Гжн что это такое

Функции и компетенция муниципального жилищного контроля

Что такое муниципальный жилищный контроль

По сути, это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований, согласно ч.1.1 ст.20 ЖК РФ.

Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами (ст.17.1 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч.1.1 ст.20 ЖК РФ).

Основания

Кем осуществляется муниципальный жилищный контроль

В соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного Кодекса, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти. Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.

Согласно ч.2.3 ст.20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный. Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Функции муниципального жилищного контроля

Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.

Основания для проверок

Согласно ч.4.2 ст.20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки является ч.2 ст.10 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вся поступившая в орган ГЖН по обычной или электронной почте, а также посредством ГИС ЖКХ информация является официальной и подлежит проверке. Поэтому внеплановая проверка по вышеперечисленным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного оповещения проверяемой управляющей компании.

Полномочия муниципальных жилищных инспекторов

Полномочия органа ГЖН и муниципального жилищного контроля

ВАЖНО! Согласно ч.7 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии.

Общественный жилищный контроль может проводиться для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Субъектами такого контроля могут быть общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и прочие заинтересованные лица по законодательству РФ (ч.8 ст.20 ЖК РФ).

Это всё, что касается темы муниципального жилищного контроля. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь!

Источник

Что такое индикаторы риска нарушений, и используют ли их органы ГЖН

Понятие индикаторов риска нарушений обязательных требований появилось в законодательстве о надзорных проверках юрлиц ещё в 2017 году. Сейчас оно внесено в новый № 248-ФЗ. Разбираемся, что такое индикаторы риска, зачем они нужны и используются ли они при госжилнадзоре и муниципальном контроле за работой управляющих домами.

Индикаторы риска – часть риск-ориентированного подхода по проведению проверок юридических лиц и ИП

С 1 июля 2021 года в ст. 20 ЖК РФ в редакции ст. 67 № 170-ФЗ появилась норма о том, что ведомства, которые проводят госжилнадзор и муниципальный контроль, разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований (ч. 13 ст. 20 ЖК РФ). Применять их нужно для анализа поступивших в надзорный орган обращений граждан и юрлиц, чтобы определить, требуется ли провести внеплановую проверку.

Индикаторы риска нарушения обязательных требований появились в законодательстве в 2017 году и широко применяются в разных сферах надзорной деятельности. Они были введены в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» как часть риск-ориентированного подхода по организации работы надзорных органов (ст. 8.1 № 294-ФЗ).

Риск-ориентированный подход описан в № 294-ФЗ и новом № 248-ФЗ в отношении всех видов надзорных проверок

Риск-ориентированный подход – это метод проведения госконтроля. В его рамках надзорное ведомство выбирает форму, продолжительность и периодичность проверки юрлица или ИП в зависимости от того, к какой группе риска или опасности относится деятельность проверяемого (ч. 2 ст. 81 № 294-ФЗ).

Критерии для определения группы риска компании устанавливают органы федеральной или региональной власти. При этом они учитывают тяжесть возможных негативных последствий из-за нарушений обязательных требований и оценивают вероятности их несоблюдения. В некоторых случаях для определения группы риска надзорные органы применяют утверждённые расчётные методики (ч. ч. 4, 5 ст. 8.1 № 294-ФЗ).

Риск-ориентированный подход используется при организации и проведении жилищного надзора, госпожнадзора, госсанэпиднадзора, при лицензионном контроле и других видах контроля, с которыми может столкнуться управляющая организация (п. 3(1) постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806). При этом надзорные органы применяют проверочные листы. Например, целый перечень таких листов размещён на сайте органа ГЖН Свердловской области.

Нормы № 294-ФЗ будут актуальны для проведения проверок в рамках лицензионного контроля за работой управляющих домами до 1 марта 2022 года. После этого к нему будут применяться требования нового № 248-ФЗ, который вступил в силу 1 июля 2021 года. Он распространяет своё действие на госжилнадзор и муниципальный контроль, и в нём также есть статьи о риск-ориентированном подходе и индикаторах риска (ст. 23 № 248-ФЗ).

Индикаторы риска – основания для проведения внеплановых проверок юрлица или ИП

Под индикаторами риска нарушения обязательных требований понимаются параметры, соответствие которым или отклонение от которых может свидетельствовать о высокой вероятности нарушения обязательных требований.

В ч. 8 ст. 8.1 № 294-ФЗ говорится о том, что в положении о виде федерального государственного контроля можно закрепить использование контрольными органами таких индикаторов, чтобы определять необходимость проведения внеплановых проверок.

По своей сути индикаторы – основание для проведения внеплановых проверок. Когда в надзорный орган поступает обращение или жалоба на нарушения компанией обязательных требований, ведомство сравнивает изложенные факты с утверждёнными индикаторами риска. Отклонение от них не является доказательством нарушения: это лишь повод для проведения внеплановой проверки или иных контрольных мероприятий.

Индикаторы риска уже применяют МЧС и Росреестр при надзорных мероприятиях

1 июля 2021 года вступил в силу приказ МЧС России от 07.06.2021 № 364 об индикаторах риска в сфере госпожнадзора. Основанием для проверки будут три и более ложных срабатывания в течение календарного месяца систем противопожарной защиты на объекте, на котором могут одновременно находиться 50 и более человек, за исключением жилых домов.

Гжн что это такое. Смотреть фото Гжн что это такое. Смотреть картинку Гжн что это такое. Картинка про Гжн что это такое. Фото Гжн что это такое

Минстрой России должен разработать перечень типичных индикаторов риска в сфере госжилнадзора

Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований для сферы управления МКД пока не установлены. Их должен разработать и разместить в интернете Минстрой России. На основании этого списка региональные и муниципальные контрольные органы утвердят свои перечни индикаторов и будут применять их при проведении проверок (ч. 13 ст. 20 ЖК РФ в ред. № 170-ФЗ).

При этом в ч. 10 ст. 23 № 248-ФЗ говорится о том, что федеральные органы власти устанавливают перечни индикаторов для видов федерального надзора. Власти субъектов – для регионального, органы местного самоуправления – для муниципального контроля.

Пока известны шесть категорий индикаторов риска: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий риск. Если организация относится к категории низкого риска, то в отношении неё ГЖИ проведёт только профилактические мероприятия. Если УО присвоена категория высокого риска, нужно готовиться к контрольно-надзорным мероприятиям.

Управляющим домами остаётся только предполагать, какие индикаторы риска появятся в положениях о Госжилнадзоре и муниципальном контроле и станут дополнительными основаниями для проведения внеплановых проверок их работы.

Как считаете, что Минстрой РФ и региональные власти отнесут к таким индикаторам? Поделитесь в комментариях.

Источник

В чем отличие государственного жилищного надзора от муниципального жилищного контроля?

Статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определяет следующие отличительные характеристики государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.

1. Уполномоченные на проведение проверок органы.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется органами местного самоуправления, уполномоченными на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок.

Государственный жилищный контроль проводится в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан.

Муниципальный жилищный контроль проводится в отношении юридических лица, индивидуальных предпринимателей, граждан.

3. Предмет проверки.

Предметом проверки государственного жилищного надзора является соблюдение установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе обязательных требований:

— к жилым помещениям, их использованию и содержанию;

— к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;

— к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме;

— к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;

— к формированию фондов капитального ремонта;

— к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

— к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,

— к региональным операторам;

— по ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;

— к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также к обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);

— к обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;

— к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и правилам изменения размера платы за содержание жилого помещения, правилам предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

— к энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;

— к порядку размещения информации в системе.

Предметом проверки муниципального жилищного контроля является:

— соблюдение обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда;

Последнее обновление: 26 декабря 2020 г., 16:53

Источник

Штрафы от жилищной инспекции – один из самых неприятных аспектов деятельности УК и ТСЖ. Читайте о том, как предотвращать ситуации, когда Госжилинспекция выносит штраф без проведения процедуры проверки, и как оспаривать такие санкции.

О каких штрафах речь

В некоторых регионах России сложилась практика вынесения Государственной жилищной инспекцией протоколов об административных правонарушениях без проведения обязательной предварительной проверки управляющих организаций и ТСЖ.

В жилищную инспекцию поступает, например, сообщение из муниципальных или районных органов власти о том, что имеются те или иные нарушения. И только лишь на основании этого сообщения ГЖИ, не проверяя его достоверность, составляет в отношении УО или ТСЖ протокол.

Такие сообщения в ГЖИ могут быть оформлены в виде актов осмотра за единоличной подписью сотрудника, проводившего мониторинг. К акту, как правило, приложена фототаблица с якобы зафиксированными нарушениями.

Чаще всего ГЖИ так поступают в зимнее время при мониторинге процесса уборки управляющими организациями снега и сосулек. Но упрощённый метод вынесения протоколов может быть применён и в любое другое время: были бы необходимость или желание проверить содержание МКД или прилегающих к ним территорий.

При таком мониторинге сотрудник муниципального отдела ЖКХ обычно за день обходит не один десяток домов, самостоятельно делает фотографии и впоследствии составляет акты на МКД, где, по его мнению, имеются нарушения. Затем собранные материалы передаются в жилищную инспекцию.

О таком мониторинге УК и ТСЖ узнают только после получения из ГЖИ извещения о необходимости явиться для составления протокола.

Гжн что это такое. Смотреть фото Гжн что это такое. Смотреть картинку Гжн что это такое. Картинка про Гжн что это такое. Фото Гжн что это такое

Допускает ли закон процедуру вынесения штрафов без проверки

Исходя из требований действующего законодательства, действия ГЖИ можно трактовать как существенные нарушения требований постановления Правительства РФ от 11.06.2013 № 493, а также Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Жилищная инспекция в случае поступления в её адрес информации о существующих нарушениях должна выдать юридическому лицу предостережение о недопустимости таких действий/бездействия или провести внеплановую проверку. Проверка нужна, чтобы установить факт нарушения.

Важно отметить, что, в соответствии с ч. 3.3 ст. 10 № 294-ФЗ, юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности в результате проведения только предварительной проверки.

При этом действия муниципальных органов власти по мониторингу территорий без вынесения в отношении УО или ТСЖ протоколов в рамках лицензионного контроля законны. При обнаружении ими признаков нарушения требований к содержанию придомовой территории МКД муниципалитет направляет информацию об этом в жилищную инспекцию.

Такая позиция изложена в обзоре судебной практики Верховного суда РФ от 12.07.2017 № 3: органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля только в том случае, если законом соответствующего субъекта им такие полномочия предоставлены.

Гжн что это такое. Смотреть фото Гжн что это такое. Смотреть картинку Гжн что это такое. Картинка про Гжн что это такое. Фото Гжн что это такое

Что о таких действиях жилищной инспекции думают суды

Анализируя позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определении от 28.09.2017 № 1813-О, а также в определении от 29.09.2015 № 2315-О, можно сделать вывод, что рассмотрению и исследованию органом ГЖН подлежат заявления и иные сообщения, являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.

Проверка сведений, указанных в заявлении, обязательна. Сами по себе они не являются основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и вынесения в отношении юридического лица соответствующего протокола.

В связи с этим штрафы, вынесенные без проведения проверки УО, активно оспариваются. Это подтверждается многочисленными судебными решениями районных судов, например, решением суда апелляционной инстанции от 20.08.2018 по делу № 12-305/2018.

Что необходимо сделать УО или ТСЖ до вынесения протокола о правонарушении

В случае поступления в ваш адрес уведомления от органа ГЖН, свидетельствующего о намерении вынести протокол об административном правонарушении без проведения процедуры внеплановой проверки, направьте в ГЖИ мотивированное требование о проведении внеплановой проверки в соответствии с действующим законодательством.

При подготовке заявления обратите внимание на то, что деятельность органов ГЖН регламентируется их внутренними приказами. Обязательно изучите их. В большинстве будет чётко прописана необходимость подчинять свою деятельность существующему законодательству.

Также, возможно, в таких документах будет подробно расписана процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий. Она укажет на исчерпывающий перечень полномочий, к которым не относится возможность составлять протоколы об административных правонарушениях без проверки фактов, на основании которых такие протоколы выносятся.

Если в таких обстоятельствах будут вынесены протокол об административном правонарушении и впоследствии постановление о привлечении к ответственности, советуем оспорить такое постановление в судебном порядке.

Гжн что это такое. Смотреть фото Гжн что это такое. Смотреть картинку Гжн что это такое. Картинка про Гжн что это такое. Фото Гжн что это такое

Как предупредить штрафы ГЖИ, выписанные УО без проведения проверки

Источник

Какие вопросы Минстрой включил в проект положения о жилнадзоре

1 июля 2021 года вступил в силу новый закон о контрольно-надзорной деятельности, в том числе в ЖКХ. Все причастные к таким мероприятиям ведомства должны разработать собственные положения о своём виде надзора, что и сделал Минстрой РФ. Читайте обзор проекта такого документа в сфере регионального госжилнадзора.

Зачем нужно новое положение о региональном госжилнадзоре

В дни, когда в Санкт-Петербурге при поддержке Минстроя России проходила конференция о контрольно-надзорной деятельности в сфере ЖКХ, ведомство разместило на портале проектов НПА текст положения о правилах проведения регионального госжилнадзора (ID 02/07/08-21/00119585).

Разработка такого документа – требование новых НПА: Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ и Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ. Именно № 170-ФЗ внёс такую норму в ч. 3 ст. 20 ЖК РФ. Когда новое положение «Об общих требованиях к организации и осуществлению регионального государственного жилищного надзора» будет утверждено, утратит силу постановление Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре».

Новое положение существенно отличается от действующей редакции из ПП РФ № 493 устанавливает. В проекте более подробно прописаны полномочия органов ГЖН, основания и порядок организации и проведения ими плановых и внеплановых проверок, метода их проведения. Также в документ внесены новые требования к органам ГЖН, в том числе к размещению информации на сайте ведомства. Делаем обзор документа, который напрямую касается работы управляющих домами.

Кто и кого проверяет в рамках госжилнадзора

Проводить мероприятия по региональному госжилнадзору могут руководитель органа ГЖН или его заместитель, а также уполномоченный на это сотрудник – инспектор (п. 3 проекта). Проверять они вправе юрилиц, ИП и граждан, которые обязаны соблюдать обязательные требования к их деятельности.

Требования установлены жилищным законодательством, а также НПА в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в отношении всего жилфонда, кроме муниципального (абз. 2 п. 4 проекта). Также в рамках жилнадзора проверяют работу региональной и муниципальной власти (абз. 3 п. 4 проекта).

Что и какими методами проверяют органы ГЖН

Предметом проверок органов власти является соблюдение ими требований к содержанию МКД, определению размера платы за жилое помещение в домах без УО и утверждённого тарифа. Также орган ГЖН контролирует, как ведомства выполняют требования НПА о размещении информации в ГИС ЖКХ.

В п. 10 проекта положения прописано, каким образом орган ГЖН борется с нарушением обязательных требований. Ведомство занимается их профилактикой, проводит проверки. Оно просекает нарушения и требует от нарушителей устранить их последствия, собирает для анализа сведения об исполнении проверяемыми лицами норм НПА.

Что относится к профилактическим мерам

Если объект контроля с полученным предостережением не согласен, он в течение 15 рабочих дней после его получения вправе подать в ведомство возражение. В нём нужно указать название ЮЛ, ИП или данные гражданина, ИНН, а также дату и номер полученного от органа ГЖН документа.

По сути это беседа проверяющего с проверяемым по ВКС или же на месте, «в гостях» у объекта надзора. Профилактические визиты обязательны в отношении лиц, отнесённых к категории чрезвычайно высокого риска, и лиц, приступающих к управлению домом. Срок такого визита не должен превышать один рабочий день.

Какие есть виды проверок и какими методами они проводятся

В разделе IV прописаны принципы организации и проведения проверок. Как и сейчас, они могут быть плановым и внеплановыми, при этом в отношении жилых помещений орган ГЖН не вправе проводить плановые проверки (п. 28 проекта).

Проверять контролируемых лиц ведомство может без взаимодействия с ними или контактируя с проверяемым. Согласно п. 29 проекта, к методам «при взаимодействии» относятся встречи, телефонные и иные переговоры между инспектором и лицом, запрос документов, визит инспектора по месту деятельности контролируемого. Это могут быть инспекционный визит, документарная или выездная проверка.

Без взаимодействия орган ГЖН проводит наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Также надзорные мероприятия могут заключаться в осмотре, опросе, получении письменных объяснений, инструментальном обследовании жилфонда (п. 30 проекта).

Для проведения проверок по жалобам лиц и ведомств органы ГЖН обязаны утвердить индикаторы риска нарушений обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливает Минстрой РФ (п. 33 проекта).

Если в орган Госжилнадзора поступает жалоба на нарушения в муниципальном жилфонде, то ведомство должно перенаправить её в соответствующий орган власти в течение семи дней с момента поступления письма (п. 34 проекта).

В какой срок орган ГЖН должен ответить на досудебную жалобу на свои действия

Согласно п. 38 проекта, в отношении государственного жилищного надзора применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, который установлен гл. 9 № 248-ФЗ. В соответствии с п. 41 проекта положения, орган ГЖН должен рассмотреть поступившую на его действия жалобу в течение 20 рабочих дней с даты её регистрации.

У надзорного органа есть восемь оснований для отказа рассматривать досудебную жалобу.

Что орган ГЖН обязан размещать на своём сайте

В проекте положения есть несколько пунктов, которые устанавливают требования к органам ГЖН, его сотрудникам. Например:

Пункт 7 проекта. Инспекторы при контрольно-надзорной работе несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

Положение о порядке проведения жилищного контроля и надзора напрямую касается не только органа ГЖН, но и проверяемых им лиц – управляющих многоквартирными домами, поставщиков коммунальных ресурсов, фондов капремонта. Они должны быть в курсе методов, которыми ведомство будет проверять их, кто может их проверить, выполнение каких именно норм НПА вправе контролировать госжилнадзор.

Например, в рамках регионального надзора ведомство не вправе проверить выполнение УО лицензионных требований: это не входит в предмет проверок согласно п. 5 проекта положения.

Пока это только проект: он находится на обсуждении и антикоррупционной экспертизе. Возможно, по их итогам документ будет дополнен или скорректирован. Будем следить за обновлениями.

Требования к проведению регионального госжилнадзора утверждены постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 № 1670.

А вы бы что ещё внесли в положение о госжилнадзоре? Поделитесь в комментариях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *