существенно тормозит прогресс в этой области почти полное отсутствие аналитиков, специализирующихся на проблеме природопользования.
Требуется интегрирование системы мониторинга в систему управления природопользованием, вообще в систему государственного управления. К администраторам должны поступать не «тревожные цифры», призывы и неисполнимые рекомендации, а конкретные обоснованные проекты.
Проблема организации эффективного мониторинга не может быть решена покупкой готовых отлаженных систем за границей.
Подобные документы
Классификация систем экомониторинга окружающей среды по методам наблюдения, источникам, факторам и масштабам воздействия, территориальному принципу. Организация мониторинга источников загрязнения на объектах, действие российского законодательства.
контрольная работа [323,7 K], добавлен 27.02.2015
шпаргалка [48,8 K], добавлен 25.03.2010
Дистанционные средства мониторинга природных ресурсов: космические средства, зондирование земли из космоса, спутниковый мониторинг. Классификация материалов дистанционного зондирования. Беспилотные летательные аппараты. Компьютерная обработка данных.
курсовая работа [44,3 K], добавлен 22.12.2012
Основные виды природных ресурсов Ленинградской области и направления их использования. Изучение существующей на территории РФ системы экологического мониторинга, её принципы и методы. Оценка функционирования современных методов экологического мониторинга.
курсовая работа [159,9 K], добавлен 20.12.2013
Проблема сохранения окружающей природной среды. Понятие мониторинга окружающей среды, его цели, порядок организации и осуществления. Классификация и основные функции мониторинга. Глобальная система и основные процедуры экологического мониторинга.
реферат [918,9 K], добавлен 11.07.2011
Рассмотрение понятия и основных задач мониторинга природных сред и экосистем. Особенности организации систематического наблюдения за параметрами окружающей природной среды. Изучение компонент единой государственной системы экологического мониторинга.
реферат [23,8 K], добавлен 23.06.2012
Задачи эколого-управленческого, эколого-аналитического и технолого-аналитического контроля. Основные направления деятельности мониторинга. Уровни мониторинга: импактный, региональный и фоновый. Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности.
презентация [146,5 K], добавлен 08.10.2013
Научная электронная библиотека
Хамзина Ш. Ш., Жумабекова Б. К.,
10.5. Экологический мониторинг. Экологическая экспертиза. Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия
Экологический мониторинг – систематические наблюдения и оценка состояния окружающей среды и воздействия на нее.
Наиболее универсальным является комплексный экологический мониторинг окружающей среды.
Комплексный экологический мониторинг окружающей среды – это организация системы наблюдений за состоянием объектов окружающей природной среды для оценки их фактического уровня загрязнения и предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых организмов.
При проведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды:
а) проводится постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а также оценка состояния и функциональной целостности экосистем;
б) создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.
Система комплексного экологического мониторинга предусматривает:
– выделение объекта наблюдения;
– обследование выделенного объекта наблюдения;
– составление для объекта наблюдения информационной модели;
– оценку состояния объекта наблюдения и идентификацию его информационной модели;
– прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;
– представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.
Экологический мониторинг возник на стыке экологии, биологии, географии, геофизики, геологии и других наук. Выделяют различные виды мониторинга в зависимости от критериев: биоэкологический (санитарно-гигиенический), геоэкологический (природно-хозяйственный), биосферный (глобальный), космический, геофизический, климатический, биологический, здоровья населения, социальный и др.
В зависимости от степени выраженности антропогенного воздействия различают мониторинг импактный и фоновый. Фоновый (базовый) мониторинг – слежение за природными явлениями и процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется на базе биосферных заповедников. Импактный мониторинг – слежение за антропогенными воздействиями в особо опасных зонах.
В зависимости от масштабов наблюдения различают мониторинг глобальный, региональный и локальный.
Пункты экологического мониторинга располагают в крупных населенных пунктах, промышленных и сельскохозяйственных районах (города, автомагистрали, территории промышленно-энергетических центров, атомных электростанций, нефтепромыслов, агроэкосистем с интенсивным применением пестицидов и удобрений и др.).
На уровне локального (санитарно-гигиенического, биоэкологического, импактного) мониторинга наиболее важным является контроль следующих показателей:
Концентрация загрязняющих веществ, наиболее опасных для природных экосистем и человека, в жизнеобеспечивающих средах:
– в атмосферном воздухе: оксиды углерода, азота, диоксид серы, озон, пыль, аэрозоли, тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор, углеводороды;
– в поверхностных водах: радионуклиды, тяжелые металлы, пестициды, бенз(а)пирен, pH, минерализация, азот, нефтепродукты, фенолы, фосфор;
– в почве: тяжелые металлы, пестициды, радионуклиды, нефтепродукты, бенз(а)пирен, азот, фосфор;
– в биоте: тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор.
На уровне регионального (геосистемного, природно-хозяйственного) мониторинга ведутся наблюдения за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов (бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем и т.д.), регистрируются отличия их параметров от фоновых территорий, вследствие антропогенных воздействий.
На уровне глобального (биосферного, фонового) мониторинга отслеживаются изменения в биосфере в целом. Объектами глобального мониторинга являются атмосфера, гидросфера, почвенный покров, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни всего человечества.
Особую роль в системе экологического мониторинга играет биологический мониторинг, то есть мониторинг биотической составляющей экосистем (биоты). Биологический мониторинг – это контроль состояния окружающей природной среды с помощью живых организмов. Главный метод биологического мониторинга – биоиндикация, которая заключается в регистрации любых изменений в биоте, вызванных антропогенными факторами. Биоиндикация – обнаружение и определение биологически и экологически значимых антропогенных нагрузок на основе реакции на них живых организмов и их сообществ. Живые организмы, по наличию, состоянию и поведению которых можно судить об изменении в окружающей среды, называются биоиндикаторами.
Ведение экологического мониторинга позволяет количественно оценить все те негативные процессы в природе, которые вызывает деятельность человека. Оно же позволяет увидеть и положительные результаты природоохранных мероприятий.
Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, а также определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных последствий.
В Республике Казахстан осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Экологическая экспертиза проводится в целях:
1) определения и ограничения возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной, нормотворческой и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;
2) соблюдения баланса интересов экономического развития и охраны окружающей среды, а также предотвращения ущерба третьим лицам в процессе природопользования.
Государственная экологическая экспертиза проводится уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и местными исполнительными органами в пределах их компетенции.
Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и должна предшествовать принятию правовых, организационных и хозяйственных решений в части природопользования и воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы реализация проекта запрещается.
В последние десятилетия была сформулирована проблема сохранения биологического разнообразия, т.е. сохранения всей существующей на земле совокупности биологических видов и их местообитаний. Одним из истоков данной проблематики является концепция биоцентризма, рассматривающая все биологические виды, включая человека, одинаково ценными. В действительности жизнь бесконечна в многообразии форм своего существования. Но лишь некоторые из них совместимы с существованием человека.
Тем не менее, биологическое разнообразие ценно как основа:
1) дальнейшей эволюции живой природы;
2) приспособляемости биоты к возможным изменениям внешней среды;
3) сохранения биологических связей и зависимостей, обеспечивающих устойчивость экосистем (и не известных в полном объеме учеными).
При использовании понятия биологического разнообразия необходимо понимать, что биологическое разнообразие не эквивалентно экологическому благополучию. Во-первых, в ряде случаев, сформировавшиеся устойчивые экосистемы являются монодоминантными и их уничтожение (например, вырубка леса) приводит к смене биоценоза и возрастанию биологического разнообразия. К увеличению биоразнообразия может приводить и загрязнение природной среды, что также связано с расширением возможностей для межвидовой конкуренции.
Несмотря на все принимаемые меры абсолютное количество возобновляемых природных ресурсов – лесов, пахотных угодий, пригодных для питьевых целей водоёмов год от года сокращается. Это говорит о том, они недостаточно эффективны, а декларируемые задачи преследуют чаще всего политические цели.
1. Понятие о природопользовании и охране природы.
2. Современный этап охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в Казахстане и за рубежом.
3. Что такое природные ресурсы?
4. Ресурсы биосферы.
5. Как классифицируются природные ресурсы?
Задание для практических занятий
Законодательное управление природоохранной деятельностью
Законодательно регламентированный механизм охраны природы предполагает следующие аспекты:
– обязательность учета и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными органами статистики и природопользования;
– систему планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды;
– механизм договоров и лицензий на комплексное природопользование;
– систему экологических ограничений по территориям, устанавливаемую предприятиям – природопользователям по предельным объемам использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещению отходов производства;
– платность использования природных ресурсов. Плата взимается за право пользования ресурсами в пределах установленных лимитов, сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, на воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов производства или другие виды загрязнения в пределах или сверх установленных лимитов;
– создание систем внебюджетных государственных экологических фондов: федеральных, республиканских, краевых и др.
– создание фондов охраны окружающей среды за счет средств населения, добровольных взносов;
– систему экологического страхования. Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении предприятию (источнику загрязнения) имущественных претензий пострадавшими организациями о возмещении ущерба за загрязнение окружающей среды на территории действия конкретного договора страхования;
Механизм стимулирования охраны окружающей среды за счет:
– освобождение от налогообложения экологических фондов;
– установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным или частным предприятиям, учреждениям, организациям;
– передача части средств экологических фондов на договорных началах под процентные займы предприятиям для участия в проведении природоохранных мероприятий;
– применение поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию;
– введение специального налогообложения экологически вредной продукции, или продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;
– применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды и др.
Тестовые вопросы для самоконтроля
1. Природные ресурсы – это
A) все то, что окружает живой организм;
B) совокупность экологических факторов, влияющих на организм;
C) элементы природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые им в производство;
D) элементы среды, прямо или косвенно влияющие на организм;
2. Природные ресурсы по сфере использования делятся на:
A) энергетические, атмосферно-газовые, водные ресурсы;
B) сельскохозяйственные, здравоохранительные, эстетические, научные;
C) реальные и потенциальные;
D) неисчерпаемые и исчерпаемые;
Е) физические и материальные.
3. Космос, водные ресурсы планеты и энергию солнца относят к
A) неисчерпаемым ресурсам;
B) возобновимым ресурсам;
C) относительно возобновимым ресурсам;
D) невозобновимым ресурсам;
Е) относительно неисчерпаемым ресурсам.
4. Как называются ресурсы, процессы восстановления которых протекают с разной скоростью от нескольких лет до нескольких тысячелетий?
A) потенциальные ресурсы.
B) невозобновимые ресурсы.
C) реальные ресурсы.
D) возобновимые ресурсы.
Е) исчерпаемым ресурсам.
5. Чистый воздух, водные ресурсы в регионе, экосистемы относят к:
A) невозобновимым ресурсам;
B) неисчерпаемым ресурсам;
C) относительно возобновимым ресурсам;
D) сельскохозяйственным ресурсам;
Е) энергетическим ресурсам.
6. Под природопользованием понимают:
A) область знаний, разрабатывающая принципы рационального природопользования;
B) изменение природы в результате прямого воздействия человека;
C) система международных, государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану природных ресурсов;
D) улучшение состояния природной среды в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей людей;
Е) ухудшение состояния природной среды в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.
A) область знаний, разрабатывающая принципы рационального природопользования;
B) использование природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества;
C) система международных, государственных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
D) улучшение состояния природной среды в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей людей;
Е) нет правильного ответа.
8. Из перечисленных природных ресурсов выберите невозобновимые.
A) ископаемые руды, ископаемое топливо.
C) чистый воздух, леса.
D) климатические ресурсы.
9. Ресурсы, установленные на основе теоретических расчетов и обследований, включая те, которые в настоящее нельзя освоить по техническим или экономическим соображениям, называются:
10. Природные ресурсы по происхождению делятся на:
A) реальные и потенциальные;
B) энергетические и сельскохозяйственные;
C) исчерпаемые и неисчерпаемые;
D) минеральные, климатические, водные, земельные, почвенные, биологические;
Е) климатические, водные, земельные.
11. К невозобновимым ресурсам относятся:
C) полезные ископаемые;
E) солнечная энергия.
12. К возобновимым природным ресурсам относятся:
A) лесные ресурсы, почва;
B) животный и растительный мир;
C) полезные ископаемые;
E) солнечная энергия.
13. Укажите относительно возобновимые ресурсы:
A) лесные ресурсы, почва;
B) животный и растительный мир;
C) полезные ископаемые;
E) солнечная энергия.
14. Классификация природных ресурсов по их использованию:
А) возобновимые, невозобновимые;
В) исчерпаемые, неисчерпаемые;
С) земельные, водные, лесные, минеральные и др;
D) возобновимые, невозобновимые, относительно возобновимые;
E) производственные, здравоохранительные, научные и др.
15. Плодородие почвы относится к природным ресурсам:
E) относительно возобновимым.
16. Незаменимый ресурс – это:
B) горючие вещества;
17. К неисчерпаемым ресурсам относится:
В) солнечная энергия;
E) полиметаллические руды.
A) Во второй половине 20 века.
B) В первой половине 19 века.
C) Во второй половине 19 века.
D) В первой половине 20 века.
E) Во второй половине 18 века.
19. Способ оценки качества природной среды по состоянию её биоты на основе наблюдений за составом и численностью определенных видов:
Е) популяционный анализ.
20. Природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных богатств, называются:
A) природными условиями;
B) условиями существования;
D) природными ресурсами;
Е) природной средой.
Темы для контрольных работ и докладов на СРС
1. Проблема обеспеченности человеческого общества природными ресурсами.
2. Защита атмосферы.
3. История взаимодействия природы и общества.
4. Охраны водных ресурсов.
5. Защита окружающей среды от особых видов воздействия.
6. Эффективность использования биоиндикаторов для оценки окружающей среды.
7. Перспективы использования ветровой энергии в Казахстане.
8. Экономические механизмы стимулирования охраны окружающей среды.