какую роль играет физическая культура в развитии общества

Функции физической культуры

Важнейшей специфической функцией физической культуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.

Кроме выполнения этой важнейшей функции отдельные компоненты физической культуры нацелены на решение специфических функций частного характера. К ним следует отнести:

Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить воспитательную, нормативную, эстетическую и др.

В решении центральной задачи всестороннего гармонического развития человека участвуют все функции физической культуры в своем единстве. Каждая из ее составных частей (компонентов) имеет свои особенности, решает свои частные задачи и поэтому может рассматриваться самостоятельно.

Современная роль физической культуры

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны.

Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.

В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.

Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт.

Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.

Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закреплённые в процессе тяжёлого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определённая «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т.е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведённой мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12 – 16 МДж (в зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880 – 3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5 – 9 МДж (1200 – 1900 ккал); остальные энергозатраты поддерживают жизнедеятельность организма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, сопротивляемость организма.

В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность в среднем до 3,5 МДж. Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составил, таким образом, 2 – 3 МДж (500 – 750 ккал) в сутки. Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2 – 3 ккал/мин, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин), обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350 – 500 ккал в сутки (или 2000 – 3000 ккал в неделю).

По данным Беккера, в настоящее время только 20% населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80% суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья.

Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста, поэтому так важны занятия физической культуры с раннего возраста и в подростковый период.

Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии, т.е. значительного снижения двигательной активности человека, приводящего к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Синдром, или гипокинетическая болезнь, представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организмов в целом с внешней средой. В основе патогенеза этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе).

Различают общий и специальный эффекты физических упражнений, а также есть их опосредованное влияние на факторы риска.

Общий эффект физической тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорционально длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Большое значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм и д.р. В результате повышения не специфического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям.

Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической тренировки – урежение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое (брадикардия) как проявления экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший кровоток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом. У лиц с брадикардией случаи заболевания ИБС (ишемическая болезнь сердца) значительно реже, чем у людей с частым пульсом.

С ростом уровня тренированности потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Это обстоятельство является физиологическим обоснованием необходимости адекватной физической тренировки для больных ИБС, так, по мере роста тренированности и снижения потребности миокарда в кислороде повышается уровень пороговой нагрузки, которую испытуемый может выполнить без угрозы ишемии миокарда и приступа стенокардии (грудная жаба – наиболее распространённая форма ИБС, характеризующаяся приступами сжимающих загрудных болей). Наиболее выражено повышение резервных возможностей аппарата кровообращения при напряжённой мышечной деятельности: увеличение максимальной ЧСС, систолического и минутного объёма крови, артерио-венозной разницы по кислороду, снижение общего периферического сосудистого сопротивления (ОПСС), что облегчает механическую работу сердца и увеличивает его производительность.

Оценка функциональных резервов кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния (УФС) показывает: люди со средним УФС (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией. Напротив, хорошо тренированные физкультурники с высоким УФС по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или же превышает их.

Адаптация периферического звена кровообращения сводится к увеличению мышечного кровотока при предельных нагрузках (максимально в 100 раз) артерио-венозной разницы по кислороду, плотности капиллярного русла в работающих мышцах, росту концентрации миоглобина и повышению активности окислительных ферментов. Защитную роль в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний играет также повышение фибринолитической активности крови при оздоровительной тренировке (максимум в 6 раз). В результате повышается устойчивость организма к стрессовым воздействиям. Помимо выраженного увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной тренировки чрезвычайно важен также её профилактический эффект, связанный с опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчётливое снижение всех основных факторов риска, содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела. Б. А. Пирогова (1985) в своих наблюдениях показала: по мере роста УФС содержание холестерина в крови снизилось с 280 до 210 мг, а триглицеридов со 168 до 150 мг %. Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной физической культурой на стареющий организм.

Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в процессе инволюции. Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. С возрастом существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений (хотя ЧСС в покое изменяется незначительно). С возрастом функциональные возможности сердца снижаются даже при отсутствии клинических признаков ИБС. Так, ударный объём сердца в покое в возрасте 25 лет к 85 годам уменьшается на 30%, развивается гипертрофия миокарда. Минутный объём крови в покое за указанный период уменьшается в среднем на 55 – 60%. Возрастное ограничение способности организма к увеличению ударного объёма и ЧСС при максимальных усилиях приводит к тому, что минутный объём крови при предельных нагрузках в возрасте 65 лет на 25 – 30% меньше, чем в возрасте 25 лет. С возрастом также происходят изменения в сосудистой системе, снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление. В результате, к 60 – 70 годам систолическое давление повышается на 10 – 40 мм рт. ст. Все эти изменения в системе кровообращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня работоспособности и выносливости.

С возрастом ухудшаются и возможности дыхательной системы. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) начиная с 35-летнего возраста за год снижается в среднем на 7,5 мл на 1 м 2 поверхности тела. Отмечено также снижение вентиляционной способности лёгких – уменьшение максимальной вентиляции лёгких. Хотя эти изменения не лимитируют аэробные возможности организма, однако они приводят к уменьшению жизненного индекса (отношение ЖЕЛ к массе тела, выраженное в мл/кг), который может прогнозировать продолжительность жизни.

Существенно изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина и триглицеридов в крови, это характерно для развития атеросклероза (хроническое сердечно-сосудистое заболевание), ухудшается состояние опорно-двигательного аппарата: происходит разрежение костной ткани (остеопороз) вследствие потери солей кальция. Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище усугубляют эти изменения.

Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости – показателей биологического возраста организма и его жизнеспособности.

Например, у хорошо тренированных бегунов среднего возраста максимально возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных. Так что физическая культура играет большую роль в развитии человека, а значит и в развитии общечеловеческой культуры.

Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень двигательной активности.

Велика значимость фактора здоровья для успешного учебного труда с наименьшими психоэмоциональными и энергетическими затратами. Формирование здоровья успешно может проходить лишь в условиях организации здорового образа жизни, что возможно лишь в случае, когда у человека сформирована грамотная физическая культура.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью.

От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и в будущем производственной деятельности.

Выводы

Человеческая жизнь и здоровье тесно связаны с физической культурой. Именно она способствует излечению от многих болезней и продлевает жизнь. Физическая культура является неотъемлемой частью жизни человека. Каждый человек, уделяющий время физическим занятиям, улучшает свое здоровье. Улучшение здоровья каждого человека ведет к улучшению здоровья общества в целом, повышению уровня жизни и культуры.

Список использованной литературы

1 “Популярная медицинская энциклопедия”. Главный редактор академик Б.В.Петровский. Москва. 1981.

2 “Быт и культура”. Составитель Ф.А. Александров. Редактор Н. Султанова. Москва. 1978.

3 Коц Я. М. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986

4 Рафин А. Я. Физическая культура. М., 1989

Источник

Какую роль играет физическая культура в развитии общества

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

Ведение

Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположению к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т.п.

Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.

Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения, профессии.

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

Совсем недавно миллионы людей ходили на работу и с работы пешком, на производстве от них требовалось применение большой физической силы, в быту В настоящее время объем передвижений в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным. Адаптационные механизмы человеческого организма работают как в сторону повышения работоспособности различных его органов и систем ( при наличии регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего ее снижения (при отсутствии необходимой двигательной активности). Следовательно, урбанизация и технизация жизни и деятельности жизни и деятельности современного общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей, минуя средства физической

Отрицательное влияние гиподинамии сказывается на всех контингентах населения и требует использования в борьбе с ней всех средств, форм и методов физической культуры и спорта.

Источник

Физическая культура в современном обществе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Ткаличева Виктория Александровна

Филиал СГПИ в г. Ессентуки

Физическая культура в современном обществе

Ключевые слова: физическая культура, спорт, общество, здоровье.

Актуальность . В чем заключается главный смысл физической культуры? Во-первых, он заключается в укреплении здоровья и физических данных каждого отдельного человека, а во-вторых, включает в себя развитие одной из важных составляющих культуры всего общества. Можно быть начитанным и грамотным, уметь что-то делать собственными руками, вдохновлять нас своими стихами и песнями, хорошо играть в футбол или в баскетбол. Для каждого вида деятельности нужны силы и физические данные, которые необходимо поддерживать на уровне и укреплять. Везде и всюду, даже не задумываясь, мы выполняем физические упражнения, а в итоге- занимаемся физической культурой.

С древних времен физическая культура несла в себе показатели развития общества на каждом историческом этапе. Имитация охоты в первобытном обществе, «теория труда», предложенная Г.В. Плехановым, и «теория игры», разработанная Ф. Шиллером, предполагают возникновение и развитие физической культуры, тесно связанное с жизнедеятельностью общества. Этот вид деятельности подготавливает индивидуума к полноценному и качественному труду, в конечном итоге приводящего к достижению поставленной цели.

Цель исследования: изучение истории развития физической культуры и спорта в современном обществе.

Поэтому в качестве темы нашего исследования мы определили физическую культуру и спорт в современном обществе.

Гипотеза исследования: заключается в раскрытии глобальной роли спорта в развитии молодого поколения на Ставрополье.

Объект исследования выступает становление и развитие физической культуры и спорта в стране.

Предметом исследования являются условия и факторы развития физической культуры и спорта в современном обществе.

1.Изучить историю развития физической культуры и спорта;

2.Произвести изучение литературы по проблематике исследования физической культуры и спорта в современном обществе;

3.Раскрыть сущность понятия физическая культура и спорт;

4.Раскрыть глобальную роль спорта в развитии современного общества.

Методы исследования: теоретические: анализ педагогических идей, изучение информационных источников, документации, исторический метод.

Развитие физической культуры в Древней Греции, привело к началу олимпийского движения. Появление официально признанных видов спорта, дало начало зарождению спортивных упражнений, спортивных атрибутов и спортивных принадлежностей, многими из которых мы пользуемся и в наше время.

Этот вопрос остаётся злободневным на сегодняшний день: «Чем же является физическая культура для общества сейчас?». Попробуем в этой работе разобраться с ним. Опираться мы будем на данные социологических опросов, постановлений и указов, принятых Министерствами Физкультуры и спорта, Министерствами Образования и науки Ставропольского края.

В современном обществе спортом бывают охвачены все возрастные категории населения. Проявлением физической культуры в детском и молодежном возрасте являются:

1) Проведение занятий физической культуры в образовательных учреждениях;

2)Занятия спортом в специализированных спортивных учреждениях и учреждениях дополнительного образования;

3)Участие в спортивной жизни города, района, края и России.

Социальная политика нашего государства в области заботы о населении направлена на выполнение майских указов Президента России Путина В.В., а именно на увеличение количества населения, занимающихся физической культурой и спортом. В связи с этим в области физической культуры и спорта России выработана государственная политика по проведению реформ, создающих условия для роста занимающихся физической культурой. Особая роль отводится таким субъектам: спортивные организации, ДОССАФ России, спортивные клубы, спортивные общества, военно- прикладные общества, многие другие.

В образовательных учреждениях введены дополнительные уроки физического воспитания и модули спортивных игр в соответствии с программами дополнительного образования, программами ФГОС и программами внеурочной работы.

Так, только в Ессентуках эффективно работают 74 спортивные секции, клубы, спортивные центры для воспитанников в возрасте от 3 до 80 лет. С увлечением в них занимаются такими видами спорта как: дзюдо, самбо, шахматы, футбол, волейбол, вольная борьба, боевое самбо, айкидо, рукопашный бой, регби, йога, верховая езда, плавание, пулевая стрельба, бокс. В летние время развивают пляжный волейбол, плавание, а в течении года работают центры боевых искусств, центры спортивных танцев и гимнастики. Совместно с ДОСААФ развивается автомобильный спорт, автомногоборье, автомобильный биатлон. Большое внимание уделяется подготовке будущих защитников Родины: «Лазертаг», «Пейнтбол», «Строевая подготовка», «Общефизическая подготовка», «Стрельба из пневматического оружия». [7; C 14-21]

Руководителями спортивных секций являются педагоги, инструкторы, спортсмены, прекратившие профессиональные выступления, мастера спорта, военнослужащие. Все они своим примером вдохновляют своих воспитанников на результат, на достижение высоко поставленных целей, на победу.

Молодые специалисты, закончившие высшие или средне – специальные учебные заведения, не очень охотно идут работать в школы, центры спортивной подготовки. В обществе еще не сформировано уважительное отношение к работе педагога, а, следовательно, и зарплата у них оставляет желать лучшего. У молодёжи много разнообразных потребностей, даже занятие любимым спортом не может «прокормить». Поэтому в основном в педагогике остаются люди, имеющие «надежный тыл» в лице обеспеченной семьи, члены семейной спортивной династии или от отсутствия более выгодных предложений работы.

Формируют положительный пример для занятий физической культуры достижения олимпийских чемпионов- земляков: фигуристки Елены Бережной, волейболистов Сергея Гранкина и Алексея Обмочаева. Наш земляк Илья Кутепов – футболист, защитник московского «Спартака», очень отличился на Чемпионате мира 2018 и сейчас является одним из успешных спортсменов.

Для исполнения Майского указа президента России правительством Ставропольского края утверждены планы мероприятий на 2015-2018 годы по реализации в Ставропольском крае семейные политики распоряжение № 412 от 18 декабря 2015 года, ежегодные планы спортивных мероприятий. Реализуются совместные программы «Газпром- детям», конкурсы социальных проектов ПАО «Лукойл». Благодаря реализации этих проектов с 2018 года в Ставропольском крае построено более 100 спортивных объектов. Двенадцать спортивных площадок появилось в городах Пятигорске, Железноводске, Ставрополе, Кисловодске в ходе реализации проектов Газпрома.

В Будённовске открыт спортивной комплекс «Лукоморье», включающий в себя бассейн, ледовый каток и разнообразные игровые залы. В Ставрополе начал работу ледовый каток с универсальным игровым залом. Вскоре планируется строительство «Академии спорта » в г. Ставрополе. В городе Зеленокумске начал работать ФОК «Виктория » с плавательным бассейном, игровыми залами. Ежегодно в крае вводятся 15-20 комплексных спортивных площадок на краевые средства. Ставрополье в 2025 году будет принимать Чемпионат мира по гандболу, в связи с этим готовятся игровые залы.

В 2018-2019 годах в Ставропольском крае будут построены три комплекса игровых видов спорта- в Минеральных Водах, Ессентуках, Кисловодске.

На территории края представлены самые разнообразные ландшафты: можно спустится в Кума-Маныжскую впадину (5 метров над уровнем моря) подняться на гору Стрижамент (831 метр над уровнем моря) или гору Бештау, найти вечную мерзлоту у подножия горы Развалка. Надо иметь хорошую физическую подготовку, чтобы преодолеть такие маршруты.

В курсах подготовки спортивных инструкторов появились углубленное изучение адаптивной физической культуры.

С целью вовлечения в занятия физкультурой большого количества «трудных подростков», проводится профилирующие форумы и фестивали «Мы выбираем жизнь. », «Папа, мама, я- спортивная семья »

Создаются секции и новые спортивные направленные на здоровый образ жизни: «ЮНАРМИЯ», «Юные спасатели»

Нормы ГТО удается сдавать все большему числу жителей Ставропольского края в возрасте от 6 до 78 лет.

Каждый год проводится большое количество мероприятий для самой разнообразной части населения. Какие бы цели не преследовали организаторы, цель всех этих мероприятий остается всегда одна : привлечь к занятию физической культурой большую часть населения.

Активные физические упражнения поднимают настроение. Спорт формирует характер, учит дисциплинированности и преодолению трудностей.

Качества личности «отшлифовываются» в процессе физического воспитания, поэтому очень помогает в воспитании трудных подростков и детей из неблагополучных семей.

Благодаря увеличивающемуся вводу в эксплуатацию спортивных площадок, сооружений, становится возможным заниматься спортом везде где бы ты не находился, дома или на работе.

Ты еще не в секции и не на спортивной площадке?

Так чего же ты ждешь?

Мы выбираем спорт и физическую культуру!

1 Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2005.

2 Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. – М.: Советский спорт, 1996.

3 Дубровский В. И. Спортивная физиология.- М.: ВЛАДОС, 2005.

5 Круцевич Т. Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания: учебное пособие / Т. Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 1999. – 232 с.

6 Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология.- СПб: Питер, 2006.
7 Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Физкультура и Спорт. № 3. 2007.

8 Полиевский С. А. Оздоровление школьников из районов комплексного экологического загрязнения / С. А Полиевский, А.М. Лакшин, М. В. Ковтун // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2000. – №3. – С. 19-21.

9 Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, Суслов Ф.П., СпортАкадемПресс, 2011.

10. Физическая культура: Учебник для студентов вузов. – М.: СпортАкадемПресс, 2003.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *