какую политику проводит россия
Изменения во внутренней и внешней политике России в период правления Владимира Путина
Внешняя политика Путина
Только за последний год президент провел более 20 встреч с иностранными лидерами, дважды совершал визиты в Венгрию, Турцию, Китай, а также во Францию, Финляндию, Германию, где он пребывал на саммите G20 в Гамбурге.
Сразу же после избрания Путина президентом во второй раз в 2004 году глава государства акцентировал своё внимание и на внутренней политике. Плодами его работы стала отмена закона Ельцина о разделе продукции. Закон в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливал правовые отношения в процессе разведки и добычи минерального сырья российскими и иностранными инвестициями на территории РФ. После принятия решения об отмене данного закона в государственную казну начали поступать большие денежные средства от нефти и газа. По мнению многих экспертов, подобное решение привело к тому, что Российское государство сегодня стало по-настоящему независимым, политика Владимира Путина положила начало суверенитету.
Если кратко говорить о политике президента, то в 2016 году выдался очень сложный год. Здесь государство столкнулось с проблемами конфликта на Украине, продлением санкций со стороны ЕС, отсутствием ожидаемых результатов после Минских договоренностей.
Одним из основных успехов российского президента стало спасение Сирии. Борьба с терроризмом, уничтожение в Сирии всех, кто мог прибыть на север Кавказа под черным знаменем. Что бы было, если бы эти люди вернулись хорошо обученными и вооруженными? Более того, данная операция представляла собой ещё и поддержку легитимных властей в стране, помощь в сохранении территориальной целостности крупного государства на Ближнем Востоке и гуманитарную помощь, которая помогла сирийским гражданам выжить в подобных условиях. Всё это только укрепило позиции Российской Федерации на Ближнем Востоке и, в целом, на международной арене.
Новая политика российского президента
Лидеры многих стран, несмотря на столь громкие заявления Путина, оказали ему поддержку. Однако, большинство мировых политиков признали Путина самым агрессивным политическим деятелем во всем мире и не согласились с его речью.
Внутренняя политика Владимира Путина
Когда Владимир Владимирович ещё был премьер-министром, в 1999 году он обнародовал свою статью «Россия на рубеже тысячелетия». Когда статья вышла в свет, рейтинг Путина мгновенно обогнал рейтинг предыдущего президента Бориса Ельцина. Тогда этот показатель составлял 49%, в 2000-м году рейтинг составил 55%. С годами доверие народа только возрастало. Сегодня рейтинг главы государства высок как никогда и составляет более 80%.
Открытое письмо содержало 4 основных принципа:
После опубликования четких шагов по восстановлению государства в России началась активная борьба с олигархами, преступающими законы. Несмотря на то, что конфликт с олигархами затянулся, он закончился поражением олигархии. Одним из самых громких скандалов тогда стало дело Бориса Березовского, Романа Абрамовича, Михаила Ходорковского. В то же время происходило поддержание малого и среднего бизнеса. Поддержка малых и средних предпринимательств правительством увеличилась в несколько раз.
В этом же году президент начал проводить федеративное преобразование. Совет Федерации включал в себя губернаторов, которых назначал президент. Это не соответствовало концепции разделения власти. В середине 2000-го года в состав Совета Федерации стали входить выборные губернаторы. Также был создан Государственный совет, где губернаторы могут представлять проблемы своих регионов. Одновременно была организована административная реформа и созданы 7 федеральных округов.
В 2004-2005 году Владимир Владимирович организовал процедуру по замене социальных льгот на денежные компенсации. Например, уменьшилось число льготников, ранее пользовавшихся общественным транспортом бесплатно, за счёт увеличения их пособий и пенсий. Вначале в результате данной реформы возникла путаница, но со временем реформа принесла положительные результаты: заработная плата водителей общественного транспорта выросла, налоговые доходы увеличились, бюджетные деньги экономились за счёт отсутствия бюрократических процедур при реализации льгот для граждан. В то же время льготники получили возможность тратить денежные средства по своему усмотрению.
В 2001 в правительстве отменили налоги на покупку автомобилей, на пользователей автодорог и налог с владельцев транспортных средств. Эти виды налогов заменили на единый транспортный налог.
В 2002 году прошли судебные реформы, приняты Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы. Таким способом усовершенствовалось уголовное и гражданское право.
В 2003 году прошли реформы в земельном, жилищном и таможенном кодексах. После этих преобразований реформирование законодательства России почти завершилось.
На парламентских выборах в 2003 году победила партия главы государства «Единая Россия», которая набрала большую часть голосов. Оппозиция тогда не набрала даже 5% голосов. Всё это лишь доказало доверие и одобрение населения, а также успех политики Путина.
После произошедшей ситуации в 2004 году в одной из школ Беслана, когда произошел террористический захват школьников, начались реформы в порядке избрания губернаторов в регионах и депутатов в Госдуму. В результате глава государства взял на себя ответственность за деятельность губернаторов и все последствия. Тогда же появилась Общественная палата, которая увеличила полномочия народных избранников в Государственной думе.
В 2006 году президент Российской Федерации подписал Международную конвенцию ООН по борьбе с коррупцией, несмотря на то, что эта борьба велась с самого начала президентства Путина.
В 2008 году началось активное строительство жилья. Произошли реформы в агропромышленном комплексе. В 2014 году развитие сельского хозяйства начало развиваться ещё активнее в рамках программы импортозамещения, которая появилась после введения санкций со стороны Запада.
За время президентства Путина средняя заработная плата граждан России увеличилась с 80 долларов, как было при Ельцине, до 400 долларов. А в 2013 году средняя зарплата достигла почти 650 долларов. Хотя во время кризиса эта цифра опустилась до 400 долларов. Рост доллара во время кризиса не сильно сказался на стоимости продуктов. Также за это время влияние Запада на политику России сократилось до минимума, практически сведено к нулю. В РФ накопился золотовалютный резерв, внешние долги выплачены. Борьба с коррупцией продолжается по сей день, но уже приносит свои положительные результаты.
Единое правовое пространство в России
Первыми шагами нового президента к восстановлению России и вывода её из кризиса было установление и поддержание порядка внутри государства, укрепление «вертикали» власти и государственных институтов. Обновилась законодательная база государства. Восстановилось правовое пространство России. Проведено разграничение полномочий между органами местного самоуправления и регионами. Произошла децентрализация власти. Владимир Владимирович наметил новый путь решения проблем в обществе и назвал это «Курсом на инвестиции в человека, что означает – в будущее самой России».
Главной целью обновленной политики было и есть повышение уровня жизни населения. После намеченного курса активно началось восстановление запущенных отраслей: сельского хозяйства, образования, здравоохранения, жилищной сферы.
По результатам было закуплено более 40 тысяч единиц техники для диагностики и 30 тысяч машин скорой помощи. Примерно 1,5 миллионам женщин из бедных слоев населения и 300 тысячам детей была оказана бесплатная медицинская помощь. Это отразилось на приросте населения. В результате оказанной бесплатной медицинской помощи и благодаря материнскому капиталу значительно увеличились демографические показатели в России, выросла рождаемость. В 2010 году более 300 тысяч женщин получили материальную помощь от государства. Вплоть до 2018 года материнский капитал продолжает выдаваться женщинам для поддержания молодых семей с маленькими детьми и увеличения прироста населения.
Укрепление армии как часть политики Путина
Социально-экономическая политика Владимира Путина
Подводя итоги по президентству Владимира Владимировича, в одном из зарубежных издательств было написано: «Экономика не только вернула себе все позиции, утраченные в 90-е годы, но и воссоздала жизнеспособный сектор услуг, которого почти не существовало в советском периоде. В РФ накопился 3-ий по величине золотовалютный запас после Японии и Китая».
В 2007 году председатель КНР отметил, что в последнее время под правительством Путина в условиях социально-политической стабильности экономика государства развивается стремительно, а жизнь народа улучшается с каждым годом.
В 2008 году один из ведущих экономистов в России отметил, что РФ на фоне замедленного роста мировой экономики показала хорошие результаты. Россию можно назвать островом экономической стабильности.
Индекс развития потенциала населения вырос с 0,780 в 2000 году до 0,802 в 2005 году. Так РФ вошла в перечень государств с высоким уровнем развития населения.
Иностранные инвестиции также выросли с 11 миллиардов долларов на 2000 год до 55 миллиардов долларов на 2006 год. Отток капитала, который составлял 10-20 миллиардов долларов на 1990 год, сменился притоком до 81 миллиарда долларов на 2007 год.
Сбор зерна в среднем вырос с 65 миллионов тонн на 1996-2000 года до 80 миллионов тонн на 2006 год. Урожайность увеличилась на 25%. Производство продуктов животноводства выросло на 16%.
Великая газовая война Путина. Почему Кремль не боится риска конфронтации с ЕС
Путин считает, что вернулся в мировую политику и может диктовать европейцам свои условия. Сегодня это так, но завтра подобная тактика может обернуться для Москвы проблемами
Молдова закупила пробную партию газа в Польше. Если бы я был Путиным, то насторожился бы. Ведь в Кишиневе обычно предпочитают не идти на открытую конфронтацию с Москвой. Молдова — одна из беднейших стран Европы. Она очень зависима как от российских энергопоставок, так и от денежных переводов своих граждан, работающих в России.
Однако нынешние переговоры о новом контракте на поставки газа между правительством Молдовы и Газпромом зашли в тупик. Условия, поставленные конторой Алексея Миллера, то есть, на самом деле, Кремлем, кишиневское правительство считает кабальными. Вдобавок, больше половины газа, поставляемого Молдове, идет непризнанному Приднестровью. Решение купить газ у поляков — попытка проевропейского руководства страны прощупать альтернативные источники поставок. И если уж небогатая Молдова готова бросить вызов Кремлю, то кремлевским есть о чем задуматься.
Нынешний газовый кризис — во многом результат постепенного оживления глобальной экономики после полутора лет пандемии COVID-19. Жители Европейского союза его уже ощутили в полной мере — цена топлива на дисплеях бензоколонок меняется каждую неделю, если не чаще. Российское руководство решило использовать кризис в своих интересах: подстегнуть окончательную сертификацию и ввод в строй газопровода «Северный поток–2», разморозить контакты с Евросоюзом (для начала — для разрешения энергетического кризиса, который можно одновременно стимулировать) и приструнить Украину с Молодовой. Напомнить президентам Владимиру Зеленскому и Майе Санду, кто, так сказать, в «постпостсоветском» доме хозяин. На первый взгляд, некоторый успех уже достигнут: Киев предложил Газпрому 50-процентную скидку на прокачку газа через территорию Украины. Но на самом деле это довольно неплохо просчитанный ход украинского руководства. Если Москва согласится с предложением, то Украина получит хоть какие-то деньги плюс подтверждение сохраняющейся важности этого транзитного маршрута для европейской энергетики. Если не согласится, то у Киева появится дополнительный аргумент в дискуссиях с «понимателями Путина» в Берлине и Париже.
Газопровод польской кампании PGNiG
Фото: Bartek Sadowski/ Bloomberg via Getty Images
Но, если смотреть в перспективу, то Путину стоит поспешить с выжиманием уступок. Во-первых, центральноевропейский блок в ЕС в ближайшее время укрепит свои позиции — в Чехии по состоянию здоровья покинет свой пост пророссийский президент Милош Земан. В Венгрии в 2022 году партия Виктора Орбана может проиграть парламентские выборы. А именно Будапешт в последние годы часто выступал с дружественных Кремлю позиций. Например, конфликтовал с Киевом по поводу положения венгерского меньшинства в прикарпатской Украине. Это значит голосов в пользу блокирования пропутинских инициатив в Евросоюзе будет больше и они станут громче.
Во-вторых, можно сколько угодно смеяться над планами ЕС по созданию «зеленой энергетики», но этот сегмент мало-помалу уверенно растет. И это тоже работает против планов Кремля.
В-третьих, потенциальный соперник Эмманюэля Макрона на предстоящих в следующем году президентских выборах, публицист Эрик Земмур в случае прихода в Елисейский дворец готов вновь открыть дискуссию о возвращении Франции к использованию атомных электростанций как основы энергетической независимости страны. Политические перспективы Земмура пока неясны, но его призывы находят все больше отклика среди беднеющих деревень и небольших городов Франции. Если французы задумаются о возвращения к атомной энергетике, то это может стать сигналом для других европейцев.
В-четвертых, рано или поздно ЕС придется обратить внимание на Соединенные Штаты, главного бенефициара сланцевой революции, как на потенциального поставщика сжиженного газа. Если администрацию Байдена через три года сменят республиканцы, то это станет более чем вероятным. Кажущийся сегодня таким сложным вопрос строительства в Европе новых терминалов для СПГ завтра может оказаться вполне решаемым.
Внешняя политика России в 2021 году: десять практических задач
Не надо быть пророком, чтобы предсказать — наступающий год будет трудным для всех стран мира. Возможно, не таким драматическим, как год уходящий, но все же очень трудным. Многочисленные эксперты уже соревнуются в составлении списков разнообразных угроз и вызовов, с которыми в 2021 г. придется иметь дело человечеству в целом и отдельным государствам в частности. Россия, конечно же, не исключение; представления о нашей стране как об «острове стабильности в бушующем океане перемен» безнадежно устарели. Вызовы и угрозы не обойдут Москву стороной и потребуют от руководства страны адекватных ответов.
Естественно, большинство этих ответов надо будет искать в сфере внутреннего экономического и социального развития – даже если заниматься этими поисками не очень хочется. Но и для внешней политики уготовлены серьезные испытания.
Попробуем сформулировать основные внешнеполитические задачи, решение которых можно было бы считать успехом внешней политики России в предстоящим году. При этом постараемся оставаться на почве реальности, не предъявляя этой политике требований, которые она заведомо не сможет выполнить (начало новой «перезагрузки» отношений с Западом, решение территориальной проблемы с Японией или вовлечение Украины в Евразийский экономический союз).
Отдельно отметим, что речь идет о внешней политике в целом, а не только о дипломатии, что означает, что далеко не за все из нижеперечисленного должно взять на себя ответственность исключительно Министерство иностранных дел России. Тут есть чем заняться и Министерству обороны, и министерствам экономического блока, не говоря уже об Администрации Президента. Решение некоторые из задач предполагает включение частного сектора, институтов гражданского общества и экспертного сообщества. Иными словами, попробуем сформулировать несколько национальных, а не ведомственных приоритетов.
Ясно, что в этом списке отсутствуют задачи, связанные с возможным появлением на российских внешнеполитических горизонтах тех или иных «черных лебедей» — непредвиденных изменений в международной обстановке, на которые Москве так или иначе придется реагировать. Также понятно, что не все пункты приведенного выше списка буду выполнены, а сам список может восприниматься как субъективный и далеко не полный. Тем не менее, представляется возможным предположить, что, если хотя бы половина из перечисленных задач будут решены, то следующие двенадцать месяцев можно будет по праву считать вполне успешными для российской внешней политики.
Без эмоций: как изменились приоритеты российской внешней политики в 2020-м
Уходящий год выдался тяжелым и необычным во всех сферах жизни и человеческой деятельности. Специально для «Известий» краткие итоги 2020-го в области международных отношений подвел научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, программный директор Валдайского клуба, политолог Тимофей Бордачев.
Уйти в себя
Нравится это нам или нет, но особый характер 2020 года, причиной которого стала глобальная пандемия коронавируса, сделал его для российской внешней политики временем закрытия одних глав и открытия других, не менее интересных и перспективных. Заметно изменилось восприятие в России привычных сюжетов, которые годами вызывали дипломатическую озабоченность. Причина достаточно проста: вынужденная самоизоляция позволила существенно сократить зависимость от устоявшихся представлений и мнения о себе со стороны не только противников, но и друзей.
«Конструктивный диалог» с США, «партнерство» с Европейским союзом, якобы «необходимость» поддерживать какие-то особые отношения с Германией или странами бывшего СССР, несмотря на их собственное, порой весьма провокативное поведение, — всё это, при спокойном пандемийном рассмотрении, оказалось такой ерундой, что даже удивительно, почему вызывало столько эмоций совсем недавно.
На фоне реальных проблем и опасностей, которые вдруг стали угрожать жизни граждан России в их собственных городах, весь багаж, или балласт, внешнеполитических связей, ожиданий и обязательств окончательно перешел из категории «активы» в группу «пассивы» российской внешней политики.
С этой переоценкой ценностей связана на удивление спокойная реакция Москвы на выход США из Договора по открытому небу, поведение вроде бы дружественной Германии в ситуации вокруг фигуры российской оппозиционного публициста в сентябре, новые санкции «из ада», которые США вводят или грозятся ввести против России, удивившая многих решительность в ситуации вокруг Белоруссии и не менее неожиданная для Запада тонкость в решении карабахского вопроса.
В первую очередь такой очевидной переоценке способствовало неизбежное замедление контактов в условиях карантинных ограничений. Во внешней политике невозможно открывать или закрывать проекты, многое зависит от инерции взаимодействия между партнерами и часто такой инерции подчиняется. Поэтому, когда для продолжения «конструктивного диалога» возникают непреодолимые форс-мажорные препятствия, появляется уникальная возможность оценить, насколько необходимым является сам этот диалог.
Будем жить
В уходящем году российская внешняя политика четко обозначила свои приоритеты — это выживание и развитие страны как самостоятельной державы в условиях враждебного отношения Запада. Несмотря на то что сейчас принято говорить о якобы неопределенности в международных делах, здесь всё понятно: намерения США и их европейских союзников состоят в максимальном ослаблении России и разрушении ее политического режима.
Для США это важно в контексте их стратегического противостояния с Китаем. Прочные военно-политические отношения с Россией являются для Пекина гарантией того, что он не останется один против всего Запада. Не случайно в 2020 году активизировались разговоры о возможности формального военного союза Китая и России. Пока глава российского государства определил такое развитие событий как не обязательное. Но координация военной политики двух стран всё более отчетлива. Китай и Россия никогда не выступают с внешнеполитическими инициативами, которые противоречили бы интересам друг друга. Этим не может похвастаться даже известное своим единством сообщество стран Запада.
20 лет внешнеполитической деятельности Путина: Чего удалось добиться
Владимиру Путину исполнилось 67 лет. Дата не круглая. Но события в мировой политике разворачиваются так стремительно, что даже за один год можно совершить немало ошибок или достижений.
Успехи последнего года: Венесуэла, Иран и Турция
На протяжении всего этого времени активизировались контакты со странами ЕС, чьи лидеры намекают на необходимость снять санкции. Россию уже вернули в ПАСЕ и планируют возвратить в G8. Наметился прогресс в Украине, где к власти пришёл человек, готовый говорить с Путиным о мире в Донбассе. Расширяется Астанинский формат по Сирии — к нему присоединились Иордания и Египет. В июле в Турцию прибыли первые системы ПВО С-400.
Российские Ту-160 в Венесуэле. Фото: Marcos Salgado/Globallookpress
Предотвратил распад России
Жёсткая и бескомпромиссная борьба с терроризмом, которую западные и либеральные журналисты часто критикуют, позволила России остаться субъектом, а не превратиться в объект мировой политики, как ряд ближневосточных стран.
Make Russia great again
Россия находится на втором месте по объёму экспорта вооружений. Системы ПВО С-400 купили Китай и Турция, ими интересуются в Иране, Индии, Саудовской Аравии и Катаре. Такой же интерес у зарубежных партнёров вызывают истребители Су-35 и Су-57.
Энергетическая держава
При Путине Россия восстановила и статус энергетической державы. Объёмы поставок газа растут. В Евросоюз строятся «Северный» и «Турецкий» потоки. Этому не смогли помешать ни санкции США, ни развитие «зелёной энергии» в Европе, ни даже американские поставки СПГ в Польшу и Испанию.
«Северный поток — 2». Фото: Zamir Usmanov/Globallookpress
Реанимированный великодержавный статус доказывает присутствие России во всех регионах мира. Москва в разной степени присутствует во всех десяти наиболее острых международных конфликтах.
Присутствие в мире: От Венесуэлы до Китая
При Путине России удалось вернуться в оставленные после 1991 года традиционные сферы влияния — Латинскую Америку и Африку. Под носом у США в Венесуэле красуются бомбардировщики Ту-160. Европейские и американские СМИ пугают читателей российскими базами в ЦАР и Ливии. В одном из подкастов FT, посвящённых усилению России в Африке, говорится: «Мы не знаем, что они там делают, но нам это не нравится».
В этом месяце в Сочи впервые пройдёт саммит «Россия — Африка». Нечто подобное, правда, на уровне глав МИД, уже не первый год происходит с ближневосточными странами. А в апреле в Москве состоялся шестой форум России и Лиги арабских государств (ЛАГ).
Арктика объединила Россию, ЕС и КНР
Говоря о присутствии России в мире, не стоит забывать об Арктике. Путину удалось привлечь страны Европы (Франция) и Азии (Япония и Корея) к освоению арктических месторождений газа. Китай тоже вовлекается в регион. В Пекине уже сказали о необходимости встраивания «Северного морского пути» в проект «Один пояс. Один путь». И все эти бизнес-проекты накладываются на военную гегемонию России, у которой ледокольный флот превышает все береговые страны вместе взятые.
Принуждение Эрдогана к миру
Сирийский конфликт поставил Москву и Анкару на грань войны. Однако мудрость и выдержка опытного российского президента не только позволили избежать обострения, но и вынудить Реджепа Эрдогана сформировать временный альянс с Россией, даже рискуя членством в НАТО.
Возвращение «блудных сыновей» в Евразию
В Европе успехи более скромные, а кому-то даже может показаться, что здесь у нас полный провал. С началом украинского конфликта Россия находится под санкциями ЕС, что ударило по отечественной экономике. Но Москва не согнулась, совершила поворот на Восток и успешно реализовала импортозамещение в сельском хозяйстве. Более того, попытки Брюсселя включить Украину в ЕС ещё больше убедили Кремль в необходимости создания своего геополитического проекта — Евразийского союза — вместо того, чтобы самому становиться частью Европы. Несмотря на проблемы с Грузией и Украиной, Евразийский союз развивается. На последнем саммите ЕАЭС в Ереване поучаствовал президент Молдовы, в его состав готовится вступить Узбекистан.
Стоп «цветным революциям»
Многополярность и традиция