хоральная синагога что значит хоральная

История синагоги

Своим появлением Московская Хоральная синагога в Большом Спасоглинищевском переулке (бывшая улица Архипова) обязана царю-реформатору Александру II и Московскому еврейскому обществу. Царь позволил евреям, прежде всего купцам 1-й гильдии, состоявшим в этом высшем купеческом обществе не менее десяти лет, — жить и работать вне черты оседлости, в том числе и в столичных городах: реформы требовали денег. Потом высочайшая милость была распространена и на евреев-ученых, ремесленников, выпускников университетов, когда уже не только деньги, но и руки, и мозги инородцев оказались востребованы Империей.

Эта «востребованность» и позволила Московскому еврейскому обществу обратиться к известному своими либеральными взглядами князю Владимиру Андреевичу Долгорукову, генерал-губернатору Москвы, с просьбой о разрешении построить еврейскую молельню. Территория для нее в бывшей гончарной слободе (отсюда и название переулка — Глинищевский — глина) была выкуплена общиной в 1886 году. Выкуплена, конечно, не по реальной цене (кто бы продал), но с большой выгодой для городского хозяйства. Община взяла на себя все долги по этому владению, которые до того тяжелым бременем лежали на Московском городском кредитном обществе (в современной терминологии – на муниципальном банке). Эти долги община выплачивала тридцать восемь лет: из-за огромной суммы долга и непредвиденных (трансакционных) расходов, связанных со строительством синагоги.

Территория в Спасоглинищевском переулке была выбрана Московской общиной не случайно. Дело в том, что неподалеку, в Глебовском подворье в Зарядье, образовалось то, что в московском обиходе называлось «еврейским гетто». Именно здесь всеми правдами и неправдами еще с тридцатых годов девятнадцатого века стали селиться евреи, чей бизнес уже не вписывался в узкие рамки черты оседлости. Однако московские власти не позволяли открыть молельню в районе Китай-города, поэтому они и выбрали Спасоглинищевский переулок – до него от Зарядья можно было дойти вечером в пятницу и в субботу утром пешком. Сначала здание для молельни арендовали там же, в Спасоглинищевском, в так называемом доме Рыженкова (доходный дом) — естественно, по специальному разрешению министра внутренних дел. Потом заказали проект еврейского молельного дома архитектору Семену Эйбушитцу – австрийцу, выпускнику Московского училища живописи, позднее принявшему российское подданство. Первый проект молельни больше походил на казенное учреждение, вроде больничного дома или приюта, нежели на синагогу. Однако ему не суждено было реализоваться: начало восьмидесятых годов было отмечено кровавыми еврейскими погромами, последовавшими за убийством народовольцами царя-реформатора Александра Второго.

Режим в России всегда развивался по синусоидальному циклу: кровь – либерализация – ужесточение режима – снова кровь. Евреи всегда оказывались на гребне этих синусоид: когда она была вверху (либерализация) и когда она оказывалась внизу (кровь). В 1886 году все тот же Семен Эйбушитц разработал новый проект синагоги. Но это было уже не скромное здание, напоминавшее больничку или приют, а большая купольная базилика с вмонтированным в купол щитом Давида, по примеру той, что была в Вене. На территории Российской империи синагога с куполом была лишь в Варшаве, еще одна строилась в Санкт-Петербурге, чуть позже, в начале следующего века, была построена и в Смоленске. Смоленская синагога имела самую счастливую судьбу: единственная из всех пережила погромы и сохранила свои купола.

Закладка Еврейского молитвенного дома в Спасоглинищевском переулке состоялась 28 мая 1887 года: в восточную стену здания вмонтировали каменную капсулу с закладной грамотой.

Однако уже в следующем году известный своими черносотенными взглядами обер-прокурор Синода Константин Победоносцев, имевший колоссальное влияние на слабого и пьющего царя Александра Третьего, подал жалобу министру внутренних дел: Победоносцев утверждал, что синагога, да еще и с куполом, оскорбляет чувства православных. У Победоносцева был свой план решения еврейского вопроса: «Одну треть следует уничтожить, одна треть — эммигрирует и одна треть ассимилируется». Генерал-губернатор Москвы князь Долгоруков пытался защитить уже почти отстроенную синагогу. Но что князь-губернатор против самого обер-прокурора? Князя удалили от двора, а позже под благовидным предлогом отправили в отставку. Купол распорядились разобрать, мотивируя это тем, что проект молельного дома не прошел согласование с министерством внутренних дел. С фронтона убрали изображение Скрижалей завета – обязательного элемента всех синагог того времени. Так начался процесс бесконечных перестроек синагоги, которые, собственно, не закончились и по сей день.

Однако период реакции в России (кстати, не только в России: в Германии тот же прием использовали Кайзер и Гитлер) характеризовался тем, что власть вмешивалась в конкурентную борьбу предпринимателей, разделяя их на «чистые» и «нечистые». В 1891 году, в еврейскую Пасху, власти выгнали 30 тысяч еврейских ремесленников и мелких купцов за пределы Москвы, таким образом оказав поддержку «чистым» русским и немецким коммерсантам. В городе разрешили остаться лишь купцам первой гильдии, квалифицированным евреям (потом выгнали и юристов) и детям «николаевских солдат» — общим числом пять тысяч человек. «Великое изгнание евреев» из Москвы осуществлялось с жестокой неумолимостью: как писал позже один из очевидцев, родителям не позволяли забрать из больничек больных детей.

Спустя год в синагогу явился пристав, который принес предписание, запрещающее проведение службы в Хоральной синагоге. Старый раввин Зелиг Минор написал прошение министру внутренних дел и новому генерал-губернатору Москвы Романову с просьбой не оставить евреев без возможности обращаться к Б-гу. Реакция была предопределена: раввина Минора выслали из Москвы, запретив когда-либо покидать территорию черты оседлости, а Московскому еврейскому обществу повелели «синагогу продать или обратить в благотворительное заведение, в противном случае здание грозили продать с торгов Губернским правлением», — гласило высочайшее повеление от 23 сентября 1892 года.

Общине ничего не оставалось, как приспособить здание под трехклассное ремесленное училище-приют, названное Александровским — в честь царя-реформатора Александра Второго, давшего евреям почти равные права с их христианскими соседями. Однако и его обязали закрыть в 1895 году. Тогда евреи назвали учреждение, располагавшееся в здании запрещенной синагоги, училищем-приютом «Талмуд-Тора». В конце девятнадцатого века во всей Москве оставался лишь один еврейский молельный дом – частная молельня банкира Лазаря Соломоновича Полякова на Б. Бронной улице. Так же, как русская литература возникла и жила исключительно по недосмотру начальства, так и еврейская молитва звучала не только шепотом, исключительно по причине вечного греха российской власти – расточительного отношения к казенным деньгам.

Училище «Талмуд-Тора» закрыли в 1897 году, здание предписали полностью переделать: стоимость переделок оценивалась в колоссальную для тех времен сумму – 37 тысяч 560 рублей (тарелка супа стоила 5 копеек). За разрушением синагоги обещал следить лично обер-полицмейстер Москвы генерал Трепов. Потом были погромы конца века, и погромы века нового: около миллиона евреев покинули Россию. Правительство Соединенных Штатов Америки прекратило с Россией торговые отношения.

После первой русской революции 1905 года появился Апрельский манифест царского правительства о свободе вероисповеданий. Министр внутренних дел Петр Аркадьевич Столыпин обратился к царю Николаю Второму с ходатайством разрешить открытие Московской хоральной синагоги. Знаменитый московский архитектор Роман Иванович Клейн был приглашен для восстановления интерьера молельного дома. Отделка была закончена уже в следующем десятилетии и обошлась общине почти в 200 тысяч рублей.

И тут грянула вторая русская революция. 1 августа 1923 года ВЦИК Совета народных комиссаров постановил: «Находящуюся в Московской синагоге по Спасоглинищевскому переулку библиотеку передать Белорусскому государственному университету …». Спустя три года часть синагоги передали «Текстильстрою», в 1960-м — еще часть отдали под резервную шахту Метрополитена.

хоральная синагога что значит хоральная. Смотреть фото хоральная синагога что значит хоральная. Смотреть картинку хоральная синагога что значит хоральная. Картинка про хоральная синагога что значит хоральная. Фото хоральная синагога что значит хоральнаяХоральная синагога, канун Йом-Кипура, 1976 г.

Тем не менее Московская Хоральная синагога продолжала жить, верующие евреи то уходили в подполье, то выходили из него. В семидесятые и восьмидесятые годы улица Архипова стала местом встречи отказников и учеников подпольных ешив. В девяностые на еврейские праздники в синагогу стало не пробиться: вдруг оказалось, что в Москве, несмотря на десятилетия гонений и иммиграцию, по-прежнему живет много евреев, для которых старая синагога в Спасоглинищевском стала местом собраний.

Но синагога в России – больше чем место для собраний, больше чем место для учебы. При любом режиме в России синагога — символ жизни еврейской диаспоры. Она – наша история и наша память.

Источник

Что такое синагога? Московская хоральная синагога

Иудаизм считается одной из самых древних религий на земном шаре. Однако несмотря на это, он хранит в себе множество секретов, так как во многих моментах кардинально отличается от других религиозных культов. Именно эта непохожесть и противопоставляет иудаизм остальным культам. Стоит отметить, что еврейская религия имеет не только глубокие корни, но и служит объединению людей между собой. Если учесть, что долгое время евреи не имели своей страны, тем более удивительным представляется тот факт, что народу удалось сохранить свою самобытность и традиции. И не последнюю роль в этом сыграл именно иудаизм, изучением основ которого занимались все члены общины с самого раннего возраста. Уже многие тысячелетия этот процесс происходит в синагоге. По поводу данного комплекса непосвященные люди часто ведут споры, сравнивая его с храмами и мечетями. Но провести параллель между этими сооружениями достаточно сложно, ведь они не имеют практически ничего общего. Если вы хотите узнать, что такое синагога, то мы с удовольствием расскажем вам об этом, рассмотрев данную тему со всех сторон.

хоральная синагога что значит хоральная. Смотреть фото хоральная синагога что значит хоральная. Смотреть картинку хоральная синагога что значит хоральная. Картинка про хоральная синагога что значит хоральная. Фото хоральная синагога что значит хоральная

Синагога: характеристика

Что такое синагога? Если вы спросите об этом любого еврея, то он вряд ли сможет ответить вам однозначно. В этом и заключается главная разница между церковью и синагогой, которую практически невозможно охарактеризовать одним словом.

Сам термин «синагога» имеет греческие корни и в точном переводе означает «собрание». На иврите существует схожее по смыслу слово, которое можно перевести как «дом собраний».

Исходя из перечисленных определений можно более точно охарактеризовать, что такое синагога. В общем смысле данное сооружение является центром еврейской культуры и религии, куда люди приходят не только для богослужений, но и для общения с членами общины и решения спорных частных вопросов.

Подобное отношение к синагоге сформировалось еще в глубокой древности и сохранялось на протяжении веков.

История возникновения

Ученые с легкостью могут рассказать о том, что такое синагога, но теряются в определении даты ее возникновения. Согласно общепризнанной теории, первые подобные строения евреи начали возводить только тогда, когда их изгнали из Вавилона. Однако документальных подтверждений этих данных до сих пор не найдено.

Многие историки утверждают, что именно разрушение Первого Иерусалимского храма и потеря своей родины сподвигли этот народ на строительство мест для коллективной молитвы.

Обыватели часто называют синагогу «еврейской церковью», не понимая, что даже само первоначальное назначение данного сооружения было далеко от церковных канонов, принятых в христианстве и иных культах.

Примечательно, что иудаизм не предполагает и не регламентирует возведение особых зданий для молитвы. Единственным местом, имеющим для евреев религиозное значение, был Иерусалимский храм. Здесь совершалось множество обрядов и проводились богослужения. Согласно правилам, нигде больше не могло быть сооружения, совмещающего в себе подобные функции.

Но потеря своей страны и страх растерять на чужбине традиции и обычаи предков вынудили евреев собираться для совместных молитв, чтений Торы и решения важных вопросов общины. Первоначально это делалось в домах, где жили сами евреи. Впоследствии для этого было решено строить специальные здания. Именно они и стали первыми синагогами, где положено было собираться всем евреям по священным праздникам, записанным в Торе.

хоральная синагога что значит хоральная. Смотреть фото хоральная синагога что значит хоральная. Смотреть картинку хоральная синагога что значит хоральная. Картинка про хоральная синагога что значит хоральная. Фото хоральная синагога что значит хоральная

Особенности синагог

Еще одной причиной возникновения подобных мест для общения была привязанность евреев к коллективным молитвам. Каждый из них свято придерживался традиций предков, по которым считалось, что молитва нескольких людей всегда будет сильнее и быстрее достигнет ушей Бога. Поэтому и наблюдалась такая сильная потребность в совместных сборах.

Коллективной молитва может считаться только тогда, когда на нее собирается не менее десяти мужчин. Это количество называется «миньян» и собирать его можно где угодно. Однако именно в синагоге сделать это гораздо проще, ведь сюда приходит вся община.

Примечательно, что согласно нормативной части иудаизма, в синагогу изначально было запрещено пускать женщин. Им предполагалось молиться в стенах своего дома вместе с детьми. Со временем для них стали сооружать навесы во дворе синагоги, а спустя столетия и отдельные залы. Поэтому сегодня мужчины и женщины молятся отдельно, также распространено и раздельное обучение мальчиков и девочек. Правда, проходят уроки в одном помещении, но рассажены дети по разным партам.

Требования к строительству синагоги

«Еврейская церковь» может быть устроена абсолютно в любом доме. Это не возбраняется правилами. Тем более, что ни в одном из документов не существует регламента, определяющего архитектурный стиль синагоги. При строительстве евреи должны соблюсти всего лишь несколько простых требований, о которых мы сейчас и расскажем.

Согласно правилам, у синагоги одна стена в обязательном порядке должна быть обращена к Иерусалиму. Здание обычно имеет простую прямоугольную форму без куполов и башней. Издревле синагогу было принято возводить на самом высоком месте в населенном пункте. Однако это условие выполнить на чужбине было крайне сложно, поэтому евреям приходилось применять различные хитрости. К примеру, синагоги строились на холмах, а при отсутствии оных строители закрепляли на крыше тонкий шест. Таким образом они выполняли предписание и не раздражали местных жителей.

В здании должны присутствовать окна. Очень важным для евреев считается видеть небо во время молитвы или изучения Торы.

Также к требованиям можно отнести и обязательное наличие вестибюля. Он мог иметь любые размеры, но его главная функция заключалась в своеобразной фильтрации мыслей. В этом месте человек оставлял все суетное и заходил в главный зал уже, наполненный божественной благодатью.

хоральная синагога что значит хоральная. Смотреть фото хоральная синагога что значит хоральная. Смотреть картинку хоральная синагога что значит хоральная. Картинка про хоральная синагога что значит хоральная. Фото хоральная синагога что значит хоральная

Устройство синагоги

Большая часть пространства в еврейской синагоге отдавалась пришедшим. Для них устанавливались стулья, на которых можно было свободно садиться в зависимости от желания.

При входе в здание располагался обязательный умывальник, в нем евреи обмывали руки и ноги. Эта традиция пришла с самых древних времен и сохранилась до наших дней. Имейте в виду, что перед тем как взять в руки Тору, необходимо тоже вымыть руки.

Главным местом в любой синагоге считается арон акодеш. Этим словом принято называть шкаф, в котором хранится самое драгоценное для любого еврея – свитки Торы. Его всегда держат закрытым и только в особые праздники во время молитвы дверцы могут приоткрыть.

Над арон акодешем горит светильник, символизирующий свет Иерусалимского храма. В центре зала для молитвы сооружено возвышение, на котором располагается свиток во время богослужения.

Несколько слов о священстве в иудаизме

Удивительным является тот факт, что у евреев вовсе отсутствует такое понятие, как «священство». Богослужения ведут люди, которые не имеют специального образования, и выбираются на свои посты из наиболее почитаемых и уважаемых членов общины.

Самым главным человеком считался начальник синагоги, он же управлял советом старейшин и принимал решения по важным для всей общины вопросам. Также существовала должность смотрителя. Он следил за порядком, отвечал за уборку помещения и сохранность, хранящихся в нем ценностей.

хоральная синагога что значит хоральная. Смотреть фото хоральная синагога что значит хоральная. Смотреть картинку хоральная синагога что значит хоральная. Картинка про хоральная синагога что значит хоральная. Фото хоральная синагога что значит хоральная

Основные функции синагоги

Значение этого сооружения в жизни простого еврея сложно переоценить, так как оно имеет очень широкий функционал. Изначально синагоги были призваны объединять народ и сохранять в нем общий дух.

Естественно, что собравшиеся не просто общались, а еще и молились. Таким образом они придерживались правил и поддерживали связь со своими предками, традициями и разрушенным когда-то Храмом.

Со временем при синагогах стали открывать школы для детей. Обычно образование делилось на две ступени:

Очень важной частью синагоги является библиотека. Книгами из нее может пользоваться каждый, а приобрести их – это огромная честь для каждого члена общины.

При необходимости именно в синагоге проводятся судебные слушания. Чаще всего они носят религиозный характер, но таким же образом могут решаться и мирские вопросы.

Все праздники общины проводятся в здании синагоги. Сюда приходят, чтобы отметить свадьбу, совершеннолетие и иные важные для евреев даты. Их принято праздновать не только в кругу семьи, но и с друзьями, старейшинами и другими членами общины. Таким образом все ощущают себя единым целым, а синагогу воспринимают как родной дом, куда всегда хочется заглянуть на огонек.

хоральная синагога что значит хоральная. Смотреть фото хоральная синагога что значит хоральная. Смотреть картинку хоральная синагога что значит хоральная. Картинка про хоральная синагога что значит хоральная. Фото хоральная синагога что значит хоральная

Служба в синагоге: особенности

Многие обряды, принятые в синагоге, перешли из тех форм, которые были приняты в Иерусалимском храме. Поэтому во время богослужения в особом порядке читается Тора, изучаются ее законы и разбираются различные тексты, признанные каноническими.

Стоит отметить, что на заре появления синагог, здесь проводились жертвоприношения. Среди евреев считалось правильным приносить в жертву животных и это являлось частью служения Богу. Но со временем эта традиция исчезла и сейчас в синагоге даже не предусмотрены алтари.

Примечательно, что абсолютно любая община имеет право построить свою синагогу. При этом служба в ней может регулироваться не общими, а своими правилами.

хоральная синагога что значит хоральная. Смотреть фото хоральная синагога что значит хоральная. Смотреть картинку хоральная синагога что значит хоральная. Картинка про хоральная синагога что значит хоральная. Фото хоральная синагога что значит хоральная

Московская хоральная синагога: описание

Здания для проведения молебна и сборов евреев существовали по всему миру. В каждом городе они имели свои особенности и архитектуру, но до наших дней многие из них не сохранились. Чего нельзя сказать о Большой хоральной синагоге. Конечно, она не единожды перестраивалась и закрывалась, но все же выстояла и пережила царские времена, революцию, советскую власть и новые смутные годы. Поэтому данное сооружение по праву называют старейшей синагогой в Москве.

Сегодня здесь собираются все евреи столицы и близлежащих районов, а службу ведет главный раввин России. Само здание со стройными колоннами и куполом настолько выделяется на фоне окружающих строений, что не может не вызывать любопытство, интерес и восхищение. Однако когда-то это сослужило синагоге в Москве плохую службу, ведь ее нередко путали с православным храмом. Это и привело в свое время к ее закрытию.

Интересно, что Большая хоральная синагога получила свое название благодаря тому, что во время богослужения здесь пел целый хор. Это было огромной редкостью не только на территории Российской империи, но и для мировой практики. Дело в том, что по еврейским традициям службу обычно сопровождал единственный главный певец. В синагоге его называли «кантор» и очень ценили.

хоральная синагога что значит хоральная. Смотреть фото хоральная синагога что значит хоральная. Смотреть картинку хоральная синагога что значит хоральная. Картинка про хоральная синагога что значит хоральная. Фото хоральная синагога что значит хоральная

Краткая история старейшей московской синагоги

Можно сказать, что история Хоральной синагоги служит ярким подтверждением сказанного выше. Своим появлением она обязана Александру II, который постепенно впустил в город евреев из предназначенного для них гетто.

Первыми в Москву попали потомственные купцы, снабжавшие столицу деньгами. А за ними потянулись ученые, профессора университетов и другие таланты, которые могли оказаться полезными империи.

В итоге в столице оказалось большое количество евреев, не имеющих места для сбора. Поэтому самые влиятельные члены общины обратились с просьбами о возможном строительства синагоги. После долгих раздумий им было разрешено выкупить по завышенной цене проблемный кусок земли в Спасоглинищевском переулке.

Второй проект синагоги оказался более претензионным. Он предполагал массу барельефов, колонн и даже купола. Этот вариант был принят членами общины с огромным восторгом и первый камень в основание сооружения был заложен в восемьдесят седьмом году девятнадцатого века. Через четыре года синагога открыла свои двери всем желающим.

Однако в этот же год в Москве начались гонения на евреев. Часть из них была выслана за пределы города без права возвращения, а другая – отправилась вслед за своими родными и близкими добровольно. Все это существенно уменьшило еврейскую общину, а чуть позже правительством города было вынесено предписание о реконструкции синагоги. На ней разобрали купол и сняли несколько барельефов. Но это было всего лишь началом трагических событий в истории этого красивого сооружения.

Через год евреям повелели закрыть синагогу или переквалифицировать ее в любое благотворительное заведение. В случае непослушания здание должно было быть конфисковано в пользу города. Общине пришлось разместить в стенах синагоги ремесленное училище, которое просуществовало всего лишь три года. Его тоже приказали закрыть, а в здании обосновался еврейский приют. Его судьба также оказалась печальной – через два года пришло распоряжение о закрытии благотворительного учреждения.

В последующие годы синагогу практически разрушили, а тысячи евреев покинули Москву из-за погромов и угроз. После революции здание передавали от одного ведомства к другому и лишь в начале двухтысячных годов евреям удалось вернуть себе свою собственность. Строение прошло несколько этапов реконструкции пока не приобрело прежний вид. Его украсило несколько новых скульптурных композиций и барельефов. На сегодняшний день синагога признана не только объектом исторической ценности, но и одним из красивейших зданий, украшающих облик столицы.

Источник

Чем синагога отличается от храма и церкви

Почему раввин не священник, кто такой шац и при чем тут коэны — объясняет историк Владимир Левин

1. Синагог у евреев много, а храм — один

Когда мы говорим «храм», то можем иметь в виду целый ряд мест, созданных для мо­литвы или совершения обряда. Для иудеев храм — это конкретное зда­ние в Иерусалиме, разру­шенное римлянами в 70 году и до сих пор не восста­новленное. Именно там специальные священ­ники коэны могли про­водить богослужения, совершая жертвопри­ношения Богу. Иудейский храм может быть построен только на прежнем месте — и, как верят иудеи, лишь с приходом Мессии.

2. В синагоге нет священника

В христианстве основа богослужения — таинство евхаристии, причастие. Совершать его имеет право только священник, то есть человек, рукополо­женный епископом — членом церковной иерархии, восходящей по прямой линии к Иисусу Христу. Таким образом, в церкви полноценное богослужение без священника невозможно.

Раввин — это не священник, а знаток еврей­ского религиозного законо­да­тель­ства. Его знания подтверждены другими раввинами. Раввины не объеди­нены в какую-либо иерархию и не обязаны подчиняться друг другу. Их авто­ритет зависит от глубины знаний и неформальной оценки коллегами. В этом инсти­тут раввинов очень похож на институт мусульманских богословов. Для обще­ственного богослужения в синагоге раввин не нужен. Нужен минь­ян — кворум из десяти евреев-мужчин старше 13 лет (это возраст религиозного совершен­нолетия), а также свиток Торы — текст Пятикнижия, написанный на перга­менте особым спосо­бом. Богослужение в синагоге состоит в произ­несении уста­новленных молитв, а в суббо­ты, праздники, посты и по поне­дель­никам и четвергам к молитвам добавляется чтение свитка Торы.

хоральная синагога что значит хоральная. Смотреть фото хоральная синагога что значит хоральная. Смотреть картинку хоральная синагога что значит хоральная. Картинка про хоральная синагога что значит хоральная. Фото хоральная синагога что значит хоральнаяМолитва в синагоге на праздник Йом-Киппур. Картина Мауриция Готтлиба. 1878 год Tel Aviv Museum of Art

Примерно до XIX века в традици­онных еврей­ских общинах Центральной и Восточ­ной Европы раввин выступал с проповедью два раза в год. Позже, сначала в Гер­мании — по образцу протестантских пасторов, — а потом и в других евро­пейских странах раввины начали произносить проповеди регулярно. В совре­мен­ных синагогах России и Америки общественная деятельность раввина сближается с ролью священника.

3. В синагоге нет алтаря, но есть шкаф и стол для Торы

Единственные непременные атрибуты любой синагоги — место для хранения Торы и стол, на котором свиток можно развернуть для чте­ния. Все остальные детали синаго­гальной архитектуры сильно разнятся в разных странах. Так как большинство евреев России (за исключением бухарских, грузинских и горских евреев) — ашкеназы, то есть выходцы из Германии, ниже мы рас­смотрим организацию ашкеназских синагог.

По еврейским религиозным законам молящийся должен быть обращен лицом в сторону Иерусалима. Поэтому ашкеназские синагоги ориен­тиро­ваны на восток или юго-восток, а место для хранения свитков Торы, арон , находится обычно у восточной стены. Традиция ориентации синагоги на восток большей частью сохранилась даже с распро­странением ашкеназских общин в Восточную Европу и Азию, по отно­шению к которым Иерусалим находится на юге или юго-западе. К примеру, Хоральная синагога в Санкт-Петербурге и синагоги в Томске и Иркутске ориентированы на восток. В то же время Хоральная синагога в Москве ориентирована на юго-запад, а синагога во Владивостоке — на запад, в соответствии с реальным местонахождением Иерусалима.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *