какую роль играет дополнительное образование
Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей
Ольга Александровна Давляева
Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей
Современное образование ставит задачу развития творческой личности, способной определить своё место в обществе и ориентироваться в разных жизненных ситуациях. Развитие таких способностей актуально в условиях дополнительного образования. Ведь самой целью дополнительного образования: является развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействие самоопределению их как личности, привлечение к здоровому образу жизни. А для достижения этой цели необходимо развитие творческих способностей, которые определяют успешность творческой деятельности личности. Именно в детском возрасте человек имеет большие возможности для их развития. Наиболее эффективно можно использовать этот потенциал в младшем школьном возрасте.
При создании условий для развития способностей к творчеству изменяется восприятие ребёнком окружающего мира, у него появляется больше возможностей для осуществления идей. Он учится видеть проблему, применять свои знания и умения в различных ситуациях, найти что-то новое в уже известном.
Дополнительное образование расширяет пространство, где дети имеют возможность развивать творческую активность, реализуют невостребованные основным образованием качества, могут выбирать содержание и форму занятий.
В учреждениях дополнительного образования детям предоставляется возможность заниматься творчествомв различных направленностях: художественной, технической, туристско-краеведческой, эколого-биологической. В соответствии с интересами и возможностями, они могут заниматься исследовательской работой, спортом. Здесь созданы условия, благоприятные для развития творческих способностейкаждого обучающегося: комфортная психологическая обстановка, свобода в выборе деятельности, доброжелательная помощь взрослых, возможность самостоятельного решения задач.
Ребёнок, который смог раскрыть свои способности и реализовать их, более приспособлен к жизни в обществе. Используя цивилизованные средства, он стремится достичь поставленных целей.
«Деятельностный подход в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная, духовно-нравственная.
Музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям.
Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные.
Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников с отклонениями в развитии Из опыта работы. Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность.
Мастер-класс для педагогов «Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей» Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание.
Предметно-пространственная развивающая среда в домашних условиях и её роль в развитии музыкальных способностей дошкольников «Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они успешно произрастают» Г. Нейгауз. Всем известно и доказано учёными,.
Презентация «Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников» «Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников»Побирей Е. Н воспитатель МДОАУ ДС №14 г. БлаговещенскСЛАЙД 1 Тема.
Роль занятий по декоративно-прикладному искусству в развитии умственных способностей ребёнка. Система дополнительного образования играет серьезную роль в воспитании активной и всесторонне развитой личности. Широкие возможности дополнительного.
Технология тестопластики в развитии художественно — творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Тема проекта «Технология тестопластики в развитии художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Кильчицкая.
Специфика дополнительного образования детей, его функции и роль в развитии личности ребенка
Дина Владимировна Кислица
Специфика дополнительного образования детей, его функции и роль в развитии личности ребенка
Становление информационного общества, часто именуемого «обществом знаний», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования.
Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Эти критерии формируют понятие непрерывного образования.
Неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования.
Универсальными системообразующими компонентами системы дополнительного образования являются: цели дополнительного образования; субъекты процесса дополнительного образования; содержание дополнительного образования; система учреждений дополнительного образования.
Взаимодействие выделенных компонентов обеспечивает становление дополнительного образования как системы динамической и целостной.
Дополнительное образование – особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании». Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются:
• в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, находящихся за пределами основных образовательных программ;
• в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии;
• посредством индивидуальной педагогической деятельности.
В зависимости от цели дополнительное образование может быть общеобразовательным и профессиональным. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Профессиональное дополнительное образование в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами направленно на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, которые уже имеют профессиональное образование, и способствует развитию их деловых и творческих способностей.
Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях».
Дополнительное образование детей разнонаправлено и вариативно. К числу наиболее перспективных направлений дополнительного образования детей относятся следующие: научно-техническое, естественнонаучное, эколого-биологическое, социально-педагогическое, культурологическое,
художественно-эстетическое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.
Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует ключевые компетентности:
• в сфере познавательной деятельности;
• в сфере социально-трудовой деятельности;
• в сфере гражданско-правовой деятельности;
• в сфере культурно-досуговой деятельности.
При организации учебного процесса в ТО «Волшебная страна» используются различные виды изобразительной деятельности, которые способствуют всестороннему развитию личности ребенка, именно позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребёнка к письму; дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально-положительное отношение к самому творческому процессу; способствуют более эффективному процессу развития воображения, восприятия, и, как следствие, познавательных способностей.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Так, на занятиях используются следующие техники рисования: рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, печатание листьями, рисование свечой, набрызг, оттиск смятой бумагой, рисование штампом, воском, тычок жесткой полусухой кистью, рисование различными кисточками, монотипия, кляксография ниточкой, рисование мыльными пузырями, выдувание трубочкой и др.
За учебный период 2020-2021 года школьниками ТО «Волшебная страна» было создано много творческих работ по различным тематикам. Работы школьников принимали участие в школьных выставках и в конкурсах на различных уровнях. Так, наши обучающиеся, применив различные техники рисования, с большим увлечением и удовольствием создали такие работы, как «Осенний натюрморт», «Осенняя фантазия», «Осенняя рапсодия», «В осеннем лесу», «Мир земной и мир духовный», «Мой любимый храм», «Заповедные места Белогорья», «За светлое будущее!», «Палехская сказка «Жар – птица» и многие другие работы.
Обучение по разработанной программе дополнительного образования «Волшебная страна» показало свою эффективность, поскольку наши обучающиеся заняли призовые места во многих конкурсах регионального и всероссийского уровня: Кутепова Е. с работой «Заповедные места Белогорья» в Международном конкурсе «Красота Божьего мира» заняла III место на региональном этапе; Галушко Д. с работой «За светлое будущее!» в Межрегиональном конкурсе «Вместе в едином строю» заняла II место; Кривопустов Ю. с работой «Палехская сказка «Жар – птица» во Всероссийском фестивале – конкурсе народной культуры «Традиции России» занял II место.
Обучение детей по рабочей программе дополнительного образования «Сказочная палитра» основана на использовании нетрадиционных техник рисования и направлена на психологическую релаксацию и гармонизации личности ребенка. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. Цель обучения по данной программе – это коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала с использованием мультимедийных материалов и подкрепляется практическим освоением темы. Программные материалы подобраны так, чтобы обучение шло от простого к сложному.
На внеклассных занятиях дети создают несложные художественные образы насекомых, цветов, шаров, различных объектов природы посредством использования техники «рисования пальчиками», «монотипии», «рисование ватной палочкой и мятой бумагой», «рисование мыльными пузырями», «рисование ниточкой». Дошкольники обучаются работе с кистью, формообразующим движениям путем выполнения совместных действий – волны, линии зебры, линии травки.
На занятиях осуществляется стимулирование речевого сопровождения собственных предметных действий. Обучение выражать радость и удовольствие, огорчение, удивление в процессе выполнения творческой работы и от результата своей деятельности.
Обучение в ТО «Бумажные фантазии» направлено на отработку основных операционных навыков – вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и др. Богатое многообразие ручной работы создаёт благоприятные условия для развития мелкой моторики рук, а значит для интеллектуального развития личности ребёнка. Красочный, увлекательный мир бумагопластики позволит обучающимся раскрыть и реализовать свой творческий потенциал.
Аппликация — это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рваная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям с ОВЗ быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в их творчество, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с такими детьми.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой дает возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровья и гармонично развитой личности.
Обучение детей по рабочей программе дополнительного образования «Мыльная фабрика» рассчитана на категорию детей с легкой степенью умственной отсталости, адаптированной для занятий во внеурочное время в коррекционной школе, и направлена на создание условий для творческого развития ребёнка, профилактику асоциального поведения детей. При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, и осуществляется индивидуально-дифференцированный подход. Особенность данной программы состоит в том, что мыловарение на данный момент развития современного общества является одним из наиболее востребованных и модных видов художественного творчества. Сегодня мыльные изделия занимают прочные позиции в повседневной жизни. Только сейчас мыло является не просто средством гигиены, а может выполнять многие другие функции: лечение акне, ароматерапевтическое воздействие, использование для чувствительной кожи, снятие напряжения, борьба со старением кожи. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала с использованием мультимедийных материалов и подкрепляется практическим освоением темы. В обучении используются разнообразные формы тестирования для определения первоначального уровня теоретических знаний в изучаемой области. Программные материалы подобраны так, чтобы обучение шло от простого к сложному. На занятиях обучающиеся знакомятся с различными технологиями мыловарения, с инструментами и основными компонентами, используемыми при мыловарении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проводимые с обучающимися занятия по дополнительному образованию направлены на формирование успешной личности, предусматривают возможность самовыражения через развитие у них изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, инициативы, выдумки и творчества. Отношения с детьми во время учебного процесса выстраивается на доверии, уважении, требовательности и справедливости, обеспечивают индивидуальный подход к каждому ребенку, учат расслабляться и избавляться от негативных эмоций. Работа с детьми — как путешествие по волшебной планете, где постоянно открываются новые горизонты, которые требуют постоянного саморазвития, самодисциплины и немалых физических и душевных сил. Сочетание обучения, отдыха, развлечения дает возможность детям получить информацию, включить их в разнообразную, значимую деятельность, эмоционально раскрепоститься и раскрыть свой потенциал. Благополучное эмоциональное состояние человека обеспечивает его адекватную самооценку, формирует самоконтроль, ориентирует на успех в достижении целей.
Список литературы.
1. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf – Систем. требования: IBM PC; Internet Explorer
2. Кириллова, С. В. Эмоциональное развитие ребенка [Электронный ресурс] / С. В. Кириллова. – Смоленск, электронный журнал «Инфоурок».- 2015. –5 с. – Режим доступа: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-emocionalnoe-razvitie-rebenka-586560.html
3. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М. : Диалог культур, 2007. – 512 с.
Роль дополнительного образования в жизни ребёнка
«Роль дополнительного образования в жизни ребёнка»
Современная российская система обучения детей и подростков уже давно основывается на тандеме массовой общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. И если главная задача школ – дать каждому обучающемуся фундаментальные знания по всем предметам гуманитарного и естественнонаучного цикла, а школьная программа целиком направлена на поступление в высшее учебное заведение, то дополнительное образование уже давно является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников.
Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.
Что же даёт дополнительное образование?
Дополнительное образование. дает ребенку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки.
Отдавая своего ребёнка в какой-либо кружок, спортивную секцию или музыкальную школу, родители предоставляют ему возможность дополнительного развития. Однако выбрать направление и специфику не так просто. Отдавать ребенка стоит в ту образовательную область, которая ему интересна. И не стоит упорствовать и навязывать какое-либо дополнительное образование, если ребенку оно не интересно.
Система дополнительного образования помогает выстраивать
Все это в совокупности помогает раскрыть и развивать творческий потенциал детей, так как ориентировано на удовлетворение их интеллектуальных потребностей и решения задач их творческого становления за пределами школьного учебного времени.
И все это, потому что основополагающим фактором является
Что ещё даёт дополнительное образование?
Возможность увидеть результат своего труда, от которого ребята подчас приходят в восторг. Очень важно раскрыть в детях творческие способности, некий талант, найти то, что воспитаннику интересно, но в силу жизненных обстоятельств ранее у ребёнка не было возможности найти занятие в связи со своим интересом, душевной потребностью. И если ребёнку будет интересно, то, конечно же, за этим последуют и результаты.
Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Занятия в группах дополнительного образования развивают личность ребенка, он получает знания, умения и навыки, которые позволяют ему трудиться вместе с учителем, под контролем учителя, самостоятельно, прививают потребность постоянного самосовершенствования и саморазвития не только в школьные годы, но и в течение всей жизни. Ведь жизнь это преодоление препятствий, где постоянно надо доказывать другим и самому себе свою значимость.
В нашей школе в настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом кружков и секций. В классе, где я являюсь классным руководителем на протяжении двух лет действует кружок «Умелые ручки», организатором и руководителем которой являюсь я. На занятиях мы занимаемся прикладным искусством.
С ребятами мы каждый год участвуем в конкурсах и в нашей «копилке» есть грамоты.
Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач:
? выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
? способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
? обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха”;
? содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
Дополнительное образование объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.
Система дополнительного образования и его роль в воспитании, формировании и развитии успешной личности ребенка.
Содержимое публикации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дом детского творчества»
городского округа ЗАТО город Фокино
педагог дополнительного образования Ананьина Лариса Станиславовна
Воспитание детей совместными усилиями семьи и педагогов дополнительного образования
Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте родители и педагоги.
Система дополнительного образования играет огромную роль в воспитании, формировании и развитии успешной личности ребенка. Весь смысл уникальности данного образования скрывается в самом слове «дополнительное». Это образование дает ребенку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки. Не смотря на все плюсы дополнительного образования, без тесного взаимодействия учреждений дополнительного образования и семьи, без активного участия, заинтересованности и поддержки родителей не возможно воспитание в ребенке успешной личности. Поэтому одним из направлений деятельности Дома детского творчества является работа с семьей.Поскольку, какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, как бы ни старались погрузить ребенка в ситуацию успеха, всегда окажется, что главную роль играет семья. Основными воспитателями являются, прежде всего, родители, а задача любого образовательного учреждения – это оказание помощи и поддержки им. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками.
В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и образовательного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе требует совершенно иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнёрство».Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта в ходе, которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при полноценном развитии личности.
В настоящее время педагоги используют новые нетрадиционные формы работы с родителями. Но мы прекрасно понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями, и не имеют положительного эффекта. Важно учитывать и тот факт, что сейчас на родителей обрушивается большой поток информации: выходит множество журналов, создаются радио- и телепрограммы, но при этом они направлены на некоего усреднённого родителя и среднестатистического ребёнка, а к воспитанию приходят мамы и папы, которым важно знать особенности развития именно их детей. Поэтому непосредственно педагоги дополнительного образования играют ведущую роль в обогащении родителей педагогическими знаниями.
Нетрадиционные формы и методы работы педагога дополнительного образования с родителями ребёнка
Содержание мероприятий может быть разным. Это могут быть традиционные конкурсы или соответствующие тематике плана работы. При подготовке конкурса необходимо определить цель проведения, участников, состав жюри, критерии оценки, награждение победителей. Необходимо заранее ознакомить родителей с положениями конкурса, дать достаточное количество времени на его подготовку. Итоги проведения творческих конкурсов могут быть представлены родителям в виде стенгазеты в холле, выставки и др. Эта интересная форма работы помогает родителям свободно познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. Объявление о проведении конкурса вывешивается в вестибюле заранее. Дополнительно каждая семья получает листовку с условиями конкурса.
«Круглый стол»Целью такого мероприятия в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
«Язык фотографий»- педагог раскладывает на полу фотографии, непосредственно связанные с темой встречи. Каждый родитель выбирает одну фотографию и, назвав предварительно имя и фамилию, коротко комментирует свой выбор. При этом он высказывает возникшие у него у него в связи с фотографией ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой встречи.
Образовательные учреждения, окружающая среда и другие факторы также оказывают влияние на становление личности. Взаимодействие общего образования, дополнительного образования и семьи – идеальная формула для развития и воспитания успешного человека.
Здоровья Вам и успехов в воспитании Ваших детей.