Группа риска соп у ребенка что это
Несовершеннолетние и семьи «группы риска» и СОП: причины и пути решения проблемы.
Описание презентации по отдельным слайдам:
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ и СЕМЬИ «ГРУППЫ РИСКА» и «СОП»: ПРИЧИНЫ и ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
КРИТЕРИИ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ: (Постановление КДН № 7 от 14.07.2014) СЕМЬИ Отсутствие заботы о здоровье ребенка Отсутствие работы у обоих родителей Наличие в семье неудовлетворительных санитарно-гигиенических условий Злоупотребление родителями алкогольными напитками, употребление наркотиков Жестокое обращение с детьми Уклонение родителей от обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей Наличие в семье скандалов, конфликтов Применение неконструктивных методов воспитания (вербальная и физическая агрессия) Проживание в антисанитарных условиях и без определенного места жительства Необеспечение детей ежедневным питанием, одеждой и обувью по возрасту и сезону НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО Употребление наркотических, психотропных, одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции Бродяжничество и попрошайничество Совершение преступлений, правонарушений, общественно-опасных деяний Склонность к суицидальному поведению, совершение суицидальной попытки Нарушения в психическом, эмоционально-личностном развитии Пропуски уроков без уважительной причины Наличие асоциального поведения Дисциплинарные нарушения (систематические нарушения дисциплины, сквернословие, драки, буллинг)
Красные сигналы опасности УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ и НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ Изменение в привычках и образе жизни подростка Необъяснимые отлучки. Регулярные опоздания домой, нарушения ночного режима, привычка незаметно выскальзывать из своей комнаты и без предупреждения пропадать где-то всю ночь, привычка подолгу отсиживаться в своей комнате, частые отлучки из дома на короткое время. Невыполнение домашних обязанностей. Домашние обязанности больше не выполняются, дети забывают или отказываются принимать участие в домашних праздниках. Тайная дружба. Не считает нужным знакомить родителей со своими друзьями, ведут странные телефонные разговоры. Неожиданная популярность. Ваши дети могут неожиданно стать очень популярны, чрезмерная хвастливость и нарочитая демонстрация сексуальной активности. Вкусовые пристрастия в еде. Неожиданный рост аппетита, страстная потребность в сладком, неожиданная потеря аппетита. Язык. Обильное использование сленговых оборотов и наркотических терминов, непонятных взрослым. Личная комната ребенка. Комната часто проветривается, признаки постоянного использования освежителей воздуха, освежителей дыхания, духов и одеколона, стараются не впускать никого к себе в комнату, один из ящиков стола постоянно заперт. Нарушения сна. Сон приобретает рассеянный характер, подростки часто спят днем и бодрствуют ночью Воровство. Утаивание. Кражи и распродажа домашнего имущества, постоянное утаивание личного имущества, из дома пропадает лекарства и алкоголь, личные вещи отдают друзьям, вымогаются деньги.
немотивированная кража 20% 70% профессиональные воришки 5% 5% дети в отчаянии «клептоманы» Проблема 4. ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО МОТИВЫ ДЛЯ ВОРОВСТВА: Сделать благо себе (безысходность). Сделать посредством украденных денег приятное другим (это желание принести значимому человеку (родственникам, друзьям в детском саду, брату) понравившуюся ему вещь, и тем самым доставить ему удовольствие, либо желание иметь средства заплатить за дружбу и внимание к себе сверстников). Воровство «за компанию» с другими детьми, связанное с желанием быть принятым в группу и соответствовать ее нормам (это в основном характерно для детей более старшего возраста). «Кража престижа» и «на спор». Вымогательство со стороны сверстников. Клептомания (это сильное желание владеть понравившейся вещью, деньгами вопреки «голосу совести», болезнь).
Проблема 5. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ Формируется у ребенка если, чрезмерно предупредительные родители Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения (социальное научение). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду. Формируется у ребенка, если родители эмоционально отвергают ребенка Относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию.
Что такое СОП? Причины постановки семьи на учет СОП.
В каких случаях семья ставится на учет СОП?
СОП – социально опасное положение. В настоящее время термин «семья, находящаяся в социально опасном положении» принято рассматривать и понимать как:
1) медицинский – семья, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи.
2) социально-административный – семья, условия и уровень жизни которой расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития детей.
3) психолого-педагогический – семья, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.
В каких случаях семья ставится на учет СОП?
1. Неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий)
2. Отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие жилья, несоответствие жилья санитарно-гигиеническим требованиям и т.д.)
3. Отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни)
4. Вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, воровство, проституция)
5. Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку)
6. Отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с детским садом, со школой, невнимание родителей к успехам, успеваемости и свободному времяпрепровождению ребенка)
7. Семьи, в которых дети совершили правонарушения и антиобщественные действия.
Завершение индивидуальной программы работы с состоящим в банке данных СОП ребенком осуществляется на основании улучшения жизненной ситуации ребенка.
Параметрами снятия с учета семей и несовершеннолетних СОП
являются 5 показателей:
· защищенность права на жизнь, безопасность;
· защищенность права на образование;
· защищенность прав на медицинское обслуживание;
· защищенность права на достойную жизнь, общение и развитие;
· отсутствие рецидива неблагополучия.
Показатели неблагополучия семьи, по которым семья ставится на учет СОП
1 . Социально-экономические: длительная безработица одного (обоих) родителей, нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства; длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток; расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению; отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей, необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями; задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно- коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам; частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
2 . Медико-санитарные: антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами; отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления; алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер; неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм; бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи; несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка; противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.
3. Социально-демографические: родители имеют статус лиц без определенного места жительства; устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка); выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей; родители или один из них посещает деструктивную секту; родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
5. Криминально-аморальные: постановка родителей на учет в органах внутренних дел; нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов; аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми); проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи; наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира; попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи; оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома; вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.
Своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, осуществляют:
Органы опеки и попечительства
Комиссии по делам несовершеннолетних
Комитеты, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции:
Организации жилищно-коммунального хозяйства
Управления (отделы) образования
Иные государственные органы и организации в пределах своей компетенции.
К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:
-воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
-вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
-являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
-пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
-оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.
В нашей школе одна семья состоит на учете, как семья, находящаяся в СОП.
Семья поставлена на учет по причине злоупотребления родителями спиртных напитков.
СОП: кто и за что получает такой статус
Корреспондент агентства «Минск-Новости» вместе с инспектором ИДН Партизанского РУВД Михаилом Окостко посетила несколько семей, дети в которых находятся в социально опасном положении (СОП). Таких семей в районе 175, а детей — 251.
Переулок Козлова, 4а. Здесь живет семья с тремя детьми. Ребята признаны находящимися в СОП уже давно. Отец попал в поле зрения милиции за безмерную тягу к алкоголю. Старший сын, которому 15 лет, под пристальным контролем у сотрудников ИДН: плохо учится, прогуливает школу, уличен в токсикомании. Как-то детей даже забирали от родителей в социально-педагогический центр с приютом, но тем удалось вернуть чад.
— Семье выделили социальную трешку. До этого жили в однокомнатной квартире вместе с родителями, братом и сестрой нашего подучетного — всего девять человек на 33 квадратах. У детей часто был педикулез, ходили с бритыми головами, — рассказывает М. Окостко. — После переезда в отдельное жилье мать и отец образумились — оба устроились на работу, не пьют, следят за детьми. Хотелось бы еще, чтобы ребята уделяли больше времени учебе, а не коротали время за играми в телефоне и просмотром телевизора.
Улица Менделеева, 3. В двухкомнатной квартире, по сути, две хозяйки — свекровь и невестка, которые уже лет 10 между собой враждуют. Из-за постоянных конфликтов между родственниками двоих ребят, первоклассника и его 5-летнюю сестренку, признали находящимися в СОП.
— Со свекровью отношения не ладятся давно — она постоянно издевается надо мной, оскорбляет, проклинает, бросается в драку. Из-за постоянных стрессов ухудшилось мое состояние здоровья — я инвалид 2-й группы, астматик. Ее даже не останавливают двое родных внуков! — жалуется Татьяна. — Мой старший сын от первого брака, не выдержав этого, уехал жить к своему отцу.
По словам женщины, против нее ополчилась вся родня мужа. Даже его 16-летний племянник как-то ударил ее по спине, из-за чего начались проблемы с почками. Супруг сперва заступался за мать и, бывало, даже поднимал руку на Татьяну. Однако со временем все же стал на сторону жены.
— Эта семья находится на постоянном контроле, часто бываем здесь по вызовам, когда у них случается очередной скандал, — говорит Михаил Николаевич. — Женщины неустанно пишут друг на друга заявления, погрязли в судебных тяжбах. Конец этому затяжному конфликту настанет лишь тогда, когда враждующие стороны разъедутся.
Однако пока семье Татьяны податься некуда, на аренду жилья денег попросту нет. Со временем они надеются переехать в социальную квартиру.
Многие заблуждаются, полагая, что находящимися в СОП признают несовершеннолетних лишь из неблагополучных семей. Среди них есть дети преуспевающих родителей, которые на каком-то жизненном этапе оступились.
Пьянство и ругань взрослых, плохие бытовые условия и, конечно же, отсутствие любви и заботы о детях — эти причины приводят к тому, что несовершеннолетних признают находящимися в социально опасном положении (СОП). Семья попадает под неустанный контроль служб, занимающихся профилактикой семейного неблагополучия.
Справочно
— В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 года № 22 изменились критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетних, — рассказывает старший инспектор по особым поручениям управления охраны правопорядка и профилактики ГУВД Мингорисполкома Сергей Худоба. — Признать ребенка находящимся в СОП можно, если родители не удовлетворяют его основные жизненные потребности — в квартире ненадлежащие условия, нет еды, взрослые не выполняют в отношении детей медицинские рекомендации, препятствуют получению ими обязательного общего базового образования. Под особый контроль попадают, если мать и отец не обеспечивают надзор за поведением ребенка и его образом жизни, из-за чего тот совершает административные правонарушения и преступления, или если родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют своими правами, жестоко обращаются с детьми.
Чтобы признать несовершеннолетнего находящимся в СОП, проводится специальное социальное расследование, в котором задействованы все субъекты профилактики — милиция, педагоги, медики, работники МЧС и прочие. Окончательное решение принимается коллегиально на заседании совета администрации района. С семьями, дети из которых признаны находящимися в СОП, работают по индивидуальным планам.
— Милиция также не остается в стороне. Помимо профилактической работы организуем нашим подопечным бесплатный досуг. У каждого есть возможность выбрать, что ему больше по душе: одни отправляются в военно-патриотический лагерь «Патриот», организованный на базе воинской части, другие с удовольствием ездят на экскурсии, в аквапарк, третьи катаются на лыжах, играют в футбол, волейбол… Причем делают это вместе с сотрудниками ИДН, в одной команде. Часто после окончания мероприятий ребята подходят к офицерам и спрашивают, могут ли в следующий раз привести с собой друзей. Мы стараемся сделать все, чтобы им было интересно, чтобы они чувствовали — их судьба нам небезразлична, — говорит С. Худоба.
Также милиция проводит работу с родителями. К счастью, многие из них идут на контакт, прислушиваются к рекомендациям. Сложнее с теми, кто слепо считает своего ребенка самым лучшим, что он ни в чем не виноват, и полагает: такое внимание со стороны субъектов профилактики — лишнее.
Программа психологического сопровождения обучающихся «группы риска» (находящихся в социально опасном положении, состоящих на внутришкольном учете)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»
Директор МБОУ «ООШ №15»
обучающихся «группы риска»
( находящихся в социально опасном положении,
состоящих на внутришкольном учете)
Программа составлена на основе развивающей программы, направленной на обучение несовершеннолетних стратегиям преодоления кризисных и стрессовых ситуаций «Преодоление». Авторы: Александров Михаил Федорович, Ермакова Мария Валерьевна, Залманова Светлана Леонидовна, Потоцкий Дмитрий Олегович (г. Москва)
Разве могут люди равнодушно относиться к проблемам детей, находящихся в социально опасном положении? В таких семьях утрачиваются семейно – нравственные традиции, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять собственные права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.
Сегодня возникла необходимость психологического обеспечения реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями, находящимися в социально опасном положении (далее СОП), просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями педагога-психолога, социального педагога, администрации ОУ, районным инспектором по охране прав детства, классных руководителей, участковым педиатром и представителями органов внутренних дел.
Профилактика в педагогике рассматривается как особый вид социально-педагогической деятельности по предупреждению проблем в развитии и социальном становлении ребёнка. Основная цель профилактической работы — защита ребёнка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.
В нормальной семье ребенок получает достаточно внимания, эмоционального тепла, ласки, сравнивает себя с родителями и близкими, подражает им, учится быть взрослым.
Ребенок, имеющий пьющих родителей, идентифицирует себя с ними, ибо они значимые взрослые для него. Пребывая большую часть времени в измененном состоянии сознания (алкогольном опьянении), родитель не выполняет должным образом основные родительские обязанности. Он не удовлетворяет основные потребности ребенка в пище, лечении, должном уходе, а также и в потребности эмоциональной поддержки, внимания, любви, не оказывает помощи в учебе, преодолении трудностей, не организовывает и не контролирует досуг ребенка.
Выделяются следующие особенности детей: они берут на себя роль родителей, поэтому быстро взрослеют; повышенный уровень конфликтности детей по причине частых семейных ссор (так называемые «забияки» и «драчуны»); поведение детей непредсказуемо.
У детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходности, тоски по лучшей жизни в семье. Поэтому в школе они отличаются пассивностью, безразличием к окружающей среде. Они чаще пребывают в состоянии страха и горя, страдают заниженной самооценкой, имеют проблемы с учебой и поведением в школе, могут вести себя неадекватно. Их взаимоотношения с окружающими, как правило, также неадекватны. Переживания поверхностны, неустойчивы, недостаточно осознаются детьми. Дети не помнят о последствиях своих действий и поступков, не планируют и не прогнозируют их заранее. К подростковому возрасту у детей из алкогольной семьи нарастают признаки социальной дезадаптации. Таким образом, физическому и психическому здоровью ребенка наносится большой вред.
Цель программы: психологическое сопровождение обучающихся, находящихся в социально-опасном положении.
— психологическая поддержка детей, находящихся в социально-опасном положении;
— реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений;
— побуждение к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребёнка в семье;
— повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей;
— разработка методических рекомендаций для родителей, педагогов.
Основные направления работы
В рамках данного направления задачей педагога-психолога является подробный анализ любого психодиагностического материала с целью выявления проблемных зон, имеющих отношение к эмоциональным, поведенческим, личностным и другим нарушениям, так как данные нарушения являются маркерами социально-опасного положения.
Проведя психодиагностический минимум, мы получаем достаточно большой массив информации, который нуждается в анализе, в том числе с позиции раннего выявления нарушений адаптации и социализации. Для раннего выявления не нужно дополнительных диагностических процедур. Кроме того, получить необходимую информацию вы можете, используя такой, к сожалению, незаслуженно забытый диагностический метод, как наблюдение. Наблюдать за ребенком могут учителя (по предложенной вами схеме) и, конечно, вы сами (на уроке, на переменах, во время ваших дежурств по школе или во время школьных мероприятий). (В приложении вы найдете памятку для педагогов, по которой они могут выявить детей группы риска.)
На что обращать внимание при анализе психодиагностических материалов (маркеры СОП):
• отставание в развитии (социальном, эмоциональном, интеллектуальном и личностном);
• наличие “набора” хронических заболеваний, причем некоторые из них характерны для взрослых и пожилых людей;
• высокая тревожность, страхи;
• проявления депрессии (темы серости, конечности жизни, “все плохо”, отсутствие цветности в описаниях или рисунках и пр.);
• наличие невротических состояний (грызет ногти, качается, есть тики, заикание, наматывает волосы на палец во время диагностики и т.п.);
• неудовлетворенность базовых потребностей: ребенок голодный (в ответах все сводится к еде), уставший (в ответах много астении, многие вопросы пропускаются, нет сил), запущенный внешний вид (ребенок грязный, одежда не соответствует сезону, размеру и пр.);
• проявления агрессии (аутоагрессии);
• проявление в ответах темы насилия (психического, физического, сексуального) и др.
Анализируя таким образом психодиагностическую информацию, вы выявите группу риска и затем с целью определения детей, находящихся в СОП, проведете дополнительное диагностическое обследование.
В него можно включить:
• проективный рисуночный тест (если еще не делали): ДДЧ, “Рисунок человека”, “Человек под дождем” или “Сильвер-тест”;
• “ Интеллектуальную шкалу Векслера для детей” (прояснение интеллектуального статуса и его особенностей);
• тест “Незаконченные предложения”;
• карту социальных связей;
• для подростков тест на выявление акцентуации характера (Личко или Леонгард);
• опросник социализации “Моя семья”;
При организации коррекционной работы с выделенной группой предложенную психодиагностическую батарею целесообразно проводить по окончании коррекционной программы с целью анализа динамики.
В рамках реабилитации важной для подростков в СОП является профдиагностика, которая позволяет оказать ребенку помощь в выборе профессии, сориентировать педагогов на усиление подготовки по определенным предметам, спланировать шаги для реализации задуманного.
Что касается семейной диагностики, то при работе с семьями в СОП часто стандартные методики не подходят в силу того, что родители имеют низкий культурный и интеллектуальный уровень и просто не понимают смысла вопросов и некоторых слов. Рекомендуем использовать метод интервью (с обязательным протоколированием и последующим анализом), “Матрицу определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания”, анализ карты семьи.
Все мероприятия, которые проводит в своем учреждении педагог-психолог, направленные на сплочение детских коллективов, на раннюю профилизацию, тематические акции и большие психологические игры, носят профилактический характер. Профилактика в отношении СОП прежде всего связана с ранним выявлением, а также с просвещением педагогов, родителей и самих несовершеннолетних.
Просвещение педагогов — это прежде всего информирование о том, какие существуют признаки, по которым можно увидеть, что ребенок находится в социально опасном положении, правовое просвещение (нормативные документы по СОП, уголовная ответственность в ситуации психологического насилия и др.), а также просвещение в области психолого-педагогического знания (специфика детей из семей СОП, особенности познавательной сферы этих детей и условия обучения, специфика взаимодействия с родителями из кризисных семей и др.).
Просвещение родителей несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, реализуется с целью повышения их психолого-педагогической и правовой грамотности. Очень важно переключить внимание родителей с фиксации на негативном поведении ребенка на себя, на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния. Важно, чтобы родители знали, в связи с чем у их ребенка возникают проблемы, а также о правовой ответственности в ситуации насилия в семье.
Работая с родителями в СОП, важно помнить, что они, как никто другой, нуждаются в просвещении. Просто необходимой для них является информация о том, какие есть возможности у членов семьи для медицинской или психологической реабилитации, к кому они могут обратиться за бесплатной помощью, какие есть кружки и секции, куда может ходить их ребенок, какие и когда дополнительные занятия по предметам может посещать их ребенок, какие мероприятия в школе помогут им более эффективно взаимодействовать со своими детьми.
Кроме того, просто необходимо организовать семейный клуб. В обычной жизни родители (особенно неблагополучные) имеют мало возможностей для получения информации о правильном воспитании своих детей и взаимодействии с ними. Организация неформального общения родителей детей группы риска за круглым столом или чаепитием с привлечением специалистов разного профиля (психологов, педагогов, юристов, медиков) является очень важным шагом в оптимизации родительско-детских отношений. Подобные клубы в первую очередь благоприятно влияют на состояние самих родителей. Участие во встречах семейного клуба помогает решить многие личные, семейные проблемы и проблемы родительско-детских отношений. Участники подобного клуба (как правило, мамы) становятся группой поддержки друг для друга.
Дополнительными (к общеклассным и общешкольным) профилактическими мероприятиями для детей в СОП будут консультации по трудоустройству (для детей старше 14 лет) и профилизации (с опорой на справочник, в котором есть информация о наличии общежития, питания и других важных для неблагополучного ребенка условий). Профилактическими мерами будет привлечение детей группы риска в волонтерские или медиаторские группы по профилактике конфликтов, ремонтной работе по школе, помощи неблагополучным детям из младшей школы.
Методическая работа в рамках сопровождения детей в СОП включает в себя:
• создание базы нормативных документов, регламентирующих деятельность психолого-педагогической и социальной службы и других субъектов процесса сопровождения семей в СОП;
• организацию методической базы, содержащей коррекционные и профилактические мероприятия для педагогов (классных руководителей);
• оказание методической поддержки педагогам, работающим в социальной гостиной.
Сопровождая семью в СОП, педагог-психолог проводит консультации для педагогов, специалистов, включенных в группу сопровождения, членов семей и подростков.
Индивидуальные консультации всегда ориентированы на случай. Их тематика может быть составлена в соответствии с выявленной проблемой. В ситуации сопровождения семьи в СОП индивидуальные консультации можно (а иногда и намного эффективнее) проводить по месту жительства. У неблагополучного родителя нет мотивации идти к психологу, и вам придется долго ждать его в своем кабинете. Если вы придете к нему, у вас будет возможность установить с ним доверительные отношения, проанализировать условия и особенности проживания детей, заключить договор о дальнейших действиях, дать первичную консультацию по наиболее актуальному вопросу.
Групповые консультации будут носить профилактический или информационный характер.
Для родителей: обзор нормативных документов по СОП (простым языком), виды семейного насилия и его последствия, ранняя алкоголизация, профессиональный выбор ребенка и др.
Для педагогов: обзор нормативных документов по СОП (особенно пункты об ответственности педагогов, в том числе юридической), о специфике обучения детей, находящихся в СОП, о раннем выявлении таких детей с опорой на памятки с маркерами СОП, о психологическом и других видах насилия, о профилактике изоляции ребенка в СОП в классном коллективе и пр.
Характерной особенностью организации консультирования членов семей в СОП является отсутствие мотивации к посещению специалиста. Вам необходимо будет несколько раз лично уведомлять родителей или детей о назначенной встрече и искать интересные для них мотивы. Для родителей мотивом может быть: параллельная социальная или медицинская помощь, конкретная психологическая поддержка от вас, выполнение пунктов заранее заключенного контракта (на оказание помощи семье). Для детей мотивом является: предложенная вами интересная деятельность, возможность получить нужную информацию, возможность получить от вас поддержку в образовательном процессе (психолог договаривается с учителями о дополнительных занятиях, индивидуальном подходе, пересдачах, возможности повышения балла по предмету).
Информационно-просветительская работа с родителями направлена на формирование жизнеспособной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, углубление и конкретизацию знаний о предупреждении правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
Рекомендации классным руководителям по взаимодействию с детьми из семей,
находящихся в социально опасном положении:
Изучать и использовать в работе психолого-педагогические характеристики учащихся.
Учитывать индивидуально-типологические особенности детей, видеть не только отталкивающие, но и привлекательные стороны характера.
Предупреждать конфликтогенные ситуации.
При возникновении сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с поведением ребенка, не оставлять ее на «потом».
Обсуждать конфликтную ситуацию наедине.
Давать ученику возможность проявить себя, показать свои способности в классном коллективе.
Использовать резервные возможности ребенка для реализации его социальных потребностей (во внимании, принятии, уважении, безопасности).
Памятка родителю о совладающем поведении
Данные меры помогут вам наладить жизнь, свободную от алкоголя:
Альтернативная деятельность: физические упражнения, отвлечение, расслабление, хобби, молитва.
Подкрепление неупотребления: чтение списка причин, по которым не следует возвращаться к употреблению, составление списка причин, по которым не следует возвращаться к употреблению, вознаграждение себя за воздержание, получение дополнительной информации о том, как поддержать себя.
Избегание деятельности, связанной с повышенным риском: избегание провоцирующих ситуаций, избегание знакомства с лицами, употребляющими алкоголь, избегание районов «повышенного риска».
Социальная поддержка: помощь самому себе, звонок другу или члену семьи, поддержка кого-то, кто в свое время прекратил употреблять алкоголь, поддержка окружающих.
Отношения в социуме — позитивные последствия: мысли о поддержке друзей, мысли о том, что ваш партнер будет счастлив после вашего отказа от алкоголя, мысли о детях: желание подать им хороший пример.
Отношения в социуме — негативные последствия: мысли о том, насколько вы будете отвратительны для окружающих, мысли о близких, которые будут очень расстроены, мысли о том, что друзья будут думать, что вы не способны бросить употреблять алкоголь.
Здоровье — негативные последствия: мысли о том, насколько сильно связан алкоголь с вашими болезнями, мысли о том, что употребление алкоголя может привести к смертельному исходу, мысли о других рисках для здоровья, связанных с алкоголем.
Мотивирование себя: отрицание, что алкоголь вам необходим, рассмотрение причин бросить употреблять алкоголь.
Сила желания: твердо принято решение бросить. Вы сжимаете зубы и заставляете себя не думать об алкоголе.
Каждодневное напоминание: активное вытеснение мыслей об алкоголе из сознания.
Закон: мысли о том, что вы не сможете заботиться о своих детях.
Обесценивание алкоголя: обращение к себе:
— «нет ничего хуже этого»;
— «это страшный наркотик».
Напоминание себе: алкоголь не может решить проблем, алкоголь и не может ничего исправить, алкоголь не поможет мне чувствовать себя лучше.
Позитивные обращения к себе:
— вера в себя: «Я могу это сделать»;
— достижение: «Посмотри, как прекрасно я с этим справился»;
— надежда: «Мне станет лучше (легче)»;
— базовое позитивное отношение к себе.
— мысли о себе как о человеке, свободном от злоупотребления алкоголем.
Примерная тематика индивидуальных бесед с родителями
« Внутренний мир ребенка»
« Созидательная сила любви»
« Взаимоотношения в семье»
« Индивидуальная работа дома, выполнение домашних заданий»
« Взаимоотношения в семье»
« Внутренний мир подростка»
« Созидательная сила любви»
« Речевое общение дома»
« Здоровье ребят и закаливание»
« Культура поведения в общественных местах»
« Оформление класса к празднику»
« Зимние прогулки с родителями»
« ПДД и их выполнение по дороге домой»
« Летний отдых детей»
« Обогащение словаря подростка в быту»
«Внимание к внутреннему миру подростка»
« Роль родителей в самовоспитании»
« Созидательная сила любви»
« Антиалкогольное воспитание детей»
« Воспитание читателя – забота общая»
« Воспитание элементов экономической культуры»
« Взаимоотношения в семье»
« Роль семьи в проявлении детской агрессивности»
« Трудный возраст и физическое состояние учащихся –подростков»
« Половое воспитание в семье. Атмосфера доверия и деликатности»
« Общение с детьми речью и жестами»
« Об уважительном отношении к старшим»
« Совместный отдых в каникулы и выходные дни»
« Культурное воспитание в семье»
« Развитие творческих способностей в семье»
« Половое воспитание в семье»
« Трудовое воспитание в семье»
« Подросток и деньги»
« Трудовое воспитание в семье»
«Личный пример родителей – основа нравственного воспитания в семье»
« Влияние физических упражнений на развитие детей и их здоровье»
« Дети и семейный конфликт»
« Антиалкогольное воспитание в семье»
« Внимание к внутреннему миру подростка»
« Воспитание девочки-подростка в семье»
« Подросток и деньги»
« Личный пример родителей»
« Трудовое воспитание в семье»
« Преодоление трудностей в юношеском возрасте»
« Внешний вид учащихся»
« Пропуски уроков, причины их»
« Взаимоотношения мальчиков и девочек »
« Выполнение режима дня»
« Вредные привычки, борьба с ними »
« Индивидуальное развитие и взросление »
Коррекционно-развивающая работа с детьми представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков развития и поведения, а также на развитие личности несовершеннолетних с помощью специально организованных средств социально-психологического воздействия. Такая работа способствует оптимизации психологических функций, обеспечивающих адаптивное поведение несовершеннолетнего, а также формированию навыков эффективного социального взаимодействия.
Социально-психологическая коррекция включает в себя четыре основных компонента: психокоррекцию, коррекцию агрессивного и разрушительного поведения, развитие самосознания, общения, формирование социальных навыков и социальной активности [3].
Специфика коррекционно-развивающий работы с детьми в социально опасном положении заключается в том, что эти дети находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной и сенсорной депривации, высоким уровнем тревоги и страхов (страхи несоответствия, одиночества, смерти и др.), высоким уровнем агрессии (аутоагрессии), высоким уровнем чувства вины и обиды. Отсюда — неадекватная самооценка, негативное самоотношение, рассогласованность образов “Я”. Без снятия острого эмоционального состояния и реабилитации “Я” невозможно провести коррекцию поведения. Часто такие дети на первом этапе сопровождения больше нуждаются в помощи врача, так как имеют психические растройства, множество серьезных хронических заболеваний, у них могут выявиться последствия физического или сексуального насилия в семье.
Основной формой коррекционно-развивающей работы с детьми в СОП остается групповое взаимодействие. В идеале — работа со всем классом (с ориентацией на ребенка группы риска). В таком случае утраченные или неразвитые навыки восстанавливаются в привычной среде сверстников, при этом сплачивается класс, реабилитируется социальный статус ребенка в классном коллективе.
Другой вариант — специально сформированные коррекционные группы. По составу они должны быть смешанными, то есть в них находятся не только дети в СОП, но и дети и подростки, нуждающиеся в коррекции агрессивного поведения, тревожных состояний, в развитии коммуниникативной компетенции или самосознания, и среди них — дети группы риска. Подобный состав группы содействует утраченной адаптации, дети не чувствуют себя изгоями, собранными в специальную группу для исправления. Кроме того, в подобной смешанной группе вам будет легче установить правила и им следовать.
В процессе групповой психокоррекции решаются следующие универсальные задачи:
• идентификация собственных чувств, мыслей, потребностей, избавление от страха сильных чувств и избегания близких отношений, проработка чувства стыда;
• принятие на себя ответственности за свои мысли, чувства и поведение;
• избавление от хронического чувства собственной неполноценности;
• повышение самооценки, формирование чувства собственной компетентности;
• принятие собственной уникальности;
• получение подтверждения принятия средой сверстников.
Индивидуальная коррекционная работа реализуется в ситуации, когда по каким-то причинам ребенок не может быть включен в групповую работу. Причиной могут быть психологическая травма, психическое расстройство, ситуация социальной изоляции (на первом этапе, а затем включение в группу), суицидальный риск, нежелание ребенка быть в сформированной группе.
Коррекционно-развивающие занятия будут включать в себя элементы психотерапии (различных подходов), арт-терапии, сказкотерапии, игровой терапии, психодрамы и др.
Первый шаг в коррекционно-развивающей работе с СОП – гармонизация эмоциональной сферы детей и подростков. Реализовать этот шаг можно с помощью различных мероприятий (общешкольных и групповых), где ребенок (подросток) получит положительный эмоциональный опыт.
• Психологические акции, в ходе которых у эмоционально депривированного ребенка (подростка) появляются новые друзья, новые игрушки (возможности). Например:
— общешкольные (или в параллели) мероприятия типа “Минута славы”, “Фабрика звезд”, в которых эти дети могли бы себя проявить и получить эмоциональные подкрепления;
— “ Доска знакомства” или “Наши открытия” — в каждом классе организуется доска на которой размещается информация о ребенке или подростке (фотографии, его творчество, его мечты, его обведенная рука, его пожелания одноклассникам, описание его предпочтений, что-то еще); информация должна носить эмоционально-положительный характер, там можно оставить место для отзывов одноклассников и учителей; через доску знакомства проходят все дети класса;
— “ День звезды” — каждый день какой-либо ребенок становится звездой дня (можно как-то символически это обозначать); в этот день все должны брать у него интервью, восхищаться им, брать автографы, хвалить.
• организация Выставки достижений, когда каждый депривированный ребенок включается в какую-то интересную и богатую положительным опытом деятельность, а затем в школе организуется выставка его достижений.
• Тренинг развития эмоционального интеллекта.
Этот шаг реализуется педагогом-психологом через различные мероприятия, позволяющие актуализировать образы “Я”, переориентировать их, развить самоинтерес, идентифицироваться с положительными образами, сформировать адекватную самооценку.
• В первую очередь организация клубов или студий (открытая форма), в работе которых будут участвовать разные дети. Психологический клуб (студия, театр или что-то еще) работает в тематически ориентированном формате, и его цель — позитивизация “Я”. Каждая встреча посвящена какой-то теме (темы могут предлагать ребята, или психолог продумывает темы на год), которая раскрывается через активные, креативные формы работы. Примерные темы: “Имя”, “Прошлое, настоящее, будущее”, “Достижения”, “Мечты и желания”.
• Большие психологические игры. Например, “Кто есть кто в Камелоте?”.
• Поиск и подготовка медиаторов из детей и взрослых, помогающих и поддерживающих позитивный образ “Я” в урочное и внеурочное время.
Это все — укрепление личностного ресурса.
Коррекция агрессивного и разрушительного поведения представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление агрессивного и разрушительного поведения детей и подростков в СОП. Комплекс направлений коррекционно-развивающей работы позволяет осуществить целостный системный подход к исправлению агрессивного и разрушительного поведения:
• обучение отреагированию (выражению) собственного гнева и в целом всей негативной ситуации приемлемым способом;
• обучение навыкам контроля и управления собственным гневом;
• обучение конструктивным поведенческим реакциям, снятие деструктивных элементов в поведении;
• снижение уровня личностной тревожности;
• формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
— на формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек, в том числе и употребления ПАВ;
— формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.
Параллельно социальный педагог, педагог-психолог заняты поиском внешнего ресурса — сверстника, взрослого, который является референтным, значимым лицом для ребенка в СОП и может оказать эмоциональную, дружескую поддержку.
1. Этап сбора предварительной информации.
Получение информации о жалобах родителей, педагогов, соседей, сверстников в первичной беседе с ними, а также из имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в подростке лиц.
Социально-педагогический и психологический анализ информации о подростке, полученной из более подробной беседы с родителями о предшествующих этапах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана.
Изучение запроса родителей и учителей – предметников, формирование гипотез относительно проблемы подростка.
Наблюдение за деятельностью подростка в различных условиях.
2. Этап психологического обследования ребёнка.
Определение общей стратегии обследования.
Составление конкретного комплекса методик для проведения обследования.
Проведение обследования и анализ продуктов деятельности.
Проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера, причин имеющихся трудностей.
3. Этап аналитический.
Включает обработку данных, постановку психологического и социально-педагогического диагноза, составление прогноза, разработку рекомендаций для построения программы.
4. Этап коррекционный.
Беседы с родителями и учителями относительно результатов обследования.
Обсуждение социально-педагогического заключения и прогноза развития.
Совместная работа по профилактике социальных вредностей.
Проведение индивидуальной работы
Основная задача индивидуальной (групповой) работы с подростком, оказавшимся в социально опасном положении: сориентировать на поиски выхода из критических ситуаций или (что более реально) на изменение его отношения к ним. Эффективным методом работы может быть беседа, которая проводится по следующим этапам:
Главные задачи этапа
контакта с собеседником, взаимоотношений сопереживающего