христианство на что подразделяется
Христианство — что это такое? Виды христианства и их краткое описание
Более 2000 лет назад, на землях Иудеи, возникла крупнейшая авраамическая мировая религия –христианство. Религия принимает ветхозаветную форму почитания Господа, возвеличивает и воспринимает Творца как совершенную эссенцию.
Что такое христианство? Определение этого понятия
Христианство — это религиозное учение, основанное на вере в сына Божьего – Иисуса Христа. Христианство в наше время − это самое многочисленное вероисповедание в мире. По численности эта мировая религия включает в себя около 2,5 млрд сторонников.
В христианстве выделяют 3 основных вида (направления).
Уже в начале V века христианская вера пришла в каждое государство. Православные стали элитой с завидным положением и влиятельностью. С популяризацией пришли и гонения. Цезарь Галерий назвал вероисповедание «заразой» и стал виновником жестких массовых репрессий. Тысячи мучеников гибли, но гонения сами себя искоренили. Губернаторы и военные сами прибегали к христианству, а предпринятые меры не добавляли порядка империи. Галерий дал добро на существование веры Иисуса. Лишь в 311-ом году она получила статус официальной. Теперь и сами правители становились приверженцами религии, распространяя её в массы, делая всемирно известной и значимой.
Временной поток и сами люди разделили исходное христианство на католицизм, протестантизм и православие. Многочисленные реформы и перестройки вероисповедания в государствах внесли коррективы в направления, однако их объединяет один великий замысел и вероучения.
Главные постулаты христианства
Данная религия историческая, а значит вера ее основана на событиях, которые описывает священное письмо Евангелие. О рождении, жизненном пути, казни и воскресении Иисуса Христа повествуют четыре книги «благовестия».
Истинно доброй вестью стало воскрешение Иисуса Христа: о ней апостолы –посланцы воскресшего Сына Божьего, рассказывали народу для просвещения и крещения. Воскресение – гарант непогрешимого пути, что целью взял победу над смертью, жизнь грядущего века.
Христианство проповедует не только бессмертность души, но и тела. Воскресение произойдёт со всеми, однако не каждый будет удостоен жизни подле Бога в Царстве Небесном, а значит телесное воскресение – не знак скорого блаженства. После второго пришествия, Иисус Христос лично приведет их на Страшный суд. Замысел суда не в наказании грешных, а в отборе. Люди несовершенны, малодушны и злы –недостойны изначального образа творения.
Воплощение счастья и упоения в христианстве – это люди, отказавшиеся от благ земных во имя Господа: миротворцы, нищие, милостивые. Последователи Сына Божьего не боятся поношений и изгнаний.
Христианство преподаёт идеальное назначение человека в мире, господство духа над бренным, достижение гармонии священного с материей и передаёт малую часть высокого Божьего замысла.
Иисус Христос. История жизни, гибели и воскрешения
Суть христианства лежит не только в учениях, а в самой вере в божественность Христа. Всемогущий Бог послал своё дитя на землю. Иисус верно водил свои проповеди по городам Иудеи и получил прозвище «Сын Бога Живаго». Иудейские власти ревнители чистоту учений и открыли охоту на мирного странника.
Слава Христа ходила меж людей денно и нощно. В канун Пасхи 30-го года, Иешуа напомнил о себе Иудеи. Ещё за неделю до празднования он воскресил погибшего Лазаря.
Негодование первосвященника было невообразимым и привело к тому, что Христа признали опасным проповедником. В вечер четверга Иисуса схватили, с подачи предателя Иуды, а на следующий день казнили. Согласно законам Иудеи –за богохульство и мятеж.
Понтий Пилат – римский наместник, вёл разбирательства в деле Иешуа и даже готов был отпустить помазанника, однако друзья кесаря не позволили ему этого. Правом отпустить Христа в честь празднования Пасхи пренебрегли. Израиль отвергнул Иисуса.
Благовестие воскрешения Иисуса охватило Рим, а позже и всю империю.
Виды христианства и их краткое описание
Рассмотрим виды христианства и дадим им краткое описание. Несмотря на различия в этих направлениях, они ни в коем случае не враждуют.
Православие
Православие представляет собой одно из ведущих в мире направлений христианства. Господь для православных христиан является носителем всемирной мудрости, всевышним разумом.
Заслужить после смерти вечное место в раю, приобщиться к Богу посредством благодати – вот главные цели каждого православного человека. Для достижения этого им необходимо в течение всей жизни соблюдать заповеди Господа, исповедовать Его учение.
В основе православия лежат Священное Писание и Священное Предание. Кроме того, особое влияние на верующих оказывают 10 заповедей, составляющих основу всего христианства. Они не различаются на разных его ветвях.
Главное средство для обращения к Богу – это молитва. Молиться можно как дома, так и в храмах и церквях. Перед молитвой следует трижды перекреститься, произнося Отче наш. Правильнее будет молиться перед ликами святых, чтобы молитвы были услышаны.
Православные христиане также верят в церковь. И речь не всегда идет о здании. Имеется в виду приближение к другим людям. То, что люди собираются вместе во время молитвы, объединяет и сплачает их. Нельзя приблизиться к Богу, отдаляясь в это время от людей.
Католицизм
Католицизм наиболее распространен в странах Европы. Для католических христиан Святой Дух исходит как от Отца Бога, так и от Сына Божьего, в отличие от православных, у которых Святой Дух исходит лишь от Отца.
Главной целью католика является получение места в Царстве Божьем, как награды за добрые дела, угодные Богу. Для этого им нужно не иметь тяжелого греха на душе. Иметь его – значит быть обреченным на вечные муки. Однако мелкие грехи допускаются, от них человек очищается в Чистилище, после чего и попадает в Царство Божье.
Католическая церковь не допускает разводов, брак заключается единожды и на всю оставшуюся жизнь. Священники категорически не могут вступать в брак, они должны выбрать для себя лишь одно из таинств: таинство брака или таинство священнослужения.
Для католиков Папа Римский является главой церкви, однако святым его не считают. Безгрешными признаются лишь его слова и действия, касающиеся церкви.
Протестантизм
Если кратко, то протестантизм – это одно из трех направлений христианства, наравне с православием и католицизмом. Оно представляет собой совокупность множества самостоятельных церквей, для которых характерно разнообразие практик и внешних форм.
Протестанты не поощряют обет безбрачия и монастыри. В отличие от православных христиан и католиков, они не считают загробный мир прекрасным и красивым, не стремятся туда попасть.
Протестанты также отрицают культ Богородицы и почитание икон, что в значительной степени отличает их от православных и католиков.
У протестантов нет какой-либо церковной иерархии, все в церкви равны перед Богом. Главным авторитетом для них является Библия (Священное Писание). Ее авторитет непоколебим. Но в отличие от православной Библии, текст протестантской немного изменен. Из нее исключены одиннадцать ветхозаветных книг, которые не входят в иудейский канон. Остальные тексты, с точки зрения протестантизма, не являются истинными, в том числе и Священное Предание.
Кроме того, протестанты ждут возвращение Христа во плоти в будущем.
Заключение
Таким образом, христианство − это эффективная система духовных знаний, которая изменила древний мир. Эта религия является основой современной европейской цивилизации. Основал это величайшее учение − Иисус Христос. Именно он сделал для всех людей больше, чем кто-либо другой.
Справочник автора/Христианство и его ветви
Христианство — самая распространённая в мире религия, одна из трёх авраамических. Христианству предшествовал иудаизм. На основе раннего христианского учения появилась третья авраамическая религия — ислам.
Христиан можно разделить на несколько конфессий:
Христианское учение основано на Ветхом Завете, но в большей степени — на Откровении, полученном в Новом Завете от мессии — Иисуса Христа, Бога, который родился в теле человека, умер и воскрес, чтобы люди тоже смогли «воскреснуть» от первородного греха, унаследованного от первых людей, Адама и Евы. Основные ценности христианства — праведная жизнь, кротость, всепрощение. Каждый христианин должен пройти таинство крещения и не делать грешного, а в совершённых грехах искренне каяться. Только тогда он сможет войти в царствие Господне, где его ждёт вечное блаженство. Не раскаявшиеся грешники же обречены на вечные муки. Для христианства также характерно движение миссионерства — обращения в христианскую веру иноверцев, как проповедью, так и насильно, когда распространение веры несло политический подтекст.
Содержание
Священное Писание и общие догматы [ править ]
Священные книги [ править ]
Ветхий Завет — самая древняя часть Библии, заимствована из иудаизма, написана на древнееврейском (некоторые книги на арамейском). Всеми конфессиями признаётся каноничным Танах, 39 книг, написанных в период с XIII по V век до н. э. Ряд других книг, написанных позже (Вторая книга Ездры, Книга Товита, Книга Иудифи, Книга Премудрости Соломона, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии (входит шестой главой в книгу Варуха), Книга пророка Варуха, Первая книга Маккавейская, Вторая книга Маккавейская, Третья книга Маккавейская, Четвёртая книга Маккавейская), католической церковью признан вторичным каноном, православной — не от Бога идущими, но праведными и поучительными, протестантами — чаще всего апокрифами. Ранним христианством использовался греческий перевод книг Ветхого Завета — Септуагинта. В книгах изложена история мира от его сотворения и древнейшая история еврейского народа, также в ней записаны пророчества. Ветхий Завет считается первым Откровением людям от Бога. Ветхим называется потому, что считается, что Иисус Христос исполнил данный в нём закон до логического завершения. Для чего и заключил…
Новый Завет — вторая часть Библии, но для христиан — самая важная, ключевое для этой религии Откровение. Написана в I веке н. э. на греческом койне, широко употребляемом языке Римской империи тех времён. 27 книг, из них четыре Евангелия; Деяния, Послания, а также пронизанное мистицизмом Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).
Апокрифы — книги, описывающие священные события, но не признанные по некоторым причинам каноном. Принцип, по которому в древние времена евреи определяли, какие книги нужно включить в Танах, а какие отсеять и уничтожить, до конца не ясен. Видимо, непригодными считались те труды, в которых присутствуют языческие мотивы, например, колдовство, или же они не несли праведной мысли. В эпоху после Рождества Христова причиной признать книгу апокрифичной часто была анонимность труда, невозможность установить подлинное авторство. Апокрифами становились и попытки некоторых авторов дополнить канон по-своему. Католики создавали реестры запрещённых книг, куда вносили апокрифическую литературу, её изымали и уничтожали (в те времена, когда у церкви была такая власть). В православии ряд историй из апокрифов нашёл отражение в иконописи и Предании, пусть их источники не были включены в канон.
Церковные догмы [ править ]
Откровения, данные христианам свыше, считаются исчерпывающими для спасения человеческих душ (хотя у католической церкви свой взгляд на этот вопрос), то есть дальнейшее их домысливание и логическое развитие не приветствуются. Но сложно слабым человеческим разумом постичь глубину библейских высказываний. Церкви, тогда ещё единой, это стало ясно, когда появились первые ереси (тогда ещё не было такого понятия, потому что не было догматов, которые еретик мог бы нарушить — см. «Историю христианства»). Для борьбы с ними был созван первый Вселенский Собор, который принял первый Символ Веры, а в нём — первые догмы христианского учения.
Итак, догмат — это положение учения, принятое церковью как неприложная истина, неизменная и непререкаемая. Они появились как реакция на искажение Богом данного вероучения, принилимались на Вселенских Соборах и должны были как бы направить мысль верующих в правильное русло. Богословы могут излагать собственное мнение на учение — теогумен — в тех аспектах, которых не касается догматика, но это будут уже не предписания, а своего рода рекомендации. В пределах одной конфессии догматы неприложны, но могут отличаться в среде христианства в целом.
Догматы первых семи Вселенских Соборов признаются и католической, и православной церквями:
Католической церковью принят ряд собственных догм, целиком не опирающихся на Священное Писание. Кроме того, некоторые догмы, то есть неприложные истины, имеются в самом Священном Писании, но они не были закреплены Вселенскими Соборами.
Обряды, таинства, праздники [ править ]
Храм и литургия [ править ]
Христианская церковь, будь то базилика или крестово-купольный храм, является своего рода уменьшенной моделью мироздания. Там есть своды, символизирующие небеса, Святые Дары — плоть и кровь Бога, иерархия духовных лиц как отражение иерархии на небесах — Господь и окружающие его ангелы. Все обряды, совершающиеся внутри церкви, храма, призваны иносказательно воспроизвести священные события и таким образом насколько возможно приблизиться к царствию небесному, слиться с ним, войти в него, будучи при этом на земле. Во время литургии или мессы традиционно могут совершаться различные обряды, произноситься молитвы и проповеди, но всё многообразие ритуалов проводится с общей целью, и центральной частью богослужения в православии, католичестве и других исторических церквях является момент наибольшего единения с Богом — таинство.
Таинства [ править ]
В любой религии обряд помогает человеку в общении с богом, которого не дано увидеть, в служении нематериальной силе. Тем не менее, в христианстве так называемые таинства занимают особую роль. Это не просто ритуал, в таинстве незримо участвует сам Бог. В Новом Завете речь идёт только о двух из них — крещении и евхаристии, и только эти два таинства официально признаны большинством протестантов. Остальные же возникли со временем. Ритуал таинства может отличаться в разных конфессиях, например, количество погружений в воду при крещении. Чтобы Бог сообщил участвующему в таинстве свою благодать, человек должен преисполниться благоговения, поэтому о важности обряда священнослужитель напоминает каждому из присутствующих.
Существует семь наиболее употребимых таинств в христианстве:
2. Евхаристия (причащение) — освящение хлеба и вина (в католичестве — только хлеба для мирян, хлеб и вино предназначены клиру) особым ритуалом и их употребление в пищу. Это таинство позволяет приобщиться к Богу во Христе и проводится во время Божественной литургии (или мессы у католиков). В католической и православной церквях это таинство может провести либо епископ, либо им лично допущенный к этому священник. В протестантизме часто вообще не считается таинством, а используется лишь в качестве символа приобщения ко Христу. В остальных же конфессиях считается, что во время евхаристии хлеб и вино незримо становятся кровью и плотью Христа. В разных течениях христианства отличаются как сам обряд (молитва-эпиклеза у православных или «тайное слово» католиков, необходимость ставить на алтарь святые мощи и т. п.), так и технологии приготовления хлеба и вина.
3. Миропомазание — нанесение на части тела человека особым образом освящённых масел, чтобы на человека легла благодать Святого Духа. При этом читается определённая молитва. В православии совершается сразу после крещения, как и в католицизме, но там это не считается таинством, а таинство — помазание во второй раз после 13-14 лет, которое проводится в особых случаях для принятия в церковь и зовётся конфирмацией. Конфирмация есть и у протестантов, но это не миропомазание. Существует также помазание правителя на царство, но по понятным причинам больше его не проводят.
4. Покаяние (исповедь) — признание своих грехов и раскаяние перед Богом, лицом которого выступает священник. Грехи, в которых верующий раскаялся, будут ему отпущены. В православии человек исповедуется или во время богослужения (соответственно, его могут слышать присутствующие), или в назначенное священником время. В католицизме исповедь к тому же обязательна: один раз в год, лучше чаще. У них принято обустраивать исповедальные комнаты, в которых между священником и кающимся натянута ткань, чтобы не видно было лица.
5. Елеосвящение — нанесение елея (оливкового масла) на тело больного, чтобы облегчить его страдания. Болезнь может быть физическим недугом или же душевным, но только не буйство. Человек должен быть в сознании.
6. Рукоположение (священство) — таинство посвящения в церковный сан преемником апостола, то есть епископом. Совершается положением рук на голову человека, как это делал Христос. В православии при посвящении в епископы на голову кладётся Евангелие. Обряды посвящения отличаются в разных конфессиях, но несущественно.
В связи с этим таинством рассмотрим так же такое явление, как апостольское преемство. Возьмем для примера самого обычного православного попа. Когда он стал священником, то есть лицом, имеющим право совершать таинства? Не по факту окончания семинарии, а лишь тогда, когда был рукоположен на это епископом. Этот епископ, в свою очередь, тоже не родился с этим правом, а был рукоположен третьим епископом еще раньше, а тот епископ еще более ранним… А наш поп, если дослужится до звания епископа, то и сам сможет рукополагать молодых выпускников семинарий. Так вот, суть апостольского преемства в том, что для всякого священника, включая самого захудалого попика из самого захудалого прихода, эта непрерывная цепочка рукоположений может быть, хотя бы теоретически, прослежена вглубь веков до самого Иисуса Христа, рукоположившего 12 Своих учеников. Православные и католики строго придерживаются этого правила. Протестанты со времен Мартина Лютера апостольское преемство как обязательное требование к священству не рассматривали (из-за чего ортодоксы из первых двух ветвей их и христианами признавать отказываются). Впрочем, не все: скандинавские лютеране и англикане изначально его сохраняли, впоследствии от них оно было восстановлено в некоторых других протестантских конфессиях.
7. Бракосочетание — обряд вступления во брак мужчины и женщины. Был заимствован у греков ещё во времена гонений на христиан и переработан. В настоящее время верующим не обязательно заключать брак по церковным обычаям, тем не менее эти обряды проводятся до сих пор. В православии таинство брака состоит из обручения (обычно происходит сразу перед венчанием), венчания (как и в древности, на головы бракосочетающимся надевают венки) и испития из общей чаши. За этим обычно следует литургия. Венчание можно проводить только в определённые дни, когда нет важных постов и праздников. У католиков нет венчания, но некоторые обычаи строже: о желании заключить брак сообщают за три месяца, расторжения брака не предусмотрено, второй брак возможен, только если умрёт один из сочетавшихся браком, детей нужно будет воспитывать в католичестве, препятствием может стать даже бесплодие одного из супругов. У протестантов брак не считается таинством.
Этот список как догмат принят католиками, но в других конфессиях к этим основным таинствам могут быть добавлены и другие — например, к ним можно отнести ещё и погребение.
Праздники [ править ]
Празднования различных памятных дат существовали ещё во времена первых примитивных календарей. С приобщением народов к христианству эти идущие из глубин веков праздники не забывались, они могли лишь постепенно замещаться и вытесняться новыми праздниками. Поэтому в разных церквях даты праздников и постов, — ограничения себя в различных видах пищи — а также суть их празднования могут отличаться существенно. Тем не менее, существуют ключевые праздники, общие для большинства христиан, приуроченные к событиям особой важности:
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
5 крупнейших ветвей христианства: чем они отличаются друг от друга?
Список христианских конфессий настолько велик, что порой сами верующие не помнят, как они появились. Сколько религиозных направлений в христианстве можно выделить, чем они отличаются и как теологи разных вероучений воспринимают друг друга?
Основными христианскими направлениями считаются католицизм, православие, миафизитство, несторианство и протестантизм. В каждой ветви выделяются отдельные самостоятельные конфессии, течения, секты и т.д. Например, лютеранство – одно из течений протестантизма.
Всего в христианстве более 20 тысяч различных конфессий. Католиками себя считают 1,2 миллиарда жителей планеты, протестантами – 800 миллионов, православными – 280 миллионов. К восточным церквям принадлежит 80 миллионов человек.
Католики и православные
Раскол в христианстве оформился в результате соперничества Церквей. Константинополь считался столицей христианства, однако со временем Рим стал вторым центром влияния. К 1054 году патриархи рассорились, предали друг друга анафеме, а религии стали развиваться независимо.
Католики утверждают, что Святой Дух исходит не только от Бога, но и от Иисуса Христа. Они верят в отсутствие первородного греха у девы Марии и существование чистилища. В латинском обряде причащение простых людей происходит только Телом Христовым, а духовенства – Телом и Кровью. Кроме того, местные священники сохраняют целибат.
Православные не признают Папу Римского главой Церкви. Существуют некоторые отличия в богослужении и отношении к светской власти. Долгое время оба направления считали друг друга еретиками, но с XX века, после утраты былого влияния они идут к примирению.
Протестантизм зародился в Центральной Европе в XVI веке. Причиной реформации стали многочисленные злоупотребления латинской Церкви: торговля индульгенциями, стремление священнослужителей к богатству, вмешательство в жизнь людей и государственные дела, презрительное отношение к мирянам и т.д.
Протестантизм – не одно течение, а их совокупность. Сюда входят лютеранство, кальвинизм, англиканство и другие. Лидеры религиозной революции отвергли власть Папы Римского и провозгласили, что общаться с Богом человек может напрямую без посредников.
По замыслу, каждый протестант сам трактует смысл высказываний в Библии и считает Священное Писание единственным непогрешимым источником веры. Отрицается какое-либо значение церковных таинств, роль священников сводится к минимуму. Ценится лишь вера в Бога.
Несторианство (Ассирийская Церковь)
Несториане – последователи константинопольского архиепископа Нестория, сформулировавшего новое учение в V веке. Они считают себя истинно православными христианами.
Вероучение получило распространение среди иранских, тюркских, монгольских и кавказских народов. В основе учения лежит постулат, что Иисус Христос является обычным человеком, в которого вселилась личность Бога.
Миафизитство (Армянская, Эфиопская и другие восточные Церкви)
Доктрина сформулирована в VI веке антиохийскими богословами (Яков Баррадей, Севир и другие). Последователи миафизитства считают, что Иисус Христос не является ни Богом, ни человеком. Он Богочеловек, некая новая природа, не имеющая к людям никакого отношения.
В прошлом между представителями различных конфессий проходили многочисленные споры, доходило даже до религиозных войн. Сегодня эти противоречия ушли в прошлое из-за уменьшения роли религии в обществе.
Христианство
Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.
Наиболее крупные течения в христианстве — католицизм, православие и протестантизм. В 1054 году произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Появление протестантизма стало результатом реформационного движения в Католической церкви в XVI веке.
Содержание
Возникновение христианства [ ]
Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.
По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян. 11:26), существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии в I веке.
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Численность [ ]
Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий:
Христианские конфессии и учения [ ]
В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:
Католицизм [ ]
Православие [ ]
Древневосточное православие [ ]
Протестантизм [ ]
Основные конфессии (более 10 млн членов) [ ]
Другие конфессии [ ]
Течения в протестантизме [ ]
Вероучение [ ]
Христианство есть вера во Христа, Сына Божия, Господа нашего, Спасителя и Искупителя, это есть «победа, победившая мир, сия есть вера наша» (I Ио. 5, 4-5).
Теология [ ]
Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), единых по своей божественной природе.
Основные черты христианской религии [ ]
Отсюда можно видеть, что христианство стремится к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одну из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.
Кроме перечисленных черт, христианской религии свойственны:
Христология [ ]
Христология — это учение об Иисусе Христе. В христианстве Иисус рассматривается как предсказанный библейскими пророчествами Ветхого Завета Мессия. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос — это Богочеловек — не полубог и не получеловек, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу, воплощённый Сын Божий, существовавший вечно на Небе до своего рождения на Земле, единосущный своему Отцу (одной природы с Ним). Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога, созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса. Монофизитство, напротив, говорит о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса
Христианская антропология [ ]
Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремлённым к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединённым с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).
Учение о таинствах [ ]
С концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое другим религиям понятие таинства как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства, по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения», прорыва эсхатологического времени.
Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществлённых в тело и кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»). Православие и католицизм признают ещё 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед Богом в присутствии священника и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пасторски» вести верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе, прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и церкви (Еф. 5:22,5:32); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела больного). Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств.
История христианской церкви [ ]
Доникейский период (I — начало IV века) [ ]
Ранний период церковной истории охватывает три века — до Никейского (I Вселенского) Собора.
Апостольский век [ ]
I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.
С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 года, и с ним заканчивается апостольский век.
«Апостольские мужи» [ ]
Время первохристианства I—II вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских мужей», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов.
«Апологеты» [ ]
Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. Апология (от др.-греч. ἀπολογία — оправдание) — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонении имп. Марка Аврелия в 166 г.
Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства «Диоклетиановым гонением» (302—311 гг.), целью которого было полное уничтожение Церкви. Однако гонение только способствовало утверждению и распространению христианства.
Христианизация Армении [ ]
Христианизация Грузии [ ]
IV—VIII вв. [ ]
При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией в Риме. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает духовно-нравственный уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (напр., монофелитство — типичная императорская ересь). Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов общепризнанного вероучения на семи Вселенских Соборах.
Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине [ ]
Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 г. удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне, а преподобный Пахомий Великий основал ок. 330 г. первый египетский монастырь в Тавенисси.
В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий — строитель Лавры у Маюма (ок. 338 г.).
В Сирии — преподобный Иаков Низибийский († 340-е гг.) и его ученик преподобный Ефрем Сирин (373 г.), который также известен как родоначальник Эдесско-Низибийской богословской школы.
IX—XI вв. [ ]
В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переправились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции.
Разделение церквей (формально 1054 г.) [ ]
Основная статья: Раскол христианской церкви (1054)
Поводом Великой схизмы 1054 года послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно он требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля1054 года самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 году) и анафемой на всё посольство. Таким образом, по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом.
В действительности разделение церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии экклезиологических традиций.
Святые [ ]
Более 150 тысяч человек причислены христианами к лику святых (см. Канонизация). Святые, канонизированные до разделения церквей, почитаются как католиками, так и православными.