холодная агрессия что это
Агрессивность
Две разновидности человеческой агрессии
Связь личностных переменных и агрессивного поведения
Если гнев и раздражительность являются постоянными характеристиками человека, то они предопределяют тенденцию к преднамеренному агрессивному поведению или же агрессии, как следствию какой либо провокации.
Психологи различных американских университетов изучали связь между личностными переменными и агрессивным поведением в провоцирующих и в относительно нейтральных ситуациях. В своих исследованиях они стремились выделить определенные закономерности, по которым формируется агрессивное поведение по отошению к другому человеку.
Были выделены следующие личностные переменные: агрессивность, раздражительность, сердитость, легкомысленность, впечатлительность (склонность чувствовать себя не соответствующим и уязвимым), нарциссизм и импульсивность.
Провокационные ситуации
В исследованиях принимали участие испытуемые от 7 до 48 лет. Все они были помещены в условия различных провокационных воздействий, таких как словесное оскорбление, фрустрация в результате чрезмерной трудности задачи или составление картинки из слишком большого количества кусочков для детей, физическая агрессия, очень громкий шум, пренебрежительные комментарии. Условия для сравнительных нейтральных ситуаций были аналогичными провокационным, но в них отсутствовали оскорбления, раздражение и фрустрирующие компоненты.
«Холодная» агрессия
Исследуемые, для которых агрессивность и раздражительность являются постоянными личностными качествами, вероятнее всего, демонстрируют агрессивное поведение независимо от содержания ситуации. То есть, такие люди реагируют одинаково агрессивно и в провоцирующих и в нейтральных ситуациях. Психологи предполагают, что именно такие люди могут быть агрессивными совершено хладнокровно. Их грубая реакция не является результатом какого либо нервного возбуждения и их агрессию можно назвать «холодной».
«Горячая» агрессия
Обзор многочисленных исследований также указывает на то, что личностные переменные и интенсивность провокации взаимосвязаны между собой. Например, люди, имеющие склонность сердиться, постоянно разрушают свою психику размышлениями над теми ситуациями, которые их расстроили. Они эмоционально впечатлительные и самовлюбленные. Большей частью такие люди импульсивны и ведут себя агрессивно исключительно в провоцирующих ситуациях. Этот тип агрессии определяется как «горячий». Люди обычно чем то расстроены, что и вызывает их агрессивное поведение.
Исследование человеческой агрессивности должно продолжаться
Таким образом, психологи выделили 2 типа агрессивности: склонные к агрессии и чувствительные к провокации.
Проблемы агрессии и насилия продолжают досаждать людям в личных отношениях, в отношениях в коллективе и обществе в целом. Психологи и социологи должны выработать более четкое понимание сложных связей между личностными переменными, ситуационными переменными и агрессивным поведением для оказания эффективной профилактической помощи потенциально агрессивным людям и их личным партнерам и коллегам.
Елена Паршина для сайта Effecton.ru по материалам сайта Psycport.com
Демо-версия комплекса
Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-69084 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 марта 2017 года.
Учредитель (соучредитель): ООО «Эффектон».
Главный редактор: Тугой И.А.
Тел: +7(495)662-5-888
E-mail:
Холодная война. Что такое пассивная агрессия и как с ней бороться
Поделиться:
До того как появился термин «пассивная агрессия» (его ввел в оборот во время Второй мировой американский военный психиатр Уильям Меннингер), непрямые проявления злости изучали психоаналитик Зигмунд Фрейд и основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз. С точки зрения психоанализа, гнев в каких-то случаях оценивался личностью как деструктивная эмоция и вытеснялся в область бессознательного. Перлз рассматривал агрессию как «биологическую функцию организма» и сравнивал ее с процессом пищеварения. Чтобы усвоить пищу, ее надо кусать, жевать и подвергать воздействию кислоты в желудке; чтобы получить что-то из внешней среды, нужно в каком-то смысле атаковать другие объекты. Свою природную агрессивность надо осознавать и владеть ею как инструментом. Ее подавление приводит к разным неприятным последствиям для личности.
Полковник Меннингер, столкнувшись с проявлением пассивной агрессии у солдат (его подопечные проявляли повышенную обидчивость и упрямство, прокрастинировали, не выполняли приказы и в целом работали неэффективно), списал все на «незрелость» и «стресс от военной рутины». Современная же психология полагает, что пассивно-агрессивное поведение начинается там, где гнев сталкивается с запретом на его проявление. Особенно часто это происходит на работе — человек не может прямо возразить начальству, поэтому выбирает косвенные способы противостояния (например, секретарша все время забывает полить любимый фикус начальника, из-за чего он вянет). Но такие ситуации могут возникать и в межличностных отношениях, особенно если человек имеет дело с авторитетной фигурой, с которой ему сложно спорить открыто.
Такое поведение может проявляться от случая к случаю или стать настоящей визитной карточкой человека — в последнем случае можно говорить о пассивно-агрессивном расстройстве личности. Впрочем, психиатры так и не смогли определиться, является ли такое поведение неотъемлемым свойством личности или лишь реакцией на определенные раздражители, поэтому в американском диагностическом справочнике DSM оно довольно быстро перешло в категорию «расстройств, требующих дополнительного изучения». Помимо забывчивости, прокрастинации и нежелания выполнять дела качественно были озвучены такие симптомы, как постоянные жалобы на то, что от человека требуют слишком много, и неконструктивная критика вышестоящих.
С чего все началось
Возможно, аналогия Перлза между психологическими процессами и пищеварением — не самая удобная и очевидная, но, так или иначе, современные психологи сходятся на том, что гнев — вполне естественная эмоция (вообще, «плохих» эмоций не бывает, все упирается в то, насколько вы их контролируете и через какое поведение они проявляются), а определенная доля агрессии нужна для самозащиты и достижения целей. Конечно, непосредственно выражать злость, швыряясь предметами или обзывая оппонента всеми неприятными словами, которые приходят в голову, не всегда разумно. Но можно использовать достаточно нейтральные формулировки типа «я считаю, что ты обошелся со мной несправедливо, и не позволю так делать в будущем». При этом многие люди избегают выражения протеста даже на таком уровне. Почему так происходит?
Такие индивиды обычно вырастают в семьях, где родители запрещают ребенку выражать злость, обиду или вообще спорить с ними. За подобное поведение ребенка называют грубым, невоспитанным или эгоистичным, или говорят, что он не заслужил того, что требует, — в общем, дают ему понять, что он плохой. Поскольку ребенок зависим от родителей, деваться ему некуда, и он вырастает с ощущением, что напрямую отстаивать собственные потребности, если они не совпадают с видением родителей, неприемлемо. Потребности и эмоции при этом никуда не деваются. Тут может произойти следующее: на сознательном уровне человек продолжает защищать ценные для него отношения, а на бессознательном начинает их «саботировать», наказывая таким образом родителей за несправедливость. При этом он не отдает себе отчета в том, что это все-таки агрессия, только непрямая, и в своих глазах остается «белым и пушистым». Позже такой же стиль поведения может переноситься на любые авторитетные фигуры и на ситуации, когда индивид боится рисковать отношениями. Поэтому он может заменять открытый конфликт игнорированием просьб, сарказмом, холодным поведением и другими «партизанскими» приемами.
Что делать, если вы столкнулись с пассивно-агрессивным человеком
Самое важное — не перенимать эти приемы (даже если появляется такое искушение) и стараться делать именно то, чего так боится пассивно-агрессивный человек: открыто (но вежливо) выражать эмоции, вызванные его поведением. Прислушиваться к своим ощущениям и не поддаваться на уверения, что «все нормально, тебе показалось». Дать человеку четко понять, что такое поведение неприемлемо, и максимально конкретизировать, что именно вам не нравится. При этом взамен можно предложить уважительное общение, при котором каждый имеет право поделиться собственным недовольством в аккуратных формулировках.
Что такое пассивная агрессия и как с ней справляться
В случае пассивной агрессии формально вы не устраиваете ссору, но подавленные негативные эмоции понемногу вторгаются в вашу жизнь и портят ее. Разбираемся, как работают механизмы пассивной агрессии и как ее убрать из чужого и собственного поведения.
Как выглядит пассивная агрессия
В мире, где детей воспитывают, приучают вести себя прилично, держать себя в руках (то есть скрывать гнев и обиду) и не реагировать на провокации, пассивная агрессия — мощнейший инструмент давления, который позволяет выбросить негатив, формально не повышая голос и не выходя на тропу войны.
При этом в отношениях постоянно чувствуются подвох и так называемые противоречивые сигналы: одно и то же действие может вызывать разные последствия (от молчания до многочасового выяснения отношений), долгосрочное терпение заканчивается срывами с упоминанием длинного списка накопившихся претензий, а попытки выяснить, что происходит, бьются о холодные формулировки «все нормально» и непредсказуемое отстранение.
К пассивной агрессии склонны многие, так что ее необходимо выкорчевывать из систематического поведения. Что успокаивает: честный прямой разговор и быстрая реакция на неустраивающую ситуацию могут изменить положение дел к лучшему.
Что такое пассивная агрессия?
Пассивная агрессия — это неявный конфликт, при котором один человек навязывает другому чувство вины, систематически нарушает его границы под видом заботы или отказывается обсуждать реальную проблему, отмалчиваясь или переключаясь на что-то другое [1].
Например, регулярно корит за что-то, дарит ненужные подарки, а потом требует за это благодарности, при прямых вопросах, что случилось, предпочитает закрываться с холодной интонацией и нейтральными формулировками вроде «все хорошо» или переходит в моментальное нападение [2].
Скажем, отказ помогать или делать работу качественно и вовремя, соблюдая необходимые стандарты (не для галочки, а действительно с усердием), — форма пассивной агрессии.
Или навязчивое вмешательство с гиперопекой в жизнь другого человека — частые звонки в неурочное время, несоблюдение договоренностей о тишине или личном пространстве, настойчивые предложения своей помощи или общества.
Примеры пассивной агрессии
Фразы «Ну вот ты как всегда», «У тебя все из рук валится» и «Куда ты без меня?» — тоже распространенные способы дать почувствовать другому, что он не справляется, делает все гораздо хуже и от него заранее ничего хорошего не ждут.
Саботаж, «забывчивость» в сочетании с неумением отказываться, отсутствие навыка распознавать свои и чужие эмоции — удобный способ манипулировать другими, навешивать на них негативные ярлыки и снимать с себя ответственность за нежелание помогать или неумение решать противоречия конструктивно [3].
Саркастичные комментарии в неудобный момент, отсутствие эмпатии к человеку в уязвимом положении (когда у него все валится из рук или он по-настоящему растерян), враждебность в присутствии третьих лиц — тоже часть этой часто многолетней игры.
Отказ в сексуальной близости «в наказание», регулярные опоздания и двойная игра при формальной вежливости — простые методы уйти от конфликта и задержать на неопределенное время настоящее выяснение отношений.
Как бороться с пассивной агрессией
1. Распознавайте провокации и действуйте по плану
Главная проблема с пассивной агрессией — эмоции постоянно мешают общаться рационально. Спокойно начинающийся разговор переходит во взаимные упреки. Беседа из настоящего времени утекает то в прошлое, то в будущее. Вместо действий речь идет о личных качествах и «вечных» свойствах: «ты вечно делаешь вид, что тебя это не касается», «тебя никогда нет в нужный момент», «с тобой вообще не имеет смысл об этом разговаривать, ты никогда меня не понимаешь».
Лучший способ противостоять пассивной агрессии — действовать конструктивно и направленно. Обсуждайте ту ситуацию, которая смущает в данный момент. Задавайте наводящие вопросы. Не ведитесь на обвинения и не скатывайтесь в них сами [4].
Пресекайте спонтанное/срочное окончание и перекладывание разговора: будьте в моменте и говорите о том, что беспокоит вас именно сейчас. Человек (или это вы?) пропустил сроки из-за забывчивости, неумения распоряжаться своим временем или нежелания это делать? Держите в голове ваше базовое желание — распределить ответственность, наметить общий порядок действий, остановить последствия или предусмотреть ошибки будущего.
2. Чувствуйте свои желания и спрашивайте о желаниях других
Корень пассивной агрессии — в выученном навыке подавлять свои чувства и умалчивать о своих желаниях. Чаще всего он формируется еще с детства в семейном воспитании. Родители игнорировали усталость, отсутствие интереса, чувство голода, личные качества, искренние реакции ребенка — и человек закрылся ото всех.
Теперь он не рассчитывает, что его боль, тревогу, страх, дурное настроение или обиду кто-то будет воспринимать всерьез, а потому подавляет эти чувства в себе и предпочитает приспосабливаться. То же касается и желаний: не понимая, какие занятия расстраивают, а какие приносят удовольствие, человек подстраивается под обстановку («мне ничего не надо», «все нормально», «как скажете, так и будет») и не может сформулировать, что собственно его не устраивает, — а потом злится, что его желания не учитываются.
Гости пришли в неподходящее время? Формально человек спокоен, но припомнит это потом партнеру, который гостей пригласил. Дали сверхурочную работу? Человек не откажется, но будет злиться на себя, коллег и начальника за то, что у него отняли свободное время. Дети заболели в отпуске? Отпуск испорчен и дети после необходимой заботы получат нагоняй за то, что помешали отдыхать.
В устранении пассивной агрессии главная роль отводится способности озвучивать собственные желания и чувства, когда начинается фрустрация, — в корректной форме, но срочно и напрямую.
3. Придерживайтесь договоренностей
Сложно проявлять пассивную агрессию, когда договоренности не подразумеваются, а очевидны. Часто свойство поведения пассивных агрессоров — молчание: от самой радикальной формы, бойкота, до показательного охлаждения или умалчивания настоящих причин конфликта.
Пассивная агрессия связана с чувством нарушения справедливости, но что такое справедливость, каждый может понимать по-разному. Для одного это значит всегда и все делить поровну, для другого — идти на взаимные уступки. Копить обиду сложнее, когда есть четкие договоренности.
Например, вы с партнером проводите вечера, как вам удобно, но один вечер в неделю зарезервирован под одинаково интересное вам событие. Или ребенка из школы вы забираете по очереди, но в случае болезни один без разговоров подменяет другого. Или о внеурочной работе вас предупреждают заранее, а не в последний момент. Или визиты членов семьи поставлены на всем удобное время, а не когда удобно только одной стороне.
Чем более простыми и понятными будут ваши договоренности, тем проще будет установить, нарушены ли какие-то правила в конкретном случае: даже вести списки общих дел и обязанностей проще, чем тратить время на ссоры и препирания.
4. Разделяйте негативные события
Если отношения долгосрочные, чаще всего отсчет взаимным претензиям ведется не со вчерашнего дня. Возможно, к ситуации в моменте примешалась претензия позапрошлого месяца или давняя обида, систематические нарушения взаимных обязательств и абстрактные «долги», которые родственники, друзья или коллеги выставили друг другу.
Например, вам обидно, что о вас не заботятся, но претензии вы будете предъявлять к привычкам или даже внешнему виду другого человека. Или вы допустили ошибку вчера, то вам припомнят дела давно минувших дней с формулировкой «ты как всегда». Действенное противоядие — не смешивать все в одну кучу и отделять претензии к ситуации, плохое настроение и неудачные дни от обиды на конкретного человека и его действия.
Не стоит мстить дома за обиды на работе, срывать на детях злость на пробки, плохую погоду и необходимость встать пораньше или обижаться на отказ принимать вашу непрошеную заботу.
5. Извиняйтесь искренне
Sorry not sorry — частая модель поведения в пассивно-агрессивных отношениях. Человек признает свою вину и соглашается, что был неправ, но по прошествии времени выясняется, что он считает себя правым, просто извинился, чтобы не обострять конфликт, в очередной раз уступил, не хотел дальше выяснять отношения. То есть он поступил якобы благородно, чтобы в ваших отношениях воцарился худой мир. От таких поступков никому не легче.
Извиняясь неискренне, мы тянем обиду дальше, продолжаем про себя обвинять человека и подсознательно требуем, чтобы вокруг о наших чувствах все догадывались сами, а нам не нужно было бы ни обозначать свое мнение, ни нести за него ответственность. Не исчерпав предыдущие конфликты, нельзя продвинуться дальше. Так что если извиняетесь, извиняйтесь искренне — и прощайте тоже от всего сердца. И если простить трудно, говорите об этом вслух.
Ближайшие тренинги
Новости синтона
Новое на сайте
Подпишитесь
на нашу рассылку!
Агрессивность: Две разновидности человеческой агрессии
Проблемы агрессии и насилия продолжают досаждать людям в личных отношениях, в отношениях в коллективе и обществе в целом. Установлена связь между личностными переменными и агрессивным поведением в провоцирующих и в относительно нейтральных ситуациях.
Связь личностных переменных и агрессивного поведения
Психологический Бюллетень Американской Психологической Ассоциации опубликовал данные о специфических личностных переменных, таких как гнев и раздражительность. Личностные переменные — это черты характера, присущие той или иной личности.
Если гнев и раздражительность являются постоянными характеристиками человека, то они предопределяют тенденцию к преднамеренному агрессивному поведению или же агрессии, как следствию какой либо провокации.
Психологи различных американских университетов изучали связь между личностными переменными и агрессивным поведением в провоцирующих и в относительно нейтральных ситуациях. В своих исследованиях они стремились выделить определенные закономерности, по которым формируется агрессивное поведение по отошению к другому человеку.
Были выделены следующие личностные переменные: агрессивность, раздражительность, сердитость, легкомысленность, впечатлительность (склонность чувствовать себя не соответствующим и уязвимым), нарциссизм и импульсивность.
В исследованиях принимали участие испытуемые от 7 до 48 лет. Все они были помещены в условия различных провокационных воздействий, таких как словесное оскорбление, фрустрация в результате чрезмерной трудности задачи или составление картинки из слишком большого количества кусочков для детей, физическая агрессия, очень громкий шум, пренебрежительные комментарии. Условия для сравнительных нейтральных ситуаций были аналогичными провокационным, но в них отсутствовали оскорбления, раздражение и фрустрирующие компоненты.
«Холодная» агрессия
Исследуемые, для которых агрессивность и раздражительность являются постоянными личностными качествами, вероятнее всего, демонстрируют агрессивное поведение независимо от содержания ситуации. То есть, такие люди реагируют одинаково агрессивно и в провоцирующих и в нейтральных ситуациях. Психологи предполагают, что именно такие люди могут быть агрессивными совершено хладнокровно. Их грубая реакция не является результатом какого либо нервного возбуждения и их агрессию можно назвать «холодной».
Обзор многочисленных исследований также указывает на то, что личностные переменные и интенсивность провокации взаимосвязаны между собой. Например, люди, имеющие склонность сердиться, постоянно разрушают свою психику размышлениями над теми ситуациями, которые их расстроили. Они эмоционально впечатлительные и самовлюбленные. Большей частью такие люди импульсивны и ведут себя агрессивно исключительно в провоцирующих ситуациях. Этот тип агрессии определяется как «горячий». Люди обычно чем то расстроены, что и вызывает их агрессивное поведение.
Исследование человеческой агрессивности должно продолжаться
Таким образом, психологи выделили 2 типа агрессивности: склонные к агрессии и чувствительные к провокации.
Проблемы агрессии и насилия продолжают досаждать людям в личных отношениях, в отношениях в коллективе и обществе в целом. Психологи и социологи должны выработать более четкое понимание сложных связей между личностными переменными, ситуационными переменными и агрессивным поведением для оказания эффективной профилактической помощи потенциально агрессивным людям и их личным партнерам и коллегам.
«Делай как знаешь»: что такое пассивная агрессия и как на нее отвечать
«Могла бы сама догадаться», «Все в порядке, ничего не случилось», «Теперь мне все ясно» — каждый слышал безобидные фразы, которые звучат как упрек. «Афиша Daily» спросила психолога, что такое пассивная агрессия и можно ли ей противостоять.
Что такое пассивная агрессия?
Термин «пассивная агрессия» придумал военный психиатр и полковник из США Уильям Меннингер во время Второй мировой войны. Он столкнулся с тем, что солдаты отказывались выполнять приказы, были подавлены и часто обижались, но списал это на нервозность и военную рутину.
Агрессию активно изучали психолог Зигмунд Фрейд и Фредерик Перлз — основатель популярной сегодня гештальт-терапии. Фрейд считал, что пассивная агрессия — результат того, что сознание вытесняет гнев как плохую эмоцию в область бессознательного. А Перлз сравнивал этот процесс с пищеварением: чтобы усвоить новые эмоции и опыт, нам нужно их «перерабатывать» как еду. То есть проявлять агрессию. А если ее подавлять, это негативно скажется на психике человека.
Чаще всего в начале вы даже не заподозрите, что общаетесь с пассивным агрессором. Такой человек никогда не скажет вам прямо, что что‑то не так, а будет изводить вас долго и медленно: «Милый мой, хороший, догадайся сам». Как, вы еще не научились читать его мысли?! Ну да, конечно, он так и знал, что всем наплевать на то, что он чувствует.
А если вы отреагируете со злостью, это лишь заставит пассивно-агрессивного человека защищаться, оправдываться или отрицать какую‑либо ответственность. Он может неоднократно заявлять, что он в порядке, даже когда на самом деле это не так. Отрицая то, что он чувствует, и отказываясь быть эмоционально открытым, такой человек часто прекращает дальнейшее общение и отказывается обсуждать проблему.
Как понять, что человек проявляет скрытую агрессию?
Существует много классификаций. Из личной практики я могу выделить следующие признаки пассивно-агрессивного поведения.
Пассивные агрессоры не могут вам отказать и не идут на конфликт открыто. Если такому человеку что‑то не нравится, он никогда не признается в этом. Иначе больше не сможет оправдывать свое поведение. Он со всем согласится, но будет делать ровно наоборот. И оставлять вам скрытые знаки, чтобы вы сами догадались, что неправильно себя ведете. Говорить что‑то вроде: «Делай так, ты же все знаешь лучше всех, а на мои интересы не обращаешь внимания…» Агрессору кажется, что если он даст волю гневу и эмоциям (а ему запрещали это делать с детства), то превратится в настоящее чудовище. Поэтому все держит в себе.
Они скрывают свои чувства. Если вы спросите такого человека, что случилось, скорее всего, он ответит, что все в порядке, отлично и восхитительно, причем таким голосом, что сразу станет ясно: человек в беде. Но достучаться до него очень трудно.
Пассивный агрессор любит играть в молчанку. Вы сами должны мучиться и угадать, что сделали не так. Агрессор может полностью игнорировать вас, отказаться отвечать на любой вопрос, даже не признавать вашего присутствия.
Он также хочет, чтобы вы вышли из себя. Тогда он с чистой совестью скажет: «Делай как знаешь» — и обвинит вас в провоцировании конфликта.
Пассивно-агрессивный человек часто оставляет работу невыполненной или почти завершенной. Он часто опаздывает и искусно саботирует других, когда не соглашается со своей ролью в компании или романтических отношениях.
Еще он любит «случайно» оскорбить. Например, вы передаете отчет своему боссу. Он читает его и говорит вам, что вы хорошо поработали (комплимент), но затем добавляет, что отчет был «почти так же хорош, как у Лены» (легкое оскорбление).
Пассивный агрессор любит угрюмость. Например, человек может ответить на ваш невинный комментарий резко негативно. Угрюмый человек не будет улыбаться, даже когда коллега шутит, а остальные в офисе громко смеются.
Он упрям. Человек проявляет упрямство только потому, что знает: это будет раздражать вас или кого‑то другого.
В книге специалиста по управлению кадрами Джастина Барисо «Руководство по эмоциональному интеллекту в реальном мире» показаны модели поведения пассивных агрессоров. Вот как они добиваются своего:
Избегают вас. Согласившись с вами, такой человек избегает вас настолько, насколько это возможно.
Обижаются. Мы все видели такое поведение у детей, но многие взрослые тоже так делают. Когда человек не добивается своего, он внезапно становится грустным и горьким, немедленно «высасывая» радость из любой комнаты, в которую входит.
Якобы забывают о вас. Такие люди могут утверждать, что «забыли» о просьбе, когда на самом деле они даже не собирались вам помочь.
Делают что‑то наполовину. Вместо того чтобы вообще не сделать задачу, человек выполняет ее, но делает это небрежно или без особых усилий.
Постоянно говорят колкости. Человек очень часто использует сарказм и неуместный юмор, чтобы подорвать ваше чувство уверенности в себе.
Отдельно следует сказать об отношениях родителей и детей. Родители тоже могут объявить бойкот ребенку в качестве наказания, и это очень вредная практика. Ребенок может даже не догадаться, что он сделал не так, но мама или папа встречают его из школы с рассерженным лицом, грубят, не обращают внимания.
Ребенок ищет, что же он сделал не так, теряет связь с родителями. Если к бойкоту присоединились бабушки, дедушки, сестры и братья — все станет еще хуже. Один из вариантов такого поведения — говорить с ребенком, но картинно игнорировать второго родителя. В таком случае у ребенка нарушаются базовые понятия о семье.
Почему люди ведут себя пассивно-агрессивно?
Психологи и психиатры до сих пор не поняли, можно ли считать пассивную агрессию постоянным свойством характера или это только реакция на какой‑то раздражитель, и мы все время от времени ведем себя так. В американском диагностическом справочнике психических расстройств пассивная агрессия указана как «расстройство, требующее дополнительного изучения».
Последние исследования говорят о том, что есть несколько основных факторов, которые могут стать причиной пассивно-агрессивного поведения.
Ситуация. Когда человек попадает в рамки, где проявление агрессии неприемлемо с социальной точки зрения, он может стать пассивным агрессором. Например, в деловых или семейных отношениях.
Выбор. Тут все просто: так вести себя банально легче, чем быть напористым и эмоционально открытым. Когда постоять за себя трудно или даже страшно, пассивная агрессия может показаться более легким способом справиться со своими эмоциями, не сталкиваясь с источником гнева напрямую.
Воспитание. Исследователи называют самой частой причиной пассивно-агрессивного поведения именно детство. Агрессоры часто растут в семьях, где прямое выражение эмоций не поощряется или запрещается. За любое возражение ребенку говорят, что он не заслужил того, что имеет, не понимает, о чем говорит, и так далее. Всячески дают понять, что он плохой. Ребенок верит родителям и вырастает с искренним убеждением в своей неправильности. И начинает подсознательно саботировать отношения с родителями, коллегами или партнерами, при этом с виду оставаясь белым и пушистым.
Как противостоять пассивной агрессии?
Недавние исследования показывают, что существуют эффективные способы противостоять пассивной агрессии. Но делать это непросто.
Реальность такова, что пассивный агрессор, скорее всего, будет отрицать свой гнев. В таком случае хорошая стратегия — сделать шаг назад и дать человеку некоторое время, чтобы разобраться в чувствах. А затем попытаться помочь ему. Именно такую рекомендацию в книге «Сердитая улыбка: психология пассивно-агрессивного поведения в семье, школе и на работе» дают американские психологи.
Для этого обязательно четко изложите свои чувства и ожидания. Если вы подозреваете, что знаете конкретную причину агрессии, спросите, беспокоит ли человека именно это, словно вы говорите с ребенком: «Вы злитесь на меня за то, что я попросил вас убрать свой кабинет?» Если он отрицает, согласитесь, но осторожно продолжайте обсуждение. Проявите инициативу, извинитесь, если понимаете, что обидели человека, и спросите, что вы можете сделать, чтобы улучшить ситуацию.
Самое главное — не пытаться отвечать агрессору теми же методами. Это только раззадорит его. Делайте именно то, чего он больше всего боится, — скажите о своих чувствах. Не обманывайте сами себя, что все нормально и такое поведение другого человека — случайность. Прямо и ясно скажите ему, что для вас это неприемлемо, а взамен предложите уважительный формат отношений, когда можно выражать гнев, но более аккуратно.
Что делать, если я узнал в этом тексте себя?
В первую очередь нужно признать проблему. Это первый шаг на пути к осознанности. А дальше — практика. Вот несколько рекомендаций:
Разрешите себе злиться. Даже если вы вступили в открытый конфликт, порой это лучше, чем копить в себе злость в течение долгого времени.
Говорите о ваших обидах. Копить их — не выход. Ждать, что все нормализуется само собой, — тоже. Да, пусть вы в тысячный раз скажете мужу о грязных носках в ванной комнате, но если вообще об этом не говорить, ничего никогда не изменится.
Честно ответьте себе на вопрос, что именно вас бесит. На первый взгляд, партнер просто не вынес мусор, но на самом деле вы не можете простить ему прошлых отношений. Пассивно-агрессивные действия иногда возникают из‑за того, что вы не понимаете, почему расстроены или что чувствуете. Начните обращать внимание на то, как вы реагируете на разных людей и ситуации.
Не накручивайте себя и не смешивайте конфликты. Ссора с ребенком — это одно, а вот обвинение его отца в отсутствии заботы тут же — совсем другое. Рассмотрите каждую ситуацию, которая вызвала у вас гнев, отдельно.
Дайте себе время. Признание, что вы ведете себя как пассивный агрессор, — хороший первый шаг к изменениям. Но изменить поведение нелегко, и это точно займет некоторое время.
Тренируйтесь выражать эмоции. Скажите продавцу кофе, что он хорошо выглядит. Громко смейтесь в кино. Потанцуйте на свадьбе у друзей. Понимание своих эмоций и умение правильно выражать свои чувства — важный шаг к прекращению пассивно-агрессивного поведения.