какую память развивает музыка
Как музыка влияет на интеллект: популярные мифы и научные гипотезы
Вокруг влияния музыки на обучаемость и интеллект появляется много мифов. Самый распространенный из них слышал, пожалуй, каждый: если ребенка с рождения заставлять слушать Моцарта, он вырастет талантливым. Так ли это?
Когда и как появились устойчивые представления о том, что музыка влияет на ум?
Разбираемся в устройстве популярных мифов: ищем доказательства или развенчиваем их.
Эффект Моцарта — от научной гипотезы.
В 2007 году книги нейробиолога и психолога Дэниэла Левитина «This Is Your Brain on Music» и невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Musicophilia: Tales of Music and the Brain» попали в список бестселлеров New York Times. Тема влияния музыки на мозг стала популярной, как никогда.
Но так называемый «эффект Моцарта» впервые описали ещё в 1991 году — французский исследователь Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» рассказывал, что с помощью музыки Моцарта можно «тренировать» мозг: якобы звуки определенной высоты помогают его восстановлению и развитию.
Тема получила продолжение в 1993 году — трое ученых, Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай (Frances Rauscher, Gordon Shaw и Catherine Ky), изучили эффект воздействия музыки Моцарта на пространственное мышление. Респонденты проходили стандартные тесты на проверку абстрактного пространственно-временного мышления в трех состояниях: после того, как они в течение десяти минут слушали сначала «Сонату для двух фортепиано ре-мажор, К.448» Моцарта, после инструкции по релаксации, и, наконец, когда сидели в тишине.
Исследование показало недолговременное улучшение пространственного мышления — в качестве инструмента для замера использовались некоторые задания из теста на уровень IQ Стэнфорд-Бине, где испытуемым нужно было искать недостающие детали или представлять себе, как взаимодействуют между собой фигуры различной формы.
Ученые смотрели только на один из множества блоков теста на IQ — оказалось, что пространственное мышление действительно улучшается, причем значительно: на 8-9 баллов. Правда, ненадолго: так называемый «эффект Моцарта» длился всего 10 минут.
… к популярному мифу
Поэтому ученые не делали вывода о том, что под воздействием музыки развивается интеллект человека. Они лишь отметили временное улучшение одного из типов мышления. Более того, никаким исследовательским группам после не удалось повторить результаты Раушэр и ее коллег.
Но идея оказалась на редкость живучей и плотно закрепилась в общественном сознании — настолько, что к «эффекту Моцарта», приводящему к росту IQ (о чем в первоначальном исследовании не было сказано ни слова), стали относиться, как ко всем известному факту. Важные оговорки из первоначального исследования (непродолжительность эффекта, невозможность повторить результаты без точного воспроизведения всех первоначальных условий эксперимента) благополучно забылись.
Более того, эксперименты, проводившиеся «по следам» исследования Раушэр показали, что дело, возможно, вовсе не в Моцарте и даже не в музыке. Людям, которым нравится Шуберт, предлагали послушать Шуберта, а потом выполнить пространственно-временные задания. Людям, которые любят Стивена Кинга, предлагали послушать его произведения, а потом решить те же задачи. И в том, и в другом случае ученые обнаружили улучшение способностей к решению заданий.
Так появилась ещё одна гипотеза — возможно, слушая то, что ему нравится, человек приободряется, у него улучшается настроение, он входит в «состояние ресурса», и поэтому лучше справляется с заданиями. А Моцарт тут, вполне может быть, и ни при чем.
Играть — не слушать
Итак, твердых научных доказательств того, что пассивное музыкальное потребление может улучшить когнитивные способности, нет. Но есть и другое расхожее представление о музыке и её связи с интеллектом — игра на каком-либо музыкальном инструменте делает человека умнее.
Такие гипотезы начали появляться ещё в первой половине XX века — например, в работе «Relationships Between Intelligence, Scholastic Achievement, and Musical Talent» («Взаимосвязь между интеллектом, достижениями в учебе и способностями к музыке»,1937 год) её автор, Верне Росс (Verne Ralph Ross), предположил, что уровень IQ и музыкальные способности связаны, и что изучение музыки положительно влияет на развитие интеллекта.
Современные исследования показывают, что игра на музыкальном инструменте вряд ли влияет на общий IQ, но может улучшить отдельные функции мозга — память, вербальный интеллект, грамотность, чувствительность к звукам и речи.
Игра на музыкальных инструментах создает новые нейронные связи в мозгу и, как следствие, может положительно повлиять на уровень IQ. Почему это происходит, до конца неизвестно. Одно из возможных объяснений — музицирование затрагивает сразу несколько систем в организме: визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные. Причем все они должны синхронизироваться и работать в абсолютной гармонии друг с другом — только тогда человек сможет хорошо играть.
Фото Tristan Loper CC
Несколько экспериментов
В 2015 году в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты исследования развития мозга у двух групп подростков из одной школы в Чикаго: первые учились музыке, а вторые проходили подготовку на юниорскую военную программу (Junior Reserve Officer Training Corps program).
Ученые использовали методы нейропсихологии и замеряли то, как мозг подростков, участвующих в эксперименте, воспринимал и реагировал на речь после трех лет обучения по выбранному направлению. Ученые предположили, что подростки — самая интересная фокус-группа для такого эксперимента, так как в подростковом возрасте мозг продолжает активно развиваться. Поэтому к концу эксперимента, когда ученые делали контрольные замеры, все респонденты так или иначе улучшили свои показатели, но именно в разнице и заключалось самое интересное: студенты из «музыкальной» группы развивались быстрее и интенсивнее, чем те, кто проходил военную подготовку.
Раушэр, описавшая «эффект Моцарта», провела и другое исследование. Группа дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет шесть месяцев училась играть на пианино. Спустя это время оказалось, что те ученики, которые обучались игре на музыкальном инструменте, на 30% лучше справляются с тестами на пространственное мышление, чем дети без музыкального образования. Замер был сделан спустя 24 часа после окончания музыкальных уроков, и дальнейшие тесты не проводились. Поэтому информации о том, сохраняется ли этот эффект, нет. Раушэр, однако, предположила, что игра на музыкальном инструменте помогает разобраться в таких естественных науках и математике.
Есть много объяснений для этого эффекта: например, теория нейронных связей и теория ритмов. Первую предложили Гордон Шоу (Gordon Shaw) и группа исследователей из Калифорнийского Университета: по их предположениям, за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.
Вторую теорию выдвинул британский ученый Лоуренс Парсонс (Lawrence Parsons) и его коллеги: в основе теории лежит понятие «мысленного вращения» (mental rotation), то есть возможности человека представить себе двух- и трехмерные объекты и мысленно вращать их.
Мысленное вращение и чувство ритма, считает Парсонс, возможно благодаря мозжечку — части мозга, отвечающей за точную, мелкую моторику. Соответственно человек, занимающийся музыкой и развивающий своё чувство ритма, параллельно развивает и способность решать задачи с «мысленным вращением», которое, в свою очередь, связано с пространственно-временным мышлением.
Изучение связи музыки и интеллектуального развития — интересное исследовательское поле, где пока нет четких ответов, но уже есть много мифов. Параллельно с нейропсихологическими, когнитивными, физическими и другими разработками идут и социокультурные исследования. Они, в свою очередь, выдвигают предположение, что связь музыки и интеллекта — не биологическая, а социальная.
Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:
Музыкальная память: приемы развития и основы быстрого запоминания
1. Исследования 2. Развитие в детском возрасте 3. Великие музыканты 4. Приемы эффективного запоминания музыкальных произведений 5. Влияние комплексных и систематических занятий
Запоминание музыкальных произведений в повседневной жизни получается спонтанно, и мы часто не задумываемся о механизмах, воскрешающих в нашем сознании музыку, ритм, слова песен. Однако удерживание в сознании произведений музыки и последующее их воспроизведение имеет свои законы и принципы действия.
Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом.
Музыкальная память является значимой частью музыкальных способностей, таких как музыкальный слух и чувство ритма. При этом она характеризуется сохранением не только самого произведения, но и ассоциаций эмоций и переживаний человека в моменты прослушивания или проигрывания музыки. В этом ее уникальность и специфичность как процесса мозговой активности человека.
Исследования
Музыка занимает в жизни общества важную роль, и многие выводы о развитии музыкальных способностей появились несколько сотен лет назад. Однако научные исследования связи способностей к музыке и других психических активностей человека ведутся с момента развития психологии. Как и в любом другом научном направлении, в вопросе выделения музыкальной памяти в отдельную структуру существовало 2 точки зрения:
На сегодняшний день существует распространенная и получившая свое подтверждение в дальнейших исследованиях точка зрения, которая заключается в следующем:
В большинстве случаев самым главным ресурсом в запоминании музыки является слуховая, затем по значимости идут тактильная и двигательная память.
После прояснения сути феномена ученые заинтересовались вопросами ее развития. Римский-Корсаков писал, что музыкальная память дана нам от природы и какому-либо улучшению поддается плохо. Однако большая часть ученого сообщества склонялась к мнению, что музыкальная память, как и остальные виды памяти человека, поддается развитию, и существуют эффективные методы, дающие положительный результат при регулярном использовании.
По мнению Н. Рубинштейна, методы на развитие способностей к музыке должны основываться на понимании и осознании произведения, а не на бездумном заучивании и проигрывании.
Развитие в детском возрасте
Для полноценного развития музыкальной памяти важно не забывать и про другие стороны личности ребенка, прямо или косвенно связанные с музыкальными способностями.
Большое значение в этом вопросе приобретает ритмика. Существуют отдельные методы обучения движениям в такт музыке, тренировки координации.
Великие музыканты
В истории известна феноменальная, крайне редко встречающаяся музыкальная память, которая заложена с рождения и проявилась без какого-либо предварительного развития в раннем детском возрасте. Таких музыкантов мы знаем, их имена запомнились на века.
Приемы эффективного запоминания музыкальных произведений
В.И. Муцмахер разработал методы развития памяти, заключающиеся в приемах интеллектуальной деятельности человека, помогающих запомнить музыкальный текст:
И.Гофман предложил формулу простейшего запоминания музыки. Она состоит из 3 частей:
Влияние комплексных и систематических занятий
Музыкальная память соединяет в себе двигательное и художественное мышление, и совершенствование одного без другого не сможет дать нужного эффекта.
Когда исполняется музыкальное произведение, задействован весь прошлый опыт исполнителя. Чем больше в арсенале вариантов исполнения, тем качественнее будет выполнено произведение, и тем увереннее будет чувствовать себя музыкант.
Эффект Моцарта: как музыка влияет на мозг и помогает ли она развивать интеллект
Музыка всегда была чем-то большим, чем развлечение. Еще древние говорили о влиянии созвучий на тело и поведение человека, а сегодня некоторые направления используются для борьбы за социальную справедливость. Интересуется музыкой и современная наука: ученые проводят эксперименты, чтобы выяснить, как она воздействует на мозг и какую пользу может нам принести. «Нож» рассказывает, почему уроки музыки пригодятся каждому и можно ли повысить IQ, слушая классику.
Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?
Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.
Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.
Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.
Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?
Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, считает, что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга. Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты получили и другие ученые. Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.
Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.
Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.
Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов. Воздействие сонаты Моцарта сравнили с эффектом знаменитого Адажио Альбинони, и оказалось, что, хоть это произведение и не назовешь простым, оно не помогало решать задачи лучше.
Соната для двух фортепиано ре мажор Моцарта, воздействие которой изучал Шелленберг
Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.
Так что если вы хотите слушать музыку с пользой для себя, выбирайте любую, лишь бы она нравилась именно вам, и положительный эффект — хорошее настроение — не заставит себя ждать.
Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться
Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.
Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.
В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.
Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.
Как уроки музыки развивают эти способности? Есть несколько версий. Во-первых, игра на инструментах — комплексный процесс, требующий множество навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует умение декодировать любые тексты, поэтому нарастить богатый словарный запас становится проще. С другой стороны, родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание. Возможно, они больше следят не только за тем, чтобы ребенок регулярно репетировал, но и за тем, как он делает школьные домашние задания или читает. Здесь, конечно, важно не переусердствовать: уроки из-под палки еще никого не сделали счастливым.
Еще один важный момент — мотивация. Ученые недаром работали с детьми, которые не бросили фортепиано или скрипку в течение как минимум трех лет. Вероятно, у них высок и общий уровень мотивации к учебе, они не отказываются от сложных задач при первых трудностях, отсюда и успех.
Похожее исследование проводят ученые из Университета Южной Калифорнии в течение 5 лет. Они наблюдают почти за 70 детьми из небогатых семей, живущих в окрестностях Лос-Анджелеса. Треть участников наблюдений играли в молодежном оркестре, и время от времени всех детей обследовали с помощью МРТ. Ученые обнаружили, что спустя два года занятий структуры мозга «музыкантов» и «немузыкантов» различались. У детей, которые играли в оркестре, активнее развивались зоны, связанные с обработкой звука.
Их мозг работал по-другому и в ситуациях, не связанных с музыкой. Детям предлагали выполнить тест Струпа: им показывали карточки с названиями цветов и оттенков, но при этом цвет надписи и название цвета не совпадали (например, слово «красный» было написано зеленым). Оказалось, что при выполнении задания у оркестрантов нейронная активность выше. Впрочем, дело может быть не только в музыке: подобный эффект наблюдался и у детей, которые активно занимались спортом. Возможно, развитию мозга способствует не столько музыка, сколько наличие хобби и связанной с ним мотивации, вовлеченности в работу команды.
Не только дети: как музыка помогает взрослым?
Итак, тем, кто с детства играл на скрипке, пел в хоре или записывал с одноклассниками рэп, крупно повезло. Но значит ли это, что для взрослых все потеряно? Конечно, нет. Увлечение музыкой не только делает взрослую жизнь ярче, но и защищает мозг от неизбежных возрастных изменений.
Играть или петь полезнее, чем просто слушать. Ученые выяснили, что у тех, кто когда-либо в жизни играл на музыкальных инструментах, в среднем реже развивалась деменция.
Почему так происходит, ученые пока не знают. Возможно, занятия музыкой прокачивают много навыков одновременно — этим иногда объясняют и ее пользу для детей. Есть и другая версия: музыка усиливает способность мозга компенсировать пробелы в работе одних областей с помощью других.
К похожим выводам пришли испанские исследователи. Проанализировав 13 научных работ, они подтвердили: музыкальные занятия действительно помогают сохранять ясность рассудка в зрелом и пожилом возрасте. Они улучшают внимание, способность к рассуждению и скорость обработки информации. При этом у взрослых этот эффект, увы, не накапливается — когда человек перестает играть или петь, все бонусы быстро сходят на нет.
Еще одна сфера, где музыка незаменима, — профилактика бессонницы и других проблем со сном. Прослушивание музыки по вечерам действительно успокаивает и помогает легче засыпать, причем этот эффект накапливается. Какую же музыку лучше слушать перед сном? Тут мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что эффективны только композиции в медленном темпе (около 60 bpm).
Впрочем, судя по опросу, который провели Виктория Уильямсон и ее коллеги, засыпать помогает самая разная музыка. 650 респондентов назвали 545 исполнителей в 14 разных жанрах, которых чаще всего слушают, чтобы расслабиться и уснуть. Чаще всего опрошенные упоминали произведения Иоганна Себастьяна Баха, а второе место занял Эд Ширан, обогнав Моцарта. Главное, чтобы композиция не вызывала ярких воспоминаний: слушать перед сном «вашу песню» вскоре после расставания — явно не лучший выбор.
Это далеко не все доводы, говорящие о пользе музыки в любом возрасте. Мы не упомянули, например, о музыкотерапии, эффективно помогающей людям с различными заболеваниями. На протяжении тысячелетий не меняется главное: ритм и мелодия по-прежнему способны воздействовать на нас. Слушайте, играйте и пойте песни, которые вам нравятся, ведь это один из самых приятных способов позаботиться о себе в будущем.
Музыкальная память. Виды музыкальной памяти и способы ее развития
Музыкальная память — что это такое
Музыкальная память – это термин, которым обозначают способность музыканта запоминать и подбирать мелодии по памяти. Это очень важный навык, которым должен обладать любой гитарист, клавишник и кто бы то ни было, связанный с игрой на инструменте. Сюда включается как мышечная, так и мелодическая, а также интервальная память. В данной статье мы подробно разберем каждый аспект этой области, дадим практические советы и поможем добиться максимальной отдачи от вашей памяти.
Краткосрочная и долгосрочная память
Для начала, давайте разберемся, какие вообще виды памяти бывают, и какой из них нам потребуется использовать для развития и проделывания прогресса.
Краткосрочная память – это тип, который может вместить в себя от 5 до 9 аспектов одновременно, и сохраняет их в голове на протяжении примерно 30 секунд. Данный тип подходит для тех, кто играет с листа, без предварительной подготовки, однако для тех, кто хочет запоминать мелодии хорошо, он не подходит совершенно точно.
Долгосрочная память – ключ к тому, как развить музыкальную память. Это тот самый тип, который запоминает события, произошедшие несколько лет назад, а также позволяет запомнить материал, выученный очень давно. Именно эту область мы и будем тренировать в нашем случае.
Виды музыкальной памяти
Мышечная память
Развить мышечную память можно долго повторяя и делая упражнения на инструменте. Таким образом вы заставите мышцы, а не мозг запоминать все движения, и в дальнейшем он будет считать логичным простроить их именно так. А из-за специфики расположения нот на гитаре это будет только играть нам на руку.
Однако не стоит полагаться на нее полностью. Виды музыкальной памяти не ограничиваются одной только мышечной. Это чистая автоматизация, которая не позволит вам понимать, как строится музыка, как она сочиняется и производится. Поэтому наравне с мышцами вам стоит развивать и мозг.
Концептуальная память
Концептуальная память строится на том, как музыка работает. Какие ноты сочетаются между собой, какие ступени существуют, как выстраивать гармонию и так далее. Она развивается только одним путем – разучиванием музыкальной теории и сольфеджио.
Визуальная память
Данный тип больше актуален для тех, кто привык читать ноты с листа. Развитие музыкальной памяти этого типа невозможно без знания нот – иначе вы просто рискуете ничего не понять и не запомнить. Вам потребуется выучить их и после этого научиться читать с листа. Визуальная память работает таким образом, что вы запоминаете картинкой каждый из листов, и после этого воспроизводите его из головы. Кроме того, благодаря нотам вы запоминаете, как двигаются ноты – вверх или вниз, и исходя из гармонии можно предугадать, какая из нот будет следующей.
Вы можете воспользоваться приемом. Просмотрите весь нотный лист от трех до пяти раз, после чего визуализируйте его с закрытыми глазами. Вспомните все, начиная от написанных нот до текстуры и цвета бумаги. После этого повторите то же самое до тех пор, пока не сможете сделать это максимально точно. Это потребует концентрации, однако поможет развитию визуальной памяти.
Память для клавишников
Есть еще один тип визуальной памяти, больше помогающий клавишникам. Он заключается не в том, чтобы запоминать ноты, но запомнить расположение рук на инструменте. Ее можно развить тем же самым способом, что и визуальную память с листа. Стоит сказать, что эта память может развиваться и для других инструментов, однако это будет более сложно.
Фотографическая память
Фотографическая память выглядит одним из лучших видов музыкальной памяти. В теории – да. Вы смотрите на лист один раз – и после этого играете все так, словно учили всю жизнь. Да, это круто. Проблема в том, что людей с такими талантами попросту не существует. Есть только один пример – да и то он не объяснен до конца, поэтому займитесь развитием визуальной памяти и не позвольте мифам дезинформировать вас.
Слуховая музыкальная память
Этот тип памяти опирается на ваш навык запоминать и воспроизводить мелодии. Это крайне эффективный вид при подборе каких-либо песен, а также при воспроизведении и объяснении музыки. Один из наиболее простых способов развить его – это петь мелодии. Пойте их каким-нибудь звуком, например, «ла». Пропевайте знакомые песни и после этого пытайтесь воспроизвести их таким образом. Либо проигрывайте ее у себя в голове, стараясь полностью повторить все участки.
Итогом этого, в идеале, должна стать ваша способность диктовать музыку. Иначе говоря, вы будете способны писать ее, базируясь только на том, как звучат ноты в теории – даже без какого-либо их воспроизведения. Если вы слышите ноту в голове, но не можете найти ее на инструменте – это не очень хорошо.
Относительный шаг
Этот навык очень поможет в развитии памяти музыкальной композиции. Вам требуется запоминать, насколько две или более ноты различаются между собой в плане интервалов и высоты. Обычно развить этот навык помогает обыкновенное пропевание мелодии. Это скорее тренировка, чем реальная память, однако оно точно может помочь.
Развитие музыкальной памяти. 4 наиболее эффективных способа
Практикуйтесь осознанно
Наиболее очевидный шаг среди всех процессов развития музыкальной памяти. Осознанные репетиции и обучение, с пониманием того, что вы делаете, даст гораздо больше плодов чем просто повторение одного и того без какого-либо понимания. Именно поэтому мы рекомендуем вам тщательно разбирать каждый аспект ваших упражнений и песен – это поможет развить память музыкальной композиции. В идеале вы должны визуализировать в голове каждый свой шаг и пропускать музыку через себя.
Организуйте процесс
Структурируйте все, что вы делаете. Каждое упражнение, гамму, пентатонику и так далее – для того, чтобы лучше запоминать их. В идеале они все должны переходить из одного в другое и идти непрерывно.
Кроме того, при выполнении задач отложите все остальные дела – поставьте телефон на беззвучный режим, выйдите из социальных сетей, и оставьте все, что будет вас отвлекать.
Добавьте детали
Добавление деталей в привычные упражнения позволяет вам более осмысленно продумать и понять материал. Вы уйдете от привычной структуры повторений и больше сконцентрируетесь на самих упражнениях. Например, вы можете попробовать добавить нот в привычный паттерн перебора, и осознанно подойти к этому – понять тональность и все продумать.
Постройте замок памяти
Вы можете попробовать методику, которая называется «замок памяти». Она заключается в том, чтобы простроить каждое упражнение как шаг в некоем путешествии, которое вам надо совершить. Например, вы можете визуализировать свою квартиру и связать каждое упражнение с комнатой в ней, и потом – отдельные детали квартиры с отдельными деталями вашего процесса запоминания. Проассоциировав упражнения со знакомыми вам элементами вы сможете быстрее их запомнить.
7 правил запоминания музыкального материала
1. Пробудите интерес
2. Сделайте связь и ассоциацию
Запоминание происходит гораздо проще, если вы будете фрагменты, которые неизвестны вам, ассоциировать с теми, которые уже хорошо запомнились. Таким образом вы будете простраивать своеобразные якоря, которые будут вытягивать всю информацию. Чем лучше вы помните основную информацию, и чем лучше запомните неизвестную – тем будет лучше.
3. Запоминайте частями и фрагментами
Мозгу проще запомнить небольшие кусочки информации, нанизанные друг на друга, чем огромные пласты. Поэтому старайтесь каждое упражнение дробить на более мелкие, чтобы упростить весь процесс запоминания.
4. Повторяйте то, что запомнили
Разумеется, вам необходимо постоянное повторение материала. Это не только регулярные упражнения, но и проигрывания одних и тех же мелодий по несколько раз подряд. Не стесняйтесь делать паузы между ними и отдыхать – самое главное постоянно возвращаться к ним в процессе обучения.
5. Попытайтесь понять структуру и важные детали
Информация лучше всего запоминается, когда вы поймете, о чем она и что хочет сказать собой. Осознав структуру и проанализировав, взглянув в суть, вы гораздо проще поймете, о чем идет речь и, как следствие, запомните ее намного лучше.
6. Ставьте четкую цель «запомнить»
Разумеется, без цели запомнит все пойдет насмарку. Поставьте ее перед собой, и после этого принимайтесь за работу.
7. Регулярная практика
Вам необходимо регулярно практиковаться. Разработайте расписание и уделяйте определенное количество времени на эту самую практику. Сделайте ее частью вашего дня – и тогда регулярность придет сама собой.