Грот у кремля что это
Итальянский грот в Александровском саду
Одной из «жемчужин» Александровского сада по праву считается искусственный грот, врезанный в земляную насыпь у Средней Арсенальной башни. Он известен под разными названиями: грот «Руины», «Итальянский», «Павильон-руина». Наименование пещеры обусловлено тем фактом, что в процессе строительства использовали обломки зданий, разрушенных войсками французов. Проект разработал архитектор О. Бове, а сам грот, возведенный в начале 20-х годов XIX в., стал символом восставшей из пепла Москвы, не преклонившей колена перед Бонапартом.
Внешний облик грота
Полукруглая арка из красного кирпича под завалами из обломков и камней обрамляет ворота из белого мрамора с четырьмя проходами. Конструкция соответствует тенденциями того времени в садово-парковой архитектуре и визуально делит монотонную линию Кремлевской стены. Невысокие колонны выглядят, тем не менее, так будто большая их часть ушла под землю под тяжестью обломков.
Внутренние стены грота декорированы барельефами и скульптурными фигурами мифических водяных лошадей, на которых ездили нереиды. Даже обломки, использованные в качестве строительного материала, обладают исторической ценностью. На них несложно заметить элементы отделки, характерные для находящегося неподалеку здания Арсенала.
У грота двоякая смысловая нагрузка: с одной стороны, он служит мемориалом павшим в войне с Наполеоном, а с другой – является стильным украшением Александровского сада. В XIX в. это место в Москве пользовалось популярностью у горожан; под сводами грота по выходным играл царский духовой оркестр.
Археологические находки
В очередной реставрации, проходившей в 2004 г., принимали участие археологи. Особых открытий не ожидалось, т. к. по историческим данным, на этом берегу реки Неглинной никогда не было человеческих поселений. Результаты раскопок опровергли эту версию: здесь были найдены предметы домашней утвари XV-XVII вв.
Ежедневно к гроту приходят люди, желающие соприкоснуться с историческим прошлым Москвы и сфотографироваться на фоне ее красивой достопримечательности.
Ближайшая станция метро: «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая».
Адрес: Александровский сад, Москва, Россия.
Похожие публикации:
Памятник Сергею Прокофьеву
Одиннадцатого декабря 2016 г. на территории Камергерского переулка г. Москвы в торжественной обстановке был позиционирован монумент в ознаменование 125-летней годовщины со дня рождения выдающегося русского и советского композитора Сергея Сергеевича.
Памятник Юрию Долгорукому
Мемориал, посвящённый легендарному основателю Москвы Юрию Долгорукому, открылся в начале лета 1954 года на Советской площади (современное название — Тверская). Авторами проекта выступали С. Орлов, Н. Штамм и А. Антропов, мастер по архитектурному ди.
Памятник А.С. Пушкину
6 июня достаточно широко отмечается в культурной среде и сегодня, однако в 1880 году в столице день рождения А. С. Пушкина праздновался с особенным размахом — к торжеству в честь знаменательной даты было приурочено ещё одно событие — открытие памят.
Мы в социальных сетях:
Грот «Руины» в Александровском саду в г.Москве
В Тверском районе Москвы находится парк, носящий название Александровский сад. Итальянский грот, расположенный в нем, также называющийся «Руины», был создан в начале 19-го века. Это архитектурное сооружение носит декоративный характер и украшает парк. О гроте в Александровском саду, истории его создания и особенностях подробно в этой статье.
История Александровского сада
Зеленый и благоустроенный Александровский сад разбит непосредственно у Кремлевских стен в Москве: на этом месте в прошлом протекала река Неглинная, но сегодня москвичи и туристы могут любоваться уникальными садово-парковыми композициями
, а также потрясающими воображение культурно-историческими памятниками.
Александровский сад – одна из наиболее значимых достопримечательностей
столицы вместе со знаменитой на весь мир Красной площадью, а также иными местами вблизи крепости с момента его включения в
исторический
ансамбль Кремля. Несмотря на такую известность, сам парк не отличается чрезмерно большой историей: его открыли в конце лета 1821 года.
По окончании Отечественной войны и разрушительного пожара 1912 года большая часть территории
Москвы была разрушена. Столицу, и особенно ее центральную часть, нужно было восстанавливать, поэтому на месте русла реки Неглинки, убранного в подземный коллектор, по
проектуархитектора
Осипа Бове были разбиты три сада:
Интересный факт! Со временем все три сада стали восприниматься как единое пространство, несмотря на то, что по изначальной задумке архитектора между ними четко прослеживались границы, и этот факт можно заметить даже сегодня.
Указ Александра I оповестил о начале строительных работ по возведению парка, который планировалось назвать Кремлевским. Но в 1856 году было принято решение переименовать культурный объект в честь бывшего императора
, и он стал Александровским. Это название парка у Кремля и дожило до наших дней.
На заметку! Бове предполагал применение воды реки Неглинной с целью организации декоративных прудов, однако такая идея не реализовалась на практике. Тем не менее красоты и оригинальности объектам
в саду не занимать: аллеи парка обросли памятниками и мемориалами, а некоторые из них даже превратились в самодостаточные городские достопримечательности. Их стремится увидеть множество туристов с разных уголков страны.
Единый ансамбль
В 2004 году осуществлялась реставрация грота. Как сообщали официальные источники, ремонт был вызван крайне плохим состоянием сооружения. Во время проведения работ археологи исследовали засыпку несущих конструкций грота, а также участка отделяющего его от Кремлевской стены.
Были обнаружены человеческие останки, керамика и другие артефакты. Находки относятся к различным периодам — от 13 до 18 века. В настоящее время все это передано в музей Московского Кремля.
Сегодня все желающие могут увидеть грот в Александровском саду и восхититься его выделяющейся архитектурой. Однако несмотря на то, что он создан в другом стиле, нежели Кремлевские стены, вместе они образуют великолепный ансамбль.
Прогулка по Верхнему парку
Северная часть Александровского парка в Москве тянется от Манежной площади до Троицкого моста. Ее именуют Верхним садом. Объект отделяется от здания Исторического музея и проезда подле него посредством массивной ограды из чугуна. Она была изготовлена умельцами по эскизу архитектора Евгения Францевича Паскаля. Чугунные ворота
на входе в сад, построенный у Кремля, декорированы символами победы России в сражениях с французскими завоевателями.
сад у Кремля был открыт ранее других ‒ в 1821 году. Он состоит из нескольких аллей, расположенных параллельно и перпендикулярно кремлевской стене и украшенных пешеходными дорожками с ухоженными деревья, кустарниками и цветущими с весны до осени клумбами. Здесь посетители увидят: голубые ели, акацию, дубы, клены, липы, кусты жасмина и боярышника.
Могила Неизвестного солдата
Неизвестного
солдата
была сооружена в Александровском саду в честь 25-й годовщины Великой Победы. Прах воина без имени, павшего в ожесточенном бою за столицу, перезахоронили в северной части сада. Поверх мемориала поместили надгробную плиту из камня, а на ней лежит знамя с солдатской каской и лавровой ветвью из бронзы. По центру мемориальной плиты установлена пятиконечная звезда: здесь круглые сутки не гаснет пламя Вечного Огня, что привлекает большое число туристов.
По левую сторону от погребения построена стена с
облицовкой из яркого шокшинского кварцита. По правую сторону тянется
аллея
, на которой установлены тумбы с именами городов-героев. В 2010 году рядом с ней в саду возвели стелу с названиями 45 городов-героев воинской славы.
охраняют солдаты, несущие службу в Президентском полке. Смена караула у памятника, выглядящая весьма зрелищно и поэтому привлекающая множество туристов, происходит один раз в час.
Грот Руины
Руины построен в Александровском саду по центру Верхнего парка вблизи Средней Арсенальной
башни.
Проект создал Осип Бове как напоминание москвичам и гостям столицы о
военных
событиях времен вторжения в Россию Наполеона со своим войском.
Оформление грота в Александровском саду осуществлялось с помощью каменных ядер времен Петра I и обломков, разрушенных французами зданий Москвы, а внутри полукруглой арки установили мраморную колоннаду. В XIX столетии под аркой, во время проведения различных торжеств, играл оркестр, пользующийся у москвичей большой популярностью. А вблизи южной части находятся каменные фигуры львов.
Вблизи грота в 1913 году в честь 300-летия правящей царской династии был построен величественный памятник-обелиск.
В советское время его несколько изменили, но тщательная
реставрация
, проведенная в последние годы, помогла восстановить первоначальный облик
памятника
. Сегодня он увенчан двуглавым орлом, видны
герб
и имена членов династии Романовых, а также гербы губерний и княжеств Российской империи.
Интересный факт! Неподалеку от памятника выстроено скульптурное изображение видного церковного деятеля ‒ патриарха
Гермогена. Он сыграл значительную роль в сохранении единства России в начале XVII столетия, поэтому многие туристы приходят поклониться памятнику.
Описание
Грот в Москве, в Александровском саду, по задумке О. И. Бове, стал символом возрождения разрушенного города. Именно поэтому при его постройке и использовались остатки московских зданий. Для того чтобы построить сам грот, был создан искусственный холм (больверк, бастион), в часть которого и был «врезан» грот. Интересный факт, что больверк был создан за век до этого, когда осуществлялась подготовка к обороне Кремля во время Северной войны. Тогда ожидалось, что шведская армия нападет на Москву, однако этого так и не произошло. Бастион же остался и спустя век послужил основой для создания архитектурной композиции.
Искусственные сооружения, такие как больверк или пещера, являлись довольно распространенным декоративным элементом при украшении садов и парков в 19-м веке. Грот в Александровском саду, помимо того, что был мемориалом, также служил прекрасным украшением парка.
Как свидетельствуют историки, основываясь на документах, в 19-м веке над ним был построен специальный крытый павильон. По праздникам здесь располагался оркестр и играл различные музыкальные произведения, развлекая отдыхающих.
Что можно увидеть в средней части парка
Средний сад открылся для посетителей спустя один год после Верхнего, а именно в 1822 году. Это самая просторная часть Александровского парка у Кремля, тянущаяся на 382 м от Троицкого моста до Боровицкой башни Кремля. Здесь, в начале XVI века, была построена приземистая Кутафья башня. Возводили ее особняком от кремлевских стен, чтобы обеспечить им надежную охрану с Запада. На воротах башни до сих пор присутствуют крепления от механизмов для поднятия моста над рекой Неглинкой.
Современный вид был придан укреплению в конце XVII столетия, когда его верх переделали в ажурную зубчатую корону. Эта достопримечательность известна далеко за пределами Москвы.
Средний парк в Александровском саду ежедневно посещает множество туристов и жителей Москвы, ведь здесь расположены кассы Кремля. Они функционируют ежедневно с 9:00 до 16:30, кроме четверга, и продают входные билеты для входа в:
Здесь же открыты камеры хранения для крупногабаритного багажа, рюкзаков и портфелей туристов, посещающих Александровский сад. Вещи сдаются в промежутке с 9:00 и до 18.30, но стоит помнить, что камеры хранения делают получасовые перерывы:
В 2014 году в центре Александровского сада установили новый монумент из бронзы ‒ скульптура Александра I на высоком постаменте
Архитектура и оформление
Сооружение имеет полукруглую арочную форму и создано из черного гранита и кирпича красного цвета. Для оформления грота использовались обломки с пьедесталов разрушенных памятников и декоративных сооружений. Над самой пещерой устроено два специальных подмостка, на которых установлены фигуры львов.
Визуально силуэт сооружения как бы разбивает линию Кремлевской стены, при этом сохраняется архитектурная гармония. Как считают ученые, грот стилизованный под античную старину, символизирует образ скоротечности времени. Вместе с тем придавая необычную красоту всей композиции.
Интересный факт, что во время мероприятий, проводимых при коронации монархов, грот в Александровском саду украшали так же, как и стены с башнями Московского Кремля. Например, при коронации Александра III его специально освещали при помощи бенгальских огней и другой иллюминации. Также рядом с сооружением работал фонтан, который не только был красив, но и дарил прохладу во время летнего зноя.
Как добраться
Добраться до Александровского сада в Москве у Кремля получится несколькими способами:
Александровский сад в Москве ‒ настоящий туристический бренд столицы: он отличается качественным благоустройством и озеленением, а также удивительно богатым культурным наполнением. На аллеях сада ежедневно гуляют тысячи туристов, любующиеся памятниками и стремящиеся приобщиться к истории России и Москвы в частности.
Достопримечательности Москвы
Одной из «жемчужин» Александровского сада по праву считается искусственный грот, врезанный в земляную насыпь у Средней Арсенальной башни. Он известен под разными названиями: грот «Руины», «Итальянский», «Павильон-руина». Наименование пещеры обусловлено тем фактом, что в процессе строительства использовали обломки зданий, разрушенных войсками французов. Проект разработал архитектор О. Бове, а сам грот, возведенный в начале 20-х годов XIX в., стал символом восставшей из пепла Москвы, не преклонившей колена перед Бонапартом.
Итальянский грот, превратившийся в «Руины»
Не знаю как у Вас, но иногда, проходя мимо вроде бы знакомых мест, обнаруживаешь что-то новое.
Декабрьским вечером 2017 года я спешил к входу в Кремль, чтобы успеть туда попасть в ходе многочасовой прогулки по Москве И дольше века длится день в Москве. Часть 3. Вечер в Кремле и на Красной площади. Возле кремлёвской стены заметил нагромождение камней.
Так я очутился возле грота «Руины».
Когда-то на месте Александровского парка текла река Неглинка, а напротив Средней Арсенальной башни располагался пруд.
Москву не раз захватывали иноземные воинства. Опасаясь возможного нападения шведов на Москву во время Северной войны, Пётр Первый приказал в 1707 году укрепить Кремль и Китай-город. Вокруг Кремля были устроены земляные бастионы треугольной формы болверки (от нем. «bollwerk», что означает «оплот», «бастион»). Вдоль реки Неглинной возвели пять болверков: Боровицкий, Неглинный, Троицкий, Никитский и Воскресенский.
Работы начались 1 июня 1707 года. Строительство бастионов контролировали лично члены императорской фамилии. 20 октября 1707 года приезжал царевич Алексей Петрович, в честь него устроили проверочную стрельбу с недостроенных болверков. Дав указание ускорить строительство, царевич убыл восвояси. В декабре 1707 года прибыл сам император Пётр Первый, его также позабавили стрельбой. А за несколько месяцев до этого, после начала строительства, император успокаивал москвичей: «Известно нам здесь учинилось, что у вас на Москве не малый страх произошел, оттого что стали крепить Московские городы; и то нам зело дивно и смеху достойно, что мы час от часу от Москвы дале, а вы в страх приходите…»
В тот раз обошлось, войско шведского короля Карла IX было разбито под Полтавой, а через сто лет с Наполеоном в Москве не воевали, сдав столицу без боя. Так укрепления и не пригодились. Зато пригодились для засыпки старого русла Неглинной.
После разрухи, воцарившей в городе Москве после «визита вежливости» французского императора Наполеона Бонапарта, была создана императорским указом от 5 мая 1813 года «Комиссия о строении Москвы». Главной задачей её было ликвидация последствий пожара 1812 года, заодно была решена задача перепланировки Москвы. Комиссия плодотворно трудилась почти тридцать лет, хотя первоочередные задачи по восстановлению были решены в основном за первые пять лет.
который с 1814 году был назначен главным архитектором «фасадической части», надзирающим за проектами и их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Под его руководством с 1820 года приступили к созданию Александровского сада. Вот тогда пригодились болверки, а если быть точнее строительный материал, из которого они были сооружены, которым был засыпан овраг, где текла река и располагался пруд.
На получившейся ровной площадке был обустроен мемориальный сад в лучших традициях итальянских садов эпохи Ренессанса.
Одним из элементов таких садов являлись гроты, лабиринты и скульптурные группы. Поэтому уже в июле 1821 года на месте Никитского болверка появился грот в стиле эпохи классицизма. Бове дал ему название «Итальянский грот», но название не прижилось, и грот более известен как «Руины». Этому способствовала легенда о том, что для сооружения грота использовались обломки сгоревших в пожаре 1812 года обломков домов.
Александровский сад стал одним из излюбленных мест для променада праздно гуляющей московской публики, а в нише, расположенной под сводами грота, по праздникам играл духовой оркестр.
В советское время идеей с оркестром не заморачивались. Вот так выглядел грот в 1920 году, умиляет детская песочница.
Постепенно грот становился все более не приглядным, зарос грязью и пылью, а на колоннах во множество появились надписи типа «Здесь был Вася».
В 2004 года была проведена частичная реконструкция и ныне грот выглядит вполне нормально.
16 исторических достопримечательностей Александровского сада
В Тверском районе Москвы находится парк, носящий название Александровский сад. Итальянский грот, расположенный в нем, также называющийся «Руины», был создан в начале 19-го века. Это архитектурное сооружение носит декоративный характер и украшает парк. О гроте в Александровском саду, истории его создания и особенностях подробно в этой статье.
Несколько слов о создании
История грота в Александровском саду (Москва), расположенного рядом с Арсенальной Кремлевской башней, началась на заре 19-го века. В период с 1820 по 1823 год проводились работы по благоустройству мемориального парка рядом с Московским Кремлем. В 1821 году рядом со Средней Арсенальной башней был создан грот в Александровском саду. Как говорилось ранее, он назывался «Итальянский» или «Руины». Интересный факт, что второе из указанных названий грот получил из-за того, что при его возведении использовались остатки зданий, разрушенных в 1812 году войсками Наполеона.
Автором проекта стал известнейший архитектор того времени О. И. Бове, который внес огромный вклад в восстановлении Москвы после разрушений Отечественной войны 1812 года. Следует отметить, что он был создателем многих зданий, построенных в стиле классицизма в Санкт-Петербурге, некоторые из них сохранились и до настоящего времени.
Александровский сад Москва как добраться?
Вход в Александровский сад свободный. Зайти можно со стороны Красной площади, ближайшее метро Охотный ряд. Еще один вход со стороны Троицкого моста (рядом метро Александровский сад). Попасть в Александровский сад возможно через торговый центр Охотный ряд. Сад открыт для посещений круглосуточно.
Прекрасный парк появился в начале 1820-х годов, по печальной причине: необходимости восстановить и обустроить город после пожаров 1812 года. Проектированием занимался архитектор О. Бове. Сад занял площадь в 10 га между Угловой Арсенальной башней и Москва-Рекой. Когда-то здесь текла р. Неглинка, русло которой еще до строительства парка убрали под землю. Комплекс делился на три сада: Верхний, Средний и Нижний. Разделение прослеживается и сейчас. Основные памятники и достопримечательности – в Верхнем саду, который расположен между Угловой Арсенальной башней и Троицким мостом. Параллельно стене Кремля и Манежной площади проходят три прогулочные аллеи.
В разное время года сад благоухает ароматами сирени, жасмина, боярышника, акации. «Аксакал» среди его деревьев – двухсотлетний дуб. Розарий состоит из трех тысяч роз, а в центре его посажена голубая ель, которую наряжают к зимним праздникам. У выхода к Манежной площади разбиты самые большие цветочные клумбы парка. Один из крупнейших цветников – напротив Итальянского грота.
Описание
Грот в Москве, в Александровском саду, по задумке О. И. Бове, стал символом возрождения разрушенного города. Именно поэтому при его постройке и использовались остатки московских зданий. Для того чтобы построить сам грот, был создан искусственный холм (больверк, бастион), в часть которого и был «врезан» грот. Интересный факт, что больверк был создан за век до этого, когда осуществлялась подготовка к обороне Кремля во время Северной войны. Тогда ожидалось, что шведская армия нападет на Москву, однако этого так и не произошло. Бастион же остался и спустя век послужил основой для создания архитектурной композиции.
Искусственные сооружения, такие как больверк или пещера, являлись довольно распространенным декоративным элементом при украшении садов и парков в 19-м веке. Грот в Александровском саду, помимо того, что был мемориалом, также служил прекрасным украшением парка.
Как свидетельствуют историки, основываясь на документах, в 19-м веке над ним был построен специальный крытый павильон. По праздникам здесь располагался оркестр и играл различные музыкальные произведения, развлекая отдыхающих.
Нижний сад
Нижний сад открылся в 1823 году. Небольшой участок территории длиной 132 метра расположен за Боровицким мостом и первоначально простирался до Водовозной башни Кремля (там, где река Неглинная впадала в Москву-реку). Через столетие, когда строился Большой каменный мост, эта часть сада была срезана. Здесь нет прогулочных зон, памятников и мест отдыха. Единственное, что напоминает о старинном саде, – стройные ряды цветущих лип.
Достопримечательности Александровского сада, исторические и современные, образуют уникальный архитектурно-парковый ансамбль. Здесь находятся памятники, обелиски и монументы, посвященные воинским победам России, выдающимся личностям и полководцам. Аллеи с ухоженными деревьями, поляны с цветами, причудливые клумбы и фонтаны, расположенные в разных частях сада, придают комплексу нарядный вид и располагают к приятному отдыху. Александровский сад, красивый и ухоженный во все времена года, продолжает оставаться излюбленным местом отдыха москвичей и гостей столицы.
Архитектура и оформление
Сооружение имеет полукруглую арочную форму и создано из черного гранита и кирпича красного цвета. Для оформления грота использовались обломки с пьедесталов разрушенных памятников и декоративных сооружений. Над самой пещерой устроено два специальных подмостка, на которых установлены фигуры львов.
Визуально силуэт сооружения как бы разбивает линию Кремлевской стены, при этом сохраняется архитектурная гармония. Как считают ученые, грот стилизованный под античную старину, символизирует образ скоротечности времени. Вместе с тем придавая необычную красоту всей композиции.
Интересный факт, что во время мероприятий, проводимых при коронации монархов, грот в Александровском саду украшали так же, как и стены с башнями Московского Кремля. Например, при коронации Александра III его специально освещали при помощи бенгальских огней и другой иллюминации. Также рядом с сооружением работал фонтан, который не только был красив, но и дарил прохладу во время летнего зноя.
Внешний облик грота
Полукруглая арка из красного кирпича под завалами из обломков и камней обрамляет ворота из белого мрамора с четырьмя проходами. Конструкция соответствует тенденциями того времени в садово-парковой архитектуре и визуально делит монотонную линию Кремлевской стены. Невысокие колонны выглядят, тем не менее, так будто большая их часть ушла под землю под тяжестью обломков.
Внутренние стены грота декорированы барельефами и скульптурными фигурами мифических водяных лошадей, на которых ездили нереиды. Даже обломки, использованные в качестве строительного материала, обладают исторической ценностью. На них несложно заметить элементы отделки, характерные для находящегося неподалеку здания Арсенала.
У грота двоякая смысловая нагрузка: с одной стороны, он служит мемориалом павшим в войне с Наполеоном, а с другой – является стильным украшением Александровского сада. В XIX в. это место в Москве пользовалось популярностью у горожан; под сводами грота по выходным играл царский духовой оркестр.
Единый ансамбль
В 2004 году осуществлялась реставрация грота. Как сообщали официальные источники, ремонт был вызван крайне плохим состоянием сооружения. Во время проведения работ археологи исследовали засыпку несущих конструкций грота, а также участка отделяющего его от Кремлевской стены.
Были обнаружены человеческие останки, керамика и другие артефакты. Находки относятся к различным периодам — от 13 до 18 века. В настоящее время все это передано в музей Московского Кремля.
Сегодня все желающие могут увидеть грот в Александровском саду и восхититься его выделяющейся архитектурой. Однако несмотря на то, что он создан в другом стиле, нежели Кремлевские стены, вместе они образуют великолепный ансамбль.
Автор: Ольга Стрелкова
Mascaron.org v.0.1
Львы грота «Руины» Александровского сада
Но в действительности не так все просто с этими львами на гроте “Руины”….
Обратившись к официальному сайту музеев Кремля, находим: “…Современный вид Грот приобрел после реставрации 1958-1959 годов…..В этот период были воссозданы практически полностью утраченный колонный портик и ограждение верхней площадки с фигурами каменных львов;…” (https://www.kreml.ru/research/research-and-projects.sadovo-parkovyy-pavilon-grot/2004/ ). А в издании “Памятники архитектуры Москвы Кремль, Китай город, Москва”, “Искусство”, 1982 г. в описании Александровского сада и грота “Руины” (стр 482) сказано: “ Верхняя площадка холма служила для оркестра; фланкирующие ее ограду скульптуры львов были утрачены и ныне воссозданы по аналогам”.
Какой же вид имел грот до его “современного вида”? Обратимся к фотодокументам. Вот фотографии грота начала 20 века – датируемые 1910, 1911 и 1920 годами.
Отчетливо видно, что “фланкирующих ограду” львов нет.
Да и на гравюре 1853 года (И.И. Шарлеманъ, 1824-1870 гг) так же явно обозначена верхняя площадка грота с восседающим посетителем, но…опять-таки никаких львов.
И, наконец, гравюра уже первой половины 19 века (Храм Христа Спасителя еще не возведен) также не позволяет предположить наличие “фланкирующих ограду” львов.
Проект выражает огромную благодарность сотрудникам фототеки Музея архитектуры имени Щусева, которые любезно предоставили возможность ознакомиться с их архивом. Ни на одной фотографии начала 20 века грота “Руины” не были обнаружены львы. Фотографии, где впервые появляются львы на гроте “Руины”, датируются 1959-1960 годами, что и соответствует приведенной музеем Кремля выше справке.
Возможно, среди документов Экспедиции кремлевского строения сохранились какие-то материалы, которые и позволили специалистам специализированной реставрационной мастерской института «Моспроект» в середине 20 века воссоздать львов на гроте “Руины”. Нашему проекту эти документы (если они и существуют!) не известны. И, опираясь только лишь на приведенные выше фотодокументы, и другие графические изображения (отметим, что на некоторых ранних гравюрах можно допустить наличие каких-то фигур) в том числе и 19 века, можно предположить, что присутствие нынешних львов на гроте “Руины” – это все же привнесенный “штрих”, отличающейся от авторского, задуманного Осипом Бове, облика грота. Кстати заметим, что и в путеводителях второй половины 19 века не встречается упоминание о львах на Итальянском гроте Александровского сада.
Но на этом “тайна” этих двух львов из Александровского сада не заканчивается….
Коль скоро можно утверждать (с большой вероятностью), что по замыслу Бове на гроте не было львов, то возникает вопрос – по каким же таким аналогам, как указывают приведенные выше документы, нынешние “обитали” были “воссозданы”? Оказалось, что эти аналоги сейчас “обитают” буквально в нескольких сотнях метров от Александровского сада, на Воздвиженке, во дворе Музея архитектуры имени Щусева.
Ниже приведены парные фотографии льва из музея архитектуры и из Александровского сада.
Таким образом, есть все основания полагать, что и на гроте “Руины”, и во дворике музея архитектуры размещены одни и те же львы, но созданные резчиками по камню в разное время. Львы, возлежащие на гроте “Руины” в Александровском саду — это просто современная копия исторически львов из музея архитектуры. А их “родина”, как на это указывает табличка во дворике музея — усадьба Хераскова-Разумовского, он же Английский клуб на Тверской.
Когда речь заходит о доме Хераскова-Разумовского, прежде всего, вспоминаются известные “львы на воротах”, о которых писал Пушкин в романе “Евгений Онегин”. Но появились они при Льве Кирилловиче Разумовском уже только в начале 19 века. А эти львы — изваяния 18 века, и со слов специалистов музея архитектуры, были вывезены в 30-х (?) годах 20 века из… сада этой усадьбы. Сад когда-то простирался за усадьбой в сторону нынешнего Трехпрудного переулка. На территории Донского монастыря после образования Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева с 1935 размещались его экспонаты. Именно сюда и были вывезены львы из сада усадьбы Хераскова-Разумовского. Но уже в 90-ые года 20 века, когда территория монастыря была передана в руки РПЦ, экспонаты музея, включая и этих львов, были перемещены на Воздвиженку.
Огромная благодарность тем сотрудникам музея, настоящим сподвижникам, которым удалось буквально спасти в конце 90 годов прошлого века бесценные памятники истории и культуры. На этой фотографии как раз сохранен для истории тот самый момент, когда львы из усадьбы Хераскова перевезли во дворик на Воздвиженке из Донского монастыря.
Какая непростая история скрывается за, казалось бы, таким, всем хорошо известным памятником в самом центре Москвы. Не вызывает сомнения, что этот знаковый для Москвы памятник фактически имеет сейчас новый облик, несколько отличный от своего первоначального, задуманного великим Осипом Бове.
Не менее удивительна и судьба львов из усадьбы Хераскова-Разумовского. Они, эти львы, побывали в 18 веке и в саду около Трехпрудного переулка, и через две века в Донском монастыре, и теперь и на Воздвиженке. А их современные “клоны” вот уже больше полувека как поставлены на охрану уже совсем “не своего” исторического памятника– итальянского грота “Руины” Александровского сада.
Архитектура
Арка, 2007 год
Голова льва со смотровой площадки грота, 2007 год
Памятник представляет собой искусственную пещеру, образованную каменным сводом и четырьмя белыми дорическими колоннами. На архитраве приземистой коллонады расположены барельефы с символами воинской славы и изображениями гиппокампусов, мифологических лошадей с рыбьими хвостами[3]. Грот выполнен в форме полукруглой арки из красного кирпича и чёрного гранита, а в его стены вмонтированы детали разобранных после пожара московских зданий. В качестве декоративного оформления использовались также обломки пьедесталов, колонн и каменные ядра. Над гротом помещены фигуры львов[5][2].
Романтический силуэт грота визуально разбивает единую линию стен Кремля[9]. По мнению историка и краеведа Петра Сытина, «имитация ветшающей древности, создающая наглядный образ уходящего времени, должна была придать постройке грустное очарование в духе театрального романтизма садово-парковых ансамблей того времени»[6]. Построенный в форме белокаменной раковины, грот стал последним образцом русского классицизма в кремлёвском ансамбле[10][11].
Задуманный как мемориал разрушенному в 1812 году городу, грот символизирует возрождение Москвы из пепла[12][13]. Исследователь Оксана Махнева-Барабанова рассматривает идею контраста простоты и «игры масс» с «искусно обработанным» ордером в контексте работ Клод-Николе Леду[14].
В стены пещеры вмонтированы детали разрушенных французами в 1812 году московских зданий. Однако краевед и историк Александра Смирнова считает это легендой[15]. В качестве декоративного оформления использовались также обломки пьедесталов, колонн и другого сроительного материала. Так, среди обломков легко заметить детали с отделкой расположенного поблизости здания Арсенала. Наиболее удивительной деталью является средневековое каменное ядро диаметром 60 сантиметров[5][2].
На вершине грота помещается смотровая площадка, украшенная двумя скульптурами львов. Вход на площадку находится в южной части памятника[3].