какую пользу приносят сказки салтыкова щедрина
Сочинение «Чему учат сказки Салтыкова-Щедрина?»
Сегодня читателям Литероведа мы предлагаем пролистать страницы некоторых удивительных произведений великого русского сатирика и найти ответ на вопрос: «Чему учат сказки Салтыкова-Щедрина».
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», – писал А.С.Пушкин о всеми любимом жанре устного народного творчества. Эти небольшие произведения – поистине кладезь мудрости, источник знаний и радости. Они учат нас быть добрыми, справедливыми, трудолюбивыми, любить свою землю, свой дом, семью, помогать тем, кто нуждается в помощи и защищать слабых и обездоленных. То же самое можно сказать и о литературных сказках, которые мы с большим удовольствием читали и читаем и, конечно, будет читать. М.Е.Салтыков-Щедрин известен как писатель-сатирик. Его называли «прокурором общественной жизни». Все отрицательные стороны общественного устройства он «обвинял» не только в таких произведениях, как «Господа Головлевы», «История одного города», «Пошехонская старина», но и в «Сказках для детей изрядного возраста». Сказки Салтыкова-Щедрина были написаны за короткий срок в 80-е годы XIX века и стали итогом многолетних наблюдений автора над жизнью, общественным устройством, отношениями между людьми. Открывая книгу сказок, мы попадаем в иной мир, где есть говорящие животные, рыбы, птицы. Но читатель в их образах ясно угадывает человеческие характеры, привычки, желания. Читая эти небольшие произведения, мы многому учимся.
Например, сказка «Верный Трезор» рассказывает Трезоре, который в течение многих лет верно служил своему хозяину. За свою службу он получал миску помоев, был благодарен хозяину и за цепь, на которой сидел, и за редкую похвалу, и даже за побои. Но когда пес постарел и перестал должным образом служить, его сначала заменили другим четвероногим сторожем, а потом утопили в реке и сразу о нем забыли. Вроде бы простая история, но насколько поучительная! Автор предупреждает нас, что люди несправедливы к другим и способны за верность и многолетнюю преданность платить черной неблагодарностью. Сказка учит уважать и ценить себя, тогда и другие будут относиться к тебе с уважением.
Любой школьник, хоть раз прочитавший сказку «Премудрый пескарь», надолго запоминает ее содержание. Перед смертью родители-пескари предупредили сына, что мир полон опасностей, которые исходят и от других рыб, и от человека. Страх навсегда поселился в душе пескаря, заставил его вырыть нору, поселиться там и забыть о жизни. Всю жизнь пескарь только дрожал, даже перед смертью, когда впервые рискнул выйти из своего убежища, чтобы наконец понять, что значит жить, он тоже дрожал. Так и умер, не узнав ничего о жизни, не почувствовав ее вкуса и не поняв самого главного. В образе премудрого пескаря мы угадываем людей, которые прячутся от всяких житейских трудностей, не понимая, что тем самым опустошают свою жизнь, лишают ее смысла.
Нельзя не отметить воспитательную роль сказки «Пропала совесть». Автор рассказывает о том, как однажды пропала совесть. За этим событием последовали грабежи, разбои, ложь и лицемерие. Люди, которые находили совесть, пытались скорее от нее избавиться, потому что она мешала совершать злодеяния. Долго гуляла от человека к человеку совесть, никому не была нужна, пока однажды не решила поселиться в сердце маленького ребенка в надежде, что он вырастет порядочным человеком. Читая это произведение, легко угадать мысли писателя: он призывает беречь совесть, не терять ее, не выбрасывать, потому что человек без совести превращается в морального урода.
Какие же уроки преподают нам сказки великого сатирика? Они учат нас любить и уважать себя, ценить свою свободу, потому что жизнь без нее превращается в тяжкую муку, не терять свою совесть. Не стоит прятаться от трудностей и превращать свою жизнь в бесцельное существование – таков наказ автора. Написанные почти два столетия назад, в девятнадцатом веке, сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина остаются актуальными и в современном мире, поэтому время от времени их полезно брать в руки, перечитывать и извлекать из них те уроки, которые мы не поняли ранее, но которые полезно понять сейчас.
Сочинение: Чему учат сказки Салтыкова-Щедрина?
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.02.2020 · Обновлено 17.02.2020
(449 слов) Вопреки распространенному мнению, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин хоть и придумал понятие «эзопов язык», но никогда не доносил до читателя информацию в завуалированной от цензора форме. Писатель называл подобный подход «рабьей манерой», занимался бескомпромиссной сатирой. Автор писал на злобу дня, раскрывал социальные проблемы: кризис власти, незащищенность простого народа, бесправное положение крестьян, нравственное разложение общества, недалекость либералов.
Например, в сатирической сказке «Богатырь» самодержавная власть – образ сильного главного героя, который спит в дупле, пока враги порабощают народ. Читатель понимает, что люди, которые управляют государством, должны защищать граждан от угроз, а не бездействовать. В сказках «Бедный волк», «Ворон-челобитчик», «Самоотверженный заяц» автор изобличает властного человека, описывает его: «волк менее всего доступен великодушию»; «пренесчастнейший»; «проклятый»; «душегуб». Такие люди государственного аппарата вызывают отвращение. В них много жестокости и совсем нет человечности. Герои считают: «а ежели ты червь, так и живи, как червю жить подобает»; «кто одолеет, тот и прав». В социальной несправедливости виноваты не только люди. Писатель подчеркивает неэффективность и неповоротливость системы в сказках «Игрушечного дела людишки», «Медведь на воеводстве», «Праздный разговор». В мире бюрократической машины нет понятия личности. Прокурор из произведения «Недреманное око» оправдывает преступления членов высшего класса. Главный герой объясняет: «авторитеты»; «принцип собственности»; «не хищники, а собственники». В сказке «Орел-меценат» птица безуспешно пытается устроить «золотой век», после чего осознает, что все беды от науки. Бессмысленно заставлять людей учиться, если они не интересуются просвещением. Еще читатель понимает ужас паразитической жизни, необходимость труда для развития. Образы глупых, ленивых помещиков и чиновников М.Е. Салтыков-Щедрин раскрывает в сказках «Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил», «Кисель».
В сказках показаны не только отрицательные образы, но и положительные герои. Такие персонажи, как пискарь («Премудрый пискарь»), баран («Баран-непомнящий»), собака Трезор («Верный Трезор»), Татьяна («Древенский пожар»), Коняга («Коняга»), Иван и Федя («Путем-дорогою»), Сережа («Рождественская сказка»), Иван Бедный («Соседи) вызывают сочувствие. Бедственное положение крестьян писатель считает страшнейшим общественным пороком. Читатель осознает, что классовая несправедливость – признак отсталой цивилизации. Автор пишет: «жил – дрожал, и умирал – дрожал»; «человек постоянно в трудах находится, у того по праздникам пустые щи»; «терпим и холод, и голод»; «всем место есть, а нам…»; «для всех природа – мать, для него она – истязание». М.Е. Салтыков-Щедрин противится свойственной народу покорности, всеобщему страху.
Читатель чувствует, как автор обеспокоен моральным кризисом среди людей, тоже переживает за свое поколение. В сказках «Гиена», «Добродетели и пороки», «Дурак», «Пропала совесть» писатель противопоставляет нравственность и бездушие, показывает общество, в котором люди не видят разницы между хорошим и плохим, считают совесть «вопиющим безобразием», «болезнью».
М.Е. Салтыков-Щедрин осуждает пустословие и бездействие. В сказках «Либерал», «Вяленая вобла», «Здравомысленный заяц», «Карась-идеалист» высмеиваются «филозовы», которые хотят договориться с властью. Автор пишет: «с этим народом»; «но, разумеется, в пределах разумного (о свободе)»; «я всячески жить согласен». Читателю противно лицемерие в любом его проявлении.
Таким образом, сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина учат быть глубоким, умным, нравственным, свободолюбивым человеком.
Почему «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина предназначены «для детей изрядного возраста»? (ЕГЭ по литературе)
Сам жанр «Сказок» появился в творчестве Салтыкова-Щедрина из-за того, что он хотел обойти цензуру. Темы, которые он хотел поднять обличали власть и господствующие классы.
Так, в произведении «Медведь на воеводстве», писатель обличает правящие круги, а в «Премудром пискаре» — позиции либералов. В первом произведении рассказывается о трех правителях-медведях, два из которых старались участвовать в жизни леса, хоть какими-то способами, но у не находят расположения правителя.
Третий же не вмешивается в жизнь леса совершенно, но заслуживает похвалу. Данный рассказ как раз и критикует власть, показывает, что они на самом деле ничего не делают, при этом получают все, что захотят. Если бы Салтыков-Щедрин писал об этом открыто — такое бы точно не пустили в общий доступ.
Так же хочу отметить «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Рассказ идет о том, как два генерала попали на необитаемый остров и совершенно не могут ничего сделать, пока не находят там мужика, который покорно выполняет их просьбы и служит. Данное произведение наводит мысль о том, что такими вот мужиками и живёт вся Россия. Два генерала совершенно ничего не делают и даже когда мужик делает всё, что ему велят, хотя он даже не обязан, они не испытывают совершенно никакой благодарности. Такие как генералы наслаждаются жизнью и в конце получают всё, а обычные простые люди, которые на самом деле способны на большее, получают ровным счетом ничего.
В каждой «сказке» Салтыкова-Щедрина есть подтекст, который детям естественно не понять. Именно поэтому сказки «для детей изрядного возраста» — то есть для взрослых. Автор поднимает важные темы, скрывая их под сказочными образами. Они изображают пороки человечества, как социальные, так и нравственные. Жанр сатирической политической сказки позволил Салтыкову-Щедрину превратить литературу в собственную трибуну. Такая иносказательная форма изложения дала автору возможность обличить политические реалии, которые его не устраивали. Он не хотел мириться с этим и именно поэтому написал такие «Сказки» для взрослых.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Билет 31 Сказки Салтыкова-Щедрина
Уважаемые читатели! Все выложенные мной произведения не являются какими бы то ни ни было лирическими изысканиями или творческими трудами. Это тупо билеты по средневековой литературе, которые надо распространить для курса. Вот таким дурацкий способом. Администрацию прозары просьба не беспокоиться: как только экзамен закончится, вся эта галиматья будет удалена)
Сказка — один из эпических жанров литературы, для которого характерен глубокий подтекст. Именно поэтому к данному жанру обратился Салтыков-Щедрин. Его сказки — это отдельный, самостоятельный этап его творчества, в котором уложилось все то, что писатель накапливал на протяжении четырех десятилетий своего творческого пути. Сам он адресует свои сказки “детям изрядного возраста”, то есть взрослым людям. И к ним автор обращается довольно сурово, умно, высмеивая людские недостатки и пороки.
Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Поднимая в них самые злободневные вопросы русской действительности, писатель выступает защитником народа и обличителем господствующего класса. В сказках Салтыкова действительно есть некоторые заимствования из народных сказок. Это и волшебные превращения, и свободная форма изложения, и главные герои — представители животного мира.
Щедринская сказка, конечно же, совершенно особенная вариация сказочной формы. Писатель впервые наполнил ее острым общественным смыслом, заставил ее раскрывать драмы и комедии человеческой жизни. Мастер эзопова языка, в сказках, написанных в основном в годы жесточайшей цензуры, Щедрин использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных классов и социальных групп. Причем автор зло высмеивает не только всесильных господ, но и простых работяг с их рабской психологией. Салтыков-Щедрин беспощадно критикует терпение и безответность простого русского народа.
Хочется остановиться на сказке “Дикий помещик”, которая написана весьма саркастично и остро- умно. В ней противопоставлены представители различных социальных слоев — народ и дворяне. С едкой иронией автор пишет: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету “Весть” и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”. Разумеется, помещик этот ничего делать не умел и мечтал только о том, чтобы избавиться от “холопьего духа”.
Однажды Бог внял его молитвам, и, наконец, мужицкий мир исчез. И остался “российский дворянин князь Урус-Кучум-Кильдибаев” один. Обращает на себя внимание необычная фамилия. Подобные “многоэтажные” фамилии с тюркским звучанием были принадлежностью древних, высших аристократических родов, но под пером Щедрина она приобретает нелепое и весьма смешное звучание.
Остался помещик один. Первоначально он является нам в облике “твердого душой” непоколебимого крепостника, убежденного в природном, естественном превосходстве высших кругов над простыми, обыкновенными людьми, которые раздражают его даже своим присутствием.
Но постепенно он одичал: “. весь он, с головы да ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные. ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста еще не приобрел”. Намек вполне ясен — трудом крестьян живут баре, и поэтому у них всего много: и хлеба, и мяса, и фруктов. И оказывается, что в глубине якобы благородной личности — даже не дикарь, а примитивное животное. На человека “князь” похож только до тех пор, пока его кормит, умывает и подает чистую одежду, словом, держит в людском образе Сенька — собирательный образ крестьянина.
Но без “холопов” страдает не только помещик. Туго приходится и городу (прекратился подвоз продуктов из имения) и даже государству (некому стало платить налоги). Автор убежден в том, что создатель основных материальных и духовных ценностей — народ, именно он — поилец и кормилец, опора государства. Но в то же время Щедрин искренне сетует на то, что народ слишком уж терпелив, забит и темен. Он намекает, что господствующие силы, стоящие над народом, хотя и жестокие, но не такие уж всесильные, и при желании их можно победить.
Тематика, художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Сказка — один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII—XIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник «Сказки для детей изрядного возраста». Они, по мысли писателя, призваны «образовать» этих самых «детей», открыть им глаза на окружающий мир.
К сказкам Салтыков-Щедрин обратился не только потому, что требовалось обходить цензуру, которая вынуждала писателя обращаться к эзопову языку, но и в целях просвещения народа в привычной и доступной для него форме.
а) По своей литературной форме и стилю сказки Салтыкова-Щедрина связаны с фольклорными традициями. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, Иванушку-дурачка и многих других. Писатель использует характерные для народной сказки зачины, присказки, пословицы, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет четких временных и пространственных рамок.
б) Но используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции. Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами
современности.
Таким образом, обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков- Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.
Сказка «Дикий помещик» (1869) начинается как обычная сказка: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик. » Но тут же в сказку входит элемент современной жизни: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» — газету реакционно-крепостническую, и глупость помещика определяется его мировоззрением. Отмена крепостного права вызвала у помещиков злобу к крестьянам. По сюжету сказки помещик обратился к Богу, чтобы тот забрал у него крестьян:
«Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянуть — все нельзя, да не позволено, да не ваше!» Используя эзопов язык, писатель рисует глупость помещиков, притесняющих своих же крестьян, за счет которых они и жили, имея «тело рыхлое, белое, рассыпчатое».
Не стало мужиков на всем пространстве владений глупого помещика: «Куда девался мужик — никто того не заметил». Щедрин намекает, где может быть мужик, но об этом читатель должен догадаться сам.
Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне: «. хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой». Ирония звучит в этих словах. Далее трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский с «актерками», приглашенный
в поместье: «Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?»; генералы, которых он вместо «говядинки» угостил печатными пряниками и леденцами: «Однако, брат, глупый же ты помещик!»; и, наконец, капитан-исправник: «Глупый же вы, господин помещик!» Глупость
помещика видна всем, так как «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», казна опустела, так как подати платить некому, «распространились в уезде грабежи, разбой и убийства». А глупый помещик
стоит на своем, проявляет твердость, доказывает господам либералам свою непреклонность, как советует любимая газета «Весть».
Он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства. «Думает, какие он машины из Англии выпишет», чтоб холопского духу нисколько не было. «Думает, каких коров разведет». Его мечты нелепы, ведь он ничего самостоятельно сделать не может. И только однажды задумался помещик: «Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие. » В дальнейшем развитии сюжета, показывая постепенное одичание и озверение помещика, Салтыков-Щедрин прибегает к гротеску. Сначала «оброс волосами. ногти у него сделались, как железные. ходил все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста еще неприобрел». Хищная натура его проявилась в том, как он охотился: «словно стрела, соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест». На днях чуть капитана-исправника не задрал. Но тут окончательный приговор дикому помещику вынес его новый друг медведь: «. только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил!
— А почему так?
— А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!»
Так в сказке использован прием аллегории, где под маской животных выступают человеческие типы в их бесчеловечных отношениях. Этот элементб использован и в изображении крестьян. Когда начальство решило «изловить» и «водворить» мужика, «как нарочно, в это время через губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь». Автор сравнивает крестьян с пчелами, показывая трудолюбие крестьян.
Когда крестьян вернули помещику, «в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления и вскрикнул:
— И откуда вы, шельмы, берете. » Сколько горькой иронии в этом восклицании! А помещика изловили, вымыли, постригли ему ногти, но он так ничего и не понял и ничему не научился, как и все правители, разоряющие крестьянство, обирающие тружеников и не понимающие, что это может обернуться крахом для них самих.
Значение сатирических сказок в том, что в небольшом по объему произведении писатель смог соединить лирическое, эпическое и сатирическое начала и предельно остро выразить свою точку зрения на пороки класса власть имущих и на важнейшую проблему эпохи — проблему судьбы русского народа.
Почему в 21 веке актуальны «Премудрый пескарь» и «Карась-идеалист» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович Салтыков — Щедрин (1826 — 1889) был сыном потомственного дворянина Евграфа Салтыкова и купеческой дочери Ольги Забелиной. Он писал романы, рассказы и сказки на социальные темы. Его произведения предназначались не только для маленьких читателей, но и для взрослых людей — современников писателя. Крупнейшим романом автора признана книга «Господа Головлёвы». Но сказки Салтыкова Щедрина оставили не менее важный след в русской литературе.
«Как один мужик двух генералов прокормил» — история о том, как два генерала попали на необитаемый остров. Оба проголодались и подумали, что им нужен мужик-крестьянин, который мог бы их накормить. Желание генералов исполнилось. Они увидели мужика, который обеспечил пищей военачальников. Генералы обрадовались и угостили в благодарность своего спасителя рюмкой водки и монетой. Мораль: руководители должны ценить труд простого народа, создающего блага, которыми пользуются все.
«Премудрый пескарь» — сказка о рыбке, которая предпочитала сидеть в своей норе и ничего не делать, чтобы не ошибиться. Но жизнь пескаря прошла зря. Основной герой не сделал ничего значительного и не смог просто насладиться окружающим миром. Урок этой истории заключается в том, что нельзя спрятаться от жизни. Она дана человеку для того, чтобы действовать, а не ограничиваться своим маленьким мирком.
«Карась-идеалист» — рассказ о том, как карась мечтал рассказать щуке о морали, чтобы хищница больше не пожирала обитателей речки. А та от неожиданности открыла рот и всё равно съела маленькую рыбку-философа. Смысл сказки состоит в том, что на идеализме невозможно построить свою жизнь. Необходимо трезво оценивать мир, чтобы выжить.
«Орёл-меценат» — сказка об орле, который организовал в лесу царский двор, при котором была академия наук и популяризировалась грамота. Азбуке стали учить маленьких воронят. А снегирь писал фельетоны на придворные события. Потом птицы-учителя решили, что и царь-орёл обязан научиться грамоте. Но у него не было к этому способностей. Грозная птица обозлилась у уничтожила надоевших педагогов. Мораль: ничего нельзя навязывать. То, что подходит одному, может не принести никакой пользы другому.