хитон одежда что это
Значение слова «хитон»
2. Балетная одежда без рукавов, похожая на римскую тунику.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Мужской хитон делали из прямоугольного куска ткани (примерно в 1 метр шириной и около 1,8 метра длиной), который складывали пополам по вертикали и скалывали на плечах пряжками. Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений пряжку на правом плече отстёгивали. Низ хитона обязательно подшивали (неподшитый, обтрёпанный низ был знаком траура или рабства). Хитон всегда подпоясывался, как правило, с напуском. Его длина зависела от возраста и социального положения человека. Чаще всего он доходил до колен, но жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений носили длинные (до лодыжек) хитоны. Воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер. Во время работы надевали особый вид хитона — экзомис, представлявший собой кусок грубого полотна, пропущенный под правой рукой, скреплённый на левом плече и подпоясанный.
В Библии слово «хитон» употребляется чаще всего для обозначения нижней одежды у евреев, как у мужчин, так и у женщин; хитон составлял также нижнюю одежду у священников и левитов (Исх 28:40). Хитон представлял собой рубаху с рукавами, надеваемую на голое тело. В Православной церкви хитон — принадлежность облачения монахов-схимников, одежда из грубой ткани, власяница, носимая под рясой.
ХИТО’Н, а, м. [греч. chitōn] (истор.). Одежда у древних греков в виде длинной рубахи.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Хитон
1. фамилия ◆ Моя радость была омрачена, потому что я, как и Энтони, тоже промахнулся с пенальти, когда Том Хитон выполнил блестящий сейв. Стивен Джеррард, «Выигрывать любой ценой», 2016 г.
хито́н
1. у древних греков, мужская и женская нижняя одежда; подобие рубашки, чаще без рукавов ◆ Рядом с ним идёт какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита», 1929-1940 г. ◆ И мужская, и женская одежда состояла только из двух частей, рубахи и плаща: «хитона» (у женщин — «пеплоса») и «гиматия». М. Л. Гаспаров, «Занимательная Греция», 1998 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вершить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Хитон, туника, тога, хламида
Вероятно, многие из вас слышали слово “хламида”. Сейчас оно обозначает весьма неприглядную одежду. Также многие слышали о тунике (так сейчас называется разновидность предмета женской одежды). Некоторые слышали даже о тоге. Давайте немножко разберёмся с этими понятиями. Для начала: хитон, туника, тога, хламида родом из Древней Греции.
Так что пополним наш раздел “Рукоделие” и подразделы “История” и “Вдохновение” новыми материалами.
Основная задача этих предметов одежды – облегчить перенос жары и не обгореть при этом под солнцем. Задачу “прикрыть наготу” в те времена не ставили. Почему? Потому что более важным считалось естественное охлаждение тела, а не стыдливость в угоду непонятно чему. Мало того, подобная одежда облегчала женщинам кормление грудью.
Замечали ли вы, что в древности у ряда “тёплых” (например, хараппская, крито-микенская) культур была распространена мода ходить с голой грудью женщинам? В последнюю очередь это было нужно для того, чтобы соблазнять мужиков. В первую очередь – для облегчения кормления детей. Ибо, как вы, наверное, догадываетесь, в те времена семьи были большими. И снимать-надевать верхнюю одежду каждый раз, когда какой-нибудь из десятка ребятишек захочет откушать, очень быстро надоедает. Поэтому выход очень логичен:
Итак, возвращаемся к древнегреческой одежде. Зачем нам сейчас знать все эти штуки? Например, потому что такая одежда
Так что резон разобраться, что к чему есть, и не только естественно-исторический. Таким образом, переходим к интересным древнегреческим и древнеримским одеяниям.
Начнём мы с хитона (в переводе с древнегреческого – “одежда”). Это самый распространённый и простой предмет одежды как мужчин, так и женщин. Назначение хитона – обрисовывать, подчёркивать тело. Изначально хитоны были без узоров, просто куски тканей. Роль декоративных элементов выполняли складки ткани. Но впоследствии хитон украшался не менее пышно, чем другие типы одежды.
Хитон мужской – это прямоугольник из ткани примерно метр на два метра. Ткань складывалась пополам по вертикали и скалывалась фибулами на плечах. Обязательный атрибут – пояс, иногда два. Часто над поясом делался выпуск ткани. Для тренировок одно плечо “раскалывали”.
Ещё более простая форма одежды мужчин – это хламида. Здесь вообще нужна лишь одна фибула и не нужен пояс. Это одежда для упражнений или для работы.
Однако, спустя время, хламида превратилась в верхнюю одежду, которая надевалась поверх хитона. Такая себе своеобразная мантия. Кстати, это достаточно удобная накидка, проверено на себе.
Женский хитон был двух видов. Дорийский хитон делался из куска ткани прямоугольной формы, длиной 2 и шириной 1,8 метра (почти квадрат).
1,8 метра – это рост с учётом выпуска и отгиба.
Его складывали пополам и часто отгибали верхний край на 50-70 сантиметров.
Получившийся отворот напоминал короткую кофточку без рукавов. На плечах хитон застёгивали фибулами, на груди драпировали.
Долевые края часто оставляли несшитыми, и они ниспадали сбоку красивыми складками. При ходьбе несшитая сторона хитона распахивалась, позволяя видеть обнажённый правый бок и ногу.
Ионийский хитон – это два куска ткани шириной до запястья горизонтально вытянутых рук.
Их соединяли застёжками от плеч до локтей, собирая ткань в мелкие симметричные складки, по бокам сшивали и подпоясывали.
В некотором роде это более скромная одежда, чем дорийский хитон.
Но, учитывая цвета, прозрачность, орнамент и складки, ионийский хитон отнюдь не был пуританской одеждой:
В Древнем Риме хитон развился в тунику.
Развитие происходило в направлении большей собранности одежды и меньшей её складчатости. Поскольку исчезало такое средство выразительности, как складки ткани, пришлось браться за декорацию другими способами – цветом, орнаментом и так далее. Туника – одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер. Практически ничем не отличалась от современных свитеров-рубашек. Только длиннее, тоньше и, чаще всего, красивее 🙂 Туника – нижняя одежда:
Рубахоподобная туника служила древнему римлянину повседневной домашней одеждой. Она уже не была простым куском ткани, в который драпировали тело. Сшитая из двух полотнищ, туника закрывала оба плеча, а надевалась через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук. Потом у нее появились короткие по локоть рукава, которые не вшивались, а образовывались складками ткани; их долго считали признаком щегольства и изнеженности. Воротника у туники не было — вся античная одежда была лишена воротников. Длинную до колен тунику подпоясывали.
Поверх туники (хитона) женщины надевали пеплос.
В надетом виде он примерно выглядел так:
Или гиматион.
А также разнообразные плащи, накидки и так далее.
Мужчины надевали поверх туники тогу. Тога – это не древнегреческая одежда (хоть родом и оттуда). Тогу носили в Древнем Риме. В древний период римской истории тогу носили все: мужчины, женщины и дети. Днем в нее заворачивались, ночью же ею укрывались и подкладывали под себя. Позднее тога стала лишь одеждой, причем только мужской. А впоследствии приобрела статусность – носить её могли лишь граждане Рима. Но никак не рабы и прочая мелочь.
Тога представляла собой очень большой кусок шерстяной материи, который имел форму сегмента круга или обрезанного овала. Длина тоги по прямому краю могла доходить до 6 м и даже более, а округлый край отстоял от прямого в самом широком месте примерно на 2 м.
Вот как это происходило на практике:
Само собой, базовые модели дополнительно украшались как только можно (особенно женщинами):
Соответственно, подключив воображение, из современных материалов на основе древних технлогий можно сделать весьма красивые платьица:
Обратите внимание: из-за того, что авторы этих изделий маловато ознакомились с вопросом, данные туники выглядят красиво, но как-то, на мой взгляд, неполно. Думаю, это в первую очередь потому, что не сохранена оригинальная ширина материала, и складок получилось очень мало. Отчего утрачена общая живописность и изюминка древних одеяний.
Хитон
1. Древнегреческая мужская и женская одежда из льна или шерсти, напоминающая рубашку. Хитон был широким, длиной до колен или ниже, по боковым сторонам его иногда сшивали или оставляли с одной стороны открытым, на плечах скрепляли пряжками-фибулами или завязками, по талии завязывали пояс, образуя напуск. Длинные хитоны носили знатные мужчины, старики и жрецы. Молодые люди, ремесленники и воины носили хитоны длиной до колен. Женские хитоны были длинными со множеством складок или драпировок, украшались цветной каймой или вышивкой. Хитон надевался прямо на тело. Это была и выходная, и домашняя одежда.
2. Костюм танцовщицы классического балета, выполненный из легкой ткани, с глубокими разрезами по боковым сторонам, без рукавов.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
( греч.) — в 8-2 вв. до н.э. в Древней Греции мужская и женская нижняя одежда: кусок ткани, согнутый пополам, с прорезью на сгибе для руки, и сшитый на противоположной стороне, с прорезью для другой руки. На плечах он застегивался фибулами, на талии стягивался поясом.
Женские хитоны часто делали с диплодием, который образовывался от избытка материала. При занятиях борьбой и гимнастикой девушки носили более короткие хитоны; они спускали хитон с одного плеча и поясом подтягивали так, чтобы подол оказался значительно выше колена. Такой костюм очень шел стройным гречанкам.
Иногда женский хитон делался настолько длинным, что приходилось надевать уже не один, а два пояса, делая двойной напуск. Женщины перепоясывали хитон самыми разнообразными способами, то выпуская складки с боков, то делая фальшивые рукава. Расшитые края напусков превращали верхнюю часть хитона в отдельную безрукавку, надетую на юбку.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
Хитон Господа: одежда страдания и славы
С 13 апреля по 13 мая в Германии пройдет Высокое паломничество к Хитону Спасителя
Приблизительное время чтения: 8 мин.
В 2011 в западногерманском городе Трире на площади перед Кафедральным собором установили «пишущую руку». Из-под ее пера выходит Священное Писание — глава за главой. Почерк у робота каллиграфический, шрифт — готика. Все очень стильно. Но естественно возникает вопрос: а зачем поставили такую штуку? Ответ прост: чтобы привлечь внимание. Но не к ней самой, а к тому событию, которое проанонсировано на витрине этой машины. В апреле-мае 2012 года в Трире проходило Высокое паломничество к великой святыне христианского мира — Хитону Господа.
Подготовка началась заранее. За два года до паломничества уже широко рассылали информацию. Загодя провели вокруг храма ремонт. Весной прошлого года собирали горожан на ночную службу с чтением Евангелия о Страстях Господних, и, кстати, храм был полон… В городе повсюду висят биллборды «Святой Хитон: паломничество», афиши чуть не на каждом углу. И даже у рейсовых автобусов на капоте теперь графическое изображение древней мужской робы. В общем, город преобразился. Хитон здесь явно любят, а паломничества ждут. Чтобы понять, чтó значит эта святыня для местных жителей и всех, кто сюда приедет, нужно для начала заглянуть. в IV век по Рождестве Христовом.
Время перемен
. Римская империя, рубеж двух эпох. В 313 году в Милане император Константин озвучил эдикт, которым легализовал христианство. Время массовых гонений прошло. Кто мог подумать о таком еще десять лет назад, при императоре Диоклетиане, когда с христианами зверски расправлялись самые жестокие палачи? Мирных и законопослушных людей казнили как опаснейших государственных преступников. Тогда казалось, что приблизились последние времена, вот-вот снова придет Спаситель. Христиане знали, что цена их веры — сама жизнь. И многим было не жаль ее отдать.
И вдруг… картина принципиально меняется. Первые лица государства открыто исповедуют христианство. Масштабных расправ больше нет. Заканчивается время катакомб, начинается новая эра. Нечто подобное, наверно, пережила Россия в 90-е годы ХХ века, когда повсюду вдруг стали открываться храмы. Многие вспоминают об этом как о чуде. Те, кто годами тайно посещали церковь и были уверены, что другого никогда не будет, ощущали эйфорию. Вероятно, христиане IV века находились в таком же состоянии.
Поиски Голгофы
Императорский двор был в эпицентре этих изменений. Иначе и быть не могло, ведь мать Константина, царица Елена, уже давно была христианкой. Она крестилась в зрелом возрасте и до конца своих дней оставалась верной Христу. Причем вера ее была весьма деятельной. Елена не только воспитала сына так, что он стал первым в мире христианским императором. Она совершила еще один очень важный поступок. Уже будучи в преклонном возрасте*, наверное, не без труда и скорбей, она организовала масштабную археологическую экспедицию на Святую Землю. Она хотела найти те реликвии, которые были связаны со страданиями Христа, а по Его Воскресении стали символами победы Жизни над смертью.
Результатом этого путешествия стало обретение целого ряда святынь Страстей Господних, и в первую очередь — Честнаго Животворящего Креста. Сейчас в церковном календаре есть праздник Крестовоздвижения. Так вот, он связан именно с паломничеством святой Елены. После долгих поисков, почти потеряв надежду на успех, она все-таки находит и Голгофу, и тот самый Крест, на котором распяли Господа, а также гвозди и некоторые другие реликвии **. Воздвижение (поднятие, установление) Креста Господня — это не только символический жест, обозначающий начало нового времени для Европы. Это еще и Благая Весть о Воскресении всему языческому миру.
Из Иерусалима царица Елена привезла также Хитон Господа и мощи апостола Матфея (из числа семидесяти учеников)***.
Любимый город
Царица Елена долго жила в Трире и очень любила этот город. Благодаря ей здесь появился первый христианский храм — она просто передала в дар общине свой собственный дом. Он был большим и, должно быть, красивым. Во всяком случае, собор из него получился что надо. Он мог вместить 12 тысяч человек! Даже по нынешним меркам это много. Надо сказать, Трир тогда был крупным столичным городом, центром одной из четырех частей Римской империи. В нем проживало более 110 тысяч человек. Для сравнения, в Лютеции (нынешний Париж) тогда насчитывалось чуть больше 2000 жителей, а Константинополя еще не было и в помине.
Логично, что именно в Трир Елена передает часть обретенных ею святынь. Хитон Господа среди них, он становится главной реликвией города. Хитон — это часть одежд, связанных со Страстями Спасителя. Из Евангелия мы знаем, что римские легионеры на Голгофе бросали об этой одежде жребий. Не то чтобы она представляла собой какую-то ценность. Скорее всего, солдатам просто нечем было заняться, и пока они стерегли распятых, они играли в незатейливую игру на вещи казненных. Ризы Господа они разделили на части. А вот Хитон не тронули. Дело в том, что «разделить» его было невозможно. Хитон не был сшит из ткани, а был как бы связан, соткан из единой нити****. Поэтому его называют «нешвенным». Стоило разрезать его в одном месте — и он расползся бы, как шерстяной свитер. Поэтому то, что он сохранился до наших дней, можно считать чудом.
Спасение Хитона
Для Хитона изготовили реликварий, который установили в специально выстроенной внутри собора капелле. Примечательно, что ровно под этой капеллой находится крипта, где хранится часть мощей святой царицы Елены — ее честная глава.
Хитон и сомнения
Хитон, ради лучшей его сохранности, долго не открывали. Однако в XVI веке в Европе начинаются настроения, которые приведут к Реформации. Речь идет среди прочего и об отрицании святынь. Как бы в ответ на эти новые веяния в 1512 году император Священной Римской империи Максимилиан совершает паломничество в Трир. По его настоятельной просьбе Хитон открывают и выставляют для всеобщего поклонения и молитвы, что оказывается весьма действенным. Весть об этом быстро разносится, и многие засомневавшиеся было христиане укрепляются в верности своей традиции. Специально для этого события, чтобы можно было показать Хитон на открытом воздухе и это ему не повредило, святыню со всех сторон обшили слоем ткани. Впоследствии эту операцию не раз повторяли, поэтому сейчас Хитон надежно спрятан в оригинальный тканый ковчег, напоминающий по структуре слоеный пирог.
С этого времени святыню редко, но все же открывают. Это происходит всего несколько раз в сто лет (за ХХ век — четыре раза) и сопровождается большим стечением людей. Например, в 1933 году в Трире в связи с открытием Хитона побывало более двух миллионов человек.
Вообще до наших дней дошло несколько хитонов Господа. Один из них, который Спаситель носил в детстве, хранится во французском городе Аржантой. Другой — в грузинском соборе Светицховели, в Мцхете, под спудом, то есть в закрытом виде. Что же касается Трирского Хитона, то благодаря его доступности его не раз исследовали. В конце ХХ века серьезные работы здесь проводила группа специалистов по тканям во главе с профессором из Берна Матильдой фон Клем. Ученые установили, что святыня принадлежит тому же времени и произведена в том же регионе, что и Туринская Плащаница. Установлено также, что ткань Хитона действительно нешвенная. По словам нынешнего хранителя Хитона профессора Франца Ронига, исследовать самую древнюю часть святыни из-за множества тканых наслоений непросто. Однако подлинность ее на сегодняшний день не вызывает никаких сомнений.
Высокое паломничество
Нынешний 2012 год — своего рода юбилейный. Ровно 500 лет назад Хитон впервые после долгого перерыва вынесли для поклонения верующих. Именно поэтому было решено, что в нынешнем году в Трире пройдет Высокое паломничество. Вообще, это особая традиция поклонения святыням в Западной Европе. Она связана с наиболее значимыми реликвиями христианского мира. С теми, которые открывают редко и которые привлекают к себе сотни тысяч верующих со всего света. Хитон будет открыт целый месяц, с 13 апреля, Страстной Пятницы по православному календарю, по 13 мая. Ковчег со святыней торжественно вынесут в центр Кафедрального Трирского собора и установят на престол. До Хитона можно будет дотронуться. Ожидается, что в Трир приедет не менее миллиона западных христиан и тысячи паломников из России.
Что же приводит сюда людей? Наверное, в двух словах на такой вопрос не ответишь. Но можно привести пример. В Евангелии есть эпизод, описывающий, как пришло исцеление к одной тяжело больной женщине. Двенадцать лет она страдала кровотечением. В таком состоянии она не могла заходить в храм, не могла вести нормальный образ жизни. И вот, отчаявшись почти, она услышала, что где-то на улицах Капернаума поповедует Сын Божий Иисус. Она нашла Его, пробилась к Нему через толпу и. дотронулась до края Его одежды. Трудно даже представить, сколько смелости потребовалось на этот шаг. Ее могли прогнать, осмеять, ну как минимум публично осудить. Скорее всего, она решилась на это между отчаянием — и надеждой. Говорят, именно в таком состоянии рождается настоящая вера.
Эта женщина получила исцеление. И вместо осуждения она услышала от Спасителя такие слова: Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя.
У нас, современных христиан, есть возможность последовать ее примеру.
* Елена родилась около 250 года. Паломничество на Святую Землю, согласно Евсевию Кесарийскому, было в 326 году. — Ред.
** Найти Голгофу было непросто в связи с тем, что в 70 году по Р. Х. Иерусалим был полностью разрушен римлянами. — Ред.
*** На это указывает Трирская хроника XI века, которая ссылается на более ранние документы. — Ред.
**** Хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. — Евангелие от Иоанна, 19:23-25. — Ред.
Благодарим епархию города Трира за предоставленные фотографиии
Хитон – ткань с поясом
Ну, во-первых, то что родом он из Древней Греции. На языке эллинов слово «хитон» означало «одежда». А во-вторых, что существовал мужской и женский хитон. Причем в каждом отдельном случае правила носки данного наряда были свои.
Хитон, предназначенный для сильного пола, изготавливали из прямоугольного куска ткани. Обычно его размер составлял 1,8 метра в длину и 1 метр в ширину. Ткань складывали сначала пополам по вертикали и только затем обрамляли ей тело. Для того, чтобы отрезок полотна хорошо держался на фигуре, его скрепляли на плечах золотистыми пряжками. Одну из застежек (обычно правую), кстати, могли снимать. Это допускалось во время спортивных состязаний да бы одежда не сковывала движений.
Еще одной декоративной деталью хитона служил пояс. Он крепился на талии. Нередко древние греки использовали сразу две обвязки. Так одежда не распахивалась.
Низ хитона обязательно подшивали. Необработанные и обтрепанные края свидетельствовали о том, что человек является рабом или находится в трауре.
Любопытно, но длина мужского хитона могла поведать о социальном положении его владельца. Классический вариант был до колен. Однако, жрецы, представители правительства и драматические актеры носили длинные хитоны – до лодыжек. Воинам же предписывались совершенно другие наряды – короткие, едва прикрывающие бедра.
Во время тяжелых строительных или земледельческих работ мужчины были обязаны надевать особый вид хитона – экзомис. Он представлял собой кусок грубой ткани. Материал пропускали под правой рукой, скрепляли на левом плече пряжкой, а на талии – поясом.
Женщины были более свободны в своем выборе. В их гардеробе было сразу два вида хитона – дорийский и ионийский. Дорийский по своим внешним очертаниям напоминал классический мужской хитон и был в ходу у жительниц Спарты. Те, одевая наряд, намеренно оставляли большие разрезы вдоль линии ноги. В результате во время ходьбы куски ткани распахивались и раскрывали бедра. За это спартанок даже прозвали файномерис, что означало – раскрывающие бедра.
Зато афинянки больше предпочитали ионийский хитон. Он был более широкий и длинный. Одежда формировалась не из одного, а из двух кусков ткани. Ширина изделия была индивидуальной и измерялась следующим образом. Девушка должна была горизонтально вытянуть руки. В этом положении исчислялось расстояние от одного запястья до другого. Так и получалась ширина хитона!
Боковые части ионийского наряда обязательно сшивали, а затем подпоясывали. Носить хитон без пояса допускалось лишь танцовщицам. Рукава одежды формировались при помощи многочисленных застежек, которые начинались на плечах и заканчивались на локтях. Хитон часто украшали вышивкой или росписью. Рисунок проходил по нижнему краю или охватывал все изделие.
Есть данные, что сначала хитоны изготавливали из шерсти, но затем это сырье заменили льном.
Впоследствии мода изменилась, и на смену древнегреческим нарядам пришли платья и брюки. Хитону так и не удалось отвоевать свои позиции. Хотя этот вид одежды навсегда вошел в историю костюма.