хьютагогика что это такое
Эвтагогика
. Хьютагогика позиционируется авторами как новый подход к организации обучения взрослых, как учение о самообразовании, то есть учение о том, как самостоятельно учиться в XXI веке. Основной принцип подхода гласит, что ученик стоит в центре своего собственного обучения, и, следовательно, что обучение не следует рассматривать как педагого-ориентированное или предмето-ориентированное, но ученик-ориентированное. Другими словами, в обучении главную роль играет не предмет обучения или педагог обучающий чему-либо, а сам ученик, изучающий что-либо. Первая часть термина «эвтагогика» сконструирована из нескольких семантически связанных греческих слов: ευρετικός (эвретикос) в значении «обнаруживать, выяснять, узнавать», εφευρετικός (эфевретикос) в значении «изобретательный», εύρημα (эврема) в значении «найти». Вторая часть термина восходит к греческому аγω (аго) — «веду» по аналогии с такими терминами, как педагогика и андрагогика. Таким образом, в семантике слова заложен смысл «вести к изобретениям, открытиям, находкам, выводам».
Связанные понятия
Концепция лингвокультурной грамотности Э. Д. Хирша — теория (концепция), разработанная американским культурологом и педагогом Эриком Дональдом Хиршем (англ. Eric Donald Hirsch). Основополагающей целью этой теории является формирование нужных способностей и познаний носителей английского языка для адекватной коммуникации с носителями других языков и культур. По мнению Э. Д. Хирша, для удачной межкультурной коммуникации необходимо глубочайшее познание различных культурных знаков соответственной культуры.
Хьютагогика что это такое
Дмитрий Останин, Иван Шелевей
Онлайн-курс. Как спроектировать и реализовать
от продюсеров онлайн-проектов Ирины Хакамада, Павла Воли, Радислава Гандапаса, Ляйсан Утяшевой, Александра Васильева и других
Литературный редактор Т. Дегтярева
В оформлении книги использованы фотографии Ирины Киселевой, Дмитрия Боровинских, Никиты Булатова, Дмитрия Останина,
Светланы Ильиных и Александра Коробова Фото авторов на 4-й сторонке обложки: © Дмитрий Боровинских
В оформлении обложки использована иллюстрация:
© Meranna / Shutterstock.com Используется по лицензии от Shutterstock.com
© Meranna / Shutterstock.com Используется по лицензии от Shutterstock.com
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2020
– сооснователь платформы для проведения онлайн-обучения GetCourse, руководитель продюсерского центра GetProduction, продюсировал одну из самых крупных онлайн-школ рисования – Школу Вероники Калачевой, в которой представлено около 200 курсов, участвовал в создании курсов по следующим направлениям: обучение бизнесу и стартапам, привлечение инвестиций, поиск работы, публичные выступления, маникюр-педикюр, флористика, лидерство, маркетинг, фитнес, дизайн интерьеров… В общей сложности под его руководством снято более 10 000 уроков, которые посмотрели больше 264 000 человек. Дмитрий прошел все этапы работы в этом бизнесе: от проектирования, производства и продажи отдельных курсов до систематизации бизнеса, создания продюсерского центра и руководства бизнесом в сфере дистанционного обучения.
Дмитрий Останин на съемках курса Ирины Хакамада
– ведущий продюсер компании GetCourse и продюсерского центра GetProduction. Под его руководством было создано 27 успешных онлайн-курсов по таким направлениям, как маркетинг, лидерство, фитнес, публичные выступления. Обучение на них прошли более 142 000 человек. Иван участвовал во всех этапах работы с курсом: от идеи и проектирования до производства, продажи и сопровождения обучения.
Дмитрий Останин и Иван Шелевей работали с такими личностями, как Павел Воля, Ирина Хакамада, Ляйсан Утяшева, Радислав Гандапас, Александр Васильев, Владимир Маринович, Вероника Калачева, Екатерина Усманова и другие. Их проекты принесли более 1 млрд. рублей прибыли.
Продюсерский центр GetProduction – это управляющая компания образовательных и околообразовательных онлайн-проектов: креатив, упаковка, производство, маркетинг, дистрибуция и сервис. Авторы этой книги проводят живые и онлайн-мероприятия, на которых рассказывают, как создавать онлайн-курсы, как их продавать и развивать бизнес. Обучение уже прошли более 2800 продюсеров, экспертов, методистов. А теперь Дмитрий и Иван поделятся своим опытом с вами на страницах этой книги. Читайте и создавайте свой уникальный онлайн-курс, который будет приносить знания другим и прибыль вам.
Книга была бы невозможна без поддержки команды платформы GetCourse: опыта Марата Нигаметзянова, энергии Тимура Каримбаева, вдохновения Матвея Калачева и стратегии Сергея Михайлова. Авторы выражают благодарность всем экспертам и профессионалам своего дела, с которыми они имели удовольствие сотрудничать: Ирине Хакамада, Павлу Воле, Ляйсан Утяшевой, Радиславу Гандапасу, Анне Видуецкой, Игорю Манну, Аркадию Морейнису, Алёне Владимирской, Екатерине Усмановой и многим-многим другим.
Иван Шелевей после съемок курса Александра Васильева
О чем книга и как она устроена
Цель данной книги – дать вам знания, необходимые для успешного запуска качественного и востребованного онлайн-курса. Мы подробно расскажем о создании проекта, особенностях производства, грамотном сопровождении при проведении, а также коснёмся продаж и маркетинга в онлайн-бизнесе.
Ключевое преимущество данной книги – это максимально подробный разбор принципов создания действительно хорошего продукта. Очень много книг и материалов написано о том, как продавать, и при этом совсем мало о том, как создавать.
Мы запускаем по несколько десятков проектов в год и поэтому знаем, как делать это наиболее эффективно. Мы уже обучили этому почти 3000 человек на живых мероприятиях и во время онлайн-трансляций. Теперь собрали все свои наработки и изложили в этой книге.
Здесь вы найдете подробные инструкции, рекомендации и практические задания, выполняя которые, вы сможете создать собственный курс. После прохождения этого курса ваши клиенты будут настолько довольны, что захотят приобрести у вас еще 10 других и будут активно советовать вас своим друзьям. Эта книга про то, как обучить людей, как обеспечить им тот результат, который вы спроецировали и пообещали на входе.
Как устроена книга
Читайте и сразу действуйте. У вас должна быть идея курса, иначе зачем читать? Простое чтение ни к чему не приведет. Тут все расписано по шагам и есть задания. Будете их выполнять, и они сложатся в пазл, который станет проектом вашего онлайн-курса.
Мы начнем с понимания команды, основных действующих лиц, аудитории курса, их целей и задач. Разберемся с поурочным планом, логикой построения уроков, заданиями, мотивацией и проверкой. Словом, со всем, что необходимо для создания качественного обучающего продукта.
Для кого эта книга
Мир меняется очень быстро, каждый год появляются новые тренды онлайн-обучения, но знания, которые мы даем в этой книге, базовые, основополагающие. Они не устареют со временем и будут актуальны, по крайней мере, до появления принципиально нового способа обучения.
Эта книга будет полезна всем, кто так или иначе связан с дистанционным обучением. Книга направлена на широкий круг лиц, поскольку все больше людей хотят передавать свои знания и опыт через интернет.
Кому стоит прочесть книгу:
• Тем, у кого есть онлайн-школа или необходимость обучать сотрудников
• Продюсерам, экспертам, HR-менеджерам компаний
• Тем, кто не имеет представления, как сделать онлайн-курс
• Тем, кто уже разработал онлайн-курс, но чувствует, что нужно всё переделывать
• Тем, чьи курсы построены на вебинарах и требуют постоянного вовлечения команды (учителей, кураторов, экспертов, наставников и др.)
• Тем, чьи клиенты не покупают другие продукты после прохождения одного курса, а сотрудники – не улучшают свои показатели. Показатель хорошего курса – последующие продажи и выполнение KPI. Если у вас этого нет, нужно что-то менять
• Тем, у кого есть опыт создания онлайн-школ и кто ищет пути улучшения своего продукта
• Тем, у кого создание онлайн-курса занимает слишком много времени и кто ищет пути оптимизации данного процесса
2015 год – заря онлайн-обучения, никто не знает, что это такое, как функционирует и можно ли на этом заработать. Мы (Марат Нигаметзянов, Дмитрий Останин, Тимур Каримбаев и Матвей Калачев) уже выпустили платформу GetCourse и активно привлекаем известных лиц, экспертов в своих областях, чтобы запустить с ними онлайн-обучение.
Как учатся взрослые: подходы и особенности
Любовь Карась
Стремительное развитие науки и технологий требует от человека постоянного развития и способности адаптироваться. Поэтому непрерывное обучение становится не просто опцией, а необходимостью для существования в новых реалиях. Сегодня создаются условия для самообразования, появляются новые взгляды на образовательные процессы. Основываясь на статьях о сравнении парадигм обучения и о набирающей популярность хьютагогической модели, подготовили обзор подходов к обучению взрослых.
Парадигмы обучения взрослых
Андрагогика
Андрагогика как понятие возникла еще в XIX веке, но стала набирать обороты только после Второй мировой войны, когда стали особенно актуальны вопросы профессиональной переподготовки. Далее, с развитием идеи lifelong learning и постепенным уходом принципа одной карьеры на всю жизнь, принципы андрагогики привлекали все больше внимания всех тех, кто вовлечен в создание образовательных программ вне зависимости от сферы.
Малькольм Ноулз — один из ключевых зарубежных теоретиков андрагогики — популяризировал концепцию андрагогики в 1980 году и описывал ее как «искусство и наука помощи взрослым в обучении». Ноулз и теория андрагогики утверждают, что взрослые учащиеся во многом отличаются от детей. В частности, Ноулз выдвинул несколько допущений, через призму которых стоит рассматривать обучение взрослых:
Представление о себе или понимание себя (self-concept). Взрослые — это, как правило, более зрелые люди, которые лучше понимают, кто они и что собой представляют, какие у них цели и возможности, и осознают себя, что позволяет им активно выбирать и участвовать в организации своего обучения.
Прошлый опыт обучения. У взрослых есть опыт, который они могут использовать в процессе обучения, в отличие от детей, находящихся только в начале образовательного пути.
Готовность к обучению. Многие взрослые осознают ценность образования и готовы сосредоточиться на этом.
Практические причины учиться. Взрослые ищут практические, проблемно-ориентированные подходы к обучению. Многие поддерживают концепцию непрерывного образования и преследуют цель получить новую конкретную работу или даже изменить карьерную траекторию.
Внутренняя мотивация. Источники мотивации детей обычно являются внешними — например, наказание или поощрение за оценки. А взрослые, как правило, больше внутреннее мотивированы.
Исходя из этих характеристик, Ноулз сформулировал следующие принципы обучения взрослых:
Поскольку взрослые самостоятельны и управляют своим развитием (self-directed), они должны иметь право голоса в процессе обучения и возможность выбирать.
У взрослых есть опыт, поэтому их обучение должно расширять накопленные знания и основываться на этом опыте.
Так как взрослые стремятся к практическому обучению, образовательные программы должны затрагивать вопросы, связанные с работой или личной жизнью.
Обучение должно быть сосредоточено на решении практических проблем, а не на простом запоминании содержания.
Хьютагогика
Учащийся самостоятельно решает, как построить свое обучение в соответствии со своими целями и интересами, используя творческий подход
Главные отличия парадигм обучения
Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.
Хьютагогика как современная модель непрерывного образования
Хьютагогика как модель самостоятельного образования
Хьютагогика ( от англ. heutagogy) — одно из современных определений самообразования. Дословно данный термин означает «вести к изобретениям, открытиям, находкам, выводам». Это самостоятельное обучение с творческим подходом, при котором обучающийся сам для себя определяет, что будет изучать, когда и в какой форме. В России этот метод более известен как эвтагогика.
За 30 лет принципы хьютагогики получили широкое распространение в зарубежном образовании, а концепция непрерывного образования даже вошла в отдельные лекционные курсы. Идеи данной модели частично используются уже и в России, пусть и со значительным опозданием и успешно применяется на практике дистанционного обучения.
Смысл нового подхода, который назвали хьютагогикой, не является чем-то принципиально новым ни для западной, ни для российской системы образования. Он подразумевает выход за рамки школьного и высшего образования и мотивирует людей старшего возраста к постоянному саморазвитию и совершенствованию своих профессиональных навыков. Хьютагогика ориентирована прежде всего на сознательное включение каждого определенного человека в процесс обучения, а также привлечение внимания педагогического сообщества на поиск новых эффективных способов образования.
Что такое непрерывное образование
Непрерывное образование — это общий рост профессиональных знаний и навыков человека в сфере своей деятельности. Данная практика позволяет профессионалам оставаться актуальными и востребованными в современной профессиональной среде.
Термин впервые упомянут в 1968 году в материалах ЮНЕСКО, а в 1972 году было принято решение, благодаря которому непрерывное обучение признали основной конструкцией для будущих реформ образования.
Хьютагогика способствует решению следующих ключевых задач, поддерживающих базовое и дополнительное обучение:
Основные принципы непрерывного образования
Способность воспринимать информацию меняется у человека на протяжении всей жизни. К примеру, преобладающее большинство взрослых не смогут учиться с тем же успехом, что и молодые студенты. Непрерывное образование обеспечивает наиболее подходящие форматы обучения для каждой категории учащихся. Гибкость и универсальность базируется на нескольких основополагающих принципах:
Гуманизм — обучающийся волен самостоятельно выбирать форму, срок и вид обучения.
Демократизм — образование доступно в любом возрасте за счет разнообразия форматов обучения. Также область знаний соответствует интересам, возможностям и потребностям человека.
Мобильность — многообразие средств и способов непрерывного обучения. Данный принцип ориентирует на использование разных методических систем и технологий, позволяющих учиться продуктивней.
Опережение — данный принцип подразумевает прогнозирование общественных нужд. Учебные заведения, базирующиеся на системе непрерывного образования, достаточно быстро и обновляют деятельность в соответствии с требованиями современного общества. Принцип базируется на активном использовании новых форм, методов и средств обучения или переподготовки специалистов.
Открытость — данный принцип основан на привлечении к обучению любых желающих, вне зависимости от возраста, уровня подготовки или сферы основной деятельности.
Непрерывность — принцип нацелен на преодоление ориентации на поверхностность содержания, а также необходимость получить в содержании отражение проблемы развития производства и общества.
Современные требования к образованию (и самообразованию в том числе) изменили прежний девиз «знания на всю жизнь», который в современных реалиях звучит как «Знания через всю жизнь». Поскольку хьютагогика начала бурное развитие относительно недавно, основополагающие принципы постоянно дополняются с учетом потребностей в развитии образования.
Вот — новый поворот? От педагогики к андрагогике, от андрагогики к хьютагогике
Тем, кто работает с информационными технологиями, приходится учиться непрерывно. Но взрослые не могут учиться по тем же принципам, что и школьники: наша способность воспринимать информацию меняется на протяжении жизни. Исследования в этой области привели к появлению новой образовательной концепции, а информационный бум, распространение мобильных интернет-устройств и развитие социальных сетей предопределили очередную смену образовательной парадигмы.
В этой статье я расскажу, как эволюционировали образовательные концепции, на какие принципы обучения взрослых опираются современные учебные центры и что изменится в образовании в недалеком будущем.
Образование считается одной из самых консервативных сфер деятельности человека. Однако и в теории обучения время от времени происходят большие перемены. Одно из таких изменений случилось в середине прошлого века: оформился отдельный раздел теории обучения – обучение взрослых, или «андрагогика».
Хотя сам термин «андрагогика» был введен немецким историком-педагогом Александром Каппом на сто лет раньше, в XIX веке, теория обучения взрослой аудитории получила реальное развитие лишь в середине XX века.
Необходимость «закачивать» во взрослые умы большое количество сложной информации технического характера в короткие сроки неизбежно привела к исследованию особенностей взрослого человека как субъекта процесса обучения. Один из первых примеров такой задачи – обучение солдат во время Второй мировой войны. Относительно недавний пример – обучение ИТ-специалистов.
Все мы отлично знаем традиционный школьный и вузовский подход к обучению. Это обучение преимущественно контентно-ориентированное, а в центре образовательного процесса находится учитель. Он – непререкаемый авторитет.
Источник
Подход ориентирован на массовое обучение более-менее однородной по начальному уровню знаний и опыта группы учеников. Часто опыт у учеников отсутствует, а их разум – это «чистый, белый лист бумаги». В школьных классах обычно занимается не менее 20 учеников, а на лекциях в вузах число студентов может превышать и сотню. Программы в школах и университетах – многолетние и ориентированы прежде всего на получение фундаментальных знаний. И, что важнее, школа и вуз должны научить подрастающее поколение осознанно учиться и трудиться.
В чем же отличие подхода к обучению в рамках андрагогики?
Если говорить про обучение ИТ-специалистов, то каждый уважающий себя ИТ-вендор имеет программу обучения и сертификации (экзаменов) преподавателей, которая основана на принципах андрагогики, а учебные центры, ведущие такие программы обучения, обязаны иметь в штате подготовленных преподавателей.
В наш учебный центр «Сетевая Академия ЛАНИТ» мы всегда с опаской берем на работу уже сложившихся учителей школ и преподавателей вузовов. Не каждому из них удается перебороть свои привычные взгляды на процесс обучения и перестроиться.
Источник
Поскольку обучение информационным технологиям носит прикладной характер, содержание курсов быстро устаревает. Сейчас обычный срок обновления технических ИТ-курсов составляет не более двух лет.
Об электронном обучении elearning активно заговорили в 90-х годах прошлого века, что было связано с растущей доступностью персональных компьютеров и развитием Интернета. Тогда на Западе появились школы с дистанционным обучением для учеников из дальних поселений. Сегодня использование электронного обучения – обычная практика не только для школ и вузов, но и для бизнеса.
Термин «хьютагогика» или «эвтагогика» (два равнозначных перевода английского heutagogy) был сформулирован в научной статье австралийских педагогов и ученых Стюарта Хассе (Stewart Hase) и Криса Кеньона (Chris Kenyon) в 2000 году. Этот термин по аналогии с «педагогикой» и «андрагогикой» сконструирован из греческих слов, которые апеллируют к самостоятельному поиску, открытиям и выводам.
Источник
Хьютагогика не противопоставляется андрагогике и не отменяет ее, а является ее продолжением, следующим шагом, на котором учащийся берет на себя роль лидера в образовательном процессе. Он не только самостоятельно ищет и отбирает информацию, но также и выбирает способы и методы обучения. А значит, учащийся должен представлять сущность таких вариантов и оценивать их эффективность.
Хьютагогика – это творческий подход к самостоятельному обучению, который позволит учащемуся самому определять, что, когда и как он будет изучать.
Роль преподавателя также изменяется. Лучше всего его миссию описать иностранным термином «фасилитатор» (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию). Он следит за соблюдением правил встречи, её процедуры и регламента. Фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.
Для реализации принципов хьютагогики в образовательном процессе должны быть изучены, пересмотрены и скорректированы подходы к производству учебного контента. Очевидно, он должен быть максимально понятным, подаваться с использованием игровых компонент и, желательно, небольшими порциями в разных форматах.
Сейчас эффективность самостоятельного обучения – одна из основных тем при обсуждении проблематики корпоративного обучения. Это обусловлено тем, что во всех крупных организациях (в том числе и в нашей группе компаний) уже внедрены системы электронного обучения, которые, как правило, предполагают самостоятельное обучение как основную форму образования.
При этом все понимают, что невелика конвертация тех, кто начал учиться самостоятельно, и тех, кто завершил это обучение без дополнительных организационных и методологических усилий. Самостоятельное обучение должно «подпитываться» внешней энергией экспертов, тьюторов, мотиваторов, других слушателей. Форма подачи и доступность материала, продолжительность образовательной единицы – все имеет смысл и значение, иначе интерес к самостоятельному обучению теряется.
Ряд специалистов по обучению персонала отмечает общую низкую культуру самообучения в России. Используя на курсах «Сетевой Академии» элементы самообучения, мы также нередко отмечаем, что специалисты не готовы к восприятию проактивных форм самостоятельного обучения. Например, обучающиеся не могут критически воспринимать информацию и задавать вопросы преподавателю, а больше ориентированы на традиционный подход, когда учитель задает вопросы по изученному материалу. Слушателям бывает сложно самостоятельно контролировать качество усвоения материала. То есть взрослому, воспитанному традиционной системой образования и привыкшему к пассивному восприятию новой информации, бывает непросто перестроиться к новой системе.
Источник
Поэтому менять подходы к обучению лучше с самого детства, в школе или даже раньше. Очень важно научить людей учиться самостоятельно и осознанно, потому что правильно выстроенное самостоятельное обучение сможет конкурировать по эффективности с онлайн-обучением.
Многие компании экспериментируют с методологией самообучения и мотивацией слушателей, интуитивно используя положения хьютагогики. На слуху такие подходы и практики обучения, как микробучение, sms-треннинги, мобильное обучение, смешанное обучение и т.д. Мы также проводим эксперименты и внедряем практики и инструменты, показавшие свою эффективность (например, т.н. «персональное обучение»). При этом «задним числом» понимаем, что в основном все внедряемые нами новшества относятся к подходу в духе хьютагогики.
Например, мы изменяем роль преподавателя, делая его больше консультантом, направляющим самообучение слушателей, а не лектором, или даем большую свободу слушателям в выборе материала для изучения. Но всегда лучше понимать общие принципы построения обучения, чем использовать метод «научного тыка».
В свое время изучение принципов андрагогики очень помогло нам в выстраивании массового обучения взрослых слушателей. Мне не известно, проводились ли в России осознанные попытки построения самонаправляемого обучения (если такие примеры есть, поделитесь, пожалуйста). В мире такие исследования проводились, например, обучение аспирантов менеджменту проектов в Университете Халла.
Изменения в подходах к корпоративному обучению (да и, наверное, в образовании в целом) грядут, и они неизбежны и уже происходят. Бизнесу нужны специалисты, которые могут принимать самостоятельные решения и доводить их до результата. Умение направлять свое самостоятельное обучение, безусловно, коррелирует с таким бизнес-требованием.
Источник
Пока новая концепция обучения взрослых находится в стадии осмысления, генерации идей, совершения проб и ошибок. Мы ждем перемен и готовимся к ним. А вы замечаете, как в последние десятилетия меняются подходы к образованию?
Внизу небольшой опрос на эту тему, и мы думаем, всем будет интересно узнать, как учатся читатели Хабра.