какую отчетность сдает адвокатское бюро
Налогообложение адвокатов, учредивших адвокатский кабинет
Для многих коллег далеко не праздными остаются вопросы: как учредить адвокатский кабинет и с чего начать деятельность? Каким критериям должен соответствовать адвокат, чтобы иметь возможность учредить кабинет? Как оптимизировать налогообложение в адвокатском кабинете? Что нужно сделать и как, чтобы сэкономить время?
Начать стоит с того, что адвокату, решившему учредить адвокатский кабинет, необходимо иметь пятилетний стаж адвокатской деятельности. На это прямо указывает п. 1 ст. 21 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Также адвокату стоит обратить внимание, что перед направлением уведомления в Совет адвокатской палаты об учреждении адвокатского кабинета необходимо решить вопрос о выходе из состава коллегии адвокатов (бюро). Порядок выхода определяется учредительными документами этого адвокатского образования (п. 4 ст. 22 Закона об адвокатуре).
После этого адвокат должен получить сведения из адвокатской палаты об избранной форме адвокатского образования и в кратчайшие сроки встать на учет в территориальных органах ФНС России, Пенсионного фонда РФ и Росстата, получив там необходимые документы о государственной регистрации и постановке на учет.
Только после осуществления государственной регистрации адвокатского образования можно приступать к адвокатской деятельности.
Но тут перед адвокатом встают другие вопросы: какие документы нужны для полноценного занятия адвокатской деятельностью и какую отчетность необходимо сдавать?
Перечень этих документов совсем небольшой: книга учета доходов и расходов адвоката, квитанция адвоката, являющаяся бланком строгой отчетности адвокатского кабинета, налоговые декларации по формам 3-НДФЛ и 4-НДФЛ. Вот и весь перечень, если не считать ежегодный статистический отчет в адвокатскую палату.
Стоит помнить, что книгу учета доходов и расходов адвокат, учредивший адвокатский кабинет, может вести в электронном виде, а декларация по форме 3-НДФЛ подается в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарным годом).
Эти прописные истины адвокату, учредившему адвокатский кабинет, необходимо не только знать, но и правильно использовать в повседневной деятельности.
Обычно появляются насущные вопросы: где взять перечисленные документы? Как они должны выглядеть и какой нормативно-правовой документацией следует руководствоваться для их правильного заполнения?
У многих адвокатов, учредивших кабинет, на первых порах возникают трудности с правильным заполнением деклараций. Я всегда использую для этого программу «Декларация» с официального сайта ФНС России, находящуюся в разделе «Программные средства – Декларация»: Программа подготовки сведений по формам № 3-НДФЛ и № 4-НДФЛ за 2014–2017 гг.
Не всегда адвокаты-новички, учредившие кабинет, знают, что любые ошибки в налоговых декларациях можно исправить путем подачи уточненных налоговых деклараций с соответствующим порядковым номером корректировки.
Мало кто использует право на ежегодную подачу декларации по форме 4-НДФЛ (подается вместе с декларацией по форме 3-НДФЛ), которой можно корректировать авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц, значительно их минимизируя.
И уж совсем откровением является «новость», что компенсация расходов адвоката, понесенных им в связи с адвокатской деятельностью, должна включаться в доходы адвоката, но при этом сумма компенсации расходов уменьшает налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
Экземпляры книги учета доходов и расходов и квитанций новоиспеченные адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, обычно заказывают после начала адвокатской деятельности, а не до, как следовало бы делать.
Помимо этого, не все коллеги, учредившие адвокатский кабинет, сразу приходят к идее, что можно не только арендовать нежилое помещение для занятия адвокатской деятельностью, но и занимать его по договору безвозмездного пользования со своим родственником, или вовсе осуществлять адвокатскую деятельность в собственном жилом помещении.
Как правило, недопонимание всего этого массива информации заканчивается длительной перепиской с налоговой инспекцией, что отнимает у адвоката много времени и сил.
На ранних этапах деятельности адвокатам довольно сложно во всем разобраться, учитывая колоссальное количество разъяснений фискальных органов, которые к тому же часто противоречат друг другу.
27 июля 2018 г. вышла в свет моя книга «Налогообложение адвокатов, учредивших адвокатский кабинет: Пособие для адвокатов» с образцами документов, необходимых адвокату. В нее вошли также решения судов, письма Минфина России и ФНС России, разъяснения ФПА РФ и адвокатских палат, моя переписка с налоговой инспекцией и т.д. Все эти документы мной были добавлены в книгу неспроста. Они призваны помочь адвокату, учредившему адвокатский кабинет, не наделать ошибок на начальном этапе деятельности и предотвратить их в будущем. Для тех же, кто осуществляет свою деятельность в адвокатском кабинете не первый год, она, надеюсь, окажется неплохим справочником по вопросам налогообложения.
Книга разбита на главы по количеству документов, которые должны быть на столе у адвоката, учредившего кабинет. В частности, особое внимание уделено книге учета доходов и расходов, образец которой был мной разработан и согласован с налоговой инспекцией.
Идея написать эту книгу пришла ко мне давно, но воплотить ее в жизнь получилось только в этом году. На ее написание меня сподвигло прежде всего отсутствие литературы по данной теме.
Однако коллегам, у которых эта книга окажется в руках, не следует воспринимать ее как руководство к действию и наспех покидать свои коллегии и бюро. Она призвана помочь сделать такой выбор осознанно, взвесив все «за» и «против».
Для тех коллег, которые уже приняли решение об учреждении адвокатского кабинета, в отдельной главе я поместил памятку об учреждении адвокатского кабинета с образцами документов, которые адвокату, прежде чем начать заниматься деятельностью в кабинете, необходимо получить в ФНС России, адвокатской палате и Пенсионном фонде РФ.
То, что на первый взгляд кажется довольно сложным, на самом деле серьезных трудностей не представляет, и проблемы, которые возникают у адвоката, учредившего кабинет, после прочтения книги просто должны сойти на нет.
Адвокаты прокомментировали новый порядок сдачи отчетности по НДФЛ
15 сентября Минюст России зарегистрировал Приказ ФНС России от 28 августа 2020 г. № ЕД-7-11/615@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме».
Документом утверждена форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ), которая приведена в приложении 1 к приказу. Порядок заполнения такой декларации и формат представления электронной налоговой декларации по НДФЛ детализированы в приложениях 2 и 3 к документу. Одновременно признаны утратившими силу аналогичные приказы ФНС России от 3 октября 2018 г. и от 7 октября 2019 г., также утверждавшие форму налоговой декларации и вносимые в нее изменения.
Приказ вступает в силу не ранее 1 января 2021 г. и применяется уже при представлении налоговой декларации по НДФЛ за налоговый период 2020 г.
Как сообщается на сайте Федеральной палаты адвокатов РФ, в самом многостраничном бланке налоговой декларации имеется приложение 3, касающееся доходов, полученных от предпринимательской, адвокатской деятельности, а также расчета профессиональных налоговых вычетов, установленных п. 2, 3 ст. 221 НК РФ. В комплекте к этому приложению необходимо заполнить страницу бланка «Расчет авансовых платежей, уплачиваемых в соответствии с п. 7 ст. 227 НК РФ».
«К Порядку заполнения налоговой декларации, который подробно разъяснен на 32 страницах, прилагаются коды категорий налогоплательщиков, коды видов документа, коды видов дохода, полученного как в России, так и за ее пределами, коды видов деятельности и наименования объекта, а также ряд других показателей, которые необходимо указать. Формат представления налоговой декларации описывает требования к XML-файлам для передачи формы 3-НДФЛ в налоговые органы, – отмечено на сайте ФПА РФ. – Что касается принципиальных изменений по отношению к аналогичным формам декларации, использовавшимся ранее, то, в частности, к Разделу 1 введено приложение в виде заявления о возврате налоговой переплаты или ее зачете. Это изменение связано с тем, что Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ установил возможность подачи заявления о возврате излишне перечисленного в бюджет обязательного платежа или о его зачете в составе 3-НДФЛ».
В приложении 3 предусмотрена возможность отражения адвокатами и другими частнопрактикующими лицами как суммы налога, так и аванса по нему. С 2020 г. указанная категория налогоплательщиков больше не сдает 4-НДФЛ, а налоговые авансы платит в привязке к реально полученному доходу, а не к предполагаемому.
Комментируя приказ ФНС России, адвокат, партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова отметила, что форма налоговой отчетности по НДФЛ меняется достаточно часто. «Наше налоговое законодательство очень мобильно, и отчетность необходимо постоянно приводить в соответствие с изменениями в него», – подчеркнула она.
По мнению эксперта, самое важное изменение в формах отчетности связано с внесением изменений в ст. 227 НК РФ, согласно которым адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, уплачивают авансовые платежи по НДФЛ по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев, исходя из фактически полученных доходов. «К таким авансовым платежам разрешается применить профессиональные и стандартные налоговые вычеты. При этом сдавать форму 4-НДФЛ адвокатам не нужно уже с 2020 г.», – пояснила адвокат.
Екатерина Болдинова также назвала важным изменением введение приложения в виде заявления о возврате переплаты. «Дело в том, что Закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ предоставил налогоплательщикам возможность подачи заявления о возврате излишне уплаченного в бюджет обязательного платежа или заявления о его зачете в счет будущих платежей непосредственно в составе декларации по НДФЛ. Раньше для этого необходимо было составить отдельный документ, что было неудобно и часто создавало необходимость проведения дополнительных сверок и подготовки пояснений. Теперь, когда все обязательства налогоплательщика-адвоката отражены в одном документе, регулировать эти вопросы будет намного проще и легче», – резюмировала она.
Адвокат АП г. Москвы № 5 Вячеслав Голенев отметил, что отмена формы 4-НДФЛ – долгожданное, хотя во многом и ожидаемое для адвокатов событие. «Поправки в НК относительно отсутствия необходимости передачи в ИФНС данных по предполагаемым доходам вступили в силу еще в 2019 г., но блок подзаконных нормативных актов (в том числе изданных ФНС России) продолжал действовать. Это создавало риски правовой неопределенности для лиц, занимающихся частной практикой, в том числе для адвокатов, избравших для себя форму осуществления деятельности в адвокатском кабинете», – полагает он.
По словам эксперта, с юридической точки зрения ФНС России формально отменила несколько нормативных актов, которые устанавливали требования к формам и форматам передачи данных в налоговый орган, в том числе по форме 4-НДФЛ. «На настоящий момент нормативная база приведена в соответствие с поправками, и необходимость подсчета полученных авансов отпала. Расчет налоговой базы для адвокатов, избравших для себя форму осуществления деятельности в адвокатском кабинете, теперь и с точки зрения отчетности производится на основании фактически полученного, а не предполагаемого дохода», – подытожил Вячеслав Голенев.
Какую отчётность сдаёт НКО
Из нашей статьи вы узнаете:
Организации, образованные юрлицами, делят на две группы: коммерческие и некоммерческие (НКО). Их создают в различных организационно-правовых формах, виды которых регулирует ст. 50 ГК РФ.
В статье расскажем: в какие государственные органы и в какой срок происходит сдача отчётности НКО.
Что такое некоммерческие организации
Коммерческие организации могут быть в виде обществ, таких как ООО или ОАО, чья цель — это осуществление хозяйственных операций для получения прибыли. Заработанные деньги делятся между участниками предприятия.
НКО создаются для выполнения каких-либо социальных задач. Их тоже разделяют на различные типы. Организации создают в виде Фондов, Ассоциаций, Частных учреждений, Адвокатских коллегий и бюро, Общественных и Автономных некоммерческих организаций (АНО).
АНО это форма НКО, которое оказывает услуги, в сферах: образования, жизнеобеспечения, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Такие организации получают добровольные имущественные взносы и имеют льготное налогообложение.
Предприятия могут быть частью обеспечения реализаций, предусмотренных законодательством РФ — школа или университет. Также учреждения оказывают помощь в тех социальных сферах деятельности, где у государства не хватает материальных и трудовых ресурсов, например, некоммерческий благотворительный фонд. Положение, формы, порядок создания, виды деятельности и основы управления некоммерческих организаций регулирует Федеральный закон №7-ФЗ от 12.01.1996 года.
НКО разрешено получать прибыль от предпринимательства. Условия формирования имущества вписывают в учредительные документы организации и учитывают отдельно от основного дохода. Также финансы поступают в учреждения другими способами:
Формы НКО
Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:
Потребительский кооператив, союз или общество.
Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации.
Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников.
Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты.
Общественная или религиозная организация.
Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов.
Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей.
Финансирование: взносы членов объединений.
Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции.
Пример: Школа, Институт.
Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.
Отчётность НКО и сроки сдачи
Каждая некоммерческая организация обязана сдавать бух отчётность в государственные контролирующие органы. Сдаче подлежат бухгалтерские, налоговые, статистические документы в Росстат, отчёты в Минюст и во внебюджетные фонды.
Рассмотрим подробнее, как сдать каждый вид отчётности и как она зависит от системы налогообложения.
Бухгалтерская отчётность НКО
Некоммерческим организациям необходимо сдать бухгалтерский баланс и отчёт о целевом использовании средств с приложением. Отдельным видам НКО разрешено представлять отчётность в упрощённой форме, кроме тех организаций, которые выполняют функции зарубежного представителя в РФ.
Отчётность составляется на основе бухгалтерского положения ПБУ 4/99, закона бух учёта и плана счётов. Правила составления регулирует информация Минфина России ПЗ-1/2015. Сдача документов осуществляется до 31 марта. Если отчёт подлежит обязательному аудиту, она публикуется с аудиторским заключением.
Налоговая отчётность НКО на ОСНО
НКО на ОСНО необходимо сдать НДС, 6-НДФЛ и налог на прибыль. Сдача деклараций по НДС и НДФЛ происходит ежеквартально. Налог на прибыль имеет нарастающий итог и сдаётся за квартал, полугодие, 9 месяцев и год: апрель, июль, октябрь и март.
НДС сдают до 25 числа месяца, следующего за истёкшим кварталом. Если операций по прибыли не было, сдаётся упрощённая декларация до 20 числа.
Некоммерческая организация с сотрудниками в штате сдают 6-НДФЛ. Сдача отчётности осуществляется за квартал, полугодие, 9 месяцев и год.
Налоговый отчёт на имущество сдают ежегодно до 30 марта, если у организации есть объект налогообложения.
Отчётность в Минюст России должна содержать в себе информацию о деятельности, информацию о персональном составе руководящих органов и документы о расходах. В соответствии с приказом Министерства Юстиции приказ № 50, отчёт за 2020 год отправляли до 15 июля 2021 года.
Также сдаче подлежит расчёт по страховым взносам. Отчётность сдают в налоговый орган каждое 30 число по истечении трёх месяцев: в апреле, июле, октябре и январе.
НКО на УСН
В случае использования упрощённой системы налогообложения НКО освобождаются от сдачи отчётности по НДС и налогу на прибыль. Декларацию налога на добавленную стоимость сдают в случае, если организация является налоговым агентом по НДС.
Годовую отчётность по УСН необходимо сдать до 31 марта. Авансовые платежи по налогу вносят течение 25 дней после получения дохода.
Декларацию 6-НДФЛ и налог на имущество в ПФР представляют по форме СЗВ-М. Документы сдают до 15 числа месяца, следующего за отчётным. Годовой СЗВ-СТАЖ сдают не позднее 1 марта года, следующего за отчётным. При увольнении необходимо сдать отчёт по форме СЗВ-ТД, не позже чем на следующий день после увольнения сотрудника.
Сдавать документы в Фонд социального страхования необходимо каждый квартал по форме 4-ФСС. Бумажный отчёт сдают до 20 числа, электронный до 25 числа месяца, следующего за отчётным: в апреле, июле, октябре и январе. Ежегодно в страховой фонд сдают только заявление и справку о подтверждении вида экономической деятельности.
Отчётность НКО в Минюст РФ
Форму отчётности в Министерство юстиции регулирует Приказ Минюста РФ №170 от 16.08.2018 года.
В соответствии с ст. 32 7-ФЗ НКО может не сдавать такие документы, если:
Каждый вид некоммерческой организации использует для сдачи отчётности в Минюст свои формы:
Для отправки отчётности применяются общие правила подачи документов. Порядок представления регулирует приказ Минюста №122 и №50. Сдача форм ОН0001, ОН0002, ОН0003, ОР0001 осуществляется ежегодно до 15 апреля. Форму СП000 необходимо сдать 30 апреля, 31 июля, 31 октября и 31 января. СП0002 — 15 апреля, СП0003 — 31 октября.
Согласно ст. 32 7-ФЗ, НКО с функцией иностранного агента раз в полгода обязаны предоставлять поданную информацию в СМИ или выкладывать сведения в интернет.
Какие штрафы за непредставление НКО отчётности
За непредставление или просроченную отчётность, НКО с функцией иностранного агента оштрафуют согласно ст. 19.7.5-2 КоАП РФ. С организации взыщут от 100 до 300 тыс. рублей, с должностных лиц от 10 до 30 тыс. рублей.
Если представитель иностранной неправительственной НКО не сдаст отчётность, уполномоченный орган исключит его из соответствующего реестра.
В соответствии с ст. 13.19 КоАП РФ, за непредставленные в Росстат статистические документы взыщут:
Согласно ст. 61 ГК РФ и ст. 32 7-ФЗ, за многократное нарушение сроков представления отчётности в Минюст некоммерческую организацию могут ликвидировать.
Какую отчётность сдаёт АНО на УСН
Применять упрощённую систему налогообложения при АНО выгодно, так как это сокращает количество сдаваемой отчётности. Упрощённую декларацию по УСН сдают один раз в год. Если в документе итог с нулевым значением, она не освобождается от сдачи.
АНО на УСН не уплачивают НДС, налог на прибыль и имущество, соответственно отчётность по данным налогам отправлять не требуется. Налог на имущество платится, если:
По этим пунктам сдаются декларации.
Также АНО представляют следующую отчётность в различные органы:
Для удобства собрали в одну таблицу сроки сдачи отчётности для АНО на УСН в 2021 году:
Отчёт | Сроки | |||
1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | |
УСН | Для ООО – 01.04.2021, для ИП – 30.04.2021 | |||
Имущественный налог | 30.04 | 30.07 | 30.10 | 30.04.2021 |
Транспортный налог | 03.02.2021 | |||
Земельный налог | 03.02.2021 | |||
Бухгалтерская отчётность | 01.04.2021 | |||
СЗВ-М | 15.02 15.03 15.04 | 15.05 15.06 15.07 | 15.08 15.09 15.10 | 15.11 16.12 15.01.2021 |
6 НДФЛ | 30.04 | 31.07 | 31.10 | 01.04.2021 |
4 ФСС на бумаге | 22.04 | 22.07 | 21.10 | 20.01.2021 |
4 ФСС в электронном виде | 25.04 | 25.07 | 25.10 | 27.01.2021 |
2 НДФЛ | 01.04.2021 | |||
СЗВ-стаж | 02.03.2021 | |||
Среднесписочная численность | 20.01.2021 |
Отсутствие деятельности не освобождает АНО от сдачи следующих отчётов:
Заключение
НКО — это некоммерческая организация, которая ведёт социальную деятельность. Получение доходов не является её главной целью. Но так как такая организация имеет финансирование, платит работникам зарплату и имеет имущество, она обязана отчитываться перед государством.
Направлять отчёты в различные государственные ведомства удобно через единый инструмент. Для отправки электронных документов рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, который позволит сформировать и сдать электронную отчётность с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.
Какую отчетность сдает адвокатское бюро
В 2012 году адвокаты Чувашской Республики, объединив свои финансовые усилия, приобрели в собственность помещение под офис Адвокатской палаты Чувашской Республики, которое стало достойной визитной карточкой адвокатского сообщества Чувашии.
Разработка и реализация учебных программ для повышения квалификации адвокатов Чувашии является одним из приоритетных направлений деятельности Адвокатской палаты Чувашской Республики, которому уделяется большое внимание.
В преддверии Дня Российской адвокатуры Адвокатская палата Чувашской Республики провела VI Турнир по русскому бильярду среди Адвокатских палат Приволжского федерального округа
Совет Адвокатской палаты Чувашской Республики является коллегиальным исполнительным органом Адвокатской палаты Чувашской Республики
Адвокатская палата Чувашской Республики, пожалуй, самая спортивная Адвокатская палата Приволжского федерального округа. Для адвокатов Чувашии уже стало традицией состязаться в спорте и в честной борьбе добиваться высоких результатов.
Адвокатская палата в настоящий момент объединяет 327 адвокатов, которые осуществляют свою деятельность в разнообразных формах адвокатских образований. В Чувашии работает 69 адвокатских кабинетов, 33 коллегии адвокатов, одно адвокатское бюро.
В 2014 году создан Совет молодых адвокатов как орган, представляющий интересы молодых адвокатов, с целью эффективного участия молодых адвокатов в реализации мероприятий Адвокатской палаты и решений Совета Адвокатской палаты Чувашской Республики.
УТВЕРЖДЕНЫ Решением Совета Адвокатской палаты Чувашской Республики от 24.03.2017 (протокол № 3) | УТВЕРЖДЕНЫ Решением XV Конференции адвокатов Чувашской Республики от 11 апреля 2018 года Методические рекомендации по ведению бухгалтерского и налогового учета Настоящий документ разработан в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от 31.07.1998г. №146-ФЗ (с изм. от 28.12.2016г.), Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ (с изм. от 23.05.2016г.), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34н, с изм. от 24.12.2010г.) и иными нормативными актами, в целях оказания методической помощи бухгалтерам, лицам, ответственным за ведение бухгалтерского и налогового учета, руководителям адвокатских образований и содержит рекомендации по применению норм действующего законодательства и упорядочения ведения такого учета в адвокатских образованиях. I. Статьей 22 Закона № 63-ФЗ Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации (далее — Закон № 63-ФЗ) установлено, что два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов. Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора. Устав должен содержать сведения об учредителях организации, о месте нахождения коллегии адвокатов, об источниках образования ее имущества и направления его использования. Имущество, внесенное учредителями коллегии адвокатов в качестве вкладов, принадлежит ей на праве собственности. Статьей 23 Закона № 63-ФЗ предусмотрено, что два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов. К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила ст. 22 Закона № 63-ФЗ, регламентирующие деятельность коллегии адвокатов. Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, действуют на основании принятого ими Устава и заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. В партнерском договоре указываются срок действия партнерского договора, порядок принятия партнерами решений, избрания управляющего партнера и его компетенция, а также иные существенные условия. Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Адвокатские образования регистрируются в Едином государственном реестре юридических лиц в случае, если адвокатским образованием является юридическое лицо — коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация. Государственная регистрация адвокатского образования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Адвокатские образования после государственной регистрации согласно ст. 83 Налогового кодекса РФ становятся на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, а также в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» становятся на учет в Пенсионном фонде РФ, фонде медицинского страхования и в фонде социального страхования как работодатели лиц, не имеющих статуса адвоката. Статьей 21 Закона N 63-ФЗ адвокатам, принявшим решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, предоставлено право учреждать адвокатский кабинет. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом. Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально и учредившие адвокатский кабинет, действуют на основании решения Совета Адвокатской палаты. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, в соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ ставится на учет в налоговом органе на основании уведомления адвокатской платы. II. В целях упрощения и автоматизации бухгалтерского и налогового учета в адвокатских образованиях, а именно: III. Основным документом каждой конкретной организации, определяющим порядок ведения бухгалтерского и налогового учета при отражении хозяйственных операций, является учетная политика (п.1-3 ПБУ 1/2008), сформированная бухгалтером или другим ответственным за ведение учета лицом, утвержденная руководителем организации. В учетной политике определяются выбранные организацией варианты учета, рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов деятельности, правила документооборота и технология обработки учетной информации, прочие решения по организации бухгалтерского и налогового учета. Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента государственной регистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/20. Разрабатывать каждый год новую учетную политику не требуется, если в нее не вносятся изменения. IV. В соответствии со ст. 25 Закона № 63-ФЗ адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, представляющего собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу. Все соглашения об оказании юридической помощи должны быть зарегистрированы в документации соответствующего адвокатского образования. V. Вознаграждение (гонорар), выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением (п. 6 ст. 25 Закона № 63-ФЗ). В целях реализации данного положения адвокатские образования должны оформлять кассовые операции в соответствии с п.13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 №40, согласно которого прием наличных денег в кассу производится по приходным кассовым ордерам. Таким образом, оформление кассовых операций в адвокатских образованиях при приеме в кассу адвокатского образования вознаграждения, выплачиваемого адвокату, и (или) компенсации расходов, связанных с исполнением поручения, производится по приходным кассовым ордерам с указанием назначения вносимых средств и с выдачей квитанции к приходному кассовому ордеру, подтверждающей прием наличных денег. Поступившие в кассу (перечисленные на расчетный счет) соответствующего адвокатского образования суммы оплаты за оказание юридической помощи учитываются бухгалтерией адвокатского образования на лицевых счетах конкретных адвокатов, которые приняли исполнение поручения доверителя в качестве поверенного. Из поступивших сумм оплаты на основании актов, отчетов, протоколов и т.д. выполненных работ ежемесячно выделяются суммы, соответствующие степени исполнения адвокатами обязательств перед доверителями по конкретным соглашениям. Статьей 7 Закона № 63-ФЗ установлено, что адвокат обязан отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации, а также на содержание адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро. Налоговая база по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов каждого из адвокатов определяется исходя из суммы средств, отработанных конкретным адвокатом, за минусом вышеуказанных профессиональных расходов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование адвокатов. Затраты адвоката, связанные с исполнением поручения доверителя на основе соглашения, относятся к иным расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, только при условии обязательной компенсации доверителем адвокату таких расходов путем внесения денежных средств в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечисления на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, установленные соглашением, а также при условии включения вышеуказанной компенсации в доходы адвоката. Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ при исчислении налога на доходы физических лиц с доходов, в отношении которых предусмотрена ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму полагающихся налогоплательщику стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 настоящего Кодекса. 1. Если у адвоката имеются основания для получения предусмотренного подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественного налогового вычета в связи с продажей принадлежащего ему недвижимого или движимого имущества, или покупкой нового жилья (строительством), то такой вычет может быть предоставлен ему по месту его жительства только налоговым органом на основании декларации по форме 3-НДФЛ, письменного заявления и соответствующих документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета. При этом следует отметить, что при получении доходов от продажи имущества у адвоката возникает обязанность по представлению декларации по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно ст. 229 НК РФ в декларации указываются все полученные в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода. Если у адвоката имеется право на получение согласно подпункту 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественного налогового вычета в связи с покупкой (строительством) жилья, то такой вычет ему может быть предоставлен до окончания текущего налогового периода бухгалтерией адвокатского образования на основании письменного заявления адвоката и выданного ему налоговым органом уведомления по форме, утвержденной приказом ФНС России от 07.12.2004 №САЭ-3-04/147@. При желании адвокат может получить имущественный вычет из налогового органа на свой личный счет. 3. Предусмотренные п. 1 ст. 221 НК РФ профессиональные налоговые вычеты адвокатам, избравшие иные, нежели адвокатский кабинет, формы адвокатских образований, предоставляются аналогично порядку предоставления профессиональных налоговых вычетов, установленному п. 1 ст. 221 НК РФ для индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним в отношении порядка ведения учета доходов и расходов для целей налогообложения адвокатов, учредивших адвокатский кабинет. Расходы адвокатов в адвокатских образованиях учитываются бухгалтерией адвокатского образования. В соответствии форме 3 с п. 4 ст. 226 НК РФ адвокатское образование как налоговый агент обязано удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов (вознаграждения) конкретного адвоката при фактической выплате денежных средств. Удержание начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику-адвокату, при фактической выплате вышеуказанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. Дата фактического получения дохода (вознаграждения) адвоката определяется согласно подпункту 1 п. 1 ст. 223 НК РФ как день выплаты дохода (вознаграждения), в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц. Исчисленные и удержанные бухгалтерией адвокатского образования с доходов адвокатов суммы налога на доходы физических лиц уплачиваются по месту учета в налоговом органе соответствующего адвокатского образования — налогового агента в порядке, предусмотренном ст. 226 НК РФ, не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банке. Налоговые агенты обязаны согласно ст. 230 НК РФ не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о полученных адвокатами доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц по форме 2-НДФЛ с указанием кодов доходов. В отношении доходов, получаемых адвокатами в рамках гражданско-правовых договоров на оказание юридической помощи использовать код 2010 «Выплаты по договорам гражданско-правового характера» по Справочнику кодов доходов. Что касается вознаграждения за работу в качестве руководителя адвокатского образования, то в этом случае при заполнении справки по форме 2-НДФЛ указывать код 4800 «иные доходы» по Справочнику кодов доходов, так как такая работа осуществляется вне рамок гражданско-правовых договоров. В отношении доходов получаемых наемными работниками за выполнение трудовых и иных обязанностей применять код 2000. VI. Адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, должны иметь печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета. В соответствии п.4. ст.2 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (с изм. от 23.05.2016 г.) адвокаты, ведущие адвокатскую деятельность в адвокатских кабинетах, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В связи с этим им должен быть открыт счет в банках на балансовом счете № 40802 «Индивидуальные предприниматели» Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных учреждениях, утвержденного Положением ЦБ РФ от 16 июля 2012 г № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». Адвокаты, учредившие адвокатский кабинет и осуществляющие свою деятельность индивидуально, исчисляют согласно п. 2 ст. 54 НК РФ налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций адвокатскими кабинетами осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002. В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, вправе получить профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода от осуществляемой ими деятельности. Состав вышеуказанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиками самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 настоящего Кодекса. Состав расходов, принимаемых к вычету у адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, аналогичен отчислениям, установленным п. 7 ст. 25 Закона N 63-ФЗ и уменьшающим налоговую базу по налогу на доходы физических лиц у адвокатов, являющихся членами иных адвокатских образований. Расходы адвоката, учредившего кабинет, учитываются и отражаются в его декларации по форме 3 НДФЛ самим адвокатом. К расходам на содержание адвокатского кабинета и на обеспечение профессиональной деятельности адвокатов могут быть отнесены, например, такие расходы, как арендная плата за помещение, в котором располагается адвокатский кабинет, коммунальные платежи, оплата услуг связи, включая интернет, затраты на приобретение мебели, компьютеров, оргтехники, специальной литературы, канцелярских товаров, а также расходы по информационному обеспечению, оплате труда наемных работников. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций данных о полученных доходах и произведенных расходах на основании первичных документов кассовым методом, то есть по дате фактического получения дохода и совершения расхода. Профессиональные налоговые вычеты адвокатам, осуществляющим адвокатскую деятельность через адвокатский кабинет, предоставляются на основании их письменного заявления при подаче ими налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода. Согласно ст. 23 НК РФ адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, обязаны представлять по запросу налогового органа по месту жительства Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций, а также в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов. Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально и учредившие адвокатский кабинет, обязаны в соответствии со ст. 227 НК РФ самостоятельно определять налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов от профессиональной деятельности за истекший налоговый период и представлять в налоговый орган по месту своего учета декларацию по форме 3 НДФЛ в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Исчисленная в соответствии с налоговой декларацией сумма НДФЛ уплачивается адвокатами в бюджет самостоятельно в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 4-НДФЛ, утвержденной Приказом МНС России от 15.06.2004 N САЭ-3-04/366 налогоплательщики указывают сумму предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности и занятия частной практикой в текущем налоговом периоде. Данная налоговая декларация представляется налогоплательщиками в налоговый орган по месту жительства одновременно с налоговой декларацией по форме 3-НДФЛ. Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели (адвокаты адвокатских кабинетов) обязаны представить в налоговый орган декларацию по налогу на доходы по форме 4-НДФЛ с указанием суммы предполагаемого дохода от предпринимательской (адвокатской) деятельности в текущем налоговом периоде в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется самим налогоплательщиком. Адвокатам адвокатских кабинетов, которые работают не первый год, инспекторы рассчитают платежи исходя из декларации 3-НДФЛ, представленной ими по итогам прошедшего года. Они представлять форму — 4НДФЛ не должны. На уплату авансовых платежей инспекция направляет уведомления со сроками уплаты: Стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, уменьшающие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц и установленные ст. 218-221 НК РФ адвокату могут предоставляться только налоговым органом по месту жительства по окончании налогового периода при подаче декларации по форме 3-НДФЛ в порядке, предусмотренном ст. 229 настоящего Кодекса, на основании письменного заявления и необходимых документов, подтверждающих право налогоплательщика на получение таких налоговых вычетов. Если адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, производят выплаты физическим лицам на основании заключенных с ними трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, то они в соответствии со ст. 226 НК РФ признаются налоговыми агентами, на которых возложена обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму налога в соответствующий бюджет в отношении всех доходов физического лица. Кроме того, согласно ст. 230 НК РФ такие адвокаты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о выплаченных физическим лицам в налоговом периоде доходах и суммах начисленных и удержанных налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ. Документально подтвержденные суммы выплаченных физическим лицам в налоговом периоде доходов и уплаченных в бюджет с этих выплат налогов включаются в состав расходов адвокатов — налоговых агентов и уменьшают их налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. В составе профессиональных налоговых вычетов учитываются также уплаченные адвокатами в налоговом периоде страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, установленных Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования». Если адвокатами используется помещение в качестве адвокатского кабинета на основании договора аренды и в пользование адвоката предоставлен телефон в соответствии с этим договором, то расходы по оплате счетов за переговоры также учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу, поскольку в данном случае подразумевается, что телефонные переговоры носят служебный характер и имеют целью получение информации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности адвоката. Формы и сроки представления отчетности коллегиями, адвокатскими бюро во внебюджетные фонды, в налоговые органы и органы статистики 1. В Фонд социального страхования: 2. В налоговые органы : 3. В органы государственной Статистики: 4. В Комитет по охране окружающей среды (экология): 1. Все отраженные в Методических рекомендациях формы и сроки отчетности предоставлены в соответствии с действующим законодательством. 2. Рекомендуется всем ответственным за ведение учета и предоставление отчетности лицам регулярно следить за изменениями и требованиями законодательства в отношении отчетности. 3. При оформлении операций, связанных с оказанием юридических услуг адвокатскими образованиями можно руководствоваться Альбомом унифицированных форм отчетности первичной учетной документации по учету и отчетности. Адвокатские образования вправе разрабатывать свои формы учета, соблюдая при этом действующее законодательство по бухгалтерскому и налоговому учету (Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (с изм. от 23.05.2016г), НК РФ) с отражением в учетной политике кодировки форм, утвержденных внутри организации. Формы и сроки предоставления отчетности адвокатскими кабинетами во внебюджетные фонды, в налоговые органы и органы статистики 1. В налоговые органы: 2. В органы государственной Статистики: 1. Все отраженные в Методических рекомендациях формы и сроки отчетности предоставлены в соответствии с действующим законодательством. 2. Рекомендуется всем ответственным за ведение учета и предоставление отчетности лицам регулярно следить за изменениями и требованиями законодательства в отношении отчетности. 3. При оформлении операций, связанных с оказанием юридических услуг адвокатским кабинетам можно руководствоваться Альбомом унифицированных форм отчетности первичной учетной документации по учету и отчетности. Адвокатский кабинет вправе разрабатывать свои формы учета, соблюдая при этом действующее законодательство по бухгалтерскому и налоговому учету (Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (с изм. от 23.05.2016г), НК РФ).
|