художник монументалист что это

Значение слова «монументалист»

художник монументалист что это. Смотреть фото художник монументалист что это. Смотреть картинку художник монументалист что это. Картинка про художник монументалист что это. Фото художник монументалист что это

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

монументали́ст

Делаем Карту слов лучше вместе

художник монументалист что это. Смотреть фото художник монументалист что это. Смотреть картинку художник монументалист что это. Картинка про художник монументалист что это. Фото художник монументалист что этоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: заднепроходный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «монументалист&raquo

Предложения со словом «монументалист&raquo

Понятия, связанные со словом «монументалист»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «монументалист&raquo

Один из выдающихся монументалистов XX века.

За послевоенные годы историки и публицисты, поэты и писатели, художники и монументалисты создали тысячи талантливых произведений, в которых отразили героические и трагические события войны.

Он считал, что раздел икон имел «громадное значение для специалистов» и для выучки молодых художников новых направлений, в частности монументалистов, и поэтому должен быть значительно пополнен и показан «как-то по-особому…».

Источник

О неолите, офисном пространстве и современном искусстве

художник монументалист что это. Смотреть фото художник монументалист что это. Смотреть картинку художник монументалист что это. Картинка про художник монументалист что это. Фото художник монументалист что это

Фото предоставлено: Антон Крафтский

Извечному стереотипу о нищем художнике сегодня принято противопоставлять современный образ художника, существующего на гранты организаций, поддерживающих таланты. Но возможен и третий вариант, гармонично сочетающий заработок и творчество.

ОТ ГЕЙМДИЗАЙНА ДО РОСПИСИ СТЕН

Следующим шагом стало освоение аэрографии. Начав с росписи автомобилей, Антон, по его словам, все чаще посматривал на стены, размышляя, насколько интересно заниматься интерьерной росписью. Постепенно он перешел на монументальную роспись и открыл свою студию.

Объяснил художник и свою склонность к оформлению именно общественных пространств:

— Если в частных интерьерах мои работы видят несколько человек, то в офисе на них смотрит много людей. Мне нравится, что это разбавляет их монотонные офисные будни. Это способ сделать офисное пространство, где они проводят значительную часть своей жизни, более человечным и дружелюбным.

художник монументалист что это. Смотреть фото художник монументалист что это. Смотреть картинку художник монументалист что это. Картинка про художник монументалист что это. Фото художник монументалист что это

И КИБЕРНЕТИКА, И ПАСТОРАЛИ

Чаще всего Антону приходится работать с ИТ-компаниями, и тематика заказа соответствует направлению их деятельности: искусственный интеллект, кибернетика, новые технологические разработки и т.п. Также среди клиентов часто встречаются банки, архитектурные бюро и медицинские организации.

ЭТАПЫ И ОБЪЕМЫ РАБОТЫ

Работа художника-монументалиста начинается с подписания договора. Затем приходит очередь эскиза.

Когда определена тема, композиция, персонажи и ключевые элементы рисунка, клиенты вносят изменения, после чего наступает финальная стадия изготовления эскиза. После получения предоплаты закупаются материалы, их привозят на объект, и начинается роспись стен. Сначала эскиз целиком или частями проецируется на стену широкофокусным проектором, который позволяет обвести основные композиционные элементы. Затем на стену наносится базовое изображение, а потом прорисовываются детали.

Работой большого объема Антон называет роспись площадью больше 100 кв. метров, в таких случаях рисунок нередко бывает простым, например, состоит из геометрических фигур. Среди больших по объему проектов он называет многоэтажную лестницу в московском “Райффайзенбанке” и роспись пятиэтажного здания ИТ-компании в центре Йошкар-Олы: лестница (80 кв. метров) и 60 кв. метров локальных зон пятого этажа.

художник монументалист что это. Смотреть фото художник монументалист что это. Смотреть картинку художник монументалист что это. Картинка про художник монументалист что это. Фото художник монументалист что это

ИНСТРУМЕНТЫ, КРАСКИ, ОПАСНОСТИ

Рисунок на стену наносится валиками из разного материала и разной конфигурации. С валиками обычно используются интерьерные краски, которые либо покупаются колерованными, либо художник колерует их самостоятельно. Колеровкой называется смешивание базовой основы с цветным наполнителем (колером) для получения нужного оттенка. Как рассказывает Антон, приобретенную в художественных салонах акриловую краску он колерует с интерьерной краской в качестве основы. До полной готовности работа доводится маркерами.

Среди опасностей профессии Антон выделяет работу на высоте: в основном это касается фасадов, где не всегда есть возможность использовать страховку.

ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ

Сроки выполнения работ зависят от объема, обычно это неделя или две. График работы свободный, ненормированный и зависит от поставленной задачи. Порой владельцы офисов просят художника сделать роспись стен за выходные, и тогда работа начинается вечером пятницы и длится до утра понедельника с перерывами на сон.

художник монументалист что это. Смотреть фото художник монументалист что это. Смотреть картинку художник монументалист что это. Картинка про художник монументалист что это. Фото художник монументалист что это

ПЛАНЫ И МЕЧТЫ

Теоретически у современного художника-монументалиста должна быть возможность браться за крупные госзаказы, аналогичные проектам советского времени, считает Крафтский. Но на практике это сопряжено с массой бюрократических формальностей. Например, участвовать в тендере может исключительно общество с ограниченной ответственностью, существующее не менее трех лет.

Антон Крафтский планирует все больше сил и времени уделять современному искусству. С 2015 года он вместе с художницей Лилией Шелл работает над арт-проектом “Астеройдеа”, который посвящен объектному искусству в природе и сочетает инсталляции и скульптуры с природным ландшафтом Северной Карелии. В прошлом году у художников были две выставки в Финляндии, в настоящее время проходит выставка в Петрозаводске.

Источник

Монументальная живопись. Виды монументальной живописи

Монументальная живопись – это разновидность монументального искусства. На современном этапе она тесно связана с архитектурой. Это роспись, наносимая непосредственно на стены, своды, полы, потолки, окна и т. д. Она может являться либо доминантой архитектурного памятника, либо его украшением.

Вместе с тем это самая древняя разновидность живописи. Она известна еще со времен палеолита. Наскальные рисунки, росписи в пещерах, созданные первобытными людьми, сохранились практически на всех континентах. Эти памятники являются очень ценным, а иногда и единственным источником информации об особенностях культур разных исторических эпох.

Виды монументальной живописи

В зависимости от способа получения изображения монументальную живопись принято делить на 4 основных вида.

Техники монументальной живописи

ТехникаОписаниеПример
ФрескаИзображение создается на сырой штукатурке красками из разведенного в воде порошкового пигмента. На высохшей штукатурке образуется кальциевая пленка, которая защищает рисунок.Настенные росписи православных соборов.
Живопись темперойИзображение наносится на сырую штукатурку красками из растительного пигмента, разведенными в яйце или масле.Настенные росписи православных соборов.
МозаикаИзображение выкладывается из разноцветных кусочков смальты (непрозрачного стекла) или камня.Большой популярностью пользовалась в советское время: для украшения станций метро, ДК.
ВитражИзображение состоит из кусочков разноцветного стекла, соединенных свинцовыми спайками. Готовый рисунок помещается в оконный проем.В убранстве средневековых готических соборов.

Памятники монументальной живописи Древнего Египта

Первые памятники монументальной архитектуры были построены в эпоху Древнего Египта. Это пирамиды с заупокойными храмами и гробницами для фараонов. Некоторые из них сохранились до наших дней. Монументальная живопись, украшающая внутренне пространство пирамид, является бесценным источником информации о культуре египетской цивилизации, социальном и государственном устройстве, особенностях быта и ремеслах египтян.

Важно заметить, что пирамиды возводились с целью увековечить подвиги фараонов, которым предстояло упокоиться в них. Поэтому в настенных росписях важное место отводилось самому усопшему, его заслугам и связям с богами.

художник монументалист что это. Смотреть фото художник монументалист что это. Смотреть картинку художник монументалист что это. Картинка про художник монументалист что это. Фото художник монументалист что это

Росписи египетских гробниц состоят из сцен, каждая из которых представляет законченный сюжет. Тем не менее все сцены связаны между собой, а их содержание и последовательность подчинены единому замыслу.

Здесь представлены особенности быта разных слоев населения: тяжелый труд рабов, крестьян, ремесленников и роскошь правящей элиты. Там можно найти изображения сельскохозяйственных работ, охоты, рыбалки, а также картины господских праздников с обилием яств и развлечений.

Монументальное искусство в эпоху античности

В культуре Древнего Рима монументально-декоративная живопись получила широкое распространение, причем не только при постройке культовых сооружений, но и в оформлении жилых построек. В I веке произошло знаменитое извержение Везувия, стершее с лица земли римский город Помпеи. Вулканический пепел засыпал дома и помог сохранить в целости большое количество уникальных росписей, некоторые из который сейчас выставлены в музее Неаполя.

художник монументалист что это. Смотреть фото художник монументалист что это. Смотреть картинку художник монументалист что это. Картинка про художник монументалист что это. Фото художник монументалист что это

Фреска и мозаика активно использовались в искусстве Византии. Это, в свою очередь, оказало значительное влияние на становление древнерусского искусства.

Расцвет монументальной живописи в Европе

В период Средневековья в Европе строилось большое количество религиозных сооружений, внутреннее убранство которых до сих пор поражает воображение. Мастера того времени достигли невероятного уровня в искусстве изготовления витражей.

художник монументалист что это. Смотреть фото художник монументалист что это. Смотреть картинку художник монументалист что это. Картинка про художник монументалист что это. Фото художник монументалист что это

В эпоху Возрождения вновь в центре внимания оказалась монументальная живопись. Фреска стала пользоваться невероятной популярностью. Сохранилось много грандиозных по размеру и технике исполнения образцов.

Монументальное искусство Востока

Больших высот достигла монументальная живопись в азиатских странах, в первую очередь в Китае, Индии, Японии. Отличные от европейских мировоззрение и религии, философское и эмоциональное отношение к природе нашли отражение в этом виде искусства.

Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами. Создание цветных картин сочеталось с искусством художественной резьбы и инкрустации.

На Востоке станковая и монументальная живопись всегда развивались в тесном контакте. В оформлении интерьеров широко применялись расписные ширмы и свитки.

художник монументалист что это. Смотреть фото художник монументалист что это. Смотреть картинку художник монументалист что это. Картинка про художник монументалист что это. Фото художник монументалист что это

Монументальная живопись в наши дни

В настоящее время монументальные виды живописи продолжают активно использоваться при оформлении интерьеров и экстерьеров зданий. С точки зрения сюжетов и техник исполнения, наблюдается активное смешение стилей, возврат к образцам предыдущих эпох и новое их осмысление.

Еще одной тенденцией является освоение новых материалов и техник изготовления мозаик и витражей. Фреска, очень сложная и трудоемка техника, возвращается в несколько измененном варианте – живопись по сухой штукатурке, которая называется «а секко». Эта техника позволяет создать изображения, более стойкие к атмосфере крупных промышленных городов.

художник монументалист что это. Смотреть фото художник монументалист что это. Смотреть картинку художник монументалист что это. Картинка про художник монументалист что это. Фото художник монументалист что это

Монументальное искусство прошло долгий путь становления, развиваясь вместе с человечеством на протяжении нескольких тысяч лет. По всей вероятности, оно будет жить и дальше, по крайней мере до тех пор, пока в нас сохраняется чувство прекрасного и потребность украшать все, с чем мы взаимодействуем в процессе своей жизнедеятельности.

Источник

Монументалист: художник в системе

Художник ИГОРЬ МАКАРЕВИЧ рассказывает, сколько получал в СССР художник-монументалист и как эволюционировали вкусы Брежнева

художник монументалист что это. Смотреть фото художник монументалист что это. Смотреть картинку художник монументалист что это. Картинка про художник монументалист что это. Фото художник монументалист что это

Игорь Макаревич. Олимпийская деревня. 1980. Роспись

Читать!

Наша беседа была посвящена жизни художника (в первую очередь художника-монументалиста) в СССР: как он находил заказы, как ладил с идеологией… Более подробно мы обсудили функционирование аппарата монументального искусства. На протяжении всего рассказа Игоря о его пути в искусстве проявляется двойственность системы советского искусства. С одной стороны, она борется за равноправие, действительно повышая художественный уровень, например, в республиках. Пример тому — система приема во ВГИК, где при поступлении поддерживались социально обездоленные. С другой стороны, борьба за равенство нередко оказывается уравниловкой, не повышающей, а усредняющей качество искусства; табуировались острые темы и непривычные иконографии. На этом фоне все время возникают естественные, но непредусмотренные очаги конкуренции: комбинаты монументальной живописи становятся своего рода соперничающими фирмами, а сами художники борются за заказы и вынуждены проявлять менеджерские качества, чтобы добиться достойного житья. Вопрос о часто упоминаемом сейчас социальном дарвинизме встает сам собой.

Интересно, что речь в основном идет об эпохе брежневского застоя, когда для большей части населения страны и для большинства художников вопрос выживания не стоял: социальная поддержка не оставляла тебе возможности сгинуть. На этом фоне проявлялась, однако, социальная усталость: борьба за светлое, качественно иное будущее казалась уже не столь обязательной. Время казалось почти остановившимся, но уже не в утопическом сталинском смысле, когда культура пыталась подвести итоги всей мировой истории: теперь время уже никуда всерьез не рвалось. Это истончение напора времени сказалось и в искусстве, бесконечно повторявшем, например, старые идеи Владимира Фаворского. Пример расставания с утопическим порывом — история вкусов Брежнева, за время своего пребывания на посту Генсека сменившего страсть к аскезе, считавшейся обязательной для настоящего советского коммуниста, на почти декадентские художественные излишества. Симптом необоримой усталости, накатывавшей то и дело на самого Игоря Макаревича при исполнении официальных заказов, обретает в этом контексте новый смысл — не только личной невозможности исполнять бесконечные требования сверху, но и усталости всего общества.

художник монументалист что это. Смотреть фото художник монументалист что это. Смотреть картинку художник монументалист что это. Картинка про художник монументалист что это. Фото художник монументалист что это

Игорь Макаревич. Театр «Сатирикон». 1986. Роспись

— Какая обстановка была в монументальной живописи, когда вы стали ею заниматься, в 70-е годы? Какие намечались тенденции?

— До войны монументальной живописи было не так много. Вы знаете, конечно, работы Владимира Фаворского, но по отношению к объему строительства все это было довольно скромно. В сталинское время искусство было элитарным: по сути дела, было всего лишь несколько достойно живущих «суперхудожников» вроде Александра Герасимова или Владимира Серова, а остальные находились в бедственном состоянии. Монументалистов знаменитых вообще не было. Были замечательные скульпторы, например Сергей Меркуров, и, когда говорится о монументальном искусстве сталинского времени, имеется в виду скорей скульптура. А расцвет монументальной живописи произошел при Хрущеве. Выделение монументального искусства в отдельную область было фактически революцией внутри мосховского (МОСХ — Московская организация Союза художников РСФСР. — OS) и вообще московского художественного мира.

На революционный сдвиг в советской монументальной живописи огромное влияние оказали мексиканские монументалисты 30-х годов, Ривера и Сикейрос, действительно мощные художники, тяготевшие к эпосному началу. В их работах очевидна специфика именно монументальной живописи: художник должен обладать культурой обхождения с пространством, иначе ничего не выйдет — тут уже никого не обманешь. В СССР, чтобы на что-то опереться, все ведущие монументалисты так или иначе использовали пространственные идеи Фаворского.

художник монументалист что это. Смотреть фото художник монументалист что это. Смотреть картинку художник монументалист что это. Картинка про художник монументалист что это. Фото художник монументалист что это

Андрей Васнецов. Человек и печать. 1977-1978. Мозаика

Произошла эта революция благодаря нескольким энергичным художникам сурового стиля — Николаю Андронову, Андрею Васнецову. Они сумели выбить для художника достаточно значимые гонорары и положение. И это был краеугольный камень в развитии отечественного монументального искусства.

К тому же в 1960-е в целом улучшилось положение художников. В связи с массовым хрущевским строительством и расселением художники получили мастерские: людей выселяли из подвалов и чердаков, и те художники, кто попроворней, оформляли их себе. В то время западные художники даже завидовали огромным советским мастерским.

И тогда комбинаты монументальной живописи подхватили эту волну. И именно монументальные художники теперь зарабатывали самые большие деньги в системе искусства. Художник делал эскиз, небольшую схемку А4, а он предназначался для огромного здания. Например, мозаика могла быть просто километровых площадей. А расценки-то были на площадь итоговой работы, так что стоимость была очень приличной. При этом исполнял работу часто не сам художник, а рабочие. Например, был шум по поводу кинотеатра «Октябрь» на Новом Арбате. Он весь покрыт по кругу мозаичными панно, и Андронов был одним из их авторов. И я краем уха слышал, что был скандал, так как он получил немыслимый гонорар только за эскиз. Впрочем, автор уже из своего гонорара должен был приплачивать исполнителям, а если была роспись, то, в отличие от мозаики, чаще исполнял ее сам художник. Но все равно монументалисты зарабатывали очень хорошо.

художник монументалист что это. Смотреть фото художник монументалист что это. Смотреть картинку художник монументалист что это. Картинка про художник монументалист что это. Фото художник монументалист что это

Евгений Вучетич. Слава Советскому народу! Москва, ВДНХ, 1953

— Как были вписаны комбинаты монументальной живописи в систему советского искусства?

— Я хорошо помню два мощных конкурирующих заведения: Московский комбинат монументально-декоративного искусства, он числился при Худфонде МОСХа, и Комбинат монументально-декоративного искусства Худфонда РСФСР, имевший не городское, а республиканское подчинение. Комбинаты состояли именно при худфондах, так как были в первую очередь хозяйственными организациями. МОСХ обладал большой автономией от самого Союза — и даже своим собственным Худфондом, приравненным по уровню к республиканским.

— Какие были отношения между художником и комбинатом?

— Художник должен был через архитектора добыть заказ, принести на комбинат, оформить, и после оформления проходил худсовет. Худсовет Московского комбината на несколько лет назначался из числа именитых художников и искусствоведов. Выдвигало кандидатуры бюро монументальной секции МОСХа, которое было выборным (его выбирало правление МОСХа). И худсовет решал, сколько художнику заплатят за эскиз. Нужно было обладать какими-то связями, чтобы эта сумма оказалась достойной. Но бывали, повторю, и очень большие, шокирующие цены: клочок бумаги стоит семьдесят тысяч рублей на фоне средней зарплаты в сто пятьдесят рублей.

Если эскиз принимался советом, то начиналась работа.

В комбинатах была своя материальная база и рабочие, коллектив цеха. От того, насколько это были адекватные люди, очень многое зависело. Художник должен был сам приложить свое умение вести переговоры, чтобы добыть качественный материал, всегда был дефицит во всем, и особенно в качественной смальте. Кроме того, строители ревновали к художникам и их бригадам, потому что строители получали копейки, а те — серьезные деньги. И здесь художник должен был обладать и умением общаться со строителями, и собственной инфраструктурой, то есть быть своего рода боссом. И далеко не каждый мог с этим справиться. Часто бывают художники блаженные, неспособные к жесткой деловой жизни, а тут проходил естественный отбор.

© Иван Николаев, Марина Дедова-Дзедушинская

художник монументалист что это. Смотреть фото художник монументалист что это. Смотреть картинку художник монументалист что это. Картинка про художник монументалист что это. Фото художник монументалист что это

Иван Николаев, Марина Дедова-Дзедушинская. Морская романтика. Роспись, фрагмент

— Формально заказчиком художников выступал комбинат?

— А комбинату уже заказывал архитектор кинотеатра, допустим?

— Формально так, но вообще непосредственно к комбинату обращались с самыми неинтересными предложениями. И самые жирные куски получались, когда сам художник получал или находил заказ, вырабатывая с архитектором комплексное решение.

— Но все равно заказ проводился через комбинат?

— Да, по-другому было просто нельзя.

— А кто платил за работы?

— Заказчик. И комбинат снимал процент с заказчика довольно большой, до сорока процентов. Вообще же в строительство здания изначально закладывалась небольшая сумма для оформления. Шесть процентов обычно от общего бюджета.

— Можно ли сказать, что монументальные комбинаты выступали почти что фирмами в рамках общей централизованной экономики? То есть они захватили одну ячейку производства и ее монополизировали…

художник монументалист что это. Смотреть фото художник монументалист что это. Смотреть картинку художник монументалист что это. Картинка про художник монументалист что это. Фото художник монументалист что это

Юрий Григорьев. Узбекские мотивы. 1980. Мозаика

— Вы правы, пожалуй, потому что по сравнению со всякими государственными монстрами эти комбинаты, с их более семейственной атмосферой, можно назвать фирмами. Тем более они даже конкурировали между собой.

— Вы работали и в книге, и в монументалистике. Как художник добывал заказы в этих областях?

— Добыть хороший заказ было чрезвычайно трудно. Преобладал ведь идеологический подход, особенно в монументальном искусстве, а люди моего круга старались этого избегать, все время приходилось выискивать нейтральный сюжет и в монументальном искусстве, и в книге. В то время, о котором мы говорим, уже, конечно, все было гораздо либеральнее, чем в сталинское время…

Часто предложение на книжную работу поступало от художественного редактора, который непосредственно обращался либо к художественным мэтрам, либо к своим личным знакомым. Бывало и наоборот: сам художник имел связи в литературной среде. А рекомендация автора текста имела очень большое значение. Например, поэт Сапгир приносит свою книгу стихов в издательство «Малыш» и говорит: хочу, чтоб эту книгу оформил Виктор Пивоваров. И звонят Пивоварову.

В монументальном искусстве бывали тоже такие соавторства — порой до смешного. Например, когда строили новое здание МХАТа… Там раньше был остов цирка, заложенного еще до войны. И вот решили соорудить новый театр. Владимир Кубасов был архитектором. Для оформления он обратился к скульптору Эрнсту Неизвестному. И они решили очень активно оформить фасад, выходящий на бульвар. Но такой активный рельеф, как предполагался, не мог быть рассмотрен ни вблизи, ни с бульвара, так как бульвар покрыт деревьями, а деревья будут мешать разглядывать такое выдающееся произведение. И тогда даже решили срубить деревья — хорошо, что передумали. Получается, что ради монументального оформления хотели изуродовать бульвар. Бывали, таким образом, очень амбициозные проекты.

художник монументалист что это. Смотреть фото художник монументалист что это. Смотреть картинку художник монументалист что это. Картинка про художник монументалист что это. Фото художник монументалист что это

Это одна ситуация. Совсем другое дело завод. На территории завода выстроили, допустим, большой корпус — административный или столовую. И тогда администрация завода обращается просто на комбинат: нам надо оформить обеденный зал на двести человек. На комбинат тоже поступали заказы, таким образом.

— А украшение, к примеру, торцов жилых домов?

— Администрация города заказывала. Грубо говоря, советское монументальное искусство преследовало две цели: идеологическую пропаганду и маскировку плохого качества строительства. По сравнению с СССР на Западе было меньше монументального искусства, потому что там было высокое качество строительства, а большое количество изобразительного искусства часто уродует архитектуру, скрывает ее. А в СССР, так как строительство было из рук вон плохим (часто и в проекте, и в исполнении), оно маскировалось мозаиками, росписями и декоративными побрякушками.

— Но была же какая-то программа росписи, предлагаемая художнику?

— Архитектор мог формально предложить художнику какой-то ритм или формы, но конкретные сюжеты — гораздо реже. Обязательные программы были раньше, в сталинское время. В послесталинское время художнику давали больше свободы и его ценили как самостоятельного помощника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *