какую роль играет стаж в социальном обеспечении

Что такое страховой стаж и зачем он нужен

Периодически слышу термин «страховой стаж». Что это вообще такое?

Общий трудовой стаж — это понятие, которое использовалось для назначения пенсии гражданам, имеющим периоды работы до 2002 года, то есть до введения понятия страхового стажа. От продолжительности трудового стажа зависел размер пенсии по состоянию на 1 января 2002 года, после этой даты пенсия зависит только от страхового стажа.

Пенсионные права граждан сейчас определяет Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ. В статье 3 этого закона дается определение страхового стажа, приводятся учитываемые в него периоды, порядок исчисления и правила подсчета.

Итак, страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов работы и/или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

А что-то еще засчитывается в этот стаж?

В этот стаж засчитываются и другие, так называемые нестраховые, периоды:

Эти периоды включаются в стаж, только если до или после них вы работали, и ваш работодатель платил страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Как исчисляется страховой стаж?

В календарном порядке. При этом бывают жизненные ситуации, когда два и более периода совпадают по времени: например, вы ухаживаете за новорожденным ребенком и за бабушкой-инвалидом одновременно. В этом случае вы сами выбираете, какой из периодов засчитать в стаж.

Почему это все важно?

Длительность страхового стажа — одна из величин, которая влияет на размер вашей будущей пенсии. Во-первых, для назначения пенсии необходимо за свою жизнь набрать минимальный страховой стаж. В 2019 году он составляет 10 лет, а к 2025 году постепенно поднимется до 15 лет.

Во-вторых, важна не только длительность страхового стажа, но и размер страховых взносов: он влияет на то, сколько пенсионных баллов вы заработаете за один год. При этом сумма баллов за все годы работы напрямую влияет на размер будущей пенсии. Каким образом это происходит, мы подробно рассказывали в статье «Что такое пенсионные баллы» (см. врезку ниже).

Таким образом государство мотивирует работать официально у работодателей, которые исправно уплачивают за своих работников взносы в ПФР.

какую роль играет стаж в социальном обеспечении. Смотреть фото какую роль играет стаж в социальном обеспечении. Смотреть картинку какую роль играет стаж в социальном обеспечении. Картинка про какую роль играет стаж в социальном обеспечении. Фото какую роль играет стаж в социальном обеспечениикакую роль играет стаж в социальном обеспечении. Смотреть фото какую роль играет стаж в социальном обеспечении. Смотреть картинку какую роль играет стаж в социальном обеспечении. Картинка про какую роль играет стаж в социальном обеспечении. Фото какую роль играет стаж в социальном обеспечении

Что такое пенсионные баллы и как это работает

Трудовая пенсия по старости в России состоит из нескольких частей. Первая и основная ее часть — страховая. Она выплачивается Пенсионным фондом России и рассчитывается с помощью индивидуального пенсионного коэффициента — то есть суммы пенсионных баллов.

Источник

Что такое трудовой стаж и каковы его виды

Трудовым стажем работника является общая продолжительность тех периодов, во время которых он занимался какой-либо деятельностью, прибавляемой к страховому положенному стажу и позволяющей получить пенсионное обеспечение в соответствии с российским законодательством. Главным определением такого периода осуществления деятельности была и остается трудовая книжка.

Наработанный стаж состоит из качественного и количественного критерия, при этом первый говорит о продолжительности работы в годах, месяцах, а также днях. Качественный показатель раскрывает отдельные особенности деятельности гражданина, например, вредные или особые трудовые условия.

Посчитать стаж можно на специальном калькуляторе трудового стажа.

Виды стажа

В действующем законодательстве РФ предусматриваются следующие виды трудового стажа, обладающие своими правилами начисления и значением:

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка передачи в электронном виде информации о трудовой деятельности и трудовом стаже работников в ПФР?
Посмотреть ответ

Вопрос: Какие органы на территории РФ оказывают услуги по истребованию личных документов граждан, в том числе архивных справок о трудовом стаже работы и заработной плате?
Посмотреть ответ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С тех пор, как появилось отдельное понятие страхового стажа, утратило значение фактическое время, которое гражданин был занят на работе. Гораздо важнее стали те периоды, в течение которых работодатель отчислял взносы за сотрудника в Пенсионный фонд, и размеры этих отчислений.

Получение звания «Ветеран труда»

Звание «Ветеран труда» в течение многих лет считается способом эффективной поддержки тружеников. Лица, имеющие данный статус, могут рассчитывать на повышенные социальные гарантии, как благодарность за годы длительного труда.

В каких случаях прерывается трудовой стаж и как его восстановить?

Почетные работники в регионах обладают правом на ряд льгот, позволяющих облегчить жизнь и улучшить финансовое положение. Но такое звание сегодня получить непросто даже при многолетней деятельности, так как для признания всех заслуг необходимо документальное подтверждение нескольких условий. Они устанавливаются на уровне законодательства и являются причиной получения звания.

Во-первых, претендующий на звание гражданин должен непрерывно работать в какой-либо отрасли не меньше 15 лет, так как необходима постоянная деятельность на каком-либо предприятии без увольнений.

Во-вторых, требуется общий наработанный стаж не меньше 25 лет для мужчин, а также на 5 лет меньше для женщин с включением в него оговоренных 15 лет.

В-третьих, гражданин обязательно должен обладать врученными ведомством отличительными знаками в виде медалей, орденов, званий, грамот, а также благодарственных писем, врученных Министерствами или президентом.

Итого, для вручения удостоверения «Ветеран труда» работник должен одновременно иметь достаточный стаж и отличительные знаки. Известно, что грамоты и подготовленные письма с благодарностью вручаются почти всем, но звание присваивается только при наличии ведомственных отличительных знаков.

Расчет добавки к трудовой пенсии

Пенсия представляет собой социальную гарантию для обеспечения граждан. При достижении выхода на пенсию каждый из граждан, который официально трудился на российской территории, обладает правом на соответствующие выплаты.

На размер положенной пенсии влияет стаж работы. Например, более 40 лет труда гарантируют прибавку денежных средств. Лицам, у которых стаж составляет 50 лет, положена доплата денежных средств к начисляемой пенсии в виде суммы, составляющей на 2017 год 1063 рубля.

Накопительная пенсия включает фиксированную сумму денежных средств, которую устанавливает пенсионный фонд, плюс сумму всех заработанных и учтенных баллов, умножаемую на стоимость одного балла. Последние должны быть начислены гражданам в точном соответствии с размерами взносов, которые ежегодно поступают от них на счет пенсионного фонда при осуществлении деятельности.

Также дополнительные баллы начисляют гражданам за длительный рабочий стаж. В 2017 году 1 балл достиг 78,58 рублей. Ожидается его рост в будущем в соответствии с уровнем инфляции.

Баллы начисляются таким образом:

Главными факторами, оказывающими влияние на сумму положенных доплат за наработанный стаж, являются:

Расчет трудового стажа у ИП

Индивидуальный предприниматель обеспечивает себе необходимый трудовой стаж с помощью оплаты положенных страховых взносов. Такой стаж является важнейшим фактором при формировании положенной пенсии.

ИП признается застрахованным лицом при внесении за себя всех положенных платежей на счета пенсионного фонда. С части таких средств формируется пенсия, по этой причине периоды деятельности, за которые начисляются и уплачиваются взносы, должны быть зачислены в трудовой наработанный стаж.

Имейте в виду! Перечень необходимых документов, позволяющих подтвердить выработку ИП, присутствует в Правительственном Постановлении №555.

В соответствии с новыми разработанными правилами общая выслуга по труду и начисление положенного пособия ИП рассчитываются таким же образом, как и у работающих по найму сотрудников. В результате проведенной реформы положенная пенсия стала страховой, а также накопительной, причем последняя формируется из страховых платежей и прибыли, полученной от их выполненного вложения. Такую пенсию получат граждане в 49 лет, которые подали заявление о перечислении некоторой части уплаченных страховых платежей в различные НПФ. Начисление выполняется по ранее действующим правилам.

Процесс формирования пенсионных начислений страхового типа существенно изменился, поэтому на ее размер оказывают влияние следующие факторы:

Формирование положенной пенсии бизнесмена осуществляется из фиксированных сумм платежей, а также стоимости начисляемого балла. Такая стоимость умножается на индивидуальный рассчитанный коэффициент с учетом не входящих в рассчитываемый страховой стаж периодов.

Сегодня ИП вместе с наемными сотрудниками могут получать более высокую пенсию, тогда как ранее выполняемый расчет на основе МРОТ и без учета страхового стажа ИП не предоставлял такой возможности.

Прерывание стажа после процедуры увольнения

Все условия того, сколько по времени будет сохранен трудовой наработанный стаж после процедуры увольнения, являются зависящими от причин оставления работы. При этом выделяются следующие ситуации:

Таким образом, после увольнения у сотрудника есть не более двух месяцев для поиска работы, причем это время входит в стаж. Но дальнейшее время уже не войдет в рабочий период.

Подобные ситуации имеют отношение к фактическому прекращению отношений с непосредственным работодателем именно по собственному изъявленному желанию. При этом сотрудник после увольнения для сохранения стажа должен найти работу не позднее одного месяца. Даже если он не сможет устроиться на работу в течение длительного времени, первый месяц будет включен в период стажа. При его завершении трудовой стаж прервется.

Увольнение, инициатором которого является работодатель, свидетельствует о совершении сотрудником достаточно серьезного проступка, который становится основанием для расторжения договора. Поэтому причины для предоставления необходимого количества времени на поиск новой работы с сохранением стажа отсутствуют. Ведь сотрудником была серьезно нарушена трудовая дисциплина и показана неспособность исполнения обязанностей на прежнем рабочем месте. В таком случае наработанный стаж будет обязательно прерван сразу после увольнения и возобновлен после устройства на новое найденное место работы.

А что, если увольнение произошло не по вине сотрудника, но и не по его инициативе? К примеру, имело место сокращение штатов или численности, либо работник вынужден уйти по состоянию здоровья? В этом случае закон сохраняет непрерывающийся стаж на 3 месяца – за это время следует найти новую работу.

Есть одна категория трудящихся, для которых стаж не прерывается после увольнения: это супруги тех, кого перевели на новое место работы в другом городе (регионе). Логично, что муж или жена переведенного могут не суметь найти работу быстро, поэтому их стаж не считается прерванным вплоть до нового трудоустройства.

Влияет ли непрерывность стажа на пенсию

Непрерывный рабочий стаж был очень важен в советские времена. Сегодня (начиная с 2002 года) он уже утратил свое основополагающее значение при начислении пенсии. Приоритет отдается не непрерывной работе, а отчислениям в Пенсионный фонд, то есть страховым периодам стажа.

Для чего же нужно понятие непрерывности стажа сегодня? Оно применяется в определении льготных периодов труда с сохранением профессии – в особых условиях, в специфической местности. Так, например, за работу определенной продолжительности в климатических условиях Крайнего Севера положены льготные надбавки к пенсии. Также некоторую надбавку получают сотрудники медучреждений, проработавшие в них непрерывно в течение определенного периода.

Итак, основная функция непрерывного стажа – пенсионные надбавки и льготные выплаты. На размер самой пенсии такой стаж влияния не оказывает.

Опекунство и трудовой стаж

Если в семье воспитывается ребенок из детского дома, то время взятой над ним опеки по оформленному договору, который заключили органы опеки с приемной семьей, подлежит внесению в страховой положенный стаж. Он требуется для назначения пенсионных начислений.

В том случае, если выполняется уход за ближайшим престарелым немощным родственником, в точном соответствии с п. 2 ч. 1 действующих «Правил по подсчету и выполнению подтверждения имеющегося страхового пенсионного стажа» в него будет включено время ухода взрослого трудоспособного человека за:

Если подопечный по возрасту не достиг 80 лет, но ему требуется полная опека, соответствующий период в стаж не входит.

Трудовой стаж многодетной матери

В настоящее время многодетным матерям, как и остальным российским гражданам, для получения положенной трудовой пенсии требуется стаж, даже несмотря на отсутствие посещения работы из-за воспитания своих детей.

К многодетным относятся женщины, родившие и воспитывающие трех и более детей. Но сегодня в их страховой стаж может быть засчитано только то время, которое было проведено в декрете по воспитанию только двоих детей. Положенный отпуск при появлении на свет третьего ребенка не может быть включен в стаж. Только в страховой пенсионный стаж должно быть засчитано время по уходу за маленьким ребенком до достижения им полуторагодовалого возраста.

Поэтому при рождении третьего ребенка такой многодетной маме положены лишь три года общего стажа, несмотря на то что фактическое проведенное время с детьми составляет 4,5 года.

В такой сложившейся ситуации женщина, которая воспитывает трех и более детей, потеряет в будущей пенсии, ведь в соответствии с действующей формулой по расчету ее размера учитываемому стажу отводится достаточно важная роль.

Можно ли по СНИЛС узнать информацию о трудовом стаже?

СНИЛС является номером пенсионного лицевого счета какого-либо лица, являющегося застрахованным в системе пенсионного обязательного страхования. Такой счет содержит всю информацию о трудовом накопленном стаже, а также важные сведения о выполненных непосредственным работодателем перечислениях.

Узнать собственный стаж при помощи использования СНИЛС сегодня можно разными способами. Например, найти такие данные в открытом онлайн-доступе невозможно из-за того, что такая информация является конфиденциальной и доступной лишь сотрудникам ПФР. Гражданин может получить сведения после заказа специальной подробной выписки.

Третьи лица не обладают доступом к такой важнейшей информации, ведь ПФР может выдать справки лишь при предоставлении документа, при помощи которого определяется личность владельца предъявленного пенсионного удостоверения

Способы, позволяющие узнать страховой стаж в СНИЛС

Самым простым методом проверки СНИЛС является выполнение регистрации физического лица на портале государственных услуг. Сначала выполняется регистрация физического лица с введением его паспортных данных, электронной почты, а также номера мобильного телефона.

После завершения процесса регистрации выполняется переход в личный кабинет, в котором вводится номер СНИЛС. Если сведения являются недействительными, представленный номер тоже будет неактуален.

Трудовой стаж: новинки 2018 года

Те, кто собирается на пенсию в текущем году, будут получать ее уже по новым правилам, которые существенно изменились по сравнению с минувшим временем. Правительство приняло ряд нововведений, коренным образом влияющих на размер и особенности начисления пенсий по старости.

Социальная – пенсия для всех?

Размер социальной пенсии очень невелик. Если совокупный доход социального пенсионера меньше прожиточного минимума, федеральный бюджет выделяет к пенсии надбавку, вместе с которой с января 2018 года выплата составляет 7990 руб.

Большинство людей, которые могут рассчитывать исключительно на социальную пенсию – это те, кто не работал или трудился неофициально, получая зарплату или ее часть «в конверте» (без отчислений взносов в Пенсионный фонд).

Страховая пенсия – почему она лучше

Получать страховую пенсию гораздо выгоднее. Она не представляет собой одинаковую сумму для всех пенсионеров, а зависит от нескольких значений. Размер страховой пенсии привязан к следующим факторам:

Условия для получения страховой пенсии

Страховую пенсию начисляют далеко не каждому, ее нужно в прямом смысле этого слова заработать. Трудиться нужно на официальной работе, потому что только такой путь гарантирует отчисления в ПФР, либо производить эти отчисления самостоятельно. Закон требует одновременного соблюдения 3 условий:

Недостающие баллы и стаж можно добрать, проработав еще какое-то время после достижения пенсионной планки. Дальнейший труд тех, кто перешагнул пенсионный рубеж, приносит им в 1,5 раза больше баллов, если они трудятся после этого времени без пенсии еще 5 лет.

За что еще можно получить баллы

Баллы начисляются не только за официальную работу, но и за некоторые особо выделенные периоды, а именно:

Количество накопленных баллов и лет страхового стажа любой гражданин может посмотреть в Личном кабинете на официальном сайте Пенсионного фонда РФ.

Надеемся, что изложенная в статье теория поможет вам лучше ориентироваться в основных принципах российского законодательства относительно трудового стажа. Благодаря данным сведениям, вы сможете лучше оперировать своими гражданскими правами, претендуя на все заслуженные социальные льготы.

Источник

Трудовой стаж для пенсии: частые вопросы

какую роль играет стаж в социальном обеспечении. Смотреть фото какую роль играет стаж в социальном обеспечении. Смотреть картинку какую роль играет стаж в социальном обеспечении. Картинка про какую роль играет стаж в социальном обеспечении. Фото какую роль играет стаж в социальном обеспечении

Стаж работы для выхода на пенсию — это количество лет, которые человек должен отработать официально, чтобы получать минимальное пенсионное обеспечение. В 2019 году это 9 лет, в будущем его увеличат до 15.

О чем идет речь

При определении суммы пособия по старости трудовой стаж для начисления пенсии (ТС) является наиболее важным критерием, поскольку чем он больше, тем выше размер этой выплаты. Главным документом о продолжительности профессиональной деятельности является трудовая книжка, форма которой определена в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.

Пенсионный стаж бывает общим (сейчас его называют страховым) и специальным. Страховой стаж (СС) — это учитываемое при назначении трудовой пенсии общее время работы без учета перерывов в ней, когда в Пенсионный фонд РФ поступали страховые взносы, плюс другие периоды, которые перечислены в ст. 11 ФЗ от 17.12.2001 № 173.

Специальным стажем является суммарное время трудовой практики (без учета перерывов в ней):

Отдельный вид специального ТС — это выслуга лет — установленная продолжительность труда, достижение которой позволяет получать пенсионные выплаты при увольнении с работы независимо от возраста. Выслугой пользуются, например, трудящиеся в летном составе гражданской авиации мужчины и женщины, для которых она равна 25 и 20 годам соответственно.

Как и где посчитать трудовой стаж

При подсчете того, какой стаж необходим для начисления пенсии как для граждан России, так и иностранцев, постоянно проживающих в РФ, которым положены выплаты по старости, необходимо учитывать подтверждение времени их работы на территории РФ и за ее пределами. Последнее реально проделать при условии, что эта норма прописана в законодательстве или международном договоре РФ либо в ПФ РФ поступали страховые взносы.

Важно! Исключения для не граждан России устанавливаются ФЗ или международными договорами.

В такую выработку входят еще и сроки из указанной выше ст. 11. Эти периоды до регистрации лица в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 № 27, доказываются трудовой книжкой или другими документами, перечисленными в ст. 62 ТК.

Если они утеряны и восстановить их невозможно, помогут показания минимум двух свидетелей. Характер работы этим способом подтвердить не удастся.

После регистрации в системе удостоверение нужных периодов происходит через сведения персонального учета.

Режим вычисления и обоснования стажа, включая применение для этого цифровой информации, свидетельских показаний, прописан в Постановлении Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015.

Расчеты, сколько лет стажа нужно для пенсии, происходят в календарном порядке из целого года (12 месяцев). Каждые 30 дней такой выработки сводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев — в полные годы. Когда несколько периодов совмещаются по времени, то учитывают один из них по выбору обратившегося или используют более выигрышный период.

Продолжительность каждого срока определяют через вычитание из даты его окончания даты его начала плюс день.

Соответствующие периоды включаются в выработку по день, предшествующий дню обращения за определением пенсии, исключая случаи, обозначенные в частях 5 и 6 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 № 400. В этих случаях используется дата, предшествующая дню назначения страховой пенсии.

Для граждан разработан специальный сервис, объясняющий, как узнать пенсионный стаж через госуслуги. Зарегистрированные пользователи для этого заказывают выписку о состоянии лицевого счета в ПФР.

какую роль играет стаж в социальном обеспечении. Смотреть фото какую роль играет стаж в социальном обеспечении. Смотреть картинку какую роль играет стаж в социальном обеспечении. Картинка про какую роль играет стаж в социальном обеспечении. Фото какую роль играет стаж в социальном обеспечении

Сколько необходимо отработать для страховой пенсии

Страховая пенсия по старости устанавливается и платится при следующих условиях:

Детальнее об условиях назначения таких выплат стоит прочитать в ст. 8, 35 ФЗ от 28.12.2013 № 400.

Для расчета указанной выплаты проще всего применить соответствующие онлайн-калькуляторы на официальном сайте ПФР и на госуслугах. Расчетная формула приведена в ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 400.

Дата выхода на пенсию

Минимальное количество баллов

Что делать, если стажа не хватает

Если минимальный трудовой стаж для выхода на пенсию (баллы) отсутствует, выплаты не будут назначены. Одновременно число баллов, которое есть на момент достижения пенсионного возраста, закрепляется. Это позволяет продолжить труд с условием страховых выплат в ПФ РФ и докопить необходимые (до 16,2 в настоящий момент) баллы. Иной вариант — ожидание социальной пенсии в 65 — для женщин и 70 лет — для мужчин.

Иностранцам учтут весь стаж

Из проекта документа, опубликованного на официальном сайте Евразийского экономического союза, следует, что гражданин сможет обращаться за пенсией при наступлении возраста выхода на заслуженный отдых как в стране своего проживания, так и в государстве, где он трудится. Получать деньги он сможет от обоих государств за фактически отработанное время. То есть стаж, полученный за время работы в Российской Федерации, учитывается ПФР, а период, когда у него шел трудовой стаж для пенсии на родине, учтут компетентные органы в сфере пенсионного обеспечения другой страны.

Интересно, что в Российской Федерации для расчета индивидуального пенсионного коэффициента гражданина готовы учитывать стаж работы, приобретенный не только на территории РФ, но и на территории государств бывшего Союза Советских Республик. А если и этого окажется мало, то зачтут периоды работы на территории стран ЕАЭС. То есть речь идет фактически о суммировании трудового стажа при наличии у гражданина подтверждающих документов. Вероятно, власти готовы и на пересчет пенсии за стаж более 40 лет.

Планируется, что размер пенсии и правила ее установления будут определяться национальным законодательством. Но отказать в назначении выплат по причине отсутствия гражданства или иного места проживания иностранному гражданину, имеющему возможность претендовать на пенсию по старости, инвалидности либо за выслугу, больше не смогут.

В Евразийской комиссии договорились, что государства подготовятся к подписанию соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся до конца 2019 г. Сам документ, вероятно, вступит в силу уже со следующего года.

Напомним, сейчас в состав ЕАЭС входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. По некоторым оценкам, из соседних стран на работу в РФ приехало не менее половины всех трудовых мигрантов. После подписания соглашения о пенсионном обеспечении они будут заинтересованы в получении официальной работы и белой заработной платы, чтобы впоследствии получать хорошую пенсию. Как это отразится на работодателях, скоро увидим.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Трудовой стаж

Понятие трудового стажа и его виды

Правовые последствия, связанные с трудовым стажем как одним из юридических фактов, предусмотрены нормами различных отраслей права. В трудовом праве, например, с его продолжительностью связано право: на реализацию, как основного, так и дополнительного ежегодного отпуска за первый год работы у данного работодателя, на надбавку к заработной плате за выслугу лет и другие выплаты. Стаж работы по юридической специальности необходим для получения статуса адвоката, для занятия должности судьи. В то же время в российском законодательстве не дано определения трудового стажа ни как межотраслевой категории, ни как отраслевого понятия1.

Институт трудового стажа прошел длительную эволюцию в рамках отдельных отраслей советского права, особенно в трудовом праве, где он получил теоретическое обоснование.

Институт трудового стажа расположен в Особенной части системы отрасли права, он аккумулирует нормы, закрепляющие понятие отдельных видов трудового стажа, порядок его исчисления, доказательства и правовые последствия, связанные с каждым из его видов.

Те или иные правовые последствия связаны с трудовым стажем только в тех случаях, когда право на социальное обеспечение обусловлено трудовой деятельностью гражданина, то есть социальное обеспечение предоставляется гражданам как работникам (настоящим либо работавшим в прошлом). При предоставлении социального обеспечения человеку как члену общества трудовой стаж юридически безразличен. Так, например, целый ряд социальных выплат (социальная пенсия, пособие на ребенка, пособие по безработице, субсидии, многие виды компенсаций), медицинская помощь и лечение, лекарственная помощь, льготы, различного рода социальные услуги пожилым гражданам, инвалидам, семьям с детьми предоставляются гражданам независимо от того, есть у них трудовой стаж или он отсутствует.

С учетом сказанного, по состоянию на сегодняшний день можно выделить следующие виды трудового стажа:

а) смешанный (общий) страховой стаж;
б) специальный страховой стаж;
в) страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Говоря о значении и социальной роли трудового стажа при определении объема прав трудящихся в сфере социального обеспечения, необходимо учитывать, что он рассматривается обществом в качестве одного из самых объективных критериев социальной справедливости: чем дольше и плодотворнее человек трудился на благо всего общества, тем больший объем правомочий он рассчитывает получить от этого общества и государства. В то же время в последние десятилетия в нашей стране наблюдалось существенное снижение роли трудового стажа в целом в системе социального обеспечения работающего населения России и в пенсионной системе в частности. Так, в результате очередного этапа пенсионной реформы, проведенной с 1 января 2002 г., в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях» для получения пенсии по старости в полном размере достаточно было иметь не менее 5 лет страхового стажа. В связи с данной «новеллой» законодательства трудовая деятельность людей полностью потеряла стимулирующее значение в их будущем пенсионном обеспечении, несмотря на то, что страховая пенсионная система изначально предназначена для восприятия трудового стажа, как одного из важнейших юридических фактов, позволяющих на дифференцированной основе определять его условия и уровень. Такой социально необоснованный «уход трудового стажа в тень» свидетельствовал об очевидном отклонении пенсионной системы нашей страны от социально-страховых основ в сторону накопительных принципов формирования пенсионных прав населения (то есть доминирования коммерческих аспектов участия в пенсионном страховании). Вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» указанная выше норма отменена: право на получение страховой пенсии теперь обусловлено наличием страхового стажа не менее 15 лет, а ее размер дифференцируется в зависимости от суммы страхуемого заработка и общей продолжительности страхового стажа.

Общий трудовой стаж

Федеральный Закон от 31 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях», вступивший в силу с 1 января 2015 г., предусматривает преобразование РПК в индивидуальные пенсионные коэффициенты, которые непосредственно влияют на размер страховой пенсии.

Другими словами, при официально заявленном законодателем «сохранении ранее приобретенных пенсионных прав» очевидным для всех стало их умаление в нарушение ст. 55 Конституции РФ. Многочисленные обращения граждан в органы государственной власти, в судебные органы, в Конституционный Суд в итоге привели к тому, что статья 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» претерпела изменения и была дана в новой редакции Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 213-ФЗ.

Она была дополнена пунктом 4, в котором закреплялось второе правило исчисления общего трудового стажа, полностью восстановившее ранее действующие нормы о тех периодах, которые включались в общий трудовой стаж по Закону «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г., а также об исчислении некоторых из них в льготном порядке (т.е. с применением ранее установленных коэффициентов). Казалось бы, что справедливость восторжествовала, однако исчисление общего трудового стажа с применением второго правила большинству пенсионеров практически ничего не дало, поскольку расчетный размер пенсии, определенный в соответствии с п.4 ст.30 Закона о трудовых пенсиях, был ограничен суммой, которая была значительно ниже расчетного размера, определяемого в соответствии с п.3 ст.30 указанного Закона (она не могла превышать 555 руб. 96 коп., если пенсия по старости назначалась на общих основаниях, и 648 руб. 62 коп., если она назначалась досрочно в связи с работой в неблагоприятных условиях труда).

Частично ранее умаленные права пенсионеров были компенсированы лишь путем валоризации пенсий (см. гл. 14). Таким образом, второе правило предусматривает включение в общий трудовой стаж всех тех периодов, которые перечислены в первом правиле и, кроме того, исключенных им из числа предусмотренных ранее действовавшим законом. К их числу относятся:

Кроме того, по сравнению с первым правилом предоставлена возможность включения в общий трудовой стаж следующих периодов:

Таким образом, общий трудовой стаж в современной страховой пенсионной системе России играет роль периферийного (не основного) показателя, влияющего на размер страховых пенсий лишь части населения. Доля такого населения (тех, кто работал до 2002 года, а для целей валоризации до 1991 года) будет со временем постоянно уменьшаться.

С общим трудовым стажем связаны правовые последствия и в системе государственного пенсионного обеспечения. Он является одним из юридических фактов в сложном юридическом составе, влекущем возникновение пенсионного правоотношения по поводу пенсии за выслугу лет по Закону РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г.

С учетом продолжительности общего трудового стажа пенсия за выслугу лет назначается тем лицам, указанным в ст.1 названного выше Закона, у которых к моменту увольнения со службы отсутствует выслуга 20 лет. При этом ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 г. предусматривает, что общий трудовой стаж в этом случае исчисляется и подтверждается в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Другими словами, в него включаются те же периоды, которые указаны в п.4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, рассмотренные выше.

Специальный трудовой стаж (выслуга лет)

Выслуга лет как специальный трудовой стаж, с которым связано право на соответствующий вид пенсионного обеспечения, предусмотрен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Все категории служащих, перечисленные в названии Закона, а также другие, на которых распространено действие данного Закона (прокурорско-следственные работники, сотрудники таможенной службы), в период прохождения указанной службы не подлежат обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем органы, в которых они проходят службу, не отчисляют за них страховые платежи в Пенсионный фонд РФ. Именно поэтому с учетом данного вида трудового стажа они обеспечиваются пенсией за выслугу лет в порядке государственного пенсионного обеспечения, а не в порядке обязательного пенсионного страхования и выплата указанных пенсий гарантируется средствами федерального бюджета. Однако освобождение силовых министерств и ведомств в целях экономии бюджетных средств от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ привело к тому, что в случае увольнения со службы без права на получение пенсии за выслугу лет (в силу, например, недостаточности выслуги или причин увольнения) военнослужащие и другие, приравненные к ним по пенсионному обеспечению категории служащих, не относясь к числу застрахованных, были лишены возможности с учетом продолжительности данного вида специального стажа получать и страховые пенсии.

Частично остроту этой проблемы снял Федеральный закон от 04.06.2011 г. № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», который обязал за счет средств федерального бюджета учитывать периоды службы (работы), имевшей место не ранее чем с 1 января 2002 года, для целей формирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявших деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование. То есть, продолжительность выслуги лет будет умножена на стоимость страхового года, и полученная сумма в рублях будет подлежать в соответствующих случаях включению в РПК застрахованного лица и отражаться в общей части его индивидуального лицевого счета. При этом периоды службы (работы), учтенные при преобразовании пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал, не могут включаться в выслугу лет (в стаж работы), с учетом которой (которого) назначается пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание

Правила исчисления выслуги установлены Постановлением Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации».

В частности, указанным актом установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются:

Суммарная продолжительность выслуги лет имеет юридическое значение пе только для возникновения права па даппый вид пенсии, по влияет и па ее размер: за каждый год выслуги сверх требуемой размер пенсии увеличивается па 3% от соответствующих сумм денежного довольствия, по пенсия при этом пе может быть более 85% этих сумм.

Исчисление выслуги государственных гражданских служащих производится с учетом Указа Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», который в частности содержит следующие должности для целей формирования рассматриваемого вида стажа:

Как видно из приведенного выше перечня, Указом допускается при исчислении выслуги лет суммировать службу на должностях, в период занятия которых лицо как подлежало, так и не подлежало обязательному пенсионному страхованию.

Страховой стаж

С учетом указанного легального определения в учебной литературе принято данный вид стажа называть «общим (смешанным) страховым стажем», поскольку в его содержание включаются, помимо трудовой деятельности, в период которой лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, и другая деятельность или иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, в течение которых лицо не относилось к числу застрахованных.

На первый взгляд, между общим трудовым стажем, о котором говорилось во втором параграфе данной главы, и общим страховым стажем нет никакой разницы, поскольку и в тот и в другой, прежде всего, включается работа по трудовому договору. Кроме того, и в тот и в другой общий стаж, помимо указанной работы, включаются иная деятельность и другие периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за данное лицо. Однако различия между этими видами трудового стажа все-таки есть. Они связаны, во-первых, с тем, что «иные периоды» по своему содержанию не тождественны. Прежнее законодательство (Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г.) предусматривало более широкий их перечень и, во-вторых, их включение не было обусловлено дополнительными требованиями, как это было предусмотрено Законом «О трудовых пенсиях в РФ» 2001 г. и ныне действующим Законом «О страховых пенсиях» 2013 г.; наконец, в-третьих, общий трудовой стаж и общий страховой стаж влекут различные правовые последствия, о чем уже выше говорилось.

Общее правило о том, какая работа включаются в страховой стаж, содержится в статье 11 Закона о «О страховых пенсиях». В страховой стаж

включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пепсиоппый фопд РФ.

Условие о начислении и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ впервые было введено с 1 января 2002 г. Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Практика применения указанного Закона убедительно доказала несоответствие этого условия основным конституционным положениям, поскольку невыполнение страхователем возложенной на него юридической обязанности по уплате страховых взносов за работника нарушало его пенсионные права. Данная проблема стала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, принявшим Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой».

Федеральному законодателю в целях обеспечения в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию, Конституционный Суд РФ указал на то, что надлежит установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.

К сожалению, при проведении с 1 января 2015 г. очередной пенсионной реформы указанное мнение Конституционного Суда РФ не учтено.

Указанное выше Постановление Конституционного Суда РФ относится к периодам, когда трудовая деятельность выполнялась на основании трудового договора. Что же касается иных видов деятельности, например, работы на основании гражданско-правовых договоров (подряда, заказа, об оказании услуг, авторского и др.), то в страховой стаж включаются только те периоды такой деятельности, за которые были уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Позиция Конституционного Суда РФ нашла свое отражение и в решениях Верховного Суда РФ.

В п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»1 указывается, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10 июля 2007 года) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.

Российское законодательство допускает также добровольную уплату гражданином страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования в качестве страхователя. Однако, по мнению многих юристов, факт такой уплаты не означает «покупки» страхового стажа. То есть, сама по себе уплата страховых взносов без трудовой деятельности не формирует страхового стажа.

Общий (смешанный) страховой стаж важен для приобретения права на страховую пенсию, устанавливаемую как на общих основаниях, так и досрочно.

До 2015 года для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях в силу статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», как уже указывалось выше, наряду с достижением общего пенсионного возраста требовалось наличие страхового стажа не менее 5 лет.

С 2015 года Закон «О страховых пенсиях» постепенно увеличивает этот стаж: в период с 2015 года до 2024 года он увеличится с 6 до 15 лет. Следовательно, после 2024 г. лица, у которых нет страхового стажа указанной продолжительности, исключаются из страховой пенсионной системы. Им может быть назначена лишь социальная пенсия по старости и в возрасте на 5 лет выше, чем страховая пенсия.

Увеличение продолжительности минимального страхового стажа, дающего право на вхождение в пенсионную систему, с 5 до 15 лет вызывает обоснованные опасения. Повышать этот стаж вряд ли было целесообразно, учитывая, что его прежняя продолжительность, установленная более 50 лет назад, гарантировала возможность более широкого охвата страховой пенсионной системой тех, кто трудился. Несправедливость прежней нормы заключалась не в низкой продолжительности стажа, требуемого для вхождения в страховую пенсионную систему, а в отсутствии дифференциации в размерах пенсии по старости с учетом длительности страхового стажа. При равных суммах пенсионного капитала данная пенсия устанавливалась в одинаковом размере как тому лицу, у которого страховой стаж составлял всего 5 лет, так и тому, кто трудился несколько десятков лет. Однако для устранения данного дефекта достаточно было бы новой нормы о пропорциональной зависимости размера неполной страховой пенсии от фактической продолжительности имеющегося у лица страхового стажа, без ужесточения требования о его увеличении.

Существенное повышение минимальной продолжительности страхового стажа, необходимого для вхождения в страховую пенсионную систему, не сопровождается гарантией возврата застрахованным уплаченных за них страховых взносов, что несправедливо, поскольку страховые платежи, как уже неоднократно указывалось, с позиций экономической теории рассматриваются как «отложенная» заработная плата каждого застрахованного на его будущее пенсионное обеспечение. Это может стать основанием для предъявления застрахованными требования о возврате пенсионных взносов, уплаченных за период трудовой деятельности до введения более высокого стажевого минимума1.

В случае назначения страховых пенсий по инвалидности (статья 9) или по случаю потери кормильца (статья 10 Закона), в отличие от страховой пенсии по старости, продолжительность страхового стажа юридического значения не имеет (важен сам факт принадлежности получателя пенсии либо умершего кормильца к числу застрахованных).

Изменив требования к продолжительности страхового стажа, дающей застрахованным право на вхождение в страховую пенсионную систему, новый Закон по существу сохранил прежние правила его формирования.

Анализ статьи 11 Закона «О страховых пенсиях» позволяет выделить следующие из них:

1. Страховой стаж по данному Закону формируется у граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

2. В страховой стаж включаются как периоды работы, так и (или) иной деятельности при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (с учетом рассмотренного выше Постановления Конституционного Суда РФ в части периодов работы по трудовому договору).

3. В страховой стаж включаются только те периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации. Из этого следует, что периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами территории Российской Федерации, по общему правилу, пе включаются в страховой стаж.

4. Периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

5. Помимо работы и (или) иной деятельности в страховой стаж включаются иные периоды, указанные в ст. 12 Закона «О страховых пенсиях», перечень которых исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

Наиболее типичными примерами включаемых в страховой стаж периодов работы и (или) ипой деятельности, в течение которых лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию, являются:

К иным периодам, включаемым в страховой стаж в соответствии со ст. 12 Закона «О страховых пенсиях», относятся:

При этом указанные периоды, как уже выше говорилось, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Закона.

Специальный страховой стаж

В отличие от общего страхового стажа в специальный страховой стаж включается только работа, причем не любая, а в определенных профессиях, должностях, условиях труда, указанных в соответствующих нормативных правовых актах. Иная деятельность и «иные периоды», о которых говорилось выше, в специальный страховой стаж не включаются.

Правовые последствия, связанные с данным видом, стажа заключаются в том, что это один из юридических фактов, которым обусловлено право на получение досрочной пенсии по старости, а также на получение данной пенсии в более высоком размере, в связи с уплатой дополнительных «профессиональных» страховых взносов.

Правила определения специального страхового стажа предусмотрены в статьях 30, 31, п. 6 ч.1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях». В соответствии с указанными статьями в него включаются периоды работы:

подземной, с вредными условиями труда и в горячих цехах; с тяжелыми условиями труда;

в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и другие.

Указанные выше периоды включаются в специальный страховой стаж па основании списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждаемых Правительством РФ, в которых предусмотрены условия их включения в данный вид стажа (конкретные наименования должностей, требования наличия работы на условиях полного рабочего дня и т.д.).

Перечень списков содержится в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (фактически продлено действие ранее применявшихся соответствующих списков).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до 1 января 2015 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.

Как указывалось выше, в ряде случаев для включения какого-либо периода работы в специальный страховой стаж, влекущий возникновение права на досрочную страховую пенсию по старости, необходимо за эти периоды иметь уплаченные дополнительные страховые взносы.

Большое значение для правильного понимания правил включения определенных периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Как указано в пп.14 п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Кроме того, в указанном Постановлении даются разъяснения по наиболее спорным ситуациям, часто возникающим в судебной практике. Например, пункт 27 Постановления указывает, что при разрешении споров, связанных с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Достаточно детально разъясняются Пленумом Верховного Суда РФ и вопросы, связанные с исчислением специального страхового стажа работников здравоохранения и педагогов, а также иных категорий работников, у которых данный вид стажа выступает правообразующим юридическим фактом в связи с досрочным назначением им пенсии по старости.

Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

Данный вид стажа представляет собой разновидность специального страхового стажа, однако в отличие от специального страхового стажа как продолжительности только определенной работы, указанной в законе, в данный стаж включается любая работа, в период которой лицо подлежало данному виду обязательного социального страхования. Он введен с 1 января 2007 года Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Данный вид стажа как юридический факт, с которым связано право на определенный размер пособия по временной нетрудоспособности, по существу заменил непрерывный трудовой стаж.

В виде исключения, в данный вид специального страхового стажа наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены частью 1 статьи 16 указанного закона, засчитываются также периоды прохождения военной службы и иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Правила исчисления данного вида страхового стажа установлены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 февраля 2007 г. № 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам». В этот стаж включаются:

а) периоды работы по трудовому договору;

б) периоды государственной гражданской или муниципальной службы;

в) периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе:

Исчисление трудового стажа и его доказательства

Тем не менее, для всех видов трудового стажа существуют исключения, устанавливающие особый, как правило, льготный порядок исчисления стажа.

В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.

При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством РФ, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. Перечень сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год, утвержден постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. №498. ). В этом акте, в частности, указаны следующие отрасли:

Лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам. Однако данное правило применяется при условии, если общая сумма уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение данного календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее одного календарного месяца (30 дней).

Период, засчитываемый в страховой стаж в связи с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам, при наличии в соответствующем календарном году периодов работы и (или) иной деятельности, иных периодов учитывается таким образом, чтобы страховой стаж за соответствующий календарный год не превышал одного года (12 месяцев).

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до 1 января 2015 года и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Особенности исчисления специального страхового стажа определены в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». В частности, данный нормативный правовой акт отсылает к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516. В данном акте установлены условия суммирования различных видов работ, включаемых в специальный страховой стаж. При этом действует общее правило, разрешающее прибавлять к специальному стажу периоды работы, с которыми связано право на более льготные условия пенсионного обеспечения, но не наоборот.

Особый порядок исчисления специального страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, сохранен для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Он предусмотрен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781. Согласно этому акту лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по определенному перечню, год работы засчитывается в специальный страховой стаж за год и 6 месяцев.

Продолжают также действовать особенности исчисления специального страхового стажа, предусмотренные и для работников летного состава гражданской авиации Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537.

В виде исключения установлено, что в выслугу лет офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, засчитывается время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Доказательства трудового стажа. Трудовой стаж, как уже говорилось выше, выполняет роль юридического факта, с которым связаны определенные правовые последствия. Как и любой другой юридический факт, он должен быть доказан в установленном законом порядке.

Статья 14 Закона «О страховых пенсиях» устанавливает два порядка подтверждения страхового стажа.

Время фактической регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могло быть в силу ряда причин и после 1 января 1997 г.

Указанным Законом предусмотрено также, что Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и его анкетные данные. Однако каждому застрахованному важно знать и контролировать также отражение соответствующей информации на индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде РФ. Как показывает практика, проблема полного и правильного учета трудового стажа и страхуемого заработка через систему индивидуального персонифицированного учета пенсионных прав граждан для большинства из них становится чрезвычайно актуальной.

Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в соответствии с Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования) с 2013 года организовано путем предоставления застрахованным лицам информации на бумажном носителе или в электронной форме. Кроме того, оно может осуществляться и иными способами: через работодателя, который обязан передавать работнику копию сведений, представленных в ПФР; путем получения застрахованным один раз в год выписки из индивидуального лицевого пенсионного счета в территориальном органе ПФР по месту жительства или работы; по личному заявлению гражданина может быть сформировано и направлено заказным почтовым отправлением (при соблюдении установленных требований) извещение ПФР, содержащее сведения о трудовом стаже, суммах начисленных и уплаченных страховых взносов. Выписку можно предварительно заказать по телефону и получить ее в назначенное время; информирование застрахованных лиц в электронной форме осуществляется путем получения информации о состоянии индивидуального лицевого счета через Единый портал государственных услуг. Для этого застрахованному лицу необходимо зарегистрироваться на Портале и создать свой личный кабинет в соответствии с процедурой, предусмотренной на сайте http://www.gosuslugi.ru.; информирование в электронной форме возможно и через кредитные организации, с которыми ПФР заключил соглашения об информировании застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов.

По общему правилу, страховой стаж, как в период до регистрации в качестве застрахованного лица, так и после регистрации доказывается документами.

Различие заключается лишь в том, какими документами подтверждается страховой стаж в том и другом случаях.

В первом случае стаж подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, например архивными (но может подтверждаться также и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период).

Во втором случае стаж подтверждается только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в Постановлении Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются: письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений; трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений. Такая ситуация может возникнуть, например, при применении статьи 312.2. ТК РФ, предусматривающей особенности заключения и изменения условий трудового договора о дистанционной работе. По соглашению сторон трудового договора о дистанционной работе сведения о дистанционной работе могут не вноситься в трудовую книжку дистанционного работника, а при заключении трудового договора впервые трудовая книжка дистанционному работнику может не оформляться. В этих случаях основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже дистанционного работника является экземпляр трудового договора о дистанционной работе.

Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в страховой стаж решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, за которым осуществлялся уход. Такое решение принимается на основании заявления трудоспособного лица, осуществлявшего уход, и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществлялся уход.

Периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Закона «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *