хобби керамика с чего начать
Заняться керамикой: руководство для начинающих
Работа руками снова в моде: кто-то оставляет офис, чтобы стругать мебель, кто-то — чтобы выпускать украшения, а других тянет работать с глиной. Собрали наши материалы о потрескавшихся чашках, доходе с мастер-классов и бодипозитивной гончарке.
Запоминаем базовые понятия
Шнарик, барботина и цикля — вовсе не блатной жаргон, а слова, которыми пользуются керамисты. Объясняем, какие странно звучащие термины нужно знать, чтобы заниматься гончарным искусством.
Учимся не сдаваться, когда не получается
Керамическая посуда, может быть, гладкая и красивая, а вот процесс её создания таким не назовёшь. Александр Бердин-Лазурский, создатель Ovo Ceramics, рассказал нам, как учился гончарному делу по вечерам и справляется с факапами. К слову, похожий подход к неудачам и у ростовского мастера Григория Асланьяна.
Разбираемся, как создавать керамику с посылом
Керамические бренды отличаются не только своей стилистикой, но и идеологией. К примеру, тюменская керамистка Женя Левченко в своих изделиях поднимает вопросы женской сексуальности и феминизма. Кто покупает её кружки с вульвами и как устроено производство на балконе — в интервью с мастером.
Знакомимся с нестандартной техникой
Эстетичную керамику не обязательно создавать на гончарном круге. Катерина Грань, запустившая Tetriflat, предпочитает шликерное литьё. Рассказываем, что это такое, как Катерине удаётся выпускать 400 изделий в месяц и чем создание керамики в Сочи отличается от работы в столице.
Вдохновляемся продуманным коллабом
Керамика в первую очередь ассоциируется с вазами и тарелками. Хотя такие изделий бывают необычными, ограничиваться ими не обязательно. Посмотрите на петербургский проект SYD — вместе с локальными ювелирами они выпустили украшения из фарфора.
Превращаем любовь к ручному труду в бизнес
Основным источником дохода у керамистов могут быть не продажи изделий, а мастер-классы. Так, 80% дохода казанских Lule ceramic приносят обычные горожане, желающие создавать посуду своими руками. Сколько стоит открытие гончарной мастерской и от чего зависит цена изделий — в истории проекта.
Изготовление керамики своими руками – хобби для утонченных натур
Керамические вазы, горшки, чайные наборы, подсвечники, тарелки, свистки и даже музыкальные инструменты – все это можно создавать самостоятельно.
Из чего делают керамику и где взять материалы для работы
Керамика – это обожженная глина, которая и является главным материалом в работе керамиста. В отличие от полимерной глины, натуральная имеет природное происхождение, ее добывают из недр земли, не подвергая химической и другим видам обработки.
Опытные мастера в целях экономии добывают и готовят сырье самостоятельно. Этот процесс включает несколько этапов и вряд ли заслуживает внимания, если вы только начинаете свой путь и живете в городе.
Глина для изготовления керамики должна быть жирной и без вкраплений камешков и прочего мусора, иначе поделка растрескается в процессе запекания. Готовую массу хранят при определенных условия влажности.
Натуральная глина бывает разных видов:
Также глины для керамики классифицируют по температуре обработки на легкоплавкие, среднеплавкие, тугоплавкие.
Удобнее всего покупать готовую гончарную глину, ориентируясь на размер фракции, цвет после обжига при разных температурах и другие характеристики и качественные показатели. Стоимость зависит от производителя, фасовки, фактуры. Есть уже готовые массы с добавками для облечения разных задач – лепки, формовки, гончарного круга.
Помимо глины, нужны глазури и эмали для покрытия изделий, пигменты для придания сделанной своими руками керамике нужного оттенка, специальные добавки для улучшения свойств и температурной обработки.
Для склеивания деталей используют шликерную массу – своеобразный клей из разведенной глины. Если просто соединить элементы, они могут отвалиться при нагреве. Все это продается в специализированных магазинах для керамистов.
Способы изготовления керамических изделий
Существует несколько способов превращения глиняной массы в красивое керамическое изделие.
Лепка – самый доступный способ изготовления изделий из керамики своими руками в домашних условиях. Сувениры, скульптуры, посуду, игрушки или другие поделки лепят руками, словно из пластилина, помогая себе специальными стеками или подручными приспособлениями.
Гончарное дело требует наличия вращающегося круга. С помощью этого древнего ремесла и сегодня создают вазы, кувшины, горшки, тарелки, чашки.
Отминка – наиболее простой вариант изготовления керамики для начинающих. В работе используют гипсовую форму, в которую выкладывают мягкую глину, а после застывания извлекают фигурное изделие. Гипсовые формы привлекательны тем, что впитывают излишнюю влагу, помогая глиняному изделию отвердеть и просохнуть.
Литье – здесь тоже используют формы, но другого плана. Разведенную глину разливают по формам, высушивают заготовки, извлекают и раскрашивают.
Глиняная поделка обретает прочность только после обжига – обработки в гончарных печах при температуре от 900 до 1300 градусов. Готовые сувениры покрывают акриловыми красками или специальной стекловидной глазурью для керамики. В случае с глазурью требуется еще один обжиг после окрашивания.
Если хочется получить естественный оттенок, используют молочение – покрывают неокрашенную запеченную керамическую фигурку молоком в несколько слоев и еще раз запекают при более низких температурах.
Гончарная печь – виды и предпочтения
Раньше печи для обжига керамики представляли собой вырытые в земле горны и разогревались исключительно дровами. Современные гончарные печи бывают газовыми, электрическими и дровяными. Последние, как правило, изготавливаются собственноручно, они подходят для эксплуатации в частных домовладениях. В условия квартиры удобнее всего работать с электропечами, для больших объемов можно подобрать газовую.
В металлическом корпусе таких печей скрывается огнеупорный кирпич или другой материал, удерживающий тепло и не боящийся нагрева. Для отвода влаги предусмотрены вентиляционные отверстия, управление процессом обжига керамики осуществляется программным регулятором. Электрические гончарные печи – недешевое удовольствие. Цена зависит от производителя, объема, мощности.
В продаже есть модели с вертикальной и горизонтальной загрузкой и колпаковые. По типу расположения нагревательного элемента гончарные печи подразделяют на муфельные и камерные. В муфельных он находится вокруг емкости из огнеупорного материала (муфеля). В камерных нагреватель расположен внутри, что сокращает потери тепла и делает оборудование более экономичным.
Если немного постараться, можно сделать печь для обжига керамики в домашних условиях своими руками, взяв за основу огнеупорный кирпич и что-то для корпуса, например, старую стиральную машину.
Запекание – самый важный процесс, который не прощает ошибок. Иногда даже опытные мастера видят вместо ожидаемого шедевра негодный брак. Изделия никогда не достают сразу, они должны остыть в печи.
Как выбрать гончарный круг
Гончарные круги нужны для лепки круглых предметов, поэтому этот инструмент необязательно покупать сразу же. Если вы только осваиваете керамику, начинайте с лепки или отминки. Круги бывают с ручным, ножным и электрическим управлением.
Последние – самые удобные и практичные, их чаще всего и покупают керамисты, занимающиеся изготовлением керамики в домашних условиях. Чтобы научиться работать на электрическом круге, нужно несколько часов. Для освоения инструмента с ручным управлением уйдет несколько месяцев.
При выборе гончарного круга важно обратить внимание на тип двигателя:
Модификации различаются по диаметру планшайбы, частоты ее вращения, мощности двигателя, габаритам оборудования. Цена также зависит от производителя.
Выбирая гончарный круг для изготовления домашней керамики своими руками, обратите внимание на удобство положения рук во время работы и сидения за ним. Если у вас нет персональной мастерской, не забывайте про компактность. Желательно не полагаться на рекламу, а попросить совета у тех, кто уже давно занимается керамикой.
Неплохое оборудование можно найти даже среди детских моделей, на них получится делать полноценные, хоть и небольшие изделия.
Польза и удовольствие от керамического хобби
Изначально керамикой занимались в основном мужчины, но сегодня, благодаря автоматическим кругам и электронным печам, – это женское хобби, требующее терпения, творческого настроя, художественного таланта.
Гончарное дело нельзя назвать очень прибыльным, тем более с учетом покупки дорогостоящего оборудования. Скорее, им занимаются ради удовольствия. Лепка успокаивает, а созерцание работы на гончарном круге действует магически.
Продавать керамику, сделанную своими руками, конечно, можно. Спросом пользуются сувениры, посуда, предметы декора. Однако обогатиться на этом увлечении вряд ли получится – времени на изготовление уходит много, а цены на изделия ручного труда способны оценить только те, кто понимает разницу между штамповкой и индивидуальной работой мастера.
Если вы хотите попробовать лепку, но не готовы покупать печь, начните с холодного фарфора, полимерной глины или соленого теста. Конечно, эти материалы не годятся для изготовления посуды, но зато из них получаются очень красивые сувениры и украшения, например, колье или ожерелье.
Ну а если решили стать керамистом, то начните с теории, смотрите видео-уроки, учитесь на опыте мастеров. Удачи вам и творческих успехов в этом и других женских увлечениях.
Обучение гончарному мастерству: развеиваем мифы и даём советы новичкам
Работа с глиной, словно медитация, снимает усталость, поднимает настроение и освобождает ум от потока навязчивых мыслей. Она учит терпению и не быть привязанным к определённому результату. Одновременное расслабление и концентрация, которая вовсе не напрягает, — это сложно представить, пока не возьмёшь в руки глину и не начнёшь создавать свой шедевр.
Зарядиться созидательной энергией поможет мастер-класс в уютной гончарной мастерской, где за несколько часов можно собственноручно создать стильный элемент декора или посуду. При этом процесс затягивает настолько, что теряется счёт времени. И так же незаметно гончарная глина превращается в современную практичную вещь.
Релаксация и самотерапия
Глину можно назвать своеобразным проводником к глубинам сознания. С негативным настроем у вас вряд ли что-то получится. Уж очень своенравный и капризный материал, хоть и невероятно податливый.
В этом и заключается, пожалуй, одно из его волшебных качеств – трансформировать нервозность, волнение, неуверенность, страх и различные негативные установки в противоположное: спокойствие, умиротворение, решительность и положительный настрой. Неудивительно, что гончарное искусство используется в арт-терапии для повышения самооценки, избавления от психологических комплексов, контроля над своими чувствами и эмоциями.
Лепка вместе со специалистом — отличный вариант и для детей, которые испытывают проблемы психологического характера. Кроме того, глинотерапия развивает усидчивость, воображение, творческие способности, мелкую моторику и художественный вкус.
Действие – противодействие
Главное правило работы с глиной — никаких резких движений. Всё должно происходить без суеты, но при этом чётко, целенаправленно и с соблюдением всех необходимых правил. Расслабление и концентрация происходят одновременно и по наитию. Мы привыкли прилагать усилия, когда работаем над чем-либо. Создавая керамическое изделие, легко войти в «состояние потока», когда новая форма рождается благодаря лёгким движениям рук.
«С опытом приходит и больше расслабления во время работы с глиной. Это остро ощущается за гончарным кругом. Нужно быть готовым к тому, что вначале многое не получается, к тому же это физически нелегко. Поэтому индивидуальные или парные занятия наиболее эффективные. Необходимо соучастие мастера, так как круг постоянно вращается, и всё происходит значительно быстрее, чем во время ручной лепки, — отмечает преподаватель гончарного мастерства Влада Старовойтова и делится самыми распространёнными (ошибочными) ожиданиями людей.
1. Гончарное искусство — это легко и всё сразу удастся
Важно понимать цель. Вы хотите получить результат или узнать специфику гончарного мастерства? Одного мастер-класса может быть недостаточно. В ручной лепке больше гарантии, что у вас получится изделие. И, конечно, важна помощь мастера, который вас направляет.
Посмотрев видео в Интернете, могут появиться неоправданные ожидания. Например, лёгкость работы за гончарным кругом. В действительности одно неправильное нажатие – и форма рушится. Это может повлиять на дальнейшую мотивацию человека, который пришёл на мастер-класс с завышенными запросами. Должен работать принцип «от простого к сложному».
2. После мастер-класса можно сразу забрать изделие
Керамика проходит сложный цикл. Нужно сделать форму из глиняной массы, просушить, обжечь и покрыть глазурью. Особенно важно это объяснить детям, которые нацелены на результат «здесь и сейчас». Они должны понять, что глина проходит долгий путь, прежде чем стать посудой.
Советы новичкам:
– Приходите на разовое занятие и попробуйте сделать что-то простое. Получилось? Понравилось? Значит, можно перейти к чему-то более сложному, а в дальнейшем, при желании, записаться на курсы и развивать навыки в гончарном искусстве.
– Будьте готовы к неудаче. Не переоценивайте ваши возможности.
– Не должно быть подмены понятий. Мастер-класс — знакомство с гончарным искусством и необычный досуг, курсы — целенаправленное обучение.
– Смело пробуйте, не бойтесь. Вы получите ни с чем несравнимые ощущения.
– Важно понять, что вам интереснее. Это могут быть небольшие работы (серьги, броши, сувениры), посуда, статуэтки или даже панно. А после можно искать мастеров, которые помогут развиваться в выбранном направлении.
3. При углублённом обучении гончарному мастерству нужно быть готовым к:
– Любое изделие, даже сделанное мастером, может не получиться (треснуть в печи). Если это случилось – принять и двигаться дальше.
– Оборудование (печи, гончарный круг) и инструменты — недешёвое удовольствие. На начальном этапе лучше отдавать изделия на обжиг в ближайшую мастерскую.
«Лучше, чтобы были короткие ногти, особенно при работе на гончарном круге, — добавляет Вероника, которая проходит курс по гончарному искусству в мастерской «Грядка». — Попробовав однажды, трудно остановиться. Я пошла на курс, чтобы научиться делать очень разные изделия и совершенствовать свои навыки. Практически всю свою керамику дарю близким людям».
Сожмёшь слишком сильно — глина деформируется. Будешь спешить — процесс выйдет из-под контроля. Не обратишь внимания на мельчайшие детали — при обжиге появятся дефекты. Важно соблюдение баланса, полное ощущение «здесь и сейчас». В общем-то, всё как в жизни. Волшебство процесса, пожалуй, самое главное.
Хочу научиться создавать керамику! С чего начать.
«Хочу научиться создавать керамику! С чего начать. »
Всему приходится учиться, познавая жизнь; даже первые шаги по земле ребёнок делает не сразу…
Выбор способа обучения.
Самостоятельно или с помощью преподавателя?
Этот вопрос задают очень часто: можно ли самостоятельно, с помощью книги, научиться поднимать глину на гончарном круге, придавая ей нужную форму.
Ответ: можно, при условии, что у вас в запасе – годы времени, а характер – кремень.
Обычно после нескольких десятков попыток «самостоятельный» бросает «это безнадёжное дело». Увы, таково правило. Впрочем, бывают и исключения. Правда, когда видишь работу таких горе-самоучек, вспоминается мелодия «собачьего вальса»…. Понимаешь, сколько потрачено времени и усилий – а перед тобой кривоватое изделие со стенками разной толщины… Новоиспечённому самодеятельному гончару остаётся только гордо сказать: «Это – мой стиль».
Правда, любой импрессионист, несколькими крупными мазками изображающий человека, при необходимости нарисует человеческую фигуру технически и анатомически правильно. А вот сможет ли этот «гончар» выкрутить классическую греческую амфору, пусть небольшую.
…Ещё император Марк Аврелий писал: «От прадеда я унаследовал то, что не пришлось посещать публичных школ; я пользовался услугами прекрасных учителей на дому и понял, что на это стоит потратиться».
В группе или индивидуально?
Оцените для себя: сможете ли вы освоить задуманное, находясь в группе таких же новичков. Не опасаетесь ли вы отставать от группы, или, наоборот, скучать оттого, что «схватываете» материал быстрее других? Не будет ли для вас дискомфортным негласное сравнение своих успехов с чужими. Хотите ли вы с самого начала обучения делать то, что нравится именно вам, работать по своему проекту и двигаться в собственном направлении.
Если всё это важно для Вас, ищите индивидуальное обучение. Тогда ваши затраты окупятся сторицей.
Что же касается специфики обучения работе на гончарном круге – здесь и вовсе ценность индивидуального обучения несомненна. Ведь лёгкость его иллюзорна. И мы не устаём это повторять.
Гончарное мастерство – это прежде всего Практика, основанная на тонких ощущениях и правильных, скоординированных, очень точных движениях не только рук, но и всего тела. Понаблюдать за действиями нескольких обучающихся в некоторой степени полезно, но КПД такого «тренинга» тем более приближается к нулю, чем многочисленнее группа. К тому же спросите себя: справитесь ли вы с незнакомым и сложным делом, зная, что на вас смотрят несколько пар чужих глаз.
В нашей практике не раз приходилось обучать людей, до этого пробовавших свои силы на круге в группе. Хорошо, если после этого у человека хотя бы сохраняется желание вернуться за круг. Бывали и такие, кто стал гончарного круга просто панически бояться и обрёл лишь уверенность в том, что у него ничего никогда не получится.
Если у нашего ученика есть хотя бы какой-то опыт работы с глиной, мы всегда спрашиваем, с чего мы начнём, а что пропустим, чтобы не учить тому, что человек уже умеет. В том, что касалось работы на круге – люди всегда просили начинать с нуля, и потом обнаруживали массу явных ошибок, которые и приводили к неудачам – просто в группе нет возможности отследить их у каждого, и времени, чтобы их исправить.
Увы. Проблем часто становится только больше: начать с чистого листа проще, чем переучить, «стерев» предыдущий ложный опыт.
В гончарном деле инструктор и ученик должны работать один на один Рецепт успеха прост: рядом постоянно должен находиться Учитель. Тренер, который всё заметит, и просто покажет, на какой угол нужно чуть повернуть конёк, или перейти с внешнего на внутреннее ребро, или… Хоп! Рука тренера самую малость, казалось бы, подтолкнула Вас в нужную сторону – и вот он. Первый прыжок в один оборот! …
И горшочек вырос вдруг на круге и радостно блестит влажными шоколадными боками…
Что прежде: теория или практика?
Конечно, многое и многое в керамическом деле можно эффективно усваивать и в группе. Особенно это касается теоретических сведений. Здесь уже только Вы сами сможете решить, насколько вы готовы тратить время на прослушивание сведений по истории керамики; на постижение тонкостей химии и физики пигментов, глазурей, глиняных масс и их взаимодействия во время обжига.
Человечество создаёт керамику уже несколько тысячелетий, и это чрезвычайно интересно. Каждый народ имел свою, особенную керамику, и это тема практически неисчерпаема. Не всегда понятно, правда, почему авторы лекций по истории керамики порой ограничиваются сведениями о керамике отдельных стран и эпох, не затрагивая других, не менее богатых и интересных. Во всяком случае, в ваших силах заполнить эти пробелы самостоятельно, ведь книг на эту тему существует достаточно.
Однако есть существенная разница в том, как человек воспринимает эту информацию, в зависимости от собственного практического опыта. Ведь если ты никогда сам не готовил еду, тебя не восхитит какой-нибудь сложнейший рецепт китайского кушанья. Как не оценишь и достоинств простоты японской чайной церемонии… Только если попробовал САМ, как это делается, сможешь увидеть в вазах и горшках египтян, греков, индейцев майя гораздо большее, чем увидит сторонний, хотя и заинтересованный взгляд. И не только увидеть, но и поучиться у них чему-то. Вот это как раз тот случай, когда книга будет безусловным помощником.
Но знания такого рода вы можете усвоить тогда, когда это вам удобно; и в том объёме, в каком это вас интересует на данный момент. К тому же из многих книг вы сможете легко выбрать наиболее интересные и талантливые, если у вас будет опора на собственный практический опыт.
И ещё несколько полезных советов…
Система обучения, основанная на справедливых принципах, предполагает, что, если вам что-то не понравилось, вы должны иметь возможность уйти без финансовых потерь. Плата за всё обучение вперёд означает ваше согласие с тем, что вам придётся пройти весь курс независимо от его качества, либо вы потеряете деньги. Лучший вариант – оплата каждого урока непосредственно после занятия: ровно за столько времени, сколько было сегодня затрачено преподавателем только и именно на ваше обучение.
К тому же, вы всегда сможете договориться о переносе урока на более удобное время, либо пропустить занятия по уважительной причине без финансовых потерь. Даже если на период обучения у Вас выпадает долгожданный отпуск, вы вернётесь к тому, на чём закончили обучение, и вам не придётся догонять группу.
Иногда на тех или иных курсах людей привлекает то, что по окончании обучения они получат диплом или сертификат. Но ведь в области искусства грош цена любым подобным бумагам, особенно при нынешнем уровне развития полиграфии! И даже если на Вашем удостоверении крупными золотыми буквами написано, Кто Вы Есть, оценивать вас будут исключительно по вашим работам.
Выбор учителя.
. Как давно это написано, но как актуально звучит: «Участь детей наших хуже скотов: об ослах и лошадях мы более заботимся, нежели о детях. Если кто имеет лошака, тот всячески старается найти лучшего конюха, который был бы честен. Не вор, не пьяница, и знал своё дело. Если же нам нужно дать наставника сыну, то мы просто без всякого выбора принимаем кого случится, хотя нет ничего важнее этой должности. Ибо какое искусство сравнится с искусством образования души и просвещения ума юноши? Человек, знающий это искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и ваятеля…»(Иоанн Златоуст).
Обязательно и прежде всего: посмотрите, что умеют делать ваши будущие учителя. Ибо учитель может научить только тому, что он умеет делать сам!
К сожалению, нередко учитель не является мастером в том деле, которому пытается научить. Снова вспомним Иоанна Златоуста: «Как тот, кто любомудрствует только на словах, без дела, не приносит великой пользы слушателю, так, напротив, тот, кто может предложить совет, наперёд исполненный им самим, этим больше всего увлекает слушателя».
Далее очень важно оценить, насколько совпадает мировосприятие учителя с вашим собственным. Они не могут быть идентичными, но общее направление движения необходимо. Близки ли вашей душе работы вашего наставника? Хочется ли вам освоить именно его методы и техники обращения с материалом (ведь их – бесчисленное множество!) Наконец, есть ли совпадения во взглядах на творчество, в оценках работ других авторов, в понимании того, что есть достойное в искусстве.
Взгляните на картину Нестерова «Философы». Идут они одной дорогой, но как же различны их жизненные пути! Какой из них окажется вам дороже.
Допустим, первое условие соблюдено: вам нравится в целом то, что создано учителем, и вам даже хотелось бы научиться творить нечто подобное. Тогда возникает второе, не менее важное; но, к сожалению, выясняется это лишь в процессе обучения. Не каждый преподающий – мастер, но справедливо и обратное: не всякий мастер своего дела сможет передать даже азы своего мастерства новичку.
Это совсем иная деятельность, требующая и способностей, и желания передать накопленное. Передать живо и легко, с максимальной ясностью; постепенно, как бы даже играючи – ведь перед новым и неизведанным мы все становимся детьми… Передать не только знания и навыки, но и свою Любовь, своё отношение к тому, что делаешь – весьма редкий дар.
. Есть старая истина: хороший учитель не мог не быть хорошим учеником в своё время. Поинтересуйтесь, кого он считает своими наставниками, у кого черпает вдохновение, мудрость, а у кого – трудолюбие и мастерство.
Истинный учитель никогда не будет скрывать, что его познания и умения небезграничны. Он обязательно расскажет, что ему ещё неведомо, и чему он научить вас не сможет.
. Подъём глины на гончарном круге состоит из взаимодействия сложных сил. А сложные силы всегда можно разложить на простые и двигаться постепенно, от простого к сложному. Направление и величина взаимодействующих сил всё время меняется, и в этом состоит почти вся сложность подъёма глины.
Наверно, этот процесс можно описать математическими формулами («Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию …» И стать ремесленником. Не стоит этого делать, ибо – скучно. В жизни хорошего ремесленника есть довольство и достаток. Нет радости от сотворённого. И жизнь превращается в бесконечный серый частокол.
Художника посещает восторг и вдохновение («Ай, да Пушкин, ай да сукин сын!»), ремесленника – удовлетворение («Хорошо сработано!»)
Но ваша жизнь – нехоженая тропа… И хороший преподаватель должен подготовить вас к Путешествию, снабдив вас своим Творческим подходом, Опытом и Интуицией, которые и будут вашими проводниками.
Конечно, это – ваш выбор. Но задумайтесь: вы ищете того, кто передаст вам лишь навыки ремесла, или того, кто наряду с этим будет постоянно побуждать и вдохновлять вас к собственному творчеству.
Счастливы те немногие, кто может рассказать, что имели в жизни истинных Учителей…
Счастливы и те Учителя, которым встретились истинные Ученики.