какую роль играет философия в мировоззрении

Философия: Конспект лекций

какую роль играет философия в мировоззрении. Смотреть фото какую роль играет философия в мировоззрении. Смотреть картинку какую роль играет философия в мировоззрении. Картинка про какую роль играет философия в мировоззрении. Фото какую роль играет философия в мировоззрении

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Философия». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Философия как мировоззренческое знание

Философское знание иногда рассматривается как рефлексивное, то есть такое, в котором человек познает себя, свои фундаментальные черты (рефлексия — само-обращенность). Но ведь человек познает себя, глядясь в мир, отражает себя в характеристиках мира, в который он «вписан», который выступает как данность, как жизненносмысловой горизонт человека. Таким образом, философия дает целостное представление о мире и выступает как знание мировоззренческое. Мировоззрение — это совокупность взглядов, представлений, убеждений, норм, оценок, жизненных установок, принципов, идеалов, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения и деятельности.

Мировоззрение каждого человека формируется постепенно. В его формировании можно выделить следующие ступени: мироощущение, миропереживание, мировосприятие, миропредставление, миропонимание, мировоззрение. Естественно, мировоззрение человека включает в себя не только философские взгляды. Оно складывается из специфических политических, исторических, экономических, нравственных, эстетических, религиозных или атеистических, естественно-научных и других воззрений.

Основу всех взглядов, в конечном счете, составляют философские взгляды. Поэтому понятие «мировоззрение» может быть отождествлено с понятием «философское мировоззрение».

Понятие «мировоззрение» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления и социальноклассовые отношения.

Какова роль мировоззрения в жизни человека? Мировоззрение определяет отношение человека к миру и направленность его деятельности. Оно дает человеку ориентацию в социальной, политической, экономической, нравственной, эстетической и других сферах жизни общества. Поскольку ни одна специальная наука или отрасль знания не выступает в качестве мировоззрения, постольку изучение философии представляется важным для специалиста любой отрасли.

Мировоззрение как философское понятие

Мировоззрение — это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы отношения к действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентации. Мировоззрение может быть индивидуальным, общественным, групповым.

В мировоззрении выделяют два уровня — чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональный уровень — это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень — это интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).

Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философское знание. Миф — священное предание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия — это форма общественного сознания, смысл которого заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении о мироустройстве. Религия основана на вере в существование одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган. Философия (от греч. «любовь к мудрости») — это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.

Философия занимает основное место в культуре человека. Философия играет огромную роль в формировании мировоззрения.

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основных формы мировоззрения.

1. Мифологическое мировоззрение — форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.

2. Религиозное мировоззрение — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное, образно-эмоциональное восприятие действительности.

3. Философское мировоззрение отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно (имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.

В философском мировоззрении выделяются 4 компонента:

Философское мировоззрение имеет определенную структуру.

1-й уровень (элементарный) — совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, которые функционируют на уровне обыденного сознания.

2-й уровень (концептуальный) включает в себя различные мировоззрения, проблемы, концепции, направленные на деятельность человека или познание.

3-й уровень (методологический) — включает в себя основные понятия и принципы, выработанные на основе представлений и знаний с учетом ценностного отражения мира и человека.

Философское мировоззрение прошло три стадии эволюции:

Источник

Роль философии в формировании мировоззрения

Философия как теоретическое мировоззрение и одно из важнейших достояний человеческой культуры. Характеристика философских идей, школ и направлений. Специфика предмета данной науки. Мировоззрение как интегральное духовное образование, его виды и формы.

РубрикаФилософия
Виддоклад
Языкрусский
Дата добавления12.02.2010
Размер файла17,7 K

какую роль играет философия в мировоззрении. Смотреть фото какую роль играет философия в мировоззрении. Смотреть картинку какую роль играет философия в мировоззрении. Картинка про какую роль играет философия в мировоззрении. Фото какую роль играет философия в мировоззрении

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Роль философии в формировании мировоззрения

Философские идеи, школы, направления подобно к людям, которые их создали, всегда принадлежат к определенной эпохе, страны. Это аксиома. Но частота идей, проблем, мыслей сохраняются столетиями и даже тысячелетиями и не знают пространственных и временных границ. Много в философии належит (или будет належать) только истории. Среди многих причин философской непрерывности и универсальности не маленькую роль сыграют внутренняя логика развития философских знаний и национальные традиции в форме постановки философских проблем, подходов к их решению.

Это далеко не полный перечень «вечных» философских проблем. Развитие общества, познание выдвигает новые и новые философские проблемы.

Чтобы правильно понять специфику предмета философии, рассмотрим еще одну сторону философского осмысления действительности. Любая наука всегда исследует те или другие явления действительности (природы, общества, мышление) как объекты, то есть независимо от познающего человека (субъекта). Философия же изучает мир и человека вместе все добытые знания она обязательно соотносит с человеком. Иногда говорят, что философия изучает субъектно-объектные отношения. И это правильно. Что такое человек? Которое ее место в мире? Как складываются ее взаимоотношения с другими людьми, с природой и т.п.? Опираясь на какие принципы можно достичь максимального успеха в организации общественной жизни? В чем состоят критерии общественного прогресса? На эти и много других важных вопросов может дать ответ только философия.

Мировоззрение есть система принципов, знаний, идеалов, убеждений, ценностных ориентаций, надежд и верований, которые определяют деятельность индивида или социального субъекта. Мировоззрение есть формой его общественного самосознания, через которую субъект сознает свою социальную сущность и оценивает свою духовно-практическую деятельность.

Первым приходил к выводу о том, что миф есть стадией развития сущности, которое отвечает определенной исторической поре, французский культуролог Л.Леви-Брюль, правда, он опирался на плодотворную мысль немецкого философа Ф.Шеллинга о мифе как продукте народного творчества. Продолжая идеи Шеллинга, уже в начале нашего столетия немецкий мыслитель Э.Кассирер попробовал постигнуть мир «изнутри» соответственно его собственным законам развития.

Мифологической форме мировоззрения присущие антропоморфизм, то есть отождествление естественных сил с человеческими, одухотворение их. Поэтому осознание факта деления мира на мир вещей и мир антропоморфных существ означало начало распада мифа. Олицетворение же сил природы (символизм) также есть поздней стадией мифа, который в особенности характерно для античной мифологии. Миф есть исторически первой формой самосознания, которое отделилось от практики. Здесь кроются истоки его антропоморфизма.

Вторым истоком философского понимания мира в практической области есть жизненный опыт. Он опосредствует убеждение, представление, идеи, чувство человека, которые принимают участие в формировании жизненной позиции.

Характер миропонимания, в частности понимание природы и сущности человека, определяется разнообразными жизненными позициями, установками, направленностью жизнедеятельности человека. Это может быть фаталистическая установка: природа целиком и однозначно определяет и сущность, и поступки человека, человек обреченная быть марионеткой естественных сил. Это может быть волюнтаристская установка: человек может быть свободным относительно природы, действовать по «закону» произвольно (своей воли). Это может быть и установка Ф.Бекона: природу можно подчинить на основе и соответственно познанных ее законам. Тем не менее безоглядная вера в самодостаточность научных знаний таит значительную угрозу безопасности человечества.

Праксеологичное измерение философского знания связан с анализом и обобщением своеобразности взаимоотношений людей и природы, отдельных людей и общества в целом, практики научных наблюдений, экспериментов. Кроме того, есть большой объём практики отдельных людей и человечества в сферах деятельности, которые выходят за границы рационального.

Практика в значительной мере нерациональных форм постижения мира в искусстве, в морали, в религии и т.д. постоянная основой выделения в философском знании таких разделов, как эстетика, этика, философия, религия. Своеобразное место сядет в деятельности людей конкретно-историческая жизнь человечества в таких его сообществах, как раса, племя, народ, этнос, нация. Осмысление этой сферы в проблематике философии как теоретического мировоззрения причинила возникновения такой области философских знаний, как философия истории. А практика политической и нормативно-правовой жизни привела к возникновению философии политики и философии права. Осмысление же опыта развития философии привело к возникновению истории философии.

Источник

Задачи философии. Философия в современном образовании

Основные задачи философии

Философия выполняет следующие функции:

Понятие о мировоззрении

Под мировоззрением понимают систему взглядов на окружающую реальность и место человека, социума и человечества в мире, на то, как человек относится к самому себе и к окружающей действительности, а также какие жизненные позиции людей соответствуют этим взглядам, человеческие убеждения, принципы деятельности, идеалы, ценности.

Мировоззрение – это не сумма всех представлений и взглядов о действительности, а их обобщение. Оно обладает сложным, описательно-оценочным характером и, по большей части, имплицитно, не артикулировано. С понятием мировоззрения схожи такие понятия как «мировосприятие», «общая картина мира», «миросозерцание», «мироощущение», «миропонимание».

На протяжении исторического развития мировоззрение менялось от эпохи к эпохе и складывалось под воздействием культуры эпохи в качестве целого, а не как результат воздействия какой-либо из сторон социальной жизни и, конечно, не из-за воздействия идей, которые были популярны в ту или иную эпоху. Основная составляющая мировоззрения, которая является отражением мира (прежде всего культурного) и ценностей – это стиль мышления исторической эпохи, который задает общие принципы теоретического изучения мира и определяющий само мышление эпохи.

Философия играет важную роль в формировании мировоззрения. Философия лежит в его основе, мировоззрение, как и философия, движется к универсальному, целому, конечному и включает в себя не только то, что известно о мире и человеке, но и оценки.

По М. Шелеру, немецкому философу, который является основоположником философской антропологии, мировоззрение – это «вид членения и селекции, который управляет личностью или всей культурой, в процессе которого мировоззрение фактически вбирает в себя саму сущность психических, физических и идеальных вещей, вне зависимости от того, каким образом происходит их осознание и происходит ли оно вообще».

«Чистая сущность» того, что находится вокруг человека и того, как он обязан действовать в будущем – это результат философского мышления, которое пытается объединить в одно целое различные формы познания мира от результатов конкретных наук до анализа духа эпохи, ее традиций и свойственного ей мышления.

Было бы опрометчиво утверждать вслед за марксизмом-ленинизмом то, что некая определенная философская система будет способна стать ядром общественного мировоззрения. Само по себе мировоззрение будет определяться культурой в ее целостности, а не какой-то одной идеологией, как, к примеру, марксизм-ленинизм пытался определять мировоззрение коммунистического общества.

Философия в современном образовании

Философия – это обязательный элемент современного высшего образования. Однако, следует задаться вопросом, не ограничивает ли обязательное преподавание философии мировоззренческий плюрализм? Этот вопрос возникает в связи с тем, что отрицание возможности государственной идеологии и признание плюрализма мировоззрений – это указание на то, что мировоззрение, в первую очередь, является субъективным делом каждого.

В то же время, философию нельзя назвать просто мировоззрением. Она также является и наукой. Таким образом, философия – это мировоззрение, которое претендует на научный статус. Изучая всеобщие, универсальные основания культуры (время, пространство, бытие, истина, благо, смысл жизни и др.) философия обращается к логическому мышлению, разуму и претендует на эмпирическую достоверность своих утверждений. В данном смысле философию можно назвать способом утверждения науки, рациональности, научного знания в качестве решающей основы продуктивной и ответственной практической деятельности. Отличие философского мировоззрения от религиозного, этно-национального, политико-идеологического в том, что оно стремится опираться на научное знание и именно поэтому несет в себе всеобщее значение. Оно выполняет незаменимую функцию во время выработки и усвоения определенного языка ценностей, позволяющего вступить в диалог людям, которые принадлежат к различным социальным, этническим группам, конфессиям. Философия представляет собой особый уровень знания, который позволяет ему приобрести прочность последнего основания ответственных действий и суждений. Без философии образование не будет ни высшим, ни современным.

Одна из основных задач философии в рамках высшего образования – помочь студенту, обучающемуся на любой специальности, увидеть то, где она находится в структуре научного знания, понять и усвоить общие идеалы и нормы научного метода, уяснить то, где находится место науки в современном социуме. Вместе с тем, хорошо обученный специалист также должен уметь рационально обсуждать возникающие проблемы, руководствоваться общегражданскими ценностями в своем поведении. Для выполнения всех этих задач необходимо знание философии на определенном уровне.

Источник

Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата

какую роль играет философия в мировоззрении. Смотреть фото какую роль играет философия в мировоззрении. Смотреть картинку какую роль играет философия в мировоззрении. Картинка про какую роль играет философия в мировоззрении. Фото какую роль играет философия в мировоззрении

«Философия для „чайников“» представляет собой базовый курс лекций по философии и предназначена для студентов-бакалавров всех направлений подготовки. Популярным языком, с большим количеством примеров из различных сфер человеческой деятельности представлен широкий круг разделов философии: онтология, история философской мысли, социальная философия, диалектика, гносеология, аксиология.Для студентов высших учебных заведений и всех, кто интересуется философией.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Философия и ее предмет. Роль философии в жизни человека и общества

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Особенности философского знания.

2. Предмет философии и структура философского знания.

3. Функции философии и ее роль в становлении специалиста.

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Особенности философского знания

Прежде чем говорить о философских взглядах, необходимо разобраться, что такое философия. В переводе с древнегреческого «философия» — это любовь к мудрости. На первый взгляд, ее положение в системе знаний определяется очень просто — это одна из наук. Казалось бы, для этого есть все формальные признаки. Во-первых, философия стоит в учебном плане в высших учебных заведениях. Что может изучаться в них, как не наука? Во-вторых, издаются монографии, специальные научные журналы по философии, публиковаться в которых очень престижно. Присуждаются ученые степени по философии: есть кандидаты философских наук, есть доктора философских наук. Казалось бы, все формальные атрибуты науки налицо, но тем не менее даже носители вот этой формальной атрибутики, то есть кандидаты и доктора философских наук, вам скажут, что философия — это не наука. Это нечто большее. Считается, что философия — особая форма мировоззрения.

Возникает вопрос: а что такое мировоззрение? Мировоззрение представляет собой образ мира, формируемый субъектом познания и практики. Субъектом познания и практики является индивид, социальная группа или все общество в целом. Обратите внимание на формулировку: мировоззрение — это образ мира. С одной стороны, это определение подчеркивает, что мировоззрение — это не набор каких-то разрозненных представлений о мире, а целостная картина мира, т. е. система взглядов о мире. С другой стороны, если мы говорим «образ», то это уже предполагает, что образ — это не зеркальное отражение мира. Образ может быть искаженным, не совпадающим с реальностью, индивидуальным, может отличаться от общепринятого. Например, когда группа туристов посещает какую-либо страну, то у всех членов экскурсионной группы формируется в сознании образ этой страны, т. е. система многоаспектных представлений, оценок, суждений о самых различных сторонах жизни этого государства. Образ, который сформировался в сознании одного человека, может кардинально отличаться от образа, сложившегося в сознании другого экскурсанта.

Почему это происходит? Потому что структура мировоззрения сложная и включает целый ряд элементов.

Основой мировоззрения являются знания. Причем здесь имеются в виду не только знания, которые человек получает при организованном обучении, например в школе. Обладал ли крепостной крестьянин в XIX в., который никогда не учился, какими-либо знаниями? Конечно, обладал. Человек черпает знания из окружающего мира, в настоящее время у каждого человека есть как научные знания, так и бытовые. Знания составляют основу мировоззрения. Во многом его содержание зависит от того, какими знаниями человек обладает. Поэтому мировоззрение крестьянина, жившего в XIX в., отличается от мировоззрения современных людей, т. к. кардинально изменились представления об окружающем мире. И в современные дни мировоззрение одного человека может существенно отличаться от мировоззрения другого в силу разного багажа знания. Современный молодой человек (даже не очень образованный) может иметь более богатые представления о зарубежных странах, чем его пожилой сосед по лестничной площадке с двумя высшими образованиями, т. к., в силу различных обстоятельств, молодой человек мог неоднократно бывать за границей, а его сосед ни разу не выезжал за рубеж. Поэтому в мировоззрении этих двух людей образ заграницы будет разным.

Мировоззрение не отображает окружающий мир как в зеркале. Мировоззрение одного человека отличается от мировоззрения другого, даже если они имеют схожий багаж знаний. Мировоззрение одной социальной группы может отличаться от мировоззрения другой социальной группы. Это происходит не только из-за разного багажа знаний, но еще и из-за целого ряда элементов, входящих в структуру мировоззрения. Одним из таких обязательных элементов являются идеалы. Идеал — мысленный образ чего-то совершенного. Мы можем говорить об идеале будущего супруга, идеале студента, идеале власти, правительства, и у каждого времени идеалы свои. Являясь элементом мировоззрения, идеалы очень сильно влияют на восприятие окружающего мира. Индивид, социальная группа, общество в целом воспринимает окружающий мир в зависимости от наличия тех или иных идеалов. Можно выделить два уровня формирования идеала: общественный и индивидуальный. Общественный уровень — это идеалы, преобладающие в обществе, индивидуальный — сформированный в сознании индивида. На индивидуальном уровне идеал чего-либо может совпадать, или наоборот, отличаться от общественного. В обществе принято считать идеальным вуз, в котором предъявляются высокие требования к знаниям студента, все занятия проводятся в полном объеме. Многие студенты также считают, что это должно быть обязательной чертой идеального вуза, и стремятся учиться именно там. Однако у отдельных индивидов, решивших обзавестись дипломом о высшем образовании, представления об идеальном вузе могут быть совсем иные: они лучшим считают вуз, где нет никакого спроса со студентов, а лекции под благовидным предлогом постоянно отменяются или заканчиваются раньше положенного времени.

Еще одной важной составляющей мировоззрения является вера. Вера — это психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как действительно существующей. Обратите внимание, понятие «вера» вам предлагается в самой широкой трактовке. К сожалению, сейчас в обществе некоторые понятия очень сужаются. Вера, духовность воспринимаются только в одном смысле: религия, вера в Бога. В действительности понятие «вера» очень широкое и распространяется на все сферы человеческой деятельности. Можно верить в успешный итог сессии, победу любимой спортивной команды. Традиционно выделяют веру рациональную, то есть веру, основанную на каких-либо знаниях, фактах, и иррациональную, ни на чем не основанную. Примером рациональной веры может быть вера студента в то, что он успешно сдаст философию в сессию, если будет усердно заниматься; или вера спортсмена, что он обязательно победит на соревнованиях. Для этой веры есть определенные основания: спортсмен, как правило, хорошо представляет свое место среди своих соперников. Не всегда ожидания оправдываются. История спорта знает много примеров, когда самый сильный спортсмен оказывался вторым или даже третьим. Однако до начала соревнований спортсмен верит в свою победу, и у него есть для этого основания: его прежние победы, отношение к тренировкам, состояние физической формы. Иррациональная вера не основывается ни на каких фактах. Человек просто верит. Например, верит в прилет инопланетян, наступление конца света. Религиозная вера является частным примером иррациональной веры.

Еще одной составляющей мировоззрения являются принципы. Под принципами понимают определенные правила поведения, которые влияют на поведение человека, его поступки. Например, «Не укради», «Никогда не обманывать». Здесь также уместно выделить два уровня: общественный и индивидуальный. На индивидуальном уровне принципы поведения могут совпадать или противоречить общественным. Все это: знания, идеалы, вера, принципы — определяет содержание мировоззрения.

Выделяют несколько исторических типов мировоззрения. Первым историческим типом мировоззрения стала мифология. Мы знаем мифы Древней Греции. Были мифы у древних славян. В мифах представлена развернутая картина мира, объясняются самые различные стороны жизни и явления. Объясняется, почему произошла Земля, почему происходят те или иные явления, отчего жизнь человека складывается так, а не иначе, что с ним происходит после смерти, что является ценным для человека. С одной стороны, миф — это вымысел, отчасти сказка. Однако обратите внимание: в основу мифа положены реальные вещи. Например, древнегреческие мифы объясняют гром во время грозы тем, что Зевс едет на колеснице и мечет молнии. Гром гремит на самом деле, но объяснение этому явлению дано фантастическое.

Ошибочно считать, что миф — это атрибут древности. В современные дни мифы продолжают быть частью общественного сознания и культуры. Мифы являются частью исторической памяти народа и мировой культуры. По сей день древнегреческие боги остаются символами некоторых видов деятельности. Например, каждый, кто занимается торговлей, наверное, знает, кто такой Гермес. Те, кто имеет отношение к судебной системе, нередко используют образ дамы с завязанными глазами и весами — древнегреческой богини правосудия Фемиды. Ее изображение часто встречается в зданиях судов. В современной массовой культуре встречаются также и осколки мифов славян: в магазинах вы можете купить сувенирного домовенка, по сей день во многих деревнях могут предупредить по поводу лешего или водяного.

Из мифа постепенно начинает вырастать другая форма мировоззрения — религия. Религия тоже предлагает развернутую картину мира. Любая религия дает свое объяснение, как и почему возник мир, какое место в этом мире занимает человек, зачем человек живет, что с ним происходит после смерти, то есть представляет развернутую систему взглядов на мир. Эта форма мировоззрения имеет свои специфические черты. Первое: обязательной чертой религиозного представления о мире является вера в сверхъестественное (именно вера в сверхъестественное, а не вера в Бога, потому что в некоторых религиях Бога нет). Вторая черта — догматизм. Основу любого вероучения составляет догматика, то есть набор определенных положений, которые никак не обосновываются и логически не доказываются. Многие положения осознать с точки зрения логики нельзя. Например, если брать пример из христианства, можно ли с точки зрения логики осознать догмат о триединстве Бога? С одной стороны, Иисус Христос — сын божий, с другой — Бог един. Также нельзя проверить и доказать буддийский догмат о переселении душ.

Человечество нуждалось не просто в обобщенной картине мира, а в объяснении мира с рациональной точки зрения, где нет сверхъестественного, где все обосновывается. Рациональное объяснение мира дает только наука. Однако у науки есть тоже свой определенный минус. Рассмотрим это на науках, изучающих человека: антропология изучает эволюцию человека, анатомия — строение человека, физиология — высшую нервную деятельность, а история занимается проблемой выявления причин и закономерностей эволюции человеческого общества. То есть каждая наука изучает свой вопрос. История изучает эволюцию человеческого общества, а при этом не изучается анатомическое строение человека. Наука — это узкоспециализированное знание. А человечество нуждается в создании обобщенной картины, затрагивающей различные аспекты. Такую обобщенную, но в то же время рациональную картину мира создает философия. Поэтому философия — особого рода мировоззрение, стремящееся к формированию рациональной и предельно обобщенной картины мира.

Мы можем выделить еще несколько особенностей философского знания, отличающего его от науки. Первое отличие мы уже выделили: философия стремится к обобщенной картине мира. Наука же изучает только одну сферу. Отсюда вытекает второе отличие: наука развивается линейно. Ученые, решив одну проблему, к ней больше не возвращаются. Есть ли сейчас смысл изобретать прививку от оспы? Нет. Потому что она уже существует. Актуально разработать лекарство от СПИДа, от рака. Философия постоянно возвращается к одним и тем же вопросам. Что такое жизнь человека? Почему она ему дана? Зачем вообще жить? Что такое счастье? Эти вопросы волновали философов в Древнем мире, в Новое время, волнуют сейчас и будут волновать в будущем.

Еще одно очень важное отличие: философия в меньшей степени, чем наука, нуждается в фактическом материале. Наука не существует без фактов так называемого эмпирического материала. Для того чтобы защитить диссертацию по истории, надо обязательно поработать с источниками в архиве, для того чтобы написать что-то умное и полезное по археологии, защитить диссертацию по этой дисциплине, нужно поработать на раскопках. Также врач не может защитить диссертацию, не пронаблюдав менее пятидесяти больных. Философия тоже опирается на факты, но она заимствует их из других наук. Философу не надо самому наблюдать больных, он может обратиться к работам медика, если это необходимо для его рассуждений.

Если говорить о науке, то она в меньшей степени, чем философия, допускает полярность мнений. Это еще одна особенность философии — свободный выбор ориентиров. Нельзя сказать, что в науке не существует дискуссий, ученые тоже спорят и очень горячо, но все-таки базовых совпадений у них гораздо больше. Никто из физиков не будет отрицать, что есть закон всемирного притяжения. Ни один психолог не будет отрицать, что есть четыре типа темперамента. Ни один физиолог не будет отрицать, что есть две стадии утомления. В историю философии некоторые мыслители вошли именно благодаря неординарности своей мысли. В середине XVIII в. был объявлен конкурс на лучшее сочинение на тему «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов?». На конкурс было подано более ста сочинений. Все, кроме одного автора, положительно ответили на поставленный вопрос. И только Жан-Жак Руссо категорически утверждал обратное. Именно он и стал победителем конкурса.

Специфика философии выражается в рефлективности. Рефлексия — это обращение к самому себе. Философия обязательно предполагает самопознание. Таким образом, мы выявили, что философия — это особая форма мировоззрения, для которой характерно стремление к созданию рациональной и крайне обобщенной картины мира.

2. Предмет философии и структура философского знания

Из того, что мы с вами узнали, нетрудно догадаться, что главным предметом изучения философии является человек. Предметом философии является все общее в системе человек — мир. Философия — это знание о мире как едином целом и месте человека в нем. Она рассуждает об отношении человека к миру, о путях и способах познания и практического освоения человеком мира. Учитывая все сказанное, можно предположить, что круг вопросов, затрагивающих проблему отношений человека и окружающего мира, очень большой. Действительно, круг вопросов, изучаемых философией, очень широкий. Философия — дама очень общительная, в круг ее интересов входят вопросы из географии, физиологии, юриспруденции, истории и других наук. Поэтому в философии выделяют целый ряд сфер философского знания, или отраслей философии.

Одной из таких отраслей, которая составляет фундамент философских знаний, является онтология. Онтология — учение о бытие. Этот раздел ищет ответы на вопрос: что такое бытие? Что к нему относится? Или наоборот, не является бытием?

Одним из важных вопросов, который затрагивает философия, является вопрос о познаваемости мира: можно ли мир познать и как это сделать? Этими вопросами занимается специальный раздел, который называется «гносеология».

Еще одной очень важной составляющей человеческой жизни является проблема ценностей. Поэтому существует специальный раздел в философии, называемый аксиологией, который занимается проблемой ценностей: что для человека является ценным? Когда это является ценным? Как система ценностей может меняться? Что на это влияет?

Дальше упомянем два раздела философии, которые часто смешивают и путают: этика и эстетика. Они занимаются разными вопросами, и путать их не следует. Вначале разберемся, что такое этика. Часто студенты, отвечая на вопрос об этике, говорят, что это правила поведения в обществе. Получается, что этика занимается вопросами, когда мужчина должен пропускать женщину вперед, а когда идти первым; кто должен пропустить кого в дверях, входящий или выходящий. Это не так. Вопросами внешнего поведения занимается не этика, а этикет. Конечно, за некоторыми нормами этикета стоят определенные этические принципы: норма этикета, требующая уступить место пожилому человеку в транспорте, выросла из этического принципа уважения старости. Однако этика занимается более широким кругом вопросов, чем этикет. Этика — это учение о морали и нравственности. Этика занимается вопросами, что есть добро, а что есть зло, что хорошо, а что плохо. Это более сложные вопросы, чем вопросы этикета. Поведение человека может быть безупречным с точки зрения этикета, но не соответствовать нормам этики.

Эстетика занимается несколько другими вопросами. В ее сфере проблемы красоты. Эстетика — это учение о прекрасном и безобразном. Эстетика отвечает на вопросы, что является красивым, а что — некрасивым; где мы сталкиваемся с прекрасным и зачем человеку красота и пр.

Еще один раздел философии — логика, у ряда специальностей (юриспруденция, журналистика) он изучается как отдельный предмет. Логика — это учение о правильном изложении мысли, правильном изложении суждений и представлений.

Очень интересным разделом философии является социальная философия. Она занимается изучением проблем общественного развития. Социальная философия затрагивает проблемы общественного строя, обдумывает, какие меры необходимы для установления лучшего общественного строя, как можно прийти ко всеобщему благополучию. Социальная философия затрагивает проблемы социального, экономического и политического развития общества, эволюцию общественного сознания. Этот раздел философии во многом перекликается с социологией, но стремится к более высокому уровню обобщения.

Близка по содержанию к социальной философии философия истории. Этот раздел философии занимается проблемой логики исторического процесса. Именно история философии стремится выявить общие закономерности исторического процесса, ответить на вопросы, почему история тех или иных стран развивается именно так, а не иначе, построить методологические модели исторического знания.

Таким образом, философия занимается широким кругом вопросов, касающихся взаимодействия человека с окружающим миром.

3. Функции философии и ее роль в становлении специалиста

Мы подошли к очень важному вопросу. Зачем философия нужна обществу или отдельному индивиду? Какую роль она играет в подготовке специалиста? То есть речь пойдет о функциях философского знания.

Условно все функции, которые выполняет философия, можно разделить на две большие группы: мировоззренческие и методологические. Начнем с мировоззренческих.

Первая мировоззренческая функция — гуманистическая. Суть этой функции заключается в том, что философия помогает каждому индивиду обрести смысл жизни, найти опору в жизни. На долю каждого обязательно выпадают какие-либо трудности, сложности, переживания. Философия может стать духовной опорой, которая даст силы пережить эти трудности. Для многих людей такой опорой становится религия. Однако есть много и атеистов, т. е. людей, не исповедующих никакой религии. И в то же время можно сказать, что верующим часто нужна и какая-то другая поддержка. Даже в ту минуту, когда у человека нет каких-либо существенных проблем, перед ним могут встать вечные вопросы: «А зачем я живу?», «Какая от меня польза?», «Кому я нужен?» Философия помогает ответить на эти вопросы, ощутить свое место в этом мире, осознать смысл своей жизни. Если человек не сможет найти мировоззренческую опору, то груз жизни может оказаться непосильным. Он не справится с жизненными испытаниями, может начать искать утешение в алкоголе, наркотиках, впасть в депрессию, а философия помогает нащупать систему ценностей, опору, без которой жизнь не имеет смысла.

Вторая мировоззренческая функция — аксиологическая. Суть этой функции заключается в следующем: помочь как индивиду, так и обществу в целом сформировать систему ценностей и сориентироваться в этой системе. Это важно как для общества в целом, так и для каждого человека. Система ценностей придает смысл человеческой жизни, помогает сопоставить важное и менее важное, дать ориентиры в действиях.

Третья мировоззренческая функция называется функцией социальной критики. Обычно практически совершенствовать окружающий мир, особенно систему общественных отношений, приходится юристам, политологам, экономистам. Однако для того чтобы юристы или экономисты приступили к конкретным действиям, они должны осознать, что конкретно они должны исправить. Осознать это помогают именно философы. Функция философа заключается в том, чтобы первым увидеть недостатки и проблемы. Многие из этих пороков настолько привычны, что не воспринимаются большинством как пороки. Философ помогает обществу осознать, что какая-то привычная черта жизни является порочной. Только благодаря философу проблема осознается и становится предметом обсуждения. Можно привести несколько исторических примеров. В конце XVIII в. в России вышла книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». На первый взгляд — невинная книжка. Цензор пролистал ее и решил, что это просто путевые заметки. Когда это произведение вышло в свет, то оно произвело эффект разорвавшейся бомбы. Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева». Автор показал, насколько негуманно крепостное право, неограниченная власть монарха дает возможность для любого произвола. Он высказал мнение, что страной должна управлять не монархия, а народ. Именно это больше всего и разозлило Екатерину. Таким образом, высказал то, что видели все, но мало кто осознавал. Еще один пример. Английский политик Томас Мор оставил о себе память книжкой «Утопия», где он нарисовал вымышленный город («утопия» переводится как «место, которого нет»). Автор нарисовал образ идеального государства, в котором нет неравенства, все обеспечены всем необходимым, все трудятся на благо общества. Долгое время советская пропаганда предлагала это вымышленное государство как идеал, к которому стоит стремиться. Вряд ли большинство из нас сейчас захотели бы жить в таком государстве. Главным его принципом является самая примитивная уравниловка. Государство напоминает большую казарму, где нет места индивидуальности, зато есть глобальный контроль за всеми сферами жизни. Однако заслуга Томаса Мора огромна. Он первый поставил вопрос о равенстве всех людей. Книга писалась в обществе, где царило сословное неравенство. Человек не просто рождался неравноправным, у него не было никакой возможности подняться вверх по социальной лестнице. Родился крестьянином — помрешь крестьянином, всю жизнь будешь пахать землю и едва сводить концы с концами. Родился дворянином — сразу попадаешь в привилегированное положение, власть и богатство даются не за личные качества, а по факту рождения представителем привилегированного сословия. В этой обстановке сама мысль о возможном равенстве была передовой.

Следующая мировоззренческая функция философии — культурно-воспитательная. Так же как литература, кино, живопись, мораль, право, философия предлагает наилучшие модели поведения человека. Философия также учит думать о добре и зле, выбирать между различными возможными моделями поведения. Философия предлагает образцы, достойные подражания. Не каждый член общества усваивает эти образцы напрямую, например, маленький ребенок вряд ли будет читать произведения философов. Однако он может читать детские произведения, а автор этих произведений, познакомившись с творчеством философов, вполне может донести их мысли через поступки и слова своих героев.

Теперь перейдем к методологическим функциям философии. Первая методологическая функция философии — эвристическая. Ее название произошло от слова «эврика». Суть этой функции заключается в следующем: сами философы научные проблемы не решают, но они ставят вопрос перед учеными. Именно философы могут сформулировать перед учеными потребность в необходимости того или иного открытия. На первый взгляд все выглядит достаточно забавно: философ, уютно расположившийся в кресле, подзывает ученого той или иной специализации (физика, историка, медика) и приказывает ему сделать такое-то открытие. И ученый послушно идет выполнять указание философа. Конечно, все не так просто. Пожелание философов оформляется не в таком явном виде. Напомним, что особенностью философского знания является стремление к обобщению всех знаний и созданию крайне обобщенной картины мира. Благодаря этому философы способны почувствовать то, что даже сами ученые не всегда осознают: общество не только испытывает потребность в каком-то новом определенном научном рывке, но и самое главное — наука уже практически способна такой рывок осуществить. Высказывание это может осуществиться в виде написания какого-то философского труда, предсказаний. Оно может быть даже не понято учеными (если не высмеяно), но проходят годы, и то, что вызвало усмешку, выглядело смелой фантазией, становится реальностью.

Приведем пример. В начале XX в. в России было популярно такое философское течение, как космизм. Одним из представителей космизма является рязанец, скромный учитель физики К. Э. Циолковский. Он закончил экстерном рязанскую мужскую гимназию и преподавал физику в Калужском епархиальном училище. Свою педагогическую деятельность он сочетал с научной. И именно он впервые задумался о возможности межпланетного космического полета. Конечно, его образования (у него не было высшего образования) не хватало проработать все детали этого полета с научной точки зрения. Да и одному человеку это в принципе не под силу. Однако именно Циолковским высказывается мысль, что полететь в космос возможно, им была выведена первая формула космического полета, а в 1961 г. соотечественник Циолковского, Юрий Гагарин, стал первым человеком на Земле, полетевшим в космос. Это событие стало возможно благодаря работе целого творческого коллектива во главе с великим конструктором С. П. Королёвым. Биографами Королёва не установлено, был ли он лично знаком с Циолковским, хотя в художественных произведениях этот факт любят обыгрывать. Вполне возможно, что Королёв никогда не видел Циолковского, но то, что он был знаком с его трудами — очевидно. Фантастические на первый взгляд идеи философа Циолковского пробудили в молодом конструкторе Королёве интерес к космическим полетам. Мечту о полете в космос Королёв пронес через все испытания, которые выпали на его долю (арест, лагерь, «шарашка»), и смог блестяще ее реализовать в 1961 г.

Вторая методологическая функция философии — координирующая. Суть этой функции очень простая: философия координирует развитие различных наук, содействуют созданию междисциплинарных методов. Следует отметить, что в современной науке очень четко выстраивается тенденция к интеграции наук. Особенно ярко это видно в гуманитарной сфере. В частности если говорить о развитии исторической науки, то историки активно используют методы социологии, психологии, юриспруденции. Так, в последнее время историки стали много обращать внимания на эволюцию общественного сознания. Это потребовало привлечения новых методов, в том числе традиционно принадлежащих другим дисциплинам — психологии и социологии, использования новых видов источников. Современный историк может использовать для изучения исторической действительности художественные фильмы, карикатуры, народный фольклор (анекдоты, пословицы), что ранее было объектом исследования филологов или культурологов. Философия способствует этому междисциплинарному диалогу. Она как раз интегрирует усилия ученных, координирует их.

Третья методологическая функция философии — интеграционная. Суть этой функции мы фактически уже выделяли: именно философия из разрозненных данных, представляемых различными дисциплинами, формирует единую, обобщенную картину мира.

Теперь уместно поговорить, зачем философия нужна каждому отдельному человеку. Прежде всего, философия помогает человеку сформировать свое мировоззрение, причем мировоззрение критическое. Если у человека широкий кругозор и его духовный мир богат, а мировоззрение опирается на солидный фундамент разнообразных знаний, то его мировоззрение будет глубоким и критическим. Тогда он не станет легкой добычей различных общественных деятелей, манипулирующих общественным мнением, пытающихся заставить людей думать так, как это выгодно этим деятелям. Философия, так же как история, литература, право, помогает, с одной стороны, выработать критическую и осмысленную позицию, но с другой стороны — осознать меру своей личной ответственности за окружающий мир, свое государство, своих близких. Философия, наряду с историей, формирует ответственную, социально активную личность.

Можно выделить второй аспект значения философии для каждой личности. Философия развивает теоретическое мышление, помогает осознать любую проблему с какой-то новой, нестандартной точки зрения, найти неординарное решение какого-либо вопроса. Это важно для специалиста в любой сфере.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *