Грайм рэп что это
Грайм
гринди, ритм-н-грайм, электро-грайм
Грайм (англ. grime ) — музыкальный жанр, возникший в начале 2000-х годов в восточном Лондоне (Ист-Энд) на стыке гэриджа и хип-хопа. Грайм характеризуется темпом около 138 ударов в минуту, минималистичным брейкбитом с ярко выраженными малыми барабанами, «консольными» футуристическими электронными звуками и глухими раскатистыми басами. Как правило, поверх этих музыкальных зарисовок, так называемых «риддимов», идёт скоростная ритмичная читка или пение в стиле современного ар-н-би; атмосфера треков часто очень мрачная и агрессивная. В период становления эту музыку также называли саблоу (sublow), эйтбар (8-bar) и эскибит (eskibeat). Нередко грайм-риддимы путают с дабстепом, другим преимущественно инструментальным ответвлением гэриджа, пришедшим с юга Лондона; в то же время дабстеп-композиции зачастую используют в качестве основы для вокальных грайм-треков — путём наложения поверх типичной читки.
Изначально термином грайм, несущим уничижительный оттенок (grime — грязь), обозначали новую волну гэриджа низкого качества от продюсеров из небогатых районов, пишущих свою музыку используя «базовые пакеты» таких программ для персональных компьютеров как FruityLoops и Reason, а также на дешёвых грувбоксах или вовсе на игровых консолях. Однако к 2002 году грайм оформился в цельную эстетическую форму. Композиции в этом жанре ротируются на музыкальных телеканалах и попадают в хит-парады. Некоторым представителям грайма удалось подписать контракты с крупными лейблами звукозаписи и спонсорские контракты с известнейшими компаниями спортивной одежды и обуви. В 2003 году ярчайший представитель грайма Dizzee Rascal стал обладателем престижной британской музыкальной премии Mercury Prize за свой дебютный альбом «Boy in da Corner».
Основной метод распространения грайма — это так называемые «микстейпы» и пиратское радио, хотя эта музыка представлена и на некоторых легальных альбомах и радиостанциях (Kiss 100, BBC 1Xtra, BBC Radio 1 и т. п.). Мощнейший рупор грайма — спутниковый телеканал Channel AKA (в прошлом — Channel U).
Основные представители
Наиболее известные представители грайма:
Грайм: что это за музыка, особенности стиля в России
В отличие от американских тус, где все делилось на “белое и черное”, в Великой Британии было всем безразлично, какой у тебя цвет кожи. Ямайцы тусили вместе британцами, которые взяли себе на вооружении ямайские мотивы. Таким образом появилась первая UK rap-музыка, в частности грайм. Она была жесткой, агрессивной и с хорошей подачей. Чуваки читали о свободе, слали политиков куда подальше и говорили в открытую о наркотиках. Естественно такую музыку никто не захотел брать в ротацию.
Derek B стал первым британским рэпером, который смог залететь в мейнстримные чарты. Тогда абсолютно все слушали американский хип-хоп, поэтому британские исполнители завидовали им. Поэтому Derek B поначалу читал с американским акцентом. Однако большинству британцев это не зашло.
Со временем UK rap становится все сильнее и агрессивнее. Появляются банды и начинаются перестрелки. В ходе одной из них в Бирмингеме застрелили даже двух подростков. Власть ополчилась против UK rap.
В свою очередь UK Garage породил два стиля: грайм и dubstep. Последний больше связан с инструментальной музыкой. В свою очередь грайм можно назвать британским андеграундом. В нем поднимаются остросоциальные проблемы. Этот стиль зародился в подвалах восточного Лондона в конце 90-ых годов.
Грайм не является веткой рэпа и хип-хопа. Это самостоятельный жанр со своими особенностями. Грайм-биты, так называемые риддимы, не похожи на другую электронную музыку. Сам флоу в этом жанре является чем-то особенным. Это рифмованные строки с мелодичным пением.
Особенностью стиля грайм является то, что один и тот же текст можно перенести абсолютно на другой бит. Этот жанр принято делить на две волны: первая из них была в начале 2000-ых годов. Несмотря на засилье хип-хопа в тот период, некоторые представители этого жанра смогли взобраться на вершину.
Одним из них стал Dizzee Rascal, который выстрелил с альбомом Boy in da Corner. Этот исполнитель до сих пор записывает грайм-рэп и врывается со своей музыкой в чарты.
В тот период грайм начинает качать все Великую Британию. Он залетает в мейнстримные чарты UK-музыки. Его представители начинают заключать контракты с крупными музыкальными лейблами.
На отдельное внимание заслуживают грайм-концерты, которые проходят очень бурно. Некоторые из их участников «палили из пушек в небо» в знак одобрения. Такой беспредел очень не нравился власти, которая создала специальный отдел «Тризубец» для борьбы с рейвами и грайм-концертами.
Под жёстким прессингом некоторые представители этого жанра начали делать более лайтовое музло и стали тусоваться с попсовыми артистами из MTV. Падение популярности жанра в 2004 году не остановило лондонских МС записывать музыку в этом стиле и далее.
После долгого затишья грайм вновь ворвался в музыкальную индустрию в 2015 году. Канье Вест организовал в Лондоне масштабный концерт, на котором выступил на сцене вместе с лучшими представителями этого жанра: Skepta, Stormzy, Jme. Этим концертом был дан серьезный толчок для возрождения этого стиля.
С этого момента о грайме начал говорить весь мир. На крупнейшей выставке в 2017 году Faces&Laces выступал Giggs на главной сцене. Спустя два года набирает популярность британский рэпер Slowthai, который хоть и не делает грайм, но его музыка имеет такой же агрессивный посыл. Один раз он вышел на выступление с макетом оторванной башки премьер-министра Великой Британии. В 2021 году Slowthai выпустил новый альбом Tyron, который стал одним из главных релизов в американском рэпе в 2021 году.
Грайм в России
В 2015 году самый известный представитель грайма на территории России Оксимирон записывает альбом «Горгород». На волне популярности этого жанра Мирон начинает захватывать русскоязычных слушателей. В России появляются площадки для баттлов, на которых рэперы сражаются в этом стиле.
Еще одним известным деятелем в этом жанре был Слава КПСС. Однако он не долго записывал музыку в рамках этого стиля и вскоре начал двигаться в другом направлении.
Сейчас русский грайм не очень популярный из-за большого засилья рэперов из новой школы. В России этот жанр потерял свою актуальность и перестал развиваться.
С чего начать знакомство с граймом Skepta, JME, Kano, Novelist и другие величины жанра, а также издания, где о них можно читать
6 мая вышел новый альбом Skepta — пожалуй, самого важного сейчас британского грайм-исполнителя. Обойти его вниманием сложно: грайм продолжает набирать популярность, а в Москве последний год проходят регулярные грайм-вечеринки. В новом выпуске нашей образовательной рубрики мы решили рассказать, как появился грайм и на каких его представителей стоит обратить внимание в первую очередь.
основатель cообщества о грайме Zuluwarrior
Многие называют грайм британской версией рэпа, но это cовсем не так. Этот зародившийся на окраинах Лондона в начале 2000-х стиль — самобытное музыкальное направление. У истоков грайма стоят принесённые на территорию Британии выходцами с Ямайки рэгги и дэнсхолл, а также гэридж и драм-н-бэйс — чисто британские жанры.
Мрачный, тёмный звук грайма, агрессивная читка и звучание инструменталов, а также лирическое содержание треков сильно отличались от предшествовавшего ему клубного гэриджа. При этом они куда правдивее отображали жизнь музыкантов, создававших свою музыку на полуподвальных студиях и выступающих на пиратских радиостанциях. Для понимания, что из себя представляет грайм, к прослушиванию обязательны первые альбомы Wiley, Dizzee Rascal и Kano — пионеров жанра, стоявших у истоков. Из классиков необходимо отметить JME — младшего брата Skepta, сооснователя ведущей грайм-группировки Boy Better Know. А также D Double E, Footsie, P Money, Rude Kid, Spooky. Из представителей новой волны и молодого поколения выделяются Novelist, Stormzy, Faze Miyake и Murlo.
До наших дней грайм претерпел несколько этапов развития — это и подпольное время становления классического грайма, и клубно-попсовая эстетика, коснувшаяся многих грайм эмси в конце 2000-х: ведущие артисты выпускали совместные треки с Пи Дидди, Тайо Крузом, Армандом ван Хельденом и даже Шакирой. Сейчас грайм возвращается к своим истокам, к уличной истории, подчёркивая свою уникальность и самобытность.
В нашей стране грайм не особенно популярен. Если кто-то из исполнителей и на слуху, так это Skepta — самый раскрученный и мейнстримовый. Есть молодые продюсеры, создающие достойную музыку, которую включают в эфиры британских радиостанций, но здесь они по большому счёту никому не известны.
Что читать и смотреть о грайме
Как грайм стал главным жанром уходящего года
Ёмкий русскоязычный материал о том, что из себя представляет грайм вообще, что происходит с этим жанром сейчас и почему он становится популярным не только среди давних поклонников. Сюда же стоит идти за миксами с классическим и не очень граймом.
Дискуссия «Грайм и Америка»
Круглый стол Boiler Room о резком росте популярности грайма в США — стране, где до появления грайм-звёзд на одной сцене с Канье Уэстом английских эмси не очень-то воспринимали всерьёз. Дискуссия поможет разобраться в сложных отношениях грайма и рэпа и в общем расскажет о переменах в жанре. Для тех, у кого сложно со слуховым восприятием, у записи есть и расшифровка с примерами самых важных треков.
Серия Noisey London о становлении грайма
Один из выпусков проекта Noisey, в рамках которого журналисты издания Vice рассказывают о главных музыкантах того или иного города. В серии про Лондон рассказывают как раз о развитии грайма, затрагивая Giggs, Skepta, Jammer и других важных артистов жанра.
Поток Grime Ting на The Flow
Следить за новостями из мира грайм-музыки можно в специальном потоке Grime Ting на сайте The Flow. Короткие подборки о самом главном выходят примерно раз в месяц, чего вполне достаточно для тех, кто просто хочет оставаться в курсе музыкальной повестки.
Куда ходить в Москве
Грайм в Москве всё ещё не так популярен, как, скажем, техно, но постепенно набирает обороты. Первыми продвигать этот жанр стало движение Zuluwarrior с регулярными вечеринками в городских клубах. Организаторы отмечают, что прогресс уже налицо: если прошлым летом к ним ходили с десяток-другой друзей, то сейчас это пара-тройка сотен человек.
Grime – голос Туманного Альбиона
“Грайм для меня это я и мои парни. Мы просто чиллим.
Все что мы делаем – это грайм.”
JME
Грайм – жанр родившийся в нулевых на окраинах Лондона, на стыке классического юк-гэриджа, драм-н-бэйса и джангла. Вышедший из подвалов, гаражных студий, блоков социального жилья, соединивший в себе ломанный бит, агрессивный флоу (flow – ритмика читки), остросоциальные текста, жанр стал истинно британским ответом хип-хопу из-за океана.
Содержание
Историю жанра принято делить на две волны – условные Grime 1.0 и Grime 2.0. Первая волна не принесла грайму глобальной известности, но вторая, начавшаяся в 2013-2014 годах, захлестнула все уголки земного шара. Канье Уэст выходит на одну сцену с легендами жанра, Скепта сотрудничает с Асап Роки и Ксавьером Вульфом, а его коллаборации с Nike собирают многочисленные кемпы.
Но обо всем по порядку.
Grime 1.0
Начавшись в конце 90-тых, когда Willey первым стал читать поверх джангл-музыки, первая волна грайма быстро захватила многих МС Туманного альбиона. Как и панк, грайм произрастал снизу, от людей, чей голос не был отражен в популярной культуре. Пытаясь быть услышанными, битмейкеры писали музыку без профессионального оборудования на старых компьютерах и игровых приставках, семплируя звуки индустриального Лондона, полицейские сирены и грохот выстрелов, а МС записывались в своих комнатах. Пиратские радиостанции, подпольные рэйвы и подвальные грайм-клэши – людям это нравилось, они доверяли историям, рассказанным в треках, ведь артисты читали по-английски, с английским акцентом. Формировалась идентичность британской уличной музыки, использующей местный слэнг и раскрывающей лондонские реалии. Сотни молодых парней смогли выйти из тени и рассказать всей британии о вещах, по-настоящему волнующих их.
Благодаря специфике бита и текстов казалось, что жанр никогда не выйдет из андерграунда. Однако в 2003 Dizzie Raskal выпускает свой альбом «Boy in da corner», звучание которого идеально подошло как для рэйвов, так и для обычного прослушивания и грайм выходит из подполья на британскую мейнстрим-сцену, захватывая клубы, радиоротацию и телевизор.
Grime = Crime
Одновременно с зарождением грайм-сцены был организован отдел полиции Trident,он же «Трезубец», на счету которого множество отмененных рэйвов и выступлений. Также была введена скандально известная форма 696, обязующая владельцев площадки информировать Трезубец о предстоящем мероприятии. В ней необходимо было указывать почти все персональные данные артиста, тем самым устанавливая тотальный контроль за сценой. Существовала даже практика, когда полиция анализировала треки МС, и если его криминальные текста оказывались правдой, то артист оказывался за решеткой.
Даже отсидев свои сроки, исполнители не могут легально выступать, потому что Трезубец всячески препятствует выступлению. Так, например, легендарный Giggs, арестованный за ношение девятимилиметрового и вышедший из тюрьмы в 2003, вынужден выступать в качестве секретного гостя, выходя на сцену всего на несколько треков и после скрываться в неизвестном направлении.
На волне давления со стороны органов правопорядка сцена претерпевала изменения, со временем приведшее к тотальному упадку жанра. Некогда пионер Диззи, как и многие другие легенды, ушел в более попсовое звучание, открестившись от маргинального слова Grime и выступая вместе с Шакирой на MTV EVA в 2012.
Но грайм не умер. Перебравшись на просторы Soundcloud’а, музыканты все больше и больше экспериментировали со звучанием, а роль MC отошла на задний план. В 2013 году вышел сборник Grime 2.0, комментарий к которому очень четко характеризовал происходящее в жанре на тот момент: “В то время, как MC всеми силами искали способы продаться подороже, грайм-сцена развивалась усилиями изобретательных битмейкеров. Влияние хип-хопа, джангла, а также самой прогрессивной электроники было должным образом абсорбировано новым поколением битмейкеров”. Выход данного сборника является знаменательной вехой развития жанра, ведь именно с него принято отсчитывать вторую волну, открывшую для грайма весь мир.
Grime 2.0
Настоящий успех и выход в свет для жанра случился в 2015 году. Тогда поп-икона и мастер перфоманса Канье Уэст вышел на сцену BRIT Awards (важнейшей британской ТВ-премии) в окружении группы мужчин, одетых во все черное с огнеметами в руках и исполнил трек All Day. В толпе публика узнали грайм-ветеранов, таких как Skepta, JME, Stormzy, Novelist (которому на момент выступления было 18 лет) и многих других. После этого музыкальные издания заговорили о возрождении жанра.
Однако некоторых сей перфоманс шокировал, стоит вспомнить легендарное интервью девушки, вдохновившее Skepta на один из самых известных своих треков “Shutdown”: ”A bunch of young men all dressed in black dancing extremely aggressively on stage. It made me feel so intimidated and it’s just not what I expect to see on prime-time TV.”
Со своим Shutdown Skepta повел грайм в Америку, срывая sold-out’ы на каждом своем выступлении. Благодаря своей дружбе с Drake, который кстати сделал татуировку Boy Better Know (грайм-лейбл младшего брата Skepta – JME) жанр пробился и в американский мэйнстрим, став единственной британской музыкой, которой это удалось.
Последние три года грайм у всех на слуху, Stormzy становится четвертым исполнителем в истории, весь дебютный альбом которого «GANG SIGNS & PRAYER» попадает в top-100 британских чартов, фит Skepta и Asap Rocky держится в топе эплмьюзик, а икона американского андерграунда и отец клауд рэпа Xavier Wulf записывает со Skepta ремикс на свой легендарный Check it Out.
В России же интерес к грайму рос с 2015 года, когда московская группировка Zuluwarrior разбавила засилье техно в клубах сочными басовыми миксами, в которых успешно смешивался юкей гэрэдж, грайм и басслайн. Волну британской музыки быстро подхватили и вот уже сам Skepta выступает на Пикник-Афиши 2016, а хэдлайнером FACES&LACES 2017 становится Giggs.
Сейчас грайм стал неотъемлемой частью современной культуры и проник почти во все ее области. Галереи вывешивают холсты с легендами жанра в аристократических нарядах (ссылка), а американские рэперы активно сотрудничают с британскими эмси. Скепта участвует в показах знаковых дизайнеров и уже третий раз выпускает коллаборацию с Nike. Так и Zuluwarrior, в этом году сделавшие со спортивным гигантом совместную коллекцию, посвящённую уличному футболу.
Чем отличаются грайм, рэп и хип-хоп между собой? Чем отличаются грайм, рэп и хип-хоп между собой?
Грайм характеризуется темпом около 140 ударов в минуту, минималистичным брейкбитом с ярко выраженными малыми барабанами, «консольными» футуристическими электронными звуками и глухими раскатистыми басами. Как правило, поверх этих музыкальных зарисовок, так называемых «риддимов», идёт скоростное ритмичное зачитывание или пение в стиле современного ар-н-би; атмосфера треков часто очень мрачная и агрессивная. В период становления эту музыку также называли саблоу (sublow), эйтбар (8-bar) и эскибит (eskibeat). Нередко грайм-риддимы путают с дабстепом, другим преимущественно инструментальным ответвлением гэриджа, пришедшим с юга Лондона; в то же время дабстеп-композиции зачастую используют в качестве основы для вокальных грайм-треков — путём наложения поверх типичной читки. Также часто путают технику исполнения хип-хоп артистов и грайм MC, ошибочно называя грайм поджанром хип-хопа.
***
Очень часто термины «хип-хоп» и «рэп» используются как синонимы, что не является правильным. Рэп — «речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку» [1], которое может использоваться не только хип-хоп исполнителями, но и представителями других жанров — современного ритм-н-блюза, поп-музыки, рэпкора, ню-метала, раггамаффина; в то же время существуют исполнители альтернативного хип-хопа, не использующие в своих записях вокал. Возникнув как разновидность стиля spoken word, рэп превратился в настоящее искусство, имеющее множество граней. Так, рэперы Twista и Busta Rhymes исполняют сверхскоростной речитатив, а Ghostface Killah превращает свои рифмы в настоящие загадки, непонятные неподготовленному слушателю.
Термин «хип-хоп» определяют как сочетание двух слов — «hip» (ура) и «hop» (прыжок) [2]. Или как аналог словосочетания на русском языке — «Прыг-Скок» (армейский счёт при маршировке в американских вооруженных силах)