художник бутафор что делает
«Комедианты»
Комитет по культуре Ленинградской области
Бутафор и реквизитор
В этом выпуске мы расскажем вам, пожалуй, о самых загадочных для большинства зрителей профессиях — бутафор и реквизитор. К сожалению, об этих театральных профессиях зрители знают очень мало.
Художник-бутафор театра «Комедианты» Дарья Ващенко:
В обязанности бутафора входит создание и починка реквизита. Реквизит — это мелкие и не очень детальки и штучки — зонтики, чернильницы, бутылочные этикетки, деньги, карты, фотографии, газеты и даже еда — всего не перечислишь. «Запчасти» для будущего реквизита иногда покупаются в магазинах. То, что нельзя купить — создается непосредственно в «мастерской» театра.
В спектакле «Если поженились, значит, жить придется!» в первом фарсе жена бьет незадачливого мужа большой чугунной сковородкой по голове. Конечно, эта большая сковородка не куплена в магазине — каркасом послужил экран от брызг для сковородки, к нему были «нарощены» стенки из туристической пенки и все это было обклеено тканью.
Есть свои хитрости, при создании вещей из века девятнадцатого, ведь на сцене, как правило, не используются вещи музейные или антикварные. Поэтому их «состаривают». Например, недавно нужна была чернильница для восстановленного спектакля «Волки и овцы». Я купила небольшую вазочку в магазине «все по 37», и просто позолотила ее краской из баллончика. А со сцены — «красота».
Бывали истории, когда нужны были очень неожиданные вещи, например, зеленый салат — его сделали из полиэтиленового пакета с подпаленными краями, покрашенного в зеленый цвет. А для детского спектакля зеленый горошек был сделан из полимерной глины.
Чтобы устроиться на работу бутафором в театр, нужно любить и уметь делать вещи руками. Очень помогает умение работать в графических программах — «состаривать» фотографии, газеты, создавать необходимые этикетки и т. д.
Реквизит (от лат. requisitum требуемое, необходимое). К реквизиту относятся все предметы, которые находятся во время спектакля на сцене, или с которыми выходят на сцену и действуют актеры.
В реквизите всегда много подлинных предметов, к которым бутафорский цех никакого отношения не имеет (если только эти предметы не переделываются или не перекрашиваются для спектакля). Когда изготовлен реквизит, он заносится в специальную книгу, которая лежит в «реквизиторской» — там, где хранятся вещи и работает реквизитор.
Реквизитор театра «Комедианты» Татьяна Минина:
В реквизиторском цехе я работаю не одна — еще Елена Логинова. Каждый реквизитор работает с несколькими спектаклями. Если ты заболел, то найти замену трудно. Человек должен знать твой спектакль, иначе он не сможет его провести. На работу мы приходим задолго до начала спектакля и готовим реквизит. Иногда нужно сбегать в магазин — купить фрукты, сушки и прочие продукты, которые могут использоваться в спектакле. Ведь даже если на столе стоит ваза с фруктами, то для придания ей более естественного вида искусственные фрукты дополняются настоящими. Графинчик с вином на сцене, конечно же, наполнен каким-нибудь соком, часто — виноградным. Перед спектаклем «заряжается» реквизит — необходимые артистам вещи раскладываются в определенном порядке и в определенных местах как на сцене, так и за кулисами. Раскладка реквизита за кулисами особенно важна, так как во время спектакля за кулисами темно, а артист должен безошибочно все найти в нужный момент. От этого тоже зависит успех спектакля.
Случай из «жизни» бутафории:
Как-то народная артистка России Мария Густавовна Викс пела Розалинду в «Летучей мыши» Штрауса. «Адель!» — позвала она служанку, выходя на сцену. Адель в это время должна была примерять платье хозяйки и, испугавшись, забраться в коробку. Так она и сделала. Меж тем разгневанная Викс-Розалинда каблуком туфли зацепила за тюль, укрепленный на одной их колонн. Бутафорские колонны опасно пошатнулись и приготовились падать. В зале послышался смех. Но Викс не растерялась, и с возмущением отчитала своевременно вывалившуюся из коробки Адель: — «Ну, где ты ходишь? Видишь? Без тебя весь дом почему-то разваливается».
Кстати, актриса нашего театра, Юлия Бурцева, в спектакле «Дурочка» повела себя с колонной, которая начала падать на нее, несколько иначе, но не менее находчиво. У ее героини как раз была сцена гнева, и она сама еще «поддала» падающей колонне, а потом в ярости разбросала по сцене все остальные. Актеры, участвующие в спектакле попадали… со смеху. А зрители и не догадались, что такой сцены в спектакле не предполагалось.
«Я всю жизнь играю в куклы». Художник-бутафор — о своей уникальной профессии
Куклы могут быть сделаны из дерева, папье-маше либо сшиты из ткани. Их мир очень велик. Есть и марионетки, и перчаточные, и гапитно-тростевые, и планшетные, и ростовые. Художник-бутафор Олег Николайчик рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о своей уникальной профессии.
Первое и единственное
О. Николайчик утверждает, что в театр попал совершенно случайно. Объявление о том, что художник театра кукол ищет ученика, прочитал его отец и предложил сыну попробовать. Вчерашний школьник согласился, хотя и не совсем понимал, что его ждет, и уж никак не думал, что это решение станет судьбоносным. Теперь в его трудовой книжке только одна запись: художник — изготовитель кукол. И вот уже 58-й театральный сезон О. Николайчик «играет в куколки».
— В наших учебных заведениях бутафоров не готовят, только во времена Советского Союза учили этой профессии в Горьком и Одессе. Специалисту такого профиля нужно знать основы не менее шести-семи профессий — резчика по дереву, скульптора, жестянщика, чеканщика, столяра, токаря… Меня азам обучал художник Леонид Михайлович Быков, за что я ему очень благодарен. Первой, кого оживил, была кошечка из спектакля «Катькин день». Мне нужно было придумать механизм, чтобы она открывала и закрывала глаза. Тут без знаний механики никак, — рассказывает Олег Владимирович.
Он помнит те времена, когда Театр кукол находился в другом здании — на пр. Независимости. Тогда там лишь создавали спектакли и гастролировали с ними по всем городам Беларуси — зрительного зала не было. Он появился в 1968 году, когда театр переехал в новое здание на ул. Энгельса. Молодому мастеру выделили для работы помещение на цокольном этаже, позже появился и отдельный просторный кабинет. Здесь, прямо на столе, установлены тиски для работы с металлом, в шуфлядах хранятся гвозди, пассатижи, плоскогубцы — они должны быть всегда под рукой. Есть редкие инструменты, которые вытачивал сам О. Николайчик, например небольшие молоточки.
Прямо за спиной мастера на стене кукла Жанны д’Арк на лошади. Это, оказывается, один из дублей. Всего же для спектакля про смелую деву изготовили пять вариантов.
— У нас нет монтажа, поэтому используем дубли. Вот Жанна д’Арк перед зрителями произносит монолог, потом быстро прячется за ширму, а на ее месте появляется та же героиня, только уже верхом на скакуне, — объясняет О. Николайчик.
Рядом с куклой замечаю противогаз. Неожиданно, но вполне объяснимо: бутафорам приходится работать с токсичными материалами, такими как клей или строительный силикон, из которого отливают маски для актеров. А по правую руку на подоконнике разместился Царь из спектакля «Иван царевич и Cерый Волк». Этому актеру из папье-маше уже более полувека. Сохранился прекрасно — хоть сейчас снова на сцену.
— Это ширмовая кукла. К сожалению, их всё реже используют в театре. Актеры предпочитают выходить к зрителю вместе с куклами, — вздыхает художник.
В его кабинете есть секретная комната, где установлено оборудование, которое позволяет создавать механизмы — начинку: с их помощью куклы открывают глаза и рот, двигают руками и ногами. Одним словом, оживают.
Творческий тандем
Вопрос о количестве кукол, с которыми за эти годы довелось работать художнику-бутафору, вызывает его искреннюю улыбку:
— А кто ж их считал! Каждый сезон в театре выпускают по 3–4 спектакля. Для каждого нужно создать 2–3 куклы, а порой и 70!
Собеседник подчеркивает: рождение куклы — процесс сложный, в котором участвуют большинство сотрудников театра. Начинается всё с режиссера и художника. Их задача — придумать образы, нарисовать эскизы. Затем скульпторы лепят из пластилина макет будущего персонажа, отливают его из гипса, и тогда уже бутафоры из папье-маше делают заготовку. Ее красят, прорисовывают лицо, приклеивают волосы, а в швейных цехах готовят наряды.
— Бывает, воплотить в жизнь задумку режиссера очень сложно. Тогда начинается мозговой штурм, в результате которого находится компромисс. Например, одну из кукол в спектакле для взрослых «Записки юного врача» должно было тошнить. Выход нашли: в гортань куклы вставили шланг, а в живот — грелку с жидкостью. Актер нажимал на рычажок, и получался нужный эффект, — делится секретами мастер.
Знания и опыт О. Николайчика на вес золота, поэтому в театре его ценят и не спешат отпускать на пенсию. Да и он очень любит свою работу и с радостью обучает молодых бутафоров, которые находят у него ответы на все вопросы, даже когда Google бессилен.
И время остановилось
В театре есть хранилище действующих кукол, где они ждут своего очередного выхода на сцену. Бывают спектакли, радующие маленьких и взрослых зрителей десятки лет. И всё это время Олег Владимирович реставрирует и поддерживает долгожителей в хорошем состоянии.
Если постановка навсегда уходит с подмостков, кукол отдают в детские дома, школы для организации самодеятельности или отправляют в музей, который находится в здании театра. Примечательно, что открыли его в 1994 году по инициативе талантливой художницы театра Алины Фоминой. Она же супруга О. Николайчика. Очень много лет они вместе трудились над созданием спектаклей, которые стали любимыми не у одного поколения зрителей.
Мастер согласился провести для меня небольшую экскурсию по музею. То, как он восхищенно смотрит на кукол, как одухотворенно рассказывает о каждом спектакле, как искренне грустит о том, что они ушли со сцены, еще раз подчеркивает уровень его профессионализма и преданности когда-то случайно выбранному ремеслу.
— Вот смотрите: куклы-марионетки для спектакля «Золушка». Здесь даже маленькая мышка на ниточках и карета, запряженная лошадьми. А это ростовые из постановки «С Парижем покончено». У них не только глаза двигались, но и пальцы на руках. Когда работали над «Мастером и Маргаритой», использовали настоящие зубные и глазные протезы, чтобы куклы были более правдоподобными. Шикарный спектакль — очередь за билетами стояла до входа в метро. А эти — из «Божественной комедии». На черном фоне артисты, облаченные в черную одежду, управляли персонажами. Создавалось впечатление, что куклы перемещаются самостоятельно… И это лишь малая часть того, что хранится в театре. Отрадно, что во всем этом великолепии есть толика и моего труда, — скромно замечает кукольных дел мастер.
Фото Тамары Хамицевич
Смотрите также:
«Лучше куплю шуруповерт, чем очередную кофточку». Как создает свои работы молодой бутафор
Искусство — это не только холсты расписывать или из глины лепить. Молодой бутафор и художник по костюмам Ксения с псевдонимом Symbiote рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» о том, как она мастерски обращается с шуруповертом, варит металл и делает оригинальные вещи, которых нет в Интернете.
— Почему из всех профессий ты выбрала одну из самых сложных? Можно же просто в офисе сидеть.
— Училась в одной из минских школ искусств, где было много творчества: мы и рисовали, и лепили. Но классическим художником я не стала. Познакомилась с ребятами, которые начинали создавать экспериментальный театр. Сегодня это коллектив T(e)=Art. С ними и сотрудничала до прошлого года. Потом пути разошлись. Мы жили в одном большом доме. Но я поняла, что не стоит смешивать личное пространство и рабочее. Зато T(e)=Art помог мне понять, чем я хочу заниматься в жизни. Нам нужны были костюмы, а денег не было. Вот и взялась шить из подручных материалов – пакетов, пластика, газет. До сих пор они выступают с моей первой маской из папье-маше и кусочков шерсти. Ей уже восемь лет.
— Ты ходила на какие-то курсы по бутафории, шитью, дизайну?
— Нет, я самоучка. Конечно, в Интернете много видео и статей. Но, думаю, стоит фильтровать информацию, которую мы получаем. У людей сейчас столько разнообразия, что они теряют себя. Сложно создать что-то уникальное, когда насмотришься на картинки. Поэтому, когда заказчик показывает мне что-то, найденное в Интернете, и говорит, хочу так же, я отвечаю: «Давай-ка попробуем создать на основе этой идеи что-то совершенно новое!» Это же интереснее.
— А что, кстати, из пакетов можно сделать?
— Да что угодно! Хоть костюм для древнего божества. Тонко нарезанный полосками полиэтилен используется для имитации перьев. А вообще костюмы из этого материала придумали еще в СССР. Они прекрасно развеваются на ветру и выглядят эффектно.
— Где еще ты находишь материалы для творчества? В хенд-мэйд магазинах?
— А вот и нет! В строительных гипермаркетах. Там есть всё. Хожу туда, как другие девушки в магазины косметики. Из монтажной пены недавно делала гигантское мороженое. Даже цемент при желании можно задействовать для декораций. На Новый год подарила себе… шуруповерт. И была так счастлива! Часто использую в работе еще фен строительный, чтобы из пластика гнуть фигурки. Пластик вообще может принимать любую форму при нагревании. Из него же я делала костюмы белых античных статуй и даже парики.
— Гнуть пластик звучит непросто.
— На самом деле, чтобы быть бутафором, недостаточно уметь работать руками, надо разбираться в химии и физике. Все виды пластика очень четко делятся по химическому составу, и в зависимости от этого их можно сочетать. Ткани тоже отдельная тема. Тут даже натяжение ниток учитывается.
— Ты все это в одиночку создаешь?
— Как правило да, но я люблю совместные творческие проекты. Часто нахожу интересных людей, у которых можно поучиться. С радостью делюсь знаниями и сама. Ведь человек преображается, когда создает. Особенно если сумеет преодолеть период, когда почти ничего не получается. Даже обычные кружочки из пенопласта вырезать — это несколько часов поначалу. Кажется, просто, а возьмешься — все кривые получаются. Круг сделать трудно.
Недавно сама училась. Встретила кузнеца, напросилась к нему в мастерскую, чтобы показал, как варить металл. Очень интересно! Можно делать большие каркасы для декораций. Еще я вырезаю из костей украшения. Кость такой же податливый материал, как и дерево. Многое черпаю из культур других народов. Доводилось делать тибетские маски, связанные с духами. Работа очень разная. В последний раз двое суток сидела над созданием шлема аквалангиста для рекламы услуг связи. Хорошо, что помог коллега, Виктор Кушнеров. Обычно на такой заказ уходит пару месяцев. Зато шлем выглядит как металлический, а сделан из ПВХ и автомобильной шпатлевки.
— Как ты совмещаешь работу и личную жизнь?
— Просто, если уметь планировать. Работаю на себя, у меня нет начальников. Захотела — посвятила весь день катанию на велосипеде. А потом четыре ночи подряд что-то мастерила. Чтобы быть фрилансером, нужна огромная сила воли. Ты сам за себя.
— Денег хватает от заказов?
— По-разному. Были и времена, когда негде было жить. Но сейчас я, например, даже нашла помещение, которое можно арендовать и там творить в любое время суток. Чтобы быть на плаву, сотрудничаю с танцевальными и театральными коллективами. Сейчас это шоу-балет «Иллизиум». Сильные девушки, которые тоже могут и гвоздь забить, и с паяльной лампой обращаться. Выступают, в том числе и в моих костюмах, на файер- и неоновых шоу, корпоративах, фестивалях, квестах.
— А сама хочешь на сцену?
— Так я уже была. На ходулях выступаю с 17 лет. Это как на коньках — сначала топталась на месте, а теперь танцую. Ходули — это как заново родиться и учиться ходить.
— Они ведь еще и тяжелые?
— Вес ощущается, но самое сложное — держать баланс. Нужно все время переминаться с ноги на ногу. Тренировать координацию и смотреть по сторонам. Бывали случаи, когда в толпе, на массовом мероприятии, кто-то подходил и пытался меня с них сбросить. Не все еще понимают, что артисты тоже живые люди, а не куклы, хоть и в костюмах. Хорошо усвоила, как надо падать, – обязательно на бок. Один из ведущих ходулистов Минска приземлился однажды на колено и выпал из творчества на два года.
— Как тебе атмосфера города, в котором выступаешь? Я про Минск.
— Мне нравится тут. Даже если поеду путешествовать, скорее всего, вернусь. Конечно, уличная культура у нас пока на стадии развития, но активного. Лет пять назад не было столько музыкантов в городе, а сейчас на каждом углу. Правда, белорусов сложнее удивить, чем, скажем, немцев или испанцев. Или, может, многие привыкли держать эмоции в себе, а потом, сидя с друзьями на кухне восклицать: «Я такое сегодня видел, ты не поверишь!». Хочется, чтобы люди становились свободнее и более раскрепощенными.
Фото Владимира Сатанина, Ольги Легких и из архива художницы
Бутафор
Бутафор
Бутафор — работник театра, изготовляющий различные предметы бутафории.
Смотреть что такое «Бутафор» в других словарях:
БУТАФОР — (франц. bout a port). Лицо в театре, подающее артистам разные, нужные им при выходе на сцену, вещи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУТАФОР лицо, заготовляющее все необходимое для постановки пьесы в … Словарь иностранных слов русского языка
бутафор — См … Словарь синонимов
БУТАФОР — БУТАФОР, бутафора, муж. (театр.). Лицо, подготовляющее бутафорию. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БУТАФОР — БУТАФОР, а, муж. Театральный работник, ведающий бутафорией. Художник б. (изготовляющий бутафорию). | прил. бутафорский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
бутафор — а, ч. Особа, яка відає в театрі бутафорією, а також майстер, що виготовляє бутафорію … Український тлумачний словник
бутафор — а; м. Театральный работник, ведающий бутафорией или изготовляющий её. Художник бутафор. ◁ Бутафорский (см.) … Энциклопедический словарь
бутафор — а; м. см. тж. бутафорский Театральный работник, ведающий бутафорией или изготовляющий её. Художник бутафор … Словарь многих выражений
Бутафор — (итал.) театральный художник, обязанный заботиться об обстановке пьесы, кроме декораций. Бутафорская или бутафорная комната при театре, мастерская бутафора, где заготовляется все нужное по бутафорской части. Бутафорские вещи принадлежности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Презентация на тему «Театральные профессии. Бутафор».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Театральные профессии. Бутафор.
Чаще всего театральную бутафорию изготавливают из папье-маше, мастики, дерева, металла, поролона, картона, оргстекла и других материалов.
Папье́-маше́ (фр. papier mâché букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.
Бутафорские предметы появились одновременно с появлением театра. Широко применялась бутафория в итальянской комедии дель арте (комедия масок.
Комедия дель арте родилась из карнавальных празднеств. Театра ещё не было, но были шуты, мимы, маски.
Раньше словом бутафория обозначали специально изготовленные предметы, которые применялись в театре, вместо реальных вещей. В наши дни, бутафорию применяют не только в спектаклях, но её используют как праздничное оформление и в рекламных акциях, в оформление корпоративных праздников и мероприятий, оформление детских праздников.
Всё, что на сцене объёмное – это дело рук бутафора. Настоящий мастер бутафории должен обладать многими навыками, не только иметь образование и опыт, но также богатую фантазию и золотые руки.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-855358
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни
Время чтения: 1 минута
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.