как называется последний сноп в поле

Как в России в некоторых губерниях называли последний собранный в поле сноп?

Как в России в некоторых губерниях называли последний собранный в поле сноп? (Слово из 7 букв)

Сноп — это пучок срезанных колосьев, льна или соломы, перевязанных перевяслом. По славянским представлениям, сосредоточие вегетативной силы злаков и символ плодородия и богатства в хозяйстве.

В крестьянском хозяйстве срезанные стебли сушат, как правило, связанными в снопы. В снопы вяжут в основном высокорослые зерновые хлеба, но и некоторые другие растения (лён, клевер, убираемый на семена) тоже можно вязать, главным образом, это делается для того чтобы было удобнее с ними обращаться при сушке и молотьбе.

Также вяжут снопы для того чтобы уменьшить потери зерна. Злаки, убираемые в период их спелости, вяжут в снопы сразу же после срезания.

Если же растения (в том числе и зерновые хлеба) недостаточно сухи, чисты от трав и жатва происходит в сырую погоду, то их оставляют для предварительной просушки некоторое время не связанными, но только собранными в небольшие кучки; если же их косят, то затем оставляют лежать в рядах или валах, а затем уже вяжут в снопы.

Но давайте вернёмся к нашему вопросу и ответим на него.

Сноп, который оставался последним в поле, называли дожиночным, а дожиночный сноп, в некоторых губерниях в России называли: Солоха, Овсей, Спорынья, Борода, Мирской сноп, Кумушка, Соломатник, Пожинальник, Обжинок, Именинник.

Источник

Как в старину назывался самый последний перевязанный сноп в поле?

Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.

В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 16 июля 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.

Как в старину назывался самый последний перевязанный сноп в поле?

Дожиночный сноп — ритуальный предмет осенних дожиночных обрядов, представляющий собой пучок последних сжатых колосьев, украшенных определенным образом.

Другие названия дожиночного снопа: Последний сноп, Пожинальник, Обжинок, Именинник, Мирской сноп, Кумушка, Соломатник, Солоха, Овсей, Спорынья, Борода, Иванушка, Христова рубашка, Барин.

Дожиночный сноп мог изготавливаться, как после озимой (рожь), так и яровой (овес) жатвы.

Обычно дожиночный сноп сжинала хозяйка поля, но не пожилая женщина, так как в данном обрядовом действии пожилые женщины участвовать не могли.

При срезании колосьев дожиночного снопа соблюдался целый ряд ритуальных действий и магических приемов. Жать его необходимо было молча (отсюда: сноп — «молчанушка», «молчальный»), отказ от речи в данном случае, по поверью, предохранял девушек и женщин от опасного влияния потусторонних сил, в соприкосновение с которыми они вступали, совершая магические обрядовые действия. По народным представлениям в оставшихся на поле колосьях обитал «дух нивы».
Нарушение запрета говорить могло привести к нежелательным последствиям: у девушки, заговорившей во время срезания последних колосьев, жених окажется слепым; у хозяйки, не сумевшей сохранить молчание, будет реветь зимой в хлеву скотина (костромск.)

По другим поверьям при срезании дожиночного снопа обычно произносились приговоры: «Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь» (ярославск.); пелись песни:

«Видит наше (мое) око,
Что край недалёко,
Постать не широка.
До краю дожнемся,
Горелки напьемся.
Хозяин — соловейко,
Поезжай за горелкой!
Хозяйка — хляптуха,
Ти готова болтуха?»
(смоленск.; Земцовский И.И. 1970. С. 517).

Как сжинали колосья последнего снопа?

Колосья для последнего снопа зачастую сжинали иначе, чем при обычной жатве. В Белозерье, двигаясь вдоль края оставленного участка, срезали колосья и укладывали горстями по кругу на расстеленную скатерть, чтобы они не коснулись земли;
В московской губернии в «гузок» (нижняя часть, комель) снопа вставляли все серпы, принимавшие участие в жатве, объясняя это тем, что зимою не будет замерзать нос;
Также в московской губернии делали Сноп — «христову рубашку» таким образом: последний сноп расстилали на полосе и в него клали два серпа таким образом, чтобы лезвия серпов образовывали замкнутый круг. Затем сноп связывался, при этом серпы перекрещивались внутри снопа и торчали наружу острыми концами и рукоятками. «Христова рубашка» делалась для обеспечения полного достатка в доме (обычай соблюдался до конца 20-х — начала 30-х гг. ХХ в.).

В Смоленской губ. дожиночный сноп устанавливался на «обабок» особым образом; при этом делалась «бабка» — десять снопов ставили житом (созревшими колосьями) наверх, прислоняя друг к другу и образуя круг; последний сноп, оставшийся без пары, ставили на «бабку» житом вниз, вверх срезанными корнями, при этом приговаривая, чтобы на следующий год рожь лучше родилась.

Как украшали последний сноп?

Последний сноп — именинник, пожинальник, обжинок — делался большим и толстым, связывался специально сделанным «свиточком», либо опоясывался красной лентой, украшался цветами и ситцевыми лоскутами, лентами.

Нередко снопу придавался антропоморфный вид.
Так, из соломы последнего снопа делали куклу, одевали в сарафан и головной убор (кокошник, кичку, платок), украшали ожерельями и бусами; в смоленской губ. привязывали к снопу палки или солому, обозначая руки.

Дожиночный сноп мог выражать своим антропоморфным видом женское или мужское начало, соответственно давалось снопу имя: последний сноп одетый в женскую одежду, называли Солохой; надев на другой сноп штаны, рубаху, шапку, давали имя Овсей (смоленск.).

Источник

Как называется последний сноп в поле

как называется последний сноп в поле. Смотреть фото как называется последний сноп в поле. Смотреть картинку как называется последний сноп в поле. Картинка про как называется последний сноп в поле. Фото как называется последний сноп в поле

Дожиночный сноп — ритуальный предмет осенних дожиночных обрядов, представляющий собой пучок последних сжатых колосьев, украшенных определенным образом.

Другие названия дожиночного снопа: Последний сноп, Пожинальник, Обжинок, Именинник, Мирской сноп, Кумушка, Соломатник, Солоха, Овсей, Спорынья, Борода, Иванушка, Христова рубашка, Барин.

Дожиночный сноп мог изготавливаться, как после озимой (рожь), так и яровой (овес) жатвы.

Правила проведения обряда

Обычно дожиночный сноп сжинала хозяйка поля, но не пожилая женщина, так как в данном обрядовом действии пожилые женщины участвовать не могли.

При срезании колосьев дожиночного снопа соблюдался целый ряд ритуальных действий и магических приемов. Жать его необходимо было молча (отсюда: сноп — «молчанушка», «молчальный»), отказ от речи в данном случае, по поверью, предохранял девушек и женщин от опасного влияния потусторонних сил, в соприкосновение с которыми они вступали, совершая магические обрядовые действия. По народным представлениям в оставшихся на поле колосьях обитал «дух нивы».
Нарушение запрета говорить могло привести к нежелательным последствиям: у девушки, заговорившей во время срезания последних колосьев, жених окажется слепым; у хозяйки, не сумевшей сохранить молчание, будет реветь зимой в хлеву скотина (костромск.)

По другим поверьям при срезании дожиночного снопа обычно произносились приговоры: «Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь» (ярославск.); пелись песни:
«Видит наше (мое) око,
Что край недалёко,
Постать не широка.
До краю дожнемся,
Горелки напьемся.
Хозяин — соловейко,
Поезжай за горелкой!
Хозяйка — хляптуха,
Ти готова болтуха?»
(смоленск.; Земцовский И.И. 1970. С. 517).

Как сжинали колосья последнего снопа?

Обряд дожинкиКолосья для последнего снопа зачастую сжинали иначе, чем при обычной жатве. В Белозерье, двигаясь вдоль края оставленного участка, срезали колосья и укладывали горстями по кругу на расстеленную скатерть, чтобы они не коснулись земли;
В московской губернии в «гузок» (нижняя часть, комель) снопа вставляли все серпы, принимавшие участие в жатве, объясняя это тем, что зимою не будет замерзать нос;
Также в московской губернии делали Сноп — «христову рубашку» таким образом: последний сноп расстилали на полосе и в него клали два серпа таким образом, чтобы лезвия серпов образовывали замкнутый круг. Затем сноп связывался, при этом серпы перекрещивались внутри снопа и торчали наружу острыми концами и рукоятками. «Христова рубашка» делалась для обеспечения полного достатка в доме (обычай соблюдался до конца 20-х — начала 30-х гг. ХХ в.).

В Смоленской губ. дожиночный сноп устанавливался на «обабок» особым образом; при этом делалась «бабка» — десять снопов ставили житом (созревшими колосьями) наверх, прислоняя друг к другу и образуя круг; последний сноп, оставшийся без пары, ставили на «бабку» житом вниз, вверх срезанными корнями, при этом приговаривая, чтобы на следующий год рожь лучше родилась.

Как украшали последний сноп?

Последний сноп — именинник, пожинальник, обжинок — делался большим и толстым, связывался специально сделанным «свиточком», либо опоясывался красной лентой, украшался цветами и ситцевыми лоскутами, лентами.

Последний снопНередко снопу придавался антропоморфный вид.
Так, из соломы последнего снопа делали куклу, одевали в сарафан и головной убор (кокошник, кичку, платок), украшали ожерельями и бусами; в смоленской губ. привязывали к снопу палки или солому, обозначая руки.

Дожиночный сноп мог выражать своим антропоморфным видом женское или мужское начало, соответственно давалось снопу имя: последний сноп одетый в женскую одежду, называли Солохой; надев на другой сноп штаны, рубаху, шапку, давали имя Овсей (смоленск.).

Иногда дожиночный сноп, имевший антропоморфный вид, назывался спорыньей (смоленск.), что происходило от традиционного образа спорыни, олицетворявшего собой удачу в работе. Ср. в дожиночной песне:

«Усё лето спорыня,
Усё лето спорыня
С нам на нивушке была

Источник

Как назывался последний сноп при обряде избавления изб от насекомых?

Как назывался последний сноп при обряде избавления изб от насекомых в Череповецком уезде? 11 букв, Поле чудес, Первый тур. Сегодня у нас пятница 16 июля 2021 года. Телеигра капитал-шоу Поле чудес уже в эфире Первого канала. В студии телепередачи под аплодисменты телезрителей Леонид Аркадьевич Якубович приглашает тройку игроков. Игра проходит без зрителей в зале, тема игры – Насекомые.

В ходе игры участники по очереди крутят барабан. На нем выпадают очки, которые может получить игрок, если назовет правильную букву. А в самом конце победителю финала предлагают сыграть в Суперигру. На сайте Спринт-Ответ уже опубликована общая статья с текстовым обзором игры Поле чудес за сегодня, которую можно найти в рубрике Телеигра.

В Череповецком уезде проводили особый обряд избавления изб от насекомых. Делалось это после того, как в поле был связан последний сноп. Как он назывался?

Вот задание на первый тур. В России в Череповецком уезде во время жатвы проводили особый обряд избавления изб от насекомых. Хозяйка вязала маленький веничек, и дома обметала им стены, потолок, лавки. При этом приговаривая: «Мухи-блохи, ступайте вон! Была вам воля, теперь нам дайте покой». Закончив подметать веник выбрасывали в открытую дверь. Делалось это после того, как в поле был связан последний сноп, который назывался… Как? (Слово из 11 букв)

Череповецкий уезд – один из уездов Новгородской губернии и наместничества (1777–1796; 1802–1918), а затем Череповецкой губернии (1918–1927). Уездный город – Череповец.

В Череповецком уезде, после того как на поле был связан последний сноп, большуха вязала маленький веничек из лиственных деревьев. По возвращении домой этим веничком обметали стены, потолок, лавки; мели пол со словами: «Мухи-блохи, ступайте вон! Была вам воля, теперь нам дайте покой».

Закончив подметать, веник выбрасывали в открытую дверь. В этом же уезде использовался и другой вариант. Хозяйка несла «пожинальник» домой под левой рукой, «корешками» вперед, по дорого сламывала три прута березы и втыкала в снопик. Входя в дом, не открывала сама двери. Пройдя с пожиналышком в передний угол, крестилась трижды, вынимала прутики, а пожинальник ставила в передний угол под иконы.

Источник

Как в России в некоторых губерниях называли последний собранный в поле сноп?

Как в России в некоторых губерниях называли последний собранный в поле сноп? 7 букв, Поле чудес, Финальный тур. Сегодня у нас пятница 3 сентября 2021 года. Телеигра капитал-шоу Поле чудес уже в эфире Первого канала. В студии телепередачи под аплодисменты телезрителей Леонид Аркадьевич Якубович приглашает тройку игроков. Игра проходит без зрителей в зале, тема игры – Урожай.

В ходе игры участники по очереди крутят барабан. На нем выпадают очки, которые может получить игрок, если назовет правильную букву. А в самом конце победителю финала предлагают сыграть в Суперигру. На сайте Спринт-Ответ уже опубликована общая статья с текстовым обзором игры Поле чудес за сегодня, которую можно найти в рубрике Телеигра.

Как в России в некоторых губерниях называли последний собранный в поле сноп?

Вот задание на финальный тур. Как в России в некоторых губерниях называли последний собранный в поле сноп? (Слово из 7 букв)

Сноп – пучок срезанных колосьев, льна или соломы, перевязанных перевяслом. По славянским представлениям, сосредоточие вегетативной силы злаков и символ плодородия и богатства в хозяйстве.

В крестьянском хозяйстве срезанные растения сушат или в кучах, или связанными в снопы. В снопы вяжут преимущественно высокорослые зерновые хлеба, а также некоторые другие растения (лён, клевер, убираемый на семена), главным образом, с целью удобства обращения с ними при сушке, молотьбе, а также с целью возможного уменьшения потери зерна.

Дожиночный сноп – ритуальный предмет осенних дожиночных обрядов, представляющий собой пучок последних сжатых колосьев, украшенных определенным образом.

Другие названия дожиночного снопа: Последний сноп, Пожинальник, Обжинок, Именинник, Мирской сноп, Кумушка, Соломатник, Солоха, Овсей, Спорынья, Борода, Иванушка, Христова рубашка, Барин.

В России в некоторых губерниях снятый последний сноп с поля назывался кумушка. Собирается овес после всех хлебов. Остаток его срезается дружно с корня всеми жнеями; верх этого снопа повязывается платком. Головная жнея – первая, начинающая жать первый загон, берет кумушку и несет его в дом своего помещика в сопровождении песен своих подруг, которые поздравляют своего барина с двумя полями, сжатыми, а с третьим – засеянным.

Поблагодарив их за усердие, он принимает кумушку и ставит его в передний угол под образами; тут он остается целую неделю; потом снимается и хранится до Покрова. В этот день кормят кумушкой рогатый скот, закармливаемый на зиму.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *