какую работу выполняет сервер программа электронной почты
Что такое почтовый сервер и зачем он нужен
Электронная почта — это незаменимый инструмент для личной и корпоративной коммуникации. В статье мы рассмотрим, что такое почтовый сервер для домена, что такое почтовый клиент, какие протоколы используются для отправки и получения электронных писем, а также поможем выбрать способ создания корпоративной почты.
Что такое почтовый сервер и почтовый клиент
В процессе передачи электронного письма участвуют почтовый сервер и почтовый клиент. Почтовый сервер ― это программа, которая передаёт сообщение от одного компьютера к другому. Например, популярными почтовыми серверами являются Gmail, Яндекс, Mail. Почтовый клиент — это программа, в которой вы работаете с почтой: пишете, читаете и храните письма. Например, почтовые клиенты: Microsoft Outlook, Thunderbird, Mailbird, TouchMail,The Bat!
Процесс электронной передачи письма можно сравнить с работой традиционной почты. Сервер электронной почты ― это почтовое отделение. В него попадают письма, сортируются и отправляются в почтовые отделения получателя. Почтовый клиент ― это конверт, в который мы вкладываем письмо, а также указываем на нём адрес, имя отправителя и получателя.
Для приёма и отправки электронных сообщений используют несколько протоколов.
Сервер исходящей почты:
SMTP (Simple Mail Transfer Protocol). Что такое SMTP-сервер? Он отвечает исключительно за отправку писем.
Сервер входящей почты:
POP3 — это протокол для получения электронных писем. Для чего нужен POP3? По протоколу POP3 (Post Office Protocol) можно связаться с удалённым сервером и загрузить сообщение на локальный почтовый клиент. При этом информация с сервера удалится. Обычно почтовые клиенты предлагают выбор — оставлять копии сообщений на сервере или нет.
IMAP (Internet Message Access Protocol). Что такое IMAP? Этот протокол похож на POP3, но отличается тем, что IMAP работает с почтой непосредственно на сервере. Всё чаще провайдеры советуют использовать именно его.
Создание корпоративной почты
Создание почтового сервера можно произвести несколькими способами. Всё зависит от цели корпоративной почты и объёма принимаемых писем. Корпоративная почта может понадобиться для работы: c поставщиками, клиентами, СМИ, государственными структурами и другими организациями.
Виды электронной почты:
Если вам подходит этот вариант, то для создания почты на домене воспользуйтесь инструкциями:
Мы рассмотрели несколько вариантов для создания корпоративной почты. Оценив плюсы и минусы каждого варианта, объём письменной коммуникации в компании и количество сотрудников, вы сможете выбрать подходящий вид почты.
Какую работу выполняет сервер программа электронной почты
Программное обеспечение сети
Для работы компьютерных сетей требуются определенные аппаратные (технические) и программные средства.
Обслуживанием сетевых информационных услуг занимается как компьютер пользователя, так и узловой компьютер, поддерживающий данный сервис. Для каждого сервиса (электронная почта, передача файлов, базы данных и др.) должно существовать определенное программное обеспечение на машине пользователя и на сервере. Организация программного обеспечения, принятая в современных сетях, носит название технология «клиент – сервер».
Любая сетевая услуга на машине пользователя обслуживается программой, которая называется клиент-программой (или короче – клиентом); на узловом сервере эта услуга обеспечивается работой сервер-программы. Таким образом, слово «сервер» употребляется по отношению как к обслуживающему компьютеру (на котором работает сервер-программа), так и к его программному обеспечению.
Программы «клиент» и «сервер» устанавливают связь между собой, и каждая из них выполняет свою часть работы по обслуживанию пользователя.
При этом программы «клиент» и «сервер» используют общие протоколы, то есть общаются между собой на одном и том же «сетевом языке». При предоставлении разных услуг могут использоваться разные протоколы: например, протокол для работы с файлами и протокол для работы с электронной почтой.
Сервер-программа электронной почты организует рассылку по сети корреспонденции, передаваемой абонентом, а также прием в почтовый ящик поступающей информации.
Клиент-программу электронной почты обычно называют почтовой программой. Ее назначение – подготовка и отправка писем пользователя, получение поступающей корреспонденции из почтового ящика пользователя и выполнение ряда сервисных услуг.
Почтовая программа создает на магнитном диске машины пользователя следующие разделы:
Количество и названия папок, создаваемых разными почтовыми программами, могут быть разными. Практически всегда имеется следующий набор папок:
В адресный справочник пользователь заносит электронные адреса своих постоянных корреспондентов.
Все клиент-программы обеспечивают пользователю электронной почты следующие режимы работы.
Что такое почтовый сервер и зачем он нужен
«Александр Андреевич, отправила отчет вам на почту».
«Коллеги, напомню, завтра новогодний корпоратив…».
«Даниил, нужны правки, комментарии по тексту — в документе».
Мы ежедневно обмениваемся большим количеством информации, и в рамках рабочих процессов в основном для этого используем электронную почту. Мы делимся с коллегами полезными сведениями, отправляем документы, файлы и служебные записки, согласовываем время встреч… Справляются ли с этими задачами общедоступные почтовые сервисы или предпочтительнее настроить собственный почтовый сервер для организации? Поговорим обо всем этом в нашей статье.
Что такое почтовый сервер и как он работает
Представьте, что ваш друг живет в другом городе, и вы хотите поздравить его с Новым годом. Вы покупаете открытку, подписываете, вкладываете в конверт, на котором указываете почтовый адрес друга, и несете конверт в почтовое отделение. Почтовое отделение принимает конверт и отправляет его по указанному адресу. Друг получает конверт, открывает, видит открытку и радуется.
В нашей праздничной истории роль конверта сыграл почтовый клиент (программа, в которой вы работаете с почтой). Как и конверты, почтовые клиенты есть разные: Microsoft Outlook, Thunderbird, Mailbird, TouchMail, The Bat! и т.д. На первый взгляд эпизодическая, но на самом деле значимая роль почтового отделения досталась почтовому серверу. Сервер, как и отделение почты, обрабатывает все письма, которые мы отправляем и получаем. Вот несколько популярных почтовых серверов: Gmail (почта от Google), Яндекс, Mail.ru.
Почтовый сервер — это программа, которая передает сообщения от одного компьютера к другому.
Для отправки и получения писем используются определенные протоколы:
Так выглядит отправка сообщения от одного пользователя к другому (схема упрощенная, но позволяет визуализировать процесс):
Читайте также
3 решения для организации корпоративной почты
Создать свой почтовый сервер для рассылки и сбора почты — не единственное решение. Организовать корпоративную почту можно и другими способами. Выбор способа зависит от масштабов вашего бизнеса, его направленности и бюджета, который вы готовы выделить на обслуживание почты.
Бесплатный email
Email, зарегистрированный в общедоступном почтовом сервисе. Такой электронной почтой мы обычно пользуемся в повседневной жизни: для личной переписки, подписки на рассылки, регистрации в различных сервисах и т.д. Ящик имеет вид: mail@yandex.ru, mail@gmail.com, mail@mail.ru и т.д.
Плюсы:
Минусы:
Почта на домене
Вы можете зарегистрировать домен, созвучный названию вашей компании, и использовать его для создания почтовых ящиков в любом сервисе, который предоставляет услугу почты на домене. Так, имя почтового ящика будет оканчиваться названием компании, а начинаться с чего угодно: с названия отдела, фамилии и имени сотрудника и т.д. Ящик имеет вид: mail@yourdomain.ru
Плюсы:
Минусы:
Персональный почтовый сервер
Это как почта для домена, которая описана в предыдущем пункте, только расширенная версия — вы настраиваете не только домен, но и сам сервер.
Плюсы:
Минусы:
Каким компаниям необходим почтовый сервер
Имея представление о том, что такое почтовый сервер и для чего он нужен, уже можно сделать вывод, нуждается ли ваша компания в нем. В первую очередь важно определить, какую роль играет почта в ваших рабочих процессах, оценить предполагаемую нагрузку на почту, а также сколько средств и времени вы можете потратить на реализацию проекта.
Стоит обратить внимание и на количество сотрудников компании. К примеру, для небольшого коллектива из 10-20 человек я рекомендую создать почту на домене, расположив ее на серверах почтового сервиса или хостинга. Почему не стандартная почта? Потому что электронный адрес с уникальным доменом положительно влияет на репутацию компании, вызывает большее доверие и проще запоминается. Он также позволяет руководителю держать под контролем работу отделов. Среди видов корпоративной почты почтовый сервер больше подходит для средних и крупных организаций.
Как работает электронная почта
Это начало большого курса про работу почтовых серверов. Я не преследую цели быстро научить кого-то работать с почтовыми серверами. Тут будет много дополнительной информации, касающаяся тех вопросов, которые мы будем встречать по пути, потому что я стараюсь делать курс в основном для тех, кто только делает первые шаги.
Так уж сложилось, что подрабатываю преподавателем по администрированию линуксов. И в качестве домашнего задания даю студентам десяток ссылок на различные ресурсы, так как где-то материала недостаточно, где-то он слишком сложный. А на разных ресурсах материал часто дублируется, а иногда начинает расходится. Также, большинство контента на английском, а бывают студенты, которые испытывают трудности с пониманием. Есть прекрасные курсы у Семаева и Лебедева, и, возможно, у других, но, на мой взгляд, какие-то темы недостаточно раскрыты, какие-то недостаточно связаны с другими.
Поэтому в один день решил как-то конспектировать материал и давать его студентам в удобном виде. Но раз уж делаю дело, почему бы не делиться им со всеми? Сначала пытался делать текстом и разбавлять его ссылками, но таких ресурсов миллионы, а толку? Где-то не хватало наглядности и объяснений, где-то студенты ленятся прочесть весь текст(да и не только они) и получаются пробелы в знаниях.
Но дело не только в студентах. Всю свою карьеру я работал в IT интеграторах, а это огромный опыт работы с различными системами. В итоге я стал широкопрофильным инженером. Часто приходится сталкиваться с айтишниками в различных компаниях и довольно часто я замечаю у них пробелы в знаниях. В айти сфере многие самоучки, в том числе и я. И у меня этих пробелов достаточно, и мне хотелось бы помочь другим и себе избавиться от этих пробелов.
Как по мне, небольшие ролики с информацией более интересны и легче усваиваются, поэтому решил попробовать этот формат. И я прекрасно знаю, что язык у меня не подвешен, слушать меня сложно, но я стараюсь стать лучше. Для меня это новое хобби, которое я хочу развивать. Раньше был микрофон похуже, сейчас в основном решаю проблемы со звуком и речью. Я хочу делать качественный контент и очень нуждаюсь в объективной критике и советах.
P.S. Некоторые посчитали, что видео формат не совсем подходит и лучше делать текстом. Я не совсем согласен, но пусть будет выбор — как видео, так и текст.
Чтобы иметь возможность работать с электронной почтой, вам нужен почтовый клиент. Это может быть как веб-клиент, допустим gmail, owa, roundcube, так и приложение на компьютере — outlook, thunderbird и т.п. Предположим, вы уже зарегистрировались на каком-то почтовом сервисе и вам нужно настроить почтовый клиент. Вы открываете программу и она запрашивает у вас данные: имя для аккаунта, ваш почтовый адрес и пароль.
После того, как вы введёте эти данные, ваш почтовый клиент попытается найти информацию о вашем почтовом сервере. Это делается для упрощения настройки подключения к серверу, так как большинство пользователей не знают адресов и протоколов подключения. Для этого почтовые клиенты используют разные способы поиска информации о сервере и настройках подключения. Эти способы могут различаться в зависимости от почтового клиента.
Для примера, Outlook использует метод «autodiscover», клиент обращается к dns серверу и спрашивает об определённой записи autodiscover, которая связана с тем почтовым доменом, который вы указали в настройках вашего почтового клиента. Если администратор настроил данную запись на DNS сервере, она указывает на вебсервер.
После того, как почтовый клиент узнал адрес вебсервера, он обращается к нему и находит там заранее подготовленный файл с настройками подключения к почтовому серверу в формате XML.
В случае с Thunderbird, почтовый клиент обходится без поиска DNS записи autodiscover, а сразу пытается подключиться к вебсерверу autoconfig. и имя указанного домена. И также пытается на вебсервере найти файл с настройками подключения в XML формате.
Если почтовый клиент не находит файла с необходимыми настройками, он попытается угадать настройки среди часто используемых. Например, если домен называется example.com, то почтовый сервер проверит, есть ли сервера с названиями imap.example.com и smtp.example.com. Если найдёт — пропишет это в настройках. Если же почтовый клиент никак не может определить адрес почтового сервера, он предложит пользователю самому ввести данные подключения.
Тогда вы заметите 2 поля для серверов — адрес сервера входящей почты и адрес сервера исходящей почты. Как правило, в небольших организациях эти адреса совпадают, пусть даже указаны через разные DNS имена, а в больших компаниях это могут быть разные сервера. Но не важно, это один и тот же сервер или нет — сервисы, стоящие за ними, разные. Одна из самых популярных связок почтовых сервисов — Postfix & Dovecot. Где Postfix выступает в роли сервера исходящей почты (MTA — mail transfer agent), а Dovecot в роли сервера входяшей почты (MDA — mail delivery agent). По названию можно догадаться, что Postfix используется для отправки почты, а Dovecot — для получения почты почтовым клиентом. Сами почтовые сервера же общаются между собой по протоколу SMTP — т.е. Dovecot (MDA) нужен для пользователей.
Допустим, мы настроили подключение к нашему почтовому серверу. Давайте попробуем отправить сообщение. В сообщении мы указываем свой адрес и адрес получателя. Теперь, чтобы доставить сообщение, ваш почтовый клиент отправит сообщение на ваш сервер исходящей почты.
Когда ваш сервер получит сообщение, он попытается найти, кому же доставить это сообщение. Ваш сервер не может знать наизусть адреса всех почтовых серверов, поэтому он обращается к DNS с целью найти специальную запись MX — указывающую на почтовый сервер для данного домена. Эти записи могут отличаться для разных сабдоменов.
После того, как он узнает адрес сервера получателя, он отправляет ваше сообщение по SMTP на этот адрес, где почтовый сервер (MTA) получателя примет сообщение и положит в специальную директорию, в которую также смотрит сервис, отвечающий за получение клиентами сообщений (MDA).
Когда в следующий раз почтовый клиент получателя спросит у сервера входящей почты о наличии новых сообщений, MDA отправит ему ваше сообщение.
Но так как почтовые сервера работают в интернете и любой желающий может к ним подключиться и отправить сообщений, а также почтовые сервера широко применяются различными компаниями для обмена важными данными, это довольно лакомый кусочек для злоумышленников, особенно для спаммеров. Поэтому в современных почтовых серверах есть множество дополнительных мер для подтверждения отправителя, проверки на спам и т.п. И множество этих тем я постараюсь раскрыть в следующих частях.
Почтовый сервер: принцип работы, способы создания корпоративной почты
Электронная почта — один из главных каналов коммуникации и удобный инструмент для работы в digital-среде. Бесперебойную передачу данных для этого вида связи обеспечивают почтовые серверы. В статье разберём, что такое почтовый сервер, как он работает, какие существуют протоколы и поможем определиться, нужен ли вам в компании персональный сервер, а также расскажем об особенностях массовых рассылок и вариантах создания корпоративной почты.
Что такое почтовый сервер, принцип его работы
Почтовый сервер представляет собой программу, которая обеспечивает доставку электронных писем — очень похоже на обычную классическую почту, только в digital-пространстве передача занимает доли секунд, а система хранения данных хорошо продумана и организована. Самые известные серверы — «Яндекс», Gmail, Mail.com и другие.
В этой системе коммуникации есть ещё один важный участник — почтовый клиент, его можно сравнить с конвертом в традиционной почте. Схема такая: пользователь открывает почтовый клиент и пишет письмо — как бы «запечатывает» послание, потом нажимает кнопку «Отправить», и письмо попадает на сервер (отделение традиционной почты, если продолжать аналогию), отсюда письмо отправляется дальше — указанному адресату.
Почтовые серверы могут использоваться как для общения в личных целях, так и для массовой рассылки сообщений. Для последних существуют собственные программы, позволяющие производить подобные операции, такие как GetResponse, Unisender, Mailchimp. Кроме того, можно создавать собственный сервер для работы.
Протоколы email-систем: что это такое и зачем они нужны
Доставить в верном направлении послание и обеспечить безопасность передачи данных позволяют специальные протоколы. Их несколько:
Преимущества собственного почтового сервера для компании
Многие организации не используют популярные серверы, а делают выбор в пользу создания собственного. Зачем это нужно? Обычно таким образом могут решать две задачи: 1) организация внутренней коммуникации сотрудников и 2) массовая рассылка (развитие значимого канала продвижения и продаж — email-маркетинг).
В чём преимущества подобного подхода? Во-первых, это безопасно. Популярные серверы — это крупные экосистемы digital-пространства с собственными инструментами защиты, но никто на 100% не уверен, что ценные сведения не попадут в чужие руки. Это особенно важно для таких организаций, как, например, банки или государственные компании, где сведения должны тщательно охраняться. Однако маленьким компаниям, у которых нет ресурсов на создание собственного сервера и обеспечение безопасности данных, проще и разумнее положиться на крупнейших представителей почтовых провайдеров. Их уровня защиты вполне достаточно для безопасного общения с клиентами и документооборота.
Во-вторых, компания с собственным сервером не зависит от доступа к интернету. Даже если возникнут перебои в работе глобальной сети, внутренняя сеть обеспечит отправку и получение данных в системе.
В-третьих, собственный сервер существенно экономит трафик на передачи больших объёмов данных.
Как создать корпоративную почту
Создание собственного сервера — удобное решение, но есть и другие варианты для организации эффективной коммуникации внутри компании. Рассмотрим основные способы. При этом следует помнить, что окончательный выбор зависит от типа бизнеса, целей, масштабов, числа сотрудников и так далее.
Бесплатный email
Регистрация электронной почты на популярном почтовом сервере (Gmail, Mail.ru, «Яндекс.Почта») позволяет решать простые задачи — общение с клиентами, обмен счетами и т. п. Обычно такой способ подходит для личных задач, однако маленькая фирма, которая только начинает свой путь в мире бизнеса, тоже может воспользоваться готовыми решениями для удобства, надёжности и в условиях дефицита ресурсов. Среди преимуществ — простота юзабилити, экономия. В числе недостатков — ограничение объёма для хранения данных, слабая защита, невозможно обозначить бренд в виде домена.
Почта на домене
В этом случае нужно зарегистрировать домен, выбрав название компании, а затем создать в любом подходящем сервисе (например, «Яндекс.Почта», G Suite, Mail.ru) почтовый ящик. Домен, созвучный с наименованием компанией, будет неизменен, а электронный адрес может отражать любые нужные данные — название отдела, фамилию сотрудника: name@company.ru Таким образом в названии почты присутствует бренд, и легко понять, от кого пришло послание. В числе преимуществ и невысокая плата (оплачивается только домен, а услуги почты, как правило, предоставляются бесплатно), широкий функционал, включающий в себя настройку фильтров, антиспама, переадресации и т. п. К недостаткам можно отнести зависимость от сервера, на работоспособность которого нельзя повлиять.
Собственный сервер
Наконец, рассмотрим вариант, о котором уже упоминалось выше, — создание персонального сервера. Это расширенная версия предыдущего способа. Здесь в вашей власти и домен, и сам сервер, что даёт больше манёвров для работы.
Можно полностью настроить работу под себя: задать резервное копирование, установить правила пересылки, ограничения по объёму и так далее. При любых сбоях можно отследить причину и оперативно восстановить систему или данные. Из минусов — значительные траты на оборудование и специалистов.
Почтовый сервер для массовых рассылок
Массовые рассылки требуют особого подхода. Такая система более сложная в организации и настройке, чем сервер, предназначенный для корпоративной почты. Существуют специальные сервисы, предоставляющие услуги по рассылке сообщений, предназначенным множеству адресатов.
Серверы для массовых рассылок имеют ряд особенностей. К примеру, первоочередной задачей является не получение писем, а отправка; количество посланий может достигать цифры в несколько миллионов за одну минуту; предусмотрены расширенная статистика, возможность отказа от получения писем и многое другое.
С подобными сервером справиться самостоятельно трудно. Они требуют больших ресурсов, а потому даже крупные предприятия предпочитают пользоваться услугами сторонних организаций и специальными сервисами для массовых рассылок (например, MailChimp, GetResponse, SendPulse и т. д.).