хлеб соль что значит соль
Откуда пошла традиция встречать хлебом с солью
Гостеприимство — традиция
Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету.
Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда. До наших дней дошли поговорки «Что есть в печи, все на стол мечи», «Хоть не богат, но гостям рад», «Гостю щей не жалей, погуще налей».
Если же о предстоящей встрече гостей было известно заранее, то готовиться начинали за несколько дней. Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома или женщина, руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега». Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину и желая ему процветания и достатка.
Традиционная русская трапеза
Если в доме принимали гостей, трапеза начиналась и шла по определенному сценарию. Стол, который буквально ломился от разнообразных блюд, располагался в «красном углу» рядом с приделанными к стене неподвижными лавками. Существовало поверье, что сидящие на этих лавках пользуются особым покровительством святых.
По традиции в начале трапезы появлялась хозяйка дома, одетая в свой лучший наряд. Она приветствовала гостей земным поклоном. Гости кланялись в ответ и по предложению хозяина подходили поцеловать ее. Согласно укоренившемуся обычаю, каждому гостю вручалась при этом чарка водки. После «целовального обряда» хозяйка направлялась к специальному женскому столу, что и служило сигналом о начале трапезы. Хозяин отрезал каждому гостю ломоть хлеба и посыпал его солью.
Отношение к хлебу было особенно трепетным, он считался основой благополучия, был связан в сознании народа с долгим и тяжелым трудом. Соль по тем временам была очень дорогим продуктом, который использовался лишь в особых случаях. Даже в царском доме солонки располагались ближе к самому царю и наиболее важным гостям. К тому же считалось, что соль отгоняет злых духов. Поэтому преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим, выразить свое уважение и одновременно пожелать благополучия и добра.
Отказавшись разделить с хозяевами дома «хлеб да соль», можно было нанести им несмываемую обиду. Во время трапезы было принято усиленно потчевать гостей. И если гости ели мало, хозяева уговаривали их отведать то или иное блюдо, преклоняя колени.
И сегодня «хлеб-солью» встречаем
Наш народ по-прежнему открыт, гостеприимен, радушен. И традиция встречать дорогих гостей не только приветственным словом, но и хлебом-солью сохранилась и в наши дни. К примеру, в день свадьбы мать жениха преподносит молодым свадебный каравай — символ чистых мыслей и добрых намерений. Это означает, что родители принимают в семью молодую жену, с которой теперь предстоит жить рядом и делить все беды и радости.
Конечно, в чистом виде церемония чаще используется на официальных встречах или в праздничные, торжественные моменты. Например, праздничным караваем встречают жители города дорогих гостей.
Откуда пошла традиция хлеб и соль, и что она означает
Многих интересует, откуда пошла традиция подносить хлеб и соль, и что она означает. Этот давний и красивый обычай пришел к нам из далекой старины. Раньше хозяева встречали гостей так: надо было отломить кусок хлеба, посолить его и съесть, а тот, кто откажется, тем самым нанесет сильное оскорбление, поэтому, как правило, благодарные гости принимали угощение.
На Руси было множество традиций и примет, связанных с хлебом и солью. И люди их свято чтили, поэтому они дожили до наших дней. Некоторые обычаи соблюдают и по сей день, к примеру, те, что связаны со свадьбой или же похоронами.
О традиции подносить хлеб и соль на Руси
Когда кто-то заставал хозяев дома за обеденным столом, то он им непременно желал приятного аппетита, а раньше, еще на Руси, говорили «вашему дому хлеб да соль». И это пожелание обещало людям гораздо больше, нежели сейчас. Ведь хлеб всему голова, он является символом достатка и благополучия в доме, а соль считается сильным оберегом от любого негатива. И поэтому упоминая о хлебе с солью, желали именно этого гостеприимным хозяевам дома.
Эта традиция пришла к нам со времен Древней Руси, тогда таким образом встречали дорогих гостей. И по сей день в России и соседней Украине встречают караваем из пшеничной муки с солью официальных делегатов из других стран. Также эта традиция связана со свадьбой, когда родители либо жениха или же невесты встречали молодых со свадебным караваем на рушнике и сверху с солью, так как есть такая примета: кто из молодоженов отломает больший кусок каравая, тот и будет главой в доме.
А когда хозяева дома встречали гостей хлебом с солью, то они таким образом предлагали свое гостеприимство и желали зашедшим друзьям быть богатыми и успешными. Вежь каравай из белой муки символизирует богатство и успех в жизни, а также светлых помыслов, потому что белая соль символизировала чистоту души.
Приметы, связанные с солью
С солью в народе связано множество примет, к примеру, если кто-то рассыпал соль, то он может легко стать участником скандала или ссоры. Это суеверие уходит своими корнями в глубокую старину.
Раньше люди очень дорожили солью, так как это было удовольствие не из самых дешевых. Поэтому если кто-то по небрежности рассыпал соль, то этим он мог вызвать недовольство у остальных членов семьи. Солью дорожили, так как она добавлялась в каждое блюдо, а стоила она не очень дешево.
Ее считали символом чистоты, так как она очищала от негатива дом и не только, ее использовали для различных ритуалов. А когда соль приобретали в лавке на рынке, то за нее было не принято торговаться, и продавец никогда не сбавлял цены.
С похоронами и хлебными изделиями тоже связаны известные традиции. К примеру, на поминки принято печь пироги и ими делиться с бедняками, чтобы те помянули усопшего родственника.
Традиции и приметы, связанные с хлебом
У предков бытовала традиция молотить зерно из первого снопа пшеницы и печь из него каравай, который затем делили между домочадцами, так как считалось, что это привлечет в дом достаток. А крошки и остатки скармливали птицам. Круглый хлеб из светлой муки с золотистой корочкой, как подношение, использовали во время летнего солнцестояния и осеннего равноденствия, потому что он являлся символом небесного светила. На Масленицу пекут круглые и тонкие блины, которые тоже символизируют Солнце.
Если же человек принял из рук хозяина хлеб и соль, то он по отношению к нему может быть только доброжелателем. На Руси верили, что нечисть может проникнуть в дом вместе с посетителями, поэтому их встречали хлебом с солью, так как соль считается сильным оберегом от нечистой силы.
По приметам, кто любит белый хлеб – это люди, избалованные жизнью, а также особы утонченные и взыскательные, а если кому-то больше по душе черный хлеб, то это означает, что он сильный духом и выносливый, и трудности ему не страшны.
Хлеб и соль считаются самыми главными продуктами на столе, так как без них не обойдется ни одно застолье. Если кто-то за столом уронил кусок хлеба, то это означает, что в дом пожалует нежеланный гость.
Самые известные приметы о хлебе
Если кто-то не доел кусок хлеба и остатки потом выкинул, то это считается дурной приметой, потому что хлеб выбрасывать нельзя. Его можно скормить птицам или же свиньям, у кого они есть. Когда кто-то делится хлебными изделиями с бедняками, то у того на столе всегда будет густо. Если хозяин дома угостит гостя теплым хлебом, то это означает, что между этими людьми будут теплые отношения. Можно стать бедняком, если нарезать новую буханку хлеба после захода солнца.
Хлеб и соль: какой сакральный смысл придавали этим продуктам на Руси
Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.
Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.
Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.
Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.
«Божий дар»
В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.
В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.
«Без соли и стол кривой»
Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.
Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.
Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.
В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».
Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.
Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.
Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Хлеб-соль
Хлеб-соль (хлеб да соль, хлебосо́ль) — традиционное сочетание двух простых и важнейших продуктов: хлеба и соли, характерное для их хранения и использования в быту и в обрядах; обобщенное наименование пищи, а также специфическое приветствие, обращённое к участникам трапезы, сродни пожеланию здоровья или приятного аппетита.
Хлебосо́льство — радушное угощенье, готовность принимать у себя гостей, угощать их, держать открытый стол и давать званые обеды. Хлебосольный хозяин, хлебосол — радушный угощатель.
Содержание
Хлеб-соль в коротких цитатах [ править ]
К сему присовокупляется прилично творительный падеж орудия: знаться съ добрыми людьми хлѣбомъ да солью. [1]
И если иногда, подчас, из доброй воли,
Придёт Фортуна к нам откушать хлеба-соли,
Мы рады тем, что Бог послал. [2]
Я вложил затвор на место и крикнул козлокраду:
― Так, значит, хлеб-соль моего дома давно превратился в дерьмо?! [3]
Всё в этом доме проникнуто лицемерием. И торт ваш «Хлеб-соль» ― вранье, потому что хлеб ― бисквит, соль ― сахар, а гостеприимство ― ложь. [4]
Хлеб-соль в научно-популярной литературе, мемуарах и публицистике [ править ]
О, право, вкусная черепашка… Ба! Да ты, брат, и слона кушаешь. Хлеб да соль. [5]
24 мая, пятница. Вчера переехал на новую квартиру в дом Харламова. Комнаты мои неприятны ― настоящие сараи. Хозяин встретил меня с хлебом и солью, уверяя, что дешевле и удобнее квартиры я не найду для себя в целом Петербурге. В отношении к дешевизне, может быть, он и прав; но что касается до удобства ― дело другое: предчувствую, что в этих сараях мне жить одному будет тошно. [6]
Между тем обед приготовили; мать моя начала сама их потчевать и сказала: «Я вас потчеваю, как друзей моих и ближних соседей; покушайте хлеба-соли вдовы, которая всегда готова быть вам другом». И при конце обеда старшина и со всеми подчиненными встали и подошли к матери моей и со слезами сказали: «Будь спокойна, наша добрая соседка и друг, мы теперь не враги твои, а защитники; вся наша волость к твоим услугам, требуй от нас за причиненный тебе страх и беспокойство что хочешь». [7]
Рассказывают, что было время, когда Глупов не назывался Глуповым, а назывался Умновым, но на беду сошел некогда на землю громовержец Юпитер и, обозревая владения свои, завернул и в Глупов. Тоска обуяла Юпитера, едва взглянул он на реку Большую Глуповицу; болезненная спячка так и впилась в него, как будто говоря: «А! ты думаешь, что Юпитер, так и отвертишься! ― шалишь, брат!» Однако Юпитер отвертелся, но в память пребывания своего в Умнове повелел ему впредь именоваться Глуповым, чем глуповцы не только не обиделись, но даже поднесли Юпитеру хлеб-соль. [8]
Хлеб-соль в беллетристике и художественной прозе [ править ]
Хавронья. (одна). На один-ат день станет нас! А тебе, графское сиятельство, нашей хлеба-соли можно не постыдно покушать. Даром это что хоромы наши не цветны: не красна изба углами, красна пирогами. [9]
― Что это за человек такой! Совсем вы, кажется, сумасшедший. Стану я, говорит, ваш чай пить! ― Вот до чего мне тогда обидно стало: и посейчас вспомню, кровь в лицо бросается. Вот вы не брезгаете же с нами хлеб-соль есть. Рубанова господина везли, ― штаб-офицерский сын, а тоже не брезгал. А она побрезгала. Велела потом на другом столе себе самовар особо согреть, и уж известно: за чай за сахар вдвое заплатила. А всего-то и денег ― рубль двадцать! [10]
― Ты две недели принимал хлеб-соль нашего дома, ― напоминаю ему, ― мы, рискуя свободой, прятали тебя. Ты что, не знаешь закон гор: в доме, который тебя приютил, иголки тронуть не смей?!
― То, что я съел у вас, ― говорит он нахально, ― давно превратилось в дерьмо. А ты даже в дом меня не пустил. Я жил в амбаре, где всю ночь шуршали мыши. Да ещё белые. Так что вы ничем не рисковали. Абрек мог заночевать в любом амбаре. Никакого вашего риска не было.
Я подошёл к моему товарищу и поднял винтовку козлокрада. Затвор лежал отдельно, как вырванный язык. Я вложил затвор на место и крикнул козлокраду:
― Так, значит, хлеб-соль моего дома давно превратился в дерьмо?! А право твоё за твоим плечом?!
Он вскочил на ноги и стал пятиться к реке. Я снял ремень со своего козла и кинул ему.
― Теперь, ― говорю, ― если чёрта скрадёшь в аду, этим же ремнём вяжи его! [3]
Панафидин опустил угол рта:
― Прекрасно образованы стали современные сыщики… Но ничего не попишешь, ― видимо, такой уж я дубина-обскурант.
― Не обскурант ты, дорогой профессор кислых и щелочных щей, а зарвавшийся хам. Нахалюга. И лицемер. Все в этом доме проникнуто лицемерием. И торт ваш «Хлеб-соль» ― вранье, потому что хлеб ― бисквит, соль ― сахар, а гостеприимство ― ложь. [4]
Хлеб-соль в поэзии [ править ]
Такая нова власть, без дальней людям казни,
Держала всех в боязни;
И добрый царь притом
Друзей из доброй воли
Откушать хлеба-соли
Зывал в свой царский дом. [2]
Своих, меж шуток, мы без желчи критикуем,
Не мысля зла другим, как лучше жить толкуем.
Бежим ловящих нас похвал;
И если иногда, подчас, из доброй воли,
Придет Фортуна к нам откушать хлеба-соли,
Мы рады тем, что Бог послал. [2]
Хлеб-соль в пословицах и поговорках [ править ]
Хлеб-соль водить (знаться, дружиться с кем)
Я помню твою хлеб-соль
От хлеба-соли не отказываются
Хлеб да соль, и обед пошёл!
Без хлеба-соли обедать не садятся
Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай
Молода: хлебом-солью отца мать не объела
Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы)
Хлеб-соль да камень за пазухой носи
Не за хлебом-солью сказано (дурное слово)
После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают
Хлеб-соль платежом красен
Хлеб-соль на столе, а руки своё(и)
Хлеб-соль ешь, а правду режь (или: а правду-матку режь)
Хлеб-соль водить — не безмен носить (не с безменом ходить)
Хлеб-соль не бранится (не бранит)
Хлеб-соль заемное (взаимное, отплатное) дело
Кинь хлеб-соль назади, очутится впереди
Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве)
Хорош тот, кто поит да кормит; а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит
За хлеб, за соль, за щи с квасом, за лапшу, за кашу, за милость вашу (благодарим)!
«Хлеб-соль!» или «хлеб да соль!» — пожеланье, привет вошедшего в избу во время обеда; ответ: «просим!» или шуточн. «ешь, да свой!» [11]
Тебе хлеб-соль — мне дрему и сон
Лучше хлеба с солью не придумаешь
Источники [ править ]
См. также [ править ]
Хлеб и соль: какой сакральный смысл придавали этим продуктам на Руси
Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.
Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.
Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.
Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.
«Божий дар»
В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.
В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.
«Без соли и стол кривой»
Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.
Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.
Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.
В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».
Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.
Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.