какую проблему поднимает автор в рассказе кукла
Какую проблему поднимает Носов в рассказе Кукла?
Какие нравственные проблемы поднимает Носов в рассказе Кукла?
Нашим дедам и прадедам тяжело вспоминалось пройденные годы войны. Автор, также шестнадцатилетним впервые ощутил тяжёлые дни оккупации и в рассказе «Кукла» описал авторскую биографию, где главного героя назвал Акимычем.
Брошенную в грязи игрушку, он сравнивает с однополчанами и в памяти всплывают ужасы войны. В первый год пришлось испытать голод с лютыми морозами. Несмотря на тяжёлые условия, делились последним куском хлеба и придавали земле друзей. А в мирные дни дети не задумываются о нравственном отношении. На месте изуродованной куклы, мог находиться человек. И фронтовик не прислушивается к собеседнику. Он с лопатой в руках закапывает игрушку, словно человека.
Главная проблема, которую поднимает Носов в своём рассказе, это безразличие в отношениях людей друг к другу.
В произведении автор нам показывает жестокость по отношению к природе.
Глубокий и грустный рассказ Евгения Носова «Кукла», проблема в нем поднята вечная, но ставшая особенно актуальной даже не в то время, когда автор писал рассказ, а в наше время. Это проблема человеческого равнодушия, человеческого безразличия, жестокости, духовной и душевной пустоты и слепоты. Люди равнодушны к окружающему их миру, они губят природу, они проходят мимо валяющейся в канаве изуродованной большой куклы, которая Акимычу напомнила человека, ребенка, он вспомнил войну, вспомнил своих однополчан, другим же она ничего не напоминает, они как бы вообще не видят ее и просто проходят мимо, как не видят и проходят мимо своих обмелевших, загрязненных водоемов.
Но больше всего потрясла автора история с куклой, которую изуродовали, истерзали какие-то хулиганы.
Акимыч говорит об учителях, но эти слова можно отнести ко всем взрослым:
Рассказ Носова «Кукла» поднимает одну из важных проблем, проблему нравственности.
Акимыч, главный герой этого рассказа, переживший войну с ее ужасами и ранение, вдруг находит кукол, над которыми надругаются какие-то хулиганы. Ему, видевшему все на войне, тяжело видеть, как образ человека, кукла ведь все же игрушечный человек, ребенок, так изуродован.
Его потрясает до глубины его души то, что все вокруг относятся к этому равнодушно: мимо проходят дети, влюбленная молодежь, учителя, а кукла так и продолжает валяться в канаве.
Людям старшего поколения, особенно живших в условиях войны, голода, холода, нужды, тяжелее всех видеть падение нравственности в обществе. Поэтому Акимыч так тяжело воспринял изуродованных кукол.
Основная проблему, которую поднимает автор в рассказе «кукла» носит больше нравственный характер.
Заключаются нравственные проблемы в том, что это качество закладывается в детей с раннего возраста, дело в том, что как дети относятся к своим игрушкам, к животным, то так же будут относиться и к окружающим когда станут взрослыми.
В рассказе Носова дети изуродовали куклу и Акимыч увидев это очень сильно расстроился и принял всё близко с сердцу. Он похоронил куклу как умершего человека, испытывая настоящее горе и не понимая как можно было сотворить такое над ничем не повинной куклой.
Проблемы нравственности, бессердечия и жестокости, а так же равнодушие проходящих мимо людей являются главной проблемой в рассказе «Кукла».
На мой взгляд главная и основная проблема, это безразличие, равнодушие.
Безразличие людей по отношению друг к другу.
Людей не волнует что кто-то переживает за то что они не замечают, или не хотят замечать.
Одному человеку больно (морально) остальным плевать на его боль.
Произведение это достаточно известное. И проблема которая поднимается в этом рассказе актуальна и в наши дни.
В рассказе описывается безразличие людей друг к другу, природе, окружающим вещам, что творится вокруг них. Конечно главному герою было трудно все это видеть.
Мораль произведения была актуальна и тогда, остра и сегодня.
Сюжет рассказа призван донести до читателя то, что люди быстро забывают то что было в их прошлом. Видимо от хорошей жизни быстро становятся черствыми и бессердечными.
Автор на примере отношения главного героя к обычной кукле, пытается показать людям на их равнодушие и невнимание к деталям, их короткую память.
Воощим то так))) чтобы сшить колготки для куколки нам понадобится:
а.).отрезаем кусок гольфа/колготок по объему куклы и длине ножек (размер может уж сами приложите к кукле)
б). разрезаем гольф/кусок колготки) посередине, предварительно сложив пополам.
Смотрим у нас должна получится деталька = длина ног куколки + длина попы
в). Вымеряем еще раз закругляем низ и обрезаем лишнее.
г). Зашиваем каждую штанину.
холодной, то это- одушевленное.
Гансвурст в Германии
Полишинель во Франции
Пульчинелла в Италии
Панч в Англии, причём выступал Панч, как правило, со своей женой Джуди
Дон Кристобаль в Испании
Карагёз в Турции
Она активно пользуется фотошопом. Валерия утверждает, что не удаляла нижние ребра. А ее талия это результат ее работы над собой. Она разговаривает со своим ДНК, кушает пюрешки (детское питание) и занимается в спортзале. ЕЕ талия всего 47 сантиметров (информация из интервью).
Мне кажется, что все-таки без операции такой тонкой талии не достичь.
Пупсика из носочка сделать довольно просто. Вариантов по созданию пупсика так много, что трудно выбрать один. Берем носочек любого размера и лучше яркий по цвету. И теперь хорошенько забиваем его синтепоном. Но только сделайте так, чтобы носочек оставался очень мягким. Теперь можно делать ножки. Для этого заправляем в иголку нитку потолще и можно выбрать нитки яркого цвета. Сшиваем носок так, чтобы был эффект ножек. Затем на животик пришиваем пуговки, чтобы наш пупсик был одет. Так же делаем и с ручками. А район головы нам надо просто перетянуть нитками в тон. Теперь занимаемся личиком. Нам можно сделать румяными щечки, а ротик и глазки мы можем просто сделать из бусин. Оптимальный вариант использовать бисер черного и красного цветов. На голову мы ничего делать не будем. Мы просто стянем носочек красивой ленточкой и резинку вывернем так, чтобы у нас получилась шапка. Шапочку так же можно декорировать на ваш вкус. Будет очень красиво. Такую игрушечку можно сделать вместе с вашим ребенком. Поверьте, ему очень понравится!
Сочинение «Нравственные проблемы в рассказе Е. И. Носова «Кукла»
Многие писатели в своих произведениях рассказывают о различных морально-нравственных проблемах, желая через художественное повествование донести до читателей их важность и заставить задуматься над их решением. В своем сочинении я хотел бы рассказать о нравственных проблемах, поднятых Е. И. Носовым в его рассказе «Кукла».
В своем рассказе Евгений Иванович Носов рассматривает такие проблемы, как равнодушие и жестокость людей друг к другу и к окружающему миру. Автор рассказывает нам о перевозчике Акимыче, прошедшего войну, контуженного и ныне работающего сторожем при школе. Писатель описывает его контузию так: «Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: дальнобойным фугасом завалило в окопе и контузило так, что и теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой». Этим описанием автор подчеркивает ужасы войны, которые пришлось пройти Акимычу.
Мне очень понравился этот рассказ. Он, хоть и очень тяжелый, и грустный, но заставляет задуматься о необходимости доброго, заботливого и неравнодушного отношения ко всему, что нас окружает.
Другие работы по этому разделу:
Рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник» однозначно является трагикомичным. Читая его, невозможно не смеяться над манерой речи Дениса, над его чертами характера, однако тихий ужас вызывает необразованность и безрассудность народа и пропасть, образовавшаяся между простыми людьми и властью.
Для каждого человека детство является одним из самых важных периодов его жизни. Ведь именно в детстве человек приобретает те или иные привычки и пристрастия. В детстве начинается формироваться характер человека, его взгляды и убеждения, поэтому тема детства затрагивалась в произведениях многих писателей. Например, Лев Николаевич Толстой на страницах свой автобиографической повести «Детство» рассказывает о мальчике Николеньке Иртеньеве, описывая его чувства и переживания.
Взаимоотношения Ольги Ильинской и Ильи Обломова, как мне кажется, изначально нельзя было назвать идеальными. Между персонажами часто возникали недопонимание и различные конфликты из-за разницы в мировоззрениях и ценностях. Эти сложности особенно заметны в представленном фрагменте.
В чем схожи и чем различаются Печорин и Вернер?
Сочинение Анализ рассказа Кукла Носова
Основным персонажем произведения является фронтовик в прошлом, Акимыч, представленный писателем в образе простого деревенского человека.
Ключевой темой рассказа представляется автором проблема отношения человека к окружающей природе, а также взаимоотношения людей в системе общечеловеческих ценностей.
Сюжетная линия произведения начинается с описания писателем природного пейзажа некогда богатых речных мест, которые в связи с негативным влиянием человека на природу, обмелели, захламляясь результатами людской неаккуратности, беспечности, безалаберности, и потеряли былую красоту.
Главный герой рассказа, будучи неравнодушным человеком, с грустью и сожалением наблюдает за гибелью природных даров, воспринимая происходящее в качестве личной трагедии, понимая пагубную и вредную деятельность отдельных представителей человечества на окружающую среду, не думающих о негативных последствиях своих деяний.
В один из дней Акимыч, работая школьным сторожем, находит в грязи придорожной канавы куклу, вид которой заставляет героя ужаснуться, поскольку над игрушкой цинично и с особой жестокостью издевались какие-то отморозки, раздев куклу, выдавив глаза, оторвав ноги, вырвав часть волос, истыкав тело сигаретными окурками.
Ветеран Акимыч, прошедший на собственном опыте лишения и трудности военного времени, переживший многочисленные людские смерти, воспринимает свою находку в качестве живого существа, родного и близкого, поэтому решает осуществить захоронение детской игрушки так, как это принято у людей, по-человечески, закопав куклу в землю.
Повествуя о событиях рассказа, писатель раскрывает неравнодушное отношение обычного сельского человека не только к окружающей природе, но и к небольшому символу его детства, имеющего человеческий вид, сломанного, искалеченного, оскверненного по прихоти жестокого человека, остро акцентируя внимание читателей к грубости, бессердечности, отсутствия милосердия и сострадания в современном обществе, необходимости чувствовать необратимость последствий, которые являются результатами человеческих негативных поступков.
Анализ произведения Кукла
Николай Носов как настоящий литератор очень любил изучать и описывать жизнь самых обычных деревенских людей, их бытовые нужны и жизненные проблемы. Писателю удавалось раскрывать каждого человека персонально со всеми, присущими только ему, мелочами. И вырисовывать все как положительные, так и отрицательные черты отдельно взятой личности.
В рассказе «Кукла» перед нами показан образ обычного трудящегося Акимыча. Шёл он как-то вдоль дороги и заметил поломанную куклу лежащую в пыли. Автор произведения представляет куклу не просто игрушкой, которую в любой момент можно сменить, выбросить или забыть, а как своего рода человеческий прообраз. Таким олицетворением Носов даёт повод, чтобы мы могли серьёзно подумать о чем-то чистом. Кукла была не только сломана, она была изувечена ожогами от сигарет, глаза были выдавленные, одежда порвана, а волосы обгоревшие.
Акимыч, когда заметил эту куклу он тут же её поднял. Скорее всего он чувствовал в этот момент сильную душевную боль, как за своего родного человека. Сразу у героя возникает желание захоронить куклу, как это положено у людей. Отношение его к кукле было слишком серьёзным, он воспринимал её как убитое, бывшее когда-то живым существо. Акимыч в произведении предстает перед нами как человек остро реагирующий на чужую боль. Ему довелось пройти войну, он видел много крови, смертей и слез. Каждый день на войне перед глазами были люди преодолевающие мучения и разного рода издевательства. И сейчас в мирное время ему становится не понятно, как можно так издеваться над вещью, которая кому-то была дорога и приносила детям радость. Сентиментальное отношение героя в сочетании с проявляющейся жалостью заставляет читателя задуматься о своем отношении ко всему, что нас окружает. Герой направляет нас на путь милосердия, сострадания и взаимной помощи не только по отношению к вещам, но и человеку, животному и природе.
Проблематика гибели природы также выделена в данном рассказе. Из-за недостойного обращения человека к природе она страдает и погибает. Реки мельчают, деревья вырубаются, животные истребляются. Все зло показано тут не только по отношению к людям и обычным предметам, но и к родным природным местам.
После прочтения рассказа приходит страшное осознание того, в каком жестоком мире и в какое безнравственное время нам приходится жить.
Волей неволей начинаешь задумываться о своем отношении и поведении ко всему.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Кукла
Популярные сегодня темы
Пейзаж Золотая осень написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени
Каждый человек в своей жизни неоднократно сталкивался с мыслью или ситуацией, в которой имело место равнодушие, отсутствие желание заниматься делом. Именно так проявляется безделье
Не смотря на то, что Иван Сергеевич Тургенев написал свое произведение Отцы и дети в далеком одна тысяча восемьсот шестьдесят втором году, оно актуально и в наше время, так как отличается немалым кругом рассматриваемых
Жанровая направленность произведения представляет собой короткую психологическую новеллу, ключевой тематикой которой является процесс духовного перерождения представителя мещанства в обыкновенного босяка.
Валентин Григорьевич Распутин является известным русским писателем. Родился в 1937 году и испытал на себе все невзгоды военного и послевоенного времени. Несмотря на все трудности, Валентин Григорьевич
Е. И. Носов. Нравственные проблемы рассказа «Кукла»
Рассказ Носова «Кукла» (или «Акимыч» — так он называется в некоторых изданиях) повествует о проблемах важных для любой области, района, школы. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становятся меньше, а, напротив, растут.
1) Особенности жанра произведения. Произведение Е. И. Носова «Кукла» относится к жанру рассказа.
3) Особенности сюжета рассказа.
— Что произошло с рекой спустя несколько лет? (река обмелела, русло сузилось, затравенело)
— Как постепенно изменилась жизнь на реке Сейме? (постепенно река обмелела, перестала быть красавицей)
— О чем свидетельствуют такие серьёзные изменения в жизни реки? (о пагубной деятельности человека вокруг реки)
— Как воспринимал перемены, произошедшие с рекой Аки-мыч? (с горестью, как серьезную трагедию)
— Какие факты биографии Акимыча и рассказчика похожи? (Оба были на фронтах Великой Отечественной войны, были тяжело ранены. )
— Как Акимыч воспринимал всё то, что происходило вокруг? (как личную трагедию)
— Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? (куклу, над которой кто-то жестоко и цинично глумился)
Рассказ Носова «Кукла» (или «Акимыч» — так он называется в некоторых изданиях) повествует о проблемах важных для любой области, района, школы. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становятся меньше, а, напротив, растут.
1) Особенности жанра произведения. Произведение Е. И. Носова «Кукла» относится к жанру рассказа.
3) Особенности сюжета рассказа.
— Что произошло с рекой спустя несколько лет? (река обмелела, русло сузилось, затравенело)
— Как постепенно изменилась жизнь на реке Сейме? (постепенно река обмелела, перестала быть красавицей)
— О чем свидетельствуют такие серьёзные изменения в жизни реки? (о пагубной деятельности человека вокруг реки)
— Как воспринимал перемены, произошедшие с рекой Аки-мыч? (с горестью, как серьезную трагедию)
— Какие факты биографии Акимыча и рассказчика похожи? (Оба были на фронтах Великой Отечественной войны, были тяжело ранены. )
— Как Акимыч воспринимал всё то, что происходило вокруг? (как личную трагедию)
— Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? (куклу, над которой кто-то жестоко и цинично глумился)
Рассказ Носова «Кукла» (или «Акимыч» — так он называется в некоторых изданиях) повествует о проблемах важных для любой области, района, школы. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становятся меньше, а, напротив, растут.
1) Особенности жанра произведения. Произведение Е. И. Носова «Кукла» относится к жанру рассказа.
3) Особенности сюжета рассказа.
— Что произошло с рекой спустя несколько лет? (река обмелела, русло сузилось, затравенело)
— Как постепенно изменилась жизнь на реке Сейме? (постепенно река обмелела, перестала быть красавицей)
— О чем свидетельствуют такие серьёзные изменения в жизни реки? (о пагубной деятельности человека вокруг реки)
— Как воспринимал перемены, произошедшие с рекой Аки-мыч? (с горестью, как серьезную трагедию)
— Какие факты биографии Акимыча и рассказчика похожи? (Оба были на фронтах Великой Отечественной войны, были тяжело ранены. )
— Как Акимыч воспринимал всё то, что происходило вокруг? (как личную трагедию)
— Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? (куклу, над которой кто-то жестоко и цинично глумился)
Урок по рассказу Е.И.Носова «Кукла»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Носов Кукла.docx
Если ты слеп, если душа твоя глуха…»
(урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)
Цель урока: 1. Выяснить нравственный смысл рассказа.
— познакомить учащихся с творчеством писателя;
— показать, какие проблемы поднимает Е.Носов в рассказе «Кукла»;
— научить устанавливать связь событий исторически-военного времени с событиями, описываемыми в рассказе.
— уметь самостоятельно делать выводы об авторской позиции;
— сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения;
— совершенствовать навык выразительного чтения.
— воспитывать в детях отзывчивость, чуткость, стремление беречь все живое на Земле;
— формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;
— воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла в сегодняшней жизни.
— Сегодня мы на уроке мы с вами выясним, какие нравственные проблемы затрагивает в своем рассказе Е.Носов. Откройте тетради, на полях поставьте оценку, на которую вы готовы сегодня работать.
«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского
человека, его нравственные истоки, отношение к земле,
природе и ко всему современному бытию»
— Итак, рассказ «Кукла» и тема нашего урока «Если ты слеп, если твоя душа глуха…». ( запись в рабочих тетрадях)
— Ваше впечатление после прочтения? Чем интересен рассказ? (заставляет задуматься нас о жизни, о том, что с нами происходит, о том, какие поступки мы совершаем).
— Для того чтобы глубже понимать творчество писателя, очень важно узнать его внутренний мир, время, в котором он жил и создавал свои произведения.
Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачёве под Курском в семье кузнеца. На рубеже 30-х годов отец с матерью поступили на Курский машиностроительный завод. И Евгений стал городским жителем. Жилось тогда трудно, в стране были введены карточки и мы, рабочая детвора, подпитывали себя едва завязавшимися яблоками, цветами акации, стручками вики, которую утаскивали у лошадей на городском базаре. В 1932 году пошел в школу. Вспоминая об этих годах, он писал: «В 1932 году пошел в школу, где нас, малышей, подкармливали жиденьким кулешом и давали по ломтику грубого черного хлеба. Но мы в общем-то не особенно унывали. Став постарше, бегали в библиотеку за «Томом Сойером» и «Островом сокровищ», клеили планеры и коробчатые змеи, много спорили и мечтали».
По возвращении с фронта осенью 1945 года Носов с пособием по инвалидности поступил в 10-й класс дневной школы, пропустив 9-й.
В гимнастерке и сапогах, с «раненой рукой и пенсионным удостоверением в кармане» он мало походил на ученика. Как сам он вспоминает, «…когда зашёл в класс в гимнастёрке, при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель. Школьники почтительно здоровались со мной – ведь я был старше многих из них на целую войну».
Закончив школу, уезжает в Казахстан, где много лет работает в газете.
Журналистские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления. Многое дало и постоянное общение с природой. Большой опыт работы в прессе подтолкнул Евгения Ивановича к писательскому делу – он начинает писать прозу. А с 1961г. становится профессиональным писателем.
В литературу пришёл не через литературные институты, а через жизнь. Его произведения зримо и живописно рассказывают об увиденном,
услышанном и пережитом.
— В рассказе вам встретилось множество слов, лексическое значение которых, наверно, было не совсем понятно. Давайте посмотрим на некоторые из них. ( по презентации)
— С чего начинается рассказ? (с описания природы)
— Почему автор начинает рассказ с описания природы? (Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).
Работа в группах: (н а выполнение задания – 5 минут)
— Каждой группе нужно зачитать фрагмент пейзажной зарисовки и ответить на вопрос: о чем повествует автор, какие для этого использует краски и художественно-выразительные средства?
«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия».
( пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, показывает через них гармонию в природе.)
«Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин,где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей. Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».
(вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представившейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей»)
— Что и чему противопоставлено в этих отрывках? (Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей. Человек постепенно губит родную природу, это беспокоит автора, он переживает. Мы видим результат бездумного отношения человека к природе и чувствуем вину перед природой за её трагическое состояние)
— Какую актуальную во все времена проблему поднимает автор? (экологическую проблему, проблему сохранения природы)
— Именно на этом фоне меняющейся природы автор знакомит нас с Акимычем.
— Кто такой Акимыч? Что связывает автора с ним? (вместе воевали, старый рыбак , сейчас садовник, сторож, сидеть без дела не может )
– Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? Прочитайте. (Куклу. «Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах».)
– Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле? (Над ней кто-то жестоко и цинично глумился: «светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».)
— С кем при описании сравнивает Носов куклу? (Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком. А ведь по-японски КУКЛА обозначает НИНГЁ, то есть «образ человека» и действительно, («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы». )
– Как Акимыч воспринимает глумление над куклой? (Как серьезную трагедию. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)
– Но ведь Акимыч уже не ребенок. Почему эпизод с куклой показался ему таким страшным? (Он напомнил Акимычу военное время.: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины». Старый фронтовик не смог спокойно пройти мимо. Растерзанная кукла, лежавшая навзничь с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле.)
Расширяя кругозор учащихся, можно сказать несколько слов о куклах:
Это мы сейчас думаем, что играть в куклы – занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. С древности куклы играли таинственную, связанную с понятиями жизни и смерти роль. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов. Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь.
Акимыч считает, что если кто-то смог растерзать куклу, то он сможет и над человеком надругаться.)
– Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла» (читает ученик)
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала.
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла.
На человека ты, кукла, вполне походила!
Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения.
-Как сам Акимыч объясняет причину людского равнодушия. (Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят).
-Что намерен сделать Акимыч с куклой? (похоронить) Зачитайте этот отрывок.
Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и
опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату. И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:
— Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение? (Он любит жизнь, переживает за все окружающее. Человек должен относится ко всему бережно и уважительно).
— Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать»? (Зла много, в одиночку с ним не справиться).
— Так кто же должен бороться со злом? (все люди)
— Первоначально Носов назвал рассказ «Акимыч», но поменял на «Куклу». Как вы думаете, почему? ( Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках. Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой. Так автор выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к природе, к окружающим людям, в том числе и к Акимычу, вкладывая его в уста своего героя.)
Рефлексия: Прочитайте пороки человеческой личности:
— Какой из этих пороков присущ неизвестному?
— А какой из этих пороков, по вашему мнению, самый страшный? (Равнодушие)
— А как вы понимаете, что такое равнодушие? ( Равнодушие – молчаливое согласие на зло, безразличие к окружающему)
— Почему этот порок самый страшный? (Равнодушие может привести к проявлению зла, жестокости и в итоге к преступлению)
— Итак, ребята, подходит к концу наш урок. У всех у вас возникли самые разные мысли и чувства по поводу рассказа и поднятых в нем проблем. Какой же вывод мы сделаем? «Если ты слеп, если душа твоя глуха, какой же ты человек?»
— Так какими же мы должны быть? (неравнодушными, милосердными).
— У меня на столе «Шкатулка мудрости», а у вас – листочки. Напишите, пожалуйста, какой урок вы извлекли из рассказа Е.И.Носова «Кукла»? О чём задумались? Или п родолжите предложения.
Хорошая жизнь – это….
Самое главное в жизни…
Нельзя прожить без…
На уроке я задумался о…
— Поставьте себе оценку за урок в нижнем прямоугольнике. У кого совпали оценки?
прочитать рассказы Е.И. Носова «Радуга», «Живое пламя»;
нарисовать иллюстрацию к любому рассказу.
написать сочинение-рассуждение «Нравственные проблемы, поднятые в рассказах Е.И. Носова».
Выбранный для просмотра документ Носов Кукла.ppt