какую функцию выполняет мотив
Понятие мотива и мотивации
Понятие «мотив» имеет несколько трактовок, в зависимости от области в которой он рассматривается. Все они базируются на различных мнениях и подходах.
Общее понятие мотива и мотивации
Среди всего этого многообразия выделяют позицию, которая относительно объединяет все трактовки.
Мотив — это:
Мотив отвечает на вопрос «Что нужно для удовлетворения потребности?». То есть он является психологически реальным, побуждающим/направляющим деятельность, придавая ей личностный смысл. Мотив относится к личности, которая применяет его к своей деятельности. Из личностного он повторно переходит в мотив деятельности. В психологическом значении под мотивом понимают субъективную отраженную реальность, а также часть психического образа мира, которая выполняет специфические функции.
Как еще трактуются мотивы и мотивация
По-другому понятие «мотив» трактуется как мысли, чувства личности и ее стремления, которые связаны с осознанием своих потребностей, побуждающих к деятельности.
Такая трактовка базируется на латинском слове movere, которое переводится как «приводить в движение» или «толкать». В англо-американской литературе помимо motive (что, собственно, переводится как «мотив») в процессе описания потребностно-мотивационной сферы организмов используются и другие понятия:
Эти понятия (потребность и переживание) не очень привычны при рассмотрении физиологических вопросов, так как считается, что они относятся к индивиду, осознающему свои нужды и состояния, в то время как у животных такого осознания нет.
Однако, более емкое и адекватное определение мотиву дал Н. Н. Обозов.
Мотив — это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением возникшей потребности; также его можно охарактеризовать как причину, которая лежит в основе выбора действий и поступков.
Основные психологические функции мотива
К первой функции относится то, что мотив производит реальное побуждение к деятельности — осуществляет ее запуск и энергетическое обеспечение. Однако стоит помнить, что понятие «побуждать» не всегда относится исключительно к «побудить» в реальности, приводя при этом к наличию деятельности. Личность на самом деле имеет побуждений/устремлений больше, чем деятельных реализаций выраженного типа. На основании этого общую функцию побуждения нередко разделяют на 2 стадии:
Вторая функция заключается в придании направленности осуществляемой деятельности. Ведь ее недостаточно только запустить и поддерживать ее энергию — необходимо вести деятельность к реализации. То есть, это функция управления активными процессами и приведения их к намеченному результату. А. Н. Леонтьев утверждал, что деятельность направлена на собственный предмет, которым является мотив.
Третья функция — смыслообразование, то есть вывод мотива на субъективный (личностный) уровень. Субъективный смысл формируется в деятельности, в отношениях мотива и цели. Смысл представляет собой ответ на вопрос «Зачем человеку нужен предмет потребности и деятельности?». Если личность развита, то этот вопрос часто оказывается решающим, следовательно, смыслообразующая функция с психологической стороны занимает главную позицию. Человек — это существо, которое ориентировано на смысл. Поэтому, если не будет убедительного личностного смысла, мотив не сработает в качестве побудителя и деятельность не будет произведена. При этом нереализованный мотив останется.
Что такое мотив — его характеристики, виды и функции мотивов в нашей жизни
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мотив играет в нашей жизни ключевую роль, но далеко не все до конца понимают, что это такое.
Дело в том, что термин этот имеет много значений, так как используется в различных сферах жизнедеятельности – изобразительном искусстве, литературе, музыке, биологии и даже криминологии.
Но сегодня речь пойдет о мотиве, как о понятии психологии. Все наши действия и бездействия обоснованы мотивами, их силой, устойчивостью и направленностью.
Поэтому сегодня мы об этом и поговорим максимально простым языком и на примерах.
Мотив – это.
Слово «мотив» имеет латинское происхождение (moveo) и переводится, как «двигаю». В русском толковом словаре Ушакова оно имеет такое определение:
«мотив – это побудительная причина, повод к какому-нибудь действию».
Мотив – это стимул, который заставляет человека совершать определенные действия ради удовлетворения своей потребности. Мотив соотносится с вопросом «зачем?».
Например, 3 раза в неделю вы посещаете спортзал. Зачем? Чтобы похудеть. Похудение – это ваш мотив, то, что придает вам силу и энергию для занятий спортом.
Ведь надо выкроить время, купить спортивный костюм, выполнять сложные упражнения, а так порой не хочется все это делать. Но мечта (что это?) иметь идеальные параметры толкает вперед – мотивирует.
За любым мотивом всегда стоит потребность (что это?) – если бы ее не было, то не было бы и мотива.
Продолжая тему со спортзалом: вами движет мотив похудения, а для чего вам худеть? Какие бонусы вы приобретете, когда ваша фигура станет идеальной? Ответы могут быть разными, в зависимости от психологической нужды, которая есть у конкретного человека:
Здоровье, востребованность среди мужчин или женщин, поднятие своей самооценки в истории с соперницей – в приведенных примерах все это является потребностями, которые стремится удовлетворить человек, чтобы чувствовать себя комфортно на телесном и психическом уровне.
Характеристики мотива
Анализируя тот или иной мотив, необходимо обратить внимание на его характеристики, которых всего две:
Ну а есть те, кто начинает худеть каждый понедельник. Во вторник эта мысль кажется уже не такой привлекательной, ну, а после первой силовой тренировки появляется вера в то, что «я и так ничего. Полюбят и такую/ого».
Эти характеристики тесно связаны друг с другом: если мотив заряжен слабо, то он будет неустойчивым. И, наоборот.
Здесь кроется корень проблемы, обозначенной, как «почему я не делаю то, что задумал?» Мотивации не хватает.
Разновидности мотивов
Классификация мотивов очень широка: их разделяют на группы, соотнося с различными их свойствами и характеристиками – по направленности и содержанию, уровням и видам.
Для общего ознакомления с этим явлением достаточно знания их видов:
Функции мотива
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Структура, характеристики и функции мотива
Структура каждого конкретного мотива выступает как основания действия, поступка человека. Е. П. Ильин выделяет в структуре мотива 3 блока:
-потребностный блок, включающий в себя биологические, социальные потребности и долженствование;
-блок внутреннего фильтра, который включает в себя предпочтение по внешним признакам, предпочтение внутреннее (интересы и склонности), декларируемый нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, установки, убеждения), недекларируемый нравственный контроль (уровень притязаний), оценка своих возможностей (т. е. своих знаний, умений, качеств), оценка своего состояния в данный момент, учет условий своих достижения своих целей, предвидение последствий своих действий, поступков, деятельности в целом;
-целевой блок, куда входят потребностная цель, опредмеченное действие и сам процесс удовлетворения потребности.
В состав мотива могут входить один или несколько компонентов из того или иного блока, один из которых может играть главную роль, а другие – вспомогательную, сопутствующую. Таким образом, в структуре мотива находят отражение несколько причин и целей. Кроме того, такое понимание мотива позволяет по новому взглянуть на так называемое полимотивированное поведение человека. По сути в основании такого поведения лежит не одна, а несколько причин, несколько компонентов, входящих в структуру мотива.
Важнейшими характеристиками мотива являются сила и устойчивость мотива.
Сила мотива выступает показателем непреодолимого стремления личности и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым следует отнести силу мотивационного возбуждения, а ко вторым, знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества. Кроме того сила мотива определяется и эмоциями, что особенно ярко проявляется в детском возрасте.
Устойчивость мотива оценивается по его наличию во всех основных видах деятельности человека, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по его сохранению во времени. По сути речь идет об устойчивости (ригидности) установок, ценностных ориентации, намерений.
В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:
-побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность;
-направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;
-регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.
Наряду с указанными выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е. П. Ильин), структурирующую (О. К. Тихомиров), смыслообразующую (А. Н. Лентьев), контролирующую (А. В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива.
Мотив. Виды и функции мотивов.
Мотивация – это внутренне состояние человека, связанное с его потребностями. Мотивы являются движущей силой, которая активизирует физические и психические функции, побуждая человека к действию и достижению поставленной цели.
Функции и виды мотивов
Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих:
Внешние мотивы. Они обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.
Внутренние мотивы. Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.
Положительные мотивы. Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег.
Отрицательные мотивы. Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.
Устойчивые мотивы. Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны.
Неустойчивые мотивы. Требуют постоянного подкрепления со стороны.
Все эти виды мотивов выполняют три основных функции:
1.побуждение к действию. То есть выявление тех мотивов, которые заставляют человека действовать;
2.направление деятельности. Функция, с помощью которой человек определяет, за счет чего он сможет добиться цели и удовлетворить свою потребность;
3.контроль и поддержание поведения направленного на достижение. Помня о своей конечной цели, человек будет корректировать свою деятельность с учетом её достижения.
Кстати, что касается деятельности, то и здесь существует свой набор мотивов. Он зависит не только от внутренних потребностей человека, но и от его взаимодействия с социальной средой.
Понятие потребности: основные характеристики и виды. Специфика человеческих потребностей.
1) Физиологические (дыхание, питание, сон. ).
2) Потребность в безопасности и защищенности
3) потребность быть принятым в обществе
4) потребность в уважении и самоуважении
5) потребность с самоактуализации
Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности личности выражаются в мотивации ее поведения.
Направленность личности, её виды. Интересы, ценностные ориентации, мировоззрение.
Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития в процессе обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.
Компоненты направленности личности:
Какие функции выполняют мотивы?
Когда потребность осознается и происходит ее опредмечивание, она приобретает форму мотива.
Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта.
Мотивы — это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.
Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.
1. Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов — большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает, в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.
Мотив—это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ееудовлетворения и о целях поведения, которое может ееудовлетворить.
2. Неосознаваемые мотивы. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. Г. Асеев и др. считают, что мотивы — это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную дея-тельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслооб- разования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отри-цательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции.
X. Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия — началом, выполнением, завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, побуждает его. Актуализация мотива на стадии выполнения обеспечивает постоянно высокий уровень активности действия. Поддержание мотивации на стадии завершения действия связано с оценкой результатов, с успехом, что способствует подкреплению мотивов.
Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.
Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязан- ности (перед Родиной, перед своими родными и т. п.) и на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения. Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).
Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а не-сколькими, т. е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида.
Мотивация — это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для осуществления определенного предметного отношенияличности к окружающей ситуации.
Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивации, характерной для данного человека, имея в виду совокупность стойких мотивов, соответствующих направленности его личности и определяющих виды его ос-новных деятельностей.