хиджру что это такое совершить

Хиджра

Полезное

Смотреть что такое «Хиджра» в других словарях:

ХИДЖРА — араб. hedschra, от hadschara, бежать. Бегство Магомета из Мекки в Медину, в ночь с 15 на 16 е июля 622 г. по Р. Хр. С этой эпохи мусульмане ведут свое летоисчисление. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

ХИДЖРА — (араб. переселение) переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634 644) год Хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Исходным для него принято 1 е число 1 го месяца (мухаррама) 622… … Большой Энциклопедический словарь

Хиджра — переселение пророка Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Ясриб (Медину). Совершено (согласно мусульманской традиции) в сентябре 622 г. (между 8 и 21 или 24 сентября). При халифе Омаре I год хиджры был объявлен началом мусульманского… … Исторический словарь

ХИДЖРА — ХИДЖРА, хиджры, жен. То же, что геджра. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

хиджра — сущ., кол во синонимов: 5 • бегство (12) • геджра (3) • гиджра (3) • … Словарь синонимов

хиджра — (араб. переселение), переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634 644) год хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Исходным для него принято 1 е число 1 го месяца (мухаррама)… … Энциклопедический словарь

Хиджра — Ислам · Пророки … Википедия

Хиджра — I Хиджра (араб., буквально переселение) переселение Мухаммеда и его приверженцев (мухаджиров) из Мекки в Ясриб (Медину), совершенное (согласно мусульманской традиции) в сентябре 622 (между 8 и 21 или 24 сентября). При халифе Омаре I… … Большая советская энциклопедия

Хиджра — (тат.) см. Геджра … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Хиджра: предпосылки и последствия

В числе важнейших вех в истории ислама – переселение первых мусульман из Мекки в Медину, именуемое хиджрой.

О значимости этого события говорит хотя бы тот факт, что исламское летосчисление ведёт отсчёт именно с той даты, т.е. с 16 июля 622 года по григорианскому календарю (Милади).

Хиджра в Эфиопию

Переселению в Медину предшествовала первая хиджра в истории ислама – в Эфиопию. В самом начале пророческой миссии мусульмане начали претерпевать гонения и издевательства со стороны многобожников. Мекканцы подвергали верующих пыткам, стремясь заставить их отказаться от религии Аллаха и вернутся к джахилии. Посланник Аллаха Мухаммад (с.г.в.), который был главным объектом нападок со стороны язычников, прекрасно видел это. Спустя некоторое время он посоветовал мусульманам уехать из Мекки в христианскую Эфиопию. Выбор пал на это государство, так как Пророк (с.г.в.) убедился, что им правит справедливый царь, который не занимается притеснениями людей по религиозному признаку.

В 615 году по Милади (спустя 5 лет с начала пророческой миссии) первая группа верующих отправилась в Эфиопию. Сам Пророк (с.г.в.) решил остаться в Мекке, а переселенцев возглавил его сподвижник Усман ибн Аффан (р.а.). Спустя три месяца мусульмане вернулись в Мекку. Однако, оказавшись в родных краях, они осознали, что за прошедшее время отношение многобожников к мусульманам не изменилось. Под гнётом пыток и издевательств верующие принимают решение повторно совершить хиджру в Эфиопию. На этот раз уже мусульман было в несколько раз больше и группу возглавил Джафар ибн Абу Талиб (р.а.).

Предпосылки переселения в Медину

В те годы давление на мусульман со стороны мекканских многобожников лишь возрастало. Язычники опасались распространения влияния ислама, так как это угрожало их интересам. Именно поэтому они всячески давили на верующих, чтобы сбить их с истинного пути и принудить вернуться к поклонению идолам.

Для мусульман этот период был очень тяжёлым, так как им в одиночку приходилось противостоять многобожникам, которые на тот момент были абсолютным большинством. В столь непростой ситуации Посланник Всевышнего (с.г.в.) принимает решение о совершении хиджры, то есть переселении в Йасриб (Медину). Выбор пал на этот город ввиду того, что местные жители пообещали приютить у себя мекканских братьев.

Хиджра

В 622 году начинается переселение первых мусульман из Мекки в Медину. Верующие совершали хиджру тайно и малыми группами с целью обезопасить себя от провокаций со стороны своих недругов. Однако один мусульманин сделал это открыто. Им был один из ближайших сподвижников Пророка (с.г.в.) – Умар ибн Хаттаб (р.а.), ставший впоследствии вторым праведным халифом. Дело в том, что до принятия ислама Умар пользовался большим авторитетом у мекканцев. Он был необычайно силён как физически, так и духовно. После перехода в лоно новой религии многие многобожники возненавидели его, но вступить с ним в схватку никто не осмеливался.

В те сложные времена верующие вынуждены были оставить свои жилища и имущество и отправиться в путь, как им посоветовал Пророк Мухаммад (с.г.в.), который одним из последних покинул Мекку. В пути его сопровождал наиболее близкий друг, сахаб Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.), ставший впоследствии его преемником.

После прибытия в Медину мекканские мусульмане (мухаджиры) нашли тёплый приют среди своих единоверцев – ансаров.

Последствия

В результате переселения Пророка (с.г.в.) и его единомышленников в Медину стало возможным создание первого в мире мусульманского государства, в котором сожительствовали в мире и согласии как мусульмане, так и представители других авраамических религий – христиане и иудеи. Йасриб стал отправной точкой создания мусульманской уммы, сфера влияния которой с годами лишь разрасталась и впоследствии привела к созданию могущественной империи – Арабского халифата.

Кроме того, в Медине верующие получили возможность свободно и без каких-либо опасений посещать мечети, выполнять намазы, поститься и совершать дуа. Тем самым, после тяжёлых лет угнетения и унижений мусульмане обрели спокойствие и гармонию, начав новую жизнь.

Эти и многие другие факторы оказали влияние на то, что именно это событие было выбрано вторым праведным халифом Умаром ибн Хаттабом (р.а.) как точка отсчёта нового мусульманского лунного календаря, принятого в 15 году хиджры.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Всегда искренне восхищался Умаром ибн Хаттабом, да будет доволен им Аллах! Человек, олицетворявший и физическую и духовную мощь! Если бы сегодня мусульманским миром правил он, то не было бы той бойни, которую мы видим на Ближнем Востоке

Источник

Исламский форум

Знание прежде всего

Сообщение Абу Мухаммад » 20 май 2010, 22:26

На вопросы о Хиджре отвечает большой ученый:
шейх АбдуРрахман Бну Умар Аль-Адани –
ученик шейха Мукбиля Бну Хади Аль-Уади’

Перевел и подготовил: Абу АбдуРрахман

Несомненно, вся слава принадлежит Аллаху, мы славим Его, благодарим Его и ищем Его поддержки и просим Его о прощении. Мы ищем убежища у Аллаха от зла наших душ и от наших злых деяний. Только тот, кого ведет Аллах, находится на правильном пути, но никто не сможет направить на правильный путь того, кого свел с него Аллах. Свидетельствую, что нет никого, заслуживающего поклонения, кроме Аллаха, единственного, у которого нет ни посредников, ни помощников, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.

А затем:
вниманию читателей предлагаются ответы на вопросы, исключительно важные для мусульман на Западе (и в других немусульманских странах), вопросы, касающиеся Аль-Хиджры (араб. Аль-Хиджра – «эмиграция»).

Эти вопросы и ответы были записаны с аудио пленки, а затем переведены для англо-говорящих мусульман. На вопросы отвечает наш дорогой шейх, ‘Абдур-Рахман Ибн ‘Умар Аль-Адани. Шейх ‘Абдур-Рахман – один из учеников Имама, возродителя Сунны, Мукъбиля Бну Хади Аль Уади’и, رحمه الله.

Имам Аль-Уади’и упоминает о Шейхе Абдур-Рахмане в своей автобиографии, опубликованной восемь лет назад в 1417 году: «Он стал источником для своих братьев, к которому они обращаются в разных областях знания». Имам также упомянул Шейха Абдур-Рахмана в своем прощальном наставлении и сказал, что если людей Сунны в Йемене постигнет какая-то проблема, им следует обратиться именно к нему за советом. Также наследник Имама, дорогой Шейх Яхъя Бну Али Аль-Хаджури упоминал шейха Абдур-Рахмана в своей книге «Ат-Табакъат» среди виднейших ученых Йемена и описывает его, как «человека здравого интеллекта, которому Аллах дал много знаний, также как и скромности, а еще наделил его очень хорошим характером и непоколебимой приверженностью Сунне». Я прошу Аллаха, Всевышнего наградить шейха Абдур-Рахмана добром и благословить его за то, что он потратил время, отвечая на эти важные вопросы.

Вся слава и благодарность принадлежит Аллаху, Хозяину всего сущего. Свидетельствую, что нет никого, заслуживающего поклонения, кроме Аллаха, единственного, у которого нет ни посредников, ни помощников, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, да пребудет мир и благословение Аллаха над ним, его семьей и его сподвижниками.

Вопрос первый:
Наши братья, да сохранит их Аллах, спрашивают: «Каковы языковое и юридическое определения Аль Хиджры (эмиграции, отдаления), какова классификация этого деяния, и какая цель достигается его законодательным утверждением?»

Теперь касательно юридического определения Аль Хиджры. Аль-Хиджра в исламской юриспруденции (в шариате) означает “покинуть юрисдикцию неверия и переселиться под юрисдикцией Ислама, во избежание соблазнов, испытаний и бедствий (фитна) и ради возможности свободно жить исламским образом жизни”. Это конкретное определение Аль Хиджры в исламской юриспруденции. Иными же словами, по сути, словом Аль Хиджра можно определить то, на что указывает Ибн Аль Муляккъын в своем объяснении «Аль ‘Умда»: « Оставление все того, что не нравится Аллаху,عز و جل, ради того, что Ему нравится». В этом последнем определении заключена суть Аль Хиджры. Физическая Аль Хиджра включается в это определение и означает бросание грехов и прекращение сопротивления (Аллаху), что, к примеру, следует из его, صلى الله عليه و على آله و سلم, слов, «Мусульманин – это тот от чьих рук и языка не страдают другие мусульмане, а Эмигрант (араб. Мухаджир) – это тот, кто бросает все, что запретил Аллах», как записано в обоих Сахихах, где написано, что об этом рассказал АбдуЛлах Бну Амр Бну Аль Ас. Также, собственно Аль Хиджра, являющаяся темой нашего разговора, подпадает под данное определение, приведенное Ибн Аль Муляккъыном, поскольку Аллах, عز و جل, любит такое действие мусульманина, как оставление страны неверия, где он не может ни полноценно поклоняться Аллаху, ни открыто жить исламским образом жизни.

Таким образом, Аль Хиджра бывает только двух видов, в зависимости от обстоятельств: обязательной и настоятельно рекомендуемой. Доказательством ее обязательности в первом случае являются слова Аллаха,عز و جل :

Теперь ответим на вопрос «Когда Аль Хиджра является настоятельно рекомендуемой?» Как вы уже слышали, она является настоятельно рекомендуемой, когда человек может свободно жить исламским образом жизни, поклоняться Аллаху, открыто совершать все ритуалы Ислама, при этом чувствуя себя в безопасности от угнетения и соблазнов, как в аспекте личности, так и в аспекте своей веры. И не представляется возможным, как мусульманин, живущий в странах неверия, может считать себя в безопасности от бедствий и соблазнов (фитна), но об этом, если захочет Аллах, речь пойдет ниже, а именно об условиях проживания в странах неверующих. Хотелось бы добавить, что многие ученые сообщают об ученом консенсусе (иджма’) касательно обязательности Аль Хиджры для любого мусульманина, который не в состоянии открыто исповедовать свою религию и выполнять ее ритуалы.

Вопрос третий:
Каковы виды Хиджры и что подразумевается под каждым из них?

Существует еще одна классификация Хиджры, когда последняя делится на общую и конкретную. Конкретной Хиджрой являлся переезд из Макки в Мадину, который был обязательным до завоевания Макки для всех мусульман, также как было обязательным для мусульман из Макки и других мест проживать в Мадине для того, чтобы помогать Пророку, صلى الله عليه و على آله و سلم, физически, материально и всеми остальными способами. Аллах, سبحانه و تعالى, указал на это до завоевания Макки во многих аятах, вплоть до того, что Он отменил отношения опекунства между теми, кто переселился и теми, кто остался. Аллах, عز و جل, сказал:

А Хиджра вообще, как переселение из земли многобожия в землю Ислама, остается обязательной до последнего часа для тех, кто согласно словам Пророка, صلى الله عليه و على آله و سلم, не в состоянии жить согласно вере и открыто и спокойно совершать ее ритуалы в неисламской стране. Хиджра останется предписанием до тех пор, пока будут существовать территории, подчиненные неверным, и враги, воюющие с людьми Ислама.

Существует и другое подразделение Хиджры на два вида:

— Хиджра с территории ширка на территорию Ислама, которая уже обсуждалась выше, наряду с ее условиями обязательности или желательности, а определение территории ширка последует ниже в пятом вопросе, если пожелает Аллах, تعالى ;

— Второй вид Хиджры – это переселение из той мусульманской земли, где распространились религиозные нововведения и грехи, в мусульманскую землю, где такого зла меньше или оно менее интенсивно.

Вопрос четвертый:
Когда была впервые предписана Аль-Хиджра, и какие виды хиджры существовали во времена Пророка, صلى الله عليه و على آله و سلم?

Ответ:
Эмиграция мусульман из Макки в Эфиопию (араб. Аль-Хабаша) была первой хиджрой и произошла в месяце Раджаб, через пять лет после Начала Ниспослания Ислама Пророку, صلى الله عليه و على آله و سلم, (араб. маб’ас), согласно мнению историков. А Хиджра Пророка, صلى الله عليه و على آله و سلم, из Макки в Мадину произошла в месяце Раби’ Аль-Аууаль, через тринадцать лет после начала его миссии.

Во времена Пророка, صلى الله عليه و على آله و سلم, существовало несколько видов хиджры, о которых упоминают ученые, вплоть до того, что некоторые из них говорят о восьми видах, однако, некоторые из этих видов неприемлемо называть хиджрами, а скорее делегациями. Как бы там ни было, существовало два типа исламских эмиграций, которые можно назвать Хиджрами:
1. Переселение из страны страха в страну безопасности, такое как два переселения в Эфиопию (Аль-Хабаша); поскольку, хотя, поистине, Эфиопия была страной неверующих, по сравнению с Маккой, она была спокойной и безопасной для мусульман. Таким же по типу было и начало переселения мусульман из Макки в Мадину, так как, хотя, поистине, сначала Мадина была страной неверия, она была спокойной и безопасной для мусульман;
2. Переселение из страны неверия в страну мусульман, начавшееся после того, как Пророк, صلى الله عليه و على آله و سلم, поселился в Мадине, и к нему стали переселятся мусульмане, которые были в состоянии это совершить. В то время Аль-Хиджрой называлось только переселение в Мадину, до тех пор, пока не была завоевана Макка. Тогда конкретное обязательство прекратилось, а общее обязательство покинуть страны неверия осталось в силе для всех, кто был в состоянии это сделать.

Вопрос пятый:
Каково правило, по которому определяется страна неверия или нововведений, переселение из которой обязательно?

Re: ПОЛОЖЕНИЯ ХИДЖРА:

Сообщение Абу Мухаммад » 21 май 2010, 00:56

Вопрос Седьмой:
Является ли исключением из этих правил проживание в странах неверия с целью работы или учебы?

(Сура «Вознесение» (аль-Исра), 18)

Что же касается отправления в страны неверия на учебу, то мы уже упоминали о том, что условиями проживания в тех землях являются способность спокойно поклоняться, а также уверенность в сохранности своей личности и веры, и эти условия, на самом деле не могут быть соблюдены большинством студентов. Обучение в странах неверия несет в себе огромную опасность для веры и характера студентов, а большинство студентов – небрежны, когда дело касается изучения своей религии, и слабы в различении плохого и хорошего, полезного и вредного, правильного и неправильного, силы и слабости. Они являются лакомой добычей врагов Ислама, потому что они находятся под руководством неверных, получают наставления и образование от них, так чего же можно после этого от них ожидать? Также, в большинстве случаев, студент ориентируется на своего преподавателя и уважает его, а сердце его склоняется к нему, из-за чего он начинает повторять его идеи и следует за ним в своем поведении и манерах, и в итоге, может совсем забросить свою религиозность ко времени возвращения в свою страну. Редко бывает так, что студент в тех странах остается в стороне от греха и иных мерзостей неповиновения.
Это очень важный момент, о котором должен знать и помнить мусульманин, собирающийся поехать на учебы в страну неверия. Можно ли себе представить, что там существует образование, свободное от всех деяний, запрещенных законами Ислама, как, например, совместное обучение женщин и мужчин? Исходя из всего, сказанного выше, мусульманин должен стремиться получить образование в странах мусульман, чтобы быть спокойным за свой образ жизни и веру. Также в мусульманских землях существуют разнообразные образовательные организации в большинстве областей знания, наличие которых избавляет от необходимости ехать с этой целью в страны неверия. Однако мы должны отметить, что, независимо от того, где находятся институты и университеты, нельзя получать образование в организациях, в которых разрешены запретные в Исламе дела, как, например, совместное обучение мужчин и женщин.

А если кто-то скажет: «А что если изучаемый предмет является чем-то необходимым, а его преподавание отсутствует в странах мусульман. Можно ли в таком случае ему обучаться в странах неверия?» Ответ: нет! Не разрешается учиться в тех землях, даже если предмет представляется чем-то необходимым, во-первых, по причинам, которые мы уже упомянули. А во-вторых: что является более страшным: когда человек сбивается с правильного пути, находясь в странах неверных, или же, максимум, что произойдет, это дополнительные трудности и усилия? А мусульманам необходимо больше изучать Исламские науки и получать действительно полезные знания, те, которые принесут пользу, в первую очередь, для жизни следующей и без которых люди собьются с пути, как рассказал нам Пророк, صلى الله عليه و على آله و سلم, согласно Абду-Ллаху Бну Амру: «Поистине, Аллах забирает знание, не изымая его из груди людей, а забирает его посредством смертей ученых, до тех пор, пока не останется ни одного ученого, и люди возьмут себе в лидеры невежд, которые, когда их спросят, будут давать юридические вердикты без знания дела и сойдут с правильного пути сами и сведут с него других». Таким образом, без знания законов, в мусульманских обществах возникает беспорядок и беспутство. Что же касается мирских знаний, то максимум что произойдет, так это возникнет какая-либо дополнительная трудность, хотя мы уже упомянули, что знания, необходимые мусульманам, можно приобрести и в мусульманских странах.

Взгляните также на те злые последствия, которые стали результатом того, что родители послали своих детей учиться с неверными, вероятно, согласно юридическому заключению какого-нибудь ученого. Какую пользу извлекли мусульмане из обучения их детей в странах неверия? Если мы приглядимся к злым последствиям, то поймем, что они многочисленные и серьезные.

Вопрос Восьмой:
Существуют поездки в страны неверия, которые не включают в себя переселение или долгосрочное проживание, как, например, отпуск, туры, командировки, бизнес-туры, поездки с целью распространения Ислама, а также с целью брака.

Короче говоря, мусульманам не разрешается ездить в земли неверных с целью туризма, отдыха и другого праздного времяпрепровождения. Таким образом оберегается вера человека, а сам он спасается от нескольких видов испытаний и отдаляет себя от греха и злых последствий, поскольку всем известна распущенность в тех странах и общедоступность алкоголя, прелюбодеяний, разврата, обнаженности, упадка и многих других видов запретных деяний. Известно также, что неверные подготовили свои земли для таких целей и соревнуются в этом друг с другом. И, вся хвала и совершенство принадлежит Аллаху, люди, обладающие знанием, вынесли юридический вердикт (фатуа), запрещающий поездки в страны неверных в целях туризма, и бесцельного посещения.

Поездки с целью бизнеса разрешаются одними учеными и запрещаются другими из-за серьезных опасностей, подстерегающих мусульман. Как бы там ни было, наш совет – воздерживаться, насколько это возможно, от поездок в страны неверия, как из-за опасностей для веры и личности, о которых мы упоминали выше, так и из-за того, что человек, находящийся в командировке, располагает значительными денежными средствами, а вся мерзость и зло находится там на расстоянии вытянутой руки, да защитит нас от него Аллах. Однако можно сказать, что является дозволенным бизнес-поездка в отдаленные страны неверия, если она краткосрочная и совершается в компании с благородным и праведным спутником.

Что касается путешествия в страны неверных с целью призыва их к Аллаху, то известно множество доказательств из Книги и Сунны, в которых упоминается добродетель призыва к Аллаху (араб. Да’уа). Аллах, عز و جل, говорит в Своей Книге:

Источник

Хиджра

I. — переселение из одного места на другое. В качестве религиозного термина, слово «хиджра» используется в случаях переселения верующих, которых угнетают на своей родине и лишают свободы вероисповедания, в другой регион, где существуют более подходящие условия для свободного служения Богу. Необходимым условием совершения хиджры является намерение сделать это во имя Аллаха. То есть хиджра является одной из форм служения Богу. Первую хиджру совершил пророк Ибрахим, который подвергался гонениям со стороны царя Намруда и своего народа (См. Ибрахим). Хиджру совершили также молодые юноши, которые не могли открыто исповедовать свою веру при тиране Дакьянусе (См. Асхаб аль-Кахф). Хиджру совершили также израильтяне под руководством Мусы, которые подвергались гонениям в Египте (См. Муса). Упоминания о хиджре встречается в нескольких аятах Корана: «Teм, кoгo yпoкoят aнгeлы пpичинившими нecпpaвeдливocть caмим ceбe, oни cкaжyт: «B кaкoм пoлoжeнии вы были?» И cкaжyт oни: «Mы были cлaбыми нa зeмлe». Oни cкaжyт: «Paзвe нe былa зeмля Aллaxa oбшиpнoй, чтoбы вaм пepeceлитьcя в нeй?» У этиx yбeжищe — гeeннa, и cквepнo этo пpиcтaнищe! — кpoмe cлaбыx мyжчин, жeнщин и дeтeй, кoтopыe нe мoгyт yxитpитьcя и нe нaxoдят пpямoгo пyти». (4: 97-98). По сообщению Ибн Аббаса, эти аяты были ниспосланы по поводу некоторых мекканцев, которые тайно приняли Ислам и из боязни курайшитов не оглашали этого. Они были вынуждены участвовать в битве при Бадре на стороне язычников. Некоторые из них были убиты в бою. Узнав об этом мусульмане сожалели об этом и молили Аллаха об их прощении говоря, что они невиновны и были принуждены участвовать в битве. В ответ Аллах ниспослал эти аяты. (Ибн Касир, Тафсир аль-Куран аль-Азим I, 542). Отсюда следует, что мусульманам нельзя всегда оправдываться своей слабостью перед внешними обстоятельствами, которые не дают им в полной мере выполнять предписания религии. Необходимо по мере своих сил и возможностей действовать, бороться, а если представится возможность — уехать из этой страны в ту область, где есть условия для религиозной свободы. Согласно иджме улемов, те мусульмане, которые находясь в условиях религиозных гонений, имеют хоть малейшую возможность уехать в исламскую страну и не делают этого, совершают серьезный грех. Но здесь имеются различные подходы в учениях различных школ. Например, ханбалиты считают, что даже если мусульманин во враждебной Исламу стране (Дар аль-Харб) имеет возможность для свободного исповедания веры, ему все равно желательно (сунна) уехать оттуда в мусульманскую страну (Дар аль-Ислам). Благодаря этому в Дар аль-Исламе увеличится количество мусульман и появится больше возможностей противодействия врагам. Ханафиты же считают в этих случаях переселение обязательным (ваджиб). Шафиитский ученый Маварди считал, что если мусульманин в любой, даже немусульманской стране может свободно исповедовать свою религию, то она является для него страной Ислама (Дар аль-Ислам). Оставаться там для него лучше, чем уехать, так как благодаря этому у других жителей этой страны появляется возможность ознакомиться с исламской религией. Однако многие мусульманские улемы не разделяли позиции Маварди. Мусульманские улемы также утверждают, что мусульмане не должны бояться неопределенности своего положения после переезда. Они также не должны бояться за свое будущее, так как коранический аят гласит: « Kтo выceляeтcя пo пyти Aллaxa, тoт нaйдeт нa зeмлe oбильнoe yбeжищe и пpocтop. A ктo выxoдит из cвoeгo дoмa, выceляяcь к Aллaxy и Егo пocлaнникy, пoтoм eгo пocтигнeт cмepть, — нaгpaдa eгo пaдaeт нa Aллaxa: вeдь Aллax — пpoщaющий, милocepдный! » (4: 100). Таким образом, исход из страны неверия в страну, где есть религиозная свобода, где нет препятствий для исповедания веры является обязанностью для всех мусульман во все времена. Однако, согласно хадису пророка Мухаммада, приведенному в сборнике Ибн Маджа, запрещается совершать хиджру (переселение) из мусульманской страны, где нет препятствий для исповедания веры. Приказ начать хиджру может дать и руководитель общины мусульман (например, халиф). В этом случае все мусульмане должны подчиниться ему, если его приказы не противоречат сути Ислама. То есть хиджра может носить как организованный общественный характер, так и индивидуальный. В ранней истории ислама мусульмане, спасаясь от гонений, два раза совершали массовое переселение: один раз в Эфиопию, а во второй раз в Мекку.

После начала пророчества Мухаммада уверовавшие мусульмане Мекки подвергались гонениям и унизительным оскорблениям со стороны язычников. В наиболее ожесточенную фазу гонения вошли уже в пятом году после начала его пророчества. По этой причине пророк Мухаммад приказал некоторым мусульманам переехать в Эфиопию, в которой правил негус Асхама — один из самых справедливых государей. В его владениях не было тирании и никто не подвергался гонениям за свои убеждения. Первая группа мусульманских переселенцев отправилась туда в 615 году (за 7 лет до хиджры в Медину) под руководством Османа ибн Мазуна. В числе переселенцев был и Осман ибн Аффан. Все они ушли из Мекки под покровом ночи, чтобы не быть обнаруженными язычниками. Дойдя до побережья Красного моря, они сели там на два торговых корабля, которые доставили их в Эфиопию, где им был оказан хороший прием и предоставлена защита. Узнав о выезде из города мусульман, курайшиты послали за ними погоню, но не настигли их. Относительно количества первых переселенцев имеются различные данные, но всего их было не меньше 15 человек, а именно:

1. Осман ибн Аффан;

2. Его жена Рукаййа (дочь пророка Мухаммада);

3. Абу Хузайфа ибн Утба (Это был сын известного врага мусульман Утбы. Он принял Ислам и таким образом спасался от произвола своего отца);

4. Его жена Сахла;

5. Зубайр ибн Аввам;

6. Мусаб ибн Умайр;

7. Абд ар-Рахман ибн Ауф;

8. Абу Салама аль-Махзуми;

9. Его жена Умм Салама;

10. Осман ибн Мазун (он возглавлял эту группу);

12. Его жена Лайла (Эта супружеская пара была в числе самых первых мусульман);

14. Сухайль ибн Байда;

15. Абдулла ибн Масуд.

Спустя год в Эфиопию отправилась вторая группа мусульман. Относительно их количества в мусульманских хрониках даются различные данные. Однако можно с уверенностью сказать, что их было не меньше 80 человек. Эту группу возглавлял дядя пророка Мухаммада Джафар ибн Абу Талиб. Они также благополучно достигли этой страны и им тоже был оказан теплый прием. Никаких проблем с исповеданием своей веры у них больше не было. После второй волны переселения мусульман в Эфиопию, лидеры курайшитов были обеспокоены создавшимся положением и направили к негусу Асхаме Абдуллу ибн Рабиа и Амра ибн аль-Аса, с целью убедить его выдать им мусульманских беженцев. Негус пригласил к себе мусульман и имел с ними беседу, в результате которой, Джафар ибн Абу Талиб с достоинством ответил на все вопросы и убедил его не выдавать мусульман мекканцам (См. Джафар ибн Абу Талиб). Таким образом, курайшитские представители вернулись ни с чем. Мусульманские переселенцы в Эфиопии благополучно жили в этой стране на протяжении нескольких лет. Согласно мусульманским источникам, многие местные жители узнали от них об исламской религии и приняли ее. В числе принявших Ислам был и сам негус Асхама. Затем часть переселенцев вернулась в Мекку еще до хиджры пророка Мухаммада в Медину. Некоторые историки сообщали, что поводом к возвращению стали ложные слухи о том, что будто бы курайшиты в Мекке пришли к согласию с мусульманами или приняли Ислам. На самом деле возвращение мусульман из Эфиопии было связано с другими событиями (См. Наджм). После этого часть из них снова вернулась в Эфиопию. Большая часть переселенцев приехала оттуда в Медину после хиджры, накануне битвы при Хайбаре (в 7/628 году).

Хиджра из Мекки в Медину

II — мусульманский лунный календарь, в котором исчисление ведется от даты переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину, что соответствует сентябрю 622 года в григорианском календаре.

Древние арабы не имели точной и устойчивой календарной системы отсчета времени. Например, началом отсчета времени они считали дату смерти своего предка Кусая. Однако после событий, связанных с походом эфиопских войск на Мекку (См. Асхаб аль-Филь), началом отсчета времени они приняли эту дату. Не обладали календарем и ранние мусульмане. Начиная с мединского периода их истории, и до правления второго Праведного халифа Омара, они вели отсчет времени от некоторых судьбоносных для них исторических событий, как например прощальный хадж пророка. Бурное развитие мусульманской общины, а затем и государственности в конце жизни пророка Мухаммада и периода правления первых халифов привело к необходимости создания фундаментальной календарной системы. Инициатива создания мусульманского лунного календаря принадлежит халифу Омару, который затруднялся вести дела без точной системы отсчета. Поводом к этому послужили письма, отправленные ему от наместника Йемена Йалы ибн Умеййи и наместника Басры Абу Мусы аль-Ашари, которые не могли указать на них точные даты отправки. Для того чтобы решить проблему с календарем, халиф Омар собрал своих приближенных на совет. Некоторые из них предложили ему пользоваться греческим или персидским календарем. Однако эти предложения были отклонены. Тогда Али ибн Абу Талиб предложил начать отсчет истории от даты переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину (хиджры). Его предложение было принято и после этого в Халифате в 16/638 году был принят официальный календарь. Год в лунной хиджре состоит из 354 дней (в високосном году из 355 дней). Этот дополнительный день включают в последний месяц календаря. Таким образом, мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский год високосный, а солнечный обычный; на 11 суток, если оба года високосные; и даже на 12 дней, если мусульманский год обычный, а солнечный — високосный. Всего же в мусульманском календаре 12 месяцев. Первым месяцем года является месяц Мухаррам, за ним следуют: Сафар, Раби аль-Авваль, Раби аль-Ахир, Джамади аль-Авваль, Джамади аль-Ахир, Раджаб, Шабан, Рамадан, Шавваль, Зулькада, Зульхиджа. 1 Мухаррама 1 года хиджры соответствует пятнице, 18 июля 622 года. В лунном месяце 29,5 суток. Поэтому для удобства отсчета принято считать, что в четных месяцах года 29 суток, а в нечетных — 30. В последнем месяце года — Зульхидже обычно 29 дней. Но в високосный год в нем 30 дней. В некоторых мусульманских странах, наряду с лунным используется и солнечный календарь (солнечная хиджра), в которой счет времени также ведется от хиджры (т.е. с 622 года). Началом года в этом календаре является день весеннего равноденствия (20 или 21 марта). Так как в лунном календаре 354 или 355, а в солнечном — 365 или 366 дней, между ними имеется разница, которая увеличивается на один год каждые 33 года. Лунный календарь является очень точным. Он гораздо точнее солнечного, так как в течение одного 30-летнего цикла, новолуние сдвигается всего на 0,012 суток. Поэтому целые сутки накопляются лишь по прошествии 2500 лет. Однако мусульманский лунный календарь построен на изменении фаз луны и не связан со временами года. Поэтому для связи с временами года необходимо использовать специальные таблицы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *