хозяин в дому что медведь в бору
Хозяин в дому что медведь в бору
Пословица про дом, двор и хозяйство, свое и чужое:
Хозяин в дому, что медведь в бору (что как хочет, так и ворочат).
Смысл пословицы
В своем доме человек волен придерживаться собственных правил.
Похожие пословицы и выражения
Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.
Смотрите все пословицы про дом, двор и хозяйство , свое и чужое
Скачать пословицу
Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.
Задать вопрос
Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.
Страница:Толковый словарь Даля (2-е издание). Том 2 (1881).pdf/326
Мга́ло влд. кстр. (гбало, гибало) снарядъ, для гнутія дугъ: вырубленный въ чурбанѣ по дугѣ пазъ, куда распаренная дуга заклинивается.
Мгла ж. помраченіе воздуха, испаренія, сгущающіе воздухъ, дѣлающіе его тусклымъ, мало прозрачнымъ; сухой туманъ, дымъ и чадъ, нагоняемые въ засухи отъ лѣсныхъ паров. В знойные дни, мгла всегда стоить въ низшихъ слояхъ воздуха и мешаетъ зренію. || Ряз. твр. медуница, медянка, ржа; по суеверью, вредная роса. Мгля́ный, мгли́стый день или воздухѣ, когда стоитъ мгла. На дворѣ мглитъ, стоитъ мгла. Мга ж. кал. тул. кур. мгла; сырой, холодный туман. Мга пала, листъ побила; || мжица, ситничекъ, бусъ, мельчайшій дождь, какъ въ рядно (см. мжить).
Ме́бѣль ж. фрнц. стоялая утварь въ домѣ; хоромный нарядъ; столы, лавки, стулія, шкафы ипр. Ме́бѣльный, къ ней относящійся. — мастеръ, — ситец. Ме́бѣльщикъ м. ме́бѣльщица ж. кто самъ дѣлаетъ мебѣль, столяръ; хозяинъ мебѣльной мастерской или хозяинъ лавки. ме́бѣльщиковъ, ме́бѣльщицынъ, ему, ей принадлежащій. Меблирова́ть домъ, убрать, снабдить утварью; нарядить. —ся, быть меблируему; || меблировать у себя, свое жиліе. Меблирова́ніе ср. дл. меблиро́вка ж. об. дѣйств. по знач. гл. Меблиро́вщикъ м. меблиро́вщица ж. кто промышляетъ уборкою комнатъ, полнымъ нарядомъ для нихъ.
Мегера ж. злая женщина, отъ имени одной изъ трехъ фурій.
Меда́ль ж. фрнц. звонкая, но не ходячая монета, выбитая въ память чего-либо: побѣды, міра, воцаренія, коронованія ипр. || Подобный знакъ съ ушкомъ или проймой, носимый на груди или на шѣе и жалуемый участникамъ въ память войны и другихъ событій, или въ награду за что, какъ знакъ отличія. Меда́льный, къ медали относящійся. Меда́льщикъ, медаліе́ръ м. рѣзчикъ медалей, толстыхъ выпуклыхъ художественныхъ работъ вообще. Медаліе́рное искусство составляетъ часть лепнаго и ваянія. Медальонъ м. большая медаль или стѣнное украшеніе въ родѣ ея; украшенная рѣзьбою или живописью оправа, вдѣланная въ стѣну, въ мебѣль, или носимая на шѣе, въ видѣ ладанки. Меда́льный, къ медальону относящійся.
Мгла ж. помраченье воздуха, испарения, сгущающие воздух, делающие его тусклым, мало прозрачным; сухой туман, дым и чад, нагоняемые в засухи от лесных паров. В знойные дни, мгла всегда стоить в низших слоях воздуха и мешает зрению. || Ряз. твр. медуница, медянка, ржа; по суеверью, вредная роса. Мгля́ный, мгли́стый день или воздухе, когда стоит мгла. На дворе мглит, стоит мгла. Мга ж. кал. тул. кур. мгла; сырой, холодный туман. Мга пала, лист побила; || мжица, ситничек, бус, мельчайший дождь, как в рядно (см. мжить).
Ме́бель ж. фрнц. стоялая утварь в доме; хоромный наряд; столы, лавки, стулья, шкафы ипр. Ме́бельный, к ней относящийся. — мастер, — ситец. Ме́бельщик м. ме́бельщица ж. кто сам делает мебель, столяр; хозяин мебельной мастерской или хозяин лавки. ме́бельщиков, ме́бельщицын, ему, ей принадлежащий. Меблирова́ть дом, убрать, снабдить утварью; нарядить. —ся, быть меблируему; || меблировать у себя, свое жилье. Меблирова́нье ср. дл. меблиро́вка ж. об. действ. по знач. гл. Меблиро́вщик м. меблиро́вщица ж. кто промышляет уборкою комнат, полным нарядом для них.
Мегера ж. злая женщина, от имени одной из трех фурий.
Меда́ль ж. фрнц. звонкая, но не ходячая монета, выбитая в память чего-либо: победы, мира, воцаренья, коронованья ипр. || Подобный знак с ушком или проймой, носимый на груди или на шее и жалуемый участникам в память войны и других событий, или в награду за что, как знак отличия. Меда́льный, к медали относящийся. Меда́льщик, медалье́р м. резчик медалей, толстых выпуклых художественных работ вообще. Медалье́рное искусство составляет часть лепного и ваяния. Медальон м. большая медаль или стенное украшенье в роде ее; украшенная резьбою или живописью оправа, вделанная в стену, в мебель, или носимая на шее, в виде ладанки. Меда́льный, к медальону относящийся.
Первый блин комом: 20 марта на Комоедицу раскрываем загадку старой пословицы
Весеннее равноденствие, наступающее в этом году 20 марта, совпадает, согласно народному календарю, с древним праздником Комоедицы. Этот праздник многие историки считают прообразом Масленицы, но только со своими законами.
Происхождение праздника, где и когда
Есть несколько версий происхождения праздника Комоедицы, о них высказываются разные историки и сообщают различные источники.
Первая версия – европейская. Комоедица – древний праздник народов, населявших территорию Европы. По мнению некоторых специалистов, праздник существовал ещё в доантичные времена, то есть до VIII в. до н. э. Якобы тогда праздник назывался «Комедиа», и из него позже развилась античная комедия.
Вторая версия – белоруская. Комоедица (Камаедзіца) – народный праздник белорусов, связанный со встречей весны. Он отмечается 6 апреля накануне Благовещенья и посвящён пробуждению медведя. Единственный источник, свидетельствующий об этом празднике, как о белоруском торжестве – статья священника Симеона Нечаева за 1874 г. Он наблюдал Комоедицу в селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии. Хотя есть сведения, что праздник отмечали и в Витебской области.
Этнограф П. В. Шейн в сборнике «Матеріалы для изученія быта и языка русскаго населенія Сѣверо-Западнаго края» 1902 г. писал о белоруской Камоеднице: «В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подаётся овсяный кисель, потому что медведь любит овёс; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица». После обеда все – стар и мал – ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как бы стараясь подражать и приноровиться к поворачиванию медведя в берлоге».
Комоедица и Медведь
Вот и проявился образ Медведя, который связывают с Комоедицей. Борис Александрович Рыбаков, археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, академик РАН, считал, что слово «комоедица» происходит из того же индоевропейского корня, что и древне-греческое κωμῳδία, то есть «комедия». Сам праздник Рыбаковым относился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя.
Образ медведя объединяет все три версии происхождения праздника. Да, есть и третья версия – языческая, общеславянская. Согласно ей, Комоедица (или Комоедицы) – славянский праздник, во время которого встречали Весну, начинали полевой новый год и почитали местного славянского Медвежьего бога. Первый выпекаемый блин приносили как особое подношение великому медовому зверю Кому, отправляясь с подарком в лес. Как версия, отсюда и пошла пословица «Первый блин комом (комам)», то есть медведю/медведям, а не «первый блин комом» – комковатый и плохо прожаренный на ещё не совсем раскалённой сковороде.
Для справки – сведения из этимологического онлайн-словаря М. Фасмера: «Ком, комить –«сжимать», комкать, украинский кiм, болгарское комина – «виноградные выжимки», сербско-хорватское кȍм – «выжимки». Родственно латышское kams – «ком», kama – «глыба», kamõls – «клубок» и литовское kamuolỹs – «клубок». И ещё. Согласно этимологическому онлайн-словарю Н. М. Шанского: «Ком, буквально – «стиснутое, сжатое».
Для справки – сведения этимологического онлайн-словаря Г. А. Крылова: «Медведь. В древние времена люди пользовались так называемыми эвфемизмами – словами-заменителями, так как считалось, что, если назвать зверя его именем, тут-то он и появится. Исконного названия медведя в русском языке не сохранилось, мы знаем только греческое – arktos, латинское – ursus и некоторые другие. Медведь же буквально означает «мёд едящий», «мёдоед».
Согласно всему вышесказанному, возможно, раньше медведя могли называть древним именем «Ком». Согласитесь, медведь – и глыба, и вполне похож на большой шерстяной комок, и его «объятия» вполне можно описать словом «стиснутые».
Образ медведя в мифологии народов, живущих в России
Нам кажется, что версия про подношения медведю очень дееспособна. Медведь всегда был особым зверем для жителей теперешней территории России. Присутствие образа медведя в русских сказках, свадебных обрядах, в любовной магии, в рождественских и масленичных обрядах происходит потому, что этот зверь в народном сознании отождествляется с плодовитостью, многими умениями и плодородием. Одно из самых традиционных русских свадебных пожеланий: «Дарю вам меди, чтобы дети были как медведи». А пословицы дополняют образ косолапого: «Медведь в лесу – что боярин в городу» и «Хозяин в дому, что медведь в бору: что как хочет, так и ворочает».
Медведь – один из главных образов пермского звериного стиля. Культ медведя был широко распространен на Урале. Бляхи с изображением медведя служили мощными оберегами, защищая владельца. Эти изделия были связаны с идеей переселения душ. Древние прародители пермяков считали, что человек имеет до 5 душ, и каждая живёт или в человеке, или в животном/рыбе. Если носитель умирает, душа живёт самостоятельно – или отправляется на небо, или уходит к предкам, или вселяется в зверя, птицу, человека и даже в мертвеца или чудовище.
Традиция медвежьих праздников дошла до наших времен в культуре ханты и манси. Их легенды гласят, что медведь был сыном божества верхнего (небесного) мира. Спустившись на землю, к людям, медведь нарушил запреты богов и погиб. Убитый людьми, зверь возродится снова, а его дух после медвежьего праздника отправится на небо, к отцу. «От ударов злых сил заслоняющий дух» – один из эпитетов медведя у северных хантов. Другой эпитет «изобилие зверей дарующий дух» позволяет предполагать ношение медвежьего образа с магической целью обеспечить удачу охотника.
Считалось, медведь – хозяин и повелитель леса, обладающий свойствами всех диких животных, знает их повадки и определяет для человека успех промысла вообще. Медведь всегда изображался с четырьмя когтями — это знак оборотничества, знак возможности превращения как в других животных, так и человека.
А ещё, именно народный герой коми по имени Кудым-Ош («ош» – медведь), чьим прародителем был медведь, научил людей добывать огонь, плавить металл, строить деревянные удобные избы, пахать землю.
Правила Комоедицы
Есть версия, что праздник Комоедица – прообраз Масленицы. Праздник прощания с зимой и встречу с весной раньше праздновали в день весеннего равноденствия, а потом сдвинули ближе к февралю, уже во времена христианства и установления правил Великого поста, возможно только в XVI в.
Согласно сказкам и былинам Снегурочка как раз растаяла в день весеннего равноденствия, что стало основой многочисленных экранизаций. Предположительно, в мультфильме «Снегурочка» 1952 года была сделана попытка реконструкции обычаев славянского праздника Комоедицы и встречи Весны священной.
Возможно даже, что Комоедица длилась не один день, а две недели. Празднование начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и продлевалось ещё на неделю после.
На Камоедицу тоже пекли блины или другую выпечку круглой формы, олицетворяющую солнце. Часть угощения принято было «отдавать» предкам и часто образ этих предков, вероятно, и исполнял медведь!
Комоедицу отмечали яркого, громко и широко. Люди устраивали пиршества, играли, состязались в силе и езде на лошадях. Среди зрелищ была и пляска медведя с козой – популярная народная забава. Зачастую в роли козы выступал мальчик, одетый в мешкообразный сарафан, в руке на длинной палке он держал маску козы. Мальчик должен был дразнить, раззадоривать медведя на потеху публике. Скоморошество, как и любое лицедейство, порицалось, приравнивалось чуть ли не к волхованиям и колдовству.
5 оригинальных версий происхождения пословицы «Первый блин комом»
Первая. Комы – духи деревьев, им и отдавали первые блины. Комы живут внизу – в утолщении ствола, не случайно его называют «комель» («конец ствола дерева около корней»). Если дерево спиливали под комель, брали часть дерева до Кома. Весной просыпаются духи деревьев и им несут подношения – блины, символ Солнца.
Вторая. Комы – нищие попрошайки или ряженые, одевающие шкуру медведя, изображающие за небольшую денежку на ярмарках игровые сценки или пантомиму. Белоpyсы ещё в XIX века, иногда не считаясь с тем, что Комоедица могли совпасть с Великим постом, отмечали праздник плясками в медвежьих шкурах или в вывороченных мехом тулупах. Кстати, ряженные медведем ¬ обязательные участники весенних праздников в Чехии, Словакии, а в Македонии весной «звали медведя на ужин».
Третья. Комы – скоморохи. Весенние медвежьи потехи всегда сопровождались традиционными медвежьими скоморошьими плясками. «С медведем ходящий» – это именно про скомороха. Они воспринимались обществом, как изгои, но без них были невозможны праздники. Поэтому и скоморохов, и их медведей подкармливали блинами.
Четвёртая. Комы – именно скомканные блины. Поскольку на Комоедицу было принято есть гороховые комы, то есть колобы из гороховой каши, и они всем были хороши знакомы и привычны, то и блины, при неправильной выпечки, назывались «комом». Ведь они, по сути, превращались в комки, когда их пытались снять со сковороды.
Пятая версия, которую предложил Михаил Задорнов, сатирик. «Слово «комоедица» происходит от слова комы – «блины» по-белоруски. Однако утверждение, будто Комоедица и Масленица в прошлом один и тот же праздник, неверное. Даже между блинами-комами, которые пеклись во время Комоедицы, и блинами Масленицы есть существенная разница. Комы – блины гороховые или бобовые, а также приготовленные на фасолевой муке. Порой комами называли кабачковые оладьи, приготовленные на воде. Без масла, без молока, то есть постные!».
«Домашнее хозяйство» презентация по обществознанию для 7 класса
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Домашнее хозяйство
Обществознание 7 класс
Составитель: Кених Л.В.
2021г.
Описание слайда:
План урока:
Вспомним
Каким бывает домашнее хозяйство
Экономические функции домохозяйств
Доходы и потребности домашних хозяйств
Семейный бюджет
Финансовые цели и планы
Активы и пассивы
Домашнее задание
Описание слайда:
Поговорки о хозяйстве:
Хозяйство крепкую руку любит.
Хозяйство вести — не бородой трясти.
Щей горшок, да сам большой.
Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай!
Худо жить тому, кому послал бог суму.
Дом как полная чаша.
Хозяин в дому, что медведь в бору (что как хочет, так и ворочит).
Хожу да любуюсь на соседнину рожь (а своей нет).
Ни кола, ни двора, ни пригороды.
Хозяйство водить — не разиня рот ходить.
По приходу и расход держат.
Амбар крепок, да углы худы.
В хозяйстве пригодится и веревочка.
И крот в своем углу зорок.
Ни того, чем запирают, ни того, что запирают.
Нет большака супротив хозяина.
Худо жить тому, у кого ничего нет в дому.
Хозяйка в дому что оладышек в меду.
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Хозяйство крепкую руку любит.
Без ухода нет обихода.
Добрый день тому, кто в этом дому.
Без хозяина двор плачет, а без хозяйки — изба.
Всякий дом хозяином держится.
Приведи Бог и собачке свою конуру!
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дом, как полная чаша.
Описание слайда:
Повторим
1. На чьи интересы и потребности ориентируется производство т товаров и услуг?
2. Перечислите основные потребности человека?
3.Предположите: что позволяет семьям сохранить имеющиеся средства?
4. какое хозяйство можно считать крепким?
Описание слайда:
Каким бывает домашнее хозяйство
Домохозяйство – это группа людей, проживающих в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства.
одиночное
семейное
несемейное
Один человек
Студенты в общежитии
Супруги, родственники
Учебник стр. 50 «Путешествие в прошлое»
Описание слайда:
Экономические функции домохозяйств
Выпишите из учебника на стр. 51 функции домохозяйств
Учебник стр. 52 «Жил на свете человек»
Описание слайда:
Доходы и потребление домашних хозяйств
Доходы денежные средства или материальные ценности, полученные в результате какой-либо деятельности за определённый период
Потребление – использование благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей
денежные
натуральные
Блага и льготы
Совокупный (суммарный)доход семьи — это общий доход всех родственников, живущих в одном доме или квартире, которые они получили за определенный промежуток времени
Описание слайда:
По статистике доходы большинства российских семей.
Описание слайда:
На потребительские расходы семьи влияют:
Место жительства
Культурный уровень
вкусы
привычки
интересы
образование
профессии
состав
Возраст членов семьи
Описание слайда:
Сбереже́ния — часть полученного за некоторый период дохода, не потраченная на текущее потребление, а сохраненная и вложенная для использования в будущем.
Описание слайда:
Семейный бюджет
семейный бюджет — это доходы и расходы семьи за определенный период: месяц, полгода, год и т.д.
Теперь задание. Опишите состав вашей семьи. Подумайте, кто и какой вклад вносит финансово (устно).
Начнем с доходов, обычно это:
заработная плата или доход от предпринимательской деятельности;
доходы от имеющейся собственности;
доходы от инвестиций (вклады, акции, золото, драгоценные металлы и т.п.);
социальные выплаты: пенсии, стипендии, страховые выплаты;
помощь родственников.
Теперь о расходах, к ним относят:
затраты на питание;
расходы на транспорт;
траты на быт;
оплата коммунальных услуг;
оплата связи;
личные траты каждого;
спорт, образование;
отдых, развлечения;
вредные привычки;
домашние животные;
ежемесячные платежи по кредиту или оплата долгов;
сумма, которая откладывается на накопления.
Описание слайда:
Расходы средней российской семьи:
необходимые или обязательные-
Это то, что нам жизненно необходимо. Они обеспечивают нам то, в чем мы нуждаемся в первую очередь. Это расходы на питание, на оплату жилья.
Произвольные расходы– это затраты семьи, на вещи и услуги без которых можно прожить, обойтись.
Описание слайда:
Финансовые цели и планы
Личный финансовый план — проект по управлению деньгами и их источниками, предназначенный для решения финансовых задач.
Краткосрочный финансовый план помогает достигать финансовых целей в течение года.
Долгосрочный финансовый план ориентирован на накопления: какую сумму вы будете ежегодно откладывать и во что будете эти деньги инвестировать (вклады, ценные бумаги, инвестиционные фонды). Долгосрочное планирование позволяет увидеть, какую сумму дохода вы сможете получать при небольших вложениях каждый год.
Описание слайда:
финансовая подушка и зачем она нужна?
Это заранее накопленная сумма денег, которая может помочь семье продержаться какое-то время в случае потери основных источников дохода. Она может сильно выручить семью во время финансовых затруднений, которые по закону подлости всегда возникают неожиданно и не вовремя.
Описание слайда:
Активы и пассивы
Пассивы — это все долговые обязательства семьи: кредиты, долги, обязательные выплаты, например, квартплата и т. д.
Активы — это всё, чем владеет семья: дом, квартира, депозит в банке, машина и т. д. Активы подразделяются на потребительские и инвестиционные.
Потребительские активы — это активы, которые нацелены на поддержание уровня жизни (машина, телевизор, мебель и т. д.), они не приносят дохода и требуют расходов на их содержание.
Описание слайда:
Повторение:
Стр. 60 рубрика «в классе и дома» № 1, 4,7
Описание слайда:
Домашнее задание
Параграф 16 прочитать термины запомнить;
Рабочая тетрадь стр.30 № 1,
стр. 31-32 № 3, стр. 32-34 № 5,6.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Хозяин в дому что медведь в бору
По старинным легендам, поведение медведей при встрече с человеком можно предсказать. Например, нападет он, только если человек первым его заметит. Чтобы медведь не тронул, можно прикинуться мертвым, а женщине просто достаточно показать ему свою грудь.
Для защиты от медведя использовались определенные обереги, старались умилостивить лесного батюшку, оставляли на опушках леса и в местах его появления плошки с подношениями.
У некоторых считается, что дети первых людей, покинувших Рай, были спрятаны ими от бога в лесу. Неопытные родители забыли о них, и дети там одичали, ставь в итоге медведями. Некоторые жители Сербии считают, что медведя родила невинная девушка, в которую влюбился некий бог и неизвестным науке путем сделал ей такого ребенка.
В преданиях и сказаниях неоднократно утверждается, что медведь от человека отличается только шкурой: если же ее у него снять (отобрать), медведь и выглядеть будет, как человек: такие же пятипалые кисти рук и ног, способность чувствовать радость и печаль, любовь к своим детям. Помните, традиционно на пути к приключениям Иван-Царевич встречает зверей, и не обижает их детей по их просьбе, а потом они ему «пригождаются»? Среди них обычно есть и медведица с медвежатами. В замечательных «Сказках» Афанасьева собраны такие волшебные истории.
Для медведя, как и для человека, характерно соблюдение Рождественского поста (медведь ведь зимой не ест ничего, только лапу сосёт в берлоге). Медведь совершенно по-человечески любит и водку, и мед. Сам он зверь «задумчивый» и разумный, но большой ворчун и молчальник, «думец», как написано у В. И. Даля.
Охотники неоднократно замечали, что на чужого человека и на медведя охотничьи собаки лают одинаково, этот лай отличен от лая на других животных и на птиц. Древние финны считали медведя владыкой леса, именно такой облик принимал в «Калевале» (финской эпической саге) «владыка лесных стад» Тапио: волков и лисиц, чащ, болот и тропинок. Кстати, очень интересный образ его воссоздан в книге современной фантастки Анны Гуровой «Мельница желаний» (написанной по мотивам «Калевалы»).