Греческая лучше жить в бедности но честно чем в богатстве но в
Урок-размышление на тему: «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом» (Роберт Бёрнс стихотворение «Честная бедность»)
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Юрюзанский технологический техникум»
Тема: Урок-размышление на тему:
«Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом»
(Роберт Бёрнс стихотворение «Честная бедность»)
Карпиюк Зинаида Федоровна
Преподаватель русского языка и литературы
Урок-размышление на тему:
«Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом»
(Роберт Бёрнс стихотворение «Честная бедность»)
-Ознакомить учащихся с шотландским поэтом Р. Бернсом и его стихотворением «Честная бедность», проследить отражение в его стихотворении таких нравственных категорий как честь, достоинство, гордость, ответственность и т.д.
-Пробудить у учащихся живой отклик на проблемы и нравственные принципы поэта своего времени.
— Содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к таким понятиям как «честь, достоинство, гордость »;
формирование культуры, гуманных качеств личности учащихся;
совершенствование навыков общения;
воспитание любви к литературе.
Тип урока: Урок применения знаний и умений
Форма урока: Урок-размышление
Методы проведения урока: частично-поисковый, репродуктивный, информационный.
Методические приемы: беседа, выступление учащихся, создание проблемной ситуации.
Межпредметные связи: русский язык; история.
Оборудование: компьютер, экран, презентация.
1. Организационный момент 2мин.
1.1. Вступительное слово учителя 2мин.
2. Актуализация опорных знаний 2мин.
(выразительное чтение стих. уч-ся) 5мин
2.2. Анализ стихотворения 25мин
3. Подведение итогов 7 мин.
4. Домашнее задание 2мин.
«Мне кажется, что, если бы я мог, я осушил бы все слезы на всех глазах».
— постановка цели и задач (Презентация, слайд 1-2).
А) Выявить жизненную позицию поэта;
Б) Развивать монологическую речь учащихся;
В) Воспитывать культуру общения учащихся, качества как честь, достоинство, гордость.
1.1.Вступительное слово учителя:(Слайд 3-4)
Особое место в английской литературе XVIII века занимает творчество замечательного шотландского поэта Роберта Бернса (1759—1796).
Роберт Бернс родился в семье бедного крестьянина в деревне Аллоуэй в окрестностях шотландского города Эйр.(Слайд 5)
У его отца не было собственной земли, он арендовал ее у помещика; глинобитная хижина была построена им самим.
Едва научившись грамоте, маленький Роберт Бернс должен был помогать отцу в работе.
С детских лет будущего поэта волновала народная песня.
Шотландские народные баллады будили его воображение.
Поэт впитывал в себя все живое и здоровое, подлинно народное в этом наследии.
Ему нравились песни, в которых изображались чувства и переживания таких же простых людей, как и он.
Учился Бернс урывками, читал, что попадалось под руку.
В короткие часы досуга и за работой рождались певучие строфы, в которых поэт воплощал волновавшие его чувства.
Судьба Роберта отразила одновременно величие и бессилие века Просвещения:
молодой пахарь сразу, в первом же сборнике стихов заявил о себе как поэт огромного дарования, но считался недостаточно образованным для того, чтобы занять скромную чиновничью должность.
Он гордился своей принадлежностью к трудовому и свободолюбивому народу:
«Как бы я ни был беден, у меня есть мое независимое состояние — мой плуг».
Для него, сына своего века, чтение стало жизненной потребностью.
В одном из своих последних стихотворений Бернс провозглашал основную просветительскую идею:
Да здравствует право читать,
Да здравствует право писать.
Кто вынужден правду скрывать.
Поэт доискивался до правды во всем: в сфере чувств и в мире социальных отношений. Требование правды являлось для него нравственной опорой в борьбе с несправедливостью и злом. А он борец.
2. Актуализация опорных знаний:
«Мне кажется, что, если бы я мог, я осушил бы все слезы на всех глазах».(Слайд 6)
И хотя слава открыла перед поэтом двери дворцов, он не стыдился своей бедности, но и не выставлял ее напоказ.
Центральным лирическим героем песен Бернса был простой человек — труженик.
Главное правило урока литературы:
Нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения.
(Выразительное чтение уч-ся стих. «Честная бедность») (Слайд 7-8)
-Кто является главным героем стих.?
В стихотворении «Честная бедность», герой — человек, сознающий собственное достоинство:
Кто честной бедности своей
Стыдится и всё прочее,
Тот самый жалкий из людей,
Трусливый раб и прочее.
Герой Бернса исполнен чувства собственного достоинства.
Изнурителен труд его, тяжела его доля, но он гордится тем, что он честный труженик.
Кто честным кормится трудом, —
Таких зову я знатью, —
уверенно заявляет поэт, противопоставляя честную бедность бесчестному богатству и знатности.
В стихотворении несколько раз звучат слова честь и достоинство.
Найдите в толковом словаре значение этих слов.(Слайд 9)
Достоинство— совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе*.
Честь — внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть**.
* Ожегов С.И. Словарь русского языка, М. Русский язык.1986, с.153.** Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах, Т. 4. М., Прогресс,1994,с.1326.
Посмотрите, как тесно связаны эти понятия — честь и достоинство.
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Это мудрое стихотворение одновременно и грустное, и шутливое.
А легко ли живется лирическому герою и его близким?
Мы хлеб едим, и воду пьём,
Мы укрываемся тряпьём.
А между тем дурак и плут
Одеты в шёлк и вина пьют.
Есть ли смешные строчки в стихотворении? Найдите их.
Вот этот шут — природный лорд,
Ему должны мне кланяться,
Но пусть он чопорен и горд,
Бревно бревном останется.
Чем достигается комический эффект?
Лорд оказывается шутом. Он чопорен и горд — чем?
Поэт называет его «бревном». Это метафора.
-Дайте определение метафоры.(Слайд 10)
На чем основаны данные метафоры?
На сходстве предметов — облик, сообразительность, ум лорда позволяет сравнить его с шутом и бревном.
Обратите внимание на противопоставление образов и понятий.
Как называется такой прием? (Антитеза.)
-Дайте определение антитезы.(Слайд 11)
Какие образы и понятия противопоставляются?
Но поэт призывает смотреть и «судить не по платью»
Награды, лесть и прочее
Не заменяют ум и честь
И все такое прочее!
Стихотворение было бы очень грустным, если в основе его была лишь антитеза:
бедняки, достойные лучшей судьбы, и богачи с наградами, в шелках, орденах и лентах.
Но стихотворение не ограничивается лишь антитезой.
Оно убеждает не падать духом, верить и надеяться на лучшее будущее.
Четкой политической программы у Бернса не было.
Он не знал, как и когда можно будет покончить с несправедливым социальным порядком.
Но, выражая устремления широких трудовых масс, он воплощал в своем творчестве мечту лучших людей народа о светлом будущем.
Образы «веселых нищих», радость жизни, бьющая через край, вопреки всем тяготам жизни, отражали оптимистическое мироощущение народа — труженика, твердо верившего в то, что
Настанет день, и час пробьет,
На всей земле придет черед,
Стоять на первом месте!
Могу вам предсказать я,
Все люди станут братья!
И вывод, в ХIХ веке песню Бернса называли «английской Марсельезой».
Поэзия Бёрнса проста, но очень изящна и полна жизненных сил и веселья, она близка к народным песням и балладам.
Сына крестьянина всю жизнь интересовали человеческая сущность, понятия о морали, богатая бедность или наоборот, бедное богатство.
Стихотворение «Честная бедность» — это один из ответов на множество вопросов: почему человек беден, что поможет ему вырваться из нищеты, как сохранить чистоту в душе, при этом имея возможность обогатиться и т. П
Бернс в стихотворении призывает не стесняться своей бедности.
Человек, зависящий от денег, богатства, не может быть оценен как человек умный.
Это стихотворение созвучно с русской поговоркой: «Встречают по одежке, провожают по уму».
Обаяние лирики Бернса доступно русскому читателю благодаря замечательным переводам С.Я Маршака.
Россия ХIХ века восторженно встретила Бернса.
Тургенев предлагал Некрасову перевести его стихи, сопроводив в письме свою просьбу такой оценкой: «Бернс—это чистый родник поэзии».
Некрасову не удалось осуществить это желание.
Переводили Бернса М. Лермонтов, М. Михайлов, Э. Багрицкий и другие.
Переводы С. Маршака сделали творчество Бернса дорогим и близким читателю нашей страны.
Жизнь поэта оборвалась рано. В возрасте 37 лет он скончался от тяжёлой болезни.
37- вообще роковая цифра для поэтов.
Это случилось в 1796 году.
Но и по сей день в Шотландии нет ни одного человека, который не знал бы наизусть песен и баллад Роберта Бернса. (Слайд 12).
Мне кажется, что время, о котором Бернс мечтал, еще не наступило.
Стремление людей жить лучше — естественно, но стремление жить лучше за счет окружающих — примета нашего времени.
Умные люди сегодня прозябают, а в чести тот, кто хитрее, сильнее физически, у которого крепче нервы.
Конечно, не всегда и не везде это так, во многих демократических странах люди ценят не деньги и не знатность, а настоящие человеческие качества.
Лично я (как и Роберт Бернс) верю, что рано или поздно, но это произойдет на всей земле. Люди не будут пресмыкаться перед богатыми. Не будут стараться, во что бы то ни стало разбогатеть, а будут стремиться стать богаче душевно.
Верю, что люди все больше и больше будут заботиться друг о друге, невзирая на происхождение.
Будем надеяться: Что будет день, Когда кругом Все люди станут братья!
А человеческие качества тогда будут действительно оцениваться по достоинству.
Православная Жизнь
Как непросто порой видеть дорогую машину соседа, фотографии подруги на экзотических островах, последний айфон у коллеги! В голову так и лезут мысли: «Почему? Как вышло, что они богатые, а я — бедный? Видно, такая воля Божья обо мне!» Так ли это?
Бог не создавал человека богатым или бедным
В последнее время принято обвинять Творца во всём, что происходит с родом человеческим. Войны, эпидемии, погода, отсутствие стабильности — всё Он. Винят Его и в том, что одни люди богаты, а другие нуждаются. Однако Бог не создавал человека богатым или бедным — Он создал его по образу и подобию Своему. Каждому Он дарует определённый талант, нет людей бесталанных.
Говоря о богатстве и бедности, давайте вспомним первых людей. Адам был богатым человеком или бедным? А если вспомнить Христа — как Его уровень богатства оценить? На мой взгляд, богатый человек — это тот, кто сумел реализоваться в жизни, стал успешным и востребованным в своём деле. Когда человек успешен и нужен — в своей семье, в обществе, среди друзей, — он ощущает счастье и гармонию. Он в ладу с собой и всем, что его окружает. То, что сегодня подразумевают под словами «богатый человек» — то есть обладание значительными материальными благами — никакой гармонии не предполагает. Я общался с богатыми людьми, и сказать, что они все счастливы, не могу.
Выжить в век потребления
У каждого из нас есть какие-то желания, связанные с материальными благами — купить квартиру, машину, что-то ещё. Кажется, что их реализация принесёт счастье, но это иллюзия. Мы к стремимся к обладанию вещью, покупаем её, радуемся какое-то время, а через некоторое время хотим чего-то другого. Принесла ли покупка счастье? — нет. Она только удовлетворила какие-то потребности, с её помощью мы воплотили какую-то материальную мечту, не более.
Мы живём в век потребления, когда человека буквально заставляют постоянно и бесконечно приобретать. В рекламные кампании вкладываются колоссальные деньги. С телеэкранов, глянцевых страниц и просторов интернета человеку внушают: если ты не приобрёл последнюю модель телефона или определённую марку автомобиля — значит, ты неуспешен. Порой доходит до абсурда, и люди жертвуют многим для того, чтобы приобрести что-то популярное и почувствовать иллюзорное счастье.
Несколько лет назад я прочитал пугающую и очень поучительную историю о том, как один китаец продал почку, чтобы купить последнюю модель айфона. Этот телефон устарел за год и сейчас стоит в разы меньше, а человек лишился почки, без которой ему теперь жить всю жизнь. Вот пример того, насколько эффективным может быть маркетинг и как он может влиять на людей.
Приведу ещё один пример. Я когда-то освящал дом одной пожилой женщины. Там стоял холодильник производства шестидесятых-семидесятых годов, и он работал. Открыв его, женщина сказала: «Посмотрите, эта лампочка сколько лет уже горит! А дочка моя купила холодильник, и у неё лампочка перегорела через полгода. Как так?» Дело в том, что сегодня производят вещи, которые служат недолго. Нас буквально заставляют приобретать новую бытовую технику, вещи, гаджеты — снова и снова потреблять.
Быть богатым — плохо?
Самое грустное, что люди утрачивают понятие об истинных ценностях и забывают о важности внутреннего богатства. Внутреннее богатство — это когда человек живёт с Богом, у него есть любимые семья и работа. Когда же смыслом жизни становятся бесконечное потребление и гонка за материальными ценностями — это удручает.
Я ни в коем случае не утверждаю, что обладать какими-то материальными благами — это плохо или греховно. Нет! Если Господь дал человеку разумение, и он смог заработать какие-то средства, у него хороший доход — это прекрасно. Важно другое: как мы относимся к тому, что заработали? Если как к средству сделать мир лучше, помочь кому-то — это хорошо. Деньги могут быть инструментом делания добра. А если они становятся целью и человек зарабатывает деньги ради денег — то это грех, потому что он становится рабом своего богатства. В этой гонке человек забывает о Боге, своей душе, близких. Такой человек не думает о том, что он — потенциальный наследник Царствия Божия, теряет место там, теряет свою душу. Поэтому я считаю, что поистине богатый человек очень далёк от образа, который нам предлагает реклама.
Нищета — это благословение?
Я всегда был противником крайностей. В связи с богатством их две: бесконечная гонка за благами, которые зачастую даже не нужны, — и показная нищета, когда человек пренебрежительно относится к достатку, считая, что он выше забот о материальном. Есть люди, которые ходят в рванье, не ухаживают за собой и полагают, что этим угодны Богу. Конечно, это не так. Я прочитал недавно слова протоиерея Димитрия Смирнова, который в своё время сказал: «В молодости я считал, что человек создан для страданий. Сейчас я пожилой человек и понимаю, что человек создан для радости». Если Господь дал тебе тело и душу, то даровал и таланты. Реализуй то, что дал тебе Бог! Если человек распознал свой талант и работает над ним, становится профессионалом в своём деле и благодаря этому зарабатывает — что в этом плохого? Он обеспечивает семью, помогает близким, делает мир лучше — разве это грех? Конечно, нет.
Некоторые люди считают, что мир погряз во зле и грехе — но этот мир нам дарован Богом. Неужели Бог даровал нам порочный мир? Или дело в другом, и это мы делаем его таким? Надо смотреть не на порочность мира, а на самих себя. Безусловно, это сложно, но мы все можем жить, радуя близких и Небеса.
Уроки Эйнштейна и Перельмана
Как прекрасно видеть человека, реализовавшегося в любимом деле! Однако часто приходится видеть обратные ситуации: человек встаёт в семь утра, идёт на нелюбимую работу, делает её кое-как, после чего возвращается домой. Так проходит его жизнь. Я беседовал с такими людьми, и они часто говорят, что когда-то хотели заниматься совсем другим, но не вышло. Я спрашиваю: почему? Отвечают: да так жизнь сложилась. Но ведь такой человек сам закопал данный Богом талант в землю! Кто виноват в том, что его жизнь уныла — Бог или он сам? Не устану повторять: развивайте таланты, а успех и признание придут. Не надо тратить жизнь на нелюбимую работу, не надо выбирать в супруги нелюбимого человека — Бог этого не хочет. А то некоторые живут, как придётся, а потом жалуются, что «Бог не дал счастья». Господь-то дал, да человек не воспользовался, зарыл свои таланты в землю.
Не всегда реализованность равна богатству. Вспомним Эйнштейна: гениальная личность, о которой знают все, но разве он был миллионером? Нет. Был ли он внутренне богат, реализован? Конечно. Или вспомним российского математика Григория Перельмана, который отказался от премии в миллион долларов за доказательство теоремы Пуанкаре. Причина отказа — несогласие учёного с математическим сообществом, эту премию присудившим. Представляете? Этот человек счастлив не от количества имеющихся денег, а от того, чем занимается. Именно таких людей и можно считать по-настоящему богатыми и успешными. Если же мы выбираем для себя узкую убогую дорожку — это исключительно наш выбор.
Существует миф, что богатство достигается только какими-то нечестными путями. Мне кажется, такие предрассудки распространяют не сумевшие реализоваться личности. Среди богатых людей много тех, кто немало потрудился, чтобы обрести свой уровень достатка.
Как часто люди находят оправдания собственной лени! Не хотят работать, не ищут возможности улучшить свою жизнь, придумывают множество причин, по которым не успешны. Богатство — не порок, это средство делать мир лучше. А вот лень — действительно грех, с которым нужно бороться.
Протоиерей Николай Марковский
Как бедность меняет мозг и мысли
Нехватка денег влияет на нас сильнее, чем кажется
Многие люди думают, чтобы бороться с бедностью, нужно работать над психологическими установками.
Они уверены, что достаточно научиться правильному финансовому мышлению, и деньги потекут сами собой. Но бедность далеко не всегда обусловлена финансовыми ошибками. Очень часто она превращается в замкнутый круг, из которого невозможно выбраться даже при большом желании. Это происходит в том числе из-за того, что нехватка ресурсов делает с биологией человека.
Что вы узнаете
Что такое стресс бедности
Купер был старшим ребенком в многодетной семье, в которой не хватало денег даже на еду. Он учился в нелегальной христианской школе, в ней не было учителей, лишь жена проповедника изредка проводила уроки. Его одноклассники жили в таких же условиях, многие из них давно погибли от передозировки героином. Но Купер выжил — когда ему было 15, профессор местного колледжа взял его под свое крыло. Он помог ему получить образование и устроиться на работу.
То, что испытывает Купер, называется финансовой тревогой. Она свойственна почти всем людям, но иногда становится такой сильной, что больше напоминает посттравматическое расстройство.
Даже если проблема с деньгами решена, эта тревога уходит далеко не всегда. Все дело в том, что бедность — это гораздо больше, чем просто нехватка ресурсов. Ее влияние на жизнь столь велико, что под ее воздействием меняются многие процессы в организме.
Главный механизм, который превращает бедность в физиологическую проблему — это стресс. Он выработался благодаря эволюции, чтобы приводить нервную систему в мобилизованное состояние: повышаются уровень кортизола, давление и частота сердечных сокращений. Кровь приливает к мышцам, они напряжены и готовы к повышенной нагрузке. Это помогает человеку успешнее реагировать на угрозы.
Но если нервная система постоянно возбуждена, это истощает организм и перестраивает его работу. Стресс превращается в хронический. Именно это делает стресс бедности таким опасным — он не отступает никогда и не дает передохнуть: если не решать финансовые проблемы, они надвигаются с еще более ужасающими масштабами.
Бедность увеличивает риски почти всех проблем, с которыми может столкнуться человек: ожирения и диабета, онкологии, депрессии и тревожности, заболеваний сердца, деменции, одиночества и ранней смерти. Иногда в 10 раз.
Эти риски не исчезают полностью, даже если нужды больше нет. А нередко они даже передаются по наследству. Изучение переживших блокаду Ленинграда показало, что даже у их внуков и правнуков сохраняется повышенный риск ожирения, остеохондроза, заболеваний сердца и патологий зубов.
Примерно к таким же выводам пришли исследователи, изучавшие последствия голодной зимы 1944—1945 годов в Голландии. У детей, выношенных в этот период, на протяжении жизни наблюдался повышенный риск разнообразных заболеваний, а также их карьерные успехи, как правило, были более скромными, чем у тех, кого вынашивали в более спокойное время.
Голод — это экстремальное проявление бедности. Для того чтобы стресс бедности повлиял на здоровье, достаточно и просто нехватки ресурсов. Некоторые изменения появляются еще до рождения.
Курс о больших делах
Как бедность влияет на мозг
Парадокс стресса бедности в том, что он начинает разрушать здоровье и психику до того, как человек осознает себя бедным. Исследования показали, что хронический стресс беременной женщины приводит к изменениям в развитии мозга ребенка. Из-за постоянного напряжения меняется секреция гормонов, участвующих в эмоциях, познании и поведении. Последствия могут проявляться в младенчестве, а могут сохраниться на всю жизнь в форме тревожности, депрессии, агрессии, гиперактивности, а также низкой стрессоустойчивости. Если дефицитная среда сохраняется и после рождения, это усугубляет проблемы.
В 2015 году нейробиолог из Колумбийского университета Кимберли Ноубл опубликовала исследование, в котором проанализировала МРТ-сканы более тысячи детей. Она обнаружила, что у тех из них, кто жил в бедности, площадь коры головного мозга в среднем на 6% меньше, чем у детей из состоятельных семей.
Именно эта часть мозга ответственна за большую часть когнитивной работы. Тесты показали, что участники эксперимента из бедных семей хуже читают, концентрируются, запоминают и имеют меньший словарный запас. Ноубл подытоживает: уже к двухлетнему возрасту различия в мозге богатых и бедных становятся заметными. В среднем результаты когнитивных тестов ребенка из нуждающейся семьи будут на 60% ниже.
Но, конечно, из-за бедности меняется не только кора головного мозга. Также есть свидетельства, что финансовые сложности уменьшают объем серого вещества и мешают связанной работе разных частей мозга. К тому же хронический стресс негативно влияет на работу гиппокампа и миндалины, отвечающих за память и эмоциональные реакции.
При этом Кимберли Ноубл отмечает, что эффект бедности на мозг не всегда одинаков. Ее исследование отражает лишь общие тенденции, из которых есть масса исключений. Например, она видела много бедных детей, чей мозг не отличается от мозга их состоятельных ровесников. Нужда — это фактор риска снижения когнитивных способностей, но некоторым счастливчикам удается его избежать.
В таких случаях могло сыграть роль языковое развитие. Если родители много разговаривают с ребенком, это доказанно повышает когнитивные способности во взрослом возрасте. Ноубл призывает больше говорить с детьми и почаще обсуждать с ними важные вопросы.
Как бедность влияет на решения
Финансовые трудности повышают риск крайне нерациональных решений. Все дело в том, что стресс делает внимание туннельным: человек крайне сфокусирован на одной проблеме и упускает из виду другие важные детали. Он может быстро решить конкретную финансовую задачу, но использовать для этого неадекватное количество ресурсов и тем самым создать новую проблему.
Ученые из нескольких вузов, включая Гарвард и Принстон, продемонстрировали, как это работает в серии экспериментов.
Участники одного эксперимента играли в игру, похожую на Angry Birds. Они были разделены на две группы: «богатые» игроки — им было доступно большое количество попыток попасть по цели, и «бедные» игроки — у них было всего несколько попыток. Изначально предполагалось, что «богатые» покажут результат лучше — ведь у них больше шансов натренировать меткость. Но результат оказался противоположным: игрокам с небольшим числом попыток удавалось точнее попадать по цели, хотя на то, чтобы просчитать каждый выстрел, у них уходило гораздо больше времени. Зато когда «бедным» дали возможность «занять» количество попыток, их меткость испарилась. К тому же многие заняли непропорционально много.
Еще один вывод исследования — нехватка ресурсов в разы повышает когнитивную нагрузку на человека. «Богатые» игроки гораздо меньше устали от игр, несмотря на большое количество попыток, чем «бедные», которым пришлось тратить много энергии на каждый шаг. В реальной жизни в условиях финансовых сложностей происходит то же самое. Каждое мелкое решение — например, поход в продуктовый магазин — требует большого анализа, потому что последствия необдуманного решения могут быть слишком тяжелыми. Причем когнитивная нагрузка возрастает, даже когда решить надо гипотетическую финансовую проблему.
Анализ Илдара Шафира: дефицитPDF, 251 КБ
Одновременно с этим респондентов попросили играть в компьютерные игры, которые оценивали их когнитивные способности. На этом этапе разницы в результатах богатых и бедных не было.
Похожие результаты показали эксперименты с индийскими фермерами. Они прошли тестирование когнитивных способностей перед сбором урожая — когда у многих из них уже кончаются деньги — и после, когда их труд был оплачен. Во втором случае большинство показало гораздо более высокие результаты.
Соавтор исследования, профессор Принстонского университета Илдар Шафир так объясняет этот механизм: огромная когнитивная нагрузка, которая лежит на людях с финансовыми сложностями, приводит к тому, что они чаще принимают неоптимальные решения. Их мозг всегда занят решением насущных денежных проблем, и это не может не отнимать огромное количество сил. В результате остается меньше времени и энергии на общение с детьми, на быт и на саму работу. Со временем усталость лишь копится, это приводит к еще большему количеству плохих решений и проблем с ментальным и физическим здоровьем.
Как бороться с последствиями бедности
Ученые, изучающие бедность, сходятся во мнении, что для борьбы с ней нужны централизованные программы при поддержке властей. Но какими должны быть эти программы — предмет споров.
Илдар Шафир считает, что правительству очень важно снижать когнитивную нагрузку у бедных людей. Например, будут полезны социальные сервисы для поддержки малоимущих родителей: иногда посидеть с ребенком — это лучшая помощь. А получение финансовой помощи от государства должно быть простым: если для этого нужно отстаивать долгие очереди и подавать десятки заявлений, это лишь усугубляет проблему.
Психология дефицита — Американская психологическая ассоциация
Ни Шафир, ни Ноубл не дают советов о том, как выбраться из бедности. Кристиан Купер, успешный финансист с финансовой тревожностью, говорит, что все истории успеха — это в первую очередь редкая удача, а не результат невероятной работы над собой. Что действительно может помочь — это финансовая грамотность и стремление откладывать хотя бы небольшие суммы, а также навыки регуляции стресса бедности.
Примерно такие же советы можно дать тем, кто уже не живет в нужде, но все еще переживает из-за денег слишком сильно. Ноубл говорит: бедное детство — это не приговор, и напоминает про нейропластичность. Человеческий мозг способен меняться в ответ на новый опыт в любом возрасте. Например, исследования показывают, что сеансы психотерапии помогают снизить финансовую тревожность среди людей с низким доходом. Вот несколько упражнений, которые могут быть полезны.
Как меньше переживать из-за денег
Человек не всегда может решить навалившиеся на него финансовые трудности, но всегда может сделать что-то хорошее для себя. Правда, начать заботиться о себе не так просто. Людей с финансовыми трудностями любой вопрос, касающийся денег, выбивает из колеи. Например, как только они решают купить что-то ради собственного удовольствия, начинаются муки совести. Не надо игнорировать это состояние. Лучше взять паузу и вернуться к этому в спокойном расположении духа. Сопротивление усиливает негативные эмоции, и в такой ситуации ни один из перечисленных ниже способов не принесет пользы.
Определите, действительно ли вы бедны. Бедность, при которой люди не могут позволить себе базовых вещей, по-прежнему часто встречается, и это большая беда. Но нередко на моей практике встречаются ситуации, когда люди просто игнорируют имеющиеся у них блага. Чтобы быть объективнее, определите, какое из этих утверждений вам ближе:
Только первый пункт из этого списка характеризует тяжелое финансовое положение. Если вы выбрали другой, значит, все не так плохо. Часто возникают омрачающие идеи: «недостаточно» или «можно лучше». Это не повод игнорировать хорошее. Осознайте, сколько хорошего с материальной точки зрения вы имеете.
Пойдите дальше и ответьте на вопрос: что хорошего принес вам опыт бедного детства? Возможно, вы научились шить или быть самостоятельным. Наверняка это приносит вам свои бонусы и сегодня.
Расшифруйте понятие бедности и богатства. Ответьте на вопрос: как это — быть бедным в вашем понимании? Например, для вас важно иметь автомобиль, тогда пишите: «Если я бедный, я не могу купить машину» и так далее. Список должен содержать больше трех пунктов. Закончите и отложите эту работу на день-два, а затем посмотрите на свой перечень со стороны, как будто его составил кто-то другой. Возможно, вы посчитаете эти пункты неактуальными для вашей жизни сейчас.
Теперь ответьте на вопрос: кто такой богатый человек? Также трех пунктов достаточно. Используйте не абстрактные формулировки вроде «богатый — это тот, кто может себе все позволить», а конкретные. Допустим, «он покупает дорогой хлеб и не страдает по поводу высокой стоимости продукта».
Вы внезапно можете осознать, что какой-то из пунктов уже вполне способны воплотить в жизнь. Возможно, стоит этот сделать. Это поможет убедиться, что это уже факт реальности. Только так придет понимание, что вы не тот, кем были раньше.
Оцените, сколько стоит ваше время. Малообеспеченные люди, как правило, обесценивают свое время. А оно точно стоит денег, пусть и небольших. Работая по договору, когда есть фиксированные ежемесячные выплаты, легче определить стоимость часа. На фрилансе это сделать сложнее, но тоже реально.
Установите безболезненную сумму. Если чрезмерно экономить на себе, то в скором времени это приведет к эмоциональному истощению. Дайте волю чувствам. Согласитесь, что потеря одного рубля не доставит вам серьезных переживаний.
Постарайтесь найти такую сумму, расставание с которой пройдет безболезненно. С ее помощью можно экспериментировать: совершать мелкие или более крупные покупки. Траты должны приносить исключительно приятные переживания, удовольствие. Не стремитесь выбирать функционально полезные вещи, вся соль лишь в приятных эмоциях.